Самоанализ статьи. Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы. Как проводить самоанализ

Марина Комкова
Как написать самоанализ. Самоанализ моей деятельности за 2014–2015 учебный год

Примерный самоанализ . Выпущен мною в виде буклета для воспитателей.

ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ :

1. СБОР ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

2. РАССМОТРЕНИЕ ИХ.

3. ПОИСК ПУТЕЙ УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ.

Самоанализ :

2. ЗА КАКОЙ ПЕРИОД ДЕЛАЕТЕ АНАЛИЗ.

3. КАКИЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.

4. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ.

6. КАК СТРОИЛИ РАБОТУ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КАКИЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.

7. КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧИЛИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

8. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКЛИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ.

9. КАК РЕШИЛИ ВОЗНИКШИЕ ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ.

10. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

Самоанализ осуществляется на основе данных самонаблюдения и

самоконтроля .

М. КОМКОВА

МОЙ САМОАНАЛИЗ ЗА 2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году художественно-эстетическое развитие – область музыка проводилась два раза в неделю в следующих возрастных группах : 2 младшая, двух средних группах и подготовительной, согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, которая соответствует ФГОС ДО. Образовательная деятельность соответствовала возрасту детей, была выдержана по времени. Педагогический процесс старалась строить по принципу интеграции образовательных областей. С основной рабочей программой нашего детского сада мною использовались элементы современных программ и технологий : «Синтез» О. Куревиной, «Здравствуй» М. Лазарева, приемы из методики Карла Орфа, элементы здоровьесберегающих технологий Картушиной, этюды «Психогимнастики» В. Чистяковой, «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.

Основная цель : научить детей любить и понимать музыку. Помогали решать поставленную цель следующие задачи :

Развитие интереса детей к разным видам музыкальной деятельности ;

Поддержка инициативы;

Развитие творческих способностей;

Артистических и танцевальных навыков;

Расширение музыкального кругозора;

Обогащение эмоциональной сферы детей;

Формирование элементарных музыкальных навыков.

Поставленные годовые задачи решались как на музыкальных занятиях, так и на праздниках, развлечениях, театрализованной деятельности , в повседневной жизни, совместно с воспитателями и родителями воспитанников через пение, восприятие музыки, игру на детских музыкальных инструментах, театрализованные этюды, игры – драматизации, танцевальное творчество.

Воспитатели также принимали участие в реализации годовых задач :

На музыкальных занятиях активно участвовали во всех видах музыкальной деятельности ;

Принимали участие в праздниках и развлечениях в качестве ведущих программы и персонажей;

Помогали в изготовлении атрибутов и реквизита, украшении музыкального зала к праздникам;

Проводили работу в группах по закреплению песен, стихов, театрализованных сюжетов мероприятий.

Родители детей также принимают активное участие : и праздничных мероприятиях ДОУ, и в конкурсных развлекательных программах, изготавливают необходимые для праздников атрибуты, костюмы детям.

В родительский уголок помещаю информацию на темы музыкального развития детей. Введена новая форма сотрудничества с родителями – участие родителей с детьми на музыкальном занятии (кружок «Музыкальная фантазия» ).

В течение учебного года проведены следующие мероприятия :

7 социально - значимых праздника : День Матери (3, День семьи (2, День Победы (2, новогодние праздники (4, 8 марта (4, День народного единства (2, День Знаний : всего 18.

4 праздника : День открытых дверей, Праздник Осени (4, Старый Новый Год (3, День смеха, Выпускной бал : всего 10.

Развлечения : 12 у детей 2 младшей группы, по 7 у детей подготовительной и средних групп.

Дети подготовительной группы в течение учебного года дважды становились участниками районных культурных мероприятий : «Фестиваль песни» и театрального фестиваля «Мартовская капель» .

Совместно с педагогами детского сада к Дню семьи на улице была проведена акция «Танцуй добро!» , в которой приняли участие дети и родители.

Повышается интерес детей к слушанию музыки, расширяется их музыкальный кругозор. Дети с удовольствием поют, танцуют, музицируют, могут выражать свои впечатления и настроение музыки в рисунках, в движениях, в импровизации.

В рамках районного методического объединения мною в ноябре проведено открытое мероприятие в соответствии с ФГОС ДО - ОД Художественно-эстетическое развитие «Осенний калейдоскоп» с детьми подготовительной группы. Замечаний не было.

Мною разработана и написана программа «Музыкальная фантазия» , которая находится в процессе реализации – в форме кружка с родителями и детьми подготовительной группы. Свое видение настроения музыки, свои чувства от услышанного на занятии дети и родители воплощают в совместных творческих работах.

В феврале 2015 года я приняла участие в районном конкурсе «Семья-основа всех основ» . Представила на суд жюри две разработанные мною программы, «Родник любви к России» по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и «Музыкальная фантазия» по развитию музыкальных и творческих способностей детей. Результат : была награждена управлением образования Дипломом III степени в номинации «Педагогический проект с участием родителей. За активную работу по эстетическому воспитанию детей получила Благодарственное письмо от политической партии Единая Россия.

Мною разработаны и написаны две программы по развитию танцевально- ритмических движений «Радуга» и «Каблучок» , которые реализуются в кружковой работе с девочками подготовительной и 1 средней группы.

С большим желанием использую возможность повышать свое самообразование , используя интернет – ресурсы, изучая инновационные технологии, создаю слайды, буклеты, печатаю материал на сайт ДОУ.

Тема моего самообразования «Преемственность детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольников». Результат работы по теме небольшой, но он представлен в открытом занятии «Настроение человека и музыки» , проектной деятельности , конкурсной работе «Семья – основа всех основ» , представлены творческие семейные работы на выставку детского сада «70 лет Победы» .

Активно участвую в жизни детского сада, вовлекаю в концертную деятельность педагогов ДОУ . Организована работа с обществом ветеранов к Дню 70 летия Победы. Представлены две театрализованные концертные программы для ветеранов города и бабушек,дедушек, родителей наших воспитанников.

Мои дальнейшие планы на 2015-2016 учебный год .

Основная цель : обновление музыкально – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Направления :

1. Работа с воспитателями :

повышать активность педагогов в музыкальном воспитании детей, использовать музыку в ОД и режимных моментах, провести консультации «Роль воспитателя в приобщении детей к музыке» , «Целительная сила музыки» . Мастер класс по арт-терапии.

Провести семинары - практикумы «Психогимнастика» , «Музыкотерапия» , тренинг по эмоциональному благополучию педагогов и открытая образовательная деятельность с детьми средней группы по инновационным здоровьесберегающим технологиям.

2. Работа с детьми :

продолжать создавать благоприятную атмосферу на музыкальных занятиях, обогащать через музыкальные произведения эмоциональный мир каждого ребенка, продолжать формировать уверенность каждого ребенка в собственных силах, продолжать развивать самостоятельность , инициативу, творчество, продолжать способствовать развитию познавательной активности детей в музыкальной деятельности , продолжать развивать музыкальные способности.

3. Работа с родителями :

продолжать привлекать родителей к участию в образовательной деятельности вместе с детьми , к участию в праздничных мероприятиях, продолжать привлекать к изготовлению атрибутов, декораций, пошиву костюмов.

4. Использование инновационных технологий :

Изучить ИД и ИП, и использовать в образовательной деятельности с детьми для раскрытия музыкально – творческого потенциала каждого ребенка, личностного развития в соответствии с ФГОС ДО;

Использовать в ОД здоровьесберегающие технологии : дыхательную и артикуляционную гимнастику, логоритмику, арт-терапию, музыкотерапию, релаксацию.

Музыкальный руководитель М. В. Комкова

Как стать успешным человеком? Первый шаг – проведение психоанализа. Как добиться поставленной цели? Первый шаг – проведение психоанализа. Как повысить самооценку? Первый шаг – проведение самоанализа. В общем, о чем ни спроси психологов, они начинают именно с самоанализа.

Что это за универсальный такой инструмент, в чем он заключается, зачем нужен и, наконец, как его проводить – вот о чем будет эта статья. Вопрос самоанализа очень важный, особенно если у человека вообще не было духовного опыта или практики в личностном развитии.

Что такое самоанализ?

Самоанализ − это анализ самого себя, который включает в себя фиксацию различных состояний объекта наблюдения и поиск причинно-следственных связей между ними и стимулами внешней среды, которые действуют стихийно или направленно.

При самоанализе объект и субъект наблюдения совпадают. В этом и состоит его основная сложность, поскольку наблюдать за собой всегда сложнее: чего-то наблюдатель просто не увидит, а что-то не сумеет правильно истолковать.

Прибегнуть к самоанализу, как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии − это путь далеко не легкий зато, эффективный.

5 причин начать анализ самого себя

Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?

  1. ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
  2. ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
  3. ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
  4. ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
  5. ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.

Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.

Итак, в чем заключается самоанализ?

В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.

Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.



Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.

К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.

Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.

Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.

Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.

Самоанализ ошибок своего прошлого

Главное правило в самонаблюдении − это никакого негатива и саморазрушения. На себя − только Свет, а ошибки, какими бы они не были, я их обязательно исправлю. Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания и жалости к себе.

  • Мысленно и не спеша пройдите по все своей жизни, вспоминая и записывая все свои ошибки, грехи, все то, где ваша совесть была не чиста. Следует осознавать, что самая большая ошибка, которая блокирует все позитивные изменения − это гордыня, непризнание своих прошлых грехов. Записывайте каждую ошибку в отдельный пункт 1, 2, 3...
  • Далее, по каждому пункту письменно прощайте себя и отпускайте негатив (вину, зависть, обиду...). Отпускать негатив можно на зажженную свечу, у кого хорошо работает воображение, на ментальном экране можно создать голограмму (например ярко святящийся шар) и представлять как он забирает у вас все эту черноту.

Сделайте самоанализ не спеша, детально и максимально искренне, и ваша жизнь начнёт меняться к лучшему, и радости в душе станет больше.

Если ты сегодня в чем-то ошибся, то никогда не стоит себя упрекать и ругать. Самобичевание − очень порочная практика. Проведи анализ: к каким событиям привели позитивные эмоции, а к каким − негативные.


Если вы чувствуете некоторую напряженность, вас что-то тревожит или просто накопилась физическая и моральная усталость, тогда попробуйте хоть чуть-чуть отвлечься от повседневных проблем и уделите немного времени самоанализу. Иногда с помощью нехитрых психологических техник можно самостоятельно найти причины душевного дискомфорта, решить внутренние проблемы, снять излишнюю тревогу.

Несуществующее животное

Возьмите лист бумаги и быстро, без особых раздумий нарисуйте животное, несуществующее в природе. Выкладывайте на бумагу все, что придет вам в голову. А теперь внимательно начинайте рассматривать каждую деталь: его голову, ноги, руки, части тела, хвост, рога, крылья (если они есть).

Какие они? Если голова повернута вправо – вы нацелены на будущие планы, если влево – все время оборачиваетесь на прошлое. Если какая-то деталь выделяется слишком сильно, то в этой сфере вы имеете соответствующую особенность.
Например, большой рот – вы болтливы, огромные уши – вам важно мнение окружающих, крупная голова – вы человек рациональный, цените мысль и дело.
Рога, когти, иглы – вы пытаетесь от чего-то или кого-то защититься, или же в вас накопилось много раздражения и .
Перья – вы склонны к самоукрашению и демонстративному поведению.
Грива, шерсть, подобие прически, косички – говорят о вашей чувственности, желании подчеркнуть свой пол, свою сексуальную роль.
Большие, крупные лапы – вы «крепко стоите на ногах» в жизненном смысле, руководствуетесь делом и уверены в завтрашнем дне.
Если ножки маленькие или их нет , то вы «порхаете по жизни», у вас нет четких планов на будущее.
Крылья, щупальца, длинные пушистые хвосты, роскошная грива – это признаки «самораспространения», у вас много интересов и вы хотите во всем поучаствовать, везде себя показать.
Поднятый «трубой» хвост – вы уверены в себе и своих действиях, хвост опущен, поджат – вы сомневаетесь в своих поступках, чего-то стесняетесь.

Чем больше деталей в вашем рисунке, чем четче и красочнее он прорисован, тем больше в вас энергии, и оптимистичного настроя. Когда же ваше «животное» нарисовано штрихами, как набросок, у него отсутствуют части тела, линии слабые, легкие – это означает, что вы очень устали, потеряли чувство уверенности в себе и хотите самоустраниться от жизненных проблем.

Напишите себе письмо

Если вас беспокоит какая-либо проблема или ситуация, вы не можете найти выход, сформировать свое поведение в ней или отношение к ней, «пишите письма». Для начала приготовьте пять разных листов бумаги: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Конечно, дома под рукой таких листов может не оказаться, поэтому можно воспользоваться соответствующими цветами карандашей или фломастеров, вместо белого – возьмите обычную черную ручку.

На белом листе вы должны описать ситуацию максимально сухо и формально, пусть это будет похоже на сводку происшествий в газете или протокол следователя. Например, «такого-то числа произошло такое-то событие…»

На коричневом смело опишите все свои негативные мысли и эмоции по этому поводу – действуйте так, как будто вы безнадежный пессимист и нытик.

Желтая страница предназначена для положительных – будьте на ней отъявленным оптимистом, напишите все самое радостное и хорошее от ситуации, даже если ваши откровения будут походить на «бред сумасшедшего».

На зеленом листе вы творчески выражаете свою проблему – это может быть стих, эпиграмма или рисунок.

И, наконец, синий лист – здесь вы должны примерить роль мудреца – сделайте четкие и серьезные выводы, постарайтесь дать себе советы и наставления. В итоге на синем листе и будет решение вашей проблемы, а остальные просто помогли вам взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Анализ сновидений

Мир – это работа нашего подсознания, которое, как огромный конвейер, поглощает все наши дневные переживания, впечатления, мысли, перерабатывает их и выдает обратно в ночных картинах. В сюжетах своих снов вы сможете найти ваше истинное отношение к проблеме и открыть пути ее решения, которые уже начало прорабатывать ваше бессознательное. Поэтому попробуйте запомнить или запишите сновидения за последний период вашей жизни (1-2 недели). А теперь поработайте с ними.

Попробуйте проассоциировать какой-либо объект вашего сна: человека, ситуацию, обстановку, место или предмет. Что самое первое приходит вам на ум, когда вы думаете о нем, на что это похоже, с чем это связано в ваших фантазиях или, наоборот, в реальной жизни? Главное – не пытаться следовать логике и не «притягивать за уши» одно к другому. «Плывите» свободно, пусть ваши мысли будут и вовсе абсурдны – самое ценное, что это именно ваши мысли и именно так работало ваше бессознательное, когда маскировало нечто важное под картинкой сна. Такой метод «свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом , очень эффективно вытаскивает на поверхность все необходимое для понимания, что скрывает наш заботливый разум.

Когда снов накопилось достаточное количество (от 5-10 и до бесконечности…), разберите их по частям – как конструктор. Выделите основные, значимые на ваш взгляд или повторяющиеся: ситуации, персонажей, предметы. А теперь внимательно проследите за их судьбой, как они меняются в последующих снах, что с ними происходит.
Если это человек: как он выглядит, как себя ведет, что говорит, что с ним происходит, как вы к нему относитесь?
Если это ситуация или событие , тогда какие эмоции вы испытываете каждый раз, кто еще в ней появляется или уходит, как она заканчивается?
Если это предмет, обстановка или какое-либо место , то в каких событиях он участвует, нет ли рядом с ним постоянно еще кого-нибудь или чего-нибудь, что изменяется со временем?

Повторяемость снов свидетельствует о том, что проблема не выявлена или не решена, что ее корни вам не видны и лежат глубже, чем вы можете увидеть. И в вашу задачу входит распутать это клубок и дойти до истины. Обращайте внимание на людей и – в сновидениях они могут олицетворять аспекты вашей личности, символизировать ваши нереализованные желания, перевоплощаясь в них, вы можете совершать поступки, которые не свойственны вам по жизни.

Например, вы видите, как на вашего брата набрасывается лев – а на самом деле вы просто обиделись на него, и в вас сидит скрытая агрессия. Периодически возвращайтесь к своим снам, перечитывайте их, сравнивайте, смотрите с точки зрения уже новых событий в вашей жизни.

Проверьте уровень самооценки

Ответьте на десять вопросов и узнайте, как вы относитесь к себе. Выберите утверждение, более близкое вам. В скобках указаны баллы, после каждого вопроса выписывайте их, а потом просуммируйте.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто (1),
б) иногда (3).

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии (5),
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора (1).

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда (5),
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств (1),
в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить (3).

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное (3),
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его (4),
в) обидитесь, но не подадите вида (1).

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

6. Вы выбираете в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам (5),
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся (3),
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче (1).

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да (1),
б) нет (5),
в) не знаю (3).

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да (1),
б) нет (5),
в) иногда (3).

9 Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да (5),
б) нет (1),
в) не знаю (3).

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета: красный, желтый и голубой, какой вам ближе всего?
а) голубой (1),
б) желтый (3),
в) красный (5).

Результаты.

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, вы любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». У вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая , вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Как проводить самоанализ.

О том возможен самоанализ или нет вы узнали из статьи "Самоанализ возможен?", теперь попробую вам представить один из вариантов, как его можно проводить. Но не забывайте о всех преимуществах и о всех недостатках и ограничениях самоанализа.

В этом варианте вам предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое вы сможете посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса.

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое.Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность . Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Самоанализ как качество личности – способность развитого разума изучать самого себя, познавать свой внутренний мир, проникать в глубины своей психики, анализировать и оценивать собственные мысли, слова, действия, поступки и переживания.

Однажды одному профессору предложили прочесть лекцию для огромной аудитории - более тысячи человек. Он согласился. Но вместо лекции сразу же задал слушателям вопрос: - Кто я? Смущённые студенты не знали, что ответить. Потихоньку, осмелев, они начали высказывать предположения: «Профессор?.. Человек?.. Мужчина?.. Учёный?» Кто-то особенно наглый даже сказал, что профессор - никто. Но на все предположения профессор лишь молча улыбался и отрицательно качал головой. Когда предположения закончились, студенты спросили у профессора, знает ли он сам ответ. Тот широко улыбнулся и сказал:

— Друзья, как вы все верно заметили, у каждого из нас много ролей: друг, отец, сын, профессор, мужчина - всё это лишь наши роли, но не мы сами. Отметая их одну за другой, может статься, что мы окажемся, как верно кто-то заметил, никем. Но для вас я был как минимум человеком, задавшим вопрос, и человеком, знающим ответ. А это уже само по себе ценно. Не правда ли? Запомните, друзья, чтобы не оказаться пустым местом с множеством ролей, нужно действовать, задавать вопросы и знать ответы. И почаще спрашивайте сами себя «Кто я?» Тогда, даже если на самом деле вы - никто, вас будут слушать тысячи человек, которые этим вопросом пока ещё не задавались.

Молодого Ницше, как-то, удивил вопрос кладбищенского сторожа: «Кто ты, откуда ты, куда ты идёшь?». Этот же вопрос он задал проходившему мимо монаху. Монах спросил: «Послушай, сторож! Сколько тебе платит твой господин? Я буду тебе платить в два раза больше, чтобы ты задавал мне эти вопросы каждый день!» Задайте себе этот действительно глубокий личностный вопрос: «Кто я? Откуда я? Куда я иду? Зачем мне туда?»

Самоанализ – искреннее мнение, как я провел время своей активности. Самоанализ – идентификация самого себя, диагностика своих проявленных и не проявленных качеств личности. Как для влюблённых вечер – самое любимое время суток, так для самоанализа вечер – время подвести итоги за день. Ещё Пифагор учил: «Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день».

Честный самоанализ стремится к объективности, иначе изучение самого себя выльется либо в самоедство, самобичевание и самокопание, либо в самообожание и самовосхваление. Словом, самоанализ незаметно превратится в самообман, в хорошо отработанный механизм самооправдания или наоборот самоистязания. Кейко Фури в «Ловушке» пишет: «По сути, главная его проблема заключалась в излишне глубоком самоанализе и в мазохистском наслаждении болью. Он никогда не уходил от страданий, наоборот, словно искал их и стремился исчерпать до дна. Запустить этот механизм могло все что угодно: и сущая мелочь, и что-нибудь серьезное. Иногда и повода не нужно было, хватало одного желание помучиться».

Самоанализ не имеет ничего общего с вредным самокопанием. О вреде самокопания пишет в «Кристине» Стивен Кинг: «Я думаю, у каждого или у каждой есть что-то вроде навозной лопаты, которой в моменты стрессов и неприятностей вы начинаете копаться в себе, в своих мыслях и чувствах. Избавьтесь от нее. Сожгите ее. Иначе вырытая вами яма достигнет глубин подсознания, и тогда по ночам из нее будут выходить мертвецы».

Словом, истинный самоанализ – это целая духовная наука самоосознания, скрупулезное исследование, предполагающее прямоту, искренность и честность при взгляде на свой микрокосмос. Объективно проанализировав себя, становишься снисходительным, сострадательным и великодушным к другим. Труднее всего на свете сказать другим, кто Я такой. Ещё Конфуций говорил: «Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других».

Робин Шарма пишет: «Ты должен найти время разобраться в себе, то есть понять свои механизмы сопротивления и анализировать себя, особенно когда на поверхность всплывают страхи или разочарования, вместо того чтобы тратить это время на других и избегать ответственности».

Самоанализ – процесс, в ходе которого человек осознаёт, как себя вылечить. Не всегда есть врач, который со стороны скажет: — Да Вы, батенька, больны гордыней и эгоизмом. У вас закупорен разум, вы никого не хотите слушать и слышать. Живёте на багаже прошлых знаний. Поэтому не развиваетесь, личностно не растёте. Словом, деградируете помаленьку.

Человек сам должен себе сказать: — Да, я погряз в эгоизме и гордыне. Ничего себе, сколько у меня отрицательных качеств личности! Я других осуждаю, а сам ещё то чмо, весь из отклонений, чрезмерностей и излишеств. Я не могу управлять своими чувствами. Тело имеет надо мною власть. Нужно сделать так, чтобы чувствами и похотливым умом управлял трезвый разум.

Словом, самоанализ помогает не искать кого-то на стороне для диагностики внутреннего состояния человека, а сам, добровольно предлагает свои услуги. Психолог Олег Торсунов пишет: «Для того что бы разум укреплялся, человек должен заниматься самоанализом, он должен искать свои недостатки, он должен анализировать самого себя и преодолевать свои недостатки. Он должен постоянно размышлять об Абсолютной Истине, в чём заключается истина, ложь, в чём заключается, высшая цель в жизни, в чём заключается правильная жизнь. Он должен учиться этично относиться к этому миру, к окружающим людям, должен выполнять правильно свои обязанности».

Самоанализ – это ответ на вопрос: — Какова цель моих действий, для чего я всё это делаю? Когда человек отвечает на вопрос: — Для чего? он понимает, как это делать и зачем.

Самоанализ необходим человеку не для того, чтобы менять других, а для того, чтобы изменяться самому к лучшему. Другие имеют право оставаться другими и не должны прогибаться под ваш изменчивый мир. В фильме «Секрет» высказано такое суждение: «Если вы осознаете, какой вы обладаете способностью прекрасно себя чувствовать, то никогда не будете стремиться переделать других, чтобы они были такими, как вам хочется. Вы станете свободны от этой гнетущей необходимости переделать мир под себя, подгонять супруга или ребенка под свои представления. Свой мир создаете вы сами. Измениться вы можете только сами. Никто это не сделает за вас. Только вы. Все зависит только от вас».

Петр Ковалев 2015 год