Подводная лодка 7. Великая отечественная - под водой. Постройка и испытания

В июле 1998 году в водах Швеции была обнаружена подводная лодка. Лодку обнаружили шведские дайверы в составе девяти человек. На поиски подводной лодки их подтолкнул рассказ одного рыбака, сети которого постоянно за что – то цеплялись. В течение года были исследованы военные архивы Швеции и Финляндии. После чего была организована экспедиция, задачей которой являлся поиск затонувшей лодки, которую хранил подводный мир .
Взору шведских дайверов предстала лодка, лежащая на дне, после её обследования было установлено, что это лодка С-7. В далёком 1942 году в летние месяца подводная лодка потопила два шведских парохода. В том же году осенью лодка под командованием капитана третьего ранга Лисина лодка вышла в поход в Аландское море. В районе маяка Сёдерарм подводная лодка была вынуждена подняться на поверхность для подзарядки батарей. На её беду в этом же районе несла боевое дежурство финская подводная лодка «Весехииси», которая атаковала советскую лодку. Одна из торпед попала в кормовую часть, вызвав разрушение и пожар. Получив значительные повреждения, подводная лодка пошла ко дну.

Четверо моряков, на момент торпедной атаки, находившихся на мостике, оказались в воде и были подобраны финскими моряками. Среди спасшихся моряков был капитан подводной лодки Сергей Лисин. Удивительно трагическая судьба сложилась у Лисина после этого похода. На момент пленения Сергею Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза, об этом он узнал от финского следователя. Весть о пленение капитана дошла до командования, и было принято решение об отмене приказа о награде.


Сергею Лисину повезло – он оказался в плену у финнов, тем самым был спасён от расстрела по возвращению на родину после плена. В те времена многих советских командиров, побывавших в немецком плену, расстреляли после возвращения на родину. В конце 1944 года после отказа Финляндии воевать на стороне Германии, все военнопленные вернулись в Советский Союз, и Лисину пришлось сменить плен на лагерь НКВД. Проведя в лагере несколько месяцев, Сергей был освобождён и отправлен на Тихоокеанский флот, началась война с Японией. После окончания войны Сергей Лисин продолжил службу на флоте, скончался в 1992 году в звании капитана первого ранга. Сергей Лисин был одним из известнейших советских подводников времён Великой Отечественной войны.

Поиск подлодки

Готовилась тщательно, готовились к долгим поискам, но участникам сильно повезло, и лодка была обнаружена через несколько часов. Не неоценимую помощь в поиске оказал прибор Сонар, созданный шведскими учёными. Тень подводной лодки чётко вырисовалась на экране монитора. Место гибели подводной лодке находилось на оживлённом паромном сообщении между шведским Капельшером и Мариехамном на Аландских островах, в связи с этим первое погружение на лодку было совершено ночью.


Свет фонарей вырвал из тьмы рубку с 45-мм зенитной пушкой. Было обнаружено 100-мм орудие. В большом отверстие образованном после взрыва виднелись торпеды, остатки патрон и личные вещи моряков. При тщательном обследование лодки были обнаружены останки тел подводников. Вечная память морякам - подводникам!
Субмарина С-7 окончила свой боевой путь на сорокаметровой глубине. под водой лежит на ровном дне, отчётливо просматривается пила предназначенная для разреза проволочных заграждений. Башня с выдвинутым перископом и пушка, установленная на носу лодки. Рядом лежит кормовая часть, оторванная сильным взрывом. Затонувшие корабли и подводные лодки хранят множество не раскрытых тайн и легенд.
Лодка С-7 серии IX-бис была изготовлена на заводе №112 «Красное Сормово». Дата закладки лодки 14 декабря 1936 года и имела заводской номер 237, на воду спущена 5 апреля 1937 года.

Н-7, С-7

Тип «С» IX-бис серии


фотография:



ПЛ С-7 типа "С" IX-бис серии в Кронштадте. 1942 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина".


историческая справка:


1936 год 14 декабря
Заложена в г.Горький на заводе "Красное Сормово" (с 1937 - завод №112) под литерным обозначентем "Н-7" ;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке;

1940 год 30 июня (7 августа?)
Вступила в строй. По другим данным - 07.08.1940 (возможно это дата утверждения приемного акта);

1940 год 23 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Зачислена в состав 16-й(?) ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год 19 - 24 июня
С 19.6 находилась в дозоре на западных подходах к Ирбенскому проливу (позиция №8). 22.6 в 00.55 командир получил сигнал о переводе всего флота в оперативную готовность №1, а в 15.45 получил радиограмму "Перейти на несение дозора по военному времени". О начале войны с Германией командир лодки узнал в 19.59. В 20.00 обнаружила рубку ПЛ (возможно германской "U 144"). Около 00.30 24.6 на расстоянии 7-8 каб. были обнаружены 2 ТКА (германские "S-35" и "S-60"), которые дали наши опознавательные. Сблизившись на расстояние 2 каб., ТКА выпустили по ПЛ 2 торпеды, которые прошли по левому борту на расстоянии 1-2 м, одновременно обстреляв ее пушечно-пулеметным огнем. ПЛ срочно погрузилась. Катера сбросили 4 глб. В VII отсеке возникло возгорание, которое было быстро ликвидировано. В результате обстрела легкие повреждения получили ограждение рубки, надстройка и обшивка балластной цистерны №6. Около 5 ч лодка всплыла и в 08.00 прибыла в Виндаву;

1941 год 25 июня - 2 июля
25.6 перешла в Усть-Двинск. 27.6 - в Куйвасте, 1 или 2.7 - в Рохукюла;

1941 год 3 - 21 июля
Боевой поход. В 20.00 3.7 вышла в район Либавы (позиция №20). Выведена через пролив Соэлавяйн ТЩ-297, 2 СКА и 2 КАТЩ. Патрулировала на позиции с 6 по 20.7. Вечером 13.7 и днем 17.7 обнаруживала в аванпорту Виндавы корабли противника, но не смогла атаковать их из-за малых глубин. Днем 18.7 командир отказался от атаки 7 ТЩ из-за их малой осадки. Вечером 19.7 не смог атаковать 2 ПЛБ в охранении 3 ММ из-за невыгодного КУ. В 13.48 21.7 ПЛ прибыла в Триги;

1941 год 21 июля - сентябрь
21-22.7 перешла в Таллин, 23-24.7 - в Кронштадт. 24.7-7.8 прошла докование и подготовлена к переходу по ББК на СФ. В начале сентября возвращена в боеготовое состояние и 11.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт. В середине сентября готовилась к прорыву через пролив Эресунд (операция отменена);

1941 год 28 сентября - 21 октября
В 22.15 28.9 перешла к о. Лавенсари для скрытого базирования. В 05.00 21.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 27 октября - 16 ноября
Боевой поход. В 18.00 27.10 вышла в Нарвскую бухту (позиция №5/6). В вечерние часы 28.10 выпустила 44 100-мм и 92 45-мм снаряда по ст. Иеве и сел. Ведаете. В дальнейшем в вечерние часы ПЛ произвела еще несколько обстрелов объектов на берегу Нарвского залива: 30.10 ст. Вайвара (54 100-мм), 2.11 завода в сел. Асери (30 100-мм и 3 осветительных), 6.11 г. Нарва и ст. Нарва-Иыесу (71 100-мм, 90 45-мм и 3 осветительных) и утром 15.11 сел. Тойва (22 100-мм и 3 осветительных). Контактов с кораблями противника не имела. В 03.31 16.11 вернулась в Кронштадт;

1941 год 16 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста легко повреждена осколками артиллерийского снаряда, взорвавшегося в 8-10 м от левого борта VII отсека - перебита топливная магистраль в надстройке;

1942 год 2 июля - 11 августа
Боевой поход. В 23.30 2.7 - 09.04 3.7 перешла к о. Лавенсари (переход обеспечивал 1 СКА). В 23.15 4.7 вышла в Норчёпингскую бухту (позиция №4). В 05.32 5.7 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа мины (кроме того имела еще одну мнимую встречу) - взрыва не последовало. Днем 7.7 при форсировании в подводном положении заграждения "Апольда" коснулась минрепа минного защитника. В 19.30 завершила форсирование Финского залива и в 16.15 8.7 прибыла на позицию в районе м-ка Ландсорт. Вечером не смогла атаковать ОТР, скрывшийся в шхерах. В 03.05 9.7 во время зарядки АБ атакована шведским самолетом, сбросившим на ПЛ 2 бомбы. Утром 9.7 командир ПЛ обнаружил и начал преследование КОН (8 ТР, 1 ЭМ, 2 СКР), в ходе которого в 16.17 вышел в торпедную атаку на ОТР (ТР? т, атака=подв/ви/2,12 каб., ТР отвернул в сторону - безуспешно атакован шведский ТР "Норег"). Попытка атаковать КОН, предпринятая в 16.51-17.33, сорвалась из-за угрозы тарана шведским СКР. В 19.29 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР (ТР 7000 т, атака=подв/пр/1, хвостовой стопор зажат в ТА - торпеда не вышла). В 19.42 ПЛ всплыла и, догнав ТР в позиционном положении, в 19.58 вновь атаковала его в точке 58°26" с.ш./17°13" в.д. (атака=надв/пр/1, д=4 каб., торпеда попала в район мостика, ТР затонул - потоплен шведский ТР "Margareta" ("Маргарета"), 1272 брт, с грузом угля для Швеции, +14). 10.7 перешла к северному входу в пролив Кальмарзунд (позиция №3). Утром 11.7 обнаружила КОН, атака которого сорвалась из-за большой дистанции. В 16.58 произвела торпедную атаку КОН (16 ТР, 2 СКР) (последовательно атаковала ТР 12000 и 8000 т, атака=подв/пр/2, д=8 каб., услышаны два взрыва - в точке 57°45" с.ш./17°00" в.д. потоплен шведский ТР "Lulea" ("Лулео"), 5611 брт, с грузом руды для Германии, +8). Шведский СКР "Снаппханен" и "Ягарен" сбросили на ПЛ 26 глб, не причинивших ей повреждений. Днем 13.7 у северной оконечности о. Эланд обнаружила КОН, но в атаку не вышла. В 12.23 14.7 атаковала ОТР (ТР? т под финским флагом, атака=подв/пр/1, д=4 каб., ТР уклонился от торпеды - зарубежных данных нет). В 14.38 произвела торпедную атаку КОН (17 ТР, 2 ЭМ, 2 СКР) (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет), при попытке повторной атаки момент залпа пропущен из-за угрозы тарана ЭМ. Днем 15.7 не смогла атаковать обнаруженный КОН, из-за неудобства атаки из кормовых ТА (в носовых ТА торпед не осталось). В течение ночи и дня 16.7 несколько раз обнаруживала шведские корабли и самолеты ПЛО. Утром 17.7 ПЛ не удалось атаковать КОН из-за невыгодного КУ. В ночь на 19.7 по приказу командования начала переход в район м-к Ужава - м. Ристна (позиция №7) и в 08.35 19.7 прибыла на позицию. 22.7 осмотрела аванпорт Виндавы, но кораблей противника не обнаружила. Утром 24.7 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции и ОТР - из-за малых глубин. В 08.45 27.7 ПЛ произвела торпедную атаку ОТР юж. Виндавы (ТР? т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., промах). После всплытия ПЛ догнала ТР и в 09.43 с дистанции 40 каб. открыла артиллерийский огонь из 100-мм орудия. После второго выстрела у орудия заклинил замок (лопнул и сместился лейнер). Германский ТР "Ellen Larsen" ("Эллен Ларсен") (1938 брт) выбросился на мель (впоследствии снят и отремонтирован). В ночь на 28.7 ПЛ перешла в район м. Акменрагс. Утром 29.7 обнаружила КОН, который не смогла атаковать из-за малых глубин. В 08.45 30.7 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (4 ТР) у м. Акменрагс (ТР 8000 т и? т, атака=надв/пр/1+1, д=6 каб., 1-я торпеда попала в ТР, от другой ТР уклонился - в точке 56°53"5 с.ш./21°09" в.д. потоплен германский ТР "Kathe" ("Кате"), 1599 брт, совершал рейс Штеттин - Рига со штучным грузом, +6, -4). 31.7 перешла в район м-ка Вильсанди (о. Сарема). Днем 1.8 обнаружила КОН, но в атаку не выходила из-за малой осадки целей. В ночь на 2.8 перешла в район м. Ристна, в ночь на 4.8 - в район Виндавы. В 10.15 5.8 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 1000 т, атака=надв/пр/1, д=6 каб., торпеда сошла с курса), которая затем была продолжена артиллерией. В 10.21-11.57 (с перерывами) ПЛ обстреляла ТР из 45-мм орудия (всего израсходовано 380 снарядов) - в точке 5742" с.ш./21°20" в.д. потоплен финский ТР "Pohjanlahti" ("Похьянлахти") (682 брт; шел с грузом картофеля в Финляндию, +0, капитан и 1 матрос взяты в плен). В ночь на 6.8 перешла к м. Ристна, где оставалась до вечера 8.8. Днем 9.8 начала форсирование Финского залива. В 12.05 в районе о. Осмусаар коснулась трубки КА мины ЕМС - взрыва не последовало. Днем 10.8 западнее м. Юминда имела мнимую встречу с минрепом. В 20.30 11.8 встречена северо-западнее о. Лавенсари СКА "МО №107" и в 21.49 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт;

1942 год 11 - 12 августа
22.25 11.8 - 04.00 12.8 в сопровождении БТЩ-215, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла межпоходовый ремонт;

1942 год 17 - 21 октября
Боевой поход. В 20.05 17.10 - 04.25 18.10 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -215, -218 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 01.00 19.10 вышла в точку погружения, в 03.10 погрузилась и начала переход на позицию в южной части Ботнического залива (позиция №8). В 04.00 21.10 донесла об окончании форсирования Финского залива. В 20.43 в точке 59°50"7 с.ш./19°32"2 в.д. торпедирована и потоплена финской ПЛ "Vesihiisi" ("Весихииси"). 42 члена экипажа погибло, 4 (командир С.П. Лисин, матросы В.С. Субботин, А.К. Оленин, В.И. Куница, находящихся в момент взрыва на мостике) - попали в плен. Спасенные были доставлены на Аландские острова и находились в финском плену до выхода Финляндии из войны в 1944 году. С.П. Лисин о присвоении ему звания Героя Советского Союза узнал, уже находясь в плену;

1998 год
Обнаружена в территориальных водах Швеции в районе маяка Седерарм на глубине 30-40 метров и частично обследована на дне шведскими аквалангистами С.Хюльквистом, А.Яллаем, П.Хедлюнгом и Ю.Санде;

2012 год
На начало года к подъему не планировалась.


командиры:


1. Лисин С.П. (02.10.1938-21.10.1942)


список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Газета "Страж Балтики" 11.08.1998г.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.

Друзья, данную тему посвящаю своему земляку герою - подводнику Василию Сергеевичу Субботину.

12 апреля исполнилось бы 95 лет моряку-подводнику, кавалеру ордена Ленина, Василию Сергеевичу Субботину(умер Василий Субботин в 2000 году). Накануне в Выксу из Белгорода приехала его дочь Бугаева Людмила Васильевна. Людмила Васильевна встретилась с главой округа, который обещал ей содействие в решении задачи по увековечению памяти участника Великой Отечественной войны. На внеочередном заседании Совета по сохранению культурного наследия городского округа город Выкса, было принято решение направить ходатайство о присвоении имени В.С. Субботина одной из новых улиц города. Капитан III ранга в отставке Станислав Борисович Кукушкин, много сил отдающий сохранению памяти выксунских моряков, сообщил собравшимся о том, что вопрос о необходимости установить памятный знак в честь отважного комендора-торпедиста В.С. Субботина уже обсуждался в Выксунском отделении Союза офицеров России. Офицер С.Б. Кукушкин считает решение этого вопроса делом чести.
К сожалению, место захоронения В.С. Субботина на Южном кладбище выглядит удручающе.

В первом ряду пятый слева старший матрос В.И. Куница; во втором ряду слева направо военинженер 3 ранга О.Г. Брянский, капитан-лейтенант А.И.Думбровский, капитан 3 ранга С.П. Лисин, старший политрук В.С. Гусев, старший лейтенант Г.А. Новиков; в третьем ряду: крайний слева старшина 2й статьи Н.И. Кулочкин, девятый слева матрос А.К. Оленин, десятый слева старший лейтенант М.Т. Хрусталев; в четвертом ряду девятый слева старший матрос В.С. Субботин

При пленении финнам, а от них - немцам удалось узнать личность Лисина, как и то, что он является Героем СССР. Ему было предложено перейти на службу Германии в разных, довольно высоких должностях, в том числе, в качестве командира подводной лодки с правом «свободного охотника». Таких в фашистской Германии было несколько человек. Эти лица пользовались особым доверием, сами планировали выход и возвращение, маршрут и район патрулирования, а также самостоятельно определяли и топили очередную жертву. Когда Лисин отказался и от этих предложений, то был отправлен в лагерь в Финляндию, а фашистское радио передало, что он - в плену, согласился служить Германии в качестве командира подводной лодки и им, якобы, уничтожены такие-то (действительно потопленные) советские суда и корабли. После чего Лисин на родине был объявлен врагом народа, лишён званий и наград, а его жена - подверглась репрессии. По освобождению в 1944 г. из плена (первый признак лживости переданной информации) он также до выяснения был изолирован. В этом же году в финских архивах были обнаружены протоколы всех допросов Лисина. Фашисты блюли пунктуальность. Стало известно его истинное поведение в плену. Это послужило основанием его и его семьи освобождения и реабилитации. Кроме самых близких ему людей, об этой стороне событий, по словам рассказчика, никто не знал, по-видимому, не случайно.Лисин принял участие в разгроме империалистической Японии.

А как сложилась судьба оставшихся в живых его товарищей по «С-7»?

Гитлеровская Германия еще пыталась отчаянно сопротивляться. Оленин, Субботин и Куница настояли на том, чтобы их послали на фронт.
Александр Оленин успел ещё принять участие в боях на сухопутье., после войны продолжал служить на подводных лодках. Прекрасный специалист, он и после увольнения с военной службы, работал, удостоился звания ударника коммунистического труда.
Василий Субботин жил и работал в своём родном городе Выкса Горьковской области. Ветераны «С-7» до конца своих дней были связаны крепкой дружбой со своим командиром.

11 февраля 1720 года русский изобретатель Ефим Никонов начал строить «потаенное судно», ставшее первой русской подводной лодкой. С того дня субмарины сильно изменились, но в каждой из категорий всегда были первые подлодки.

Первая лодка, осуществившая торпедную атаку

Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята во время русско-японской войны подводной лодкой «Сом» 29 апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток. Во время Первой мировой войны «Сом» по железной дороге был перебазирован на Балтику, где подводная лодка погибла в 1916 году при столкновении с шведским пароходом.

Первая атомная подводная лодка, уничтожившая надводный корабль

Первой атомной подводной лодкой, потопившей торпедами корабль противника является английская лодка Conqueror, которая 2 мая 1982 года в ходе Фолклендского конфликта атаковала группу аргентинских кораблей. Основной целью был выбран второй по величине корабль Аргентины – крейсер «Генерал Бельграно» (бывший американский «Феникс», 1938 года постройки). И, хотя аргентинская эскадра находилась вне объявленной самой же Великобританией 200-мильной зоны конфликта, Conqueror получил личное распоряжение Маргарет Тэтчер атаковать крейсер. Из трех выпущенных торпед две поразили «Генерал Бельграно» и спустя 20 минут крейсер затонул, унося с собой 328 членов экипажа. По иронии судьбы, корабль, уцелевший в Перл-Харборе в 1941 году и Второй мировой войне, погиб спустя 40 лет от торпед бывшего союзника.

Первая атомная подводная лодка

21 января 1954 года в США была спущена на воду первая атомная подводная лодка в мире «Наутилус», имеющая большую по тем временам автономность плавания и способная совершать длительные переходы в подводном положении. Лодка имела водоизмещение 4222 тонн, скорость – 23 узла. Вооружение состояло из шести торпедных аппаратов. «Наутилусу» принадлежит первенство в покорении Северного полюса в 1958 году, поскольку эта лодка является первым кораблем, достигшим полюса. Хотя следует отметить, что служба субмарины проходила далеко не идеально и была связана с целым рядом аварий и происшествий. 3 марта 1980 года «Наутилус» был исключен из состава ВМФ и пять лет спустя превращен в музей подводного флота США.

Самый курьезный случай потопления подводной лодки

Самый курьезный случай гибели подводной лодки был отмечен 2 сентября 1917 года, когда немецкая субмарина U-28 была потоплена… английским грузовиком. U-28 задержала у мыса Нордкап в Баренцевом море английский транспорт Olive Branch, следовавший в Архангельск с грузом боеприпасов и техники, и, дав возможность команде судна пересесть в шлюпки, открыла по транспорту артиллерийский огонь. Один из снарядов вызвал взрыв находившихся на судне боеприпасов. Взрывной волной один из грузовиков был сброшен с верхней палубы и, пролетев значительное расстояние, угодил точно в U-28, которая затонула через несколько минут. Насколько правдоподобна эта история, сказать сложно… О ней известно лишь со слов экипажа Olive Branch, который отказал немецким подводникам в спасении и вполне вероятно, что эта история является лишь частью легенд британского флота.

Первая по результативности

Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами.

Первая отечественная дизельная подводная лодка

Опыт русско-японской войны показал, что бензиновые двигатели являются на подводных лодках ненадежными и пожароопасными. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны флоты ведущих мировых держав начинают пополняться дизельными подводными лодками. В России идея оснащения субмарин дизельными двигателями принадлежала генерал-майору профессору Ивану Григорьевичу Бубнову. Построенная по его проекту «Минога» прошла успешные испытания и послужила прототипом для целой серии более совершенных дизельных подводных лодок. В годы Первой мировой войны «Минога» несла дозорную службу на Центральной минно-артиллерийской позиции, правда, побед не имела. Во время Гражданской войны лодка была переведена на Каспийское море, где продолжала оставаться до конца своей службы в 1926 году.

Первая цельнометаллическая подводная лодка

Первая цельнометаллическая подводная лодка была построена в России в 1834 году по проекту инженера Шильдера. Лодка приводилась в движение мускульной силой экипажа, и ее скорость была невелика. Вооружение состояло из гальванической мины и установок с зажигательными ракетами. К сожалению, отличавшийся оригинальностью проект не получил необходимой поддержки и дальнейшего развития, а сам создатель лодки позднее погиб в Крымской войне при осаде русскими войсками Силистрии.

По этой же теме:

Подводная война в Первую мировую: как это было Видео: 7 самых странных заброшенных подводных лодок и баз

1.3. ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КРИГСМАРИНЕ (тип VII)

Тип VII (средние)

«Семерки» - лодки типа VII - имели водоизмещение от 600 до 1000 тонн. Их скорость хода в надводном положении 16-17 узлов, в подводном - 8 узлов. Это были уникальные субмарины, как по количеству - 718 лодок, построенных за девять лет, - так и по некоторым своим характеристикам. «Семерки» оказались высокоманевренными и с хорошей мореходностью. Большинство немецких асов-подводников первых лет войны добились своих успехов и славы за штурвалами лодок типа VII-B, а самой крупносерийной лодкой для своего времени стала «семерка» серии С. На воду было спущено более 600 этих субмарин и еще немалое количество находилось на стапелях в момент окончания войны. Хотя к концу войны этот тип лодок основательно устарел, в момент своего появления VII-C была достаточно мощным и маневренным кораблем, более чем подходящим для операций в Атлантическом океане, и относительно простым в постройке. Она превратилась в типовую модель, сконцентрировавшую в себе все достижения немецких конструкторов. причем с течением времени корабль постоянно совершенствовался, изменяясь под влиянием приобретенного боевого опыта.
Субмарины типа VII стали самыми знаменитыми ПЛ Второй мировой войны и самой массовой серией ПЛ в истории. Руководству Кригсмарине они представлялись практически идеальным типом подводной лодки, сочетая в себе мощное для своих размеров вооружение, превосходные маневренные качества, очень малое время погружения (25–20 с), значительную дальность плавания и относительную дешевизну постройки.
Спроектированы на основе прибрежной ПЛ типа UB-III периода Первой мировой войны, но с использованием теоретического чертежа лодки II серии, размеры которой были увеличены линейным преобразованием.Эти лодки были однокорпусные, с добавлением булей для улучшения надводной плавучести и внутренним расположением топливных цистерн. Толщина прочного корпуса достигала 18,5 мм, что обеспечивало рабочую глубину погружения до 100 м и предельную - до 200 м.
Лодки серии VIIA (10 ед.) отличало размещение кормового ТА в легком корпусе выше ватерлинии. Их подводная маневренность и дальность плавания считались недостаточными.
На серии VIIB (24 ед.) вертикальный руль заменили двойным и увеличили запас топлива, для чего корпус удлинили на 2 м и оборудовали под хранилища соляра часть булевых цистерн. Кормовой ТА устанавливался в прочном корпусе и располагался между рулями, а 20-мм автомат был перенесен с палубы на ограждение мостика. Одним из немногих недостатков проекта считалась слабая система вентиляции, но во время войны большинство ПЛ оборудовали дополнительными вентиляционными трубами, проходившими снаружи рубки.
Самой многочисленной была серия VIIC. Ее особенность - удлиненный на 0,6 м корпус под планируемое оснащение всех ПЛ гидролокаторами. Прирост водоизмещения вызвал незначительное снижение скорости хода, но позволил увеличить запас топлива. В середине 1941 г. появился модифицированный проект VIIC/41, в котором увеличение толщины корпуса до 21,5 мм позволило довести рабочую глубину погружения до 120 м, а предельную - до 250. Всего, включая модификации, был выдан заказ на постройку 1006 лодок; в строй вступили 572 единицы типа VIIC и 87 - типа VIIC/41, еще 5 (U-474, U-902, U-906, U-996, U-1026) были уничтожены после спуска на воду, не успев войти в строй флота.
Дальнейшим развитием проекта должны были стать ПЛ серий VIIC/42 и VIIC/43, но их так и не воплотили в металле. Осталась «на бумаге» и серия VIIE, спроектированная под мощный облегченный дизель «Deutz» с V-образным расположением цилиндров. Кроме того, существовало две специальных модификации VII серии: тип VIID - подводный минный заградитель; тип VIIF - транспортная ПЛ. Они будут рассмотрены ниже.
Вместо торпед «семерки» могли принимать 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ. На последние ПЛ серии VIIC/41 оборудование для минных постановок не устанавливалось. В связи с отставанием производства вооружения, 5 ПЛ (U-72, U-78, U-80, U-554, U-555) вступили в строй всего с двумя носовыми ТА и использовались только в качестве учебных, еще 7 ПЛ (U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431, U-651) не имели кормового ТА.
В конце 1942 г. было принято решение о демонтаже 88-мм орудия со всех лодок VII серии, но часть из них, особенно учебные и действовавшие на второстепенных театрах, сохранили его до конца войны. С лета 1942 г. началось усиление зенитного вооружения. Позади ограждения рубки монтировалась невысокая платформа (так называемый «Wintergarten») с 1x2, затем 1x4 20-мм автоматом; позади мостика ставились 2x1 или 2x2 20-мм автомата. На ПЛ, действовавших на Средиземном море, устанавливались итальянские спаренные 13,2-мм пулеметы. Наиболее необычным проектом стали «зенитные» ПЛ - ловушки для самолетов. Первой в мае 1943 г. таким образом переоборудовали U-441 (кодовое обозначение проекта «U-Flak-1»), получившую 1x1 37-мм и 2x4 20-мм автомата; затем аналогичным образом перевооружили U-256, U-621 и U-953; однако идея себя не оправдала, и вскоре все ПЛ перевели в обычные, а начатые работы на U-211, U-263 и U-271 отменили. К концу войны стандартное артиллерийское вооружение ПЛ VII серии состояло из 1x1 37-мм и 2x2 20-мм автоматов. С начала 1944 г. лодки стали оснащать «шнорхелем» (первой его получила U-264).
Заказ на первые 6 ед. серии VIIA был выдан 1.4.1935; на последние лодки серии VIIC/42–17.4.1943, но из-за запрета руководства Кригсмарине на закладку новых ПЛ типа VII их строительство даже не начиналось. U-428, U-746, U-747, U-429, U-748, U-430, U-749, U-1161, U-750 в июне 1943