Скачать логопедические занятия. Логопед дома - как организовать логопедические занятия дома? Стихи для развития речи

Вызвать у детей потребность в общение с людьми. Воспитывать умение слушать и слышать педагога. Активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме: «Домашние животные». Умение узнавать и называть животных по картинкам.
Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных).
Развитие речевого дыхания, общей и мелкой моторики. Развитие зрительного, слухового внимания. Развитие мышления. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Задачи реализуются через игровые ситуации.

Конспект урока по теме "Дифференциация Т-Д" представлен в рамках современного логопедического занятия. В ходе работы используются элементы проектной деятельности: умение следовать инструкции, сравнивать результат с тем, что требовалось выполнить; включение индивидуальных заданий в зависимости от зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Разработка будет полезна учителям- логопедам, работающим в школе.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Письмо Деду Морозу" представлен с элементами гимнастики мозга. В ходе рабочего часа вводится атмосфера интереса- тайны. Происходит знакомство с правилами написания письма, а так же уделяется внимание словарю Ожегова. Дети являются активными партнёрами учителя на протяжении всей коррекции. Такой подход соответствует современным требованиям.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект урока по теме "Дифференциация звуков С-Ш" представлен с использованием приёмов сопровождения методами двигательной коррекции. Обеспечение взаимодействия правого и левого полушарий является основой интеллектуального развития. На занятии дети формируют тему занятия, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск необходимой информации. Формируют самооценку на основе успешной деятельности.

Целевая аудитория: для логопеда

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков ж-ш. Рассчитан на детей среднего школьного возраста. Красочная презентация помогает поддерживать интерес и внимание ребёнка на протяжение всего занятия. На занятии у ребёнка есть возможность самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Целевая аудитория: для логопеда

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции нарушений звукопроизношения
Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.
Лексическая тема: путешествие в город профессий.
Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.
Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;
- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;
- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;
- развивать навык словообразования суффиксальным способом;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.

Целевая аудитория: для 4 класса

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в середине слова. Рассчитан на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Желание помочь и угостить Степшку морковкой поддерживает интерес и внимание ребёнка на протяжении всего занятия.Специальные задания для школьников тренируют навыки чтения и письма.

Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года - возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой - поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны 2-3 года - возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

Чаще всего основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.

Разминка: пальчиковые игры

Мало кто верит, что развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика - это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года - это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

  • Пусть ребёнок представит, что язычок - это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
  • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
  • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
  • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.

Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?

Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:

  1. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».
  2. «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».
  3. «Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».
  4. «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"».
  5. «Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».
  6. «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"».
  7. «Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».
  8. «Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».
  9. «Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».
  10. «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.

Логоритмика

Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.

Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:

  • «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:

Наши ножки (тянется ладошками к ногам)

шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).

По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)

переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).

  • Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», - он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», - малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», - ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
  • Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки "раз-два-три", затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».

Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это - не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи - это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Чистоговорки

Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:

  • «Ох-ох-ох - наш котик не так уж и плох».
  • «Ух-ух-ух - раскричался наш петух».
  • «Ах-ах-ах - мы стоим на ногах».
  • «Ша-ша-ша - вкусная у мамы получилась лапша».
  • «Шу-шу-шу - я у папочки спрошу».
  • «Ши-ши-ши - как шумели камыши».

Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.

В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года - это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.

Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.

Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.

Заключение

В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное - придерживаться рекомендаций специалистов.

Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его . И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

Мышцы Варианты заданий
Губы Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


Упражнение №3. Звукоподражание

Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р»

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


Упражнение №5. Работа со звуком «л»

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


Упражнение №7. Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.