Сочинение «Творчество в жизни человека. Творчество в каждом из нас

Я долго обдумывала то, что бы мне хотелось бы сказать о творчестве в жизни человечества. Чем больше я над этим думала, тем сильнее убеждалась, что я должна высказаться об этом как можно быстрее, ведь это то, что действительно меня беспокоит. Это та тема, которая стала мне близкой. Почему так? Наверное, потому, что, сколько себя помню, я любила что-то создавать.

Когда мне было два-три годика, я с восторгом вырисовывала палочкой на земле или песке у воды разнообразные узоры, а потом с замиранием сердца следила за тем, как волна поглощает мой рисунок, как постепенно он растворяется в воде, а когда волна наконец отступает, на месте изображения уже снова кристально-чистая поверхность, готова к новым свершениям. Это мне помогало: я настолько хотела сделать красивый рисунок, что пробовала снова и снова и иногда бывало так, что вода уже не заливала рисунок и тогда я чувствовала себя по-настоящему счастливой.

К чему это я? Так и в творчестве, разве нет? Путем многочисленных ошибок, испорченных листов, сломанных карандашей, порванных струн можно достичь цели: выразить свои мысли песней, создать невиданной красоты картину, стать автором новаторского проекта, который способен помочь людям. Я считаю, что настоящее творчество должно идти бок о бок со многими попытками, стремлением создать что-то действительно стоящее.

Для меня слово «творчество» прежде всего ассоциируется с музыкой. Я привыкла все свои мысли, переживания, настроение выражать песней, музыкальным произведением. Иногда бывает так, что и день не удался, и погода не лучшая, а возьмешь в руки инструмент, сядешь, сыграешь и на душе снова хорошо.

Я не верю, что только композитор занимается творчеством. На самом деле, каждый музыкант, каждый исполнитель является создателем, ибо даже при исполнении чужой песни, композиции, написанной десятилетия назад, можно добавить что-то новое, добавить частичку своей души и тогда это станет вашим произведением.

Когда человек с помощью своих способностей творит нечто поразительно новое, когда он благодаря своей работе выходит за рамки своих возможностей, когда прыгает выше головы — это все делает его Творцом, потому что из-под его пальцев появляется что-то, что стало плодотворным усилием человеческого сознания, креативности, интуиции, мыслей и желаний. Или это не является основной целью творчества?

Творчество, как по мне, не способ зарабатывания денег. Конечно, просто замечательно, когда вам за вашу разработку или изобретение впоследствии заплатят, оценив его по достоинству. Однако если в самом начале отталкиваться от мысли: «А сколько я получу?», то вашими помыслами руководит только жажда деньжат, но отнюдь не стремление творить или стремление реализоваться, выражать свои эмоции.

Для меня творчество — это нечто вроде магии. Это не понятно, но меня завораживает то, как человек создает горшок на гончарном круге, ведь из-под его пальцев проступает новая сущность, из ничего появляется что-то. Я всегда задерживаю дыхание, когда наблюдаю за художниками. Меня всегда восхищала эта способность «посадить» на бумаге солнечный день, полет бабочки или человеческую улыбку.

Александр
Задание №7
Тренинг общения

1.Уделить время для творчества. Вот так вот просто.

Творчество, почти никогда не задавался этим вопросом. В последнее время меня интересовал авиамоделизм. Мне нравиться работа с чертежами и создавать, что-то новое. Вот я и прикупил материал для изготовления модели самолета на радио управлении. Товары для творчества есть, приступим!

Есть чертежи, и есть желание. Возможность собирать модель будет только дома, а сейчас я на вахте на работе. Вот фотографии пенопласта, который я купил (держит моя дочка Ника) и фотографии чертежей и модели которая получится.
(IMG:https://pp.vk.me/c629214/v629214714/157d4/s0JMKoC7G5g.jpg)

Nursultan
Задание №7
Тренинг общения
Возвращаюсь с города Актау, вот таким я его запомнил в этот раз, как не нарисовать берег Каспийского моря. Нет под рукой хорошего фотоаппарата, немного поиграл с фильтрами
(IMG:https://pp.vk.me/c623722/v623722159/4a8ae/zQN6KDsU9n4.jpg)

Денис
Отчёт по 7-му заданию!
Тренинг общения
Давненько я не занимался своим творчеством. Помню, я еще центр детского творчества посещал. Детского! Как давно это было!

Суть моего творчества в пении, очень сильно люблю петь, раньше включал свои любимые песни и пел днями напролет, но вот как-то последние полгода, забросил это дело, по причине критики со стороны, типа, у меня нет голоса, а не туда тяну. И я, дуралей, поверил этим завистникам (говорю, именно завистникам, потому что сейчас понимаю, что они мне завидовали, что я могу петь без голоса, а они нет). Так вот, ближе к делу, сегодня пел одну из своих любимых песен, которая очень сильно берет за душу. Эмоции как всегда непередаваемые!

Но выход есть! Попробовать самому! Сегодня стал еще счастливее после того, как вспомнил то, что приносит мне массу удовольствия! Да простят меня мои соседи! Всем Счастья!

Павел
Это просто абзац, никак по-другому не назовешь.

Задание 7. Тренинг общения

Задание сделать что-то творческим мне сразу показалось не самым быстрым делом. Вначале я подумал сделать пару эскизов вида из окна (ранее окончил художественную школу, да и музыкальную тоже). Эти жанры творчества мне хорошо знакомы не только в теории.

Но как-то не очень пошло. Мой друг Алексей, который в этом тренинге тоже участвует, решил написать рассказ. Ну, это уже было действительно забавно. Так как мы, в принципе, тут немного веселимся, и этот тренинг вроде как развлечение, то я решил, что это действительно круто - что-то написать. Это и своеобразно, и ново, и небанально, и откровенно некомфортно. Поэтому действительно в какой-то степени дерзко, что не может не привлекать.

И решил сочинить сказку!

Для дополнительного бала сам текст и является подтверждением, но фото какое-то я все же вставить решил.

Я все еще сомневаюсь, что такого рода занятия мне не аукнутся боком, так как все же эта страница может читаться не только моими близкими друзьями и участниками тренинга, но и другими пользователями. Но пока мне последствия предвидеть сложно. В конечном счете, это мое лично пространство, а не анкета работодателя или наемного сотрудника. В общем, жгем!

Читайте, кому не лень. А я пока будут прибывать в состоянии и «хочется и колется». Итак, сказка!

Сразу скажу, писал за один подход, не переписывал, ничего особо не исправлял, только перечитал одни раз. Предварительно сочинив небольшую идею, в виде сказки-притчи с черным юморком. В общем, ошибок будет много! Времени и так убил часа 3-4. Творчество художника красного словца.

История одного хомяка.

Жил был в одной светлой и зеленой долине хомяк по имени Хомяк. У него было много друзей, он был в меру упитанным и неплохо преуспевал в делах сельскохозяйственных. То есть, был зажиточным таким хомяком, выращивал бобы, горох и другие, полезные и пользующиеся популярностью в их краях продукты. Жил хомяк в удобной норке на краю опушки. Вечерами любил побегать за кузнечиками и бабочками, и часто устраивал встречи с другими хомяками у себя на поляне. Бобы и горох росли сами собой, поэтому он особо не напрягался днем, а ходил, набивал бока и думал о предстоящих мероприятиях с друзьями. В одни такой прекрасный солнечный день в его голову пришла идея отметить очередной успешный сбор урожая. Да, прочие хомяки любили его за это. За то, что он устраивал интересные вечеринки. В этот раз наш хомяке решил устроить очередную зернопати, на них обычно хомяки изрядно набивали себе щеки зерном и весело катались по земле. В этот раз хомяк решил превзойти все ожидания. И пригласил на встречу всех известных в его долине хомяков. Намечалась настоящая хомякотусовка.

Накануне вечерники погода сильно испортилась. Начал дуть ветер и в воздухе пахло приближающимся дождем. К тому же, стало холодать, что хомяки не особо любят. Наш хомяк Хомяк начал негодовать, бросаться на кузнечиков на поляне, а когда прискакал в нору, раскидал зерно по всему полу. Так был недоволен наш Хомяк. Начал ныть и причитать, что погода такая плохая.

Говорит про себя: «Что же это за нехорошее дело такое творится, что за муйня такая!» (цензура, сами думайте, что за муйня будет по тексту идти) «Вот же надо было так, Дождь совсем оборзел!» Дождь был дядька суровый, но сентиментальный. Отвечал он за все, что с ветром, дождем связано на то время. Должность у него такая была дождливая.

Хомяк был не глуп и хитер бобер, хоть и хомяк. После нескольких часов нытья пошел писать жалобу в «небесную канцелярию» - то место где всякие хомячки и бобры могли связать с силами природы. В общем, накатал наш хомяк нормальную «телегу» на Дождя, за что тот, в скором времени, поимел неприятный разговор с вышестоящим руководством и был наказан. Не будем вдаваться в дела хомяковые и бюрократическую систему небесного управления, но сможем лишь предположить, что хомяк изрядно приукрасил историю с жалобой на Дождя.

Пока началось разбирательство, Дождь временно перестал исполнять обязанности. Хомяк был доволен. Вечеринка должна была пройти хорошо. Так и случилось. Хомяки погуляли, изрядно приняли зерна, в среднем по пол кг на брата, отчего наш герой заснул еще до окончания вечеринки. Друзья-хомяки поблагодарили хозяина, хотя тот их уже не слышал, и разбежались. В общем, все прошло неплохо.

Утром Хомяк вышел на поляну пожевать травки, как всегда забил щеки зерном и прочей съестной штукой, потом отдыхал. Стало жарко, тут он понял, что к нему спускается солнце. Солнце, в своей озорной манере подкралось к хомяку и говорит: «Эй, добрый хомяк, скажи, будь милостив, ты накатал жалобу на Дождя?» Хомяк утвердительно откликнулся. Солнце продолжало:

Может, спустим это дело на тормоза, а то как-то нехорошо получается. Дождь недоволен и считает, что это все лишнее и даже больше похоже на клевету.
- Пусть отвечает за свои поступки – ответил хомяк, иронично ухмыльнувшись.

Да, наш хомяк был тот еще «душка». Злился на Дождь, что-то ему мог так помешать, хотя это и была его работа. Но что больше не понравилось хомяку, что с его мнением Дождь не считался. За это он и затаил злобу. Ведь предварительно Хомяк лично просил Дождь прекратить свои дела! В общем, разговор не пошел и солнце улетело.

На следующий день стало совсем жарко. Хомяк стало немного не по себе от томящего зноя. Ему уже самому хотелось, чтобы Дождь быстрее приступил к своему делу, а то и так было несносно жарко. Свою оголтелую выходку с заявлением он считал успешной, но в душе уже Дождя мучить желания не было. «Пусть бы его там быстрее отпустили, и он начал поливать землю, старый хлыщ», - думал Хомяк. Но идти, отзывать дело, ему было как-то неудобно. Он надеялся, что его снова попросят это сделать, и вот тогда он с барского плеча даст прощение Дождю.

В обед, Хомяк, как всегда, сидел и хомячил, прибывая в своих мыслях. И тут появилось солнце.
- Ну что, Хомяк, Дождю выписали неслабых звезлюлей, может, отзовешь свое дело? – сказало Солнце, мягко улыбнувшись.
Хомяк был рад. Все, что он хотел, сбывалось. Он утвердительно кивнул. Солнце ответило: «Да кому это дело нужно, ведь пустяк, отзови дело, и все будет нормально». Тут нужно внести ясность, Хомяк наш был героем иностранного происхождения, и его кивания имели совсем другой смысл.

Может, таки отзовешь? – спросило Солнце еще раз.
Хомяк кивнул еще раз, он понимал, что его не так поняли, но по привычке его ответ снова был принят не так.
- Да ты, я смотрю, Хомяк, совсем берега попутал! – уже недовольно ответило Солнце (ему было неприятно, что хомяк себя так плохо ведет, ведь они с Дожнем неплохие друзья, и многие годы работали вместе). Солнце развернулось и полетело к себе обратно, в негодующем настроении.

Хомяк хотело уже что-то сказать вслед, но напихал за щеки столько зерна, что не мог произнести и слова. А выплевывать было совсем не интересно. Он был тот еще жлоб.
«Ладно вам. Пойду, заберу заяву. – решил хомяк. – Разговаривать еще с вами во время обеда, нет, чтобы заранее предупредить?»

Через пару часов хомяк пошел забирать телегу. Сообщил, что, мол, хоть Дождь и редкостный гад, но хомяк его готов простить и отозвать заяву. «Пусть уже работает, старая скряга» - сказал наш хомячелло. Так и было решено.

На следующий утро хомяк вышел на крыльцо своей норы, в надежде потянуться и вдохнуть свежего утреннего воздуха, но учуял только запах сухой травы и нехватки кислорода. Создавалось впечатление, что дышать просто нечем. Днем стало совсем невмоготу. В то время когда наш герой ходил за порцией специй, на рыночной площади собрались зеваки и сплетники. Многие поговаривали о текущей засухе. От одного совсем плохо одетого и, откровенно говоря, дурно пахнущего хомяка, он услышал, что Дождь подался в бега, обидевшись по какому-то поводу на всех, скрылся за Высокие Горы.

Скажем к слову, что Высокие горы были таинственным местом для хомячиного отродья, и многие хомяки побаивались тех мест. В хомячих кругах ходило немало сплетен и дивных историй насчет них.

По пути домой он слышал, что кто-то поговаривает о том, что все это из-за того что какой-то засранец накатал заяву в «небесной канцелярии. Многие хаяли неизвестного, что пришлось делать и нашему Хомяку, чтобы не выглядеть подозрительно. В итоге нашему хомяку стало немного страшно, что его вычислят и потом никакого уважения в долине ему уже не сыскать. Да и урожаю его грозил полный и лаконичный корень одного полезного растения.

Наш хомяк решил идти искать Дождя. И чтобы не рассказывать долгих истории о его походе, так как и сам автор уже изрядно подофигел, что его короткая истории уже стала совсем не короткой, а идея была совсем простая. Решил упустить все мысли и прочие рассуждения нашего Хомячины. А тем более заниматься описанием всех прелестей и прочего окружающего его пространства.

В общем, Хомяк шел к «Высоким Горам». По дороге ему встретился боб. Да, самый настоящий разговаривающий боб. Такого наш хомяк еще не встречал. Звали боба, как не странно, Бобом, как одного старого зернозависимого и закадычного друга нашего Хомяка. Боб и Хомя быстро нашли общий язык. Боб был одиноким ковбойским бобом, ну вы таких, наверняка, знаете. Такие бобы постоянно улыбаются и много разговаривают. Таков был и наш новый знакомый. В общем, во всех смыслах того слова. Самый что не наесть настоящий разговаривающий боб – БОБ.

Они решили идти вместе к «Высоким Горам». Так как бобу приятно было болтать с хомяком, а узнав о причине надвигающейся засухи, он уверенно вызвался помочь своему новому другу Хомке в его деле.

Шли они весело и болтали, хоть уже было жарко невмоготу. Тут мимо мелькнула чья-то тень. Наши герои испугались, но собрав свои страхи в кулаки, они решали посмотреть, что это было. Оказалось, что это была большая сдобная булка. Да, и булка тоже разговаривала. Булка представилась и рассказала, что любит гулять по полям и собирать грибы. В общем, булка создала впечатление доброй и миролюбивой представительницей злаковой породы. Нашим героям нечего было бояться.

У Хомяка появились некоторые вопросы. Раньше ему не приходилось встречаться с говорящими бобами, сдобными и забавными булками. Он и не догадывался, что они могут говорить.

Но тут Боб внес ясность. «Ты, Хомяк, - сказал Боб – Хомяк из 10 поколения хомяков-джедаев, у вас есть много особенных талантов, в том числе и умение разговаривать с такими, как мы».

Ничего себе! - подумал Хомяк – так, значит, я супер-герой?
- Ты - избранный! Ты Избранный! я жду тебя уже много лет, чтобы помочь тебе в решающем деле – ответил Боб
- В каком еще деле?
- Ты должен спасти долину от засухи.
- Нифига себе ирония! - подумал Хомяк.
- Такова судьба. Я помогу тебе, Хомя, тем более, ты мне реально приятен.
Булка тоже хотела помочь, но Хомяк ее одернул:
- Нам не нужны в таком ответственном деле какие-то булки. Я хомяк-джедай 10 поколения с выдающимися способностями, а это мой друг Боб, Разговаривающий Боб, который специально ждал меня тут, чтобы помочь в великом деле. А ты просто булка. Иди, гуляй дальше по своим полям.

Булке пришлось покинуть забавную компанию.
- Да ты расист – сказал Боб.
- Я не расист, я просто не люблю злаковые и овсяное печенье. В особенности ненавижу картофель. А так я ко всем отношусь одинаково.
- Ладно, идем дальше. - предложил Боб.

Долго они еще шли, но автору совсем рассказ показался долгим, поэтому упустим их добрые беседы на тему расизма и прочего, главное впечатление о Хомяке уже сложилось. (Автор продолжает свое прикладное творчество в сфере фантастических историй).

В конном счете наши герои устали, до «Высоких гор» оставалось пару часов пути. Они оказались в каменистой пустыне. Хомяк был без сил, он попросил Боба сгонять к Дождю и передать свои извинения. Боб слетал, и вернулся.

Ну как прошло? – спросил Хомяк.
- Дождь ничего не понял, я же БОБ. Только ты меня понимаешь. Ты же хомяк-джедай 10 поколения. Придется идти тебе.

Все бы ничего, но они уже сильно устали, и Боб и Хомяк лишились сил пока один ходил, а другой без толка игрался на своем мобильном в зомби-хомяков.

Выход быт только один - съесть своего верного друга Боба, который предложил положить себя на алтарь во благо великой миссии. В первый в жизни хомяка стоял такой жестокий выбор. Отведать верного друга или вернуться назад в поле, и там, подкрепившись с новыми силами пойти в горы. Но Боб сообщил, что Дождь скоро из-за обиды совсем иссякнет, выплакав себя. Поэтому времени на это нет. Пришлось хомяку смириться с ужасной судьбой Боба. (Далее творчество для детей заканчивается – примечание автора).

Перед тем, как быть съеденным, Боб дал совет: «Пообещай больше не быть таким чудаком на букву м, если бы ты не обижался попусту, то ничего бы этого не произошло. Если бы ты умел прощать, ты бы сразу дал согласие Солнцу, если бы ты не был таким жлобом, ответил бы ему во второй раз, и если бы ты не был таким горделивым заразой, то булка была бы с нами (она была большая, и откусив от нее кусок, ничего бы не стало), а еще таким ленивым, у которого бы до игры в «зомби-бобов» еще хватило сил дойти. А теперь ты вынужден есть меня. Не будь больше таким!» - с печалью сказал друг Боб.

Хомяк плакал и раскаивался, доедая останки друга, он пообещал, что больше никогда не будет таким чудаком на букву м. Через боль и страдания он понял все. В конечном счете, он добрался к Дождю, и попросил у него прощения. В долине стало все как прежде хорошо.

Мораль сей сказки такова – не будь самолюбивым кренделем! Иначе будет хуже. А если уже стало хуже, лучше все равно не быть чудаком на букву м и решить проблему, пусть и сложным путем, но пока еще приемлемым, пока не пришлось лопать знакомых.

После разговора с Дождем Хомяк уснул. Проснулся он в своем доме в обнимку со стручком бобов. Заява на Дождь еще не была отправлена в «небесную канцелярию». Это был сон. Но Хомка теперь был совсем другим хомяком. Вместо насыщенной вечеринки в тот вечер шел дождь, Хомка посадил боб, и долго с ним разговаривал. Другие хомяки посчитали его странным, но это было терпимо. Главное - он все понял! - Не будь говном!

Теперь точно конец, кто читал - тот молодец!
Фуф. Не знаю, даже перечитывать не буду. То, что с первого раза вышло, пусть так и будет. Хотя перечитал таки и немного поправил. Не судите мои произведения творчества строго, я от души!

Иногда считают, что творчество - это создание такого нового, которое имеет положительно общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества.

Чем больше человек познаёт, анализирует, наблюдает, тем больше, шире открывается на творческий процесс - создания новых форм.

Творческие компоненты имеются везде и в составе чувственных представлений и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом, теоретическом познании.

Творчество помогает человеку освободить свою индивидуальность. В то время, когда включается творческий процесс, человек приобретает активность и желание действовать. Душа стремится к своей цели.

Древние считали, что творчество - это индивидуальный взгляд на вещи, способность видеть каждый предмет по-своему. Творчество способно освобождать человека от его психологических патологий. Творческое мышление требует свободы, раскрепощённости, устранения всяких внешних торможений. У каждого человека есть способность генерировать идеи и критически оценивать их. При этом чрезмерная критика сковывает мысль.

Творчество - это любовь, свобода, наполненность различными энергиями и устремление к действию.

В основе творчества лежит множество факторов, это и абстрактное и боковое мышление, и готовность памяти и способность речи, а также способность к сцеплению фактов, умение работать с информацией и воля, чтобы любой процесс доводить до конца. Если сказать коротко, то для реализации творчества остаются главными: труд, талант и умение найти себя в окружающей реальности.

Творчество связано с интуицией, она помогает принять более точное решение. Импульсы, несущие информацию идут по многочисленным каналам. Пространственная и временная суммация импульсов, связанные с ней мозаика возбуждения и торможения - есть физиологическая основа человеческого мышления. Однако обработка и суммация импульсов - это ещё не мышление. необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум.

Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия открывается мышление. В силу индивидуальных особенностей психики образы физиологически создаются одинаково, но имеют различные информационно-содержательные феномены.

Творчеством можно назвать осознание своих душевных порывов, импульсов, идущих из внутреннего мира. Творчество побуждает человека жить в этом мире, но одновременно и пребывать вне его.

Творчество также имеет несколько уровней своего развития:

  1. Человек в основном реагирует на импульсы, которые происходят от внешнего мира и почти совсем не реагирует на внутренний. Внутренний мир тогда становится простым генератором потребностей. Здесь можно диагностировать узость сознания и неумение увидеть свои возможности. Этот человек способен выслушивать что-то новое, но не в состоянии это применить. Естественно и анализировать, придумывать, конструировать ему сложно, ибо это не его! Это новое! Часто такие люди испытывая жалость к себе останавливаются на каком-то этапе, и они не в состоянии увидеть себя как часть какого-то процесса.
  2. Человек понимает и видит недостатки других людей, но не в состоянии принять самого себя. У него развит порог внутреннего критика, часто это проецируется на других людей и тормозится процесс творчества. Хотя надо сказать, что чувствовать и ощущать может многое, хотя не всегда способен выразить словами. Можно добавить. что страх также является врагом творчества. Он процесс творчества вместе с излишней критикой приводит к параличу.
  3. Человек умеет наблюдать, анализировать и выделять главное в ситуациях. Он понимает, что каждый человек имеет возле себя свою реальность и не стоит судить ни о чём. Легче взаимодействует с людьми и ищет, чувствует их индивидуальность, при этом раскрывая свою, что помогает ему генерировать новые идеи и утверждаться через их реализацию. Характер такого человека характеризуется достаточно сильной волей, и такое воздействие внутренней воли помогает изменять ментальные установки. Человек открывается на собственную эволюцию и приобретает большую свободу. Мотивацией к действию всегда становятся внутренние импульсы.
  4. Человек с лёгкостью создаёт образы, любые, в каждой области, будь то математическая или гуманитарная или техническая. Эти люди ощущают свою свободу и границы её воздействия, а также открываются на любую свою мысль. Они способны понимать иллюзии других, не разрушать их замков, и при этом, сохраняя себя, свои ценности, помогают другим понять и принять себя.

С самого рождения нас учат жить по определённым правилам и устоям. Даже самые либерально настроенные родители придерживаются стандартных схем и ценностей: образование, работа, семья (и дети, как следствие). Вырваться из этой схемы впоследствии не так-то просто. В подростковом возрасте, конечно, наступает период своеобразного бунтарства, но он проходит (часто даже совершенно бесследно), как проходит и сам этот возраст. Человек, что называется, взрослеет и берётся за ум. А на деле – просто принимает правила игры, начинает вписываться в систему и выполнять её условия взамен на определённые «блага»: возможность учиться, работать – одним словом, «самовыражаться».

Почему и зачем он это делает? Человеку жизненно необходимо иметь какое-то своё место и свои «зацепки». Это даёт ощущение уверенности и безопасности. Таких зацепок и систем может быть огромное множество, но самые сильные и влиятельные из них – это те, которые подкреплены связями с другими людьми: работа, друзья, семья, дети… Так легче выжить. Это поняли ещё наши предки, когда решили перейти к племенному образу жизни.

Жить в племени, в обществе – легче. Это факт. Но к этому факту также примешивается ещё и то, что, получая те самые «блага» и возможности, человек постепенно утрачивает индивидуальность, перестаёт задумываться над тем, что, как и зачем делает. «Система» сама даёт готовые ответы и сценарии, сводя на нет потребность думать.

Существует даже такая «примета» среди тех же выпускников и студентов: «если ты НЕ поступаешь в институт сразу же после школы, т. е. прерываешь процесс 10-летнего обучения – то ты навряд ли и на следующий год будешь стремиться поступить». И добавляют при этом - «…просто отвыкаешь учиться». Но дело тут не только в отвыкании. Выпадая, даже случайно, из какой-либо системы, сознание человека оказывается в экстремальных условиях, когда зацепиться за то, за что предполагалось и за что все цепляются, не получилось… И именно этот «экстрим» способствует своеобразному «пробуждению», когда вдруг приходится решать и думать самому, без системы и её готовых ответов. И тот же не поступивший, к примеру, начинает САМ задумываться: «А зачем мне вообще учиться именно на того-то, может, сначала поработать/сходить в армию/заняться тем-то…?». И появляется желание решать самому, а не просто брать готовые ответы системы и действовать по инерции.

Примерно так и получаются истинно творческие люди. Люди, не включенные в системы, не живущие по сценариям, а посему умеющие видеть и выражать собой, через себя, те стороны жизни и духа, доступ к которым остальным попросту закрыт их же собственной зависимостью.


Ведь что вообще такое - творчество?

Творчество, любое – это само по себе величайший бунт. Творческий человек избавлен от любой обусловленности; иначе его творчество будет не более чем копированием. Творческим можно быть, только являясь индивидуальностью; невозможно творить, оставаясь частью психологии толпы, системы.

Творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

А как обычно обстоят дела у человека, который на определённом жизненном этапе по тем или иным причинам оказывается вне нормальной системы, вне зацепок (исключительно тяжелая судьба, какое-либо серьезное потрясение, нетрадиционная сексуальная ориентация и другие)? Не получается принятия «правил игры», а, следовательно, и как такового включения в распространённые системы тоже не происходит…

Как бы сильно этот человек ни был завязан с каким-либо обществом, компанией, которые могли бы дать ему эти самые «зацепки», по сравнению с большинством он всегда один. Нет готовых сценариев, нет ничего того, что даёт ощущение безопасности и блокирует мыслительный процесс у этого большинства.

Даже совершая привычные для «обычных» людей вещи в жизни, будь то учеба, работа, дружба, любовь - да что угодно, он в силу обстоятельств своего понимания, делает, просто вынужден делать это «вне системы», как-то по-своему.

Отсюда и рождается тяга к творчеству, к творческим профессиям. К оригинальному мышлению и нестандартному подходу к привычным вещам и явлениям!

Бесспорно – нестандартное мышление уже само по себе творчество.

РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Свиркова Е.Б., Пустынникова Ю.М.
Офис-файл, №55, 2003

Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества.

Что такое творчество

Психология говорит о том, что творчество не является привилегией только избранных, это обязательная часть мыслительного процесса. Л.С. Выготский пишет, что творчество - это комбинирование, переработка и создание из элементов пережитого опыта новых положений и нового поведения. "В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса :

  1. Подготовка.
  2. Фрустрация
  3. Инкубация.
  4. Просветление.
  5. Проверка.

На этапе « подготовки » человек обдумывает все возможности решения задачи, обращаясь к своему старому опыту, отметает по каким-то причинам многие из решений как неподходящие. После усиленной работы над задачей наступает переломный момент – ничего не придумывается, наступает «ступор», называемый психологами стадией фрустрации , после чего человек уходит в инкубацию – это может быть сон, отдых, просто какое-то время он не думает над задачей. Одна из гипотез, объясняющих значение инкубации в творческом процессе, говорит о том, что в этот период человек на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Следующий этап - просветление (или инсайт) - обычно возникает внезапно, когда человек даже и не думает специально над задачей и, казалось бы, решение приходит само собой. Наиболее яркие примеры просветления дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др. А затем человек проверяет и реализует решение.

Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным. В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют. Хороший пример для последней ситуации – принятие решения руководителем в условиях неопределенности, недостатка времени или информации.

Менеджмент и творчество

Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый – творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй – развитие руководителем творчества подчиненных.

Творчество руководителя зависит от «внешних» условий– тех задач, которые он решает, и от внутренних условий – от его личностных качеств, от выбираемого стиля управления.

В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений.

Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий – ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками. Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно.

В отношении стратегического управления творчество руководителя реализуется при разработке «программы дальнейшей жизни компании»: миссии и стратегии компании, определении ее целей на ближайший год, три, пять. Создание стратегии маркетинга, управления персоналом, стратегии развития производства, создания новых продуктов - все это "стратегическое творчество". Фактически, руководитель в эти моменты «творит судьбу» своего предприятия. Разработка программ инноваций и преобразований на предприятии также требует от руководителя творческого подхода.

Но наиболее ярко творческий момент в работе руководителя проявляется в предпринимательской деятельности. Здесь простор для творчества поистине безграничен. Определение предпринимательства, сформулированное Р. Хизричем, звучит так: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Результатом предпринимательства может стать разработка новых технологий, выход на новые рынки и др. Так разработку стратегии развития компании,

Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда - управлять творческим процессом в организации.

Стиль управления и творчество

Развитие творчества подчиненных - нелегкая задача. Несомненно, руководитель оказывает большое влияние на творчество организации, хотя бы тем, какой стиль управления он выбирает. Определяющее здесь само отношение руководителя к творчеству. Посмотрим же, как влияет стиль управления на возможности проявления творчества. Для этого воспользуемся наиболее популярной классификацией стилей управления, выделяющей следующие стили: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский).

Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что подчиненным сверху спускаются цели, а также инструкции выполнения работы и описание конечного результата. Другими словами, шаг в сторону - расстрел. Авторитарный стиль может подавлять инициативу, но он незаменим в тех случаях, когда дело срочное, и нет времени на поиски новых решений. Здесь творчество зависит от указаний руководителя, необходимо согласовывать каждый шаг. Авторитарный стиль хоть и сдерживает творчество, но зато дает быстрые результаты. Сталкиваясь с серьезными ограничениями, люди вынуждены изобретать все более хитроумные способы решения стоящих перед ними задач. Не случайно замечено, что в тоталитарных государствах очень часто наблюдается расцвет культуры и творчества.

Демократический стиль предполагает делегирование части полномочий подчиненным и разделение ответственности – подчиненный может принимать решения в рамках своих полномочий. Персонал участвует в управлении, обмен информацией идет от руководителя к подчиненным и наоборот. На наш взгляд, этот стиль управления максимально способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. Здесь присутствует и необходимая для творчества свобода, и необходимые рамки, задающие целенаправленность усилий всех сотрудников, позволяющие контролировать достижение результата.

При пассивном (попустительском) стиле управления каждый делает, что хочет и как хочет. Руководитель мало вмешивается в деятельность подчиненных, часто идет у них на поводу. Небывалый простор. Но как это влияет на творчество? В организации, где руководство осуществляется в попустительском ключе, творчество скорее выхолащивается: каждый «дудит в свою дуду», постепенно наступает хаос. Это самый рискованный стиль управления с точки зрения получения результата от творческого процесса

У разных руководителей в той или иной степени превалируют разные стили управления, это зависит и от личных предпочтений, ситуации в компании, даже стиль может отличаться в зависимости от отношения к разным работникам, с кем-то построже, с кем-то помягче.

Для бизнеса творчество важно не ради творчества, а ради результата, поэтому прежде чем желать творчества от своего персонала, следует определиться с задачами творчества. Ожидаемый результат творческого поведения подчиненных может быть следующим:

  1. Решение сотрудников заданной творческой задачи.
  2. Идеи сотрудников по развитию компании, совершенствованию существующего порядка.

Стимулирование творчества подчиненных

Для того чтобы свое творчество сотрудники осуществляли на благо компании, руководителю стоит приложить усилия. Основополагающие принципы стимулирования творчества подчиненных следующие:

  1. Поддержка творческой инициативы.
  2. Целенаправленная организация творческого процесса
  3. Обратная связь
  4. Вдохновляющий пример
  5. Включение творчества в систему морального и материального стимулирования

На формирование корпоративной культуры большое влияние оказывает руководитель и те ценности, которые он декларирует. То, что поощряется, на что руководитель обращает пристальное внимание, то также будет во внимании персонала. Сотрудники скорее вдохновятся на творчество, если будут знать, что этого ждет от них руководитель. А доброжелательная атмосфера снимет страх с сотрудников, что их предложения будут восприняты как «неправильные».

