Разработка виртуальной реальности (VR) на заказ. VR-разработчик. Разработки VR-приложения: от идеи до монетизации - Видеоуроки

Виртуальная реальность (VR) – это не просто новая интересная технология, это абсолютно новый способ общения, который стремительно внедряется в нашу жизнь. Данный способ настолько молод и не изучен, что пока еще нет определенных правил и основ, на которые можно было бы с уверенностью опираться.
Впервые мир услышал о vr разработке еще в 80-х годах, но первые, по-настоящему важные и нужные знания о создании vr появились всего пару лет назад. Заказывайте у нас вр разработку стратегии для virtual reality видеоигр. Наша студия входит в топ компаний, которые создают игры для VR, а также это профессиональные разработчики виртуальной реальности, которые разрабатывают для виртуальной реальности не только контент, но и стратегии.
Компания «App Android» - лучший VR разработчик в Москве, поэтому следит за трендами и исследует различные направления в разработке виртуальной реальности, чтобы наши разработчики виртуальной реальности накапливали новые необходимые знания и методики. Это позволяет вывести качество разработки vr приложений на высший уровень.
У нас вы можете заказать создание VR приложений, разработку игр виртуальной реальности, а также:

  • Разработку vr контента. Мы создаем трехмерные презентации и визуализируем текстовую информацию, прекрасно подходит для представления продукции клиентам.
  • Разработку vr игр. Наши специалисты могут разработать любую игру, в абсолютно любом жанре, которая будет адаптирована под разные виды очков виртуальной реальности.
  • Видео 360 градусов. Данная услуга прекрасно подходит для презентации продуктов. Она позволяет максимально проинформировать потребителя. Также данный вид разработки под vr выполняет развлекательную функцию, используется для создания различных видео с функцией полного погружения.
  • Разработку vr приложений, которые прекрасно подходят для повседневного частного использования, а также могут служить для развития вашего бизнеса.
  • Проектирование дизайна интерьера. Данное направление vr разработки будет полезно архитекторам и различным компаниям, связанным с недвижимостью.

Разработка приложений виртуальной реальности

Для того чтобы создать хорошее приложение, необходимо:

  1. Интересная идея, которая хорошо подойдет под виртуальную реальность
  2. Навыки разработки трехмерных моделей
  3. Идеи реализации проекта

Конечно, учиться никогда не поздно, но если вы хотите получить на выходе качественное, интересное и продающиеся приложение, то лучше доверить работу специалистам. Профессиональные разработчики нашей компании прекрасно справятся даже с самым сложным проектом. Потому что имеют за плечами огромный опыт создания различных приложений виртуальной реальности.

Разработка vr игр

У вас есть желание создать необычную игру в виртуальной реальности для бизнеса или развлечений? Вы обладаете невероятно яркими и крутыми идеями для создания завораживающего виртуального мира? Но для того, чтобы реализовать ваши мысли вам недостаточно профессиональных специалистов в сфере vr разработки? Вы по адресу! Компания «App Android» готова помочь вам создать лучшую игру виртуальной реальности.

Заказав услуги нашей компании, вы получите:

  • Игру, которая адаптирована под нужное VR устройство.
  • Именно ту игру, которую вы хотели с необычным сюжетом и новыми персонажами.
  • Оригинальную внутреннюю стилистику и графику игры.
  • Качественный дизайн с мелкими проработанными деталями.

Не знаю, как вы, а лично я вот уже полтора года жду, когда наконец VR начнёт разрывать рынок. Сначала были картонные Google Cardboard, которые служили идеальным подарком хоть другу, хоть жене. Потом Microsoft выпустило к финалу Супербоула красочное видео , показав далекие от реальности возможности Hololens. И конечно, за 2016 год мы посмотрели и почитали немало обзоров о невероятно крутых свежеиспеченных VR устройствах, а также поиграли в первые качественные ориентированные на данные девайсы игры.

При всем этом популярность VR-приложений всё ещё далека от заданных приложений, но интерес это ничуть не снижает. Так что если революция надвигается, то сейчас самое время взять знамя в собственные руки. Но как?

