Помещения где жили янычары. Янычары. Лучшие из лучших


Мансуры
Флот
Авиация


Яныча́ры (тур. yeniçeri (еничери) - новый воин) - регулярная пехота Османской империи в -1826 годах . Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи . Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские , охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

История

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году . Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8-16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы , армяне , боснийцы , болгары , греки , грузины , сербы , впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румелии , отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме . Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы -мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула , владеющие турецким языком , физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях -казармах . Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начинают брать и детей мусульман .

Функции

  • завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана ;
  • городская полиция.

Структура

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага . Его помощниками были высшие офицеры корпуса - секбанбаши и кул кяхьясы . Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей , адепты которого играли роль своего рода полковых священников . Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал Истанбул агасы . Главным священнослужителем был оджак имамы . Главным казначеем был бейтюльмалджи . За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши . Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были Румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу , отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) - 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) - 61 орта
  • Секбан - 34 орта

В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. - «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам , байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. - «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей .

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. - «рискующие головой») численностью ок. 100 добровольцев. Во время осады Вены осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами , лучник и 2 воина с ружьями . Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Униформа и вооружение

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода , что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк , или юскюф ) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака . Одежда янычар была скроена из шерсти . Униформа старших офицеров была оторочена мехом . Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки .

Изначально янычары были искусными лучниками , а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех , однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи . На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием . Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями , кинжалами , ятаганами . Популярностью пользовались различные булавы , боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы , бердыши , алебарды , гвизармы), а также пистолеты (с XVII в.). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф ).

Христианские янычары

См. также

  • «Записки янычара » Константина из Островицы

Напишите отзыв о статье "Янычары"

Примечания

Литература

  • Введенский Г. Э. «Янычары». - Санкт-Петербург, Издательство «Атлант», 2003. - 176 с.
  • Водовозов В. В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Николле Д. «Янычары» - М., «АСТ», 2004 г. ISBN 5-17-025193-9
  • Чухлиб Т. «Казаки и янычары». - Киев, «Изд. дом Киево-Могилянская академия», 2010. - 446 с.

Ссылки

  • - в Либерее «Нового Геродота»

Отрывок, характеризующий Янычары

Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.

Янычары в Османской империи - часть регулярной армии, а именно пехота. Слово «янычар» с турецкого переводится как «новый воин». Появились такие воины из-за необходимости изменений в армии. Та, что была ранее, не могла полноценно выполнять свои функции - устаревшие методы себя изжили. Изначально янычары имели мало прав. Но к началу XVII века они стали мощной силой, приведшей к разладу и бунтам в империи, по причине чего и были расформированы указом султана Махмуда II. Кто такие янычары? Когда они появились? Что входило в их обязанности? Обо всем этом - в статье.

Кто такие сипахи и янычары

За годы существования Османская империя повидала много сражений. Перед тем как подробно рассмотреть, кто такие янычары, стоит подробней узнать, кто, кроме янычар, входил в основу вооруженных сил Османской империи и какие у них были функции.

  • Акынджи - непостоянная легкая конница. Использовались преимущественно для разведки или набегов на различные области, не желающие подчиняться султану. Их платой за работу были трофеи. Особой униформы или вооружения не было. Чаще всего они имели простые доспехи из прочной ткани или кожи, а в качестве оружия использовались луки. В 1595 голу были расформированы.
  • Сипахи в некоторых источниках упоминаются как спаги - тяжелая кавалерия. Сипахи в Османской империи были основой силой армии вместе с янычарами, благодаря хорошему вооружению и обучению. Изначально были вооружены лишь булавами. Но с XV века сипахи в Османской империи перешли на огнестрельное оружие, а в XVII веке использовали сабли и пистолеты, щиты. Амуницией всадника, как правило, был доспех (кольчато-пластинчатый), шлем, наручи.

Как появились и куда пропали янычары?

Кто такие янычары? История их начинается в далеком 1365 году. Именно султан Мурад I создал их как главную ударную силу войска. Причиной тому было то, что в армии султана была только легкая и тяжелая конница, а пехота для войн набиралась временно, из народа или наемников. Эти люди были ненадежными, могли отказаться, сбежать или даже переметнуться на другую сторону. Поэтому было решено создать пехоту, которая будет всецело предана своей стране.

Ближе к XVII веку началось постепенное упразднение янычар. У них появились всевозможные права, которые дали им некую свободу и силу. Однако эта сила не всегда была направлена на защиту или благосостояние султана. Краткая история Османской империи указывает на то, что в 1622 и в 1807 годах проходили бунты под предводительством янычар, которые привели к кончине и смещению правителей. Это уже были не послушные рабы, а заговорщики.

В 1862 году корпус янычар был упразднен указом Махмуда II. Разумеется, это привело к очередному янычарскому бунту, который был жестоко подавлен верными силами султанской армии.

Кто мог стать янычаром?

Кто такие янычары, читателю уже известно. А кто мог стать ими? В пехотную армию не брали кого попало. Туда отбирались исключительно молодые мальчики 5-16 лет, разных национальностей. Причиной столь раннего призывного возраста было, скорее всего, то, что малых детей проще переучить, чем взрослых. Чем старше человек, тем сильнее его вера. А детей можно обратить в любую религию и верование правильным воспитанием. Такой была задача тех, в чьи руки попадали отобранные мальчики.

Поначалу лишь христианские дети призывались для такой службы. Именно с этой части народа взималась кровная дань (девширме) - у родителей насильно отнимали детей, дабы в будущем они были личными рабами султана. Забирали каждого пятого ребенка мужского пола. Но в 1683 году, после того как эта «должность» получила свои преимущества (янычары могли добиться высокого положения в обществе), многие мусульманские семьи запросили у султана право отдавать своих детей на перевоспитание в янычары. И получили на это официальное разрешение.

Но для того чтобы стать янычаром, нужно было соответствовать определенным критериям.

  1. Родители должны были быть из знатного рода.
  2. Ребенок должен был быть в меру скромным и не очень разговорчивым, чтобы не болтал лишний раз.
  3. Желательной чертой внешности была жесткость. Парни с нежными чертами не могли испугать врага.
  4. Рост также имел значение, так как все в армии должны были быть примерно одинакового роста.

Обучение

После того как их забирали от родителей, мальчикам приказывали забыть все свое прошлое: религию, семью, привязанности. Затем отправляли в столицу, где осматривали и отбирали определенное количество сильнейших и способнейших. Их отделяли и обучали отдельно по определенным правилам, чтоб они могли прислуживать во дворце или лично охранять султана. Остальных пересылали в янычарские корпуса.

Для янычара было важно не только быть сильным и знать свое дело, но и быть покорным, послушным. Поэтому воспитание составляло основу обучения. Чтобы привить детям основные нормы мусульманского права, традиций, обычаев, а также обучить языку, их отправляли в исламские семьи. Тут детей нарочно подвергали физическим и моральным лишениям, чтобы выработать стойкость ко всему, что им придется пережить в будущем.

После этого тех, кто выдержал первый этап, не сломался, переправляли в учебные корпуса, где они целых шесть лет учили военное дело и занимались трудной физической работой. Обучали детей и некоторым другим предметам, например языкам, каллиграфии, - всему тому, что могло им потребоваться в будущем.

Единственная возможность «выпустить пар» для молодых янычар представлялась во время мусульманских праздников, когда им разрешалось измываться над иудеями и христианами.

Обучение заканчивалось, когда воину исполнялось 25 лет. В этот момент юноши либо становились янычарами, либо нет. Тех, кто не прошел 6-летнее испытание, называли «отвергнутыми» и навсегда исключали из военной службы.

Особенности жизни янычар

Жизнь янычар была непростой, но имела свои привилегии. Они официально считались рабами султана и он мог делать с ними все, что душа пожелает. Жили янычары в казармах, которые чаще всего располагались рядом со дворцом султана. До 1566 года у них не было права жениться, заводить детей, хозяйство. Жизнь проходила в битве и службе империи. Стоит отметить, что при отсутствии разного рода утех, вроде женщин, семьи, ремесла, они могли всецело отдаваться лишь одной радости жизни - еде. Приготовление пищи было своего рода церемонией. Над приготовлением трудилось много народу. Была даже отдельная должность - человек, отвечающий за приготовление супа!

После серьезного ранения, когда службу продолжать уже было невозможно, или по причине старости янычар выходил на пенсию и получал пособие от империи. Многие из таких пенсионеров делали хорошую карьеру, что вполне понятно, учитывая их знания и образование. Когда янычар погибал, все его имущество переходило в руки полка.

Судить или оценивать янычар могли исключительно их начальники во главе с султаном. Если янычар серьезно провинился, его приговаривали к почетной казни - удушению.

Функции

Помимо различной военной и армейской службы, янычары в Османской империи выполняли и другие функции:

  • выступали в качестве народной полиции;
  • могли тушить пожары;
  • карали вместо палачей.

Но, кроме того, они были частью охраны султана, считающейся его личными рабами. Охраной становились только лучшие, кто был готов ради султана на что угодно.

Структура

Янычарские корпуса состояли из оджаков (полков). Полка делились на орты. В полку была примерно тысяча воинов. Количество оджаков в разные периоды истории империи было неодинаковым. Но в годы расцвета империи их численность доходила почти до 200. Полки были не одинаковыми, они имели разные функции.

Состоял полк всего из трех частей.

  • Белюк - личная гвардия султана, состоявшая из 61 орты.
  • Джемаат - простые воины (сюда же был записан сам султан), включали 101 орту.
  • Секбан - 34 орты.

Главой всех этих полков был султан, но фактическое управление осуществлял ага. Главными приближенными к нему были секбанбаши и кул кяхьясы - высшие офицеры корпуса. Адепты дервишского ордена бекташей были для янычар полковыми священниками, главным из которых считался оджак имамы. Учебными подразделениями и гарнизоном Стамбула управлял Истанбул агасы. А за обучающую работу с мальчиками отвечал талимханеджибаши. Имелся там и главный казначей - бейтюльмалджи.

Полки также имели разные чины, и их было довольно много. Так, например, был человек, отвечающий за готовку супа, за воду, начальник казармы, главный повар, его помощники и так далее.

Форма и вооружение

Янычары как отдельная часть военных сил Османской империи имели свое собственное вооружение и униформу. Их можно было легко узнать внешне.

Янычары носили усы, но начисто сбривали бороду. Одежда делалась преимущественно из шерсти. Старшие офицеры имели на костюмах меховую оторочку, чтобы выделяться среди других янычар. Высокий статус владельца подчеркивали также ремни или кушаки. Частью формы был войлочный колпак, с которого сзади свисал кусок материи. Его также называли берк или юскюф. Во время походов и войн янычары надевали доспехи, но позже от них отказались.

Вооруженные силы Османской империи любили использовать в войнах и битвах разные технологические новинки, но и от традиционного оружия никогда полностью не отказывались. Изначально они весьма искусно стреляли из лука. Кроме этого оружия, у них имелись малые копья. Позже они вооружились пистолетами, хотя лук из обихода полностью не ушел. Его использовали в качестве церемониального оружия. Некоторые янычары сменили луки на арбалеты. Кроме того, обязательным вооружением были мечи и другие виды колюще-режущего оружия. Иногда вместо них использовали булаву, топоры и тому подобное.

Теперь вам известно, кто такие янычары, что входило в их обязанности в Османской империи. В завершение еще несколько интересных фактов:

  • Несмотря на то что янычары, кроме прочего, были рабами султана, а некоторые изначально родились в христианских семьях, преданность султану на первых порах была безукоризненной. Эти воины славились своей жестокостью, а за свою родину готовы были на любые жертвы.
  • Сбривание растительности на лице было необычно для мусульман, поэтому в толпе этих людей было легко заметить.
  • По образцу Османской империи в Речи Посполитой были созданы польские янычары. Примечательно то, что они копировали абсолютно все у турецкого образа, включая форму, оружие. Только цвета сделали другие.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

АРМИЯ РАБОВ


У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.

Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

ПОДГОТОВКА

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

ЛЬВЫ ИСЛАМА

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

ОДНА СЕМЬЯ

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.


Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

Читая историю Турции, просматривая кинокартины об империи османов, мы часто встречаем информацию о янычарах. Узнаём, что они были отличными воинами, завоевавшими немало побед для этой страны. О них писались легенды. Многие годы янычары были главным оплотом падишахов. Но, чтобы понять этих воинов, узнать их историю, необходимо возвратиться в период империи османов.

Какова история появления янычар?

В четырнадцатом веке империя османов не могла похвастаться своей мощной и дисциплинированной армией. А падишахи ставили перед собой цель – завоевание Византийского государства. И достижение этой цели без мощной армии было, конечно, невозможно. В то время, армия турков не готовилась специально к завоеваниям, и состояла, в основном, из конной армии. Тогдашний правитель страны - Султан Мурад 1-ый поставил цель исправление существующего положения и решил создать отряд из пленённых людей. Так, впервые появились сведения о янычарах. Отряд этот состоял в основном из мальчиков, даже не достигших 16 лет. Этих несовершеннолетних ребят, покорённые турками народности вынуждены были отдавать в качестве дани. Первоначально, этих детей выращивали семьи мусульман. Наиболее старательных и способных мальчиков передавали в служение в падишахский дворец. А непослушных и дерзких мальчиков отдавали в отряды, формируемые из янычар. В дальнейшем (в конце 17 века), янычарскую армию стали отдавать и детей мусульман. Из этих мальчиков и получались непобедимые воины, которые отличались жестокостью и своей преданностью падишаху. Янычары готовы были на любые подвиги ради падишаха. Новая армия янычар стала самой сильной опорой султанов в военных походах. Она же в мирные годы выполняла полицейские функции, и поддерживала порядок в стране.

Каковы были порядки у янычар?

Числились янычары невольниками падишаха. Безропотно они обязаны были повиноваться распоряжениям полководцев и иных военачальников. Им не разрешалось заниматься разными ремеслами и иными хозяйственными делами. Воспрещалось жениться. Хотя, впоследствии, это запрещение аннулировали. Непременным условием было следование традициям мусульманства. Неизменным местом их проживания было казарменное помещение. Осуждать действия янычара позволялось их руководителю. За отказ от военной службы и проявление трусости, янычара, как правило, удушали. Армия янычар подразделялась на группы, называемые ортами.

Большое внимание в войске янычар уделялось питанию. Учитывая, что янычар не мог утешаться женщиной, вкусная еда для него оставалась главным источником наслаждения. Пища для воинов готовилась в большом котле из бронзы. За качество пиши, отвечала большая команда, состоящая из поваров, водоносов, поводырей лошадей и верблюдов и распределителей похлёбки. Военачальники старались уделить большое внимание, еде воинов, считая её важным компонентом в физическом развитии воинов.

Причины падения армии янычар.

Армия янычар участвовала во множестве походов и битв. За подвиги им стали прощать некоторые провинности. Постепенно, они стали верить в свою необыкновенность, росли их требования. Они стали угрожать восстанием за неудовлетворение их требований. Их стали вводить в состав правительства. Получали и другие неплохие и денежные посты. Янычарам стало нравиться новое положение. Стали утрачивать свои боевые способности. И постепенно становились взяточниками. В 19 веке Махмуд 2-ой решил создать армию без участия янычар. Новую армию стали использовать против зарвавшихся янычар, которые стали оказывать сопротивление. Но, применение против них артиллерии вынудило их сдаться. Так и наступил бесславный конец янычар.

Янычары - регулярная турецкая пехота XIV-XIX веков. Первые подразделения янычар были созданы султаном Мурадом I в 1365 году. В них насильно забирали христианских мальчиков 5-12 лет, которых впоследствии воспитывали в исламских традициях. Все они проходили длительное обучение и сражались исключительно в пешем строю.

Это было элитное войско, солдаты которого отличались бесстрашием и жестокостью. Их главным оружием был изогнутый ятаган, совмещающий достоинства и меча, и сабли. Чтобы воевать с конницей, солдаты имели копья. Было у них оружие и для дальнего боя - сначала луки, а позже пришедшие им на смену ружья.


Ятаган — оружие янычар

Закалённые в боях воины стерегли султанский дворец, следили за порядком в городах. В гарнизоне любой турецкой крепости всегда присутствовал хотя бы десяток янычар, отвечавших за ключи от её ворот.


Янычары веками были главной военной силой Османской империи. Однако со временем они превратились в недисциплинированную и варварскую силу. Тому был причиной общий упадок Османской империи. После бунта янычар в 1826 году султан Махмуд II приказал расформировать янычарский корпус, а несогласных с его волей уничтожить.