Рисунки к 100 летию революции 1917 года

Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .

2017-й - год 100-летия русской революции, и многие музеи, галереи и прочие арт- и не только институции как страны - виновницы «торжества», так и зарубежные - подготовили обширные программы в память о «десяти днях, которые потрясли мир». Сегодня «Артгид» расскажет о заслуживающих внимания отечественных проектах, приуроченных к этой дате. А в следующей публикации будут представлены зарубежные выставки, посвященные революции 1917 года.

Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца. 1917–1918. Бумага, акварель

2017 год щедр на круглые юбилеи. Полтысячелетия прошло с тех пор, как Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, 300 лет назад вышел в свет литературно-педагогический шедевр «Юности честное зерцало», по два века отмечает целая компания выдающихся деятелей культуры и искусства во главе с Айвазовским.

Русской революции всего 100, но за этот век страна пережила столько трагедий и метаморфоз, что сегодня фрустрированные граждане не уверены уже ни в чем.

Отмечали революционные годовщины по-разному. Эйфорические праздники первых лет, оформленные пионерами и амазонками авангарда, сменились фирменными сталинскими смотрами, парадами Великой Отечественной, мирными оттепельными шествиями. Времена «развитого социализма» выработали свой ритуал. «Красный день календаря», выходной, даже два, утром парад — оцепеневший маршал, стоя в парадном ЗИЛе, объезжает войска, шеренги орут: «Здрав-жел-тов-маш-сов-юз — ура-а-а-а!», — барабаны гремят, музыка играет, брусчатка Красной площади дрожит от тяжелой военной техники. Потом демонстрация — шарики, знамена, «уйди-уйди». Вечером иллюминация.

СССР закончился, и вектор сменился — Великая октябрьская социалистическая революция обернулась кровавым Октябрьским переворотом. Один день отдыха отняли, потом передвинули и переименовали сам праздник. И никаких в этот день парадов, только согласие и примирение. Сбили настройку, но иллюминация осталась, а главное, все наконец официально согласились, что есть у революции (или переворота) безусловное достижение — русский авангард, великое искусство — «великая утопия», так необыкновенно совпавшая с энтузиазмом построения нового общества.

Последнее время иллюминация у нас круглый год, авангард превратился в бренд, который пришелся везде — от рекламы до церемонии открытия Олимпийских игр, но что делать с революцией опять непонятно. «Стать выше борьбы сторон» получается не у всех. Правда, шумит вовсю выставочная оттепельная капель, любимый столичный музей совсем скоро расскажет, как, «несмотря на все противоречия периода холодной войны, художников объединяли общие ценности и задачи их искусства», а программа, которую в конце января утвердил Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России, открывается выставкой «Державная заступница России. К 100-летию отречения от престола императора Николая II и обретения в Коломенском иконы Богоматерь державная».

Опытному посетителю выставок современного искусства очевидно, насколько бессмысленно сегодня разделение экспозиций на художественные и нехудожественные. Архивные листки, старые фотографии, неожиданные артефакты при правильном ракурсе не хуже живописных шедевров передают дух времени. Попробуем пробудить своего внутреннего концептуалиста и начнем, благословясь.

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Большая международная выставка, подготовленная Государственной Третьяковской галереей, осторожна в оценках. Вспоминаем все и всех — и февраль, и октябрь, и борьбу художественных течений, и напряженные дискуссии, и мифотворцев, и утопистов-беспредметников, и конструкторов новой жизни. Копаемся в чувствах творцов. Революционное время переживают фигуративисты, среди которых — Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, и беспредметники — от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Любови Поповой, Ивана Клюна и Александра Родченко. Фотографии и кинохроника отрезвят особенно восторженных зрителей свидетельствами реальной жизни того сурового времени. Своей живописью и скульптурой для выставки поделились Центр Помпиду, галерея Тейт, Музей Стеделейк, Музей Людвига, музеи Испании, Греции и Израиля, Государственный Русский музей и множество провинциальных музеев России.

Вера Мухина. Ветер. 1927. Бронза. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Своим названием выставка обязана «Ветру» Веры Мухиной — женской фигуре, отчаянно сопротивляющейся стихии. Мухина считала ее одной из главных своих пластических удач — героиня отворачивается, защищается, но выдерживает натиск и не сгибается. Прозрачная метафора, очень близкая сердцу множества творцов и тогда, и сегодня. Мухина, признанный мастер соцреалистической скульптуры, всегда гордилась, что не состояла в партии и не лепила вождей. Теперь, когда ветер революции поутих, мухинская фигура прекрасно уживается в одном пространстве со скульптурными портретами представителей революционного движения и проектами из приснопамятного и, как подтверждают последние события, вечного живого плана «монументальной пропаганды». Среди произведений 1918-1930-го есть и те, что публика увидит впервые.

Эль Лисицкий за работой над макетом организации пространства для неосуществленной постановки театра Всеволода Мейерхольда по пьесе Сергея Третьякова «Хочу ребенка». 1928. Источник: thecharnelhouse.org

Вместе с Еврейским музеем и центром толерантности ГТГ готовит самую полную ретроспективу универсального мастера, преданного ученика Малевича, научившегося не представлять, а конструировать пространство. Мечтая о создании системы «новых взаимоотношений реального мира», он проектировал книги и выставки, небоскребы и плакаты. Эль Лисицкого можно назвать выдающимся урбанистом, и не его вина, что это слово так скомпрометировано нашей сегодняшней реальностью. Он был гениальным пропагандистом нового советского искусства за границей, и мало кого из советских авангардистов числит в своих учителях такое количество современных художников во всем мире. Экспозиция развернется сразу на двух площадках. В Еврейском музее и центре толерантности покажут самое начало, так называемый еврейский период — книжки, плакаты, фотографии. Среди 200 объектов, которые займут залы на Крымском Валу, — знаменитые проуны (проекты утверждения нового), архитектурные проекты, а также графика и живопись из крупных зарубежных коллекций.

«“Я рисую революцию!” Детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея»
19 апреля — 19 июня 2017

Почти две сотни рисунков, выполненных учениками московских гимназий в 1917 году, могут оказаться замечательным свидетельством времени. Тем более в окружении фотографий революционной Москвы и рассказов очевидцев.

Александр Вахрамеев. Пожар Литовского замка. 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка рисунков Александра Вахрамеева. «Типы и сцены Петрограда 1917-1920 гг.». Из частного собрания
Апрель-июль 2017

Революционный Петроград тоже не останется без внимания. О его обитателях, быте и курьезах расскажут рисунки и акварели из серии «Типы и сцены Петрограда 1917-1921 года». Они выполнены очевидцем, выпускником Императорской академии художеств и активным участником российской художественной жизни Александром Вахрамеевым. Впервые их показали в 1927 году — сразу после смерти автора.

Владимир Ленин выступает перед войсками, отправляющимися на польский фронт. 5 мая 1920. Фото: courtesy Российский гуманитарный научный фонд

«Энергия мечты. К столетию Великой русской революции 1917 года»
Сентябрь 2017 — январь 2018

Главный проект ГИМа документален и этнографичен. Но сегодня многие так плохо представляют себе события столетней давности, что фотографии, архивные редкости, кинохроника, подлинные бытовые предметы, печатные издания сами по себе достойны внимания. К тому же нам еще обещают рассказать «о революционном прорыве во всех сферах общественной жизни», ликвидации безграмотности, взлете профессионального искусства и вместе с тем о классовой вражде и государственном терроре. Ради этого можно еще раз вспомнить, как выглядел Ленин на броневике или как строились дирижабли.

Сергей Чехонин. Обложка книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». 1923

«Десять дней, которые потрясли мир»
Октябрь-декабрь 2017

Ольга Свиблова и кураторы МАММ берут в соавторы Джона Рида, уверявшего в своей знаменитой книге, что он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины». Очень интересно, удастся ли команде специалистов, опираясь на фотографии, архивные документы, живопись и графику русского авангарда, к этой истине прикоснуться и объяснить сегодняшнему зрителю, что же произошло в России в октябре 1917-го, что такое пролетарская революция и диктатура пролетариата.

Иван Владимиров. На посту. 1918. Холст на картоне, масло. Собрание Владимира Руги

Бывшему Музею революции на роду написано участвовать в юбилейных торжествах. Там уже открыта выставка работ академически образованного реалиста Ивана Владимирова из собрания музея и частной коллекции Владимира Руги. Больше полусотни холстов и рисунков ценны, прежде всего, как свидетельства внимательного очевидца.

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918. Машинопись. Правка в тексте — Владимира Ленина и Николая Горбунова. Подписи — автографы: Владимира Ульянова (Ленина), Николая Подвойского, Владимира Алгасова, Владимира Трутовского, Александра Шлихтера, Проша Прошьяна, Вячеслава Менжинского, Александра Шляпникова, Григорий Петровского, Владимира Бонч-Бруевича, Николая Горбунова. Российский государственный архив социально-политической истории, Москва

Следом за «Первым залпом» пойдет «1917. Код революции». Шесть залов музея заполнят фотографии, аудиозаписи, подлинные вещи и редкие архивные документы, предоставленные Российским государственным архивом социально-политической истории. Ради праздника впервые покажут оригиналы рукописей, декретов советской власти, постановлений Политбюро и личных документов Ленина, в том числе касающихся его семьи, соратников и даже отношений с Инессой Арманд.

Павел Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1947. Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва

Государственный Эрмитаж решил сосредоточиться на самом себе. Имеет право — как фигурант и революционный символ. В парадных залах Зимнего дворца откроются сразу две выставки.

В Аванзале представят историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея — большого хирургического госпиталя для солдат и низших чинов на тысячу мест, который начал работать в октябре 1915 года. Он занимал тогда все парадные залы, кроме Георгиевского, и был закрыт через два года, сразу после Октябрьского переворота. В экспозиции не только документы, фотографии и мемориальные объекты, но и работы фирмы Фаберже.

Выставка в Николаевском зале с помощью архивных свидетельств и кинохроники расскажет об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту.

Юрий Анненков. Иллюстрация к поэме Александра Блока «Двенадцать». 1918. Бумага, смешанная техника.

Фотографии

Карикатуры

Фотографии

Распутин (в центре) в окружении своих почитателей. 1914 год DIOMEDIA

Этот снимок ходил по рукам в Петрограде еще до революции. Считалось, что среди «поклонниц» находится и императрица Александра Федоровна, которой приписывали связь с Распутиным, - за императрицу принимали секретаршу Распутина Марию Головину (третья слева во втором ряду). Также на фотогра-фии есть фрейлина двора Анна Вырубова (вторая слева в первом ряду), ближай-шая подруга императрицы и преданная поклонница Распутина. Фотографию продавали за 25 руб-лей (зарплата квалифицированного рабочего была около 50 рублей). После убийства Распутина этот же снимок появился во многих газетах и журналах.


Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год РИА «Новости»

Продовольственный кризис в России стал ощущаться с началом войны. Глав-ной его причиной были перебои со снабжением: железнодорожный транспорт обслуживал в первую очередь армию. К концу 1916 года в крупных городах, в первую очередь в Петрограде, возник дефицит продовольствия. Это привело к появлению очередей в магазины - «хвостов», которые стали одним из симво-лов начала 1917 года.


Сорванные двуглавые орлы. 1917 год DIOMEDIA

Сразу после февральских событий и отречения императора началась борьба с символами прежней власти. Уже 28 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде стали уничтожать царских двуглавых орлов: их сбивали с ворот и мостов, топили в воде, уничтожали печати; у Аничкова моста развели костер, где сжигали государственные гербы и портреты Николая II. 4 (17) марта художник Константин Сомов записал в дневнике: «Видел, как везде сбивают царские гербы».


Похороны жертв революции. 23 марта 1917 года pastvu.com

23 (10) марта на Марсовом поле в Петрограде были вырыты четыре боль-шие братские могилы. Гробы с телами погибших участников февральских событий сопровождали колонны со знаменами, оркестрами и венками. По раз-ным оценкам, в церемонии приняли участие от 800 тысяч до 1,5 миллио-на человек.

Демонстранты с лозунгом «Война до победного конца». 1917 год РИА «Новости»

Лозунг «Война до победного конца» произнес министр иностранных дел, кадет Павел Милюков. 18 апреля (1 мая) 1917 года он направил ноту правительствам стран Антанты, в которой уверял, что Россия не выйдет из Первой мировой войны, продолжит соблюдать обязательства перед союзниками и не станет заключать сепарат-ный мир. Заявление министра, сделанное в уставшей от войны стране, привело к политическому кризису, отставке Милюкова и военного министра Алексан-дра Гучкова, а затем и к созданию нового, коалиционного правительства.


Александр Керенский (слева) на смотре. 1917 год Universal History Archive / DIOMEDIA

Был прекрасным оратором и любил позировать фотографам. Став военным и морским министром, он ездил по армейским частям, агитируя их пойти в решающее наступление. За это Керенский получил прозвище «главноуго-варивающий». Речи Керенского вызывали восторг - ходили слухи, что неко-торые офицеры даже падали в обморок во время его выступлений.


Женский батальон. 1917 год Keystone-France / Getty Images

Женские батальоны были созданы летом 1917 года Временным правительством по инициативе председателя Государственной думы Михаила Родзянко. Женские добро-вольческие формирования должны были поднять воинский дух, но в итоге принесли не слишком много пользы. На фронте батальон приходи-лось допол-нять специальной частью для охраны женщин от революционных сол-дат, полностью потерявших дисциплину. Женский батальон был одной из по-следних частей, оставшихся защищать Зимний дворец во время октябрь-ских событий.

Офицеры приветствуют Лавра Корнилова. Июль 1917 года РИА «Новости»

Отличился во время июньского наступления на Юго-Западном фронте, после чего стал наиболее популярной фигурой среди офицеров. В ав-густе 1917 года он прибыл в Москву на Государственное совещание, созван-ное Керенским для консолидации политических сил в борьбе с большевиками. У поезда генерала встречали офицеры Текинского конного полка и юнкера, которые затем несли Корнилова на руках под восторженные крики толпы.


Большевики на посту у кабинета Ленина в Смольном. Ноябрь 1917 года Getty Images

Это одна из нескольких подлинных фотографий октябрьских событий в Петро-граде. Фото хоть и постановочное, но не вызывает сомнений в подлинности, в отличие от большинства других, сделанных через десять лет после револю-ции. На двери кабинета — надпись «Классная дама»: до революции в Смольном располагался Институт благородных девиц.

Карикатуры

Дмитрий Моор. Последняя подпись. 1917 год «Будильник»

На рисунке Дмитрия Моора Николай II подписывает манифест об отречении. Рядом с ним — цесаревич и императрица с портретом Распутина в руках. Мало кто из сатириков обходил стороной слухи о связи Александры Федоровны с Распутиным.


«Посмотрим, как они обойдутся без орла». Открытка 1917 года valenik.ru

Последний самодержец с портфелем в руках тащит на веревке двуглавого орла. Карикатура намекает не только на падение монархии, но и на уничтожение российской символики в первые месяцы революции.


Борис Антоновский. Один из «батюшек». Апрель 1917 года «В дни революции много пулеметов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ». «Новый Сатирикон», № 14

После Февральской революции появился слух о том, что восставших обстре-ливали из пулеметов с колоколен церквей в Петрограде. Позже события Февраля изучались Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, и причастность священнослужителей к расстрелам демонстрантов не подтвердилась.

Продажа России оптом и в розницу. Апрель 1917 года «Как, ваше величество?! Вы находите миллион рублей за план этой крепости дорого?! Но ведь не забывайте, что я продаю вам самое дорогое для меня - нашу милую Россию…» «Новый Сатирикон», № 14

Во время войны разговоры о германофильстве «государыни-немки» превра-тились в прямые обвинения в работе на германскую разведку и в предатель-стве. Об Александре Федоровне ходили самые невероятные слухи — от прода-жи вагонов сахара Германии до выдачи военных секретов: якобы императри-ца даже передавала врагам шифрованные телеграммы. В это верили многие — от крестьян до великих князей.

Социал-революционер. Из серии открыток «Дети-политики». 1917 год Wikimedia Commons

В 1917 году художник Владимир Табурин выпустил серию открыток «Дети-политики» с изображением различных политических сил в виде детей. Кадет — с портфелем, анархист — с бомбой, трудовик — в лаптях, эсер — с пистолетом. Были также в этой серии большевик и меньшевик, умеренный, буржуй и социал-демократ.

Ленин-пролетарий, или Шило в мешке. Июль 1917 года «Стрекоза», № 30

После вооруженного противостояния в июле 1917 года большевиков публично обвинили в сотрудничестве с Германией. Ленина, Зиновьева и других партий-ных лидеров подозревали в получении денег от Германии за целенаправ-лен-ную дезорганизацию русской армии. Июльское восстание, как гласили обвинения, было организовано для ослабления боеготовности в тылу.

Слепые пассажиры. Август 1917 года «Эй, шофер, ты, кажется, собираешься повернуть направо?» «Новый Сатирикон»

В 1915 году «Русские ведомости» опубликовали впоследствии нашумевшую статью Василия Маклакова, адвоката и члена партии кадетов. Маклаков писал о «безумном шофере», управляющем Россией. «И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках или устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя». На карикатуре 1917 года за рулем уже не Николай II, а Керенский, пропасть же никуда не делась, а пассажиры так же слепы, как и шофер.

Дмитрий Моор. На двух полюсах. Ноябрь 1917 года «Новый Сатирикон»

На карикатуре Дмитрия Моора — председатель Совнаркома Ленин и атаман войска Донского Алексей Каледин. Под картинкой поясняющая подпись: «Два казака — пара». Осенью 1917 года атаман Каледин выразил недоверие прави-тельству Керенского и начал создавать независимую республику на Дону. Ленин и Каледин считались двумя полюсами российской политики, но оба они, как считает автор рисунка, принесли одинаковый вред.

Брошюры

Алексей Мельгунов. Самодержавные палачи. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Триста лет «русский народ находился под гнетом династии Романовых. В сущности, род Романовых угас со смертью Петра I, а воцарившиеся потом голштинцы, произвольно и противозаконно, при поддержке холопствующих вельмож, начали называть себя Романовыми». Германофобия времен начала войны осталась и после революции. Императорскую семью обвиняли не только в угнетении народа, но и в том, что они — немцы.

Иван Лукаш. Преображенцы. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«Преображенцы вышли, как один, на грозный зов Свободы, лишь только заслышали ее медно-бряцающий шаг». Запасные батальоны гвардейских полков, оставшиеся в Петрограде в 1917 году, сыграли важную роль во время Февральской революции. Волынский, Павловский и другие гвардейские полки сначала отказались стрелять в манифестантов, а затем и вовсе перешли на сторону восставших.

Николай Арсеньев. Краткий политический словарь для всех. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Многочисленные словари, выпущенные после Февральской революции, до-ходчиво разъясняли гражданам новые термины и трактовки. «Социалисты — это люди, которые добиваются такого порядка в государстве, чтобы не было ни хозяев, ни рабов. Все люди должны трудиться». Или о сепаратном мире: «Когда мы, например, в лесу работаем, а один уйдет от нас, оставив нас дорабатывать дело одним и за него, то этим он выдает своих товарищей по работе».

Толковник политических слов и политических деятелей. Петроград, 1917 год Из частной коллекции

Толковники были подробнее словарей и еще более популярны. Например, про «женский вопрос» следовало такое разъяснение: «Женщины ограничены в своих правах. У нас в России женский вопрос перестанет существовать, потому что женщины будут избираться наравне с мужчинами и в Учредитель-ное собрание, и в Государственную думу».

Алексей Рождественский. Что надо знать каждому. Москва, 1917 год Из частной коллекции

Такие брошюры были построены по системе «вопрос - ответ». «Вопрос: Что такое свобода? Ответ: Свободой называется право делать все что угодно, но не нару-шая закона и в случае нарушения отвечая только перед судом присяжных». Автор брошюры — профессор Рождественский, читавший общую теорию права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле и написавший множество статей о проблеме парламентаризма.

Владимир Ленин. Империализм как новейший этап капитализма. Петроград, 1917 год Wikimedia Commons

После Февральской революции в России начинают легально издавать работы Ленина, написанные в эмиграции. «Апрельские тезисы», в которых сформули-рована программа партии, напечатана в газете «Правда», появляются и старые теоретические труды, ранее издававшиеся подпольно. Лидер большевиков пока подписывается Н. Ленин (Вл. Ильин). После июльских событий Ленин пишет в Разливе книгу «Государство и революция», в которой предупреждает о меж-ду-народной пролетарской революции, но издана эта брошюра была только в 1918 году.

Брошюра Олега Леонидова «А. Ф. Керенский. Вождь свободы». Петроград, 1917 год Из частной коллекции

«На Керенского, этого тщедушного и щуплого человека, устремлены сейчас взоры не только многострадальной России, но и всего мира… Его несут на ру-ках. И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к ис-точнику жизни и света». Это одна из многочисленных брошюр, прослав-ляющих Керен-ского, «солнце свободы России», как его называли сочинители панегириков. Автор этой брошюры, Олег Леонидов, впоследствии восторженно писал и о советских вождях.

Газеты

Статья «Наш долг» в журнале «Музыкальный современник». 1917 год Из частной коллекции

Многие деятели культуры горячо одобрили революцию. «Мы чаем великих перемен прежде всего именно в жизненном значении нашего искусства, в его воздействии на массы в качестве объединяющего начала». Передовица в «Му-зыкальном современнике» написана музыковедом Андреем Римским-Кор-саковым, сыном композитора.

Статья «Пастыри, объединяйтесь» в журнале «К свету». Тверь, 1917 год Из частной коллекции

«Старая власть всячески и планомерно… давила дух русского народа, душила его творческие силы». После Февральской революции изменения произошли и в церкви. 18 апреля (1 мая) 1917 года священники принимали участие в демонстрациях, рядом с красными флагами виднелись и церковные хоругви. Первомай отме-чался торжественной службой и в храме Христа Спасителя в Москве, глава епархии епископ Иоасаф даже осудил приходское духовенство за недостаточно активное участие в праздновании.

Статья Александра Куприна «Звездный флаг» в журнале «Нива», май 1917 года Из частной коллекции

Вступление США в войну на стороне Антанты позволило надеяться на перелом в боевых действиях. Все российские газеты конца марта — начала апреля 1917 года вышли с заголовками, посвященными этому событию. Передовица в «Ниве» — авторства писателя Александра Куприна. «Но есть одно волшебное, упоительное, одинаково радостное на всех языках слово — „свобода“». Справа от текста — американский плакат, на котором братаются два солдата, русский и американский. Перевод надписи - «Привет брату-демократу!»


Статья «Ленин и Ко» в журнале «Искры». 1917 год Из частной коллекции

Статья посвящена розыску лидеров большевиков. После июльских событий 1917 го-да многие партийные вожди были арестованы; другим, таким как Ленину и Зиновьеву, удалось бежать. В статье рассказывается о «госу-дар-ствен-ной измене, совер-шенной большевиками». Ленин и Зиновьев, чьи полицейские фотографии приводятся в тексте, в это время прячутся в шалаше на озере Разлив под Сестрорецком.


Статья «Корнилов среди друзей и врагов» в журнале «Искры», июль 1917 года Из частной коллекции

Фото Корнилова сделано в Китае в 1910 году: рядом с ним стоят немецкие, фран-цузские, китайские и английские офицеры. Популярность в армии Кор-нилов получил после Русско-японской войны: совсем еще молодой офицер смог в одиночку вывести из окружения целый корпус. В 1916 году известности ему добавил и дерзкий побег в 1916 году из австрийского плена. Летом 1917 го-да популярность Корнилова достигает пика.


Статья «Текущий момент. Поражение большевиков в городской думе» в «Петроградской газете», 8 сентября 1917 года Из частной коллекции

В газете едко пересказывается выступление Анатолия Луначарского в город-ской думе Петрограда. Один из лидеров большевиков произносит громкие слова о прекращении войны и продовольственном вопросе. Но, по словам корреспондента, «большевистские герои, приведенные в зал заседаний Думы, уже сейчас не знают, что они будут дальше делать, чем будут и чем могут они заниматься в Думе».


Статья «Разброд» в газете «Труд и воля», сентябрь 1917 года Из частной коллекции

«Собрание оживляется только тогда, когда начинают скандалить большевики. А скандалят они каждый раз, когда со сцены начинают звучать трезвые дело-вые слова, призывающие к работе на пользу родине и к единению всех ее твор-ческих сил». Созванное в сентябре 1917 года Демократическое совещание, Форум всех левых сил, прошло в атмосфере постоянных конфликтов между большевиками и организаторами совещания (эсерами и меньшевиками). Большевики бойкотировали создание Предпарламента, посчитав невозможной коалицию с кадетами. 

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...


Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917


2 . ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.П одпись автора вверху: сле­ва — Иванъ , справа — Каштановъ . Надписи: на знамени — До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке — Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п (р )оти (в) войны и просит много хлеба.

Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и бур­жуев ; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на оборо­те (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. р ебенка.

4. БОЛЬШЕВИК. 1917

5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917

Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в Москве и Петербурге главные воен­ные силы контрреволюции]; справа — Больше­вик.

6 . МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917

7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917

"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение при­ближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен ри­сунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых то­нах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью ху­дожественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повто­ром линий в чертах лица"" .



8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917

9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917

«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впер­вые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря ярко­му мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисо­ванный фасон платья, украшений делает ее об­лик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узор­чатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспом­нить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].


10 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНА­МЕНЕМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия ). Да здравствует мир. Ур(а); вни­зу — красногвардеец [Красная гвардия — добро­вольные вооруженные отря­ды рабочих, организованные для защиты революции. Су­ществовали с апреля 1917 го­да до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бу­маге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—изби­рательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские город­скую и районные думы].

«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического кон­ца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивитель­но, если бы рисунок относился к времени рево­люции в Германии. Но нет, избирательный при­зыв «Голосуйте за список № 5» в руках крас­ногвардейца говорит о времени выборов в го­родскую или районную московские думы. Зна­чит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают ин­тернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здрав­ствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].

11 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬ­ШЕВИК. 1917

12 . ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918

Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, ка­рандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против но­вого правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, про­должателей народнических традиций в русском револю­ционном движении].


13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конститу­ционно-демократической пар­тии (партии «народной свобо­ды»). С разу после Октябрьской ре­волюции объявлены врагами народа].

«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными гла­зами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большеви­ка — «идет против войны и правительства» (мо­жет быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точ­нее сказать — семьи, среды. Приписаны эти сло­ва той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может от­носиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демон­страций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совме­стил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].


15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОД­НАЯ РОССИЯ. Июль — ок­тябрь 1917

Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Больше­вик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы ; на платье женщины по подо­лу — Росci я; на двери за спи­ной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстра­ции].

«Проникновение классовых противоречий эпо­хи в сознание детей отражает и рисунок А. Кон­стантинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «сво­бодную» страну (но «свобода», которую принес­ла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается про­пустить в «свободную» страну большевиков, тер­рористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].

«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвар­деец. Таким обычно представляется нам шаржи­рованный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстри­рующий крайнюю левую позицию его облада­теля. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].



17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917

18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОН­ФЕТ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и К о . Москва [С. Ciy и К о — фирма, вла­девшая кондитерской фабри­кой (Петроградское шос­се, 13) и шестью кондитер­скими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образо­валась кондитерская фабрика «Большевик»].

«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчем­ность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористиче­ское решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, мо­нокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изы­сканный, уже сам по себе создает представле­ние, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная од­ним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, па­разитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].


«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицатель­ное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].


20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУС­СКОЕ СЛОВО». 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий ; на газете — Русско (е) слово. [«Русское слово» — ежеднев­ная московская газета, изда­вавшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либе­ральной буржуазии. Была за­крыта в январе 1918 года.].

«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Рус­ское слово». Маленький художник, не справив­шийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко про­черченный контур силуэта, напоминающего боль­шую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].


социал - демократической партии на большевиков и меньшевиков].

«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик ог­ромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи ска­зок. Великан, мальчик с пальчик — существа, зна­комые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Малень­кий хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — ра­бочий, бедняк, революционер. А тот, малень­кий,— богатый, он не за революцию. Таким об­разом, социальная суть отношений понята ре­бенком вовсе не столь примитивно, как это мо­жет показаться с первого взгляда» [с. 26].


24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬ­ШЕВИК ДАН. Июль — ок­тябрь 1917

Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту най­дете только у Большевиков; внизу посредине — больше­вик Ленин; на воззвании, ко­торое Ленин держит в ру­ке, — Не подчиняйтесь вре­менному правительств(у) изменнику Керенскому. Про­сите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного ) правительства); под длин­ным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под ма­ленькой фигуркой — Данъ меньшевик [ Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте боль­шевиков шпi онов предател (ей).

«Большевик и меньше­вик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан . В противопо­ставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, опреде­ляющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разре­шила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].


При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .