Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Высшие силы спасают нас от нас же самих

Курс йоги 370. Четыре цели жизни. Тантра йога.

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов. Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом. Если никто из кураторов не смог вам помочь, то, пожалуйста, также без стеснения пишите мне по адресу

Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.

Название фильма: «Четыре цели жизни. Тантра йога.» Часть 1. Дхарма, Кама.

Дата:

Место:

Краткое описание:

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами ). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.

Четыре цели жизни. Тантра йога. Часть 1. Дхарма, Кама.

Для чего создан весь этот мир?

Всегда возникает вопрос у человека, который начинает изучать всякие философские течения, всякие религии. То есть, а для чего весь этот мир? Или по-другому это может быть выражено, что если Господь Бог что-то сделал, а для чего он все это сделал? Это как бы одна сторона этого вопроса. Но кто-то верит в то, что Бог создал весь этот мир, атеисты не верят. Еще кто-то считает, что он сам возник. В общем, сколько философских и религиозных течений, столько фактически точек зрения. Это одна часть этого вопроса. Но есть и другая часть, на которую уже трудно не ответить.

Ну, хорошо, мы не знаем про весь этот мир и про Господа Бога, но про себя-то самих мы знаем. Если мы верим, чувствуем и знаем, что мы существуем, то если мы вынуждены делать те или иные дела, а некоторые дела мы хотим делать, то в чем смысл нашего существования и есть ли смысл вообще как таковой? Может вообще отсутствие смысла или четко заложенная программа действий, которую должен отработать каждый человек в этом мире для какой-то определенной цели. И если, допустим, есть эта цель, то как отделить промежуточные цели от конечной цели?

Вот такими вопросами время от времени человек на своем жизненном пути начинает задаваться. В простонародии это то, что называется смыслом жизни: в чем смысл жизни? Для чего я существую? Что я здесь делаю и т.д. и т.п.? Для нас этот вопрос кажется, может быть, не особо актуальным, потому что если человек в поте лица не имеет и секунды времени, чтобы подумать о смысле жизни или о тонких моментах. Понятно, если за тобой гонится разъяренный тигр, ты навряд ли будешь думать, ты будешь поглощен этой гонкой, чтобы убежать. Точно так и человек.

Тем более наша страна в этом отношении, может быть, как никакая другая – парадоксальная, что по уровню своего интеллектуального развития она много выше, чем страны третьего мира, и люди задаются такими вопросами. С другой стороны по какому-то потенциалу экономическому, по какому-то потенциалу политического, насколько хорошо устроено общество, а устроено оно у нас «из рук вон плохо», абсолютная власть в руках немногих и абсолютное бесправие у тысяч. Причем, пытаются представить это в виде демократии. Так вот в этом смысле, мы мало чем отличаемся от стран третьего мира. И получаются такие ножницы: жизнь нас гонит, нам в общем-то некогда подумать о смысле жизни, потому что приходится заработать деньги для пропитания и просто для того, чтобы выжить в этом мире. С другой стороны, мозги развиты, конечно, более другим образом, чем у папуасов, которые также с утра до ночи бегают за пропитанием. Так вот пока эти насущные проблемы не дают человеку времени, он не думает о смысле бытия и прочее, прочее.

Но как только он научился добывать себе пищу относительно просто, как только освобождается время, что уже не надо весь день бегать и прыгать ради куска хлеба, он начинает задумываться и многие-многие мысли и вопросы приходят в голову, и рано или поздно приходит вопрос: а что я здесь делаю, зачем я живу на этом свете? Этот вопрос, может быть кажется немножко смешным. Я вспоминаю в стародавние времена из разделов курьезов описывали, что, мол, какие-нибудь американские миллиардеры с жиру бесятся, не могут найти смысл жизни, они ударяются то в наркотики, то в какие-то азартные игры, то вообще заканчивают жизнь самоубийством, разочаровавшись во всем. И всегда был такой акцент: нам бы их проблемы. К сожалению, я должен сказать, что скоро у нас будут такие проблемы, потому что бедность долго длиться не может. Опять же подчеркиваю, мозги у людей нашей страны развиты несколько по-другому, чем у папуасов, и очень скоро волна изобилия и достатка накроет наше общество. И вот тогда придут эти проблемы. Проблемы эти, надо сказать, будут иметь настолько жгучий характер неразрешимости, что все предыдущие проблемы как добыть себе кусок хлеба насущного, будут казаться детским лепетом и блаженными проблемами.

Вопрос: То есть, как только первичные потребности обеспечиваются, высвобождается какая-то энергия и начинается уже более тонкая крышеломка.

Вадим Валерьевич: Как любая крышеломка она более тонкая, извращенная, утонченная и более «за живое» цепляет. Иногда мне кажется, что нашу страну специально держат в черном теле, чтобы мы морально, ментально, духовно подготовились к этой встрече с изобилием. То есть нас специально обременяют какими-то проблемами, чтобы мы раньше времени не вывалились к этим проблемам и, столкнувшись с безысходностью, не сделали себе еще хуже. Меня постоянно преследует такая мысль, что какой-то добрый ангел делает специально плохую жизнь, чтобы не допустить еще большего и большего зла.

Высшие силы спасают нас от нас же самих.

Действительно, что тут говорить, если распространение каких-то допингов, каких-то экстремальных видов поведения может полностью свести на нет всю цивилизацию – схлопнуть.

Вернемся к нашей теме. Итак, рано или поздно каждый человек начинает себя спрашивать: а что я здесь делаю? Во имя чего я стремлюсь к одной цели и почему эта цель достойна, чтобы ее достигать? И вообще, стоит ли стремиться к цели?

Но вообще, первые вопросы такого плана, которые приходят, когда человек еще не полностью освобожден от этой гонки за материальными атрибутами существования, но уже освободилось время. И он начинает задавать себе другой вопрос: а стоит ли вообще участвовать в этой гонке «за куском бесплатного сыра». Вопросы сильные, вопросы страшные, потому что это вопросы, не ответив на которые, станут отправной точкой для очень больших страданий в будущем. На них нельзя не отвечать. Можно зарыть голову в песок, можно сказать, что «ребята, воспринимайте мир таким, какой он есть, жизнь одна, успейте насладиться этой жизнью». Но, честно сказать, эта жвачка, может быть, и пригодна для умственно отсталых индивидов. Почему? Потому что одной жизнью ничего не определяется. Определяется следующей жизнью, потом следующей и т.д. Поэтому, гнаться за какими-то удовольствиями любой ценой в этой жизни – это, по меньшей мере, не дальновидно.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Иметь цель и уметь достигать ее – значит быть человеком. Животное, как и человек, проходит свой жизненный цикл, подчиняясь инстинктам (питание, размножение и т. д.). Но именно в наличии цели и есть основное отличие человека от животного.

В древней арийской культуре мудрецы разделяли жизненные устремления человека на четыре категории – пурушартхи (от пуруша – индивидуальная душа, артха – цель): драхма, артха, кама и мокша.
В Чарака-самхите они выражены в форме трех врожденных и инстинктивных желаний – ишан: пранаишана – желание прожить долгую и здоровую жизнь, дханаишана – желание достичь материального благополучия и паралокаишана – желание обрести счастье в будущей жизни.


ДХАРМА


Слово дхарма имеет множество значений, поэтому его невозможно перевести однозначно. В данном случае дхарма – это следование своей природе, естественный образ жизни для конкретного человека. Это то, что человек хочет и может делать для себя, для своей семьи, для общества, для Вселенной, интуитивное ощущение долга, своего предназначения.
Дхарма уникальна, ее нельзя скопировать у другого. Следуя зову своего Я, человек обретает все блага, уберегает себя от несчастий и обеспечивает благую карму. А вот попытка быть кем-то другим, наоборот, способствует накоплению негативной кармы. Кришна в Бхагавад-Гите говорит Арджуне: "Лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".
Никто не может сказать человеку, в чем его дхарма, только он сам может это почувствовать. Практики йоги помогают успокоить ум и стать более восприимчивым к голосу интуиции. Полезно также наблюдать за тем, достижение каких целей дарует счастье.
Выполняя свое дело, человек естественно сосредотачивается, возникает естественная медитация, человек не ждет завтрашнего дня и не живет прошлым – он «здесь и сейчас».
В течение жизни, по мере развития человека его дхарма меняется.
Понимание своей дхармы ведет к постановке четких целей в жизни, эффективному использованию энергии, правильно принятым решениям и, соответственно, правильным результатам. Однако следование дхарме вовсе не означает, что на пути человека не будет никаких препятствий, их возникновение – следствие кармы, но препятствия в этом случае преодолеваются сравнительно легко.
Если человек не следует путем дхармы, он начинает чувствовать бессмысленность жизни, опустошенность, неспособность и нежелание тащить ее тяжкую ношу, появляется тяга к таким дешевым «заменителям счастья», как алкоголь и наркотики.
Дхарма предполагает, что человек старается не причинять никому и ничему вреда, если его долг непосредственно с этим не связан. Если исполнение обязанностей предусматривает нанесение вреда другому, дурная карма не накапливается.
Идя путем дхармы, человек приходит к постижению высшей реальности. Более широко дхарму определяют как вселенский закон, на котором держится мир.

АРТХА

Артха буквально означает «то, что является необходимым».
Категория артхи касается материального аспекта существования и объединяет в себе такие составляющие, как благосостояние, чувство безопасности, здоровье, т. е. все то, что позволяет поддерживать жизнь на необходимом уровне. Артха предполагает труд, ведущий к накоплению материальных благ, так как без прочной базы духовное развитие невозможно. Чтобы обрести ее, человек должен строить свою жизнь в соответствии с юридическими, моральными и этическими нормами.
Поскольку артха не является конечной целью жизни, человеку следует остерегаться чрезмерного накопления материальных благ.
Ни для кого не секрет, что современное общество называют обществом потребителей. Человечество потребляет и производит колосальное количество ненужной продукции, информации и услуг. Все время и мысли современного человека заняты бесконечной погоней за самым модным и престижным. Руководствуясь тщеславием и ложными представлениями о необходимости и благе, люди превращают свою жизнь в безумие. Между тем производство необходимого занимает немного времени и не создает экономических, психологических и иных проблем.

КАМА

Понятие кама связано с удовлетворением мирских желаний. Это естественное стремление человека к чувственным наслаждениям, хорошей пище, комфорту, его эмоциональные потребности.
В основу Аюрведы положено знание о существовании прошлых и будущих жизней. Неудовлетворенные желания служат причиной страданий в настоящей и в будущих жизнях. Непременным условием приближения к освобождению является исполнение всех своих желаний в соответствии с семейными, общественными, культурными и религиозными нормами.
Однако здесь подстерегает ловушка: часто человек становится рабом своих желаний и затрачивает огромное количество энергии и времени на достижение ничтожных целей. Стратегия «ни в чем себе не отказывать» превращает его в безвольное существо. Поэтому следует осторожно относиться к своим желаниям, не подавлять их, но всегда оценивать целесообразность реализации. Это дарует сильную волю и свободную энергию. Важным духовным достижением человека является также способность не цепляться за полученные результаты или исполненные желания.
Ограничения и предписания, дисциплина в жизни также необходимы человеку, как больному негорькое лекарство, принимаемое строго по часам.
Правильное питание, достаточный и полноценный сон, чистое сознание, удовлетворение сексуальных потребностей, материальный комфорт, регулярные духовные практики и духовное общение удовлетворяют все потребности человека, делая его счастливым.

Какова же цель человеческой жизни? Часто этот вопрос заводит человека в тупик, потому что он либо об этом никогда не думал, либо думал, но ответа для себя не нашёл. Многие ещё отвечают, что главное в их жизни – это семья и дети.

Конечно, это лучше, чем жить совершенно бесцельно, но на самом деле, как говорят ведические писания, семья и дети – это не цель жизни, а лишь одна из обязанностей, выполняя которую, человек может приблизиться к пониманию смысла своего существования на этой планете.

Думаю, каждый из вас согласится, что больше всего на свете мы хотим стать счастливыми. Проблема в том, что мы не знаем, как это сделать. Поэтому идём искать это счастье в самых разных местах, зачастую туда, где его нет и не может быть. За ошибки в направлении этого поиска мы расплачиваемся неудачами и разочарованиями в своей жизни.

Всё дело в том, что счастье, как и всё в этом мире, бывает в трёх гунах материальной природы (или на трёх уровнях). Счастье в невежестве – это, например, ограбить банк, пойти напиться водки или съесть много-много сладкого, чтобы хоть как-то заглушить душевную боль, заставить замолчать голос совести, который всегда указывает на проблему, и который мы не хотим слышать. Такой вид счастья даже счастьем то назвать трудно, и он опасен последствиями, о которых все знают.

Счастье в страсти – это, например, много работать, чтобы заработать деньги и поехать в отпуск на Гавайи или построить дом, оплатить ипотеку, купить машину и т.д.. При этом мы теряем личное время, здоровье и семейное счастье. Но человек в страсти об этом не думает, ради своей выгоды он готов пожертвовать многим в своей жизни. Такое счастье недолговечно и то, что мы приобретаем несопоставимо с тем, что мы в результате теряем.

Счастье в благости – это жить не только для себя и удовлетворения своих потребностей, как в первых двух случаях, а начать служить обществу тем или иным, доступным вам, способом. Здесь существует бесконечное количество ступенек для роста. И с каждой ступенькой, делая всё больше и больше для других, человек становится всё более счастливым. Этот вид счастья имеет свойство только возрастать со временем.

Есть четыре основных цели человеческой жизни, к которым нужно стремиться, если мы хотим стать счастливыми именно в благости:

1.Дхарма (долг);

2.Артха (материальное процветание);

3.Кама (чувственное наслаждение);

4.Мокша (освобождение).

В основе этих четырёх целей лежит знание, что мы – вечные души, которые раз за разом приходят на эту Землю, чтобы выучить определённые уроки. Мы не случайно рождаемся в тех или иных условиях. Каждый раз эти условия разные, но есть четыре основных долга (обязанности), которые остаются неизменными:

1.Я – хороший ребёнок;

2.Я – хороший супруг (супруга);

3.Я – хороший родитель;

4.Я – хороший специалист.

Правильное исполнение каждой из этих четырёх обязанностей и есть следование пути дхармы. Для того, чтобы понять, в чём именно заключаются твои обязанности, как ребёнка, супруга (-ги), родителя и специалиста, нужно изучать законы этого мира, описанные во всех священных писаниях, которые дошли до наших дней. Также необходимо изучать психологию, знать, в чём отличие мужской и женской психики, учиться строить гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми.

Есть два вида дхармы: упа-дхарма и санатана-дхарма. Упа-дхарма – это, как раз, те четыре обязанности, про которые мы сказали выше. А санатана-дхарма – это высший долг человека – служение Богу (или Высшему началу). Причём, не обязательно служить ему в храме, быть монахом и жить в уединении, служить можно и в обычной повседневной жизни.

Каждый из вас может вспомнить какую-либо ситуацию, когда он совершенно бескорыстно кому-то помог, когда без вашей помощи человек сделал бы неверный шаг, потерял бы семью, здоровье или даже жизнь. Вспомните это ощущение радости и счастья, которое вас тогда наполняло. Это и есть наше высшее предназначение – улучшать этот мир, творить добро, помогать другим. Служа людям, тем самым мы служим Богу и развиваемся как душа.

Если человек добросовестно исполняет свой долг (дхарму), то, рано или поздно, он обязательно достигнет артхи, то есть процветания (материального благополучия). Кама (чувственное наслаждение) тоже является следствием выполнения человеком дхармы.

Но в наше время люди не хотят следовать пути дхармы, они зачастую даже не знают, в чём состоит их долг. Нас с детства учат в школе физике, математике, но не преподают самых главных уроков: в чём цель нашей жизни, как строить отношения в семье, с коллегами, каково должно быть правильное отношение к работе…

Современное человечество, в большинстве своём, живёт в гуне страсти. Они относятся к работе, как к средству зарабатывания денег, а деньги им нужны для удовлетворения своих чувств и желаний. То есть, люди изначально всё перепутали: практически полностью исключив самую важную цель жизни – научиться выполнять свой долг по отношению к другим людям, они решили любыми путями прийти к последующим двум целям: артхе (процветанию) и каме (наслаждению).

Но так как это стремление в гуне страсти, то и счастье от него можно получить лишь временное, заплатив за него довольно высокую цену. Расплачиваемся мы обычно здоровьем, семейным благополучием, свободным временем, которое мы могли бы потратить на духовное развитие.

Есть ещё четвёртая, самая важная цель человеческой жизни – это мокша (освобождение). Если человек находится в гуне невежества или страсти, для него освобождение – это смерть, а смерть в его понимании – это небытие или бездействие и наслаждение в лучшем случае.

Для человека, живущего в гуне благости, смерти не существует вообще, он осознаёт себя вечной душой, стремящейся к Богу. И освобождение для такого человека – это лишь освобождение от оков этого материального мира и дальнейшее служение Всевышнему в духовном мире. В духовном мире нет страданий, для душ, живущих там, наивысшим наслаждением является сам процесс бескорыстного служения, а не результат.

Итак, подведём итог, мы все на этой Земле, так или иначе, ищем счастья, этот поиск и является смыслом нашей жизни. Но главное, научиться различать, к счастью в какой гуне мы стремимся. Если мы хотим достичь всевозрастающего счастья без пагубных последствий для своей жизни, то необходимо научиться следовать пути дхармы, то есть подробно изучить, в чём состоит мой долг по отношению к окружающим меня людям.

Дхарма – это фундамент, на основании которого выстраивается наша дальнейшая судьба. Артха (процветание) и кама (наслаждение) приходят к нам, как следствие нашей жизни в согласии с законами этого мира. Конечная цель наших многих воплощений на этой планете - мокша (освобождение), которая является кульминацией первых трёх целей. Понять смысл своей жизни можно лишь став осознанным, а осознанным можно стать только поняв, что Земля – это школа жизни, и мы - ученики в этой школе, где каждый день мы проходим определённые уроки и время от времени нам приходится сдавать экзамены. Осознанность – это умение видеть и понимать значение тех уроков, которые преподносит нам жизнь.



Рассказать друзьям

12 домов условно можно разбить на четыре группы: кама , артха , дхарма , мокша - 4 типа всевозможных человеческих желаний, 4 цели жизни, которые переплетаются в разных сочетаниях в одну общую - Предназначение. Именно эти желания зарождают человеческую деятельность, да и всю жизнь как таковую. Почему человек рождается? Душа хочет познать себя на своём собственном опыте. Пытаться избавиться от желаний бессмысленно, глупо и даже опасно ибо в конечном счёте именно они являются причиной нашего существования.

  • Дома дхармы - 1-ый, 5-ый, 9-ый . Долг, обязанность, религия - таковы несколько вариантов перевода этого слова. Дхарма - это то, для чего человек рождается на свет, задача, предназначение. Дхарма всегда соответствует врождённым личным качествам, желаниям и стремлениям. Корень этого слова с санскрита переводится как «поддерживать». Дхарма - это тропинка, которая ведёт человека через всю его жизнь. Следуя этой тропинке, он остаётся довольным, творческим и счастливым. Отсюда вытекает другое определение - Санатана Дхарма, Вечный Путь. Если следовать дхарме, искренне, и с чистым сердцем, автоматически попадаешь на Вечный Путь. Путей дхармы великое множество, они столь же неповторимы, как и живые существа, однако цель для всех путей одна - Вечный Путь. И каждое живое существо идёт по Вечному Пути своей особенной дорогой.
  • Дома артхи - 2-ой, 6-ой, 10-ый . Богатство, средства, ресурсы… То, что необходимо для наполненной жизни и исполнения дхармы. Конечно, здесь речь не только о деньгах. Опыт, знания, навыки - всё это артха. Я бы перевела это слово как «снаряжение», или «экипировка» на это воплощение.
  • Дома камы - 3-й, 7-ой, 11-ый . Желание, страсть, порыв, движение к достижению цели. Не следует трактовать это слово как «вожделение». Кама - это желание прикоснуться, установить контакт с любыми проявлениями окружающего мира, в особенности с живыми существами, желание Творить и Любить.
  • Дома мокши - 4-ый, 8-ой, 12-ый . Освобождение. Но не покидание этого «материального» мира и воплощение в духовном, а освобождение от привязок, зависимостей. Любить, ничего не ожидая взамен, радоваться без тревог о будущем, не бояться потерять и не цепляться, не пытаться контролировать, быть текучим. Вот что такое истинная мокша. Абсолютная безусловная Любовь. Безусловная. Без условий. Мокша есть растворение заблуждений и иллюзий, навеянных дхармой, артхой и камой. Мокша - это то, благодаря чему можно не обладать ничем, обладая всем.

Все эти четыре жизненные цели у каждого человека по-разному распределены в своём соотношении друг с другом. Кому-то хорошо шашкой махать, кому-то в лесу отшельником жить, а кому-то на сцене выступать. Однако, так или иначе, каждая из этих четырёх целей обязательно проявляется в каждой жизни. Как именно распределена вся энергия на эти группы и показывает гороскоп.

Люди, почитающие йогу и те, кому близки учения индуизма/ведизма верят, что в жизни у человека есть четыре цели — пурушартха. Именно ради мокши, дхармы, артхи и камы должен жить человек.

Основа всего — дхарма

Считается, что составляющие пурушартхи дополняют друг друга. Тем не менее основой всего считается драхма. В переводе с санксрита это понятие означает «то, что удерживает». Это многогранная категория, которую нельзя воспринимать буквально, опираясь только на перевод. Если понимать дхарму как первичную цель существования личности, то по сути мы говорим про гармоничный образ жизни, понимание человеком своей природы. Под драхмой подразумевают осознание индивидуумом смысла жизни, своего предназначения перед собой, окружающим миром, вселенной. У каждого человека своя дхарма, которая связана с особенностями его личности.

Это подвижная материя. Драхма — то, что меняется вместе с человеком по мере того, как он живет и выполняет свое предназначение в мирской жизни. Многие приходят к пониманию дхармы во время йоги. Это осознание позволяет правильно расставить приоритеты, поставить новые цели, направить энергию в нужное русло.

Говорят о пяти столпах дхармы:

  • любовь,
  • терпение,
  • справедливость,
  • знание,
  • преданность.

Опираясь на них человек достигает большего, легче справляется с жизненными трудностями. Если осознание дхармы не пришло, жить с каждым годом становится все сложнее. Без смысла жизни человек чувствует себя ненужным, пустым.

Зачастую это приводит к тому, что он сходит с верного пути и обретает пагубные пристрастия.

Визуальным воплощением дхармы является дхармачакра — колесо с восемью спицами. Каждая спица — принцип дхармы, который подразумевает, что у человека все должно быть правильно:

  1. Мировоззрение.
  2. Цели.
  3. Речь.
  4. Образ существования.
  5. Поведение.
  6. Сосредоточенность.
  7. Память.
  8. Сила.

В соблюдении этих восьми принципов и заключается цель дхармы. Лишь следуя им человек достигнет в жизни больших целей, сможет принести пользу миру, прожить свой век в гармонии с природой, с собственным естеством и Вселенной. И в конечном итоге достигнет высшей цели - познает высшую реальность.

Потребности — артха

Вторая составляющая жизни человека называется артхой. Это понятие объединяет в себе все материальное, то, без чего невозможно обойтись. В артхе объединены благополучие, здоровье, безопасность и другие блага, без которых уровень жизни человека не будет по-настоящему достойным.

Артха — тоже многогранное понятие. Его важной составляющей является труд, который человек должен выполнять каждый день своей жизни. Без труда достичь материальных благ просто невозможно. А без хорошего материального фундамента трудно отдавать себя духовному развитию.

Своим трудом человек создает почву для личностного роста.

Но крайне важно — не переусердствовать. Достижение материальных благ не должно стать основной целью существования. Смысл не в накоплении, а в создании комфортных условий для жизни. Неправильно расставленные приоритеты, смещенные в сторону материальных благ ценности сбивают человека с истинного пути, препятствуя реализации истинных целей артхи.

До нас дошли некоторые древние тексты — артха-шастры. Они представляют собой задокументированное распределение ролей людей в жизни, принципы устройства мира, организации общества. В одной из этих книг обсуждаются такие вопросы как развитие экономики, распределение обязанностей между министрами, тема налогов, войны, безопасности граждан и др.

Земные потребности — кама

Еще одна важная составляющая жизни — достижение земных наслаждений, удовлетворение базовых потребностей. В понятии кама объединены потребности человека:

  • во вкусной еде,
  • комфортных условиях проживания,
  • чувственности,
  • эмоциональных потребностях и т.п.

Кама по-разному трактуется в разных учениях. Одни полагают, что кама учит получению удовольствия от жизни как возможности избавить себя от страданий. Однако “классическое” понимание этого термина говорит об исполнении желаний как об одной из целей жизни. Правда, с оглядкой на моральные, этические нормы, традиции общества, культуры, религии. Человек должен контролировать свои желания и не попасть в их плен. В противном случае он рискует потратить свою жизнь впустую. Нужно здраво оценивать желания, задуматься над тем, действительно ли стоит давать им волю.

Лишь контролируя свои желания, личность может стать по-настоящему свободной и счастливой.

У камы есть свои шастры — учения. Они преследуют цель — упорядочения чувственных наслаждений в браке, напоминая о необходимости стремиться и к духовному совершенству. Кама шастры говорят про искусства, в числе которых музыка, театр, архитектура, пение и др. Они учат воспитанию детей, обустройству быта, грамотному использованию макияжа и одежды и т.д.

Высшая цель — мокша

Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.

Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.

Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.

Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие — в странствованиях по святым местам, третьи — в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.

Мокша — дорога, пройденная через страдания, испытания.

На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.