Сформировать гипотезу значит. Гипотеза во введении дипломной работы. Примеры! Объяснение «не научным» языком

Доказательство и опровержение гипотезы

Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:



«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В одних случаях гипотеза возникает как результат сравнения двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, но чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не наблюдались ранее, но предполагается их связь с уже исследованной и ставшей частью достоверного знания реальностью. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме и содержанию.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые обнаружены исследователем и не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы как можно большего числа вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с наблюдениями, близкими данным фактов, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза живет до тех пор, пока предположения не станут достоверными знаниями.

Чтение

С какой целью? Что? Как?
Удовольствие, воздействие на чувства, эмоции и другое. Расширение кругозора. Художественная литература. Общее, глобальное понимание, запоминание информации, информация предназначена для развития критического отношения к миру.
Информирование с целью какого-либо воздействия, установки. Инструкции, рецепты, приказы, программы. Детальное понимание, информация предназначена для дальнейшего использования.
Образование, расширение языковых познаний профессионального кругозора. Тексты по специальности, газеты, журналы. Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря, запоминание информации.

Виды чтения

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Основные виды фиксирования информации: ключевые слова, план, тезисы, конспект

Чтение - важнейший путь познания окружающего мира. Чем больше человек читает, тем шире его кругозор, богаче его духовный мир. Правильное чтение предполагает умение извлекать из напечатанного текста максимум того, что в нём содержится. Чтобы как можно лучше воспринять содержание книги, учебника, статьи и т. п., необходимо научиться читать сосредоточенно, внимательно, вдумчиво. Очень важно приучать себя пользоваться словарями, чтобы правильно понимать прочитанное. Вместе с тем чтение предполагает и работу памяти. Поэтому, прочитав книгу, журнал, следует подумать над тем, каковы основные мысли прочитанного текста, в чём автор хочет убедить читателей, чем обогатило вас чтение и т. п. Важно также выработать в себе потребность читать систематически, каждый день. Это позволит полнее, глубже воспринимать содержание прочитанного. Прочитанное лучше усваивается и запоминается, если процесс чтения сопровождается определёнными записями. Существует несколько видов записи прочитанного: ключевые слова, план, тезисы, конспект.

- План лежит в основе всякой сознательной деятельности человека. Когда вы готовитесь к урокам, то тоже составляете план ответа. Работа над планом у вас чаще происходит мысленно, примерно так: сначала я скажу об этом, затем о том и т. д.

Для чего нужен план? Чтобы предусмотреть качественное выполнение работы, если это хозяйственная сфера деятельности; чтобы речь была логичной, если это выступление. У вас есть уже опыт в составлении планов к сочинению. Всегда ли он был удачным?

В чём основные недостатки плана? План должен быть таким, чтобы по нему было ясно не только то, о чём написано сочинение, но и то, какова его основная мысль. Каждый пункт плана должен нести определённую информацию, содержать в себе какую-то оценку, позицию.

Тезис в записи - это положение, вбирающее в себя суть значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чём он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей? Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих всё произведение. Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нём, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Слово конспект происходит от латинского - conspektum - и означает обзор. Рассмотрим несколько определений.

1) Конспект - это краткое изложени е чего-то (С. И. Ожегов. Словарь русского языка);

2) конспект - краткий, но связный и последовательный вариант текста;

3) конспект - это систематизированная логическая запись, которая даёт возможность продуманно, самостоятельно осмыслить важнейшие положения и доказательства научного текста;

4) конспект - это самостоятельный вторичный текст, результат смыслового свёртывания информации. Он включает только отдельные элементы первоисточника, представляющие значимость для пишущего. Конспект имеет структурные, функциональные и языковые особенности. Главная цель конспекта - запись смысла, а не текста.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте основную мысль текста. Сопоставьте приведённые ниже план, тезисы, конспект этого текста. Скажите, чем они отличаются?

На земном шаре существует множество языков. Количество языков на земле определяется по-разному. Основные затруднения в точных подсчётах обусловлены слабой изученностью некоторых языковых семей и отсутствием надёжных критериев при определении статуса языка или диалекта. В особенности это относится к странам Азии, Африки и латинской Америки.

Среди языков мира выделяется ряд языков, имеющих международное значение. Это обусловлено авторитетом народов и данных языков в современном мире, большой численностью говорящих на этих языках, фактическим использованием их в международном общении. Внешнее выражение статус мировых языков нашёл в официальном признании их со стороны Организации Объединённых Наций.

Официальными мировыми языками ООН признаёт английский, французский, испанский, русский, китайский и арабский (с 1973 года). любой официальный документ в ООН распространяется на этих шести языках.

(По Н. Кондрашову)

1) Сколько языков на земле?

2) Что необходимо для выдвижения языка в разряд мировых?

3) Какие языки признаны международными и почему?

1) На земле примерно 3 000 языков, но точных сведений нет.

2) Некоторые языки выдвигаются в разряд мировых, если приобретают функцию международного общения.

3) ООН пользуется шестью языками: английским, французским, испанским, русским, китайским и арабским.

Методы поиска информации

Адресный поиск

Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.
Для осуществления нужны следующие условия:

1. Наличие у документа точного адреса

2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилищесистемы.

Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографическойзаписи, и адреса хранения документов в хранилище.

Семантический поиск

Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:

· Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресномпоиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске - с точкизрения содержания.
При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.
В этом принципиальное отличие каталогов и картотек.
Библиотека - собрание библиографических записей без указания адресов.

Документальный поиск

Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данныхвторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в видебиблиографических записей.

Фактографический поиск

Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.
К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так ивторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащихфакты.

2. Фактологический (описание фактов), предпологающий создание новых фактографических описаний впроцессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

Запрос и объект запроса

Говоря о системах ИП, употребляют термины запрос и объект запроса .

Запрос - это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователемсистемы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксисварьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системыпозволяют вводить запрос на естественном языке.

Объект запроса - это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системыпоиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, несуществует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки идругой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат.

Вопросы для подготовки к экзамену (к зачету)

по дисциплине ОУД.11»Основы проектной деятельности»

1 . Проект как один из видов самостоятельной деятельности обучающегося. Цели и задачи курса.

Социальный, смешанный).

Этапы проектирования.

Планирование: подбор необходимых материалов, определение способов сбора и анализа информации.

Типы проектов

Публичные пробы.

Понятие «Гипотеза». Процесс построения гипотезы. Формулировка гипотезы.

Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой форму творческого поиска. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения или (и) принципу получения (достижения).

В исследовании выдвигаемая гипотеза, как бы определяет тот путь, по которому автор работы намерен идти к достижению поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может неоднократно меняться, уточняться, дополняться. Именно содержание гипотезы несёт ту новизну исследования, которая и является несомненной ценностью работы.

Поскольку гипотеза – это утверждение, подлежащее доказательству или опровержению, то наиболее типичный способ ее формулировки – логическая импликация: «Если… то…», «…..будет, если…..».

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности – это предсказание. Гипотеза должна быть проверяемой, подтверждаемой. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (не должна содержать лишних слов).

Примеры гипотез:

«Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятии, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами».

«Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе».

«Мы предполагаем, что уровень памяти старших дошкольников существенно повысится, если в содержании образовательной работы включить специальные компьютерные игры дидактического содержания».

«Если насыщать уроки музыки различными информационными средствами, то качество обучения улучшится».



«Для развития рыболовного туризма в РБ необходимо создание туристического маршрута».

«Мы предполагаем, что занятия рукопашным боем способствуют развитию координации движений у детей младшего школьного возраста».

«Мы предполагаем, что включение в школьный режим подготовки учащихся младших классов дополнительных физических упражнения приведут к снижению уровня заболеваемости».

Основная часть

Основная, собственно исследовательская часть работы, является наиболее важным и трудоемким разделом, она составляет примерно 70-80% объема курсовой работы и 40-50% ВКР (ВКП). Исследовательская часть состоит из нескольких глав и параграфов.

Содержание курсовой работы может состоять из одной- двух глав теоретического характера, включающей в себя по 2-4 параграфа, а выпускная квалификационная работа (проект) может включать в себя две и более главы: теоретические и опытно-экспериментальнве. В основной части работы выделяются не менее двух глав. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Название глав должно быть отличным от названия темы, название раздела не должно повторять название главы.

Например, если работа озаглавлена «Особенности безаффиксального словообразования в английском языке», не следует называть первую главу «Безаффиксальное словообразование в английском языке». Содержание главы, раздела, должно соответствовать заявленному названию.

Если название работы «Диагностика музыкальных способностей как средство контроля за музыкальным развитием дошкольников», содержание теоретической главы раздела может быть «Теоретическое обоснование проблемы выявления и развития музыкальных способностей», а практической – «Организация осуществления контроля за музыкальным развитием дошкольников».

Если название работы «Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта», то содержание теоретической главы раздела может быть «Общая характеристика потребителей туристского продукта», а практической – «Маркетинговые исследования потребителей на примере турфирмы «Роза ветров».

Первая глава (и при необходимости некоторые последующие) исследовательской работы являются теоретическими, они характеризуется обилием цитат и ссылок. Как правило, в них содержится описание теоретических предпосылок исследования и степень изученности проблемы, в ней приводятся классификации. Выявление понятийного аппарата, существующих теорий предполагает анализ мнений и позиций различных ученых, а также научных школ, представленных в различных публикациях. Автор исследовательской работы должен сопоставить и проанализировать мнения ученых и дать собственную интерпретацию или принять одну из существующих позиций. Из текста работы должно быть ясно, где автор высказывает собственные суждения, а где заимствует уже опубликованные положения. Делается вывод о степени изученности вопроса в литературе и разработанности его на практике. Эти главы служат теоретическим обоснование будущих практических разработок.

Вторая глава (и при необходимости последующие) являются практической частью, собственным исследованием автора выпускной работы. В этих главах приводится подробное описание опытно-экспериментальной работы, планирование, организация и методика проведения работы:

Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента (или входной диагностики);

Описание формирующего эксперимента (или содержание и логика опытной работы);

Анализ результатов итогового (контрольного) эксперимента (или опытной педагогической работы), их интерпретация.

При их планировании необходимо глубоко осмыслить имеющуюся информацию, сформулировать цель проведения экспериментального исследования, выделить критерии оценки результатов эксперимента. В главах подробно описывается собственный анализ материала, проведенный автором работы эксперимент, детально излагаются выводы, сделанные в ходе проведения эксперимента. Материал анализа должен быть обработан статистически и представлен наглядно с помощью графиков и таблиц.

Объем глав теоретического характера, как правило, составляет всего 20-35 страниц, параграфов – 5-7 страниц. Объем практической главы – 20-25 страниц.

Каждая глава должна завершаться выводами, которые описывают собственную деятельность. Формулировка является произвольной, однако, следует придерживаться единого синтаксического образца. Вывод содержит итог проведенного анализа и должен быть предельно кратким и точным. Обязательным для исследовательской работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении рассматривается значимость проведенного исследования для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы.Последовательно и стройно излагаются основные результаты, подчеркивается новое, достигнутое в ходе исследования, указываются положения, даются предложения по реализации достигнутых результатов.

Заключение оформляется в виде связного текста, разделенного на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть четкими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам, а также содержится оценка проведенного исследования, говорится о том, насколько достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, находит ли подтверждение гипотезы, если она имелась. При описании полученных результатов делается заключение о том, насколько они расширяют или дополняют уже существующие теоретические положения, опровергают или подтверждают их. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования. Рекомендации следует формулировать предметно и адресно.

Эта часть невелика по объему (1-2 страницы), но очень важна, так как содержит итоговые результаты работы.

Список используемой литературы

Составление библиографии является важной частью работы по проведению научного исследования, ее результатом становится формирование умения эффективно находить источники информации по тому или иному вопросу. Умение работать с литературой – важное условие успешного проведения исследований. Для того чтобы иметь полное представление об исследуемой проблеме, уметь четко формулировать собственное мнение, подбирать необходимые методы исследования того или иного явления, рекомендуется читать не только литературу, непосредственно относящуюся к теме исследования, но и работы, входящие в круг смежных теоретических проблем.

Как правило, научный руководитель рекомендует основную литературу (методическую, справочную, нормативно-законодательную), посвященную теме исследования, однако это не означает, что выпускнику будет предложен полный список научной литературы по выбранной проблеме. Более того, чтобы быть действительно компетентным в изучаемом вопросе и продемонстрировать хорошее владение материалом в исследовательской работе и процессе ее защиты, рекомендуется принимать во внимание не только труды, название которых созвучно с темой выпускного исследования, но и все работы, где так или иначе освещена данная проблема. В список изучаемых источников следует включить учебники, в которых даются базовые определения основных терминов, понятий; словари; монографии; статьи из научных журналов и сборников, публикации из сети Интернет. Изучение различных информационных ресурсов поможет автору взглянуть на проблему с разных сторон и четко сформулировать актуальность своего исследования и его научную новизну.

Список используемой литературы представляет собой перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой, и должен содержать не менее 15 источников для курсовой работы , для выпускной квалификационной работы – не менее 20 (70% желательно последних 5-10 лет издания ). Список может содержать не более 25% изданий, относящихся к учебникам и учебным пособиям для студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и 25 % – Интернет-источники. Он приводится в алфавитном порядке в соответствии с фамилиями авторов литературных источников и составляется по определенным, установленным ГОСТом, правилам. Если автор источника не указывается в списке (в случае наличия материалов, не обладающих индивидуальным авторством), по алфавиту выстраиваются названия источников. Ссылки в работе должны указывать минимум на 70 % списочного состава используемой литературы.

Список используемой литературы составляться в следующем порядке:

1. В начале списка дается перечень использованных нормативно-правовых актов федерального уровня в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты, Конституция, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти.

Нормативно-правовые акты одного уровня располагаются в хронологическом порядке, от ранее принятых к позже принятым. После федеральных нормативно-правовых актов перечисляются нормативно-правовые акты регионального, а затем муниципального уровней в том же порядке.

2. Все остальные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий источников.

Источники в библиографическом списке нумеруются сквозной нумерацией.

В библиографическом списке о каждом источнике должны быть приведены сведения, достаточные для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Общие требования к библиографическому описанию документа регламентированы ГОСТ 7.1-2003. Данный стандарт распространяется на текстовые опубликованные и неопубликованные документы: книги, сериальные издания (журналы, газеты), нормативно-технические документы (стандарты, патенты, промышленные каталоги), отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, авторефераты и т. д.

Понятие гипотезы (греч. ὑπόθεσις - "основа, предположение") представляет собой научное предположение, истинность которого еще не подтверждена. Гипотеза может выступать как метод развития научного знания (выдвижение и экспериментальная проверка предположений), а также как элемент структуры научной теории. Создание гипотетической системы в процессе осуществления тех или иных мыслительных операций позволяет человеку делать доступным для обсуждения и видимого преобразования предполагаемое устройство определенных объектов. Процесс прогнозирования по отношению к данным объектам приобретает более конкретный и обоснованный характер.

История развития метода гипотез

Возникновение гипотетического метода приходится на ранний этап развития античного математического знания. В Древней Греции математики использовали мысленного эксперимента для математических доказательств. Данный метод заключался в выдвижении гипотезы с последующим выводом из нее следствий с помощью аналитической дедукции. Цель метода заключалась в проверке изначальных научных догадок и предположений. Свой собственный аналитико-синтетический метод разрабатывает Платон. На первом этапе выдвинутая гипотеза подвергается предварительному анализу, на втором необходимо провести логическую цепь выводов в обратном порядке. Если это представляется возможным, исходное предположение считается подтвержденным.

В то время как в античном наукознании гипотетический метод применяется больше в скрытой форме, в рамках других методов, в конце 17-го в. гипотеза начинает использоваться уже как самостоятельный метод научного исследования. Наибольшее же развитие и укрепление своего статуса в рамках научного познания метод гипотез получил в работах Ф. Энгельса.

Гипотетическое мышление в детском возрасте

Процедура формулирования гипотез является одним из важнейших этапов развития мышления в детском возрасте. Об этом, например, пишет швейцарский психолог Ж. Пиаже в своей работе «Речь и мышление ребенка» (1923 г.).

Примеры гипотез для детей можно встретить уже на начальных этапах обучения в Так, детям может быть предложено ответить на вопрос о том, откуда птицы знают дорогу на юг. В свою очередь, дети начинают выдвигать предположения. Примеры гипотез: «они следуют за теми птицами в стае, которые уже летали на юг раньше»; «ориентируются по растениям и деревьям»; «чувствуют теплый воздух» и т. д. Изначально мышление 6-8-летнего ребенка отличается эгоцентричностью, в своих выводах же ребенок ориентируется прежде всего на простое интуитивное обоснование. В свою очередь, развитие гипотетического мышления позволяет снять данное противоречие, способствуя поиску ребенком доказательств при обосновании тех или иных своих ответов. В дальнейшем же, при переходе в среднюю школу, процесс порождения гипотез существенно усложняется и приобретает новую специфику - более абстрактный характер, опора на формулы и др.

Активно задания на развитие гипотетического мышления используются в рамках развивающего обучения детей, построенного по системе Д.Б. Эльконина -

Тем не менее, независимо от формулировки, гипотеза является предположением о связях двух и более переменных в определенном контексте и представляет собой обязательный компонент научной теории.

Гипотеза в системе научного знания

Научная теория не может формулироваться при помощи непосредственного индуктивного обобщения научного опыта. В качестве промежуточного звена выступает гипотеза, объясняющая совокупность тех или иных фактов или явлений. Это наиболее сложный этап в системе научного знания. Ведущую роль здесь играют интуиция и логика. Рассуждения сами по себе еще не являются доказательствами в науке - это только выводы. Об их истинности можно судить только в случае истинности тех посылок, на которые они опираются. Задача исследователя в данном случае заключается в выборе из множества эмпирических фактов и эмпирических обобщений наиболее важных, а также в попытке научного обоснования данных фактов.

Помимо соответствия гипотезы эмпирическим данным, необходимо также, чтобы она отвечала таким принципам научного знания, как разумность, экономичность и простота мышления. Возникновение гипотез обусловлено неопределенностью ситуации, объяснение которой является актуальным вопросом для научного знания. Также может иметь место наличие противоречивых суждений на эмпирическом уровне. В целях разрешения данного противоречия необходимо выдвижение определенных гипотез.

Специфика построения гипотез

В связи с тем что гипотеза в своей основе опирается на некое предположение (предсказание), следует иметь в виду, что это еще не достоверное, а вероятное знание, истинность которого еще необходимо доказать. При этом она должна охватывать все факты, относящиеся к данной научной области. Как отмечает Р. Карнап, если исследователь предполагает, что слон является отличным пловцом, то речь вовсе не идет об одном конкретном слоне, которого он мог наблюдать в одном из зоопарков. В данном случае имеет место английский артикль the (в аристотелевском смысле - множественное значение), то есть речь идет о целом классе слонов.

Гипотеза систематизирует уже имеющиеся факты, а также предсказывает появление новых. Так, если рассматривать примеры гипотез в науке, можно выделить квантовую гипотезу М. Планка, выдвинутую им в начале ХХ века. Данная гипотеза, в свою очередь, привела к открытию таких областей, как квантовая механика, квантовая электродинамика и др.

Основные свойства гипотезы

В конечном итоге любая гипотеза должна получить либо подтверждение, либо опровержение. Таким образом, мы имеем дело с такими свойствами научной теории, как верифицируемость и фальсифицируемость.

Процесс верификации направлен на установление истинности того или иного знания посредством их эмпирической проверки, после чего подтверждается гипотеза исследования. Примером может служить атомистическая теория Демокрита. Также следует различать предположения, которые можно подвергнуть эмпирической проверке, и те, которые, в принципе, непроверяемы. Так, утверждение: «Оля любит Васю» - изначально не поддается верификации, в то время как утверждение: «Оля говорит, что любит Васю» - может быть верифицируемо.

Верифицируемость также может иметь косвенный характер, когда заключение делается на основе логических выводов из прямо верифицированных фактов.

Процесс фальсификации, в свою очередь, направлен на установление ложности гипотезы в процессе эмпирической проверки. При этом важно отметить, что результаты проверки гипотезы сами по себе не могут ее опровергнуть - необходима альтернативная гипотеза для дальнейшего развития исследуемой области знания. Если таковой гипотезы нет, отказ от первой гипотезы невозможен.

Гипотеза в эксперименте

Предположения, выдвигаемые исследователем для экспериментального подтверждения, носят название экспериментальных гипотез. При этом они необязательно основываются на теории. В. Н. Дружинин выделяет три типа гипотез с точки зрения их происхождения:

1. Теоретически обоснованные - основывающиеся на теории (модели реальности) и являющиеся прогнозами, следствиями данных теорий.

2. Научные экспериментальные - также подтверждают (либо опровергают) те или иные модели реальности, однако за основу берутся не уже сформулированные теории, а интуитивные предположения исследователя («А почему бы не так?..»).

3. Эмпирические гипотезы, сформулированные относительно конкретного данного случая. Примеры гипотез: «Щелкни корову по носу, она махнет хвостом» (Козьма Прутков). После подтверждения гипотезы в процессе эксперимента она приобретает статус факта.

Общим для всех экспериментальных гипотез является такое свойство, как операционализируемость, то есть формулирование гипотез в терминах конкретных экспериментальных процедур. В данном контексте также можно выделить три типа гипотез:

  • гипотезы о наличии того или иного явления (тип А);
  • гипотезы о наличии связи между явлениями (тип Б);
  • гипотезы о наличии причинной связи между явлениями (тип В).

Примеры гипотез типа А:

  • Существует ли феномен «сдвига к риску» (термин социальной психологии) в процессе группового принятия решения?
  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

Также сюда можно отнести периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, на основе которой ученый предсказал существование еще не открытых на тот момент элементов. Таким образом, к данному типу относятся все гипотезы о фактах и явлениях.

Примеры гипотез типа Б:

  • Все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечным движениям (И.М. Сеченов).
  • Экстраверты имеют бо́льшую чем интроверты.

Соответственно, данный тип гипотез характеризуют те или иные связи между явлениями.

Примеры гипотез типа В:

  • Центробежная сила уравновешивает тяжесть и сводит ее к нулю (К.Э. Циолковский).
  • ребенка способствует развитию его интеллектуальных способностей.

Данный тип гипотез имеет в своей основе независимую и зависимую переменные, отношения между ними, а также уровни дополнительных переменных.

Гипотеза, диспозиция, санкция

Примеры данных понятий рассматриваются в рамках юридического знания в качестве элементов правовой нормы. Следует также отметить, что сам вопрос структуры норм права в юриспруденции является объектом дискуссии как для отечественной, так и для зарубежной научной мысли.

Гипотеза в юриспруденции представляет собой часть нормы, определяющей условия действия данной нормы, на факты, при которых она начинает функционировать.

Гипотеза в рамках права может выражать такие аспекты, как место / время происшествия определенного события; принадлежность субъекта к определенному государству; сроки вступления правовой нормы в действие; состояние здоровья субъекта, влияющее на возможность реализации того или иного права, и др. Пример гипотезы нормы права: «Ребенок неизвестных родителей, обнаруженный на территории РФ, становится гражданином РФ». Соответственно, указывается место происшествия и принадлежность субъекта конкретному государству. В данном случае имеет место простая гипотеза. В праве примеры подобных гипотез являются достаточно распространенными. Простая гипотеза имеет в своей основе одно обстоятельство (факт), при котором она вступает в действие. Также гипотеза может быть сложной, если речь идет о двух и более обстоятельствах. Кроме того, существует альтернативный вид гипотез, предполагающий действия различного характера, приравненные законодательством друг к другу по тем или иным причинам.

Диспозиция направлена на закрепление прав и обязанностей участников правовых отношений, указание их возможного и должного поведения. Как и гипотеза, диспозиция может иметь простую, сложную либо альтернативную форму. В простой диспозиции речь ведется об одном юридическом последствии; в сложной - о двух и более, наступающих одновременно либо в совокупности; в альтернативной диспозиции - о разных по характеру последствиях («либо-либо»).

Санкция, в свою очередь, является частью нормы, указывающей на принудительные меры для обеспечения прав и обязанностей. Во многих случаях санкции направлены на конкретные виды юридической ответственности. С точки зрения определенности, выделяют два вида санкций: абсолютно-определенные и относительно-определенные. В первом случае речь идет о юридических последствиях, не предусматривающих никаких альтернатив (признание недействительности, передача прав собственности, штраф и т. д.). Во втором случае может рассматриваться несколько вариантов решения (например, в Уголовном кодексе Российской Федерации это может быть штраф либо лишение свободы; рамки действия срока наказания - например, от 5 до 10 лет, и т. д.). Также санкции могут быть штрафными и правовосстановительными.

Анализ структуры правовой нормы

Соответственно, структуру «гипотеза - диспозиция - санкция» (примеры правовой нормы) можно представить в следующем виде: ГИПОТЕЗА («если..») → ДИСПОЗИЦИЯ («то..») → САНКЦИЯ («иначе..»). Однако в реальности одновременно все три элемента в норме права встречаются достаточно редко. Чаще мы имеем дело с двучленной структурой, которая может быть двух видов:

1. Регулятивные нормы права: гипотеза-диспозиция. В свою очередь, могут подразделяться на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

2. Охранительные нормы права: гипотеза-санкция. Также могут быть трех видов: абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные (см. классификацию санкций).

При этом гипотеза необязательно должна находиться в начале правовой нормы. Соответствие определенной структуре отличает норму права от индивидуаль-ного предписания (рассчитанного на однократное действие), а также от общих принципов права (не выделяющие гипотезы и санкции, регулирующие отно-шения без особой определенности).

Рассмотрим примеры гипотезы, диспозиции, санкции в статьях. Регулятивные нормы права: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (Конституция РФ, ч. 3, ст. 38). Первая часть нормы, касающаяся трудоспособных детей, достигших 18 лет - это гипотеза. Она, как и положено гипотезе, указывает на условия действия нормы - на порядок ее вступления в силу. Указание на необходимость заботы о нетрудоспособных родителях - это диспозиция, закрепляющая определенную обязанность. Таким образом, элементами правовой нормы в данном случае являются гипотеза и диспозиция - пример обязывающей нормы.

«Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме...» (Гражданский кодекс РФ, ч.4, ст.748). Это примеры гипотезы и диспозиции запрещающей нормы.

Охранительные нормы права: «За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14-ти лет, отвечают его родители...» (Гражданский кодекс РФ, ч.1, ст.1073). Это структура: гипотеза-санкция, пример абсолютно-определенной правовой нормы. Данный вид представляет собой единственно точное условие (вред, который причинил несовершеннолетний) в сочетании с единственно точной санкцией (ответственность родителей). Гипотезы в охранительных правовых нормах указывают на нарушения.

Пример альтернативной правовой нормы: «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору… наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов...» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 2); «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения... наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей» (Уголовный кодекс РФ, ст. 159 п. 3). Соответственно, факты мошенничества, о которых идет речь, являют собой примеры научных гипотез, а те или иные альтернативы ответственности за данные преступления - примеры санкций.

Гипотеза в рамках психологического исследования

Если речь идет о психологическом научном исследовании, опирающемся на методы то гипотеза в данном случае должна соответствовать прежде всего таким требованиям, как четкость и лаконичность. Как отмечает Е.В. Сидоренко, благодаря данным гипотезам исследователь в ходе расчетов, собственно, и получает ясную картину относительно того, что он установил.

Принято выделять нулевую и альтернативную статистические гипотезы. В первом случае речь идет об отсутствии различий в исследуемых признаках, согласно формуле Х 1 -Х 2 =0. В свою очередь, Х 1 , Х 2 - значения признаков, по которым проводится сопоставление. Соответственно, если цель нашего исследования - доказать статистическую значимость различий между значениями признаков, то мы хотим опровергнуть нулевую гипотезу.

В случае же с альтернативной гипотезой утверждается различий. Таким образом, альтернативная гипотеза - это то утверждение, которое мы стремимся доказать. Также ее называют экспериментальной гипотезой. Следует отметить, что в некоторых случаях исследователь, напротив, может стремиться доказать нулевую гипотезу, если это соответствует целям его эксперимента.

Можно привести следующие примеры гипотез в психологии:

Нулевая гипотеза (Н 0): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой является случайной.

Альтернативная гипотеза (Н 1): Тенденция возрастания (убывания) признака при переходе от одной выборки к другой не является случайной.

Предположим, что в группе детей с высоким уровнем тревожности была проведена серия тренингов по снижению данной тревожности. Были сделаны замеры данного показателя до и после проведения тренингов соответственно. Необходимо установить, является ли различие между данными замерами статистически значимым показателем. Нулевая гипотеза (Н 0) будет иметь следующий вид: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов случайна. В свою очередь, альтернативная гипотеза (Н 1) будет звучать как: тенденция снижения уровня тревожности в группе после проведения тренингов не является случайной.

После применения того или иного математического критерия (например, G-критерий знаков) исследователь может сделать вывод о статистической значимости / незначимости полученного «сдвига» в отношении исследуемого признака (уровня тревожности). Если показатель является статистически значимым, принимается альтернативная гипотеза, а нулевая, соответственно, отбрасывается. В обратном случае, наоборот, принимается нулевая гипотеза.

Также в психологии может иметь место выявление связи (корреляции) между двумя и несколькими переменными, что также отражает гипотеза исследования. Пример:

Н 0: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания не отличается от 0.

Н 1: корреляция между показателем концентрации внимания школьника и показателем успешности выполнения им контрольного задания статистически значимо отличается от 0.

Кроме того, примеры научных гипотез в психологическом исследовании, требующие статистического подтверждения, могут относиться к распределению признака (эмпирический и теоретический уровень), степени согласованности изменений (при сопоставлении двух признаков либо их иерархий) и др.

Гипотеза в социологии

Например, если речь идет о неуспеваемости студентов в вузе, необходимо проанализировать ее причины. Какие гипотезы в данном случае может выдвинуть социолог? А.И. Кравченко приводит следующие примеры гипотез в социологическом исследовании:

  • Низкое качество преподавания ряда предметов.
  • Отвлечение студентов вуза от учебного процесса на дополнительный заработок.
  • Низкий уровень требовательности администрации вуза к успеваемости и дисциплине студентов.
  • Издержки конкурсного приема в вуз.

Важно, чтобы примеры научных гипотез отвечали требованиям ясности и конкретности, касаясь только непосредственно предмета исследования. Грамотность формулирования гипотез, как правило, определяет грамотность выбора методов исследования. Данное требование одинаково для построения гипотез во всех формах научной социологической работы - будь то гипотеза в рамках семинарского занятия либо гипотеза дипломной работы. Пример с низкой успеваемостью в вузе, в случае выбора гипотезы о негативном воздействии подработки студентов, можно рассматривать в рамках метода простого опроса респондентов. Если же выбрана гипотеза о низком качестве преподавания, необходимо использовать экспертный опрос. В свою очередь, если речь идет об издержках конкурсного отбора, можно применить метод корреляционного анализа - при сопоставлении показателей успеваемости студентов данного вуза с разными условиями поступления.

Инструкция

Поскольку служит опорной точкой научно-исследовательской , к ней вы будете обращаться на протяжении всей работы. Обозначьте ее постулаты грамотно и четко, строго в соответствии с предметом исследования. При формулировке гипотезы нельзя использовать понятия и термины, нерасшифрованные во вступительной части работы. Научно-методическая предлагает следующие шаблоны формулировки гипотезы: « Предполагается, что формирование… становится успешным (действенным) при условиях…»; «… влияет на… в тех случаях, если…»; «Можно предположить, что … повысит уровень…».

Важнейшей характеристикой гипотезы является ее проверяемость, которая осуществляется с помощью заявленных практических либо теоретических методов. Решение задач, озвученных в начале , должно вас к поставленной цели и проверке сформулированной . Сведения, полученные в результате проведенной работы, должны опровергнуть или подтвердить гипотезу.

При определении гипотезы руководствуйтесь предшествующими знаниями. Всякая научная идея не появляется сама по себе. Она должна базироваться на трудах ученых, которые занимались разработкой данной . Тщательно изучите результаты подобных исследований и сформулируйте гипотезу в соответствии с полученной информацией.

Зачастую при выполнении объемного научного труда выдвигается не одна, а несколько рабочих гипотез, которые подразделяются на основную (главную) и частные (вспомогательные). В этом случае бывает трудно сформулировать окончательный вариант гипотезы сразу. Лучше отложите этот вопрос до тех пор, пока не будут отработаны все заявленные предположения, и выстройте генеральную гипотезу с опорой на полученные результаты.

Источники:

  • Гипотеза исследования

Проверяемость гипотезы - важное условие ее научной состоятельности. Гипотеза должна допускать принципиальную возможность своего опровержения или же подтверждения. Также, должна допускать принципиальную возможность проверки опытным путем. Однако не отбрасывается и та гипотеза, принципиальная возможность проверки которой предполагается в будущем. Когда гипотеза выдвинута, встает самый сложный вопрос, заключающийся в том, как ее проверить и как придать предположению статус объективной истины.

Инструкция

Если гипотеза выдвигается при помощи определений и формул, придайте ей описательный вид. Переведите формулу в предполагаемого явления. Так вы сможете подтвердить гипотезу обозначенным выше методом непосредственного наблюдения.

В судебно-следственной деятельности широко применяется метод исключения. Постройте все гипотезы (версии), способные так или иначе рассматриваемое . Проверьте каждую из и покажите, что все они являются ложными, кроме одной. Из этого сделайте вывод, что оставшаяся гипотеза и является истинной.В большинстве случаев сложно быть уверенным в том, что рассмотрены все версии. Поэтому можно не об истинности гипотезы , а лишь о ее вероятности. Вывод в этих случаях тоже будет предположительным.

Видео по теме

Полезный совет

Выведите следствия из вашей гипотезы и проверьте их. Проверка следствий поможет вам оценить вероятность истинности предположения.

Источники:

  • Пути логического доказательства гипотез в 2018

Для подготовки к любому исследованию нужно пройти несколько этапов. Но самое важное, что требуется сделать - это обозначить объект и исследования.

Объект и предмет исследования

Под объектом исследования обычно понимают отношения, связи, качества и способности исследуемого объекта. Таким образом, объект – это совокупность свойств и отношений, существующих независимо от исследователя, но служащих ему определенным полем для деятельности. Это превращает объект научного исследования в объединение объективного и субъективного.

Понятие предмет еще более узкое, более конкретное по своему содержанию. Именно в предмете исследования заключено то свойство объекта, которое подвергается исследованию. Предмет исследования – это скорее ракурс, точка обозрения, позволяющая рассматривать определенные стороны изучаемого предмета или явления. Т.е. это конкретный аспект исследования объекта. Чаще всего встречаются целевой, содержательный, операционный, организационный и личностный аспекты. В одном объекте может быть несколько предметов изучения. Определение предмета исследования обозначает границы и направления поиска, ставит важнейшие задачи и выявляет пути их решения.

Под объектом исследования может подразумеваться определенная часть материальной и нематериальной действительности окружающей среды, это могут быть физические тела, живые организмы, люди и т.д. А предмет существует только в сознании исследователя, т.е. он зависит только от его знаний и представляет собой их неотъемлемую часть.

Объект и предмет исследования в различных науках

Объектами различных исследований выступают человек и природа, которые могут изучаться различными сферами науки. Объекты и предметы исследования могут быть материальными и нематериальными по своему происхождению. Предметом изучения являются конкретные свойства и качества различных природных и социальных явлений жизни. Научные дисциплины изучают различные сферы объекта, например, исследования в теории эволюции или систематизация данных в определенной области знаний. В изучении общества – это могут быть исследования объектов политической, социологической или экономической жизни. Например, в экономических исследованиях объектом будет наука, изучающая экономические процессы и явления в масштабах страны, а предметом будут выступать темпы увеличения показателей роста, или, напротив, уменьшение каких-либо экономических показателей. Предметом могут стать регионы страны, различные сферы и отрасли экономики и т.д.

  1. Для начала определите тему вашего исследования.
  2. Для определения актуальности ответьте на вопрос, почему необходимо проводить исследование по данной теме. Если необходимо внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
  3. Для определения проблемы, на решение которой направлено исследование, сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание исследовательской работы. Если возникла необходимость, скорректируйте тему и актуальность вашей работы.
  4. Определите новизну вашего исследования, т.е. какие новые знания вы должны получить в результате исследования
  5. Определите объект вашего исследования.
  6. Определите предмет исследования.
  7. Выведите гипотезу, на доказательство которой направлено исследование.
  8. Определите цель исследования – это запланированный результат вашей деятельности. Цель может только одна.
  9. Для достижения цели, определите задачи, т.е. те шаги, которые нужно сделать для выполнения цели. Задач может быть 3-5.
  10. Изучите литературу по данному вопросу, определите, что известно по вопросу вашего исследования, какие ученые работали над этой темой, каков результат их исследований. Здесь можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми вы планируете воспользоваться.
  11. Определите методы исследования. Проведите исследование, решив, поставленные задачи.
  12. Если возникла необходимость, скорректируйте тему исследования, сформулировав, ее в окончательном виде.
  13. Оформите работу, согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.
  14. Составьте компьютерную презентацию к проекту.
  15. Составьте текст доклада для выступления.
  16. Прорепетируйте перед выступлением на научно-практической конференции, подготовившись к полемике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект как средство достижения результатов ФГОС по биологии

Исследовательский проект школьника – это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировозрения. Целью проектно-исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС:

а)личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

б)метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.

Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения.

Тема исследования – важная часть научной работы школьника, из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. Тема формулируется в виде одного назывного предложения. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. Количество слов от 5 до 12. Например: Влияние окружающей среды на морфологические признаки клевера обыкновенного.

Исследовательский проект школьника состоит из следующих частей:

1.Введение. Во введении раскрываются методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. Методологические характеристики исследования – это своего рода компас и карта, которые позволяют исследователю не искать истину методом проб и ошибок, а ведут его кратчайшим путем. По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы

2. Основная часть.

Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Структура основной части может быть разной. Основная часть исследовательского проекта ученика составляется по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи. Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую, или экспериментальную. В теоретической части дается анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической

размещается описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов,

опросов и т.п. Каждая часть завершается выводом. Важно помнить правило: все задачи, определенные в методологических характеристиках, должны быть отражены в основной части. В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Главное, чтобы выводы были сформулированы автором самостоятельно и не повторяли кратко содержание основной части. Для правильного написания вывода необходимо посмотреть, какова была цель проекта. Исходя из цели, и формулируются выводы. По объему выводы могут быть разными: от одного предложения до страницы. Для грамотной формулировки выводов необходимо понимать разницу между индуктивными и дедуктивными умозаключениями. По А.А. Ивину, умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение - заключение (вывод, следствие). В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением логическая связь, можно выделить два вида умозаключений. В дедуктивном умозаключении

эта связь опирается на логическое правило, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на правило логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. Такое

умозаключение не следует логически из посылок и может содержать

информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает

поэтому достоверности индуктивно выведенного из них утверждения. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке. В тексте исследовательского проекта словосочетание «Основная часть» не пишется. После «Введения» с новой страницы надо написать тему исследования – это и будет означать начало основной части.

3. Заключение

В заключении подводим общие итоги всей работы.

Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:

1.Какой теме, проблеме было посвящено исследование?

2.Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута.

3.Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?)

4.Каковы перспективы дальнейших исследований?

По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.

4. Библиография

Это обязательная часть исследования. При работе над проектом

можно использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Возможно использование научных источников информации на иностранных языках.

5. Приложение Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не снижает качества исследования. Однако, если мы хотим научить школьников исследовательской работе в полном объеме, лучше посоветовать сделать 1–2 приложения. В приложении могут быть размещены следующие материалы (их не должно быть в остальном тексте проекта!): словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.) Если проводился опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых. Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек.

Если рассматривать содержание исследовательского проекта постранично (ориентировочно), то здесь можно выделить следующие составляющие:

1. Титульный лист (с. 1).

3. Введение или Методологические характеристики исследования (с. 3–4).

4. Основная часть (с. 5–25).

5. Заключение (с. 26).

6. Библиография (с. 27).

7. Приложения (с. 28–29).

Методологические характеристики исследования обычно начинаются на третьей странице исследовательского проекта, после содержания. Можно озаглавить этот раздел «Введение» или «Методологические характеристики исследования». В этом разделе должны быть отражены следующие параметры научной работы: актуальность, проблема, на решение которой направлено исследование, объект и предмет исследования, тема, гипотеза, цель, задачи, методы, новизна, теоретические основания. Каждая характеристика не существует сама по себе. Все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Последовательность изложения методологических характеристик может быть разной, но желательно придерживаться следующего плана.

1. Актуальность.

Для того чтобы обосновать актуальность выбранной темы, исследователю необходимо ответить на вопрос: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Актуальность может быть отражена в теме исследования. Для обоснования актуальности школьникам предлагается ответить на следующее письменное задание, которое состоит из нескольких этапов.

1. Напишите тему вашего исследования.

2. Почему необходимо проводить исследования в данном направлении?

3. Почему вам необходимо проводить исследование по этой теме?

4. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего

исследования.

2. Проблема.

Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того,

чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает

на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно сформулировать в виде вопроса.

3. Объект.

Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.

4. Предмет.

Объект исследования бесконечен в познании. Определение понятия «предмет исследования» – то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.

5. Тема.

Тема исследования – это начало начал научной работы школьника, потому, что в ней интегрируются все методологические характеристики. Тема исследования пишется на титульном листе и в методологических характеристиках после актуальности и проблемы. Из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.

6. Гипотеза.

Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.

7. Цель.

В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?».

8. Задачи.

Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В школьном исследовании задач не должно быть много, 3–5 задач. По задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. Задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы.

9. Методы.

Методы исследования связаны с тем, какими средствами будет проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретические,

(анализ, объяснение) и эмпирические (опыт, наблюдение); общенаучные (, описание, сравнение) и частные (метод световой микроскопии) и др. Методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности: наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.

10. Новизна.

Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения чего-то нового и проводятся научные работы. Необходимости получения нового знания подчинены весь ход исследования и все его методологические характеристики. Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результатаисследования. Эта методологическая характеристика исследования – новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы

11. Теоретические основания исследования.

Ни одно научное исследование не начинается на пустом месте. В науке всегда можно найти работы, которые послужили началом или толчком к проведению нового исследования. В каких-то работах проблема, над которой вы собираетесь работать, была названа. Поэтому необходимо указать имена тех ученых, которые связаны с вашей работой.

В одном исследовательском проекте может решаться только одна проблема и поэтому ставится только одна цель. В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Для формулировки цели исследовательской деятельности школьников можно использовать следующие слова-подсказки: разработать план наблюдения за... , дать описание, сравнить, классифицировать, объяснить, установить взаимосвязь, составить... ; определить... Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели.

Пример правильно сформулированного вывода к исследовательскому проекту по биологии. Тема проекта: «Влияние окружающей среды на морфологические признаки клевера обыкновенного».

Исходя из полученной информации, изученных литературных источников, нам стало понятно:

1.Клевер обыкновенный в норме должен содержать три листовых пластинки.

2.Большее или меньшее содержание листовых пластинок в растении не является нормой, а является отклонением, аномалией.

3.Аномалии, т.е. растения с большим или меньшим количеством листовых пластинок, появляются вдоль автомобильной и железной дорог, где естественно можно предположить загрязнение воздуха выхлопными газами от транспорта.

4. Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что изменение морфологических признаков клевера обыкновенного идет в направлении уменьшения количества листовых пластинок. (выявлено большее количество особей с одной и двумя листовыми пластинками, чем с четырьмя или пятью)

5. На территории, которую, можно считать относительно чистой, т.е. городской парк и территория школы, растений с аномалией было найдено намного меньше, чем на загрязненных участках, что позволяет сделать предположение, что именно загрязнение окружающей среды оказывает негативное влияние на изменение морфологических признаков клевера обыкновенного.

Примерный библиографический список при проведении исследования по биологии:

1.Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота. В 5 томах. Т.2. Экологическая валеология и Питание. СПб.: изд. «Петроградский и Ко»; Мн.: ООО «Оракул», 1996г. – 360с.: илл., библ.

  1. Доступны ли младшим школьникам исследовательские работы? // Начальное образование.-2009. - N 2. - С. 10-17. - ISSN 1998-0728.
  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд.2-е, перераб. И доп.- М.: АО МДС, 1996.- 272с. С ил.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник/ М: Народное образование 2001 271 с.
  3. Теремов, А. В. Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции/А. В. Теремов // Биология в школе. - 2007. - N 7. - Журн. в журн. "Учителю экологии". - С. 13-16. - ISSN 0320-9660.
  4. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/ под ред. Т.Я.Ашихминой.-М.: Агар, 2000.386 с.
  5. http://www.edu.cap.ru/?eduid=7236&hry=./67400/68829/68840&t=hry

Согласно Современному толковому словарю русского языка (М.: Ридерз Дайджест, 2004), цитата (от лат. Citare – называть) – дословная выдержка из какого-либо текста. В основной части исследовательского проекта, особенно в литературном обзоре, часто используются цитаты. Нужно знать: если используются чужие мысли – надо указывать автора. Это необходимо делать, даже при пересказе чьих-то работ своими словами. То что принадлежит другому, необходимо брать в кавычки и указывать автора. Не надо волноваться, что в тексте проекта много цитат, – в этом нет ничего плохого. Ведь новое знание мы получаем из анализа имеющегося. Также следует уяснить суть таких понятий, как плагиат и компиляция. Компиляция (от лат. compilatio– ограбление) – составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Плагиат(от лат. plagio– похищаю) – умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Поэтому, чтобы избежать компилирования или плагиата, необходимо правильно оформлять цитаты. При полном цитировании текст переписывается полностью, точно так, как у автора, и заключается в кавычки. В квадратных скобках указывается номер источника в разделе «Библиография» и номер страницы в этом источнике.

При составлении текста выступления необходимо помнить, что доклад

должен быть ярким, четким, проиллюстрированным. Докладчик имеет право читать свой доклад, но лучше, если он рассказывает, иногда заглядывая в текст. Докладчик обязан уложиться в регламент. Обычно на вступление дается 5 мин и несколько минут на вопросы докладчику. Текст доклада должен обязательно включать в себя

1. Обращение к слушателям (например, «Уважаемые члены жюри и участники конференции!»).

2. Информацию о теме исследования («Представляю вашему вниманию исследовательский проект « ….»).

3. Информацию об актуальности, проблеме, цели, гипотезе исследования.

4. Краткое изложение хода исследования, наиболее яркие его моменты, самое интересное в проекте.

6. Перспективы дальнейших исследований.

7. Завершение выступления («Спасибо за внимание» или «Благодарю

за внимание»). На публичной защите не принято автору самому напрашиваться на вопросы, например: «У меня все, какие ко мне будут вопросы?».

Задавать вопросы предлагает ведущий данного мероприятия.

Желательно, чтобы выступление сопровождалось компьютерной презентацией, которую автор проекта самостоятельно составил и самостоятельно демонстрирует на защите.

Памятка по работе над исследовательским проектом:

  1. Для начала определите тему вашего исследования.
  2. Для определения актуальности ответьте на вопрос, почему необходимо проводить исследование по данной теме. Если необходимо внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
  3. Для определения проблемы, на решение которой направлено исследование, сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который будет содержание исследовательской работы. Если возникла необходимость, скорректируйте тему и актуальность вашей работы.
  4. Определите новизну вашего исследования, т.е. какие новые знания вы должны получить в результате исследования
  5. Определите объект вашего исследования.
  6. Определите предмет исследования.
  7. Выведите гипотезу, на доказательство которой направлено исследование.
  8. Определите цель исследования – это запланированный результат вашей деятельности. Цель может только одна.
  9. Для достижения цели, определите задачи, т.е. те шаги, которые нужно сделать для выполнения цели. Задач может быть 3-5.
  10. Изучите литературу по данному вопросу, определите, что известно по вопросу вашего исследования, какие ученые работали над этой темой, каков результат их исследований. Здесь можно указать авторов тех научных трудов, книг, которыми вы планируете воспользоваться.
  11. Определите методы исследования. Проведите исследование, решив, поставленные задачи.
  12. Если возникла необходимость, скорректируйте тему исследования, сформулировав, ее в окончательном виде.
  13. Оформите работу, согласно требованиям к оформлению исследовательских работ.
  14. Составьте компьютерную презентацию к проекту.
  15. Составьте текст доклада для выступления.
  16. Прорепетируйте перед выступлением на научно-практической конференции, подготовившись к полемике.