Сократят ли учителей татарского языка. «Татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка. Дебаты победителя не выявили

Слова Путина о недопустимости принудительного изучения языков, не являющихся родным, были восприняты в Татарстане неоднозначно. Да, языки народов России, отметил президент, также являются неотъемлемой частью самобытной культуры народов страны. Но «изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное»...

Как раз в слове «добровольное» и кроется вся коллизия, которую остро обсуждают в Татарстане в эти дни. О подробностях пишет сайт inkazan.ru.

Татары забывают родной язык

Между тем, эта сложнейшая проблема может иметь весьма непредсказуемые последствия. Как известно, татары - это второй по численности народ России. По переписи 2010 года к этому народу причислили себя 5,31 миллиона граждан России, а на татарском языке говорили 4,28 миллиона человек (среди татар - 3,64 миллиона, то есть 68%)

Эксперты отмечают, что несмотря на то, что татарский язык в республике является наравне с русским государственным, татар, знающих родной язык, становится меньше. И в этом нет ничего удивительного - свою роль играют и ассимиляция, и смешанные браки. Ну и разумеется, что ослабление позиций языка связывают с низким качеством школьного преподавания и закрытием национальных школ.

По данным министерства образования РТ, в 2016-2017 годах в республике действуют 724 школы (включая филиалы) с татарским языком обучения. В школах учатся 173,96 тысячи детей татарской национальности (это 46% от общего количества). Из них 60,91 тысячи детей-татар учатся в татарских школах. Общее количество детей-татар, обучающихся на родном языке - 75,61 тысячи человек (43,46%). То есть меньше половины!

Не добавляют оптимизма защитникам родного языка и результаты массового исследования, проведенного в Татарстане в 2014 году. Согласно ему большинство татар хотело бы, чтобы их дети владели русским (96%), нежели татарским (95%) языком. На третьем месте оказался английский - 83%.

А исследование, проведенной среди молодежи в 2015 году показало, что большая ее часть хочет владеть английским (83%). На втором месте русский язык (62%), тогда как татарский хотели бы знать лишь от 32 до 38% опрошенных. Тем самым выстроилась своеобразная шкала престижа: «западное - русское - татарское», где последнее воспринимается как архаика, действует и в представлениях современной молодежи, - делают вывод эксперты. Отсутствие стимула в изучении татарского языка во многом связано с тем, что, по словам опрошенных, этот язык не помогает найти престижную работу.

Такая ситуация не могла не обеспокоить Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), который разослал депутатам и политическим организациям обращение с призывом спасти татарский язык. В обращении говорится, что, несмотря на закрепленное 25 лет назад в Конституции Татарстана равноправие обоих государственных языков, фактически государственным в республике можно считать только русский. За все эти годы в Госсовете Татарстана «так и не смогли организовать хотя бы одно заседание на татарском языке, а в Казанской гордуме отменили синхронный перевод». В республике закрыто 699 татарских школ, а также татарские факультеты в двух вузах.

«В Татарстане должен быть один государственный язык - татарский, - заключают члены ВТОЦ. - Радикально? Может быть, есть другие предложения, как сохранить татарский язык?»

Закон о двуязычии в Татарстане уже есть, он отражен в Конституции, а другого закона не нужно, комментирует это заявление депутат Госсовета Хафиз Миргалимов. Государственными языками должны оставаться русский и татарский.

«По факту у нас два государственных языка. Если кто-то не говорит на татарском, то обращаться с этим вопросом нужно к нему - почему он не говорит?» -считает вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов.

В реальности, однако, все не так просто. К примеру, министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что в школах остро не хватает не только учителей, знающих татарский язык, а это ведет к ухудшению качества национального образования.

Но сами школьники судя по всему не слишком горят желанием учить татарский язык. В 2015 году на сайте правозащитного центра «РОД» была опубликована статья за подписью 11-классницы Дианы Сулеймановой, которая написала, что школьники называют татарский самым нелюбимым предметом в школе. Девочка написала, что детей распределяют по группам - начальная или углубленная - исходя из фамилии, не учитывая, говорят ли в семьях с татарскими фамилиями по национальном языке.

Попробовали бороться за татарский язык и административным образом: 11 июля 2017 года (еще до выступления Путина) Госсовет РТ принял законопроект, согласно которому муниципалитеты получили право штрафовать руководство учреждений и прочих заведений за отсутствие информации на татарском языке.

Судить о перспективе подобных мер в России несложно: они всегда были и останутся источником различных злоупотреблений, а вот решение самой проблемы приблизят вряд ли.

Любопытно, что сначала в Татарстане заявили, что слова главы государства о языке отношения к их региону не имеют. Тогда как в соседней Башкирии поспешили взять под козырек и глава республики Рустэм Хамитов обещал отменить обязательные уроки национального языка в школах, а потом и прокуратура республики выступила с заявлением о запрете не добровольного изучения башкирского языка в местных школах.

Слова Путина противоречат конституции Татарстана?

Что же касается Татарстана, то тут борьба за родной язык продолжается. Об этом можно судить хотя бы по тому, как толкуют слова президента.

К примеру, поспешил разъяснить позицию Путина журналист Максим Шевченко, который присутствовал на заседании, где произнес свои слова президент:

«Это сигнал всем о том, что обязательным будет изучение русского, а вы организуйте у себя изучение языков для желающих. Я считаю, что людям полезно изучать языки, тем более такие, как татарский. Он сразу открывает мир во многих странах. Если ты знаешь татарский, например, свободно себя чувствуешь в Турции, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, свободно объясняешься с киргизами... Давайте согласимся с президентом, чтобы государственный язык был обязательным. А с остальными языками - давайте сумеем их продать, как говорят в современном мире».

А вот по мнению лидера русского национального движения в Татарстане Михаила Щеглова, президент России адресовал свои слова именно к властям Татарстана. По его мнению, руководство региона должно принять меры и исправить сложившуюся ситуацию, не дожидаясь кадровых решений от федерального центра.

«Я 10 лет почти физически ощущаю боль родителей, которые не знают, как им избавиться от этого ненавистного предмета "татарский язык": делают вид, что учатся, а сверху идет агрессия - от директорского корпуса, чиновничьего образовательного корпуса».

Общественный деятель назвал ложью заявление властей региона о том, что по вопросу изучения татарского языка в республике удалось достичь консенсуса. Национальный язык, уверен Щеглов, насаждали и насаждают:

«Национальные языки подлежат сохранению в среде их естественных носителей, а не искусственных, суррогатных. Пусть татары учат свой язык, хранят его и отвечают за него перед потомками, но не насаждают его через административное давление».

Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов прокомментировал заявление президента РФ Владимира Путина так:

« У нас есть Конституция, закон о языках - у нас 2 государственных языка: русский и татарский, закон об образовании. Оба государственных языка у нас изучаются в одинаковом объеме. Мы действуем по федеральным стандартам. Здесь у нас никак нарушений нет. Все действия у нас согласованы с министерством образования. Мы - исполнители. Мы исполняем закон, у нас есть программа образования, исходя из этого, мы будем действовать».

Фаттахов сообщил, что в регионе в этом году не было выпускников 11 классов, которые не смогли преодолеть минимальный порог, сдавая ЕГЭ по русскому языку. По его словам, по заданию главы региона Рустама Минниханова ежегодно из бюджета выделяется порядка 150 млн рублей на улучшения качества преподавания русского языка. По предварительным данным в сравнении с регионами РФ результаты выпускников по русскому выше, чем в большинстве регионов, сообщил он. На 100 баллов единый госэкзамен экзамен по русскому в этом году сдал 51 выпускник. Впрочем, годом ранее таких результатов было больше - 85.

К преподаванию татарского языка, напомнил глава минобра РТ, в регионе подходят дифференцировано.

«У нас в республике принята концепция преподавания татарского языка именно для русскоязычных детей, для татарских детей, которые им владеют не в совершенстве, и чисто татарских детей. Наша позиция такова: у нас 2 государственных языка. И любой родитель не против, если его ребенок в совершенстве владеет русским, татарским и еще английским языком. Мы думаем, что все зависит о нас и будем продолжать работу»

За дело взялась Генпрокуратура

Подлило масла в огонь дискуссии сообщение о том, что Путин поручил Генеральной прокуратуре РФ совместно с Рособрнадзором провести проверку, как в субъектах соблюдаются права граждан на добровольное изучение родного языка и государственных языков республик.

Руководству регионов поручено организовать обучение русскому языку на уровне, утвержденном Министерством образования России, повысить качество преподавания. Главы регионов должны проконтролировать, чтобы в школах по общеобразовательным программа национальные и госязыки республики дети изучали исключительно на добровольной основе по выбору родителей.

Это известие обрадовало не всех. К примеру, политолог Аббас Галлямов считает, что проверки Рособрнадзора и Генпрокуратуры РФ в республике могут отменить обязательные уроки татарского языка. «Конечно, Татарстану придётся уступить. И это будет очередной удар по позициям руководства республики. Москва в очередной раз продемонстрирует, что не намерена считаться с его мнением».

Не слишком оптимистичными выглядят итоги социологического исследования, по которому в Казани 23-27% татар допускают , что их дети могли бы не изучать родной язык в рамках школьной программы. Высказывание Путина о добровольном изучении неродных языков поддержали 68% татар и 80% русских.

А уже 7 сентября Министерство образования и науки республики Татарстан выступило с официальным заявлением по поводу призывов отменить обязательное изучение татарского языка в школах РТ.

В министерстве отметили, что, исходя из 68 статьи Конституции Российской Федерации, республики, входящие в состав России, могут самостоятельно устанавливать национальные языки для своего региона. Напоминается, что национальными языками в Татарстане являются русский и татарские языки, именно поэтому их изучение в школах является обязательным.

