Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно. Урок #7: Описание и важность чтения. Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

Елизавета Бабанова

25745

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.

Мы уже знаем кое-что о жанре рассказа, об авторском замысле, важности плана и о том, как его составлять из статьи . Самое время поговорить о том, как начать писать рассказ , ведь начало – важная часть, призванная привлечь внимание читателя.

А как писали классики?..

Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно необходимым уже с первых строк, абзацев чем-то зацепить читателя. Если ему захочется узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность поведут его дальше.

Во время курса писательского мастерства кто-то из участников заметил: «У многих писателей 18-19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками».

Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни интернета не было, и время шло гораздо медленнее.

В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не сойдут.

Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб.

Удачное начало рассказа

Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим несколько из них.

Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона

Провоцирующее событие. Какое-то изменение обычной жизни, естественного хода событий.

Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов над спящим городом.

Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено.

Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время: его вознаградит читательский интерес.

…Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону:

– Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему…

И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент…

Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное.

Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно разворачивает газету. А в это время кто-то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего дома. Чего он наблюдает-то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает, что должно произойти.

Захватывающее воспоминание , сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где сон, где – реальность.

Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего персонажа запоминающимся.

Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа.

Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций.

Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.

Упражняемся!

Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете, чем можете зацепить своего читателя? Уверены, что это зацепит?

Написать первые 1-3 абзаца рассказа.

Позвоните подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?

Можете выкладывать пробные варианты в комментариях под этой статьей, и мы вместе подумаем, насколько ваше начало получилось интригующим или захватывающим.

Ещё немного вашего внимания…

P.S. Напоминаю о конкурсе комментариев , который решила провести в связи с тем, что до трехтысячного комментария(не учитывая моих) осталось недалеко. О конкурсе впервые написала под , который, кстати, сегодня разместила в полном объеме.

Условия просты:

  • счастливчику, который напишет комментарий № 3000, я решила подарить свою электронную книгу «Нимфа и хулиган»;
  • участником конкурса может стать любой желающий в возрасте 16+;
  • если текст трехтысячного комментария будет неинформативен, состоять из нескольких слов или ничего не значащих фраз, приз перейдет автору первого же качественного комментария, который появится вслед за юбилейным.

Начинайте писать рассказы – и статья «Как начать писать рассказ» вам в помощь!

Что даст вам книга . После прочтения вы с легкостью будете подбирать правильные слова, прочувствуете родную речь на интуитивном уровне и еще сможете на автопилоте обходить тавтологии и штампы.

Описание . Нора Галь – практически недостижимый эталон. Она стала кумиром миллионов писателей, редакторов и переводчиков. В своей книге «Слово живое и мертвое» советская литературная икона на конкретных примерах разбирает типичные ошибки начинающих и профессиональных авторов.

Нора Галь ратует за сохранение чистоты русского языка, искоренение в текстах заимствованных слов и словосочетаний. Не стану спорить, периодически она перегибает палку, как, например, с адаптацией имен собственных. Однако в количестве полезных советов незначительные спорные моменты растворяются без остатка.

2. «Живой как жизнь», Корней Чуковский

Что даст вам книга . Она поможет выработать чувство меры и сформировать отличный литературный вкус. Отобьет всякое желание использовать закостенелые лингвистические формы.

Описание . Хотя книга-размышление Корнея Чуковского «Живой как жизнь» была впервые издана в далеком 1962 году, она до сих пор не потеряла актуальности. Детский писатель в ходе анализа проблем русской словесности приходит к выводу, что львиная доля из них возникает ввиду засилья бюрократических оборотов. Особенно опасен канцелярит при ориентировании на юного читателя.

3. «Высокое искусство», Корней Чуковский

Что даст вам книга . «Высокое искусство» станет подспорьем для всех без исключения переводчиков. Автор в юмористической форме дает ценные советы, позволяющие избежать досадных оплошностей и сохранить в неизменном виде эмоциональный посыл оригинала.

Описание . Как таковой логической структуры у книги нет, но она и не позиционируется в качестве классического учебника. Присутствуют отдельные разделы, посвященные словарному запасу, ритмике и синтаксису. Подробно рассмотрена специфика перевода, как прозы, так и стихотворений. Невероятно здорово высмеиваются ляпы известных переводчиков, а также приводятся примеры хороших и плохих адаптаций.

4. «Как писать книги», Стивен Кинг

Что даст вам книга . Стивен Кинг расскажет, какие навыки необходимо развивать, чтобы ваши произведения стали бестселлерами и вошли в золотой фонд жанра.

Описание . Король ужасов является одним из самых продуктивных писателей. Его дневная норма составляет 2000 слов. Он работает каждый день, невзирая на физическое состояние и наличие вдохновения. Интересен факт - некоторые наиболее популярные произведения Кинг создал в состоянии наркотического опьянения. Метр признается, что совершенно не помнит, как написал «Томминокеров», «Мизери» и «Оно».

Ответственный подход отличает профессионала от любителя. Автор призывает относиться к писательству, как к работе и не бояться налажать. Стивен Кинг без тени сарказма, говорит, что только за счет неустанного труда и постоянной корректировки собственных ошибок можно научиться чему-то новому, узнать слабые и сильные стороны своего таланта. Он рассказывает о важности расстановки приоритетов. Например, создание атмосферы куда важнее тщательной прорисовки внешности героев, хотя и о ней забывать не стоит.

5. «Как писать хорошо», Уильям Зинсер

Что даст вам книга . Следуя советам Уильяма Зинсера, вы обретете независимость от жанра и сможете писать на любые темы без особых трудностей. Автор приводит практические методики, позволяющие вплотную приблизиться к совершенству.

Описание . Книга «Как писать хорошо» коренным образом отличается от других подобных руководств. Она напрочь лишена романтизма и окрыленных вставок, вводимых «для пущей литературности». Уильям Зинсер подходит к созданию текстов довольно прагматично. Автор затрагивает болезненную тему бюрократического мыслеизъяснения, описывает техники повышения читабельности и улучшения восприятия. Зинсер заклинает отказаться от принижения читателя и рекомендует давать разъяснения, а не сыпать терминологией.

6. «50 приёмов письма», Рой Кларк

Что даст вам книга . Поможет отыскать уникальный авторский стиль, адекватно воспринимать принимать критику и отполировать мастерство до медного блеска.

Описание . Каждый раздел имеет небольшой объем, максимальный размер не превышает 850-900 слов. Вода и лирические отступления полностью отсутствуют. Вначале идет постановка конкретной задачи, а по мере прочтения текста вы уже понимаете, как ее решить. Благодаря лаконичности информация записывается на подкорку моментально. После каждой главы предусмотрен практикум, предназначенный для лучшего усвоения пройденного материала.

7. «Школа литературного мастерства», Юрген Вольф

Что даст вам книга . Вы узнаете обо всех этапах создания литературного произведения, начиная от зарождения идеи и заканчивая публикацией и продвижением. Научитесь интересно и логично строить повествование, удерживать внимание читателя и преодолевать препятствия, возникающие на пути к всемирному признанию.

Описание . Юрген Вольф делает акцент на коммерческом успехе. С высоты прожитых лет и накопленного опыта он дает характеристики основных категорий читателей. Важно не только писать хорошие книги, но и подбирать тематику с учетом интересов целевой аудитории. Писатель должен заполучить навык продажи своего таланта по самым выгодным тарифам, не гнушаясь появлениями на телевидении и рекламы в СМИ.

8. «Новостная интернет-журналистика», Александр Амзин

Что даст вам книга . Вы узнаете, как писать «цепляющие» заголовки, структурировать интернет-контент, научитесь работать с блогами и мониторить сообщения пресс-служб.

Описание . Хорошая новость начитается с заголовка. Это же утверждение справедливо для всего контента, публикуемого на просторах сети. Читателя необходимо максимально заинтересовать, чтобы он кликнул по ссылке. Под раскрытие вопроса о привлечении внимания аудитории в книге отведено немало страниц. Также рассмотрены последние тенденции, главенствующие в сфере новостной журналистики.

9. «Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери

Что даст вам книга . Вы поймете, как рождается сюжет, что нужно для возникновения замысла и как обуздать своенравную Музу.

Описание . Из рассуждений Рэя Брэдбери о природе творчества можно почерпнуть массу полезных сведений. Автор поделится с читателем, как именно создавались те или иные его произведения. Он подробно опишет свои способы борьбы с отсутствием вдохновения. Изюминка книги «Дзен в искусстве написания книг» в ее простом слоге. Порой создается впечатление, будто вы сидите на уютной кухоньке и попиваете чай в компании прославленного фантаста.

10. «Справочник по правописанию и литературной правке» и «Универсальный справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика», Дитмар Розенталь

Что даст вам книга . Вы получите исчерпывающие ответы на все вопросы, связанные с пунктуацией, орфографией, стилистикой. Вы поймете, как нужно вносить правки в художественные произведения и как довести до ума даже самый отвратительный текст.

Описание . Справочники Дитмара Розенталя должны стать настольными руководствами для каждого уважающего себя писателя. Вы обязаны хранить их у изголовья кровати и перечитывать перед сном, как Библию.

Приведенные в подборке книги будут путеводными звездами, освещающими тернистый путь к литературной славе. Искренне надеюсь, что они помогут вам стать на ступеньку выше и добиться потрясающего прогресса в выбранной сфере деятельности.

С развитием новых медиа владение словом перестало быть прерогативой профессиональных писателей, журналистов и драматургов - оно оказалось востребовано всеми, кто стремится ясно и увлекательно доносить информацию в текстовой форме, не важно, идет ли речь о подготовке ярких выступлений, постов в соцсетях или записей в личных блогах. В эту подборку T&P вошли книги, которые одинаково пригодятся и тем, кто хочет получать большее удовольствие от чтения и просмотра фильмов, так и тем, кто желает развиваться в сфере профессиональной литературной деятельности - написать сценарий собственного фильма, роман или повесть.

История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только

Роберт Макки

Обычно Роберта Макки, Кристофера Воглера, Сида Филда и Джона Труби относят к так называемым «сценарным гуру» - знаменитым консультантам, чьи книги приобрели культовый статус. Знаменитая работа Макки заявлена как учебник по сценарному мастерству, но окажется полезной не только сценаристам. Оригинальное название («Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwriting») напоминает титульный лист докторской диссертации и в целом отражает фундаментальный подход к способу создания захватывающей истории. Макки основывается на классиках философии, антропологии и фольклористики, привлекает в качестве наглядных примеров свой собственный опыт работы в Голливуде и фрагменты знаменитых фильмов. Благодаря «Истории…» можно научиться выделять ключевые моменты в построении и написании сценария: различать жанры, выстраивать конфликты разных типов, прописывать сцены и привлекать подспудные идеи. Книгу отличает проработанная структура, которая может дать молодым сценаристам и писателям, жаждущим донести свои идеи до зрителей и читателей, необходимый фундамент.

Как хороший сценарий сделать великим

Линда Сегер

Одно из наиболее значимых пособий для писателей, разработанное сценарным консультантом и автором блога на The Huffington Post. Это редкая книга, в которой необходимая теория органично соединяется с конкретными примерами: Сегер дает практические советы по созданию структуры сценария, работе с мотивировкой, действием и определением цели героев, разбирает основные виды конфликтов и способы их создания. Она направляет читателя и дает необходимую драматургическую основу, а в необходимых моментах предлагает ответить на ключевые вопросы касательно своей собственной истории.

Искусство драматургии

Лайош Эгри

Книга Лайоша Эгри не случайно входит в обязательную библиотеку сценариста и писателя и имеет статус одной из классических работ, не потерявших практической ценности. Дело в том, что советы автора предельно конкретны и касаются всего писательского процесса: от поиска необходимой посылки, предшествующей созданию произведения, и вырисовывания характеров действующих лиц (с помощью ряда вопросов, которые помогают создать живые и убедительные образы), - до внимания к гармоничности темпа повествования и генерации идей в целом. Так как книга адресована прежде всего театральным драматургам, то очевидно, что практически все примеры взяты из классической драматургии - начиная с античных трагедий и заканчивая пьесами XX века.

Кино между адом и раем

Александр Митта

Работу Александра Митты можно назвать самым известным пособием по сценарному мастерству на русском языке. Текст отличается очень простым ироничным языком изложения и наполнен многочисленными примерами деталей из культовых голливудских кинофильмов и собственного опыта режиссера, при этом в необходимых моментах Митта ссылается на многовековые принципы драматургии, архетипические сюжеты и привлекает философское знание, антропологию и философию для объяснения тех или иных способов воздействия истории на зрителя. Данная книга будет полезна не только сценаристу или кинозрителю, но и автору любых произведений, так как Митта исследует сам принцип создания увлекательных историй, способных лечь в основу яркого и цепляющего сюжета.

Как написать гениальный роман

Джеймс Н. Фрэй

Книги из этой серии отличаются четким ремесленным подходом к самому процессу писательства и обращены скорее не к художникам и романтикам, считающих себя свободными писателями, а к тем, кто хочет создать качественные массовые произведения для современников. Сами книги имеют карманный формат (что не позволило автору перегрузить их ненужными описаниями мифических историй успеха), примеры отличаются конкретностью и взяты преимущественно из собственного опыта. Особенно стоит отметить книгу о создании детектива - в ней Фрэй не только дает советы по работе с черновиком, но объясняет специфику жанра, выраженную в создании персонажей и выстраивании захватывающего сюжета. В большинстве случаев автор рассуждает именно о жанровой литературе, что отчасти снимает груз терзаний о художественной ценности первых опытов с плеч начинающего автора. Работы Фрэя написаны простым языком и содержат ссылки на фундаментальные классические труды в области драматургии и литературоведения (преимущественно на «Драматургию» Лайоша Эгри).

Школа литературного мастерства. От концепции до публикации

Юрген Вольф

Несмотря на то, что книга Вольфа по содержанию во многом пересекается с идеями Фрэя, она затрагивает большее количество важных аспектов: речь идет о психологических особенностях - различных страхах, терзающих новичков, проблемах выбора жанра и способа повествования, адекватных своему характеру и темпераменту. Автор утверждает, что основательный разбор индивидуальных умений и профессиональных знаний может породить целый ряд идей для будущих работ и стать одним из источников вдохновения. В каждой главе Вольф предлагает интересные упражнения на закрепление теории и демонстрирует конкретные техники для развития писательского мастерства - от поиска сюжетов до написания черновика, создания запоминающихся образов и работы со стилем.

Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей

Айн Рэнд

К английскому слову «fiction» (художественная литература в целом) переводчики подобрали неравный русский эквивалент «беллетристика», вызывающий ассоциацию с дешевыми детективами в мягких обложках. Но в своей книге известная писательница и философ Айн Рэнд размышляет о создании литературных произведений (на примере собственных работ и классических произведений, таких как роман) и обобщает собственный писательский, педагогический и читательский опыт: для того, чтобы стать хорошим писателем, прежде необходимо развить читательский навык, сделав процесс чтения аналитическим. Рэнд дает советы о поиске темы и развитии сюжета, о построении конфликта и стилистических приемах - метафорах, диалектизмах и сленге (возможно, из-за этого книгу лучше читать в оригинале). Стоит сделать поправку на ярко выраженную авторскую позицию: это не систематически выверенный учебник, а субъективный, но яркий и полезный мастер-класс.

Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете

Уильям Индик

Несмотря на то, что книга предназначена для сценаристов и киноведов, она может помочь писателям: через призму взаимодействия персонажей Уильям Индик рассматривает ключевые способы построения конфликта. Количество поклонников и критиков его подхода делится пополам за счет очевидной психоаналитической направленности (которая и заявлена в названии) - книгу не стоит открывать тем, кому понятия «супер-эго», «Ид» и «эдипов комплекс» кажутся затертыми рамками, лишь ограничивающими творческую свободу. В целом «Психология для сценаристов» оказывается полезным сборником наглядных примеров (с таблицами и графиками) использования психоанализа в качестве рабочей модели для выстраивания конфликта в повествовании и создания ярких типажей.

Как писать книги. Мемуары о ремесле

Стивен Кинг

Книга Стивена Кинга построена на его личных воспоминаниях и напоминает доброго приятеля и наставника для молодого автора: писатель рассказывает о собственной жизни (детстве, своих близких, пережитой автоаварии), писательском пути и своих профессиональных буднях. Хотя Кинг не предлагает готовых рецептов создания бестселлеров, а практические советы встречаются редко и обращены преимущественно к американской аудитории, сам метод погружения в пространство памяти и воспоминаний, особой концентрации внимания в духе Марселя Пруста очаровывает своей откровенностью и может послужить источником идей и ярких образов, которые читатель обычно называет «живыми».

Гениальность на заказ

Марк Леви

Марк Леви утверждает, что с помощью литературной работы можно решить личные проблемы, научиться создавать тексты быстрее, игнорируя отсутствие вдохновения: он демонстрирует метод «фрирайтинга» - вездесущей креативности, необходимой во многих сферах современной жизни. Главной особенностью этого метода является обретение привычки писать, а также сопутствующий этому процессу терапевтический эффект: Леви делает упор на преодолении зашоренности сознания и освобождении мышления от блоков и штампов. Скорее всего, книга принесет наибольшую пользу начинающим авторам и тем, у кого сложились непростые отношения со словами - тем, кто желает победить боязнь белого листа, отсутствие идей и чувство собственной неуверенности.