Просто, как раз-два-три

Вы можете создавать мобильные приложения, не имея под рукой подходящего смартфона, но создать VR-приложение без соответствующего устройства практически невозможно. Поэтому вашим первым шагом будет покупка любого, пускай даже примитивного VR-адаптера.

Следующем шагом будет установка правильного «движка», коим в нашем случае будет являться Unity. На сегодняшний день он наилучшим образом настроен не только для создания VR-приложений с нуля, но и на перевод в данный формат уже существующих 3D творений. Кстати, блуждая по просторам интернета вы можете наткнуться на мнение, что опция VR у Unity изначально была разработана для взаимодействия с пакетом Google Cardboard SDK, поэтому использование под iOS доставит немало трудностей. Первая часть частично правдива, а вот вторая — нет. Во всяком случае реальных проблем замечено не было.

Третий и главный шаг — среда разработки приложения, это стандартные и всем известные IDE, принципиальной разницы в данном вопросе нет.

Ещё в помощь

Если мы говорим о создании мобильных приложений, то именно такой набор инструментов считается оптимальным, но в зависимости от рода вашего творения можно использовать и другие.

Unreal Engine
Начиная с 4 версии вам также откроется доступ к возможностям работы с VR-графикой. Однако в силу некоторой сложности и дороговизны платформы, назвать Unreal приоритетным вариантом язык не повернётся.

InstaVR
Веб-сервис, позволяющий в несколько нажатий мышкой создать собственное VR-приложение. Прекрасно подойдёт для реализации простых задумок, будь то визуализация пейзажа или виртуальная 3D консоль.

Wonda VR
Специализированный сервис для создания VR-видео. Здесь действительно легко заниматься прототипированием, склейкой видео, наложением эффектов, но и цена начинается от 499 €. Впрочем, есть 14-дневная триал-версия для оценки возможностей.


Приложение для обработки фотографий с возможностью преобразования в формат VR.

Splash
Аналогичный сервис, доступный только для iOS. Ещё находится в стадии разработки, но уже имеет неплохой функционал.

Отличия от разработки игр

Принципиальных отличий нет. С точки зрения разработки VR-приложений и 3D игр подход почти полностью совпадает, разница заключается лишь в мелких деталях. Более того, если качество 3D игр сегодня напрямую зависит и от графической составляющей и от сюжетной, то VR позволяет одним из аспектов пренебречь и остаться успешным.

Полезная литература

В силу специфики, в мире существует не так много полезной литературы о создании популярных и красивых VR-приложений. Так что ознакомимся с поверхностной обучающей литературой.

Google VR — начнем с официального руководства от Google, повествующего о том, как сделать из простой коробки чудо-развлечение;

Microsoft VR — аналогичная пошаговая инструкция, но от Microsoft;

How to make a VR app with zero experience — полезная и наглядная статья, которая поможет вам создать своё первое приложение;

Creating a Gear VR app in Unity Free — а вот и обучающее видео, как с помощью своих прямых рук и Unity создать VR-конфетку.

Это новое захватывающее направление в разработке приложений. Оно знаменует собой новые форматы сторителлинга и более действенные способы передачи эмоций и ощущений.

Если раньше для создания подобных приложений требовалось дорогое оборудование и специальные навыки, то сейчас разработка виртуальной реальности стала доступна благодаря интуитивно понятным инструментам и технике, которую можно найти в ближайшем магазине электроники. В этом руководстве мы разберём, как создать видео-приложение с обзором в 360 градусов для Android за десять минут. Навыки программирования не требуются.

Что понадобится

Телефон с гироскопом под управлением Android KitKat или более новой версии.

Unity3D — кроссплатформенный игровой движок версии 5.6 и выше.

Видео с обзором в 360 градусов.

Как создать приложение?

Если обычное видео ограничено прямоугольной рамкой, то панорамное имеет форму сферы. Поэтому для начала создадим сферический экран, на который будет спроецировано видео с обзором в 360 градусов. Игрок (или наблюдатель) будет находиться внутри этой сферы и сможет смотреть видео в любом направлении.

