Роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности. Понятия «человек» и «личность

«Биология Расы» - Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас? Леса умеренного климата. Учебный проект по биологии Участники проекта: учащиеся 11 класса. Руководитель: учитель биологии Ерокина Е.Н. Влияние факторов на формирование морфологических признаков. Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»?

«Развитие человека биология» - Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. Питекантропы пользовались огнем и жили первобытным стадом. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было. Питекантроп. Древнейшим людям был свойствен каннибализм. Пища кроманьонца была более приближенной к пище современного человека.

«Развитие человека» - Началось развитие культуры и общения. Современные люди. Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Древнейшие люди. Речь. Началось строительство крупных промышленных предприятий; учебных учреждений. Представителем первой стадии превращения обезьяны в человека. Гипотеза. Представителем второй стадии являются неандерталец.

«Эволюция человека биология» - Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи? г) Сравните орудия труда антропоидов и гоминид. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза? д) Сравните человекообразную обезьяну, австралопитека и древнейшего человека. Стадии эволюции человека».

«Положение человека в животном мире» - Эволюционные теории происхождения человека. Положение человека в системе животных. Дарвин Чарльз Роберт. Аристотель. Ламарк Жан Батист. Признаки предков, характерные для зародыша человека. Ограничение плодовитости. Теории панспермии. Определение признаков человека. Систематическое положение человека в органическом мире.

«Человек и эволюция» - Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк, Э.Ж.Сент-Илер. Гориллы. Гипотеза «Водяной обезьяны». Полуобезьяны Плиопитеки Гиббоны. М.В.Ломоносов, А.Каверзнев, К.Рулье. Николай Тульп – 16 век. Пятипалая конечность с подвижными пальцами. Анаксимандр из Милета (610-547г.г. до н.э.) Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Рамапитек. Ч.Дарвин – 1871год – «Происхождение человека».

Всего в теме 19 презентаций

9.Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

“Индивидные свойства” – термин Ананьева. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности и оказывают влияние на становление личности. Индивидные свойства развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.

Схема индивидных свойств человека, по Ананьеву

Индивид – то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность – то, чем он отличается.

"Индивидом рождаются, а личностью становятся" (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды – наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").

Потребности – если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) – они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол – предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

10. Человек как индивид в системе биогенеза. Темперамент как индивидная характеристика

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в ис­следовании развития человека:

На уровне индивида: био­генез - эволюционное, природное развитие;

На уровне личности: социогенез - развитие как социального существа;

Точки зрения на роль биологических закономерностей в истории человечества

1) естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей си­лой эволюции. - по существу, социал-дарвинизм, «биологизаторство».

2) влияние биологической эволюции с началом развития челове­ческого общества практически исчезло. Такого рода крайняя позиция логически долж­на привести к отрицанию законов развития природы в естественно-историческом процессе человечества. - обратная т.з., «социологизаторство».

3) историко-эволюционный деятельностный подход к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биоло­гического и социального в развитии личности. В со­ответствии с этим подходом социально-исторический образ жизни приводит к преобразованию закономерностей биологи­ческой эволюции человеческого вида и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функ­циональные органы»

ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

К свойствам темперамента относятся:

1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

2) степень устойчивости чувств;

3) степень волевого усилия.

Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве.

Выделяются три сферы проявления темперамента : активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.

Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:

1) сохраняются четыре гиппократовых типа;

2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;

3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.

Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно "энергоемкие" характеристики психики.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.

Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:

1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;

2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и пр.);

3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:

1) с условиями воспитания;

2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;

3) с особенностями питания;

4) с гигиеническими и общими условиями жизни.

11. Человек как личность в системе социогенеза. Социально-исторический образ жизни.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

На уровне индивида: биогенез - эволюционное, природное развитие человек;

На уровне личности: социогенез - развитие человека как социального существа;

На уровне индивидуальности: персоногенез - уникальность жизненного пути.

Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем («личность» в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих и исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку.

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни". Категория "социально-исторический образ жизни", как и связанные с этой категорией представления о "социальной ситуации развития", во-первых, дает возможность снять оппозицию "личность-общество" и рассмотреть закономерности развития личности в социогенезе; во-вторых, провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат – координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

1. "Социально-исторический образ жизни" выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.

2. Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора, объективно заданное появившемуся на свет в том или ином обществе индивиду. Именно в этом смысле уже при появлении индивида в мире человека он становится членом общества, членом конкретной социальной группы в данном обществе, в котором ему "заданы" и принадлежность к данной группе, и экономические условия.

Все эти социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.

В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления. В основе надсознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А. Н. Леонтьев), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций социальных норм и т. п.

Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как "исторических стилей", к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры.

12. Социализация индивида. Теории социализации: интериоризация социальных форм поведения

На формирование личности значительное влияние оказывают био- и психогенные свойства, а также факторы социальной среды. Доминирующее воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Они обретаются индивидом в процессе социализации.

С термином «социализация» тесно связаны такие понятия, как формирование, развитие, воспитание личности.

Социализация – это путь усвоения человеком культуры. В процессе социализации индивид обретает собственное «Я». Он становится личностью, связанной системой оценок, убеждений, привычек и поведения.

Социализация – это процесс, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжается всю жизнь, охватывает все сферы деятельности человека. В.Ж. Келле отмечает, что становление личности включает в себя три взаимосвязанных составляющих:

1) самой общей и исходной является социализация, т. е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т. д., что делает индивида способным жить в данном обществе, быть его членом;

2) затем происходит индивидуализация человека, т. е. выработка качеств, отличающих данную индивидуальность от других, причем степень индивидуализации может быть весьма различной, что во многом зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или дает свободу развитию индивидуальности;

3) синтезирующей составляющей всего процесса является персонализация, т. е. становление личности.

В процессе социализации происходят социальная адаптация (процесс приспособления к определенным социально-экономическим условиям), интернализация (усвоение) индивидом норм и ценностей, принятых в его группе.

Интериоризация (франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Интериоризация любого навыка происходит в три этапа. Вначале действие происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, на втором этапе – рядом со взрослым, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь их усваивать. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, тогда как социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией.

В отечественных исследованиях выделяются следующие стадии социализации: дотрудовая стадия, трудовая стадия и послетрудовая стадия.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не остаются неизменными. Ресоциализация означает овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации.

Социальные институты и люди, индивидуально и группами, если они способствуют социализации, называютсяагентами (проводниками) социализации.

На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы агентов: институты и группы, способствующие первоначальному развитию природных и социальных свойств (семья, ровесники), институты образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательней деятельности.

Таким образом, социализация – это процесс вхождения индивида в общественную жизнь, который играет важную роль как в жизни личности, так и общества. Она обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. В какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления и протекающие процессы. Особое значение для социализации индивида, обогащения его духовного мира имеет свободное время, которое, по замечанию К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент, таким образом, является определяющим в социализации индивида.

Общее представление об индивиде и индивидных свойствах человека. Место индивидных свойств в регуляции поведения личности. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания, современное состояние проблемы. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

В отечественной психологии необходимость разграничения понятий «индивид» и «личность» признается во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители ни придерживались. Без разделения этих понятий невозможно подойти к системной детерминации развития личности в обществе.

Индивид - это: 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития;

2) Человек как отдельный представитель человеческого рода, как социальное существо, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появление человеческого индивида опосредовано его эволюцией. Начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности - процесс социализации. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, личностью становятся.

Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические.

Классы индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках.

Индивидные свойства - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. На ранних этапах онтогенеза они не предопределяют развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности. Только включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, другим людям, самому себе, они влияют на становление личности. Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.

А.Г. Асмолов выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения личности:

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;

Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

Превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;

Использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.

Схема индивидных свойств Б.Г. Ананьева наглядно показывает, какие классы и подклассы этих свойств могут выступить в качестве критериев классификации типологий человека. Примерами таких типологий в истории психологии и современной психологии являются типологии темперамента.

Первой типологией темперамента была типология Гиппократа и Галена. Ими было выделено 9 типов темперамента, четыре из них хорошо известны в наше время - это холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На рубеже 20 века начали формироваться концепции темперамента, прослеживающие связь между его свойствами и типами телосложения (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888 - 1964), выделив 4, но описав подробно 3 конституционных типа телосложения, утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболевания.

Астенический тип конституции или лептосомный (от греч. «лептос» - тонкий, нежный, слабый) характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному (шизотимическому) темпераменту. Шизотимики погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции, плохо приспосабливаются к окружающим.

Пикнический тип телосложения (от греч. «пикнос» - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир, активны, однако для них характерны перепады настроения от веселого до печального.

Атлетический тип конституции (от греч. «атлетос» - борец) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует иксотимическому (от греч. «иксос» - тягучий), эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, внешне они спокойны, но временами у них возникают неадекватные вспышки гнева и ярости, отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны, плохо приспосабливаются к перемене обстановки.

Американский исследователь Уильям Шелдон (1899 - 1961) также предпринял попытку вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Он оценивал темперамент по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно У. Шелдону, эктоморфы , т.е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани, характеризуются церебротоническим темпераментом , а именно: сдержанностью, внешним спокойствием, тягой к эстетическим наслаждениям, холодностью в общении с людьми. Эндоморфы , т.е. люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются висцеротоническим темпераментом. Они общительны, эмоционально ровны, жизнерадостны, приветливы. Мезоморфам, т.е. лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями свойственен соматотонический темперамент . Они энергичны, решительны, склонны к риску, к агрессивным действиям.

Конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона подвергнуты критике, однако продолжают оказывать влияние на психологию дифференциальных различий .

Обратимся еще раз к классификации индивидных свойств Б.Г. Ананьева и кратко рассмотрим их первый класс - возрастно-половые свойства. Б.Г. Ананьев обращает внимание на связь половых различий с законно-мерностями возрастной изменчивости, выделяя единый блок возрастно-половых свойств. Многие очень важные проявления половой диф-ференциации не только в детском, подростковом возрасте, но и в период зрелости сводятся к возрастным различиям. Хорошо известны факты более быстрых темпов в созревании организма и некоторых психических функций у девочек по сравнению с мальчиками. Недоучет этого фактора в системе обучения в школе приводит к искусственному притормаживанию развития каких-то сторон умственной деятельности у девочек.

Половые различия являются природными и проявляются в разноуровневых характеристиках индивида - от общесоматических до мотивационных. Имеются данные о том, что у женщин выше частота сердечного ритма. В стрессовой ситуации для женщин характерно сокращение разрыва между систологическим и диастологическим давлениями. У мужчин наблюдается противоположная тенденция. У мужчин выше скорость словесно-ассоциативной реакции, чем у женщин, однако женщины превосходят мужчин в вербальных функциях. В области мотивации также отмечаются половые различия. Так, в эксперименте на уровень притязаний более высокие результаты обычно демонстрируют мужчины, у них выше мотив достижения успеха. Однако в эмпирических данных по поводу половых различий много противоречий, однозначное теоретическое истолкование этого материала остается нерешенной задачей. Изучение гендерных ролей - набора ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин - свидетельствует в пользу того, что они формируются культурой.

Половой деморфизм - разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида - имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Представление об эволюционном смысле полового деморфизма может «пролить свет» на некоторые проблемы психологии половых различий. В контексте синтетической теории эволюции И.И. Шмальгаузена разрабатываются представления о том, что в любой эволюционирующей системе существуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативная система обеспечивает изменчивость системы в её взаимоотношения со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более подвержена разрушению. Консервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она более устойчива и лучше приспособлена к решению половых задач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость генетического ядра популяции. Мужские особи, являясь оперативной подсистемой, воплощают тенденцию к изменению, именно на них опробируются разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора сначала мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в генетическую память вида.

Индивид рождается с определённым хромосомным полом: XX-хромосома - женский пол, XY-хромосома - мужской пол. Однако данное различие не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли - набора предписаний и ожиданий, которые предъявляют индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов женственности и мужественности, а также от отношения самой личности к своим индивидным свойствам. В свою очередь то, какой личностный смысл приобретут половые особенности и социальные стереотипы, во многом определяют формирование психологического пола и половой идентичности - осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Процесс формирования психологического пола, его механизмы удаётся увидеть на материале клинических случаев, в частности, транссексуализма. Транссексуализм - это нарушение половой самоидентификации личности, которое проявляется в стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности: Хрестоматия // Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. - Т.2. - С. 31; 85-94.

2. Асмолов А.Г. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности / Психология личности: Учеб. // А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 193-205; С. 214-234; С. 245-256.

1.Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе.

Представления о преобразованной форме действия биологических закономерностей в условиях соц. образа жизни

2.Что представляют собой индивидные св-ва человека?

3.Вопрос о месте индивидных св-в человека в организации личности и ее развитии

Роль биол. закономерностей в истории человечества? (Алексеев):

1.ЕО – основная движущая сила эволюции

2.С началом развития человеческого об-ва исчезло любое влияние эволюции

3*. Северцов: преобразование закономерностей биологической эволюции. Быстрая эволюция социального образа жизни ведет к тому, что в своем развитии индивидные св-ва человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (Леонтьев), обладающих неограниченной возможностью адаптации к изменяющемуся миру.

Историко-эволюционный деятельностный подход: преобр.закономерностей биологической эволюции и выработка культурных средств, с помощью кот. человек в опред. пределах начинает подчинять себе «функциональные органы»

Гипотеза «рассеивающего отбора». Алексеев. Отбор не стабилизирует изменчивость вида в целом, а закрепляет каждую отдельную вариацию, потому что почти всегда для нее будет найдено местов разнообразной, вечно меняющейся природной среде.

Индивидуальные различия как неповторимые, уникальные, самобытные черты единичного человека (конституциональная, дифференцальная, характерология, гуманистическая, персонология, психоанализ)

Направления исследования псих. личности: феноменографический и историко-эволюционный.



Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б. Г. Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1.Эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Так, например, как отмечает Мерлин, темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека. Если это не учитывать, то в итоге создаются типологии личности на основе индивидных свойств (Кречмер, Шелдон, Айзенк и т.д.) + могут возникнуть иллюзорные надежды, что можно управлять поведением личности с помощью воздействий биологического характера. Нужно изчать индивидные свойства не сами по себе, ибо они так безличны, а исследовать их преобразования, претерпевание ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

3.Индивидные свойства (тип НС, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения (помешает или нет челу быть оратором дефект речи зависит от его отношения к этому).

3.Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Вследствие этого перехода у чела возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своими собственными телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности. Напр., образ собственной болезни возникает при общении с врачом. Своими индивидными свойствами можно научиться управлять (напр., БОС), но в реальных жизненных ситуациях многие из них выступают как автономно регулирующиеся системы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.