Разделы. Разделы Бунт в войне и мире

для чего в "войне и мир" богучаровский бунт?каково его значение? и получил лучший ответ

Ответ от A. F.[новичек]
1)...богучаровский бунт дает искаженное представление о крестьянских восстаниях. Автор романа как будто не видит крепостнических порядков, сверху донизу пронизавших помещичью жизнь. Анненков правильно отмечал, что Т. умудрился обойти в романе разночинцев, а Тургенев указал на отсутствие в «Войне и мире» «декабристского элемента». Ни влияние французской просветительной философии, сильное в образованном дворянском кругу, ни влияние заграничных походов 1814-1815 на развитие декабристского движения не отражены в достаточной мере в романе. Но глубоко подняты были Т. иные мощные пласты действительности; настолько верно отразил он некоторые существенные стороны жизни русского общества и государства начала прошлого века, что отразил тем самым целостность общественных противоречий. И с исторической необходимостью выступили причины и предпосылки декабристского движения...
2)...И рядом сцена, которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, - под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это - простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне - родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле...
3)...он написал и о тяжелом положении крепостного
крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана...
Пожалуй из всего этого 3-й пунк отражает эту проблему более или менее полно 🙂
удачи, dear!

30. Проблема народа в «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Партизанское движение. Сцены Богучаровского бунта. Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

В романе множество образов мужиков, солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову , Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим «против воли государя и согласно, с волей народа». Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

«Мысль народная» – главная идея романа «Война и мир». Толстой знал, что простая жизнь людей, с его «личными» судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. «Я старался писать историю народа», – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому «мысль народная» играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война - это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, “роевого” начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой. Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Сцена богучаровского бунта . Превосходно рисуется здесь психология крестьян; самый их бунт выглядит как результат действия таинственных струй народной жизни, т. е. имеются в виду причины глубокие и значительные, а не поверхностные и случайные. Ко в контексте всего романа бунт богучаровских крестьян воспринимается как антипатриотический, хотя, и понятный: крестьяне наивно верили в то, что французский император даст им волю. Крестьянские волнения 1812 года совсем не освещались в трудах официальных историографов того времени. Но в действительных документах, в частности в уже упоминавшихся письмах Волковой, Толстой читал подробный рассказ о бунтовщиках-ополченцах, который, несомненно, своеобразно преломился в эпизоде богучаровского бунта. Социальные конфликты во всей их остроте и напряженности не нашли широкого отражения в эпопее, главной целью которой было показать патриотический подвиг русского народа, единство всей нации, сплотившейся для отпора врагу. Национальная общность представлялась Толстому как слияние лучшей части дворянства со всем народом (из этого единства исключались высшие слои петербургского и московского общества, резко критически, иронически изображенные в романе). Декабристская тема определяла на раннем этапе композицию задуманного монументального произведения о полувековой истории русского общества (от 1812 до 1856 года), рисовавшегося творческому воображению художника. Историческая подготовка движения декабристов нашла отражение и в завершенном романе хотя эта тема и не заняла в нем главного места. Пафос «Войны и мира» - в утверждении «мысли народной».

Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: "Мародеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали..." Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, — но оказалось, что он способен на" большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел "как волк зубами". Тихон не просто овеществляет силу и мужество "простого русского мужика". Он, как и многие другие "проходные" герои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за "языком" убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом вместе с партизанами, "Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям". Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие "Тихонов" и слабость наивных дворянских мальчиков. "Готов", — холодно сказал о Пете Долохов. Денисов подъехал к телу мальчика. "Я привык что-нибудь сладкое... Отличный изюм, берите весь", — вспомнилось ему. Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Чего стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство... И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева "жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал". Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капля с океаном. Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. "Мир завалился на глазах, и остались одни бессмысленные развалины". Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьера. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу. Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. "Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез", — подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили... В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользовался Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют всех русских людей, с мощной народной силой и высокими чувствами. "Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно " — отмечал Толстой, добавляя. "Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий..." Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание Именно народ победил в той войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.

Подавление богучаровского бунта - важный этап в развитии Ростова. У него не возникает мысли поинтересоваться причинами недовольства крестьян. Для него это не люди, а «грубые, бунтующие мужики». А рассказ княжны Марьи о ее тяжелом положении вызывает у Ростова слезы. А умение сочувствовать чужому горю дано не всяким героям Толстого, а только лучшим из них. За это полюбила Ростова княжна Марья. «Его добрые и честные глаза с выступающими на них слезами в то время, как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения». https://zelstroy.ru ремонт и отделка магазинов - ремонт магазинов в тц.

В княжне Марье и Николае просыпается любовь. Толстой показывает, что душевная жизнь людей, их личные радости и печали продолжают волновать их, даже в самые тяжелые исторические моменты. Поглощенные своей любовью Николай и княжна Марья не произносят патетических фраз об отечестве. Но именно такие княжны Марьи, не поддавшиеся уговорам французов и не сделавшие им удовольствия стать французскими подданными, такие Николаи Ростовы, без рассуждения выполнявшие повседневные фронтовые дела, стали, как частица роевой жизни, орудием судьбы наполеоновской армии. Они, конечно, не сознавали этого, но несмотря на это, а точнее благодаря этому, они близки кутузовскому началу, определяющему основную историко-филосовскую мысль романа.

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества. Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением. Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней. Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу. Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям. И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.


Парадоксы и образы-символы Дома и Города в творчестве Ивлина Во.
Классическая английская литература, не раз трактовавшая “хоум” (home – дом, домашний очаг) британца как его приют и пристанище в море жизненных невзгод, оставила несколько образов-символов, воплотивших идею домашнего уюта и сердечного тепла. Это образы детей и образы домашних животных. Современная британская новелла тоже обращается к эт...

Своеобразие поэтики С. Есенина. Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля.
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, слов...

Купальские песни
18. Пойдем, девки, кругом жита, * В нашем жите ведьма сидит. Иди, ведьма, с нашего жита, Наше жито свячённое! Иди, ведьма, в Сеньково, – Тама жито не свячёно. *Каждая строка повторяется 2 раза. В купальскую ночь нужно было караулить посевы от происков нечистой силы, в песне звучит обрядовый мотив изгнания ведьмы из своих полей в...

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

для чего в "войне и мир" богучаровский бунт?каково его значение? и получил лучший ответ

Ответ от A. F.[новичек]
1)...богучаровский бунт дает искаженное представление о крестьянских восстаниях. Автор романа как будто не видит крепостнических порядков, сверху донизу пронизавших помещичью жизнь. Анненков правильно отмечал, что Т. умудрился обойти в романе разночинцев, а Тургенев указал на отсутствие в «Войне и мире» «декабристского элемента». Ни влияние французской просветительной философии, сильное в образованном дворянском кругу, ни влияние заграничных походов 1814-1815 на развитие декабристского движения не отражены в достаточной мере в романе. Но глубоко подняты были Т. иные мощные пласты действительности; настолько верно отразил он некоторые существенные стороны жизни русского общества и государства начала прошлого века, что отразил тем самым целостность общественных противоречий. И с исторической необходимостью выступили причины и предпосылки декабристского движения...
2)...И рядом сцена, которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, - под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это - простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне - родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле...
3)...он написал и о тяжелом положении крепостного
крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана...
Пожалуй из всего этого 3-й пунк отражает эту проблему более или менее полно 🙂
удачи, dear!