Правильная интонация голоса. Что такое интонация? Виды интонации. Контроль голоса и переход на интернет-общение

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое . И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом . В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

— Откуда ты, молодость?
— А кто твои, молодость,
В жизни герои?
— Чем в мире дороги
Твои знамениты?
— А песня какая
С тобой неразлучна?

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье .

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

— Ну, не безобразие ли это?

— Не обидно ли?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое : даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!


Интонации голоса меняются в зависимости от эмоционального или физического состояния. Важно обнаружить определенные закономерности. Если какая то характеристика неизменно проявляется, то можно делать вывод о возможных мыслях или поступках другого человека.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.
Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.
Иногда люди используют громкий голос для пущей убедительности. Подобная манера говорить действует на людей, но только на запуганных, слабых, неуверенных в себе или ленивых, предпочитающих, чтобы за них решения принимали другие.
Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.
Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.
Каждый раз, услышав чей то тихий голос, не следует спешить с выводами. Лучше присмотреться к человеку и понять, чем обусловлен подобный голос, в каких ситуациях он используется.
В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.
Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.
В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.
В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.
Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.
В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.
Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.
Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.
Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.
Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.
Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.
В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

У каждого из нас высота голоса во время разговора с другими людьми меняется. И на это есть вполне определенные причины.
В большинстве случаев голос становится выше от радости, страха, возбуждения и т. д. Голос «срывается» от большого эмоционального напряжения. Различные эмоциональные состояния подтверждаются языком тела, поведением людей.
Когда человек устал, загрустил, подавлен или желает произвести на других впечатление, то голос становится значительно ниже. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на язык тела.

Речевые ударения

Надо внимательно прислушиваться к речевым ударениям. Желая подчеркнуть какое то слово и мысль, говорящий может использовать речевое ударение. Его легко распознать, если одновременно воспринимать язык тела. Например, одновременно с речевым ударением говорящий иногда наклоняется вперед, кивает головой, поднимает руку и т. д. Еще раз подтверждается правило, что желательно научиться замечать в поведении собеседника отклонение от стереотипности, привычного. Тогда удается понять как намерения человека, так и его характер.


Правильная интонация: что это?

Интонация - отличительный признак устной речи

Интонация: что это?

5. Значение интонации для формирования выразительной речи.

6, основные элементы интонации


Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Значение интонации для формирования выразительной речи

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).



Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.

Содержание:

На первый взгляд может показаться, что в общении человека важную роль играют слова. С их помощью мы передаем собеседнику какую-либо мысль или информацию. Но на практике, в реальной жизни, слова могут произноситься с разными чувствами и эмоциональными окрасками. И в этом ключевую роль играет интонация голоса.

Какую роль играют знаки препинания?

Просматривая написанный или напечатанный текст, мы видим определенные знаки препинания. Они дают нам понять, на каком слове нужно остановиться и заострить внимание. Бывает, от расположения запятой может зависеть человеческая судьба – выживет или умрет человек. Поэтому не стоит преуменьшать значение знаков препинания ни в коем случае.

Однако, другое дело — общение с собеседником лично или разговор по средствам связи. Здесь интонация голоса, язык мимики и жестов играют несколько другую роль.

Стоит иметь в виду, какой тон и тембр голоса мы выбираем при общении с человеком. Очевидно, одни и тоже слова, произнесенные «по-разному», могут, как вдохновить, так и огорчить собеседника. Даже общепринятые и привычные приветствия, произнесенные разным тоном, могут многое сообщить об отношении человека к вашей персоне.

Выступающему следует заботиться о выразительности интонации, зная о том, что однообразность речи ведет к сонливости. Начинающим следует заострить внимание на интонировании знаков препинания. Помогут в этом следующие упражнения.

Упражнение «Вытяну ответ»

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили или нет?

При желании получить ответ, вопросы задаются с еще большей силой. Она нарастает с каждым последующим вопросом. При этом голос поднимается выше, темп фонетической линии изменяется в интонации. В третьем, последнем вопросе после самого высокого тона: «Говорили?» — звук понижается на словах «или нет?».

Ответь: когда восторг сменяет песни
Молчанием? Тогда ли сон с листа
Исходит, словно рой грядущих лестниц
Или перил последнего моста?

Марина Геллер

Почувствуйте, как при нарастании удивления (на словах песни, лестниц) фонетическая линия знака вопроса стремится вверх. Так и должно быть, поскольку нарастание удивления увеличивает . При самом высоком удивлении вопросительную фигуру повторять можно на каждом слоге. Это приведет к усилению фразы.

