Синтаксические свойства инфинитива. Синтаксические функции инфинитива

Синтаксическая роль инфинитива

ГУО «Гимназия №2 г. Минска »

Булыгина Л.Н.


Что такое «инфинитив»?

Инфинитив

(от лат. modus infinivus

неопределённый способ) –

исходная форма, обозначающая

действие вне связи с лицом.

Другие названия инфинитива

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола


Цели и задачи

  • Обобщить сведения о синтаксических функциях инфинитива в предложении.
  • Формировать умение разграничивать инфинитив в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели.
  • Законспектировать новый материал с целью применения его на практике.

Инфинитив в роли подлежащего Повторение

  • 1 Списать предложения, расставить знаки препинания.
  • Подчеркнуть грамматические основы.
  • При каком условии инфинитив является подлежащим в предложении?

Тире ставится

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Царскосельский дворец архитектурное

чудо своего времени.

2. ИНФИНИТИВ --- ИНФИНИТИВ

Учить ум точить.

3. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Тридцать и двести пятьдесят шесть двести

восемьдесят шесть.


Тире ставится

4. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ИНФИНИТИВ

Любимое занятие лицеистов кататься на коньках

по озеру.

5. ИНФИНИТИВ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жить «для общей пользы» завет выпускников


Тире ставится

6. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ --- СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Тридцать два года время существования

Лицея в Царском Селе.

7. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ --- ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Время обучения лицеистов шесть лет.


Тире ставится

8.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ,

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ,

ИНФИНИТИВ

Образовать юношу в Лицее значит

дать ему обширные знания

и прекрасно воспитать его.


Наличие инфинитива,..

  • заключающего в себе лексическое значение сказуемого, - важнейший опознавательный признак составного глагольного сказуемого

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

ИНФИНИТИВ

грамматическое

значение

лексическое

значение

Он начал писать сочинение .


Составное глагольное Составное именное сказуемое сказуемое

  • Минск есть столица Республики Беларусь
  • Минск является столицей Республики Беларусь.
  • Осенняя погода была дождливой.
  • Задача сложна.
  • Дни стали короче.
  • Лето оказалось дождливым
  • Небо кажется хмурым.
  • глагол-связка + именная часть
  • (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие )
  • Я люблю читать исторические книги.
  • Я продолжаю учиться в гимназии.
  • Я хочу поступить в институт.
  • Я могу учиться только на отлично.
  • Я готов учиться
  • Мне нужно учиться
  • вспомогательный глагол, краткое прилагательное, наречие + инфинитив

Основные вспомогательные глаголы и краткие прилагательные, предикативные наречия в роли вспомогательных глаголов

1.Начало, конец, продолжение действия

(фазисные

глаголы )

2.Возможность, необходимость действия (модальные глаголы)

3.Желательность

действий.

Глаголы со значением желания)

1)начать

2)мочь

4.Эмоциональная оценка действия.

Глаголы со значением процессов мысли, психических переживаний

стать

закончить

приняться

продолжить

прекратить

бросить

приняться

остаться

4) любить

ненавидеть

уметь

научиться

успеть

потрудиться

Я начал учиться

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Предикативные наречия в

роли вспомогательных глаголов

Глагольно-именной

описательный

оборот

3)хотеть

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

спешить

терпеть

Рад Надо

должен нужно

обязан возможно

намерен необходимо

волен невозможно

властен нельзя

склонен легко

согласен трудно

горазд весело

готов грустно

достоин

желать

мечтать

пытаться

стараться

Мне нравится учиться

Я должен учиться

Мне нельзя не учиться

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

принять реше-

ние

Я не могу не учиться

Я имею желание учиться


Различай инфинитив

часть сказуемого дополнение обстоятельство цели

Действие того же действие другого при глаголах лица лица движения

по сравнению со вспомогательным глаголом


Инфинитив как часть составного глагольного сказуемого

  • Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.
  • Юноша хотел разобраться в своих проблемах.

Действие того же лица


Инфинитив в роли подлежащего

  • Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.
  • Стихи выразительно читать – большое искусство.

Один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой неопределенной формой глагола


Инфинитив в роли дополнения

чему?

  • Леса учат человека понимать прекрасное.
  • Капитан приказал команде покинуть корабль.

Действие другого лица


Инфинитив в роли обстоятельства цели

с какой целью?

  • Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы.
  • На юг я приехал работать над книгой.
  • На юг я приехал для работы над книгой.

При глаголах движения

в некоторых случаях такой инфинитив

можно заменить существительным

с какой целью?


Инфинитив в роли определения

какое?

  • Не раз поднималось в её душе непреодолимое желание высказать все без утайки.
  • Путешественники еще сделали усилие пройти вперед.

какое?


Подводим итоги урока


Самоанализ

  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Было трудно…

Домашнее задание

  • Теория
  • Упражнение

Гилясова Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2

Слайд 2

соб..рать

обв..нять

грус..ный

об..жаться

здра..ствуй

Ключевое слово урока

Слайд 3

собИрать

обвИнять

грусТный

обИжаться

здраВствуй

Ключевое слово урока

Слайд 4

И Н Ф И Н И Т И В

Ключевое слово урока

Слайд 5

Синтаксическая рольИНФИНИТИВА

Тема урока

Слайд 6

Инфинитив

Синтаксическая роль

Главные члены предложения

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Основные термины и понятия

Слайд 7

2.Надо уважать старость.

Проверка домашнего задания

Слайд 8

Найди ошибку

3.Бегать по эскалатору запрещается.

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

1.Я быстро стал спускаться с холма.

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 9

Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5

Проверь себя

3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4

1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

Слайд 10

2.Надо уважать старость.

надо уважать - СГС

4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.

вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ

5.По окончании школы я буду поступать в институт.

буду поступать - ПГС

6.У него появилось желание убежать отсюда.

убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.

ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8.Он поехал в санаторий подлечиться.

подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

9.В одиночестве способен жить не каждый.

способен жить - СГС

Проверка домашнего задания

Слайд 11

1)семантику предложения;

2)интонацию;

3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5)синтаксическое окружение.

Программа действия

Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить

Слайд 12

Способы определения

синтаксической роли инфинитива

в предложении

с помощью схем-инструкций

Слайд 13

1.Инфинитив в роли подлежащего

Слайд 14

2.Инфинитив в роли сказуемого

Слайд 15

3.Инфинитив в роли дополнения

Слайд 16

4.Инфинитив в роли определения

Слайд 17

5.Инфинитив в роли обстоятельства

Слайд 18

Синтаксическое лото

Слайд 19

Синтаксическое лото

Я буду рисовать портрет

Я начал рисовать

портреты людей, и это

мне понравилось.

Желание рисовать

появилось у меня рано.

Я специально приехал

2.Пришло указание остановить все работы.

указание (какое?)остановить - определение

3.Ни о чём я спрашивать не буду.

(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)

4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.

попросил (о чём?)остановить - дополнение

Проверьте ответы

Слайд 23

Домашнее задание

1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).

Можно взять слова:

встретить

остановить

спрашивать

говоритьи др.

2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.

Посмотреть все слайды

В предложении неопределенная форма глагола может выступать в функции главных и второстепенных членов, что сближает ее с именем существительным, которое тоже имеет способность употребляться в значении любого члена предложения:

Подойти к брату было страшно (М.Горький). Я готов рассказывать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин). Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин). Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин). Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).

В роли сказуемого инфинитив чаще всего выступает в следующих синтаксических конструкциях:

1) односоставных безличных и инфинитивных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра (А.Грибоедов);
2) в двусоставных предложениях как часть составного глагольного сказуемого (первая часть такого сказуемого всегда выражена фазисньм или модальным глаголом): Проститься я желал с тобой как с другом (М.Лермонтов). Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола (Л.Толстой);
3) в двусоставных предложениях в качестве простого глагольного сказуемого в ситуации, когда он уподобляется формам изъявительного наклонения и получает временное значение при именном подлежащем: Ты подкупать меня? (М.Салтыков-Щедрин) – подкупать «подкупаешь». Тут я кричать , а вода в рот льется (М.Шолохов) – кричать «закричал»; Он тебя бить , а ты стой на своем (В.Слепцов) - бить «будет бить».

Функцию подлежащего может выполнять независимый инфинитив при сказуемом, выраженным именем существительным, предикативным наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме творительного падежа со связкой: Следовать за.мыслями великого человека есть наука самая занимательная (А.Пушкин). Жить на земле, даже не будучи влюбленным, – славное занятие (А.Чехов). Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило , но неуютно (А.Толстой). «Жить – это знать !» - повторила Лиза (М.Горький). Оставаться в Богучарове становилось опасным (Л.Толстой).


В роли обстоятельства цели инфинитив
выступает в том случае, если относится к глаголам движения (ходить, бегать, прыгать, двигаться, ехать и др.): Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю (М.Лермонтов). Сосед один иногда наезжает в карты играть (А.Пушкин). Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом, жестким, как песок (А.Твардовский).

