Sess - Психологическая диагностика. Комментирует алексей старовойтов, директор по персоналу «атлант-м» в россии. Интернальность в межличностном общении

По результатам методики «Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В.Г. Ромека)» для определения уровня профессиональной самоэффективности будущего специалиста получены следующие результаты: показатель высокой самоэффективности выявлен у 6 испытуемых (35-40 баллов); показатель средней самоэффективности определен у 33 испытуемых (27-35 баллов); показатель низкой самоэффективности выявлен у 2 испытуемых (0-27 баллов).

Далее для определения уровня субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения были определены по «Тесту определения самоэффективности Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)» и получены следующие результаты: уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности - высокие значения у 20 испытуемых (54 баллов и выше), средние значения у 21 испытуемого (-7 до 53 баллов), низкое значение ни у одного испытуемого не было определено (-6 баллов и ниже); уровень в сфере межличностного общения - высокий определен у 27 человек (16 баллов и выше), средний у 14 человек (7-15 баллов), низкий уровень не обнаружен (6 баллов и ниже).

По результатам данной методики значения испытуемых показали о завышенной и средней оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности.

Следующая методика на определение уровня карьерной самоэффективности «Методика исследования карьерной самоэффективности (автор Н. Бетц, адаптация Д. Бондаренко и Е.А. Могилевкина)» позволила определить следующие результаты испытуемых:

1) Шкала «Профессиональная осведомленность» - выявлена у 17

испытуемых;

  • 2) Шкала «Самооценка» - выявлена у 11 испытуемых;
  • 3) Шкала «Карьерное целеполагание» - выявлена у 3 испытуемых;
  • 4) Шкала «Карьерное планирование» - выявлена у 3 испытуемых;
  • 5) Шкала «Способность решать карьерные проблемы» - выявлена у 7 испытуемых.

Рассмотрев результаты испытуемых по всем методикам, следует отметить, что уровень самоэффективности в сфере предметной и профессиональной деятельности имеет высокие и средние значения. На низком уровне в данных областях испытуемые себя не оценивают.

Для получения более подробного анализа по имеющимся результатам испытуемых, были использованы два метода математической статистики. Корреляционный анализ и поиск значимых различий по t-критерию Стьюдента были проведены с помощью программы «Microsoft Excel» и автоматического калькулятора.

Метод корреляции Пирсона: корреляционный анализ показал следующий результат ч2Эмп = 200.156, данный коэффициент не превышает критические значения ч2 при v=280. Различия между данными испытуемых по методикам на самоэффективность и на карьерную самоэффективность считаются достоверными, если ч2Эмп достигает или превышает ч2, и тем более достоверным, если ч2Эмп достигает или превышает ч2. Далее следует отметить, что ч2 равно критическому значению или превышает его, расхождения между распределениями статистически достоверны. Получившиеся результат, свидетельствует о том, что значения по предложенным методикам направленные на самоэффективность между собой статистически взаимосвязаны, т.е. самоэффективность в сфере предметной деятельности и в сфере общения прямо пропорциональны карьерной самоэффективности.

Следующим методом, для подсчета значимых различий у группы испытуемых, является t-критерий Стьюдента. Для данного метода, испытуемые делятся на группу успешных и на группу не успешных в учебной деятельности. Сам критерий успешности в учебе определен по результатам зимней экзаменационной сессии, которые были предоставлены из деканата. Успешными в учебе являются испытуемые, которые полностью закрыли сессию, а не успешными являются испытуемые, которые не смогли полностью сдать сессию. Результаты математической статистики представлены в таблицах.

Рассмотрим полученные данные по t-критерию Стьюдента (см. таблицу).

Результаты значимых различий между группами по t-критерию Стьюдента

Название Методики/Шкалы

t-критерий Стьюдента

Зона значимости/ незначимости

«Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека)»

незначимости

«Тест определения самоэффективност и Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского)»

Уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности

незначимости

Уровень в сфере межличностного общения

незначимости

«Методика исследования карьерной самоэффективност и (автор Н.Бетц, адаптация Д.Бондаренко и Е.А. Могилевкина»

Профессиональная Осведомленность

незначимости

Самооценка

незначимости

Карьерное целеполагание

незначимости

Карьерное планирование

незначимости

Способность решать карьерные проблемы

незначимости

Сравнение двух групп студентов по t-критерию Стьюдента показано, что по всей выборки найдена зона незначимости. Сравнительный анализ показал, что между группой «успешных в учебной деятельности» и «неуспешных» значимые различия отсутствуют.

Во второй главе было проведено эмпирическое исследование на выявление уровня профессиональной успешности у будущих HR- менеджеров, результаты диагностики обработаны с помощью методов математической статистики, проведено сравнение с уровнем успеваемости в учебной деятельности.

Установлен уровень профессиональной самоэффективности у будущих HR-менеджеров определяется средним показателем - 80%, вера в эффективность в собственные силы, способности. Высокий уровень профессиональной самоэффективности определен у 15% испытуемых, что характеризует интерес к делу, уверенность в себе, целеустремленность. Уровень с низкой самоэффективностью выявлен у 5% испытуемых, данная категория людей не уверена в собственных профессиональных способностях.

Выявлен уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности и в сфере межличностного общения у испытуемых. В сфере учебной деятельности высокие значения представлены у 49% всей испытуемой группы. Средний уровень определен у 51%, низких значений по результатам данной методики - 0%, данный показатель не выявлен. В сфере межличностного общения высокие значения выявлены у 66% молодых специалистов, средние значения определены у 34% испытуемых, низкий уровень межличностного общения не выявлен. По полученным данным высокие и средние значения в сфере предметной деятельности у молодых специалистов, можно определить на одинаковом уровне, значительные различия не велики. Это свидетельствует о том, что группа будущих HR- менеджеров успешна в учебной деятельности, и в сфере межличностного общения обладают коммуникативными навыками.

Определен уровень карьерной самоэффективности у молодых специалистов. Наиболее высокий показатель выявлен по шкале «Профессиональная осведомленность» - 42%, что характеризует уровень знаний об особенностях профессиональной деятельности в той или иной сфере. Средний показатель выявлен по шкале «Самооценка» - 27%, часть группы молодых специалистов представляют о своих карьерных возможностях относительно своих сильных и слабых сторон. Следующий показатель определяется по шкале «Способность решать карьерные проблемы» выявлен у 17% испытуемых, которые умеют осознавать карьерные проблемы и способы их решения. Одинаковый показатель 7% был определен по шкалам «Карьерное целеполагание» и «Карьерное планирование». Данная группа будущих HR-менеджеров нацелена на способность ставить цели, достигать их, определять сроки и ресурсы.

По методу корреляции Пирсона уставлено, что предоставленные данные испытуемых на обработку по данному статистическому методу являются разными. Выявлено, что методики направленные на самоэффективность в сфере профессиональной деятельности, в сфере предметной деятельности, в сфере общения, в сфере карьерной самоэффективности между собой статистически взаимосвязаны. Данный показатель, позволяет определить у будущих HR- менеджеров направленность на самоэффективность.

Метод t-критерий Стьюдента показал, что все данные находятся в зоне незначимости. Это характеризует тем, что группы «успешных» и «не успешных» молодых специалистов в учебной деятельности может быть, как успешна, так и не успешна в профессиональной деятельности. Успешность в учебной деятельности не зависит от профессиональной деятельности.

(Р.Шварцер, М. Ерусалем)

1 - абсолютно неверно;

    едва ли это верно;

    скорее всего, верно;

    совершенно верно.

Бланк методики

1. Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы

2. Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели

3. Мне довольно просто удается достичь своих целей

4. В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести

5. При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться

6. Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем

7. Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности

8. Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения

9. Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях

10. Я обычно способен держать ситуацию под контролем

Обработка результатов: за ответ «абсолютно неверно» испытуемый получает 1 балл; «едва ли это верно» - 2 балла; «скорее всего, верно» - 3 балла; «совершенно верно» - 4 балла.

Показатели до 27 баллов свидетельствуют о низкой самоэффективности; 27-35 - показатели средней самоэффективности, более 35 - высокой.

При низких результатах по данной методике в работе со студентами необходимы максимальная доброжелательность и поддержка со стороны преподавателя. Однако при этом не стоит совершенно лишать обучающегося самостоятельности. Желательно чаще подчеркивать его сильные стороны, подкреплять уверенность в том, что все достижения человека - результат его собственных усилий.

Оценка готовности к саморазвитию

Возьмите лист бумаги, напишите дату самотестирования. Прочитайте каждое утверждение в задании, напишите только его номер в листок и оцените, насколько это утверждение верно для Вас. Если верно, то напротив номера поставьте знак "+", если не верно - знак "-".

Опросник

1. У меня часто появляется желание больше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

З. Я уверен(а) в своих силах.

4. Я верю, что все задуманное мною осуществится.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и «минусы.

6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.

7. Я хочу лучше и эффективнее работать.

8. Я умею заставить и изменить себя, когда надо.

9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.

    Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.

    Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

    В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.

    Мои качества и умения соответствуют требованиям моей профессии.

14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.

Обработка результатов

Желательно готовые ответы во время обработки не исправлять. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение ключа. Будьте внимательны: его надо писан, в скобках. Значение ключа по каждому утверждению: 1(+), 2(-), 3(+), 4(+). 5(-). б(-), 7(+). 8(+),9(4-), 10(+), 1Ц-). 12(+). 13(-). 14(-).

Подсчитайте теперь количество совпадений, то есть варианты, когда Ваш ответ совпадает со значением* ключа. Например, " + ". (+), "-", (-). Если у Вас в ответе знак вопроса, го совпадении нет. Проверьте все Ваши действия, чтобы не было ошибок. Количество совпадений может изменяться от 0 до 14.

Чтобы определить величину Вашей готовности "Хочу знать себя", следует подсчитать количество совпадений только по утверждениям с номерами: 1. 2. 5. 7. 10. 12. 13. Максимальное значение готовности "знать себя" (сокращенно ГЗС) может быть равно 7 баллам.

Таким же образом Вы определяете значение готовности "могу самосовершенствоваться" (ГМС), подсчитывая количество совпадений по утверждениям: 3, 4, 6, 8, 9, 11, 14. Максимальное значение готовности "могу самосовершенствоваться" может быть равно 7 баллам.

Для сравнения Ваших результатов через месяц и более запишите в свою записную книжку результаты но ГЗС и ГМС.

Полученные значения переносятся на график: по горизонтали откладывается величина (ГЗС) ("хочу знать себя"), а по вертикали значение ГМС ("могу самосовер­шенствоваться"). По двум координатам Вы отмечаете на графике точку, которая

попадет в один из квадратов: А. Б. В, I . "Попадание" в квадрат на графике - это одно да

Ваших состояний в настоящее время: А - могу совершенствоваться, но не хочу знать

себя: Б - хочу знать себя и могу совершенствоваться; В - не хочу знать и не могу изменяться; Г - хочу знать себя, но не могу себя изменить (см. рис. 15).

Профессиональное мастерство

Рис. 15. Состояние готовности к саморазвитию

Рассмотрим возможные сочетания. Первый случай (квадрат Г)

Такое сочетание означает, что Вы, желая больше знать о себе, еще не владеете навыками самосовершенствования. Это похоже на басню про лисицу и виноград, когда виноградная гроздь для „лисицы оказалась слишком высока, и, видя невозможность его достать, она решила, что виноград еще зелен, и ушла... Трудности в самовоспитании не должны вызывать у Вас подобную реакцию: не получится - значит, не буду делать. Посмотрите внимательно на утверждения по ГМС, которые не совпали в ответах с ключом. Анализ покажет Вам, где и над чем Вам предстоит поработать. В самосовершенствовании, если Вы решились на это, следует помнить слова Сенеки-младшего: "Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их". Чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать или все время пытаться это сделать. И успех будет за Вами.

Второй случай (квадрат А)

Ваша величина ГЗС меньше, чем ГМС, то есть Вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желание познать себя. В этом случае следует поразмышлять о необходимости начинать освоение профессии с себя. Профессионализм в любой сфере достигается прежде всего через достижение своего индивидуального стиля деятель­ности. А это, как Вы понимаете, без самопознания просто невозможно.

Оба приведенных соотношения "готовности знать себя" и "готовности к саморазвитию" можно рассматривать и в тех ситуациях, когда величины ГЗС и ГМС меньше четырех баллов (квадрат В). При этом Ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с ключом. Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом Ваших товарищей и друзей. Постарайтесь понять, в чем больше трудностей, где преграда на пути к саморазвитию. Через некоторое время, когда Вы уже приложили к этому какие-то усилия, сделайте предлагаемый самотест еще раз и сравните результаты. Несомненно, при желании Вы сможете изменить положение к лучшему.

Оценка уровня реализованности творческой активности

Инструкция: прочитайте утверждения в правом и левом столбце и выберите, какое из них вам ближе. В каждой строке обведите только одну соответствующую вашему выбору цифру. Цифра «3» означает, что вы полностью согласны с утверждением, «2» - в основном согласен, «1» - частично согласен, «О» - не знаешь, что выбрать.

Есть вещи, в которых я никогда не сомневался и не сомневаюсь

Вольно или невольно, но я сомневаюсь во всем и всегда

Точка зрения «здравого смысла» в конечном счете предпочтительнее любой другой

Люблю всевозможные парадоксы

О таких людях, как я, говорят: «Он обязательный, исполнительный человек»

О таких, как я говорят: «Он - сам себе голова» (или, например, так: «Он - "кот, который гуляет сам по себе"»)

Сомневаясь в чем-нибудь, я рано или поздно прихожу к окончательному решению -умею «поставить точку»

Моя мысль - это вечный непрекращающийся спор с самим собой

Мир раскрывает мне свои тайны

Сокровенное - непостижимо

Если что-то утверждает большинство, то это скорее всего верно

Если большинство что-то утверждает, то у меня невольно возникают сомнения в этом

Если я что-то наметил, то выполню это во что бы то ни стало

Я могу быстро изменять свои решения и планы

Планируя что-нибудь сделать, я исхожу из своих сил и возможностей

Я часто предъявляю к себе непосильные требования

Мои идеи никогда не воплотятся

Уверен, что смогу воплотить всё, что задумал

Я предпочитаю не тратить время на пустяки и нереальные идеи

У меня всегда много идей, но далеко не все из них реализуются

Я умею быть своевольным и добиваться много из того, что мне хочется

Часто я действую под влиянием импульса, что оборачивается против меня

Лучше быть как все, ничем особо не выделяясь

Не люблю быть как все, это скучно

Буквально все объяснимо с позиции здравого смысла

Нелепо искать рацио­нальное объяснение всему на свете

Я не обладаю никакими

выдающимися

способностями

Возможно, во мне погиб талант

Мне говорят, что я способнее других

Многие говорят, что я ни на что не способен

Мои идеи часто нравились окружающим

Мне часто давали понять, что мое мнение ничего не значит

Я всегда внимателен к тому, что происходит вокруг

Иногда какое-то занятие настолько захватывает меня, что я не обращаю внимание ни на что вокруг

Возможно, мое имя станет известным

Вряд ли я стану известным человеком

Я чувствую, что могу отстоять себя перед лицом жизненных обстоятельств

Когда мне плохо, я не чувствую никакой опоры в себе самом

Я признаюсь себе как в «хорошем», так и в «плохом», потому что учусь на собственном опыте

Терпеть не могу «копаться» в себе

Я защищаю свои интересы, даже если мне самому они кажутся просто прихотью (во всем я потакаю себе)

Я подавляю свои прихоти

Думаю, что я последователен в. достижении своих целей

В любой момент времени я могу пересмотреть ранее принятое решение и сделать все по-другому

Постоянно затеваю что-нибудь такое, что позволяет лучше ощутить «вкус жизни»

Не слишком-то задумываюсь над «усовершенствованием своей жизни»

Обработка данных.

Опросник содержит две шкалы: первая - творческая (вопросы 1-14), вторая - нереализованность (15-24). Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Если обведены цифры слева от «0», они считаются со знаком «-». Если сумма баллов по первой шкале больше «-6», это говорит о том, что у ребенка высокое стремление к творчеству (творческий потенциал). Если при этом сумма баллов по второй шкале больше «0», то его творческий потенциал не реализуется. Этим могут быть вызваны проблемы в обучении и поведении.

Следует помнить, что данный опросник, как и любой тест, не застрахован от ошибки. Т.е., если субъект не набрал высокого балла по первой шкале, существует вероятность, что он все-таки творческий. Тест ни в коем случае не предназначен для отбора творческих учащихся, а остальным - приклеивания ярлыка «нетворческий». Он нужен в первую очередь для того, чтобы педагог обратил внимание на эту проблему, посмотрел на учащихся через призму творческости, научился отслеживать проявления творческой активности учащихся с тем, чтобы не препятствовать ее проявлению, а дать ей возможность реализоваться в рамках учебной или внеучебной деятельности.

Тест на самоэффективность - одна из методик исследования самосознания. По результатам-теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.
Понятие о самоэффективности было введено Альбертом Бандурой- в 70-е годы не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. С помощью этого понятия А. Бандура оценивал способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей наилучшим образом. При этом было обращено внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек не верит в возможность этот потенциал применить на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.
Потенциал приведенной методики определяется тем, что она высвечивает те направления самокоррекции, которые обеспечивают человеку повышение его самоэффективности, ведут к конструктивным преобразованиям его Я-концепции.
Таким образом, представления о самоэффективности несут в себе не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени самореализации, но содержат импульс к саморазвитию. Предложенная методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.
Определение субъективных представлений о своем потенциале осуществляется с помощью 23 утверждений. Испытуемый отмечает степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).

Еще по теме Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера (перевод и модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Л. Кричевского):

  1. РИЧАРД А. ПОЗНЕР. Экономический анализ права В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 1. Перевод с английского под редакцией В. Л. Тамбовцева, 2004
  2. РИЧАРД А. ПОЗНЕР. Экономический анализ права В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 2. Перевод с английского под редакцией В. Л. Тамбовцева, 2004

Тест определения уровня самоэффективности – одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции.

В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности.

Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Тест

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны – значение «-5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно. То есть, читая нижеследующие утверждения, вы можете выбрать любое число от «-5» до «+5», которое соответствует степени вашей согласности с данным утверждением.

  1. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу
  2. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего
  3. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней
  4. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их
  5. Я часто бросаю дела, не закончив их
  6. Я стараюсь избегать трудностей
  7. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь
  8. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца
  9. Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца
  10. Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело
  11. Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними
  12. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня
  13. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией
  14. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем
  15. Я вполне уверен(а) в себе
  16. Я легко бросаю дела
  17. Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни
  18. Мне трудно приобретать новых друзей
  19. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне
  20. Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним
  21. Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним
  22. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей
  23. Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты

Ответы:

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение – в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

пт, 8 Марта, 2019 - 16:00

Методика определения уровня самоэффективности - одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции. В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности. Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Инструкция

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны - значение «–5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно.

Таблица 1. Бланк тест а

№ п/п Список утверждений Шкала ответа (степень согласия)
1 Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу
2 Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
3 Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
4 Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
5 Я часто бросаю дела, не закончив их –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
6 Я стараюсь избегать трудностей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
7 Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
8 Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
9 Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
10 Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
11 Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
12 Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
13 Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
14 Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
15 Я вполне уверен(а) в себе –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
16 Я легко бросаю дела –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
17 Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
18 Мне трудно приобретать новых друзей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
19 Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
20 Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
21 Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
22 Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
23 Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты –5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение - в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от –7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.

Таблица 2. Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке