Стилистическая языковая норма. Динамика действия в повествовательных текстах и использование описания при повествовании. Степь. Чехов Антон Павлович
(Отрывки)
Рассказ для детей про лето.
Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали. Даль заметно почернела и уж чаше, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, точно от тяжести, склонилась вправо.
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром.
Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний...
Загремел сердито гром, прокатился по небу справа налево, потом назад и замер...
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула...
Дождь почему-то долго не начинался. Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул... и убежал куда-то. Послышался ровный, спокойный шум, но в это время что-то посыпалось и застучало по дороге. Это был дождь...
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еше прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прошено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты1 - все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывает, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степнякизовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем - это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко приторен и нежен.
Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит на руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неус-нувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая Друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солние уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку...
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где тень лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании... Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка.
Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не вьшержали гнета и, источивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово - и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...
Вдруг рванул ветер...
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки...
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...
Стилистическая языковая норма
УПРАЖНЕНИЯ
69. Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи.
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжающаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное место граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...)
Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни шума колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...)
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...)
Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...)
Вдруг над самой головой Егорушки со страшным оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
70. Изложите текст лекции по истории, взятый из юмористической статьи, помещённой в газете «Университетская жизнь», научным стилем. Подчёркнутые существительные – имена собственные или нарицательные – географические названия или названия народов – жаргонизмами не являются. Подчеркните слова, принадлежащие внелитературной лексике.
Konspekt odnogo krutogo studenta na odnoj zabojnoj lekcii
Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре её загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залукаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.
Правда, он пытался ещё рыпаться и делать пальцы веером, но накололся и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба – и ему, и всей его хевре.
Короче, при Хаммурапи по всему Междуречью царил полный кукан: вавилоняне щимились повсюду, везде устраивали разборки и наводили на всех шороху. Все линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Однако когда Хаммурапи откинул копыта, в Вавилонии началась лажа. Наследником Хаммурапи был Самсуилуна . Этот братило ещё пытался качать права, но всем это было уже параллельно. На юге всё конкретней балдели эламиты , позже они даже упёрли чёрный базальтовый столб с Хаммурапиной ксивой. Всё резче наезжали касситы , на западе митанийцы вовсю раскатали губу трамплином, вконец охамев. В городах пошли левые базары. Каждый забитый шланг бил себя пяткой в грудь и воротил телегу. Самсуилуна , конечно, обламывал эти лоховские рисовки, но общее положение в Вавилонии было стрёмным. В экономике царил полный маразм, аристократов косила шиза, население качало права. Крутой наезд хеттов в 1600 г. до н.э. окончился полным обломом вавилонян . Таким образом, старовавилонянскому царству пришли кранты. (Составлено кандидатом филологических наук, доцентом И.Б.Голуб).
История отпадения Нидерландов от Испании
В 1565 году по всей Голландии пошла шняга, что папа – антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри. Римская курия, обиженная за пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права – нахально тащили голландцев на исповедь, свистя в проповедях об аде и рае. Отказчиков сажали на нары, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук. Спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное: их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.
Тогда Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. А мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Вильгельм Оранский тут же припух в своей зоне.
Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, на этапах он не тянул резины, наступал без показухи и туфты. На Альбу пахали епископы и князья, в ставке шестерили графья и генералы, а кто махлевал, тот загинался. Пленных заваливал начистяк, чтоб был полный порядок. Но Альба вскоре даже своим проел плешь. Все знали, что герцог в законе и на лапу не берёт, но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казённую монету. Альбу замели на общие работы.
В это время доходяга Филипп II послал на Англию Непобедимую Армаду, но здорово фраернулся. Гранды-нарядчики филонили, поздно вывели Армаду на развод, на Армаде не хватило пороху и баланды. В Бискайском море Армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал Стефенс и Френсис Дрей разложили Армаду, как бог черепаху.
Голландцы обратно зашуровались и вусмерть покутились, когда дотыркали про Армаду. Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило. Голландцы восстали по новой. Тут владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой. (Составлено выдающимся русским поэтом Л.Н.Гумилёвым).
71. Найдите в тексте черты официально-делового стиля, сформулируйте их. Изложите текст разговорным стилем.
Порча хорошего настроения
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причём как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименованиий различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот как у нас порой ещё допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
72. Сравните тексты, подчёркивая их функционально-стилевые и жанровые отличия, своеобразие лексических и грамматических средств, используемых для описания объекта. Сделайте вывод о стилевой принадлежности текстов.
О менеджменте. Мы все одна семья
У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба. Компании, которые достигли в стране наибольшего успеха, – это те компании, торые сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров...
Работая в промышленности с людьми, мы поняли, что они трудятся не только ради денег и что, если вы хотите стимулировать, деньги не самое эффективное средство. Чтобы стимулировать людей, надо сделать их членами семьи и обращаться с ними, как с её уважаемыми членами.
Мы подбираем на должность менеджеров людей, которые умеют убеждать других, которые могут пробудить желание сотрудничать с ними. Управление предприятием – менеджмент – это не диктатура. Высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой... Менеджерам следует позаботиться о том, чтобы инвестор получил хорошую прибыль, но они должны также помнить о своих рабочих или коллегах, которые должны помогать ему поддерживать жизнь компании, и вознаграждать их за работу.
Всех наших инженеров мы вначале направляем на работу на производственном конвейере, где они пребывают достаточно долго для того, чтобы понять, как производственная технология согласуется с тем, что они делают.
Чтобы укреплять наши рабочие отношения как коллег и поддерживать контакты, я обычно почти каждый вечер обедаю с молодыми управленцами нижнего звена и допоздна беседую с ними.
Я начал издавать еженедельную газету компании, где мы публикуем объявления о вакансиях. Это даёт работникам возможность тайно попытаться перейти на другую работу. Мы стараемся переводить наших работников на новую работу примерно раз в два года. Но энергичным, растущим работникам надо давать возможность раньше менять работу в рамках компании, с тем, чтобы они нашли себе место, соответствующее их уровню.
Мы получаем от этого двойную выгоду: человек находит работу, которая больше его удовлетворяет, и в то же время отдел кадров может выявить потенциальные проблемы управляющих, от которых подчинённые стремятся уйти...
Компания ничего не добьётся, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все наши работники вкладывали свой ум. Сегодня мы получаем в среднем от каждого нашего работника по восемь предложений за год.
Если где-то возникает брак, считается дурным тоном, если управляющий начнёт выяснять, кто допустил ошибку. Главное, с моей точки зрения, не в том, чтобы найти виновного в ошибке, а скорее в том, чтобы выявить причины ошибки.
Если человека, который совершил ошибку, опозорить и лишить его возможности сделать карьеру, он может потерять стимул на всю оставшуюся трудовую жизнь, а компания лишиться всего, что он впоследствии мог бы ей дать.
Если же говорить о менеджменте, то удивительное заключается в том, что менеджер может годами совершать ошибки, которые никто не осознаёт. Это объясняется тем, что искусство менеджмента представляет собой нечто неуловимое, о чём не всегда можно судить по итогам следующего квартала. Менеджеры могут демонстрировать прекрасные итоги и в то же время погубить всю компанию, если они не делают капиталовложений ради будущего.
Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое количество людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое. Вот что такое менеджмент.
II. Менеджмент (англ. – управление, заведование, организация) – совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности.
Менеджер – наёмный профессиональный управляющий предприятия, член руководящего состава компании, банка, финансового учреждения, их структурных подразделений; специалист в области управления
Менеджеризм – современная экономическая теория, согласно которой контроль над производством в развитых странах перешёл от частных собственников к наёмным управляющим – менеджерам (Словарь иностранных слов, 1994г.).
73. Определите стилевую принадлежность текстов, проанализировав их лексико-грамматические особенности. Отметьте использование образных выражений в текстах и попробуйте объяснить причину их использования. С какой целью автор прибегает к использованию образных выражений? Сформулируйте основную функцию каждого текста и обоснуйте необходимость использования большого количества эпитетов, сравнений, метафор, переносных значений слов в одном тексте и отсутствие таковых в другом. Сравните выбор лексических средств текстов, связав его с основной функцией каждого.
I. ...Культура, прежде всего, понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-нибудь коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определённой социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.
Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определённую систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное положение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла.
Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся лишь на этой, последней. Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», – слово «хлеб» означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: «пища, потребная для жизни»...
Ю.М. Лотман
II. Сердце поэзии – в её содержательности. Содержательность стихов во многом зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического ощущения, мировоззрения. Будучи художником, поэт обязан снимать с вещей и явлений их привычные, обыденные маски. Привычные сочетания слов, механические формулы оказывают плохую услугу поэзии. Тот, кто видит вещи и явления в их живом образе, найдёт живые необыденные сочетания слов.
Все слова хороши, почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является художественным. Слово получает свой художественный облик только в сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания? Это прежде всего сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы, преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые лепят художественный образ. Сочетаниями образов управляет поэтическая мысль.
Но смысл слова – это ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Художественное звучание возникает в сочетаниях слов. Сочетания трудно произносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, – мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовавать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли.
Не знаю, можно ли научиться такому сочетанию слов. Обычно у поэта они получаются сами собою, и в полной мере поэт начинает замечать их, когда стихотворение написано. Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою...
Н.А. Заболоцкий
(Для справок: анафора (единоначатие) – одна из стилистических фигур: оборот речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале отдельных фраз в прозаическом произведении или стихотворных строк (Как мы шли в ночную сырость,как бежали мы сквозь тьму; Черно глазую девицу, черно гривого коня ); метафора – употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами (Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой ); метонимия – замена в речи названия явления, понятия, предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении (Все флаги в гости будут к нам ); эпитет – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета (Шелковые кудри, бродяга -ветер ); оксиморон -– оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления (Звонкая тишина, горькая радость ); олицетворение (прозопопея) – прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями (Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость ... ); гипербола (преувеличение) – образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления (Куда ни махнет, улица падет, А назад отмахнет – переулицы ); сравнение – определение явления или понятия в речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым (Он был похож на вечер ясный ; Я песней, как ветром , наполню страну )).
74. Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте выбор лексических средств основной функцией текста. Проанализируйте грамматические особенности текста. Подумайте, к какому жанру можно отнести данный текст.
Бабья доля подсиделки
Мы начали составлять словарик российской бизнес-элиты. Оказалось – увлекательное занятие. Не знаю уж, насколько значима его филологическая ценность, но для уяснения понятий, установившихся в России, - почти путеводитель. Не случайно ещё классики говорили о том, насколько точен, могуч и богат русский язык. Подтверждаю: отдельные его новаторы действительно богаты и промахов стараются не допускать – ни в словах, ни в поступках.
Словарь современной бизнес-элиты
Ера! - сказал он тихо. - На, бей!
Егорушка с удивлением посмотрел на него; в это время сверкнула молния.
Ничего, бей! - повторил Дымов.
И, не дожидаясь, когда Егорушка будет бить его или говорить с ним, он спрыгнул вниз и сказал:
Скушно мне!
Потом, переваливаясь с ноги на ногу, двигая лопатками, он лениво поплелся вдоль обоза и не то плачущим, не то досадующим голосом повторил:
Скушно мне! Господи! А ты не обижайся, Емеля, - сказал он, проходя мимо Емельяна. - Жизнь наша пропащая, лютая!
Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали.
Егорий, возьми! - крикнул Пантелей, подавая снизу что-то большое и темное.
Что это? - спросил Егорушка.
Рогожка! Будет дождик, так вот покроешься.
Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Чернота ее, точно от тяжести, склонялась вправо.
Дед, гроза будет? - спросил Егорушка.
Ах, ножки мои больные, стуженые! - говорил нараспев Пантелей, не слыша его и притопывая ногами.
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.
А он обложной! - крикнул Кирюха.
Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто.
Скушно мне! - донесся с передних возов крик Дымова, и по голосу его можно было судить, что он уж опять начинал злиться. - Скушно!
Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
Егорушка, думая, что сию минуту польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.
Пантелле-ей! - крикнул кто-то впереди. - А… а…ва!
Не слыха-ать! - ответил громко и нараспев Пантелей.
А…а…ва! Аря…а!
Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод.
Свят, свят, свят, Господь Саваоф, - прошептал Егорушка, крестясь, - исполнь небо и земля славы Твоея…
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали, всех подводчиков и даже Кирюхину жилетку. Черные лохмотья слева уже поднимались кверху и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда всё кончится.
Дождь почему-то долго не начинался. Егорушка, в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно. Егорушка не увидел ни Пантелея, ни тюка, ни себя; покосился он туда, где была недавно луна, но там чернела такая же тьма, как и на возу. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
Пантелей! - позвал Егорушка.
Ответа не последовало. Но вот, наконец, ветер в последней раз рванул рогожу и убежал куда-то. Послышался ровный, спокойный шум. Большая холодная капля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке. Он заметил, что колени его не прикрыты, и хотел было поправить рогожу, но в это время что-то посыпалось и застучало по дороге, потом по оглоблям, по тюку. Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки.
Егорушка стоял на коленях или, вернее, сидел на сапогах. Когда дождь застучал по рогоже, он подался туловищем вперед, чтобы заслонить собою колени, которые вдруг стали мокры; колени удалось прикрыть, но зато меньше чем через минуту резкая, неприятная сырость почувствовалась сзади, ниже спины и на икрах. Он принял прежнюю позу, выставил колени под дождь и стал думать, что делать, как поправить в потемках невидимую рогожу. Но руки его были уже мокры, в рукава и за воротник текла вода, лопатки зябли. И он решил ничего не делать, а сидеть неподвижно и ждать, когда всё кончится.
Свят, свят, свят… - шептал он.
Вдруг над самой головой его с страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на тюке и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки.
"Тррах! тах, тах! тах!" - явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым - "трра!.."
Раньше молнии были только страшны, при таком же громе они представлялись зловещими. Их колдовской свет проникал сквозь закрытые веки и холодом разливался по всему телу. Что сделать, чтобы не видеть их? Егорушка решил обернуться лицом назад. Осторожно, как будто бы боясь, что за ним наблюдают, он стал на четвереньки и, скользя ладонями по мокрому тюку, повернулся назад.
"Трах! тах! тах!" - понеслось над его головой, упало под воз и разорвалось - "Ррра!"
Глаза опять нечаянно открылись, и Егорушка увидел новую опасность: за возом шли три громадных великана с длинными пиками. Молния блеснула на остриях их пик и очень явственно осветила их фигуры. То были люди громадных размеров, с закрытыми лицами, поникшими головами и с тяжелою поступью. Они казались печальными и унылыми, погруженными в раздумье. Быть может, шли они за обозом не для того, чтобы причинить вред, но все-таки в их близости было что-то ужасное.
Егорушка быстро обернулся вперед и, дрожа всем телом, закричал:
Пантелей! Дед!
"Трах! тах! тах!" - ответило ему небо.
Он открыл глаза, чтобы поглядеть, тут ли подводчики. Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали, весь обоз и всех подводчиков. По дороге текли ручейки и прыгали пузыри. Пантелей шагал около воза, его высокая шляпа и плечи были покрыты небольшой рогожей; фигура не выражала ни страха, ни беспокойства, как будто он оглох от грома и ослеп от молнии.
Дед, великаны! - крикнул ему Егорушка, плача.
Но дед не слышал. Далее шел Емельян. Этот был покрыт большой рогожей с головы до ног и имел теперь форму треугольника. Вася, ничем не покрытый, шагал так же деревянно, как всегда, высоко поднимая ноги и не сгибая колен. При блеске молнии казалось, что обоз не двигался и подводчики застыли, что у Васи онемела поднятая нога…
Егорушка еще позвал деда. Не добившись ответа, он сел неподвижно и уж не ждал, когда всё кончится. Он был уверен, что сию минуту его убьет гром, что глаза нечаянно откроются и он увидит страшных великанов. И он уж не крестился, не звал деда, не думал о матери и только коченел от холода и уверенности, что гроза никогда не кончится.
Егорий, да ты спишь, что ли? - крикнул внизу Пантелей. - Слезай! Оглох, дурачок!..
Вот так гроза! - сказал какой-то незнакомый бас и крякнул так, как будто выпил хороший стакан водки.
Егорушка открыл глаза. Внизу около воза стояли Пантелей, треугольник-Емельян и великаны. Последние были теперь много ниже ростом и, когда вгляделся в них Егорушка, оказались обыкновенными мужиками, державшими на плечах не пики, а железные вилы. В промежутке между Пантелеем и треугольником светилось окно невысокой избы. Значит, обоз стоял в деревне. Егорушка сбросил с себя рогожу, взял узелок и поспешил с воза. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, ему уж не было страшно, хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала всё небо.
Гроза хорошая, ничего… - бормотал Пантелей. - Слава Богу… Ножки маленько промякли от дождичка, оно и ничего… Слез, Егорий? Ну, иди в избу… Ничего…
Свят, свят, свят… - просипел Емельян. - Беспременно где-нибудь ударило… Вы тутошние? - спросил он великанов.
Не, из Глинова… Мы глиновские. У господ Платеров работаем.
Молотите, что ли?
Разное. Покеда еще пшеницу убираем. А молонья-то, молонья! Давно такой грозы не было…
Егорушка вошел в избу. Его встретила тощая, горбатая старуха, с острым подбородком. Она держала в руках сальную свечку, щурилась и протяжно вздыхала.
Грозу-то какую Бог послал! - говорила она. - А наши в степу ночуют, то-то натерпятся сердешные! Раздевайся, батюшка, раздевайся…
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ» (VI КЛАСС)
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»
Цели урока :
Образовательные :
1) повторить материал о речевой ситуации и стилях речи;
2) познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами художественного стиля речи.
Развивающие :
1) закрепить умение определять составляющие речевой ситуации;
2) закрепить умение определять стиль текста;
3) закрепить умение озаглавливать текст;
4) сформировать умение ограничивать художественный стиль речи от разговорного.
Воспитательные :
1) воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) формирование наблюдательности в процессе анализа текста.
Оборудование : интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока.
I . Речевая разминка.
На каждой парте отрывок из произведения «Записки охотника» (Приложение 1):
Заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки поют, предрассветный ветер подул и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
(На интерактивной доске проецируются вопросы и задания к тексту)
Прочитайте отрывок выразительно, попытайтесь передать авторский восторг перед утренней зарей. (Ученик выразительно читает текст.)
В каких словах отрывка, по-вашему, выражено отношение к такому явлению природы, как утренняя заря? (В выражениях «сердце встрепенется, как птица», «свежо, весело, любо!»)
Еще раз прочитайте отрывок про себя. Озаглавьте его словами из текста. («Заря загорается»).
II . Усвоение речеведческого материала об особенностях художественного стиля речи.
А теперь прочитаем другой текст (Приложение). Это отрывок из повести «Степь».
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и неглухо проворчал гром…
Вдруг рванул ветер и со свистом пронесся по степи… Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились…
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром…
Вдруг над головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки…
«Тррах! тах, тах! тах!» явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался, и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым «трра!».
Сделаем стилистический анализ текста по вопросам и заданиям, которые даются на интерактивной доске.
1. Обращен ли текст к одному лицу, знакомому человеку или он написан для всех людей, которых автор может и не знать? (Текст написан для всех)
4. Что напоминает вам этот текст: отрывок из художественной книги или фрагмент учебника биологии? (Этот текст напоминает нам отрывок из художественной книги, потому что здесь очень много изобразительно-выразительных средств, с которыми мы встречаемся при изучении художественных произведений на уроках литературы)
5. Определите речевую ситуацию текста (обстановка речи – официальная, адресат речи: 1- много, задача речи – воздействие.)
6. Вспомните, какой стиль речи служит для изображения словесной картины, образной и эмоциональной (художественный ).
К какому же стилю относится данный текст?
Вывод учащихся. Перед нами – текст художественного стиля речи, так как именно художественный стиль речи служит для изображения словесной картины, образной и эмоциональной.
- Цель нашего урока – изучить характерные черты художественного стиля, его изобразительно-выразительные средства. На прошлом уроке были рассмотрены особенности разговорного стиля, начато заполнение таблицы-схемы. Вспомним речевую ситуацию художественного стиля, которую определили при анализе текста, и запишем на интерактивной доске компоненты речевой ситуации художественного стиля речи в таблицу-схему. (Учащиеся также заполняют таблицу в своих справочниках «Готовимся к ГИА»)
Таблица-схема
https://pandia.ru/text/78/047/images/image005_2.png" width="170" height="45">0 " style="margin-left:125.9pt;border-collapse:collapse;border:none">
официально-деловой
публицисти-ческий
художествен-ный
Речевая ситуация | Художественный стиль |
|
Обстановка речи | неофициальная (домашняя, обычная) | официальная |
Адресат речи С КЕМ? |
(разговор с одним) |
(разговор со многими) |
Задача речи С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? | воздействие на чувства и мысли человека |
(такая схема должна получиться после заполнения пустых граф)
А теперь мы попробуем найти изобразительно-выразительные средства, характерные для художественного стиля. Продолжим анализ отрывка из повести «Степь»:
Какие картины (образы) создает в этом отрывке? (Описание тучи, образ грома…)
Прочитайте описание тучи. Какие красочные определения (эпитеты) находит автор для описания тучи? («Страшная» туча, «с большими черными лохмотьями на краю», у тучи «оборванный, разлохмаченный вид» и пьяное озорническое выражение.)
Найдите слова, выражения, которые помогают представить тучу как злобное, живое существо («страшная» туча, «оборванный вид», «пьяное выражение).
- Как называется такое выразительное средство языка?
Обратимся к образу грома. Какими словами передает раскаты грома, буквально подражая грому? Какие звуки при описании грома повторяются очень часто?
Скажите, какие чувства испытывает герой чеховского произведения во время грозы, а вместе с ним и мы, читатели.
А теперь на основании проделанной работы расскажите об особенностях художественного стиля.
Выводы учащихся . Характерной особенностью художественного стиля речи является наличие образных слов и выражений, которые создают яркую, образную словесную картину.
Правильно, характерной особенностью художественного стиля речи является образность. Образность – это создание с помощью слов яркой, красочной картины предмета или явления. Основная особенность художественного стиля речи – наличие в тексте образных слов и выражений. Образ – это и есть яркая словесная картина. Завершим составление таблицы-схемы. Внесем в таблицу особенность художественного стиля речи.
Языковые особенности стиля
III . Формирование умения применять изученный материал.
Выполним упражнение. Это упражнение мы сделаем в группах. Перед вами два текста на одну тему. Эти тексты относятся к различным стилям речи. Прочитайте эти тексты и определите, к каким стилям речи они принадлежат. Каждая группа доказывает свою точку зрения. Озаглавьте оба текста.
Текст № 1
Одуванчик – травянистое растение семейства сложноцветных, с желтыми соцветиями и опушенными семенами, легко разносимыми ветром.
(Словарь юного биолога)
Текст №2
Где только его не встретишь! На лугах и полянах, в придорожных канавах и на пустырях, у обочин тротуаров и на железнодорожном полотне между шпалами. Таков уж он, вездесущий цветок - одуванчик. Весной лужайка, где много одуванчиков, такая яркая, что даже чуть-чуть больно смотреть на её желтизну. А пройдёт месяц, и она уже будто снегом покрытая. Там, где росли жёлтые цветы, теперь покачиваются белые шарики. Вот налетел ветер, и сразу поднялось лёгкое облачко. Это полетели семена одуванчика.
(Ю. Дмитриев)
Выступления учащихся
Текст № 1 (1 группа) | Текст №2 (2 группа) |
Этот текст - текст научного стиля. Во-первых, в нем даны общие признаки всех цветов-одуванчиков. Во-вторых, присутствуют термины (травянистое растение семейства сложноцветных). Заглавие «Одуванчик». | Этот текст - текст художественной литературы. Во-первых, создается образная картина одуванчиков, передается отношение автора к цветам. Во-вторых, в тексте присутствуют образные слова и выражения («лужайка будто снегом покрытая», «белые шарики»). Заглавие «Вездесущий цветок». |
- Выполнение упражнения 178 по учебнику. Прочитать отрывки из стихотворений, «нарисовать» картину словами. Пересказать прозой, начав так: «В своей картине я изобразил бы…»
- В завершение урока выполните письменное упражнение. Возьмите карточку с текстом «Лилия» (Приложение). Это текст научного стиля. Прочитайте его. Попробуйте написать свой небольшой рассказ о лилии (3 – 5 предложений) на основе этого текста. Текст должен быть художественного стиля речи.
Лилия.
Лилия – род многолетних луковичных растений. Стебли покрыты листьями; листья линейные, яйцевидные, сидячие, очередные. Цветки белые, желтые, красные, оранжевые, диаметром 13-15 см, трубчатые, колокольчатые, часто ароматные.
(Словарь юного биолога)
Если художники рисуют красками, вы должны «нарисовать» словами. В помощь хочу предложить картину современного художника Антонио – Джанильятти «Лилии». (Картина отображается на экране) Антонио Джанильятти родился в 1970 году в Италии. С раннего детства проявлял любовь к архитектуре и художественному искусству. Окончил Неаполитанский университет имени Фридриха II. В настоящий момент входит в преподавательский состав Академии искусств "DOMUS ACADEMY".
IV . Подведение итогов.
- Используя таблицу, записи в тетрадях, дайте полную характеристику художественного стиля речи.
Антонио – Джанильятти «Лилии»
(Художественный стиль речи используется в художественной литературе. То, о чем говорится в тексте, можно зрительно представить. Этот стиль воздействует на чувства читателя).
V . Домашнее задание. Упражнение 180. Озаглавить текст. Найти художественные средства языка. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объяснить правописание орфограмм и постановку знаков препинания.
VI . Выставление оценок.