Польша в канун октября 1917. История Польши. Надежды и разочарования
С 4-го века до нашей эры по 7-й век нашей эры на огромных просторах Средней Азии образовались и расцвели великие индоевропейские цивилизации Кушанское царство,
Бактрия, Согдиана и Хорезм с очень развитой культурой, архитектурой и земледелием.
В данном посте речь пойдёт о древнем Хорезме.
Много веков назад древние зодчие воздвигли на территории Хорезма неприступные крепости. И по сей день эти грандиозные сооружения не перестают удивлять и ученых, и путешественников.
Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи.
Первые упоминания о Xорезме (что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма - «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм.
Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них.
У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет.
Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно.
Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются.
Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь.
Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны!
И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов.
Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок.
Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.
Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей.
Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.
Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе.
С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы.
Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект.
Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.
Туры по достопримечательностям Ургенча.
«Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. - Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм - «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме”
С.П. Толстов . «По следам древнехорезмийской цивилизации». Ч. II. Гл. V.
Фототуры по памятникам Хорезма.
Хорезм (узб. Xorazm, перс. خوارزم) - древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи - область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь.
С конца III века столицей Хорезма был город Кят, в конце X века столица переносится в город Ургенч.
Доахеменидский период.
Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV - III тысячелетия до н. э.).
Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος - древне-греческое навание Черного моря).
Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.
Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла.
Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними.
«Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии» С.П. Толстов. «По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V».
К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э.
Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма - легендарный Заратуштра.
К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода - это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.
Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII - VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой - «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» - Хваризам.
Около VIII - VII в.в. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII - VI в.в. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.
От империи Ахеменидов до античной эпохи.
В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I.
Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи - Персеполь.
Воины-хорезмийцы служили в ахеменидском войске в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.
Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность.
На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм.
При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии - глиняные ящики для захоронения костей умерших людей. В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено.
В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.
Хорезм в античную эпоху и раннем средневековье.
Хорезм IV в. до н. э. - I в. н. э. был могущественным государством. Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры.
Из последующих царей известен Артрамуш конец II - начало III века н. э. Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие. В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни.
Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональное войско, а массовое народное ополчение.
Около 175 г. до. н. э. Хорезм вошел в состав Кангюя. В последней трети I в. до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад.
По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй - «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.
Согласно источникам в веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973 – 1048 г.г.), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.
Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II века Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянного войска. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят.
В последующую эпоху, между IV и VIII веками, города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм - это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.
Между 567 - 658 годами Хорезм был определенной зависимости от Тюркского каганата. В китайских источниках напоминался под названием Хусыми.
От арабского завоевания до завоевания сельджуками.
Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII веку. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией. Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма.
Как пишет в «Хрониках минувших поколений» аль-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».
Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 годупосылает посольство в Китай , воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии.
Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII века внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.
В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье - Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы.
Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч), сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.
Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейханал-Бируни, ал-Чагмини. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.
Государство Хорезмшахов.
Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072 - 1092 г.г.). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукскогопротектората и присоединение новых земель.
Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127 - 1156 г.г.). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.
Государство Хорезмшахов в 1220 году.
При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172-1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма надИраном, в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком.
Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару. Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200 - 1220 г.г. завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область
Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.
Монгольский период.
В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану.
Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячное войско в Хорезм.
Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив своё войско разбросанным отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено.
Хорезмшах с остатками войска вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте реки Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование.
Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье.
Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.
В 1220 году Хорезм вошёл в состав Монгольской империи, затем в улус Джучи (Золотая Орда). В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды.
В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрёл независимость от Золотой Орды. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который враждовал с Тамерланом.
В 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме.
После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошел в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.
Хорезм в XVI - первой половине XVIII века.
В 1505 году после многомесячной осады (ноябрь 1504 - август 1505) Мухаммад Шейбани-хан овладел Ургенчем, и Хорезм вошел в состав государства Шейбанидов. В 1512 году новая династия узбеков, отпавших от Шейбанидов, встала во главе самостоятельного ханства Хорезма.
Первоначально столицей государства был Ургенч. В 1598 году Амударья отступила от Ургенча и столица была перенесена на новое место в Хиву. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву.
С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название - Хорезм. Хорезм во второй половине XVIII - начале XX века.
Хивинское ханство.
В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда после двух войн с Советским Туркестаном были свергнуты в результате победы Красной армии.
Исчезновение Польши как государства
Вырабатываемая конституция 1791 года была призвана к осуществлению на территории Речи Посполитой следующих преобразований:
- установление централизованной власти;
- обуздание шляхетской анархии;
- ликвидация пагубного принципа «либерум вето»;
- смягчение социального неравенства крепостных.
Однако польские магнаты не смогли смириться с отменой вольностей по конституционным нормам. Единственным выходом из сложившейся ситуации для них была интервенция со стороны России. Составление конфедерации под руководством маршала Потоцкого, поиски помощи в Петербурге послужили поводом для введения императрицей Екатериной II войск на польскую территорию. Произошел второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией (чьи войска находились на польской территории).
