Смерть тараса из рассказа тарас бульба. Сочинение на тему три смерти в повести гоголя тарас бульба. Как погибает Тарас Бульба

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

Ничто так не раскрывать характер литературного персонажа, как его поступки. Тараса Бульбу, лишившего жизни собственного сына, сложно понять современному человеку. Однако подвиги старого казака способны вызвать восхищение даже у сегодняшнего читателя. Главный герой повести Гоголя - образ противоречивый, сложный. Для того чтобы понять его, научиться в нем видеть не безумного вояку, а патриота, человека чести, следует внимательно рассмотреть три важных эпизода. Как погиб Тарас Бульба? За что полковник убил своего сына? Как он воспринял смерть старшего?

Прежде чем рассказать о том, как погиб Тарас Бульба, следует, конечно же, вспомнить сюжет повести. Уже в первой главе автор дает характеристику своим героям.

Сыновья полковника

Остап и Андрий закончили обучение в Киевской семинарии. Они вернулись домой. Отец встретил их довольно своеобразно. Дабы испытать старшего, он принялся с ним мериться силой. И только убедившись в том, что Остап сможет по-настоящему дать отпор, успокоился. Хотел было проверить таким образом и младшего, но вовремя подоспела мать. Благодаря этой сцене автор дает читателю поверхностную характеристику своего героя.

Бульба, казалось бы, может любить только сильного, храброго сына. Только настоящего казака. А рохлю и труса с радостью отправит на тот свет. К такому выводу можно прийти, зная сюжет повести Гоголя, но не имея никакого представления о традициях и нравах казаков. В действительности же Тарас Бульба любил обоих своих сыновей. И храброго Остапа, и малодушного Андрия. Но военный долг для него был превыше всего. Ради него он мог отдать и свою жизнь, и жизнь близкого человека.

Сечь

Сразу же по приезду сыновей Бульба решает отправить их воевать. Запорожская Сечь, по его мнению, - лучшая наука для казака. В последний момент он решается и сам ехать с сыновьями. Каким Гоголь создал образ старого полковника? Жестоким, суровым, бескомпромиссным. Однако стоит сказать, что и Тарас Бульба порою грустит, предается горьким воспоминаниям. По пути в Сечь каждый из героев думает о своем. Остапу тяжело вспоминать терзания матери. Андрий томится по прекрасной полячке. Отец с горечью вспоминает о прожитых годах.

Первые победы

Бульба с сыновьями приезжает в Сечь. Здесь они видят казаков, предающихся обычному для них занятию, а именно пьянству. Старый полковник не желает, чтобы его сыновья тратили силы на бесконечные пиршества. Его влечет на поле брани. Казаки идут на Польшу, где очень быстро наводят страх на местных жителей. Остап и Андрий принимают участие в битвах. Ничто не радует так старого запорожца, как их подвиги.

Андрий

Младший сын Бульбы становится предателем. Однажды ночью к нему является служанка прекрасной полячки, которую молодой казак видел в Киеве, и просит помочь панночке. Андрий отправляется к возлюбленной, захватив с собой несколько мешков хлеба.

Встретившись с полькой, он решает не возвращаться в свой полк. Как главный герой воспринимает предательство сына? Он находит и убивает его, при этом произнося знаменитую фразу, которая известна даже тем, кто не читал повесть Гоголя. Как погибли сыновья Тараса Бульбы? С какими словами на устах? Младший в последние секунды своей жизни произносит имя возлюбленной. Старший зовет отца. Андрий предает свою родину и своих родных ради любимой девушки. Остап - истинный сын полковника Бульбы. Он умирает героической смертью.

Остап

Поляки разбивают запорожцев. Старшего сына Тараса Бульбы берут в плен. Сам же полковник получает ранение. После выздоровления он делает все, что в его силах, дабы вызволить Остапа. Но все попытки оказываются тщетными. Он присутствует при казни сына. Это происходит на городской площади. Остап мужественно принимает смерть, и только в последний момент он не выдерживает и зовет отца. Тот отвечает и тут же скрывается от преследователей. Как погибает Тарас Бульба и сын Остап? Оба они умирают героями.