Шаг 1: Построить сферу ?

Создадим новый Project в Unity или новую Scene, если хотим интегрировать видеоплеер в уже существующий проект. Считайте, что Scene - это один уровень в игре, а Project - вся игра.

Поместите сферу (3D object → Sphere) радиуса 50 (Scale = 50, 50, 50) в центр Scene (Position = 0, 0, 0). Установите позицию камеры на 0, 0, 0. Камера - это глаза игрока: если поместить её не в центр, то видео будет искажённым.

Поместив камеру внутрь сферы, мы больше не видим её на сцене. Так происходит из-за того, что большинство игровых движков не отображает внутреннюю сторону 3D-объектов, так как нам почти никогда не нужно её видеть, а значит можно не тратить ресурсы на отрисовку.

Шаг 2: Перевернуть нормали сферы ?

В нашем случае нужно смотреть на сферу изнутри, поэтому мы вывернем её наоборот.

В Unity сферы на самом деле являются многогранниками, составленными из тысяч крошечных граней. Их внешние стороны видимы, а внутренние - нет. Чтобы увидеть сферу изнутри, необходимо перевернуть эти грани. В терминах трёхмерной геометрии такая трансформация называется переворачиванием нормалей.

Применим программу Shader к Material сферы. Материалы в Unity контролируют внешний вид объектов. Шейдеры - это небольшие скрипты, которые рассчитывают цвет каждого рендерированного пикселя, основываясь на информации о материале и освещении.

Создадим новый Material для сферы, к нему применим Shader, код для которого можно скопировать отсюда . Этот шейдер вывернет каждый пиксель сферы, и изнутри сфера будет выглядеть как большой белый шар.

Шаг 3: Спроектировать панорамное видео внутрь сферы?

Импортируйте в проект видео с обзором в 360 градусов формата mp4, перенесите его на сферу. Появится компонент Video Player, и видео будет готово к воспроизведению. В окне этого компонента можно установить бесконечный повтор и отрегулировать настройки звука.

Прим. ред. Если у вас нет собственного видео такого типа, можно использовать чужие заготовки, свободно распространяемые в Интернете.

Шаг 4: Настроить поддержку Google Cardboard ?

Используя GoogleVR SDK, мы создадим стереоскопическое изображение. Совокупность эффекта рыбьего глаза, применённого к обеим частям разделённого наполовину экрана, и искажения пластиковых линз Google Cardboard создаёт иллюзию глубины картинки и погружения в виртуальную реальность.

Для того чтобы добавить GoogleVR SDK к проекту, скачайте и импортируйте плагин . Далее скорректируйте настройки Android:

  1. В верхнем меню выберите File → Build Settings . Добавьте сцену, если она еще не была добавлена, а из предлагаемых платформ выберите Android.
  2. Нажмите на Switch Platform . Переключение платформы займёт некоторое время.
  3. Нажмите на Player Settings . На панели инструктора появятся компоненты.

В окне Player Settings в секции Other settings :

  • Отметьте галочкой Virtual Reality Supported . В выпавшем окне Virtual Reality SDKs нажмите на +, добавьте в список Cardboard .
  • Выберите для вашего приложения уникальное имя и введите его в поле Bundle Identifier . Уникальные имена приложений под Android обычно имеют форму обратного доменного имени, например, com.example.CoolApp . Подробнее про это можно почитать в официальной документации и в Википедии .
  • В меню Minimal API Level выберите Android 4.4 Kit Kat (API Level 19) .

В панели Project Browser в папке GoogleVR/Prefabs выберите элемент GvrViewerMain и перетащите его на сцену. Задайте ему такую же позицию, как у центра сферы: 0, 0, 0 .

Префаб GvrViewerMain контролирует все настройки режима виртуальной реальности, например, адаптацию экрана к линзам Cardboard. Он также получает данные с гироскопа телефона для отслеживания поворотов и наклонов головы. При повороте головы Camera в видеоплеере тоже повернётся.

Шаг 5: Запустить приложение на Android ?

Это можно сделать двумя разными способами:

  • Выберите File → Build Settings . С помощью USB-кабеля подключите телефон к компьютеру, включите отладку по USB и нажмите Build & Run . Приложение загрузится сразу на телефон.
  • Или нажмите Build only . Приложение не загрузится на телефон, но зато сгенерируется в APK-файл, который можно отправить другим людям или выложить в магазин мобильных приложений.

В течение процесса сборки вас могут попросить выбрать корневую папку Android SDK. В этом случае скачайте Android SDK и укажите расположение его папки.

Осталось только запустить приложение и вставить телефон в Cardboard. Теперь вы можете испытать погружение в виртуальную реальность с обзором в 360 градусов у себя дома.

Что дальше

Поздравляем, вы создали видео-приложение с обзором в 360 градусов! Теперь вы на шаг ближе к разработке видео-приложения виртуальной реальности. Да, между ними есть разница. В первом случае наблюдатель может только смотреть в любом направлении. Во втором случае добавляется интерактивность, то есть контроль над объектами.

Приложение, которое вы только что создали, может послужить отправной точкой в построении более разнообразной виртуальной реальности. Например, в Unity можно наложить на верхний слой видео 3D-объекты и эффекты частиц.

Вы также можете попробовать поместить внутрь панорамного видеоплеера трёхмерное изображение некоторой окружающей обстановки и использовать видеоплеер как skybox. Для навигации пользователя по созданному окружению можно использовать этот

VR-разработчик. Разработки VR-приложения: от идеи до монетизации

Duration 15:08:38

VR-разработчик. Разработки VR-приложения: от идеи до монетизации - Полный список уроков

Развернуть / Свернуть
  • Урок 2. Виртуальная, дополненная и смешанная реальность 00:03:01
  • Урок 3. Ваш первый VR-опыт 00:00:35
  • Урок 4. История виртуальной реальности (VR) 00:01:56
  • Урок 5. Куда движется VR 00:05:22
  • Урок 6. VR в России и за рубежом 00:03:41
  • Урок 7. Отличие приложений для ПК от приложений для VR 00:03:14
  • Урок 8. Поговорим об иммерсивности 00:03:16
  • Урок 9. Устройство очков VR 00:07:27
  • Урок 10. -Взаимодействие и трекинг. Часть 1 00:06:35
  • Урок 11. Взаимодействие и трекинг. Часть 2 00:06:13
  • Урок 12. Взаимодействие и трекинг. Часть 2 00:04:18
  • Урок 13. Мобильный VR. Простейшие гарнитуры 00:05:16
  • Урок 14. Мобильный VR. Фирменные гарнитуры 00:05:45
  • Урок 15. -Устройства управления VR 00:06:51
  • Урок 16. Игровая индустрия 00:04:02
  • Урок 17. Сфера образования 00:03:58
  • Урок 18. Маркетинг 00:04:13
  • Урок 19. Медицина 00:04:24
  • Урок 20. Архитектура и дизайн 00:05:48
  • Урок 21. Промышленность 00:03:38
  • Урок 22. Виртуальные путешествия 00:03:20
  • Урок 23. Другие области применения VR 00:05:59
  • Урок 24. Роли в проекте 00:07:13
  • Урок 25. Концепция приложения 00:05:15
  • Урок 26. Сценарий геймплея 00:04:27
  • Урок 27. Прототипирование 00:03:27
  • Урок 28. Дизайн, интерфейсы 00:06:08
  • Урок 29. 3D-дизайн 00:06:13
  • Урок 30. Анимация и свет 00:03:36
  • Урок 31. Программирование 00:01:42
  • Урок 32. Звук 00:04:26
  • Урок 33. Тестирование 00:03:40
  • Урок 34. Релиз 00:03:22
  • Урок 35. Поддержка 00:04:29
  • Урок 36. Что такое Unity 00:05:13
  • Урок 37. Сервисы Unity 00:04:40
  • Урок 38. Создание проекта 00:01:53
  • Урок 39. Изучение интерфейса программы 00:06:06
  • Урок 40. Типы объектов и их компоненты 00:08:23
  • Урок 41. Материалы и текстуры 00:03:34
  • Урок 42. Базовая физика 00:03:56
  • Урок 43. Постановка света 00:05:59
  • Урок 44. Префабы и ассеты 00:04:31
  • Урок 45. Управление проектом 00:03:15
  • Урок 46. Публикация проекта 00:04:51
  • Урок 47. О чем этот курс 00:00:44
  • Урок 48. Концепция курса 00:04:32
  • Урок 49. Создание 360-фотосферы 00:08:10
  • Урок 50. Построение первого мобильного VR-приложения 00:06:17
  • Урок 51. Импортирование GVR в проект 00:04:22
  • Урок 52. Cоздание Quad 00:05:38
  • Урок 53. Создание стереокамеры и прицела 00:05:29
  • Урок 54. Рэйкастинг 00:03:23
  • Урок 55. Введение в скриптинг 00:10:29
  • Урок 56. Создание своего первого скрипта 00:05:00
  • Урок 57. Заставляем скрипт работать 00:05:19
  • Урок 58. Публичные переменные 00:05:43
  • Урок 59. ипы и особенности пользовательских интерфейсов 00:04:30
  • Урок 60. Особенности VR-интерфейса 00:03:31
  • Урок 61. Приступаем к созданию интерфейса 00:07:52
  • Урок 62. Создаем объекты интерфейса 00:11:38
  • Урок 63. Настраиваем объекты 00:04:28
  • Урок 64. Добавляем цвета 00:06:21
  • Урок 65. Настраиваем размер интерфейса и добавляем иконки 00:07:59
  • Урок 66. Настраиваем работу интерфейса 00:12:46
  • Урок 67. Добавление интерфейса в VR 00:10:40
  • Урок 68. Как сделать активацию кнопки по заполнению прогресс-бара 00:08:02
  • Урок 69. Создание анимации для объекта 00:04:23
  • Урок 70. Анимирование объекта по ключевым кадрам 00:09:29
  • Урок 71. Squash and Stretch 00:11:47
  • Урок 72. Знакомство с аниматором 00:02:57
  • Урок 73. Управление анимацией 00:05:00
  • Урок 74. Расширение знаний о скриптинге 00:05:27
  • Урок 75. Настройка сцены для использования скрипта в VR 00:07:21
  • Урок 76. Создание стандартной системы частиц 00:05:14
  • Урок 77. Настраиваем Renderer, Emission и Shape 00:04:07
  • Урок 78. Основные настройки системы частиц 00:05:33
  • Урок 79. Настройки сцены и физического взаимодействия 00:10:19
  • Урок 80. Настройка освещения от частиц 00:06:38
  • Урок 81. Специфика перемещения 00:03:50
  • Урок 82. Подготовка сцены 00:09:56
  • Урок 83. Создание точек для перемещения (UI) 00:07:11
  • Урок 84. Создание точек для перемещения (particles) 00:11:49
  • Урок 85. Объяснение работы скрипта 00:12:24
  • Урок 86. Подготовка к перемещению игрока. Часть 1 00:11:23
  • Урок 87. Подготовка к перемещению игрока. Часть 2 00:08:46
  • Урок 88. Создание объекта для перезапуска игры 00:08:30
  • Урок 89. Скрипт перезапуска игры 00:06:39
  • Урок 90. Движущаяся стена 00:09:38
  • Урок 91. Аниматор для дверей 00:12:58
  • Урок 92. Анимирование сундука 00:08:18
  • Урок 93. Всплывающее сообщение в финале игры 00:10:02
  • Урок 94. Перезапуск игры 00:09:35
  • Урок 95. Настройка параметров графики 00:05:04
  • Урок 96. О чем курс 00:01:04
  • Урок 97. Настраиваем проект 00:07:55
  • Урок 98. Специфика визуализации аватаров 00:04:24
  • Урок 99. Текущие способы создания аватаров 00:03:50
  • Урок 100. Специфика работы с моушн-контроллерами 00:04:05
  • Урок 101. Создаем персонажа (на самом деле, руку) 00:06:10
  • Урок 102. Начинаем работать с материалами 00:04:27
  • Урок 103. Продвинутая работа со светом 00:04:34
  • Урок 104. Продолжаем работать со светом (лайтпробы) 00:06:43
  • Урок 105. Создаем заготовку для мишеней 00:07:58
  • Урок 106. Пишем свой рейкастер 00:13:57
  • Урок 107. Скрипт Physics Target 00:07:27
  • Урок 108. Настраиваем Physics Target 00:04:11
  • Урок 109. Создадим скрипт оружия 00:05:30
  • Урок 110. Создадим метод Shoot 00:10:20
  • Урок 111. Первый выстрел 00:11:41
  • Урок 112. Задержка между выстрелами 00:04:01
  • Урок 113. Три, три, чтоб чисто было! 00:09:14
  • Урок 114. Немного UI 00:07:10
  • Урок 115. Рефакторинг ImageProgressBar 00:07:07
  • Урок 116. Наш рэйкастер и ImageProgressBar (скрипты) 00:08:30
  • Урок 117. Наш рэйкастер и ImageProgressBar (редактор) 00:04:05
  • Урок 118. TargetManager 00:11:49
  • Урок 119. Начнем знакомство с NavMesh 00:04:40
  • Урок 120. Walking Target (начало) 00:08:08
  • Урок 121. Расширим TargetManager 00:07:21
  • Урок 122. Дорабатываем WalkingTarget 00:05:28
  • Урок 123. Продолжаем дорабатывать WalkingTarget 00:06:02
  • Урок 124. Визуализация жизней для WalkingTarget 00:04:42
  • Урок 125. Billboard 00:04:02
  • Урок 126. Поверженный враг 00:03:55
  • Урок 127. Дорабатываем Weapon 00:02:43
  • Урок 128. Дорабатываем Player 00:04:39
  • Урок 129. Перезапуск игры 00:03:20
  • Урок 130. О чем этот курс 00:01:44
  • Урок 131. Работа с Git. Часть 1 00:03:09
  • Урок 132. Работа с Git. Часть 2 00:06:45
  • Урок 133. Публикация в магазинах приложений 00:04:15
  • Урок 134. Написание статей 00:03:12
  • Урок 135. Нетворкинг 00:03:00
  • Урок 136. Кого ждут в VR и как понять, чего вы хотите 00:03:29
  • Урок 137. Подготовка резюме и портфолио 00:02:15
  • Урок 138. Сопроводительное письмо 00:02:27
  • Урок 139. Соцсети 00:03:38
  • Урок 140. Телефонный звонок 00:03:21
  • Урок 141. О чем вы сейчас узнаете 00:03:00
  • Урок 142. Интервью 00:02:29
  • Урок 143. Прохождение интервью глазами работодателя 00:03:53
  • Урок 144. Job offer 00:02:23
  • Урок 145. Адаптация на новом месте 00:06:45
  • Урок 146. Описание сути проекта 00:03:29
  • Урок 147. Проверка спроса 00:03:37
  • Урок 148. Модели монетизации 00:02:35
  • Урок 149. Про экономику 00:03:01
  • Урок 150. Примеры подсчета экономики 00:05:02
  • Урок 151. Этапы развития стартапа 00:05:23
  • Урок 152. Команда с точки зрения инвестора 00:06:44
  • Урок 153. Какой должна быть команда стартапа 00:08:33
  • Урок 154. Какие компетенции важны на старте 00:04:09
  • Урок 155. Кто такой advisor и зачем он нужен 00:04:42
  • Урок 156. Какими должны быть сотрудники 00:04:42
  • Урок 157. Как нанимать людей в команду 00:04:26
  • Урок 158. Как мотивировать сотрудников 00:03:29
  • Урок 159. Зачем нужен расчет рынка 00:05:37
  • Урок 160. Определение объема рынка 00:01:23
  • Урок 161. Масштабирование 00:02:37
  • Урок 162. Оценка конкурентов 00:06:12
  • Урок 163. Бизнес-модель 00:03:38

«Если вы постоянно вертитесь в этой индустрии, то хотите вы того или нет, но начинаете замечать определённые тренды и тенденции. Мне кажется, что за виртуальной реальностью кроется действительно огромный потенциал» - слова создателя игр Doom и Quake, а также сооснователя Oculus VR Джона Кармака, как нельзя лучше описывают будущее виртуальной реальности.

Эксперты считают, что к 2020 году индустрия виртуальной реальности будет оцениваться в $30 млрд, и сейчас VR движется к этому показателю огромными шагами.

При поддержке компании Microsoft, которая запустила курс по разработке приложений для виртуальной реальности , публикуем материал о том, зачем учиться разработке VR-приложений.

Французский писатель и режиссёр Антонен Арто вряд ли думал, что введённый им термин «виртуальная реальность», к 2016 году превратится в одну из самых перспективных и дорогих компьютерных индустрий. Впервые Арто употребил этот термин в собрании эссе «Театр и его Двойник» в 1938 году. Об очках виртуальной реальности, программном обеспечении и магазинах приложений речи, разумеется, не шло. Виртуальной реальностью Арто называл иллюзорную природу персонажей и объектов в театре.

Виртуальную реальность в её привычном для нас понимании популяризировал программист, писатель и музыкант Джарон Ланье. В середине 80-х, созданная им компания VPL Research, удерживала права на большинство патентов в сфере VR. А настоящий бум виртуальной реальности в то время обеспечили фильмы «Газонокосильщик» и «Мозговой штурм», а также книга Говарда Рейнгольда «Виртуальная реальность».

Сейчас о виртуальной реальности в большей или меньшей мере знает каждый. В конце 2015 года аналитическая компания Statista провела исследование среди жителей США. Всем респондентам задали один и тот же вопрос - «Заинтересованы ли вы в виртуальной реальности?» - и попросили оценить свой интерес по пятибалльной шкале. Лишь 7% оценили свой интерес на единицу, 5% на двойку. 44% сказали, что заинтересованы на пять баллов и 26% - на 4.

В любом исследовании, касающемся виртуальной реальности, всё так или иначе сводится к тому, что индустрия будет процветать. Прибыль от программных продуктов к 2018 году вырастет почти в 60 раз, количество пользователей к этому же году возрастёт до 171 млн, а прибыль от продажи шлемов виртуальной реальности вырастет с $685 млн до $3,89 млрд.

VR - это идеальная индустрия и для разработчиков. Она относительно нова, а значит еще не сформирована и не наполнена специалистами, интересна, а объём инвестиций в неё сейчас катастрофически велик. Разумеется, разработчики и сами это понимают. Статистики по количеству разработчиков в VR-индустрии нет, однако известно , что только Oculus Rift Development Kit купили в количестве более 175 000.

По мнению VR-инженера Лив Эрискон, один из главных вопросов, который ей задают программисты - «Как много денег и времени мне придется инвестировать, чтобы научиться работать с VR?». Учитывая $600-ценник на первые версии Oculus Rift, раньше этот ответ был бы не слишком воодушевляющим. Теперь, когда есть Cardboard, а практически каждый человек имеет смартфон, это не проблема.

Что касается временных рамок - здесь ответ более расплывчат. По мнению Эриксон, многое зависит от уровня подготовки и способности к обучению. «Если вы знакомы с C# и Unity, то дело пойдёт гораздо быстрее», - говорит инженер.

Зарплата VR-программиста зависит от выбранной им специализации, но, в целом, выше средней по рынку. Больше всего получают специалисты, работающие в медицинской и финансовой среде. Несмотря на то, что внимание СМИ обращено на социальные сети и игры, в сфере медицины и бизнеса происходит не меньше интересного. Например, стартап MindMaze разрабатывает виртуальные пространства для восстановления больных после сердечных приступов. Компания Vivid Vision создаёт игры для лечения амблиопии - болезни, которая ослабляет зрение - и косоглазия.


В бизнесе и корпоративной среде виртуальная реальность развивается с не меньшей скоростью. Компания SDK Lab создаёт виртуальные пространства для обучения сотрудников горнодобывающих компаний, Autodesk экспериментируют с использованием VR в сфере недвижимости, а IrisVR создают инструментарий для 3D-моделирования объектов.

Проблема для разработчиков состоит в том, что VR-шлемов много. Oculus, Microsoft Hololens, Samsung Gear VR, Google Cardboard - эти девайсы вспоминаются сразу. Еще есть HTC Vive, Project Morpheus, Visbox, Fove, StarVR - и на самом деле их еще больше. Разработчики сходятся во мнении, что вне зависимости от выбранной платформы, принцип обучения примерно одинаковый. Первый шаг - изучение C++ или C#, затем Unity или Unreal, так как это наиболее распространённые SDK, которые используют при разработке приложений виртуальной реальности.

Другой вопрос - где начать обучение. Во всём мире сейчас не больше 10 университетов, которые предлагают курсы по VR-разработке. Большая часть из них находится в США и лишь несколько за их пределами, в Норвегии и Сингапуре. Хороший вариант - обучаться самостоятельно. Для этого желательно уже иметь навыки разработки. Начать обучение можно с видеоуроков об инструменте для разработки Unity.

После знакомства со средой Unity, можно перейти к более продвинутому курсу Microsoft . Он посвящен созданию приложений виртуальной и расширенной реальности. Курс состоит из десяти модулей. Первые - ознакомительные и отводятся обсуждению основ виртуальной реальности, использованию VR-шлемов и принципам создания VR-программ на Unity.

Ближе к концу преподаватели курса рассказывают о более сложных технических деталях. Например, в четвертом уроке идёт речь о создании ПО для шлема Fibrum. В пятом - об особенностях взаимодействия с пользователем в виртуальной реальности: как избавить пользователя от дискомфорта и сложностей в управлении. Последний модуль отводится созданию высокоэффективных приложений на C++/DirectX.

Курс ведут евангелисты Microsoft Russia Дмитрий Сошников и Дмитрий Андреев, технический директор маркетингового агентства MAAS Александр Кондратов и основатель компании по разработке VR-приложений VR-AR Lab Артём Печеный.

Дмитрий Сошников, евангелист Microsoft Russia

Сам по себе курс скорее технологический, он учит основам разработки приложений виртуальной реальности для мобильных устройств. Чтобы разработать успешное приложение или игру, необходимо помимо этого ещё несколько составляющих: идея, хорошо подходящая под виртуальную реальность, навыки разработки игр в Unity, навыки создания трехмерных моделей для VR и бизнес-модель - идеи по возможной коммерциализации приложения.

В любом случае, надо пробовать. Придумать какую-нибудь идею и попытаться её реализовать на практике. Даже если не хватает каких-то составляющих, то это не повод откладывать процесс. Рынок VR-приложений пока достаточно свободный, и надо начинать действовать прямо сейчас! При этом с технологической точки зрения, всё не очень сложно, на нашем опыте обучиться созданию VR-приложений можно за пару дней.

Мы со своей стороны поддерживаем разработчиков на нашей платформе, например, в декабре прошел хакатон по VR/AR, на студенческом конкурсе Imagine Cup был целый ряд студенческих VR-проектов, получивших призовые места. Надо начинать действовать и менять этот мир к лучшему.

VR поменяет многие индустрии. В первую очередь, конечно, в голову приходят игры и развлечения. Кроме этого, отдельный класс приложений - это 360-видео или телеприсутствие, когда пользователь может «виртуально» перенестись в другое место. Подобные проекты имеют смысл в сфере образования, туризма и так далее.

Но на самом деле интереснее всего смотреть на то, как VR или AR могут использоваться в неигровых приложениях. Например, в обучении VR может позволить студентам заглянуть внутрь какого-то явления или процесса, будь то движение планет или атомная реакция. Вероятно, VR может изменить и стиль коммуникации людей, ведь недаром Facebook в своё время приобрела компанию Oculus VR.