Продемонстрируйте утверждение что объекты изучения географии уникальные. Что будем делать с полученным материалом. Течения, вызванные ветром
географический геокомплекс наука территориальный
О предметной области географии написано много, не очень внятно и противоречиво. В философии предмет исследования понимается как категория, обозначающая некоторую целостность (аспект), выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
В.А. Анучин считает, что "общим предметом изучения, или общим объектом изучения, для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер ("сфер второго порядка") в единой взаимодействующей системе".
М.М. Голубчик и его соавторы предметом географии считают "исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды)". При этом не уточняется то положение, что географическая оболочка исторически считается объектом физической географии, а среда (видимо, природная) одно из ее свойств, возникающих в субьект-обьектных отношениях.
У А.Г. Исаченко и К.К. Маркова предмет исследования есть изучение пространственно-временных отношений взаимодействия общества и природы. А.Н. Ласточкин предлагает морфологический подход познания географических объектов, который объединит предметы исследования частных географических наук. Более просто и понятно это у Э.Б. Алаева. Он предлагает считать, что в совокупности объект, аспект, метод и цель составляют предмет исследования научной дисциплины, своеобразный "паспорт" удостоверяющий ее функцию и право на существование (рис.1).
Объект исследования - это то, что изучает данная отрасль науки (объективное материальное явление, либо категории духовного порядка).
Аспект исследования - какая сторона, и под каким углом зрения рассматривается этот объект. Для географических дисциплин характерен геопространственный аспект (синонимы: территориальный, зональный, региональный). Для общих дисциплин - компоненты, сферы, взаимосвязи между сферами (компонентами), для региональных - геосистемы, в т.ч. ландшафты, ТПК и т.д., территориальная дифференциация (районирование, районообразование) горизонтальные потоки вещества, энергии и информации.
Метод исследования - это подходы к исследованию, т.е. методология, а также особые приемы и методика исследования.
Цель исследования - предполагаемы результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.
Предмет изучения общей географии - географическая действителъность в виде географической картины мира, которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в особом геопространстве Земли - геоверсуме.
Объектом при такой формулировке предмета общей географии может быть геоверсум как целостное явление в особомгеопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Аспектом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.
Географический подход обусловил и использование новых методов исследования - системного анализа (моделирования), дистанционных методов сбора информации (особенно аэрокосмических) и компьютерных технологий в создании ГИС. Объяснительной частью предмета становится глобально-региональные закономерности территориальной организации и оптимизации качества среды жизни человека, базирующиеся на положениях системологии и синергетики.
География как наука зародилась в глубокой древности. Александрийский ученый Эратосфен 22 столетия назад выпустил книгу под названием «География», т.е. «Землеописание».
Если ранее объектом изучения географии называлась Земля («Ге», отсюда «география»), то постепенно откристаллизовался вывод, что объектом изучения географии является географическая оболочка , сделавшаяся почти полностью средой обитания человека.
В том узле проблем, который предстоит решить всему человечеству и потому названных глобальными, по крайней мере, 2 географических: а) рациональное использование природных богатств и б) сохранение среды обитания человека. Главной целью науки географии следует считать познание связей человека (общества, цивилизации) с внешним миром. Задачи: изучение общих закономерностей структуры и развития географической оболочки, в т.ч. под влиянием деятельности человека, разработка конструктивных подходов в вопросах взаимодействия общества со средой обитания, научное прогнозирования результатов этого взаимодействия.
2. Системная классификация географических наук
Вместе с географией вцикл наук о Земле входят биология, геология, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения (биология – органическая жизнь, геохимия – химический состав Земли, геология – недра, география – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения). На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии. В цикле наук о Земле географию обособляет не один предмет изучения, но и основной метод – описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греческого ge – Земля и grapho – пишу), заключен предмет и основной метод исследования.
География на уровне цикла – это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.
Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки.
Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.
Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 5-9
Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 5-9
ЛЗ 3-4. Космические факторы формирования ГО.
1. Вселенная. Галактики.
2. Солнечная Система. Солнце
Вселенная. Галактики.
1. З емля - одно из бесчисленных тел Вселенной или Космоса. Процессы, которые на ней происходят, во многом определяются космическими причинами. Формы материи Вселенной разнообразны: электромагнитная радиация, твердое, сверхтвердое, жидкое, газообразное, плазменное вещество. Наибольшая часть материи Вселенной (98%) сосредоточена в массивных телах - звездах, планетах, их спутниках, кометах.
Эти космические тела группируются в различные системы, в которых они связаны силами взаимного тяготения и отталкивания.
Каждая система входит в систему более высокого порядка. Так, планеты бывают окружены спутниками (планетные системы ); вращающиеся вокруг звезды Солнца планеты и планетные системы образуют Солнечную систему . Совокупность звезд образует звездные системы . Наше Солнце является частью звездной системы Галактики , которая состоит из звезд различных типов, звездных скоплений, туманностей, а также заполняющих межзвездное пространство частиц и атомов. Звезды , в т.ч. и Солнце, - гигантские раскаленные самосветящиеся шары с температурой ядер в среднем от 10 до 30 млн. градусов. Звездное вещество - ионизированный газ - плазма. По современным представлениям, основным источником звездной энергии являются ядерные реакции, протекающие в недрах звезд и сопровождающиеся выделением огромного количества энергии. Главную роль здесь играет превращение самого распространенного элемента Вселенной водорода в гелий (H 2 - 80% He - 18% вещества Метагалактики . Метагалактикой называется доступная изучению часть Вселенной). В Метагалактику, кроме Галактики, входит множество других галактик, удаленных от нас на сотни тысяч и миллиарды световых лет.
Расстояние от Солнечной системы до центра Галактики составляет 23-28 тыс. св. лет. Солнце находится на периферии Галактики. Для Земли это обстоятельство очень благоприятно: она расположена в относительно спокойной части Галактики и в течение миллиардов лет не испытывает влияния космических катаклизмов.
Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью 200-220 км/с, совершая один оборот за 180-200 млн. лет. За все время существования Земля облетела вокруг центра Галактики не больше 20 раз. На Земле 200 млн. лет – продолжительность тектонического цикла. Это очень важный этап в жизни Земли, характеризующийся определенной последовательностью тектонических событий. Цикл начинается погружением земной коры. Накоплением мощных толщ осадков, подводным вулканизмом. Далее усиливается тектоническая деятельность, возникают горы, меняются очертания материков, что, в свою очередь, вызывает изменение климата.
2. Солнечная система имеет сложное строение. В ее состав входят 9 планет со спутниками, десятки тысяч астероидов, комет, метеорное вещество и единственная звезда - Солнце. Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. В том же направлении происходит вращение вокруг оси всех планет, кроме Урана и Венеры. Путь каждой планеты - примерно окружность, по которой планета обходит Солнце. Чем ближе планета к Солнцу, тем меньше ее орбита, тем короче путь, который ей приходится пробегать.
Массы планет малы, но достаточны для удержания некоторых газов (атмосфер).
Солнце- раскаленный плазменный шар, который совершает оборот вокруг своей оси за 27 земных суток в экваториальной части и за 32 – у полюсов. Оно относится к звездам небольших размеров, типичный карлик, которые характеризуются невысокой светимостью. На нем обнаружено около 70 химических элементов, но преобладают водород (90%) и гелий (10%). Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, средняя плотность - 1,41 г/см 3 . Во внутренних частях его плотность достигает 100 г/см 3 .
В Солнце сосредоточено 99,86 % массы, температура на его поверхности достигает 6000 К, в центре - около 15млн. К В ядре Солнца в результате термоядерных реакций происходит превращение водорода в гелий, сопровождающегося выделением огромного количества энергии, которая излучается в окружающее пространство. Излучение равно 3,8 10 26 Вт, что соответствует расходу массы в 4 млн.т /сек..
Излучающим внешним слоем Солнца является фотосфера - слой мощностью около 300 км. В фотосфере часто наблюдаются темные пятна и яркие образования - факелы . Фотосфера переходит в атмосферу, нижний слой которой носит название хромосферы , простирающейся на расстояние 15 тыс. км. В хромосфере наблюдаются сильные внезапные кратковременные хромосферные вспышки . Над хромосферой простирается солнечная корона , состоящая из очень разреженного газа. На фоне разреженного газа короны бывают, видны громадные “фонтаны” звездной материи - протуберанцы . Совокупность названных физических изменений, происходящих на Солнце, называют солнечной активностью .
Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 12-30
Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 45-48
Любушкина С.Г Общее землеведение, М.,2004, стр. 5-7
ЛЗ 5-6. Планетарные факторы формирования географической оболочки
1. Форма и размеры Земли
2. Годовое вращение Земли
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕОГРАФИИ 1 глава
География по-гречески означает «описание Земли». Это наука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ?
География - комплекс научных дисциплин, изучающих особенности размещения объектов природы и общества на земной поверхности.
Цель географии - раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы " разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комплексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятельности.
Главные отличия географии от других наук;~изучаемые явления и процессы природы и человеческого общества рассматриваются как сложные пространственные структуры, jcccho взаимосвязанные в своем развитии с территорией;-пространственное (географическое) мышление опирается на использование и анализ географической карты;, главное внимание уделяется поиску территориальных различий изучаемых явлений и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ взаимодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории.
1.1. Объект и предмет изучения географии
Объектом изучения географии является, поверхность- З.е.мли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географической оболочкой. Последняя включает в себя территорию, природу (географическую среду) и человеческое общество. Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли), гидросферы (водной оболочки Земли), атмосферы (воздушной оболочки), почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле). Человеческое обще-/ ство включает в себя людей (население), их деятельность (хозяйство), культуру, социальную и политическую жизнь.
Основной предмет изучения географии- пространственная структура географической оболочки и пространственные процессы взаимодействия природы^ человека и его деятельности на земной поверхности. -
На становление географии как науки большое влияние оказали смежные научные Дисциплины. Как наука мировоззренческая она тесно связана с философией; как наука природоведческая она использует знания, полученные в физике, химэд| биолощи, геологии; и поскольку география занимается ещё" [территориальных различий в пространственной организации об- Дцества, она гёсно"связана с экономикой, сопио югпси," ie\mi paf фией,этнографией и другими гуманитарными науками.
География^"наука" древняя. Первые географические знания сформировались в древности, когда люди начали постигать особенности и свойства тех"земных ландшафтов, в которых они проживали. Позже эти знания стали" обогащаться благодаря путешествия;^, открытию новых земель и"новых народов, изучению особенностей их существования, культуры, способов ведения хозяйства. И. В. Зорид в свдс$ книге,«Феноменология путешествий» писал, что дГ."о^сутствие письменности делало путешествие практически единственным способом коммуникаций», путешественник нее «с собой в мир культуру своего этноса». Постепенно знания расширялись, росли сведения о пространственном разнообразий форм жизни, культуры разных народов. Если первые географические сведения распространялись устно (через мифы, саги, былины, сказания), то позже появились сведения рукописные и печатные.
Со временем одним из способов сохранения и передачи информации стали географические карты, атласы и глобусы. Древнейшие географические карты и планы датируются IV-III тысячелетиями до н.э. и составлены в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае.
В античное время Аристотель ввел представление о шарообразности Земли. Эратосфен определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввел термин «География». В этот же период Поседоний вЭдШшл 13 поясов широтной зональности, а родоначальник страноведения Страбон в 17 томах описал разные территории ЗёИй. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил основы для картографического построения и изучения Земли (Дьяконов, 2005).
Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина" XVfl вв.) расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности Земли и о единстве
Мирового океана. География выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знаний. В этот период голландский картограф Меркатор составил карту мира, где были показаны реальные очертания материков и береговых линий/.
В 1722 г.:в России.был создан первый рукописный атлас «Большого Чертежа всему государству Московскому». В Сибири и на Дальнем Востоке совершали свои экспедиции В.И. Беринг, Крашенинников, Хабаров, Атласов, и многие другие. Материалы этих экспедиций позволили уточнить границы Российского государства, создать серию топографических карт сибирских территорий. В XVIII-XIX вв. состоялись экспедиции по изучению побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки.
На рубеже XVIII-XIX веков И. Кант, классифицируя все науки, отнес математику и физику к сущностным, предметным наукам; историю - к временным, хронологическим наукам, а географию - к пространственно-хронологическим наукам. Согласно. И. Канту, предметом изучения географии стал анализ размещения объектов в пространстве-времени, а также законов и закономерностей их размещения.
Важную роль географическая наука того времени уделяла климату. HI.JI. Монтескьё писал о его роли в развитии общества: «.. .власть клима|аесть первейшмвл^тъв,мире>>.