Основные предпосылки исчезновения Польши как самостоятельного государства с карты Европы:
- отмена реформ Четырехлетнего сейма, в том числе и конституции 1791 года;
- превращение оставшейся части Польши в марионеточное государство;
- поражение массового народного восстания 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко;
- третий раздел Польши в 1795 году с участием Австрии.
1807 год ознаменован созданием Наполеоном Варшавского герцогства, включавшего прусские и австрийские земли Польши. В 1809 году к нему присоединили воевавшие на стороне Наполеона поляки Краков, Люблин, Радом и Сандомир. Нахождение Польши в составе России до 1917 года приносило польскому народу как большие разочарования, так и новые возможности.
Период «александровских свобод»
После поражения в войне с Россией территория Варшавского герцогства, созданного Наполеоном, превратилась в русскую собственность. С 1815 года началось правление Александра I, которому досталась нищая, разоренная военными действиями страна, не имеющая ни одной отрасли промышленности, с запущенной торговлей, с разоренными городами и селами, где народ страдал от непосильных налогов и поборов. Взяв под опеку данную страну, Александр сделал ее процветающей.
- Возобновились все отрасли промышленности.
- Были отстроены города, появились новые села.
- Проведенное осушение болот способствовало появлению плодородных земель.
- Строительство новых дорог позволило пересекать страну в различных направлениях.
- Появление новых фабрик осуществило ввоз в Россию польского сукна и других товаров.
- Произошло обеспечение польского долга, восстановление кредита.
- Учреждение национального польского банка с полученными от российского государя капиталами способствовало обеспечению подъема всех отраслей промышленности.
- Была создана превосходная армия с достаточным арсеналом оружия
- Довольно быстрые темпы развития набирало образование, доказательством чего являлось: учреждение Варшавского университета, открытие кафедр высших наук, отправка на учебу в Париж, Лондон, Берлин лучших польских студентов за счет российского правительства, открытие гимназий, военных школ, пансионов для воспитания девиц в областных польских городах.
- Введение в Польше законов обеспечивало порядок, неприкосновенность собственности и личную безопасность.
- Народонаселение увеличилось в два раза на протяжении первых десяти лет нахождения в составе России.
- Принятие Учредительной Хартии обеспечило поляков особым образом правления. В Польше были созданы сенат и сейм, которые являлись палатами представительного собрания. Принятие каждого нового закона осуществлялось после одобрения большинством голосов в обеих палатах.
- В польских городах ввели муниципальное управление.
- Определенную свободу получило книгопечатание.
Время «николаевской реакции»
Основную суть политики Николая I в Царстве Польском составляли усиленная русификация и насильственное обращение в православие. Польский народ не воспринимал данные направления, отвечая массовыми протестами, создавая тайные общества для организации восстаний против правительства.
Ответной реакцией императора стали следующие действия: отмена конституции, которую даровал Польше Александр, упразднение польского сейма и утверждение на руководящие должности своих доверенных лиц.
Польские мятежи
Польский народ мечтал о независимом государстве. Основным организатором протестов стало студенчество, к которому позже присоединились солдаты, рабочие, часть дворян и помещиков. Основными требованиями протестующих были: проведение аграрных реформ, осуществление демократизации общества и независимость Польши.
Восстания вспыхивали в разных городах (Варшава – 1830 год, Познань – 1846 год).
Российское правительство принимает определенные решения, прежде всего о введении ограничений на использование польского языка, на передвижение представителей мужского пола.
Для устранения беспорядков в стране в 1861 году вводится военное положение. Объявляется рекрутский набор, куда отправляют неблагонадежную молодежь.
Однако восхождение на российский трон нового правителя – Николая II возродило в душах польских людей определенную надежду на либерализм в политике России по отношению к Царству Польскому.
В 1897 году создается Национально-демократическая партия Польши – основной борец за независимость страны. Со временем она займет место в Российской государственной думе как фракция Польское коло, тем самым обозначив себя ведущей политической силой в борьбе за свободную автономную Польшу.
Преимущества принадлежности к империи
Входя в состав Российской Империи, Польша имела определенные преимущества:
- Возможность продвижения по государственной службе.
- Курирование польскими аристократами банковских сфер.
- Получение дотаций от государства в большем объеме.
- Увеличение уровня грамотности среди польского населения благодаря финансовой поддержке правительства.
- Получение дивидендов от участия в железнодорожных перевозках между Россией и Германией.
- Рост банков в крупных городах Царства Польского.
Знаменательный для России 1917 год явился завершением истории «русской Польши». Он подарил полякам возможность установить собственную государственность, а стране получить свободу. Однако ожидания российского императора о реальности унии с Россией не оправдались.
На территории всего государства - с апреля 1920 года .