Ролевики толкиенисты и их образы

Косплей - это слово произошло от англ. costume play - "костюмированная игра" или повторение действий совершённых, на экране. Слово американское но сама субкультуракосплей возникла в Японии совсем недавно. Японские фанаты аниме и манги так нравилась смотреть за своими любимыми героями из манги, аниме и видео игр, что они стали подражать им. То есть участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, прическу, даже говорят в таком же тоне и употребляют в речи те же слова что и их герой. Потом собираются вместе фотографируются и играют в ролевую игру. Костюмы представители этой субкультуры либо делают самостоятельно или заказывают в ателье. Также в Японии продаются уже готовые костюмы и аксессуары для популярных персонажей.

Всё началось с аниме то есть с – японской анимации,захватившей популярность очень разнообразной аудитории в семидесятые-восьмидесятые годы. В этой России распространение аниме началось в начале 90-х годов и продолжается до сих пор. Люди которые увлекающиеся аниме, могут незаметно для себя так сильно идентифицировать себя с этой со своими любимыми героями, что со временем их увлечение аниме перерастёт в косплей. Как это случилось в Японии. А пока в России косплей не так сильно развит как ролевые игрыно всё равно люди, увлекающиеся аниме объединяются вместе и сморят часами сотни серий своих любимых нарисованных мультиков. Этосубкультуравыделяется тем что она одна из самых миролюбивых, разнообразных и разновозрастных.

Язык аниме-субкультуры почти полностью заимствован из японского языка. Классическим возгласом в аниме-субкультуре является «Ня», которое имитирует в японском языке кошачье мяуканье. В зависимости от контекста ня может быть возгласом приветствия, удовольствия, восхищения, сожаления, грусти и так далее. Общее японское увлечение кошачьим образом породило и другую традицию аниме-субкультуры: многие девушки-анимешницы носят неко-ушки, т.е. забавные пушистые наушники, по форме напоминающие кошачьи уши. В общем облик косплейщика должен быть таким же как и у персонажа которому он подражает. Иногда представителя субкультуры косплей можно узнать по значку, брелку или одной пряди волос выкрашенной в необычный цвет. В последнии несколько лет стало проводится много фестивалей посещённых это субкультуре и они собирают по нескольких тысяч поклонников, копейщиков которые полностью перевоплощаются в любимых героев даже ка представлено на фотографии справа.

В наше время наблюдается всплеск интереса к аниме и к коспею. В связи с этим можно предположить что, эта субкультураещё не приняла приняла свои окончательные формы и сейчас только продолжает развиваться совершенствоваться. Этосубкультурапродолжает с каждым днём завоёвывать всё новых и новых поклонников в среде молодых людей а также и привлекает внимание не только школьников но и студентов а также и взрослых людей.

Толкиенисты

«Поймали орки толпу пленных и говорят: - Сейчас вы рассказывайте, кто откуда и как зовут, а мы пока решим, кого съесть первым. Пленные отвечают: - Я Леголас, эльф из Зеленолесья. - Я Гимли, гном из Одинокой горы. - А я Иван Трофимыч, здешний лесник. И я с вами не играю!» Народное творчество

Толкиенисты (или толкинисты – в зависимости от манеры написания фамилии) это те люди, которые увлекаются и изучают работы Дж.Р. Р.Толкиена. К аналогичным терминам относятся толкиенофилы, толкиениты и другие определения, указывающие на отношение людей к работам данного автора.

Детская книжка Толкиена «Хоббит», напечатанная в 1937 году получила немалый успех, однако «Властелин колец», вышедший в свет в 1954-55 годах создал просто культурный феномен. Кроме того, эти книги вышли в жанре, который до того просто не существовал. Среди известных фанфиков (то бишь литературных произведений, написанных теми, кому близка тема автора и которые стараются ее раскрыть дальше) – «Мидгард» Дэнниса Л. МакКайранна и «Шаннара» Тэрри Брукса.

Невзирая на то, что активные фанаты-энтузиасты Толкиена появились уже в пятидесятых годах, сразу после выхода книги, настоящие организованные группы толкиенистов возникли в начале шестидесятых годов, вдохновленные вторым изданием книги. Невзирая на то, что по всему миру существует множество обществ поклонников Толкиена, очень редко кто из них имеет отношения с таким органом, как Tolkien Estate, в состав которого входят сын писателя, его жена и его племянник.

Первая организованная группа толкиенистов называлась «Братство кольца» и была основана Тэдом Джонсоном в 1960 году в Питтконе, США. В 1965 году впервые состоялась встреча американского общества толкиенистов в лагере Колумбийского университета, основателем его стал Ричард Плотц. Через два года в обществе насчитывалось уже тысячу членов, которые разбивались на более мелкие группки, которые даже совместными усилиями издавали альманах, посвященный работам Толкиена. В 1969 году состоялась первая конференция толкинистов, которая представляло собой, по большей части, научное явление.

Проявления деятельности толкиенистов очень разнообразны. Это могут быть научные исследования, посвященные доказательству реальности событий, описанных во «Властелине колец», «Сильмариллионе» и других произведениях автора, языкам персонажей, описанных в этих литературных произведениях и другим темам. Интересно, что даже, невзирая на то, что автор уже упокоился с миром, его поклонники продолжают изыскивать в книгах все новые и новые свидетельства существования описанных им миров. Ученые узких специальностей могут называться оркистами, эльфистами и другими подобными терминами.

Другое ответвление толкиенизма – ролевые игры. Суть такого времяпрепровождении заключается в реконструкции картин описанного в книгах времени, включая одежду, оружие и, конечно же, персонажей: эльфов, орков, гномов, хоббитов, людей и так далее. Происходят такие действа обычно на лоне природы, причем в каждом городе есть особые места сборов, куда могут проездом заехать жители других мест и при желании поучаствовать. Между прочим, ролевые игры присущи не только направлению толкиенистов, их часто используют на психологических тренингах.

Третья ветвь активности толкиенистов – это литературное творчество. Подобное явление присуще, в принципе, всем фанатам, но ввиду возраста этого движения некоторые произведения стали уже классикой жанра. Кроме того, сын писателя периодически реконструирует его романы, так что даже в 2007 году посмертно вышла одна из его книг.

Нетрудно предположить, что музыкальные и другие предпочтения толкиенистов будут напрямую зависеть от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психоделические мотивы. Толкиенисты в большинстве своем не употребляют наркотики, хотя могут обладать вредными привычками. Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Создатель первых книг в жанре эпического «высокого» фэнтези, рассказал населению планеты о фантастических мирах настолько ярких и достоверно детализированных, что многие не просто захотели стать их частью хотя бы в постановочных играх и собственных мечтах, но приняли факт существования альтернативной реальности. Толкиенисты - это люди, в разной степени увлеченные творчеством талантливого писателя и самовыражающиеся с его помощью.

Создатель миров, породивших субкультуру

Джон Рональд Руэл Толкиен - британский писатель и поэт, профессор, преподававший в колледжах Оксфордского университета, лингвист и филолог, прославившийся благодаря своим основным литературным произведениям: «Хоббит или Туда и обратно», «Властелин колец», «Сильмариллион».

Родившийся в январе 92 года XIX века в английской колонии, Джон Толкин с детства копил впечатления, отразившиеся потом в его произведениях. Например, образы устрашающих ядовитых пауков часто связывают с пережитым им еще в раннем детстве укусом тарантула.

Как Д. Р. Толкиен завладел умами миллионов

Истинную знаменитость и многочисленных фанатов принесло автору произведение «Властелин колец». Книгу благосклонно приняли критики, но культ Толкина начался после выхода ее «пиратского» стотысячного тиража 1965 года в Соединенных Штатах. Был удачно выбран формат, доступный для подростков благодаря низкой цене. Несмотря на попытки автора пресечь распространение незаконного издания, книга все же вышла, и уже спустя несколько месяцев официальный миллионный тираж буквально разлетелся с прилавков книжных магазинов.

Настроения 60-х способствовали закреплению идей Толкиена в умах молодежи. Культура хиппи, провозглашавшая главными ценностями мир, любовь и свободу легко приняла автора как единомышленника, увидев в его книгах параллели с реальным противостоянием общества государственному устройству (хотя сам писатель об этом никогда не заявлял).

В СССР увлечение Толкиеном можно исчислять от первого издания книги «Хоббит» на русском языке, выпущенном в 1976 году, и эпопеи «Властелина колец» в 1982 году. Ленинград уже в 1983 году стал пристанищем первых советских толкиенистов. Это движение начало заметно набирать обороты в перестроечные годы и превратилось в настоящий бум в 90-х годах прошлого столетия, когда ослабление цензуры принесло повальное увлечение западной культурой и жанром фэнтези.

Следующая волна толкиенизма захватила россиян в начале XXI века, когда выход на экраны фильмов режиссера Питера Джексона вновь привлек внимание к произведениям талантливого писателя, и на сей раз с новой силой и масштабом.

Фэндом, как общественное явление

Фэндом, или фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов»), —субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес.

Википедия.

Упомянутый термин сформировался изначально в англоязычной культуре. Первично связывался с объединением людей, увлеченных научной фантастикой. Со временем границы понятия перестали быть столь четкими.

Первыми тематическими субкультурами человечество обязано фантастическим произведениям 80-90-х годов предыдущего столетия. Самые знаменитые и яркие сообщества фанатов даже имеют собственные названия. В настоящее время наибольшую численность приверженцев имеют фандомы по произведениям Толкиена (его представители - это толкиенисты), Джоан Роулинг (поттероманы, они же поттериане), Стивена Кинга (популярны миры «Хроник Нарнии», «Звездных войн», «Доктора Кто» (хувианы)), «Шерлока» (шерлокоманы), вселенной Marvel, телесериала «Сверхъестественное» (суперамипришибленные) и многие другие.

Не всех поклонников определенного произведения можно отнести к представителям фэндома. Основным отличием представителей субкультуры является взаимодействие с другими фанатами. В мире современных технологий оно все чаще происходит посредством Интернета, однако классические варианты и сейчас имеют место. Это клубы, фэнзины (непрофессиональные периодические издания) и, конечно, конвенты (регулярные съезды различного уровня и масштаба - от региональных до международных).

«Ролевики» и «толкиенисты» - просьба не путать понятия!

Все толкиенисты относятся к ролевикам, но ролевики не обязательно являются толкиенистами.

Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Википедия.

Таким образом, ролевиками можно считать представителей субкультуры, принимающих участие в разнообразных ролевых играх. Ведущее место среди них занимают игры живого действия, где практическая деятельность имеет большее значение для воплощения выбранной роли, чем слова.

Поклонники игр, воссоздающих мир Джона Толкиена и его персонажей, - лишь часть многочисленных представителей различных тематических течений ролевиков.

Помимо обозначения толкиенистов как участников игр-инсценировок, данный термин употребляют в отношении исследователей и переводчиков произведений Толкиена. В таком случае создание слова «толкиенисты» - это аналогия с образованием другого схожего существительного - «пушкинисты».

Самоидентификация и «мифологическое мышление»

Воссоздавая события, описанные Профессором (как часто называют поклонники Джона Толкиена), фанаты выбирают наиболее импонирующего им существующего персонажа или придумывают собственного, руководствуясь законами выдуманного мира. Следуя правилам словообразования мифических языков, может быть придумано и новое имя.

Как и представители других тематических молодежных субкультур, толкиенисты выражают через роли свое альтер эго. Выбранные для воплощения персонажи воссоздаются и поведением, и внешним обликом. Могут встретиться переодетые детально, очень качественно и реалистично загримированные толкиенисты. Фото не всегда способно передать уровень погружения их в альтернативную личность.

Всенародная перепись населения РФ в 2002 году выявила самые неожиданные нации среди граждан страны - на российской земле есть место и эльфам, и гномам, и хоббитам. Наибольшим количеством «этнических эльфов» отличился город Пермь.

Многие приверженцы толкиенизма уверены, что мир писателя не был им придуман, а существовал когда-то реально, некоторые даже считают свою человеческую личность лишь второстепенным воплощением. Однако в большинстве случаев размышления о реальности миров не лишают толкиенистов верного осознания того, кто они на самом деле. Такое явление называют «мифологическим мышлением».

Игры, в которые играют взрослые

Наиболее активно и ярко проявляют себя толкиенисты во время живого коллективного действия - конвентов, игр, выездов - «полевок».

Первый всесоюзный сбор по мотивам произведения «Властелин колец» случился летом 1990 года под Красноярском.

В 90-х годах большой популярностью пользовались «ХИшки» - проводимые раз в год «Хоббитские игрища». Сейчас наиболее известными и посещаемыми являются следующие толкиенистские конвенты:

  • «Зилаткон», организуемый в ноябре в столице Татарстана;
  • «СибКон» - февральский сбор, проводящийся на территории Томска или Новосибирска (имеет четвертьвековую историю);
  • питерский «БлинКом» - в декабре;
  • мартовский московский «КомКон».

Это далеко не полный список. Количество игр регионального масштаба ежегодно доходит примерно до десяти.

Обычно осуществляется выезд на природу, в лес. Группа собирается многочисленная и колоритная - участники перевоплощаются и снаряжаются подобающим оружием, присутствуют разнообразные бытовые атрибуты. Обычные компоненты игр, которые проводят толкиенисты, - это бои, экономические отношения, быт, магия. Продолжительность может быть различной - от нескольких часов до нескольких дней.

Внутри сообществ не редки случаи возникновения и развития романтических отношений. В отличие от реалий Толкиена, где подобные связи между представителями разных народов осуждались, фанаты смотрят на этот вопрос без предубеждений. Союз гнома с эльфом никого не удивляет.

Толкиеноведение - неотъемлемая часть субкультуры

Толкиенисты преимущественно не только воплощают в жизнь мифические образы, но и занимаются подробным исследованием представленных в литературных произведениях Джона Р. Р. Толкиена миров и их народов.

Изучаются и развиваются орков, гномов, людей, энтов, древний, всеобщий. Каждый из них имеет свое название - Синдарини и Квенья, Кхуздул, Адунаик и т. д.

Многие переводят работы писателя на языки, издание на которых не осуществлялось ранее. Например, Tolkien Texts Translation - русскоязычное литературное сообщество, осуществляющее перевод неизданных официально произведений.

Литературный любительский спин-офф

Часто толкинисты сами становятся фикрайтерами - авторами литературных произведений, основанных на идеях и творчестве любимого писателя, создавая так называемые фанфики.

Фанфик —жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе —манги), а также компьютерных игр и т. д.

Википедия.

Обычно такая деятельность не имеет коммерческих целей, хотя некоторые произведения оказываются настолько хороши, что привлекают внимание профессиональных издателей, принося успех, славу и доход своим авторам.

Творчество может быть направлено на развитие идей Дж. Р. Р. Толкиена, являться шутливой пародией или открывать иной, даже противоположный взгляд на его мир.

Так как эти сочинения в различной степени соответствуют канону оригинальных произведений, то все фанфики относятся к апокрифами.

Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Википедия.

Народные сказания мифических народов

Каждая субкультура имеет свой фольклор - песни и сказания, фанфики, передаваемые устно, поговорки, анекдоты, шутки. Также присутствуют произведения изобразительного искусства, прикладного творчества. У движения толкиенистов есть даже собственные молитвы.

Российские поклонники миров Толкиена обладают богатой коллекцией, которая постоянно пополняется.

Ролевики. Ролевые игры - заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный - и поверить в него.

Ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Субкультура толкиенисты

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов - Профессор) - автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» - сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных - очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков - Зиланткон (от татарского Зилант - мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч - деревянный или текстолитовый - не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском -- то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».