Во-вторых, мало только слагать оду творчеству, надо еще и организовывать этот процесс. При поручении сотрудникам творческого задания, например, отделу маркетинга разработку системы привлечения клиентов определенного сегмента, следует обозначить цель, описать возможный результат (задать направление), договориться о форме промежуточной отчетности. Хоть процесс творческий, но на самотек его пускать нельзя. Внедрение в жизнь нового предложения не обойдется без описания и регламентации. Это процесс менее привлекательный, чем само творчество, но без него творчество так и останется воздушными замками.

Сбор предложений сотрудников по какому-либо вопросу возможен разными способами. В небольшой компании для этих целей может быть установлен специальный день, в который руководитель будет рассматривать предложения сотрудников. В случае же крупной компании, лучше принимать предложения сотрудников в письменной форме, например, по электронной почте. А для разового сбора идей время подойдет опрос или организация конкурса.

Третий важный момент стимулирования творческого процесса – обратная связь на выдвинутые сотрудниками предложения в письменной или устной форме. Если сотрудник не поймет, почему его предложение не может быть претворено в жизнь, то он, скорее всего, обидится и не будет больше ничего предлагать. О том, какими принципами следует руководствоваться при предоставлении обратной связи, мы рассказывали в статье «Джинн из бутылки» в предыдущем номере.

Четвертое - для стимулирования творчества сотрудников важен пример, вдохновляющий на генерирование идей. Сильнее всего вдохновляет личный пример руководителя, механизм воздействия которого мы рассматривали ранее в статье про харизматическое лидерство.

Пятое – материальное или моральное стимулирование сотрудников, выдвинувших дельные предложения. Учет подобных заслуг в премировании, в должностной дифференциации и др. Так, в одной компании торгового профиля за предложения по развитию компании предусматриваются премии, размер которых зависит от степени проработанности предложений: предложения на уровне идеи или же еще имеется и план ее реализации.

Методы активизации творчества

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • Мозговой штурм – широко известный метод группового генерирования творческих решений
  • Алгоритм разработки инновационных решений – техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • Коучинг-менеджемент – стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • Метод обучения действием – сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) – специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века. Мы не будем останавливаться на ней подробно в этой статье, поскольку она довольно сложная и для овладения ей требуется длительное обучение.

Метод мозгового штурма многим хорошо известен. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего - составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

  1. запрет критики
  2. запрет обоснований выдвигаемых идей
  3. поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы, Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата – задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений, который мы приводим ниже:

Этап

Предварительное обсуждение

• Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения

• Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Выбор источников информации

• Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего

• Отберите самые предпочтительные источники информации.

Поиск решения

• Придумайте всевозможные идеи – «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

• Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

Проверка решения

• Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.

• Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

Принятие решения

• Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

10. Дайте окончательный ответ.

Как видите, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

Метод обучения действием не столь распространен в нашей стране, однако, его применение для стимулирования индивидуального творчества и выхода из «идейного кризиса» дает очень хорошие результаты. Суть метода заключается в следующем: сотрудник, испытывающий трудности при решении задачи, требующей творчества, генерации новых идей и подходов, обращается к своим коллегам за помощью. Когда они собираются вместе, сотрудник озвучивает задачу, и возникшие в процессе ее решения сложности. Коллеги задают ему уточняющие вопросы для прояснения ситуации, если это необходимо. Когда задача и проблема ясны, коллеги начинают задавать развивающие вопросы. Это вопросы, которые не подсказывают решение, но стимулируют поиск его путей. Например: «Что для тебя будет хорошим вариантом решения этой задачи? Кто или что может помочь тебе найти ее решение? В какой обстановке ты работаешь пытаясь найти ответ? В какой обстановке на твой взгляд это решение могло бы найтись быстрее? К каким источникам ты прибегал в поисках вдохновения? Как можно обойти стоящие перед тобой преграды?» и так далее. Категорически запрещается давать советы в форме вопросов, как-то «А не пробовал ли ты делать то-то и то-то?». Такие вопросы провоцируют на сопротивление и возражения, вместо того, чтобы сподвигать к творчеству. После того, как все вопросы заданы, сотрудник, выдвинувший проблему, говорит, какие вопросы показались ему наиболее полезными, и берет на себя перед группой обязательства по реализации появившихся идей.

Последний момент очень важен. Ведь ограничиваться одним стимулированием творческого процесса нельзя, иначе мы получим творчество ради творчества, процесс ради процесса. Задача руководителя – не только пробудить при необходимости творчество в своих подчиненных, но и «направить их энергию в мирное русло». Все, что порождено коллективом, должно документироваться и структурироваться, дабы не растерять драгоценные крупицы инноваций. Сотрудник, ушедший в «творческий полет» должен представить конкретные и ощутимые результаты. Контролировать, чтобы подчиненный не «улетел в стратосферу», должен начальник. И в этом ему помогают старые добрые функции менеджмента - контроль процесса и результатов исполнения и корректировка действий сотрудника или полученного результата.

1. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с

2. Сосло Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. http://superidea.ru