Инфинитив , нередко употребляющийся в роли несогласованного определения, поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, долженствования, желательности, волеизъявления и т.п. и обозначает признак по внутреннему содержанию: При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете (М.Лермонтов). Он дал строгое приказание не выпускать ее из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил (А.Пушкин). У меня врожденная страсть противоречить (М.Лермонтов).

Иногда инфинитив при глаголах является дополнением . Инфинитивное дополнение обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица (попросили остаться, приглашают сесть): В твою комнату я велю переселить Андрея со скрипкой (А.Чехов). Прошу уволить меня от дальнейших вопросов (К.Паустовский). Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе (А.Толстой).

Реже инфинитив выполняет функцию дополнения тогда, когда обозначает действие, производимое совместно лицом, играющим роль субъекта (подлежащего), и другим лицом (договорились встретиться, собирались пойти, условились написать ): В этот день мы с утра сговорились пойти на каток (В.Катаев).

Синтаксическая роль инфинитива

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое место, т.к. может выступать в роли любого члена предложения.

Основная цель данной статьи – обобщение сведений о синтаксической функции инфинитива.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Выступая в роли подлежащего , инфинитив называет действие или состояние как предмет высказывания.

Варианты: 1. Оба главных члена – глаголы в неопределенной форме: Повторять да учить – ум точить. 2. Один - существительное в именительном падеже, другой - инфинитив: Учиться – наша задача. Заниматься шахматами его главное занятие в жизни.

Какие могут возникнуть трудности при синтаксическом анализе предложения?

Не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив , стоящий на первом месте в предложении , интонационно отделенный от сказуемого и называющий независимое действие, характеристика которого содержится в сказуемом, является подлежащим : Убедить его в чем-нибудь было делом нелегким. Жить на земле – славное занятие. Любить тебя – большое испытание.

Но инфинитив-подлежащее может стоять и после сказуемого , если оно имеет оценочное значение: Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, то ясно, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона – поминать старое. Какое это счастье – уважать родителей.

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать – только время терять. Дурака учить – что мертвого лечить. Песню играть – не поле орать. Ничего не делать – тяжелая работа. Дом вести – не бородой трясти. Чай пить – не дрова рубить. О решенном говорить – только путать.

Сочетание инфинитива со словами на –О:

    Если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на –О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Бегать по утрам полезно. Шутить с врагом опасно.

    Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

    Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться. Спрашивать об этом было нельзя.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Выйти из строя! С кем бы поспорить?

Употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом . Оно имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение: Спортсмены начали соревноваться. Мы хотим встретиться снова.

Внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица , тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Несогласованное определение .

    Инфинитив поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: Возникла острая необходимость поговорить. Неожиданно появилась возможность поскорее уехать из этого города.

    Иногда инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: Меня раздражает твоя манера постоянно спорить. Путешественников не покидала мысль вернуться к острову.

Дополнение.

Если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: В детстве отец учил меня ловить рыбу. Советую вам прочитать эту книгу.

Обстоятельство цели.

Если инфинитив относится к глаголам движения: Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Вечером мы вышли на набережную посмотреть на корабли.

Слотина Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы КОГОАУ КФМЛ

Лариса Фоминых

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое положение - он может выступать в роли любого члена предложения. Весьма лаконичные сведения об этом приводятся в учебном комплексе В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой.

Цель данной заметки - обобщить сведения о синтаксической функции инфинитива и предложить тренировочный материал для закрепления этих сведений.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Инфинитив в роли подлежащего известен учащимся в основном благодаря изучению правила постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Если оба главных члена - глаголы в неопределенной форме или есть комбинация «существительное в именительном падеже плюс инфинитив», между ними ставится тире.

Однако при синтаксическом анализе предложения могут возникнуть сложности. Так, не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении и интонационно отделенный от сказуемого, является подлежащим. Он называет независимое, непроцессуальное действие, характеристика которого содержится в сказуемом. При этом в нем, как правило, заключено определяемое понятие, о котором высказывается какое-то суждение: Жить - значит работать. Играть в хоккей его главное увлечение. Создавать счастье- это высокий труд. Считать чужие доходы - дело неблагодарное. Все преувеличивать было его страстью .

Но инфинитив-подлежащее может занимать и постпозицию, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет явное оценочное значение: Самое страшное в нашей работе - остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги. Самое любимое мое дело было читать ей (матери) вслух «Россиаду» и получать от нее разные объяснения на не понимаемые мною слова и целые выражения. (Аксаков)

Если при одном из главных членов есть связка ЭТО, ее наличие указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив - подлежащее: Это против нашего закона - поминать старое. Самый это доступный способ возвысить себя в своих глазах - другого унизить . Какое это счастье - уважать родителей.

Иногда при определении главных членов решающим является порядок слов: Стать моряком - его мечта . Его мечта - стать моряком .

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать - только время терять . Дурака учить - что мертвого лечить . Песню играть - не поле орать . Ничего не делать - тяжелая работа . Дом вести - не бородой трясти . Чай пить - не дрова рубить . О решенном говорить - только путать .

Трудность может возникнуть, когда инфинитив сочетается со словами на -О: если инфинитив стоит на первом месте в предложении, а дальше следует слово на -О, перед нами двусоставное предложение с подлежащим - инфинитивом: Спорить с ним бесполезно . Шутить с либерализмом опасно . Перестановка инфинитива на второе место после слова на -О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели. Опасно шутить с либерализмом. Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться . Спрашивать об этом было нельзя . Надо найти другое решение.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Не видать вам больше удачи! Поднять паруса! Всем приготовиться ! Молчать ! Не возражать командиру! Кого ж любить ? Кому же верить ? Такие конструкции носят чаще всего приказной характер, отличаются категоричностью высказывания.

Наиболее частотным является употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом, которое имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) - основное лексическое значение.

Вспомогательный глагол может иметь фазисное значение (начала, продолжения, конца действия (начали собираться, принялся спорить, продолжала рассказывать, перестал пилить ) и употребляется с инфинитивом только несовершенного вида: У сестренки стали слипаться глаза. Радушный хозяин принялся меня угощать . Другие значения - модальные: возможности/невозможности действия (не смел признаться ), долженствования (принужден терпеть, должен ехать ), волеизъявления (желательность, решимость, готовность) - раздумал покупать ; субъектно-эмоционального характера (любил поесть ); оценки степени обычности действия (привык командовать ).

При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу - субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться . (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Брат просил Павку приехать во что бы то ни стало. (Н.Островский) Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Примеры для анализа инфинитива в роли главных членов

Задание 1. Определите, в каких предложениях правильно выделены главные члены.

1. Добраться до работы в этот день было непросто .

2. По вечерам доктор любит встретиться и поболтать с приятелями.

3. Подсматривать подло , а пересказывать сплетни низко, гнусно, мерзко .

4. Силача и увертливого нелегко победить на ринге.

5. Пешком ходить - долго жить .

6. Быть знаменитым - некрасиво.

8. Спешить с ответом не надо .

9. Ехать верхом в это время - настоящее наслаждение .

10. Надо было караулить погоду и для передвижения на лодках пользоваться всяким затишьем.

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Инфинитив может выполнять функцию несогласованного определения . Обычно он поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: решение отказать, боязнь ошибиться, необходимость встретиться, желание помочь. Реже инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: манера спорить, удовольствие поохотиться, мысль поехать, отказ подчиниться и др. Например: Только надежда (какая?) спасти сына поддерживала ее. Им руководило стремление (какое?) выяснить истину. Грушенька взяла с него обещание (какое?) прийти за нею в двенадцатом часу. Неожиданно появилась возможность (какая?) поскорее уехать из этого города.

Инфинитив является дополнением , если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: Я прошу вас (о чем?) говорить по существу дела. Отец учил меня (чему?) ходить на лодке с шестом. Царь изволил приказать (что?) нам тебя к нему позвать . (П.Ершов) В этих примерах действия глаголов относятся к разным людям (прошу я, а говорить будет собеседник; учил отец, а ходить на лодке будет сын; приказал царь, а звать явились его подданные).

Значительно реже встречаются случаи, когда инфинитив-дополнение обозначает действие того же субъекта: Вчера мы договорились (о чем?) поехать на дачу. За неделю он научился (чему?) кататься на коньках. Сестра быстро привыкла (к чему?) ухаживать за больной матерью.

Инфинитив может быть и обстоятельством цели . При этом действия глаголов также относятся к разным лицам: Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью?) собирать грибы. Путники расположились у ручья (с какой целью?) отдыхать и кормить лошадей.

Синтаксическая роль инфинитива

Член предложения Примеры
Подлежащее

Повторять да учить - ум точить.
Удивительное и приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Смеяться полезно.

Сказуемое (или входит в состав сказуемого) Вам не видать таких сражений!
Спорить с ним я никогда не мог .
Лиза решила непременно ее сопровождать .
Спешить с ответом не надо .
Дополнение Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел.
Генерал Муравьев приказал стрелять .
Определение Была у него заветная мечта - перебраться в столицу.
Обстоятельство цели В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран.

Примеры для анализа инфинитива в роли второстепенных членов

Задание 2. Определите, в роли каких второстепенных членов предложения выступает инфинитив.

1. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце.

2. Что ж, желаю тебе хорошо повеселиться.

3. Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря.

4. А едем мы теперь искать Палицыно.

5. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

6. У меня врожденная страсть противоречить.

7. На следующий год Невзоров поехал учиться за границу.

8. Привычка находить во всем только сменную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное всегда лежит на поверхности.

10. Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте.

Тренировочные задания

1. В каком предложении инфинитив является подлежащим?

1. Жалко было глядеть на него.

2. Какое это большое удовольствие - бродить в лесу!

3. Любить иных - тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин.

4. Ученого учить - лишь дело волочить.

2. В каких предложениях инфинитив не является подлежащим?

1. Терпеть не могу менять знакомое на безвестное.

2. Федор, не выпускать его никуда!

3. Давать советы легко, а исполнять трудно.

4. Как-то напрашиваться в дом неловко.

3. В каких предложениях инфинитив является частью сказуемого?

1. Случалось ли ненастной вам порой дня зимнего, при позднем тихом свете, сидеть одним, без свечки в кабинете?

2. Он всегда готов помочь и советом, и делом.

3. Потерять семью не стыдно - не твоя была вина.

4. Потерять башку - обидно, только что ж, на то война. (А.Т.)

4. В каких предложениях инфинитив не входит в состав сказуемого?

1. Иван Иванович был человек солидный, самого тонкого обращения, терпеть не мог грубых или непристойных слов.

2. Ноздрев продолжал хохотать во все горло.

3. Тетушка пригласила оба семейства погостить к себе недели на две.

4. Говорить с ней было легко.

5. Установите соотношение между выделенным словом и его ролью в предложении.

3. Она сказала это довольно громко и, вероятно, с намерением кольнуть меня.

4. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом.

9. Укажите номера предложений, в которых инфинитив не входит в состав сказуемого.

1. На место, к березовому токовищу, мы пришли только под вечер и, как водится, тотчас начали приготовляться к ночлегу. 2. Еще до прилета птиц (глухари слетаются на ток на закате солнца) нужно нарубить дров, приготовить из веток постели. 3. Здесь, у охотничьего костра, я предполагал провести не одну ночь. 4. Вечером, приготовив ночлег, мы разделились. 5. Спутник отправился искать соседние токовища, а я остался один. 6. Проводив приятеля, я затоптал костер, взял ружье и не торопясь направился в ток. 7. Под старой березой я выбрал высокую кочку и, закурив трубочку, приготовился слушать и наблюдать. 8. Еще никогда не доводилось мне видеть на токах такого необычайного количества глухарей. 9. Я сидел очарованный, не шевелясь, боясь двинуться.
(по И. Соколову-Микитову)

10. Укажите номера предложений, в которых есть инфинитив, выполняющий функцию определения.

1. Река Белая начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. 2. Отец мой утверждал, что трудно проехать по тем местам, которые были залиты весеннею водою. 3. Но мне все такие препятствия казались совершенно не стоящими внимания. 4. Желание скорее переехать в Сергеевку сделалось у меня болезненным устремлением всех моих помышлений и чувств к одному предмету; 5. Я уже не мог ничем заниматься, скучал и привередничал. 6. Можно было предвидеть и должно было принять меры, чтобы укротить во мне эту страстность, эту способность увлекаться до самозабвения и впадать в крайности.
(по С. Аксакову)

Ключи:

Задание 1. 1, 2, 3, 5, 6. 8, 9, 10.

Задание 2. 1 - опр., 2 - доп., 3 - обстоят., 4 - обстоят., 5 - доп., 6 - опр., 7 - обстоят., 8 - опр., 9 - доп., 10 - опр.

Тренировочные задания: 1) 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2 4) 3, 4 5) 1г, 2в, 3б, 4а 6) 2, 4 7) 2, 3 8) 1, 2 9) 5, 7, 9 10) 4, 6.

Литература

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М., Просвещение, 1993.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: для студ.высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.; под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2008.

Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса /А.К.Федоров. - М., 1972.