В министерстве заметили, что в данный момент ведомство занимается совершенствованием методик технологий обучения татарскому языку и языковой политики в Татарстане. Также сообщается, что с 1 января 2018 года объемы изучения русского языка будут доведены до объемов, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как водится в таких случаях, разница в толковании слова главы государства повлекла за собой различные казусы. К примеру, жительница Набережных Челнов в соцсетях заявила о том, что ее сына в школе освободили от уроков татарского языка. Однако затем женщине сообщили, что она неправильно поняла ситуацию: «Директор мне сказала, что «я их неправильно поняла», сослалась на разъяснение минобразования РТ и сказала, что татарский обязательный. Директор в устной форме отказала мне в праве, данном мне министерством образования РФ и президентом РФ выбирать: учить или нет моему ребенку неродной язык. Однако, выдать отказ в письменной форме не захотела. Сославшись на то, что у нее есть срок в 30 дней. Получив отказ даже в устной форме, у меня появилась возможность написать жалобы в прокуратуру РФ и минобрнадзор РФ, что я сегодня же и сделаю».

Как выяснил Inkazan, русскоязычные родители объединяются в соцсетях, чтобы добиться отмены изучения татарского языка для своих детей. В каждой из них администраторы сообществ подчеркивают, что не против татарского языка как такового. Они указывают на его добровольное изучение и требуют, чтобы татарский язык не навязывали русскоязычному населению.

Дебаты победителя не выявили

Не будет преувеличением сказать, что с каждым днем ситуация вокруг татарского языка в Татарстане накаляется. Так 14 сентября в Казани прошли открытые дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России», в которых приняли участие родители школьников и представители общественных организаций. По словам модератора беседы Альбера Муратова, причиной для встречи послужил разрастающийся скандал в соцсетях, вылившийся во взаимные нападки русско и татароязычного населения республики по вопросу изучения национального языка в рамках школьной программы.

Член Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Марат Лутфуллин заявил, что не понимает смысла дебатов. По его словам, учреждения образования региона самостоятельно разрабатывают образовательные программы, учитывая федеральные и региональные особенности и законодательства. Он предложил в целом увеличить количество часов, как русскому, так и татарскому языку, а также ввести обязательную итоговую аттестацию по итогам изучения национального языка. Его высказывания вызвали негативную реакцию собравшихся, которые начали кричать и перебивать спикера.

На собрании выступил председатель комитета русскоязычных граждан РТ Эдуард Носов, который зачитал разъяснение прокуратуры Татарстана по вопросу изучения национальных языков. По его словам, ведомство заявило, что в республике реализовано право на изучение родного языка как государственного. Однако прокуратура отметила, что существует «правовая коллизия, касающаяся области изучения предметной области «родной язык». В федеральном законодательстве не имеется разграничений между государственным языком и родным языком».

Член антикоррупционного комитета при министерстве образования Татарстана Екатерина Матвеева сообщила, что за сутки работы горячей линии министерство получило более 40 обращений с жалобами на принудительное изучение татарского в школах, часть из которых исходила от коллективов родителей учащихся. Кроме того, Матвеева заявила о случаях давления на родителей, работающих в бюджетной сфере. За выступления против изучения нацязыка детьми им грозили увольнением, сказала она.

А председатель ВТОЦ Фарит Закиев сказал, в свою очередь, что в России за последние несколько лет число татар, говорящих на родном языке, сократилось более чем на 1 миллион человек. «Абсолютно русские в этом не виноваты, виновата политика, которая проводится. Мы должны добиться того, чтобы русские родители требовали, чтобы их детей обучали татарскому».

Закиев предложил ввести надбавку к зарплате в размере 25% для тех, кто владеет татарским языком, а также проводить двуязычное собеседование при приеме на работу в госорганы. Высказывания Закиева вызвали негативную реакцию зала – многие поднялись со своих мест и начали перебивать говорящего.

«Почему тут какие-то протесты, жалобы в Москву? Этого бы не хотелось, потому что Татарстан - это отдельное государство и, естественно, гражданам преподается татарский язык», - сказал Закиев, попросив присутствующих в своих высказываниях «исходить из Конституции РФ».

«Мы из нее и исходим! Мы обратно зайти не можем, нас выгоняют, говорят, что «у нас своя», - выкрикнули из зала.

Нетрудно угадать, чем закончится эта коллизия: татарский язык в Татарстане обречен на факультативное изучение. Только вряд ли это будет способствовать гражданскому спокойствию в республике.

Накал страстей вокруг темы с добровольным изучением татарского языка в школах республики продолжает нарастать. В Генпрокуратуру по этому поводу посыпались новые обращения с просьбой проверить законность обязательных уроков татарского, а в Минобрнауки республики - заявления об отказе от изучения.

Жители Татарстана начали массово писать отказы от изучения татарского языка в школах республики, который входит в обязательную образовательную программу. Сейчас уже никто не вспомнит, кто именно поднял волну вокруг этой щекотливой и болезненной темы, однако ситуация с каждым днем накаляется все больше. В соцсетях идут ожесточенные споры, порой доходящие до опасных взаимных оскорблений на национальной почве, а Минобрнауки РТ и татарские общественные организации вынуждены выступать с заявлениями.

Новая волна стала нарастать после сообщения из Набережных Челнов, которое появилось на прошлой неделе. Якобы там мама одного из учеников средней школы написала официальный отказ от изучения ее ребенком татарского языка, на что получила одобрение. Якобы ее ребенку сказали принести в школу альбомы и карандаши, чтобы хоть чем-то себя занять в то время, как его одноклассники будут изучать язык. На поверку это оказалось «вбросом», не имеющим ничего общего с действительностью. Однако после этого сообщения, широко растиражированного местными СМИ, к языковой теме вернулись снова.

Уже на этой неделе стали поступать сообщения из Елабуги, где родители школьников начали массово писать аналогичные заявления на отказ от татарского языка. Сегодня через соцсети начало распространяться сообщение, что в Казанской еврейской школе полностью отказались от уроков татарского, заменив его дополнительными часами иврита. Через несколько часов эту информацию тоже опровергли. Однако сейчас это уже и не важно, ведь кто-то умело запустил бомбу замедленного действия, которая может стать причиной серьезных последствий.

Во-первых, очевидно, что в республике существует проблема с изучением татарского языка в школах и те, кого она волнует, сейчас получили весьма удобные условия, чтобы высказаться. Во-вторых, власти республики и Минобрнауки РТ, в частности сейчас прячут голову в песок, упорно отмахиваясь надоевшим всем ответом, что «образовательная программа в школах Татарстана никакие законы не нарушает». В-третьих, жители республики, выступающие за перевод татарского языка в школах в разряд факультатива, вызывают нескрываемое раздражение у национал-патриотов и тех, кто им сочувствует. Отсюда и возникают опасные перепалки в социальных сетях, в которых часто звучит фраза: «Не нравится татарский язык - чемодан, вокзал, Россия!».

На этом фоне властям республики не мешало бы пойти на диалог с теми, кто задает вопросы и просит разъяснений, вмешаться в ситуацию и начать гасить разгорающийся пожар. Но проблему почему-то старательно не замечают, отделываясь отписками и витиеватыми формулировками законов, вместо того, чтобы спокойно обсудить эту тему с общественностью. Впрочем, с этим у министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова могут быть большие проблемы.

Как бы там ни было, вопрос сам собой уже не «рассосется». К примеру, сегодня «Общество русской культуры Татарстана» (порой, весьма противоречивая организация) заявила об отправке новой пачки заявлений в Генпрокуратуру по поводу законности обязательного татарского языка в школах республики. Как утверждают в ОРК, в обращении содержится «доказательство саботажа поручений Путина и нарушения законов».

«Как известно, несмотря на поручения, данные Президентом Владимиром Путиным по результатам проведенного им 20 июля 2017 г. Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, и, несмотря на акцент обращения Путина к главам регионов, единственный среди всех остальных глав регионов Рустам Минниханов никак не отреагировал на это. Вместо него Путину ответил региональный министр образования Энгель Фаттахов, что указание Путина Республики Татарстан совсем не касается - якобы здесь в языковом вопросе все в рамках законов, хотя, как известно, языковой вопрос в образовании наиболее остро стоит именно в этом регионе. Именно здесь все дети независимо от национальности обязаны проходить предмет «татарский язык» по 5-6 уроков в неделю, а русский язык здесь сокращен примерно на треть по сравнению с другими регионами» , - отмечается в сообщении ОРК.

В итоге сейчас сторонники «татарского факультатива» в республике с нетерпением и надеждой ждут реакции из Генпрокуратуры. В то же время результатов этой проверки власти региона ожидают с опаской, ведь в случае невыгодного для них исхода крыть будет нечем. Или дело дойдет до суда?

Нешуточные споры вокруг преподавания татарского языка продолжают сотрясать информационное пространство Татарстана и соседних республик. В дискуссию включилась и председатель совета Национального родительского комитета Ирина Волынец . В авторской колонке, написанной для «Реального времени», общественница выступает против навязывания татарского школьникам. При этом колумнист отмечает, что право на изучение родного языка у ребёнка никто не отбирает.

«Нет, я не против татарского»

После весьма конкретного тезиса Владимира Путина на заседании Совета по международным отношениям, прошедшем в Йошкар-Оле, о том, что изучение родного языка должно происходить исключительно на добровольной основе, в Татарстане снова заговорили о татарском. Тем более что Президент РФ издал соответствующий указ, согласно которому в срок до 30 ноября прокуратура должна провести соответствующую проверку.

Право на изучение татарского в статусе родного у нас никто не отнимал, но до сих пор это законное право по факту оказывается обязанностью для всех без исключения учащихся.

Нет, я не против татарского, особенно если учесть, что по матери я татарка и привыкла с детства слышать татарскую речь. Но, несмотря на то, что я и сама и в школе, и в университете изучала этот язык, говорить на нём свободно меня так и не научили. Хоть и по предмету этому у меня всегда была пятёрка.

«Куда же смотрит республиканское министерство образования?»

Не секрет, что вот уже более двадцати лет дети Татарстана, равно как и многих других регионов России, недополучают базовые знания по русскому языку. Что в результате? Школьники уже не одного поколения не имеют равных возможностей при поступлении, например, в московские вузы по сравнению со школьниками Москвы и Питера (кроме детей, чьи родители могут оплачивать репетиторов). Особенно обидно, что при этом уровень незнания нашими детьми татарского тотален, за исключением детей, с которыми в семьях говорят по-татарски.

Почему это происходит? Субъектами Российской Федерации на местном уровне было введено обязательное изучение татарского (а в других национальных республиках, соответственно, башкирского, тывинского и т. д.) языка в качестве родного. Такой статус определили для него местные парламентарии. Определили ещё тогда, при развале СССР. И согласно Постановлению правительства Татарстана, в Республике государственными языками признаны татарский и русский.

Но так как обязательное изучение двух государственных языков - это слишком, то татарскому был присвоен статус родного языка. Причём для всех детей, включая тех, чей родной язык - русский. Следует учесть, что преподавание татарского начинается ещё в детском саду (2 часа в неделю). В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5-6 (!) часов в неделю. Интересно, что в платных школах национальных республик обязательность изучения местных языков отсутствует. Куда же в таких случаях смотрит наше столь категоричное республиканское министерство образования?

«Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!» Автор фото: Максим Платонов

«Но живём-то мы не только в Татарстане»

Качество методики преподавания татарского, несомненно, оставляющее желать лучшего (за редким исключением отдельных преподавательских талантов), заслуживает отдельного разговора. А между тем татарскому учат за счёт сокращения уроков русского языка и русской литературы, установленных ФГОС. Например, прокуратура Башкортостана уже отчиталась, что будет следить за добровольностью изучения родного башкирского, а это ведомство Татарстана до сих пор молчит. СМИ делают свои запросы, а инстанция словно впала в кому.

Новым поводом для размышлений стали весьма определённые высказывания министра образования РТ, удивившие своей прямотой и безапелляционностью. Энгель Фаттахов на все вопросы ответил, что у нас тут не Башкирия и мы сами разберёмся. Понятно как. Но живём-то мы не только в Татарстане, а и в России!

А как же национальное самосознание татар, башкир и прочих народов, населяющих великую Россию, резонно спросит иной читатель? А так, как это было в советские времена - национальные языки преподавались в республиках в качестве факультатива. И все желающие изучать действительно родной язык (равно как и желающие, не являющиеся носителями национального языка республики) имели возможность беспрепятственно это делать. Подчеркнём: имели право, но не были обязаны. Эту замечательную практику следует возобновить. Ведь насильно родным не будешь - с этим, надеюсь, согласятся все.

Татарстан теряет в последние месяцы то немногое, что отличало его от других российских регионов. В 2017 году Москва не продлила с Казанью договор о разграничении полномочий, который давал Татарстану известную автономию. В местных школах в разгар учебного года отменили обязательное преподавание татарского языка . Раньше его преподавали наравне с русским, теперь оставили только факультативные два часа в неделю. Павел Шмаков, директор школы-интерната для интеллектуально увлеченных детей "СОлНЦе" из Казани, возмутился скоростью принятия этого решения и нарушениями, с которыми оно, по его мнению, принималось и обратился в суд. DW поговорила со Шмаковым о том, почему он выступает за сокращение числа уроков татарского языка, но против его необязательного изучения.

DW: 1 марта будет очередное судебное заседание по вашему делу в Вахитовском райсуде Казани. Почему вы боретесь за татарский язык в школах?

Павел Шмаков : Вся история началась, как вам известно, в конце июля 2017 года, когда Путин в Йошкар-Оле сказал, что нельзя заставлять людей изучать неродной язык. Затем в начале октября к нам неожиданно пришла бумага из прокуратуры, что у нас была проведена проверка, проанализированы наши учебные планы. Проверки на самом деле не проводилось. Через несколько дней состоялось собрание директоров школ нашего района, такие собрания были по всем районам Казани в присутствии прокуроров районов. Его проводили начальники управления образования Казани. Я задал вопрос, как так и почему мы получили бумаги о проверках, хотя их не было.

На этих собраниях нам было предписано начать увольнения учителей татарского. В течение двух месяцев нас обязали уволить учителей. После этого к нам начали приходить прокуроры уже с реальными проверками. Они стали допрашивать детей, зачем им нужен татарский, почему они учат его.

-… И вы подали протест.

Я счел, что позиция неправильная. Были налицо нарушения: допросы детей в отсутствие родителей, прокуроры заходили без разрешения в интернат, фотографировали личные вещи детей, такие действия по Конституции разрешены только с санкции суда. Я подал в суд на прокуратуру.

Считаю, что такие действия (сокращение уроков татарского – Ред. ) нельзя делать быстро. В принципе, их делать можно, учебные планы иногда меняются, это нормальное явление. Но такие действия делаются во время больших летних каникул. Состоялось уже несколько заседаний суда, сменилось несколько судей, они не хотят решать эти вопросы, перекладывают на более позднее время. Дело затягивается. Путин просил не заставлять учить неродной язык. Но несколько часов в неделю английского у нас есть, и они обязательны для изучения.

В конце концов, были приняты учебные планы и рекомендации, чтобы татарский учили только добровольно и не более двух часов в неделю. Фраза Путина противоречива, и в ней не сказано, в какие сроки это надо сделать. А у нас очень быстро нагнетается межнациональная напряженность. Я живу здесь с рождения, здесь жили мой папа, мой дедушка. Межнациональных конфликтов особо не было. Напряженность была только в начале 1990-х годов. И то это успокоилось. А сейчас снова стали делить: ты татарин, а ты - русский. Ты будешь выбирать татарский, а ты - нет. Я вспомнил, что когда я был школьником, была смешная, но не очень хорошая ситуация: русские играли в футбол, а татары шли учить татарский. Но это еще не было жестко. Это было просто не совсем правильно. А сейчас началось жестко.

- Ваша позиция – преподавание татарского сокращать, но не спеша?

Делать все медленно, насколько возможно. К февралю мы увеличили количество часов русского языка, поскольку у нас их было меньше, чем должно было быть по законодательству. Другое дело, что в этом не виноваты учителя татарского. А прокуратура и Рособрнадзор, которые должны следить за этим.

Я думаю, что вопрос будет снова отложен до 18 марта, до выборов президента России. Самый главный результат судов - то, что мы сумеем убедить детей, чтобы они добровольно учили татарский. Для этого было нужно время. А в других школах это было сделано унизительно для татар: уволили много учителей татарского, восстановили татар против русских, а русских - против татар.

- У решения властей есть много сторонников. Татарский, говорят они, принуждали изучать, хочет ли ученик этого или нет. Что бы вы ответили этим людям?

То, что я говорю своим родителям. У нас в школе нет никаких межнациональных жалоб и конфликтов. Мы изменили методику преподавания татарского. У нас нет домашних заданий. У нас много показывают фильмов и мультфильмов на татарском, дети ходят в музеи, приглашаются татарские певцы и ученые. Татарский язык преподают в удовольствие для детей. Мы уменьшили количество татарского, но сделали так, что нет заявлений от родителей. Я считаю, что на земле Татарстана - это единственное место, где есть родина татар - какое-то количество часов все должны изучать татарский язык. Другое дело, что можно обсуждать, сколько часов, и может, меньше, чем было. Нужны другие методики: раньше учили грамматику и буквы. Это неправильно: когда рядом много русских и татар, надо просто разговаривать, петь песни, танцевать, слушать красивую татарскую музыку и так далее. Тогда это будет естественно, приятно и красиво. Прежде всего, уважать друг друга. Если эту культуру не уважать, то возможны межнациональные конфликты. Это значительно хуже споров.

- Но ведь с прагматической точки зрения решение властей логичное - татарский для работы или для обучения в вузах не требуется, верно?

Контекст

Я согласен с этим. Поэтому когда в пятом классе изучают пять часов татарского, то вообще-то, это много. Нормально было бы три или два. Человеку, который собирается уезжать в Тверь или в Москву, татарский язык не особо нужен. …У нас много межнациональных браков. Мы каждый год ходим в туристические походы в татарские деревни. Какой-то минимальный уровень знания языка нужен всем, кто живет в этих краях. А всем ли нужна математика? Филологу или историку - в минимальной степени, но нужна. Есть некий культурный минимум. На территории Татарстана - это татарский язык.

- Но ведь два часа разрешают. Это меньше минимума, о котором вы говорили?

Два часа было бы нормально, если бы они были обязательными. А они добровольные. Ведь математика у нас не добровольная. И английский, и география, и история тоже. В нашей школе мы решили вопрос: у нас два часа по решению родителей они стали обязательными для всех, хотя формально уроки добровольные. К тому же, у нас много кружков татарского, поэтому мы не уменьшили нагрузку учителям татарского. Мы немного уменьшим ее летом, когда можно не спеша менять учебные планы. Убирать его совсем из обязательной сетки принципиально неправильно. Очень многие татары тогда перестанут его учить, потому что прагматически он не сильно нужен. Будет уничтожаться культура татарского народа.

Еще один маленький пример. В Татарстане татарского языка изучали больше, а русского – меньше, чем в России. Тем не менее, из 88 регионов Татарстан на третьем месте по уровню итогового экзамена по русскому языку. Билингвизм это важно. Когда дети учили и татарский, и русский, они при этом русский лучше знали.

- В феврале был митинг против отмены преподавания татарского. Вы тоже на нем присутствовали. Но людей пришло немного. Означает ли это, что тема для жителей Татарстана не очень актуальная?

Я был там единственным русским. Было человек 120. Митинг заявлялся много раз, его впервые разрешили. Я был одет в куртке, пиджаке, футболке, рубашке. И я через полчаса замерз. Стоять на митинге было просто холодно. Когда будет весна, на такие митинги придет больше народу.

- На этом митинге был лозунг с призывом к российским властям ратифицировать Европейскую хартию региональных языков. Как вы считаете, нынешнее решение о сокращении уроков татарского языка как-то связано с тем, что Россия этого до сих пор не сделала?

Думаю, что связано. Мне кажется, что Россия пытается идти своим путем строительства жесткой пирамиды власти. Но в таком громадном государстве такая жесткая пирамида плохо работает. У Салтыкова-Щедрина есть такая фраза: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения". Мне кажется, что Россия пытается сделать то, что невыполнимо в данной ситуации. Это решение насчет языков приводит к уменьшению многообразия культур в России. Через некоторое время все вернется, все изменится. Но "некоторое время" может отнять годы и десятилетия.

Тушить межнациональный пожар приезжает десант из Москвы, а в РТ намекают, что уже решено уменьшить количество уроков татарского языка, но сохранить его обязательным

Фото: Олег Тихонов (на митинге «За родной русский язык!», апрель 2017 года)

Конфликт вокруг татарского языка в школах близится к развязке. 27 октября завершается проверка Генпрокуратуры и Рособрнадзора, официальные органы ничего не комментируют до ее окончания, но намеки на то, что татарский язык в школах останется, уже даны, хотя количество уроков может быть уменьшено. Минобразования Татарстана собирает на внеплановое совещание руководителей роно, а в Казанский кремль, пока конфликт между противниками и сторонниками обязательного татарского в школах не вышел за пределы интернет-обсуждений, привезли на консультацию экспертов по межнациональным отношениям из РАН. О том, настанет ли завтра день «икс» для татарского, - в материале «Реального времени».

Тушить языковой пожар в Татарстане пригласили экспертов из РАН

Завтрашний день может стать днем «икс», который поставит точку в дискуссиях о том, быть или не быть татарскому языку добровольным в школах. На день запланировано множество мероприятий, посвященных этой теме.

В Госсовете Татарстана - очередная сессия, на которой поднимут тему преподавания татарского языка. В повестке дня этого вопроса пока нет, но изменения могут внести в повестку в начале сессии, и, скорее всего, этот вопрос депутаты поднимут. По крайней мере, спикер республиканского заксобрания Фарид Мухаметшин об этом уже намекал.

Завтра же в Казань приезжает специалист по «тушению пожаров» в сфере межнациональных конфликтов - руководитель центра по исследованию межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева. Надо отметить, что Дробижеву приглашают в Казань в экстренных случаях. В последний раз таковым стал доклад социологов Центра изучения национальных конфликтов Сергея Старовойтова и Ивана Жукова, в котором Татарстан представили в нелицеприятном свете - в карте доклада республику обозначили красным, как один из регионов России с наиболее напряженной ситуацией в межнациональных отношениях. В конце 2014 года по просьбе властей Татарстана Институт этнологии и антропологии РАН провел в Казани конференцию, где попытался убедить общественность в обратном.

Как рассказала «Реальному времени» Леокадия Дробижева, в Казань ее позвали из администрации президента Татарстана. 26 октября Дробижева проведет там семинар «для тех, кого туда пригласили».

Дробижеву приглашают в Казань в экстренных случаях. Фото fadn.gov.ru

Завтра же Минобразования Татарстана проводит внеплановое совещание в режиме видеоконференции с руководителями районных и городских отделов образования по «актуальным вопросам образования». Совещание пройдет в закрытом режиме, вероятно, руководству на местах дадут установки, что говорить родителям и что делать с учебными планами.

Часть московского десанта прибыла в Казань уже сегодня. Светлана Ермакова, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, встретилась с коллегами из Рособрнадзора, которые сейчас находятся с проверкой в Татарстане. Также ее свозили на экскурсию в одну из школ.

«Мы отступаем»: часы на изучение татарского могут сократить, но не отменить

Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов в понедельник встречался с министром образования России Ольгой Васильевой. С каким предложением Фаттахов ездил к московской начальнице и о чем они договорились, так и осталось загадкой. Журналисты обрывают телефон Минобразования с вопросами, когда же будет брифинг по итогам поездки, но в пресс-службе ведомства хранят молчание.

Завесу тайны сегодня приоткрыло мероприятие в Доме дружбы народов, где представители Минобразования Татарстана, органов власти и общественности приняли резолюцию , в которой признали обоснованность недовольства части русскоязычной общественности республики.

«Татарский язык изучается как родной, хотя таковым не является; объемы изучения русского языка не соответствуют объемам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации с 2015 года. Кроме того, предъявляются нарекания по качеству обучения татарскому языку, перегруженности программ теоретическим материалом, а также недостаточному уровню использования эффективных методик, направленных на коммуникативные навыки. Данные обстоятельства стали предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики», - говорится в резолюции.

С каким предложением Фаттахов ездил к московской начальнице и о чем они договорились, так и осталось загадкой. Фото Максима Платонова

Из текста резолюции следует, что Минобразования РТ предложило меры для разрешения этого конфликта и участники собрания решили их поддержать. «С 1 января 2018 года объемы изучения русского языка довести до уровня, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации для всех типов образовательных учреждений. В 10-11 классах изучение татарского языка перевести на добровольную основу - по соответствующему профилю подготовки. Обеспечить изучение татарского языка как обязательного предмета - государственного языка Республики Татарстан на уровнях начального общего и основного общего образования».

Также в резолюции предложено обратиться в Минобразования России с просьбой рассмотреть вопрос о включении предмета «государственный язык субъекта Российской Федерации» в ФГОСы и разработать варианты учебных планов, предусматривающие изучение государственного языка субъекта Российской Федерации.

Принятие резолюции проходило в закрытом от прессы режиме. По итогам спикер Госсовета Римма Ратникова назвала решение «компромиссом».

Безусловно, это компромисс, безусловно, мы отступаем, но, наверное, это сегодня нужно, - заявила Ратникова журналистам.

На родительских собраниях заговорили о сокращении обязательных часов татарского уже со второй четверти

Надо учесть, что резолюция - это всего лишь предложение, а не окончательный вердикт. В любом случае развязка языкового конфликта в школах близка - сотрудники ведомств Юрия Чайки и Сергея Кравцова заканчивают работу 27 октября. Официальные органы не комментируют ход проверок, и такое молчание рождает множество слухов. Через группы в соцсетях и школьные родительские чаты распространяется противоречивая информация.

Одни заявляют, что количество уроков татарского языка сохранят на уровне 3-4 в неделю: «Минобразования РТ подало в Россию вариант с увеличением русского и уменьшением татарского до 3-4 часов в зависимости от направленности школ и классов», - пишет источник, побывавший на совещании в Минобрнауки Татарстана.

Решения отдельных руководителей школ сократить татарский пока можно объяснить лишь последствиями прокурорских проверок в этих учреждениях. Фото mariuver.com

Другие говорят, что на родительском собрании им объявили, что со второй четверти сокращается количество часов татарского языка до двух в неделю: «Вместо татарского добавляются часы по русскому и иностранному, будет занятие по культуре речи и риторике у русских на русском языке, у татар - на татарском языке», - сообщил итоги своего родительского собрания «Реальному времени» читатель. Об оставлении татарского языка в качестве обязательного, но в сокращенном виде, активно тиражируют информацию и местные криптоканалы.

В Министерстве образования Татарстана заявляют, что никаких решений еще не принято и не может быть принято до окончания проверки. Решения отдельных руководителей школ сократить татарский можно объяснить лишь последствиями прокурорских проверок в этих учреждениях, обнаруживших нарушения Закона об образовании РФ - начиная с того, что родители не давали согласия на изучение татарского языка, заканчивая тем, что русский язык преподается в объемах, не соответствующих рекомендованным Минобразования России.

Инструкции от русскоязычных и агитлистовки от татароязычных: как родители реагируют на конфликт

Большинство школ все-таки взяли паузу и не торопятся принимать решения по изменению учебного плана. На этой неделе начались родительские собрания, где мамам и папам раздают стандартные бланки заявлений и предлагают определиться с языком, который является для них родным: «Даю свое согласие на преподавание в рамках предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»… - далее родители пишут либо «русского» либо «татарского языка». При этом в бланке написано, что предмет «родной язык» является обязательным, но с учетом мнения родителей обучающихся.

Активисты, выступающие за добровольность изучения татарского языка, считают, что подобными заявлениями родителей пытаются ввести в заблуждение. «Понятия «родной русский» в законе об образовании вообще не существует. Русский язык - это отдельный предмет, а родной - это язык из числа языков народов субъектов Российской Федерации. Родной русский будут заменять на что-то еще, если вы подпишете это заявление», - говорится в рассылках-инструкциях, как вести себя на собрании в школах, распространяемых в чатах в WhatsApp.

24 октября в Верховный суд РФ был подан административный иск в защиту обязательного изучения татарского языка от одной из школ Набережных Челнов к Министерству образования России. Фото Максима Платонова

Дарья Турцева