Попрактикуйтесь на следующем тексте:

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокой!

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор:

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?…

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?…

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?…

А.С. Пушкин

Чтобы передать всю силу и убежденность этих строк нужно владеть приемом «полного вопроса». Следует выражать голосом вопросительные знаки в различной его силе, со стремящейся вверх интонацией вопроса.

Двоеточие также является одним из действенных знаков препинания:

Небольшая пауза в интонации на этом знаке что-то рекомендует, подготавливает или указывает на то, что следует.

Так мимолетно перед нами
Перепорхнула жизнь — и жаль:
Всё мнится — зорь вечерних пламя
В последний раз открыло даль.

Враг отрицательности узкой,
Всегда он в уровень шел с веком:
Он в человечестве был русский,
В науке был он человеком.

Вне всякого сомнения, сколько у нас языковых звеньев, столько и будет логических ударений. Но среди множества таких ударений всегда выделяется главное. Такое ударение называется фразовым.

Упражнение «Спор»

К примеру, вы с другом посмотрели кинопремьеру и обмениваетесь мнениями:

Всех зрителей. (вы начинаете говорить)

Ваш приятель не согласен и пытается разубедить вас:

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает он, выражая недоумение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей. (продолжаете вы, отстаивая своё мнение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает товарищ, вновь отстаивая свою точку зрения)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (вы стоите на своем)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (не унимается спорщик)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (утверждаете вы)

Каждый раз, произнося одну и ту же фразу, выделяйте ударением одно главное слово. Остальные – оставляйте безударными. При ответе на вопрос пытайтесь выделить главное слово путем понижения голоса и некоторого растяжения. Понижение голоса на ключевом слове – отличительный признак мелодики в русской речи. Оно придает окраску убежденности и спокойствия в своей правоте. Понижение тона начинается с ударного слога в слове: в начале, середине или в конце предложения.

Например:

Велика сила мысли оратора

3) Логическая мелодия

Все люди говорят неровным голосом: он как повышается, так и понижается. В тех языковых звеньях, в которых развивается мысль мелодия речи восходящая. А там где мысль завершается – нисходящая. Логическая мелодия представляет собой изменение высоты тона. Она включает в себя логические паузы и . Эти средства создают определенный ритм, мелодию развития и завершенности интонации.

4) Логическая перспектива

Нужно следить не только за логикой фразы, но и за всем выступлением. Каждая следующая фраза должна объяснять или дополнять мнение предыдущей. Следует группировать их в логические завершенные части, в которых следует выделять ключевую фразу. Огромное внимание уделяйте главной мысли – она должна прозвучать как можно ярче. Этого можно добиться, лишь расположив на заднем плане менее важные мысли.

Логическая перспектива делает речь обращенной к главному в тексте. Чувствуйте перспективу в слове, когда все слоги бегут под один ударный. Чувствуйте ее в предложении, когда все слова стремятся к главному. Чувствуйте логическую перспективу в мысли, когда все предложения направляются к самому главному, где заключен центр мысли. И чувствуйте ее во всем своем выступлении, когда отдельные части не затемняют основную идею, а выделяют ее ярко, убедительно.

Для техники владения таким средством выразительности нужно умело менять темп и ритм речи. Естественные переходы от медленного к ускоренному темпу речи делают интонацию не монотонной, а разнообразной.

Помимо логических средств выразительности существуют и эмоциональные. Ваша мысль будет звучать неубедительно, если вы не согреете ее чувствами. Слова наполнятся эмоциями, когда вы проявите отношение к мысли должным образом. При этом в речи выступающего появятся отчетливо напряженные эмоциональные паузы и ударения, выражаемые желаниями, настроением и чувствами. Их наличие желательно, хоть они и не всегда будут совпадать с логическими.

Интонационная мелодия исключительна и своеобразна, поскольку речь – живой процесс общения. Любая речь, сказанная человеком — принадлежит только одной личности. Понятие «интонация речи» — многообразно, как результат проявления какой-либо задачи при определенных обстоятельствах. Однако изучение общих закономерностей возникновения интонации и степень натренированности голоса в интонировании позволят эффектнее проявиться уникальности каждого человека.

Под действием испытываемых чувств меняется интонация голоса

Многогранность речи человека

В нашей речи отсутствуют буквальные знаки препинания – они передаются с помощью интонации, дополняясь языком жестов. По факту, она располагает 15-20 разными нотами, что свидетельствует о ее многогранности.

Каждая речь имеет свою неповторимую мелодию звучания, по причине которой, выступающий удерживает внимание аудитории. Здесь действует психология интонации, позволяющая достигнуть определенных результатов.

Можно добиться различных результатов, произнося слово разным тоном:

1) При разговоре о формальных вещах, речь в основном однообразна

2) О сомнении или озадаченности сообщит слегка усиленный тон голоса незначительной глубины

3) Резкое падение тона, свидетельствует о категоричности мысли

4) При плавной смене интонации, можно отметить эмоциональные переживания собеседника: грусть или сожаление

Всего в русском языке шесть основных видов интонаций, каждая из которых имеет свой ударный слог:

1) Повествовательная

Для нее характерно ровное произношение всей фразы.

Например:

Мне нравится, что вы больны не мн?ой,

Мне нравится, что я больна не в?ами,

Что никогда тяжелый шар земн?ой

Не уплывет под нашими ног?ами.

2) Вопросительная

В вопросительной интонации происходит повышение тона в начале фразы и ее понижение в конце:

Во ско?лько ты будешь дома? Ты уже купи?л молоко?

3) Восклицательная

Она выражается повышением тона к концу предложения:

Како?й зака?т! Ка?к прекрасен вечер!

Неправильная интонация

Она может быть монотонной или разнообразной. Многое в отношениях людей зависит от эмоциональности рассказанного. Потому что она передает чувства гораздо больше, чем слова. Главное – ее адекватность тому, о чем ты говоришь.

1) Однообразная

Монотонная интонация разрушает общение. Если вы произносите все слова на одной ноте, не ждите хорошего впечатления. В лучшем случае вы будете выглядеть, как неряшливый студент, пересказывающий никому не нужный доклад.

Для того чтобы убрать этот недостаток, тренировать голос следует как расширяя диапазон, так и меняя высоту тона. В речи даже одна ударная гласная может звучать различно мелодически: тон голоса повышается «рА», остается неизменным «ра» и понижается «Ра». Следует развивать свой голос для свободной модуляции фраз.

Монотонность говорит о неуверенности или о полном равнодушии к слушателям и неумении преподать себя. Она создает атмосферу чего-то неинтересного, неэмоционального, неживого. Будьте искренними, раскованными, улыбайтесь миру – ваши эмоции засияют, как радуга. А вместе с ними появится полная гамма интонаций в вашем голосе.

2) Чрезмерно порывистая

Если вы кричите, затем что-то шепчите, взрываетесь эмоциями, резко разговариваете, будто бы спите – задумайтесь о своем психическом состоянии. Ваша высокая эмоциональность будет говорить о склонности к истерикам или о слишком поверхностном восприятии мира. Будьте сдержанными, учитесь управлять своим состоянием. Тогда, вы сможете более осознанно управлять как своими чувствами, так и голосом. Иначе беспричинный громкий смех, истеричные визгливые фразы или слишком вялые сценические вздохи могут испортить отношение к вам окружающих людей.

3) Излишне высокий тон говорящего

Такая интонация раздражает слушателей, неприятно действуя на их слух. Если у вас высокий голос – понижайте его с помощью любых упражнений на понижение тона.

4) Слишком низкий тон

Это происходит, в основном, при отсутствии увлеченности и энтузиазма выступающего. Но все это исправляется с помощью тренировок для развития диапазона .

5) Скудная выразительность

Тоже одна из причин, которую следует отметить. Говорящий недостаточно выражает значительные слова и повторяющие интонационные фразы.

Русская речь имеет волнообразный характер. Как правило, мелодика нашей речи то понижается, то восходит. В основном, это повествовательные предложения. Потому стоит начинать свою речь со средних тонов. Это хорошая возможность менять интонацию в процессе произношения. Также необходимо связывать эмоции с интонацией. Повышайте голос, если рассказ затягивается, понижайте – при его финале.

Умелому оратору известно, что после ударного слова громкость голоса должна уменьшается. Иногда бывает, что в конце предложения голос едва различим. Бывает, проглатываются окончания слов. Здесь без специальных тренировок никак не обойтись. Вне зависимости от положения ударного слова, ваш голос должен быть сочным и внятным на протяжении всего предложения.

Если вы хотите добавить в свою речь яркие оттенки – тренируйтесь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Такие упражнения могут быть очень интересными, так как помогут вам, пользуясь голосом, проявлять безразличие и любопытность, спокойствие и раздраженность, заинтересованность и волнение. Согласитесь, приятно владеть своим голосом со всей полнотой и в любой обстановке!

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты.

Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека:

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением.

Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”.