Планирование фгос русскому языку 5

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

В пособии представлено развернутое тематическое планирование по русскому языку для 5 класса, составленное в соответствии с Примерной учебной программой основного общего образования, разработанное на основе программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В рабочих программах каждой возрастной группы определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение учащимися знаний и соответствующих умений и навыков, обозначены виды деятельности учащихся, спроектированы задачи, спрогнозированы результат и формы контроля, продумано информационно-методическое обеспечение, домашнее задание. Пособие значительно облегчит учителям русского языка создание календарно-тематических планов и рабочих программ, обеспечит взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Задачи организации учебной деятельности.
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

2. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

3. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 5 класс, Тематическое планирование по Баранову М.Т., Ладыженской Т.А., 5 часов - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Календарно­тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
Русский язык: 5­9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Симонова
И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Филиппская Е.М., Плыс Л.Н.,
Тупикина Е.В. – 3­е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк:
Истоки, 2017. – 158 с.

урока
Дата
проведени
я
Тема урока
Д.З.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема 1 (3ч.) Введение.
Роль родного языка в жизни человека и общества. Понятие о
речи.
Урок развития речи № 1. Ситуация общения: тема, адресат,
место, цель. Составление и разыгрывание диалогов
этикетного характера по данной ситуации общения.
Контрольная работа 1. Входной диктант.
Тема 2. Повторение изученного в младшей школе
2.1 (13 ч.) Фонетика. Графика. Орфоэпия
Анализ ошибок, допущенных во входном диктанте.
Гласные и согласные звуки
Слог и ударение
Произношение гласных звуков
Произношение согласных звуков
Алфавит и его использование.
Звуки и буквы
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, я, ю
Урок текстоведения 1. Понятие о тексте.
Урок текстоведения 2. Тема текста
Фонетический разбор слова.
Урок текстоведения 3. Основная мысль текста (работа по
материалу учебника, анализ текстов, написание сочинения­
миниатюры) (стр. 53)
Контрольная работа 2. Тестовые задания (1)
Тема 2.2 (15ч.) Морфемика. Лексикология
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога.
Чередование гласных в морфемах (корень: КАС, КОС, ЛАГ,
ЛОЖ, РАСТ, РАЩ, РОС, ЗАР, ЗОР, ГАР, ГОР, КЛАН, КЛОН)
Чередование гласных в морфемах (приставки ПРЕ­, ПРИ­;
суффиксы: буквы О­ Ё после шипящих в корне, Ы –И после Ц)
Чередование согласных в морфемах (буквы З­, С­ на конце
приставок, в корне)
Урок текстоведения № 4 .
Типы речи. Повествование
Урок развития речи № 2. Виды речевой деятельности. Устное
сочинение по картине.
Урок текстоведения № 5. Основные нормы построения
текста. Порядок расположения предложений в тексте. План
текста (простой и сложный)
Образование форм слова. Морфемный анализ слова.
Урок текстоведения № 6. Абзац как часть текста
Слово как единица языка и речи.
Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического
значения слова
Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и
видовые понятия
Урок текстоведения 7. Типы речи. Описание (предмета),
отбор языковых средств в зависимости от темы, цели,
адресата высказывания. (стр. 137)
Урок развития речи № 3 Подробное устное изложение
художественного текста повествовательного характера.
Контрольная работа 4. Тестовые задания(2)
Тема 2.3 (7 ч.) Орфография
Разделы русской орфографии.
Правописание корней (правописание безударных гласных в
корнях слов)
Правописание корней (правописание согласных в корнях слов)
Правописание окончаний (правописание безударных окончаний –
е и –и в именах существительных)
Правописание окончаний (правописание безударных личных
окончаний глаголов)
Урок развития речи № 4. Качества хорошей речи. Недочёты,
разрушающие свойства хорошей речи: повтор слов,
неуместное употребление слов и речевых оборотов,
однообразие в построении предложений (практически).
Редактирование небольших ученических текстов.
Контрольная работа 5. Тестовые задания(3)
Тема 2.3 (9 ч.) Орфография
Урок развития речи № 5. Подробный пересказ художественного
текста повествовательного характера (о случае из жизни).

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Правописание слов с Ь и Ъ (употребления Ь для обозначения
мягкости согласных; написание Ь после шипящих)
Правописание слов с Ь и Ъ (правописание –тся и –ться в
глаголах)
Правописание слов с Ь и Ъ (разделительные Ь и Ъ)
Урок текстоведения 8 Типы текстов. Рассуждение
Сочетание букв жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк, чн, нщ, рщ, щн, нч
Слитные, дефисные и раздельные написание слов. Правописание
НЕ с глаголами
Урок развития речи № 6 Обучающее устное выборочное
изложение текста с описанием предмета (животного) (стр. 90­
91)
Контрольная работа 6. Диктант с грамматическим заданием.
Тема 2.4(6ч.) Морфология. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте. Части речи в русском языке.
Самостоятельные, служебные части речи.
Урок развития речи № 7. Сжатое изложение текста с
описанием предмета
Изменяемые и неизменяемые слова. Типичные суффиксы и
окончания разных частей речи.
Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое
окончание и его значение.
Культура речи. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых
средств. Употребление в речи этикетных слов.
Культура речи. Употребление в речи этикетных слов.
Контрольная работа 7. Изложение «Первый снег» (упр.375)
Тема3. Систематический курс русского языка.
Тема3.1 (11 ч.) Синтаксис и пунктуация. Анализ ошибок,
допущеных в контрольном сочинении. Словосочетание как
единица синтаксиса.
Разбор словосочетания.
Предложение как единица синтаксиса, интонация предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее
Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Второстепенные члены предложения. Дополнение

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Определение
Обстоятельство
Контрольная работа 8. Тестовые задания(4)
Тема3.1 (13 ч.) Синтаксис и пунктуация.
Виды предложений по количеству грамматических основ.
Простые и сложные предложения
Предложение с однородными членами предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Предложения с обращениями
Предложения с обращениями, с вводными словами, со
сравнительными оборотами
Синтаксический разбор простого предложения.
Сложное предложение (союзные и бессоюзные предложения).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
Диалог.
Основные разделы пунктуации (знаки препинания в конце
предложения, знаки препинания внутри простого предложения,
знаки препинания между частями сложного предложения, знаки
препинания в предложениях с прямой речью)
Контрольная работа 9. Диктант.
Тема3.2 (16 ч.) Словообразование. Анализ контрольной работы.
Основные способы образования слов в русском языке.
Правописание корней с чередованием а//о.
Правописание корней с чередованием
Буквы о, ё после шипящих в корнях слов
Словообразование имен существительных.
Словообразование имён прилагательных.
Урок развития речи № 8. Подробное изложение

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
элементами описания животного
Словообразование глаголов.
Урок развития речи № 9. Устное сочинение­описание
предмета или животного по картине
Правописание приставок
Образование слова и его морфемное строение.
Морфемный разбор слова.
Словообразовательный разбор слова.
Урок текстоведения 9. Разговорный стиль речи
Контрольная работа 10. Тестовые задания(1)
Тема3.3 (12 ч.) Лексикология и фразеология
Слова однозначные и многозначные.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Написание букв ы и и после ц.
Лексика ограниченного употребления.
Устаревшие слова
Фразеология.
Работа с толковым словарём
Урок развития речи № 10. Подробное изложение
художественного текста повествовательного характера с
элементами рассуждения.
Контрольная работа 11. Тестовые задания (2)
Тема3.4 (10 ч.) Имя существительное
Общее значение имён существительных и особенности их
употребления в речи.

108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
Правописание суффиксов ­чик­, ­щик­.
Правописание суффиксов ­ек­, ­ик­.
Морфологические признаки имён существительных.


Собственные и нарицательные имена существительные
Написание собственных имён существительных
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).
Урок развития речи № 11.
Подробное изложение художественного текста
повествовательного характера с элементами описания
животного
Контрольная работа 12. Диктант
Тема3.4 (13 ч.) Имя существительное
Анализ контрольного диктанта.
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(род имён существительных).
Существительные, имеющие форму только единственного или
только множественного числа.
Множественное число имён существительных
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(склонение имён существительных).
Склонение имён существительных
Изменение имён существительных по падежам
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными.
Безударные окончания –е, –и в именах существительных.
Синтаксическая роль имени существительного (имя
существительное как член предложения).
Морфологический разбор имени существительного
Культура речи. Правильное употребление имён
существительных (орфоэпические, грамматические, лексические
нормы)
Урок развития речи № 12.
Устное сочинение­описание предмета или животного по
картине

130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
Контрольная работа 13. Тестовые задания (3)
Тема3.5 (8 ч.) Имя прилагательное Общее значение имён
прилагательных и их употребление в речи.

Морфологические признаки имён прилагательных.
Урок развития речи № 13.
Сочинение­описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь»
Качественные имена прилагательные.

Относительные имена прилагательные.
Урок развития речи № 14. Письмо и адрес
Притяжательные имена прилагательные.
Контрольная работа 14. Тестовые задания (4)
Тема3.5 (12 ч.) Имя прилагательное
Морфологические признаки имён прилагательных (степени
сравнения имён прилагательных).
Степени сравнения имён прилагательных.
Формы степеней сравнения имён прилагательных и правильное
использование их в речи
Морфологические признаки имён прилагательных (полные и
краткие имена прилагательные).
Морфологические признаки имён прилагательных (склонение
имён прилагательных).
Склонение имён прилагательных
Правописание безударных окончаний имён прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Имя прилагательное как член предложения.
Морфологический разбор имени прилагательного
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

Контрольная работа 15. Сочинение
Тема3.6 (10 ч.) Глагол
Общее значение глаголов и особенности их употребления в речи.
Инфинитив.

153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
Постоянные морфологические признаки глагола (вид глагола)
Постоянные морфологические признаки глагола (переходные и
непереходные глаголы)
Урок развития речи № 15. Сочинение­рассуждение на тему,
связанную с жизненным опытом обучающихся.

Постоянные морфологические признаки глагола (возвратные и
невозвратные глаголы).
Возвратные и невозвратные глаголы.
Правописание корней с чередованием е//и.

Контрольная работа 16. Диктант с грамматическим
заданием.
Тема3.6 (15 ч.) Глагол
Анализ контрольного диктанта
Непостоянные морфологические признаки глаголов. Изменение
глаголов по наклонениям.
Сослагательное наклонение.
Повелительное наклонение.
Урок развития речи № 16. Выборочное изложение
Изъявительное наклонение.
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Изменение глаголов прошедшего времени по числам
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и
числам – спряжение.
Спряжение глаголов.
Безличные глаголы.
Глагол как член предложения.
Культура речи. Правильное употребление глаголов
(орфоэпические, грамматические, лексические нормы).
Контрольная работа 17. Тестовые задания (5)
Повторение изученного в 5 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГУЛЯЙ-БОРИСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

С.Н.Лопатина

Приказ от 31.08.2016 г.№222

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

основного общего образования 5б класса

Количество часов: 172

Учитель: Волкова Надежда Абдуллаевна

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Программы по русскому языку 5-9 кл.» М.: Просвещение, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 «Б» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011), а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2015) и программы по русскому языку для основной школы: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).

Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015, включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Форма организации учебных занятий – классно-урочная.

Цель курса:

Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

Задачи курса:

Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Язык и общение (3 часа)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи

Повторение изученного в 1-4 классах. (24 часа)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъея; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27 часов).

I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простомпредложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи (17 часов).

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (10 часов).

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика (26 часов).

I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -лож лаг-, -рос- -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (56 часов).

Имя существительное как часть речи (21 час)

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное как часть речи (11 часов).

  1. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол как часть речи (24 часа).

  1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е –и в корнях глаголов –бер - бир-, -дер - дир-, -мер- мир-, -пер- пир-, -тер- тир-, -стел- стил- Правописание не с глаголами.

  1. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
    ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

  1. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
    Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение (9часов).

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание о-е после шипящих и ц.

Употребление букв ь и ъ.

Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативнойустановки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видамиаудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовойинформации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоватьсясловарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствиетеме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Владение различными видами монолога и диалога;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватноиспользовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средстваргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способностьиспользовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметномуровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсужденияхактуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

план

факт

Язык и общение (3 часа)

1.09

1.09

Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок актуализации знаний и умений.

2.09

2.09

Язык и человек. Язык и речь

5.09

5.09

Стили речи

Повторение изученного в 1-4 классах (24 часа)

6.09

6.09

Звуки и буквы. Произношение и правописание

7.09

7.09

Орфограмма

8.09

8.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

9.09

9.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

12.09

12.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

13.09

13.09

Буквы и, у, а после шипящих

14.09

14.09

Разделительные ъ и ь .

15.09

15.09

Раздельное написание предлогов с другими словами

16.09

16.09

Текст

19.09

19.09

Р.Р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70)

20.09

20.09

Части речи.

21.09

21.09

Глагол.

22.09

22.09

Правописание -тся и -тъся в глаголах

23.09

23.09

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

26.09

26.09

Р. Р. Тема текста.

27.09

27.09

Имя существительное.

28.09

28.09

Падежные окончания существительных

29.09

29.09

Имя прилагательное

30.09

30.09

Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»

3.10

3.10

Местоимение как часть речи

4.10

4.10

Р.Р. Основная мысль текста

5.10

5.10

Повторение и обобщение изученного в начальных классах.

6.10

6.10

7.10

7.10

Синтаксис (27часов) Пунктуация. Культура речи.

10.10

10.10

Синтаксис и пунктуация.

11.10

11.10

Словосочетание

12.10

12.10

Разбор словосочетаний

13.10

13.10

Предложение.

14.10

14.10

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева

17.10

17.10

Виды предложений по цели высказывания

18.10

18.10

Восклицательные предложения.

19.10

19.10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

20.10

20.10

Сказуемое

21.10

21.10

Тире между подлежащим и сказуемым

24.10

24.10

Нераспространённые и распространённые предложения

25.10

25.10

Второстепенные члены предложения. Дополнение

26.10

26.10

Определение.

27.10

27.10

Обстоятельство.

28.10

28.10

Предложения с однородными членами

7.11

7.11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

8.11

8.11

Обобщающие слова при однородных членах

9.11

9.11

Предложения с обращениями

10.11

10.11

Письмо

11.11

11.11

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

14.11

14.11

Простые и сложные предложения

15.11

15.11

Прямая речь.

16.11

16.11

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

17.11

17.11

Диалог.

18.11

18.11

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

21.11

21.11

Контрольный диктант с грамматическим заданием

22.11

22.11

Анализ диктанта и работа над ошибками

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (17 часов)

23.11

23.11

Фонетика.

Гласные звуки.

24.11

24.11

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

25.11

25.11

Изменение звуков в потоке речи.

28.11

28.11

Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»)

29.11

29.11

Согласные звонкие и глухие

30.11

30.11

Графика. Алфавит

1.12

1.12

Описание предмета

2.12

2.12

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

63-64

5.12

6.12

5.12

6.12

Двойная роль букв е, ё, ю, я

7.12

7.12

Орфоэпия

8.12

8.12

Фонетический разбор слова

9.12

9.12

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

12.12

12.12

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

13.12

13.12

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

14.12

14.12

Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

15.12

15.12

Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Лексика. Культура речи. (10 часов)

16.12

16.12

Слово и его лексическое значение

19.12

19.12

Однозначные и многозначные слова

20.12

20.12

Прямое и переносное значение слов

21.12

21.12

Омонимы

22.12

22.12

Синонимы

23.12

23.12

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

26.12

26.12

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

27.12

27.12

Антонимы.

28.12

28.12

Повторение изученного в разделе «Лексика».

29.12

29.12

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи»

Морфемика (26 часов)

30.12

30.12

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

12.01

12.01

Изменение и образование слов.

13.01

13.01

Р.Р.Подготовка к изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег»)

16.01

16.01

Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

17.01

17.01

Окончание. Основа слова.

18.01

18.01

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

19.01

19.01

Корень слова.

20.01

20.01

Р.Р. Рассуждение

23.01

23.01

Суффикс.

24.01

24.01

Приставка.

25.01

25.01

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.

26.01

26.01

Чередование звуков

27.01

27.01

Беглые гласные

30.01

30.01

Варианты морфем

31.01

31.01

Морфемный разбор слова

1.02

1.02

Правописание гласных и согласных в приставках

2.02

2.02

Буквы З и С на конце приставок.

3.02

3.02

Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-).

6.02

6.02

Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-.

7.02

7.02

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

8.02

8.02

Буквы ы-и после ц

9.02

9.02

Повторение по теме «Морфемика»

10.02

10.02

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

13.02

13.02

Анализ диктанта и работа над ошибками

14.02

14.02

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

15.02

15.02

Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Морфология (56 часов)

Орфография. Культура речи.

Имя существительное как часть речи (21час)

16.02

16.02

Имя существительное как часть речи

17.02

17.02

Доказательства в рассуждении

20.02

20.02

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

21.02

21.02

Имена существительные собственные и нарицательные.

22.02

22.02

Род имен существительных.

24.02

24.02

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

27.02

27.02

Сжатое изложение (упр. 513) (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»).

28.02

28.02

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

1.03

1.03

Три склонения имен существительных

2.03

2.03

Падежи имен существительных

3.03

3.03

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

6.03

6.03

Существительные на –ия, -ие, -ий.

7.03

7.03

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (упр. 547)

9.03

9.03

Множественное число имён существительных.

10.03

10.03

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных .

13.03

13.03

Морфологический разбор имени существительного

14.03

15.03

14.03

15.03

Повторение по теме «Имя существительное»

16.03

16.03

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

17.03

17.03

20.03

20.03

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

Имя прилагательное как часть речи (11 часов)

21.03

21.03

Имя прилагательное как часть речи

22.03

22.03

Роль имён прилагательных в речи.

23.03

23.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

3.04

3.04

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

4.04

4.04

Р.Р.Описание животного

5.04

5.04

Прилагательные полные и краткие

6.04

6.04

Синтаксическая роль кратких прилагательных.

7.04

7.04

Морфологический разбор имени прилагательного

10.04

10.04

Повторение по теме «Имя прилагательное»

11.04

11.04

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

12.04

12.04

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Глагол как часть речи (24 часа)

13.04

13.04

Глагол как часть речи

14.04

14.04

Не с глаголами

17.04

17.04

Р. Р. Рассказ.

18.04

18.04

Неопределенная форма глагола.

1

144

19.04

19.04

Правописание -ться и –тся в глаголах

1

145

20.04

20.04

Виды глагола

1

146

21.04

21.04

Видовые пары глагола

1

147

24.04

24.04

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

1

148

25.04

25.04

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

1

149

26.04

26.04

Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе)

1

150

27.04

27.04

Время глагола. Прошедшее время

1

151

28.04

28.04

Настоящее время

1

152

2.05

2.05

Будущее время

1

153

3.05

3.05

Спряжение глаголов

1

154-155

4.05

5.05

4.05

5.05

Правописание безударных личных окончаний глагола

2

156

6.05

6.05

Морфологический разбор глагола

1

157

10.05

10.05

Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

1

158

11.05

11.05

Р.Р. Написание сжатого изложения.

1

159

12.05

12.05

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

160

15.05

15.05

Употребление времен

1

161

16.05

16.05

Повторение по теме «Глагол»

1

162

17.05

17.05

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

163

18.05

18.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Повторение (9 часов)

164

19.05

19.05

Разделы науки о языке.

1

165

22.05

22.05

Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве»

1

166

23.05

23.05

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

167

24.05

24.05

Орфограммы в окончаниях слов

1

168

25.05

25.05

Правописание о-е после шипящих и ц.

1

169

26.05

26.05

Употребление букв ь и ъ

1

170

29.05

29.05

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

1

171

30.05

30.05

Итоговый контрольный диктант

1

172

31.05

31.05

Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте

1

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета _________/ Грекова Г.А.

МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ _________20__ года

От 28.08.2016 года

Руководитель МС_______ / Грекова Г.А