В XVIII в. Александр фон Гумбольдт вывел взаимосвязь между живой и неживой, природой и определил в качестве главной задачи географий? изучение взаимосвязи земных явлений. В XIX в. география перестала быть целостной наукой и распалась на экономическую и физическую географию, а затем и они разделились на отдельные ветви знаний. В то же время В.В. Докучаев выдвинул идею создания ландшафтоведения - единой интегральной географическОй"науки, которая должна синтезировать частные знания по отдельным природным компонентам в единое знание о ландшафте." 1
В XX в. в географии возникли новые направления исследований и методологические подходы. Прежде всего усилился интерес к человеку, всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Возникло новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее I! первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. Так появились школа «географии человека» во Франции, региональное планирование и геополитика в Германии. После Второй мировой войны стали изучаться 1 географические особенности пространственного поведеНия|Йейовека через его личное восприятие мира.
Рост промышленного производства в мире, обусловивший ухудшение качества природной среды, привел к необходимости изучения ее состояния. Так возникла новая отрасль знания - экология. Большой вклад в ее развитие внесла география, которая предложила свои знания о ландшафтном устройстве земной оболочки и причинно-следственных связях взаимодействия ее компонентов.
В СССР в послевоенные годы сформировались такиеотрасли географии, как география населения, позже - география культуры, политическая география, социальная география. В 1970-х гг. зародилось новое направление в географии - рекреационная география, предметом которой стало изучение деятельности человека в свободное от работы время. Ее теорию разработал B.C. Преображенский и его коллеги. Именно география заложила основы первых исследований в области туризма и рекреации.
Развиваясь в контакте с другими естественными и гуманитарными науками, география активно использует методологию и методы смежных наук: исторический, системный и другие подходы, математические и статистические методы, и в свою очередь обогащает своей теорией и методологией смежные Науки, в частности экологию, демографию, региональную экономику, районную планировку, экономику и менеджмент туризма.
1.2. Задачи географии
Перед географией стоит целый ряд задач, которые она решает как научная дисциплина: 1) выявление особенностей расположения различных объектов природы и человеческого общества; 2) выявление законов и закономерностей их размещения; 3) изучение пространственных закономерностей взаимодействия человека и его деятельности с природной средой; 4) районирование и зонирование территории по разным признакам; 5) типология территорий - регионов, ландшафтов, городов и др.
Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших горных систем или пустынь земного шара, размещения населения, городов, промышленности, туризма и т.д.
Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает причины, обусловливающие положение этих объектов на конкретной территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма.
Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает возможность понять масштабы взаимовлияния - насколько природа влияет на жизнедеятельность человека, и какова степень ее изменения в результате хозяйственной деятельности, возможно ли сохранение природных ландшафтов при устойчивом развитии человеческого общества. Мы живем в эпоху обострения экологического кризиса, когда происходит глобальное преобразование природной среды, приводящее к планетарным изменениям (например, глобальному потеплению климата, вызванному деятельностью человека). Поэтому одной из задач географии становится изучение устойчивого развития общества и природной среды, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия на Земле.
Районирование - разделение территории на части (районы или регионы) по определенным признакам (особенностям): природным, социальным, культурным или экономическим, отличающим их от соседних территорий, но имеющим между собой сходные черты. Районы могут иметь общие черты либо, наоборот, сильно отличаться друг от друга. Районирование территории позволяет понять территориальное разнообразие природных, культурных и социально-культурных явлений. В процессе районирования территории выделяют либо однородные, либо узловые районы. При зонировании территории выделяют участки с преобладанием какого-либо одного признака, причем зоны обычно имеют линейный, полосный или концентрический вид. Выделяют также зоны тяготения (участки территории, которые тесно связаны с каким-либо городом или экономическим центром), природными зонами или климатическими поясами.
Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов - одна из самых главных задач географии. Типология - выделение различных типов явлений и процессов одновременно по разным основаниям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 разделения объектов и явлений природы и человеческого общества по какому-то одному основанию (признаку). Типизация географических объектов является главной особенностью географии, которая отличает ее от других наук, поскольку благодаря выявлению специфических типов объектов географ познает все разнообразие изучаемых им объектов и явлений природы и человеческого общества.
* 1.3. Структура географической науки
^ География делится,на две главные ветви - физическую и социально-экономическую, которые в свою очередь.подразделяют- ся на научные, подотрасли. Представить это мржно в виде схемы (рис. 1). Физическую географию по специфике изучаемых ею отдельных KQM^diteHTOB. природы делят на геоморфологию (науку о рельефе), климатологию (науку о климате), биогеографию (науку о ^закономерностях размещения разных видов растительности и животного с мира}, географию почв (науку"о, географическом распространении,разных типов почвы), .гляциологию (науку о ледниках), океанологию (науку о Мировом океане)^ гидрологию суши (науку, о.водах суши) и другие. Отраслью, синтезирующей знания обо всех-компонентах природы, является ландшафтове- дение. В каждой-из отраслей, физической географии важную роль играет экология - наука об окружающей рреде.
Социально-экономическая география делится на политическую географию, географию населения, географию городов, социальную, географиюд-географиюцхрзяйства (промышленности и сельского.хозяйства), географию транспорта, географию сферы услуг (в т.ч. рекреационную географию, или географию туризма),--географию культуры, историческую географию и другие.
Физическая и социально-экономическая география имеют различные объекты исследования (природу и человеческое общество). Одна изучает устройство и пространственную организацию природных комплексов, другая - пространственную организацию жизни и деятельности людей. Однако природа и человеческое общество не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Социально-экономическая география не может существовать в отрыве от физической географии, потому что человеческое общество живет, и развивается, используя природу как свою географическую среду и как ресурсную базу для человеческой деятельности.
Поэтому, изучая природу, территориальное размещение деятельности человека и самих людей, физическая и социально- экономическая географии взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. На их стыке появляются новые направления географических исследований. Например, рекреационная география изучает как социально-экономические явления (рекреационную деятельность отдыхающих, формирование туристской отрасли хозяйства), так и природные объекты (природные ресурсы и климат).
Рис. 1. Структура географии |
Люди сами являются компонентами природы и испытывают влияние законов природы. В тоже время человеческое общество оказывает сильное воздействие на природу, причем это влияние зависит от уровня развития человечества.
Воздействие природы на общество велико, оно нередко определяет развитие общественной жизни. И природа, и общество развиваются по своим собственным законам, хотя человек является не только общественным существом, но и частью природы. Природа, окружающая человеческое общество и испытывающая воздействие последнего, образует географическую среду челове-
ческого общества. От природных условий зависит образ жизни населения и тип ведения хозяйства. Таким образом, география изучает три взаимосвязанных блока (триаду): «природа - население - хозяйство». Изучение взаимодействия природы, общества и хозяйства лежит в основе географии.
Менеджеры туризма изучают географию как базовую науку, поскольку она дает представления о природно-климатических, демографических, социально-экономических особенностях того или иного региона, формирующих его туристский потенциал и характер туристской деятельности. Знания о пространственном размещении природных ресурсов, людей и хозяйства, о тенденциях его развития необходимы для регионального планирования развития туризма, планирования развития объектов туристской индустрии, инвестиций в туристскую отрасль. Область применения географических знаний в туризме показана на рис. 2.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Карта -"основное средство познания в географии. Как модель действительности она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядность^., Это делает ее важнейшим средством изучения объектов и явлений"в разных областях знаний о Земле и обществе. Туризм тесно связан с картой и в большинстве случаев немыслим без нее.
2.1 ; . Карта и план местности
Карта - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по Определенному математическому закону в системе условных обозначений. Математическая основа картй"включает масштаб й картографическую проекцию, который "Определяют степень yivieiи.шбния величины объектов на карте, их правильное географичёское^псйожение, а также характер и степень искажений, неизбежных при изображении шара на плоскости (Географический энциклопедический словарь, 1960).
План местности ^удйЬвно-зйаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), построенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб плана постоянен во всех точках.
Для определения положения географических объектов на земной поверхности используется градусная сеть- система меридианов (долгот) и параллелей (широт). При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.
На плане изображаются небольшие участки земной поверхности. Он составляется непосредственно на местности. На карте изображают большие территории. При этом используют разнообразную информацию в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.
На план обычно наносят все объекты и детали конкретной местности. На карту в зависимости от их содержания и назначения наносят самые разные объекты, явления или показатели.
При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежно искажение изображения объектов. При этом объекты, показ которых необходим, но не проходит в масштабе карты, изображаются внемасштабными знаками.
На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть меридианы (долготы) и параллели (широты). На планах направление на север показывают стрелкой с обозначением «север - юг». На картах направление «север- юг» определяют меридианы, а направление «запад - восток» - параллели.
2.2. Масштаб карты.
Измерения расстояний по планам и картам
Для измерения расстояний по планам и картам надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на плане или карте по сравнению с действительным расстоянием на местности. Масштабы бывают численные, именованные, графические (линейные).
Численный масштаб выражается дробью, где вчислителе - единица, а в знаменателе - число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, то есть степени уменьшения данных. Числитель и знаменатель обычно даются в одинаковых единицах измерения - сантиметрах; на английских и американских картах - в дюймах. Чем больше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.
Если масштаб сопровождают пояснением, указывающим соотношение длин линий на карте и на местности, то это именованный масштаб. Его указывают на всех картах.
Часто масштаб рисуют в форме графика внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры. Такой масштаб называется линейным. Справа от нуля подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум, или нескольким величинам масштаба. Например, масштаб 1: 10 ООО ООО означает, что 1 см на карте соответствует 100 км (х) на местности. Для того чтобы проще воспринять величину масштаба, необходимо в правой части дроби у числа, состоящего из большого числа нулей, отбросить 5 нулей, получив соотношение 1 см = х км. Зная это соотношение, легко подсчитать расстояние на карте, измерив его линейкой или циркулем и умножив на х. Конечно, при этом неизбежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат измерений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий непостоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным линиям или точкам, а не ко всему полю карты. Принятый на топографических картах России масштабный ряд показан в табл. 1.
Таблица 1
2.3. Виды карт. Условные обозначения
Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, назначению; охвату территорий:
Но содержанию карты бывают общегеографическими и тематическими." Н&* общегеографических картах изображают рельеф, реки, озера^ а также^нйселенные пункты, дороги и т.д. Ни один из объектов " нанесенных на карту, не выделяется особо среди других. Тематические карты передают с большой подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы карты. Среди них выделяются физико-географические карты и социально-экономические.
При анализе размещения и развития туризма и рекреации используются тематические физико-географические и социально-экономические карты, а также составляются специальные карты туризма. Геоморфологические карты дают информацию о рельефе, климатические - о климате и погодных условиях, биогеографические - об ареалах распространения отдельных растительных сообществ и видах животных, карты населения - о численности населения в городах и сельской местности, плотности населения и так далее. Такие карты помогают выделить участки земли, наиболее или наименее благоприятные для отдыха. Кроме того, специалистами используются синтетические карты, дающие представление сразу о нескольких характеристиках территории, например, карты промышленных зон и загрязнения воздушного и водного бассейнов выбросами в атмосферу и сточными водами. Или, например, составляются оценочные карты с выделением территорий, наиболее или наименее благоприятных для отдыха или какого-либо вида туризма, когда в одну оценку входят разные показатели. При составлении районных планировок курортных зон и местностей часто используются синтетические оценочные карты рекреационных ресурсов. Есть карты, созданные на основе математических моделей, например, карты частоты схода лавин или землетрясений; динамики разрушения берегов и многие другие. Все эти виды карт в целом помогают менеджерам туризма получить более полное представление об особенностях природы, населения, хозяйства территории, характере и специализации туризма в этом районе. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости, как в природе, так и в обществе, а также между природными и социально-экономическими объектами, расположенными на одной территории.
По величине масштаба карты делятся на крупномасштабные (изображают небольшие участки земной поверхности крупным планом), среднемасштабные и мелкомасштабные (показывают обширные участки земной поверхности мелким планом). Планы местности имеют масштаб 1: 5000 и крупнее. Крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее передают основные особенности территории. Их создают по результатам обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и измерений на местности. Искажения на топографических картах весьма незначительны. Среднемасштабные- обзорно-топогра- фические карты масштаба 1: 200 000 - 1 000 000 включительно создают по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначением карты. Мелкомасштабные - обзорные карты масштаба мельче 1:1000 000 предназначены для изучения больших территорий.
По назначению различают карты учебные, справочные, туристские и др. По охвату территории создают карты мира, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей.
В настоящее время с помощью компьютерных технологий создаются интерактивные карты. По сути, они напоминают многослойный пирог, когда на одну картографическую основу наносится послойно различная информация о территории. Эти карты можно увеличивать или уменьшать в масштабе, в них можно добавлять нужную или убирать ненужную информацию, считывать необходимые данные, одновременно производя расчеты или рисуя графики. С помощью таких карт осуществляется управление территориями, оценивается качество рекреационных ресурсов и разрабатывается их кадастр, прокладываются новые туристские маршруты и т.д. В прикладных информационных исследованиях эти технологии обобщены в единое научное направление «геоинформатика». Фактически все географические карты сейчас производят с помощью геоинформационных компьютерных технологий.
Для изображения географических объектов на картах применяют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда Ш ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение карты необходимо начинать с легенды.
Условные знаки бывают площадными (контурными), линейными и внемасштабными, пояснительными. К площадным (контурным) знакам относят контур леса, озера, городского квартала, ареал распространения растений и животных, территория государства и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д. Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, определяющие высоту над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей дают через определенные интервалы. Кроме того, на картах ставят то^ШШ® водоразделах и у урезов воды рек и озер, где подписывающих абсолютные высоты. Направление склонов отмечают короткими ^черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения/склонов.; Разность высот двух соседних горизонталей называют высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по числу горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и относительную высоту местности. Абсолютная высота местности - высота над уровнем мОря; относительная высота - превышение одной точки над другойУВнемасштабными знаками отмечаются объекты, которые не могут быт» выражены в масштабе карты (источник, церковь, памятник, пещера, горная вершина, вулкан). Пояснителъные"щг&ки -т-. это цифры и надписи на карте..
Все условные знаки на топографической карте объединены в следующие группы: отдельные местные предметы; дорожная сеть; гидрография (реки, озера) и сооружения при ней; почвенно- растительный покров; рельеф.
Для определения крутизны склонов на карте измеряют заложение (расстояние между двумяасмежными изолиниями).
На топографических картах принято, что заложению в 1 мм соответствует крутизна склона 10 градусов. Вычисляют также высоту сечения h (разность между двумя высотами). Затем по формуле: tg = h /d определяется крутизна склона.
2.4. Использование карт в туризме
В туризме наиболее часто используются: туристские карты и картосхемы. В экскурсионных поездках обычно пользуются мелкомасштабными картами, дающими представления о больших территориях и отдельных регионах, а в походах и путешествиях- крупномасштабными топографическими картами, как правило, масштаба 1: 200 ООО или 1: 100 000 («двухсотки» и «сотки»), а также специальными спортивными и туристскими, картосхемами. На таких картах показаны населенные пункты, реки, озера, транспортные пути и дороги, специальные объекты туризма. В настоящее время публикуется большое число туристских карт, атласов, картосхем для разных регионов мира - от мировых карт до туристских карт отдельных местностей.
Особенно важны туристские картосхемы. Картосхемы в отличие от карт не имеют строгого соответствия топографической основе. Здесь может быть искажена проекция, условно показаны объекты, использованы внемасштабные знаки. Туристские картосхемы выпускаются для отдельных, интересных в туристском отношении районов, на которых нанесены объекты культурно- исторического наследия, объекты рекреационной сети (санатории, дома отдыха, учреждения спортивного туризма, детские учреждения отдыха), а также объекты транспортной инфраструктуры (железные дороги^ автомагистрали, аэропорты, морские и речные порты) .
При анализе размещения туризма составляются специальные карты туризма. На них в отличие от туристских карт и картосхем изображаются не только главные объекты туризма (природные, историко-культурные, этнографические), но также выделяются точечными и внемасштабными значками главные и второстепенные турцентры, курорты всех видов (морские, озерные, бальнеологические, бальнеогрязевые, грязевые, климатические, горноклиматические), элементы рекреационной сети (гостиницы, санатории и т.д.), наиболее аттрактивные объекты туризма; линейными знаками - транспортная инфраструктура туризма (сеть железных и автомобильных дорог, морских и речных путей) и сеть туристских маршрутов; площадными знаками курортные зоны и агломерации, зоны туристской специализации (на одном или нескольких видах туризма), районы с максимальной и минимальной рекреационной нагрузкой на территорию, зоны активной и пассивной туристской притягательности.
2.5. Поясное время и часовые пояса Земли
Земля совершает полный оборот (360°) вокруг своей оси за сутки, т.е. за 24 часа, а за 1 час поворачивается на 15° (360°:24). По поверхности земного шара через каждые 15° проведены меридианы, разница между которыми составляет 1 час времени. Поверхность Земли условно разделена на 24 часовых пояса от 0 до 23. Время во всех пунктах, лежащих в пределах одного пояса, принято считать одинаковым, и называется оно местным временем срединного меридиана этого пояса. Поясное время - это время в границах одного часового пояса. В некоторых странах существует свое местное время, которое может отличаться от поясного на 30 мин и 45 мин. На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл.
Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.
1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).
2 Слово локальный
происходит от латинского слова локус
(locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.
3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.
Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.
География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.
Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.
Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.
Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.
Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.
В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.
В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.
Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.