Месть

Тарас Бульба не простил сына-предателя. При этом смерть Остапа для него стала сильным ударом. Он был охвачен злостью, ненавистью к полякам. Сжег 18 деревень, в течение нескольких недель уничтожал все живое вокруг. Смерть любимого сына делает еще более жестоким Тараса Бульбу. Как погибает этот отважный казак? Он идет на смерть, спасая своих товарищей.

Бульба отправляется в свой последний поход на Польшу. Свирепость полковника бросается в глаза даже казакам. Запорожцы берут в плен польского гетмана, но тот хитростью добивается своего освобождения. Бульба тем временем разъезжать по Польше со своим полком и продолжает мстить за смерть старшего сына. Однажды в старой крепости запорожцы попадают в окружение. Как погибает Тарас Бульба? Его цепями приковывают к дереву и разжигают вокруг него огонь. Перед смертью он успевает крикнуть запорожцам, тем самым спасая им жизни.

О том, как погибает Тарас Бульба, из краткого содержания можно узнать, тем не менее, стоит перечитать повесть. В произведении важную роль играют диалоги, комментарии автора.

Как погибает Тарас Бульба

Как уже было сказано выше, главный герой попадает в плен к полякам. Но стоит сказать еще несколько слов о нраве казацкого полковника. Какой смертью погиб Тарас Бульба? Мучительной, долгой. Но об этом читатель может лишь догадываться. Гоголь не приводил подробностей, которые страшными показались бы его современникам.

Последний штрих к характеристике Бульбы - его мысли, которые проносится у него в голове в последние минуты жизни. Он словно не боится смерти. Погибая, он думает о своих товарищах и о предстоящих сражениях, в которых он уже не примет участия.

Дополнение к характеристике героя

В повести Тараса Бульбы герои, конечно же, не только воюют. Показан и быт казаков. Эти описания дополняют портрет Тараса Бульбы. Он человек, не привыкший к роскоши. Более того, в отличие от многих своих товарищей, любит простую жизнь. Он довольно активен. Достаточно вспомнить первый день его пребывания в Запорожской Сечи. Казаки пьянствуют, не спешат воевать. Он же при помощи небольшой хитрости добивается назначения кошевым своего давнего знакомого, который готов идти в Польшу. Тарас Бульба целеустремлен, упрям. Он всеми силами пытается осуществить свои планы, которые всегда, в любой ситуации, связаны с защитой родного края.

В повести автор описывает три смерти. Первая смерть сына Тараса Бульбы Андрия. Его убивает сам отец, за предательство своего Отечества и своих товарищей. При этом, когда он перешёл на другую сторону, он опозорил свою семью. Из сына получился бы отличный казак, но любовь заставила предать всё, что у него было, а это отец не смог стерпеть.

Вторая смерть сына Остапа. Он попадает в плен. За время пребывания в плену, ему пришлось перенести огромные муки. Во время его казни, никто из присутствующих не услышал ни слова, ни крика. Он являлся достойным и храбрым сыном, не сломили враги его дух.

Смерть самого атамана Бульбы описывается в произведении как образцовая. Так как она показывает героизм и преданность своему народу, своей отчизне. Тарас погибает на костре, который подожгли ляхи. В последние минуты своей жизни, он думает о своих товарищах. При этом были даже сказаны напутственные слова в их адрес.

Произведение "Тарас Бульба" написал Гоголь. Свою повесть автор посветил полностью украинскому народу. Он показал борьбу народа за свободу своей родной земли. В написании произведения автору помогло знание родного края, в области истории. Ему всегда нравились смелые и сильные люди, готовые самоотверженно защищать свою родную землю, не щадя своей жизни. Поэтому именно такие люди, стали главными героями данной повести.

Автор подробно описывает нам главных героев в виде Тараса Бульбы и его сыновей, которых звали Андрием и Остапом. Они были очень молоды и сильны. В тексте также указывается, что сыновья закончили обучения грамоте бурсе, после чего, они вернулись на родину.

Тарас предстаёт перед читателем в обличии старого и мудрого воина, который за свою не лёгкую жизнь прошёл очень много кровопролитных битв. Он считал, что сыновья должны пойти по его стопам. Для этого отец отдаёт своих сыновей в поприще

Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба

Действие прозаического произведения Гоголя Николая Васильевича происходит «Тарас Бульба» в начале семнадцатого века, когда казаки боролись за свободу. Тарас Бульба и его дети Остап и Андрий - главные герои. Сыновья приезжают домой после обучения в семинарии. Отец решает взять их в Сечу, где юноши смогли бы научиться чему-то новому. Как раз в это время начинается казацкое восстание за независимость. Главные герои становятся участниками походов. В конце произведения всех троих не останется в живых, однако их смерти будут отличаться друг от друга.

Старший сын - Остап - был всегда твёрд характером. В кругу студентов его считали верным товарищем. В начале обучения молодой человек прогуливал уроки, но после наставлений отца взялся за ум и окончил семинарию лучшим учеником класса. Юноша был смелым, но осторожным в бою. У рассудительного юноши всегда была тактика. Он не делал ни одного лишнего движения во время схватки. Для Остапа военная слава была действительно важна. Молодой человек считал важным стать хорошим бойцом и превзойти отца, который был известен своими многочисленными победами. Смерть юноша принимает с достоинством. В одном из боёв молодого человека взяли в плен. Его долго пытали, но ни одного возгласа, ни одного крика, ни одного стона не вырвалось из груди Остапа. Как участника восстания молодого человека казнят на глазах у публики. Перед смертью молодой человек с надеждой призывает отца. К счастью, Тарас Бульба оказался на площади в тот момент и смог подбодрить сына. Несомненно Остап умирает героем.

Андрий с детства был хитрым и изворотливым. В учебном заведении юноша проказничал, но ни разу он не был наказан за проступки. Молодой человек был храбрым. Сил у юноши было достаточно, поэтому он смело бросался в бой, не оставляя времени на продумывание тактики. Андрий обладал красивой внешностью и рано осознал силу любви. Ещё в семинарии он влюбился в молоденькую полячку. Влюблённый молодой человек даже пробирался к ней в комнату, чтобы обменяться с красавицей хоть одним словом. Она навсегда осталась в его сердце. Однажды казаки, в числе которых были Остап и Андрий вместе со старым Тарасом Бульбой, осаждали польский город. Когда все уснули, к Андрию подошла служанка той самой красивой полячки. Узнав всю ситуацию, молодой человек с радостью помог возлюбленной и её семье. Ради красивой девушки Андрий бездумно переходит на вражескую сторону. Он предаёт родину, друзей и семью. Лишь любовь управляет молодым человеком. На следующее утро влюблённый юноша в составе польского войска вступает в схватку с казаками, которые днём ранее были его верными товарищами. Старый Бульба не прощает сыну переход на сторону врага и убивает его. Смерть младшего сына позорна. Для всех казаков он навеки становится предателем.

Сам Тарас Бульба пережил обоих сыновей. Побив поляков, он отправляется грабить и разорять другие польские города. Но, несмотря на все усилия преданных казаков и самого командира, его настигает погоня. Тарас попадает в польский плен. Не дожидаясь побега хитрого предводителя, поляки привязывают цепью Бульбу к дубу и разводят под ним костёр. Даже в смертный час опытный воевода указывает своим войнам, что делать, тем самым спасая их. Героическая смерть Тараса завершает данное произведение.

Три разных смерти подводят итог жизни каждого героя. Смелого Остапа казнят, но для казаков он становится героем. Хитрый Андрий умирает как предатель, т. к. поставил личное чувство выше чувств всех казаков и даже отца. Тараса Бульбу убивают как истинного атамана, тем самым подтверждая его силу.

Сейчас читают:

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова рассуждение

    Вера Алмазова живет со своим мужем небогатым офицером, все мысли которого в последнее время занимает успешная сдача экзаменов в Академии генерального штаба. Он долго пытался поступить туда и именно поэтому, с таким трепетом относится к своей учебе.

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 7 класс

    Замечательный русский художник был выдающимся мастером, создающим запоминающиеся бытовые сценки и пейзажи. Его картины передают колорит, настроение, яркую цветовую гамму. Он виртуозно передает высоту горизонта, место композиционного центра,

  • Единственное что с нетерпением ждет каждый школьник в своей жизни, это перемену, каникулы и выпускной. Перемена достаточно короткое удовольствие. А вот каникулы в самый раз. Особенно я люблю осенние каникулы.

  • Характеристика Бориса в пьесе Гроза сочинение

    Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе "Гроза" известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них. Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей.

  • Сочинение Война глазами детей

    Война – это страшно, но страшнее может быть, только если в войне начинают принимать участие дети. К сожалению, многие народы были вынуждены участвовать в битвах и у всех имелись различные причины. Самые страшные войны

Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон. В тогдашний грубый век это составляло одно из занимательнейших зрелищ не только для черни, но и для высших классов. Множество старух, самых набожных, множество молодых девушек и женщин, самых трусливых, которым после всю ночь грезились окровавленные трупы, которые кричали спросонья так громко, как только может крикнуть пьяный гусар, не пропускали, однако же, случая полюбопытствовать. «Ах, какое мученье!» - кричали из них многие с истерическою лихорадкою, закрывая глаза и отворачиваясь; однако же простаивали иногда довольное время. Иной, и рот разинув, и руки вытянув вперед, желал бы вскочить всем на головы, чтобы оттуда посмотреть повиднее. Из толпы узких, небольших и обыкновенных голов высовывал свое толстое лицо мясник, наблюдал весь процесс с видом знатока и разговаривал односложными словами с оружейным мастером, которого называл кумом, потому что в праздничный день напивался с ним в одном шинке. Иные рассуждали с жаром, другие даже держали пари; но бо́льшая часть была таких, которые на весь мир и на все, что ни случается в свете, смотрят, ковыряя пальцем в своем носу. На переднем плане, возле самых усачей, составлявших городовую гвардию, стоял молодой шляхтич или казавшийся шляхтичем, в военном костюме, который надел на себя решительно все, что у него ни было, так что на его квартире оставалась только изодранная рубашка да старые сапоги. Две цепочки, одна сверх другой, висели у него на шее с каким-то дукатом. Он стоял с коханкою своею, Юзысею, и беспрестанно оглядывался, чтобы кто-нибудь не замарал ее шелкового платья. Он ей растолковал совершенно все, так что уже решительно не можно было ничего прибавить. «Вот это, душечка Юзыся, - говорил он, - весь народ, что вы видите, пришел затем, чтобы посмотреть, как будут казнить преступников. А вот тот, душечка, что, вы видите, держит в руках секиру и другие инструменты, - то палач, и он будет казнить. И как начнет колесовать и другие делать муки, то преступник еще будет жив; а как отрубят голову, то он, душечка, тотчас и умрет. Прежде будет кричать и двигаться, но как только отрубят голову, тогда ему не можно будет ни кричать, ни есть, ни пить, оттого что у него, душечка, уже больше не будет головы». И Юзыся все это слушала со страхом и любопытством. Крыши домов были усеяны народом. Из слуховых окон выглядывали престранные рожи в усах и в чем-то похожем на чепчики. На балконах, под балдахинами, сидело аристократство. Хорошенькая ручка смеющейся, блистающей, как белый сахар, панны держалась за перила. Ясновельможные паны, довольно плотные, глядели с важным видом. Холоп, в блестящем убранстве, с откидными назад рукавами, разносил тут же разные напитки и съестное. Часто шалунья с черными глазами, схвативши светлою ручкою своею пирожное и пледы, кидала в народ. Толпа голодных рыцарей подставляла наподхват свои шапки, и какой-нибудь высокий шляхтич, высунувшийся из толпы своею головою, в полинялом красном кунтуше с почерневшими золотыми шнурками, хватал первый с помощию длинных рук, целовал полученную добычу, прижимал ее к сердцу и потом клал в рот. Сокол, висевший в золотой клетке под балконом, был также зрителем: перегнувши набок нос и поднявши лапу, он с своей стороны рассматривал также внимательно народ. Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и… Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа. Янкель побледнел как смерть, и когда всадники немного отдалились от него, он со страхом оборотился назад, чтобы взглянуть на Тараса; но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению