Пастернак о поэте и поэзии. Русские поэты о поэзии и назначении поэта

  • Уметь писать стихи также не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательством этой истины.Виссарион Григорьевич Белинский
  • Поэзия - это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее. Гюстав Флобер
  • Поэзия - это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Джербан Халиль Джербан
  • Философия - не поэзия, но поэзия в своем высшем проявлении - философия. Илья Шевелев
  • Родник поэзии есть красота. Николай Васильевич Гоголь
  • Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил. Валерий Брюсов
  • Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда... Анна Андреевна Ахматова
  • Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Анатоль Франс
  • Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства. Оскар Уайльд
  • Поэзия - совершенно не нужна, вышла из моды. Гюстав Флобер
  • Поэзия есть высший род искусства. Виссарион Григорьевич Белинский
  • Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Генрих Гейне
  • Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие - дело рассудка, которое оживляется чувством. Иммануил Кант
  • Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес. Уильям Шекспир
  • Историк и поэт отличаются друг от друга не речью - рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история - только единичное. Аристотель
  • Любой человек поэт, когда он любит. Сократ
  • Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом. Генрих Гейне
  • В наш век газеты пытаются заставить публику судить о скульпторе не по его скульптурам, а по тому, как он относится к жене; о художнике - по размеру его доходов, и о поэте - по цвету его галстука. Оскар Уайльд
  • Пусть лучше меня освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие. Виктор Гюго
  • Стихи никогда не доказывали ничего другого, кроме большего или меньшего таланта их сочинителя. Федор Иванович Тютчев

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Пастернак о поэте и поэзии. Когда читаешь лирику Бориса Пастернака, стихия поэзии зах­лёстывает тебя, как ливень, и тебе передаётся вся полнота ощуще­ния мира, восхищения миром. Поэт кажется неотъемлемой частью Земли, жизни, её голосом - голосом лесов, лугов, птиц. Неслу­чайно, когда Пастернаку понадобилось дать определение поэзии, он взял его из окружающей действительности:

«Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух Соловьёв поединок».

Такое определение - не только метафора, это - поэтическая за­дача, эстетическое кредо Пастернака. Поэзия призвана вслушивать­ся, вглядываться, вчувствоваться в мир, воспринимать окружающее, как единое целое. Для Пастернака главное - не сосредоточиться на собственном «я», а соотнести себя с миром, стать его «глазами» и «уша­ми». Поэзия вырастает из быта и становится бытием. Вещи, обиход, пейзаж втягиваются в орбиту страсти, в её воздух:

«И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной».

(«Определение творчества»)

Связь с миром рождает неожиданность, внезапность вдохно­вения, которое возникает из впечатлений жизни:

«И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд».

(«Февраль. Достать чернил…»)

В отличие от поэтов-романтиков, Пастернак не бежит из дома, от жизни, от быта, нет, он его любовно вбирает в себя, превращая в стихи:

«Когда еще звёзды так низко росли

И полночь в бурьян окунало,

Пылал и пугался намокший муслин,

Льнул, жался и жаждал финала?»

(«Степь»)

Даже в стихах, где поэзия сама является темой, эта тема рас­крывается через описание обыденной жизни, природы:

«Поэзия, я буду клясться

Тобой и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласна,

Ты - лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев».

(«Поэзия»)

«Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зелёной садовой скамейки».

(«Весна»)

Собственно О природе у Пастернака стихов почти нет. Пейзаж или время года везде «очеловечены», «одухотворены» присутстви­ем поэта:

«Чьи стихи настолько нашумели,

Что и гром их болыо изумлён?

Надо быть в бреду по меньшей мере.

Чтобы дать согласье быть землёй».

(«Болезни земли»)

Мир земли и воды поэт понимает и принимает. Но каковы его взаимоотношения с миром людей? У Пастернака есть стихи, где, на первый взгляд, проявляется традиционное противопоставление «поэт и толпа»:

«Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи в овсе».

(«Сестра моя - жизнь…»)

Жизнь для поэта - сестра (ощущение кровного родства и ра­венства). И поэт обижается не столько за себя, сколько за неё - ибо её богатство, её щедрость не ценят.

Даже в раннем стихотворении «Пиры» поэт не противопостав­ляет себя миру обычных людей, а лишь ставит особняком:

«Наследственность и смерть - застольцы наших трапез.

И тихою зарёй - верхи дерев горят -

В сухарнице, как мышь, копается анапест,

И Золушка, спеша, меняет свой наряд».

Но наследственность и смерть - над всеми, и это уравнове­шивает творца и с остальными людьми.

По настоящему романтический конфликт разворачивается в стихотворении «Любимая - жуть! Когда любит поэт»:

«Он видит, как свадьбы справляют вокруг.

Как спаивают, просыпаются.

Как общелягушечыо эту икру

Зовут, обрядив её, - паюсной».

Поэт возносит возлюбленную до небес, превращает её в Музу, увековечивая в стихах - в противовес мягкой пошлости обыва­телей:

«Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт И трутнями трутся и ползают,

Он вашу сестру, как вакханку с амфор,

Подымет с земли и использует».

В отличие от Марины Цветаевой, лирика которой построена на мотиве трагической платы поэта за избранность, задар, у Пастер­нака поэт, отрываясь от житейской суеты, порывая со многим, постоянно оглядывается на других, на близких:

«Я с ними не знаком.

Я послан Богом мучить Себя, родных и тех,

Которых мучить грех».

(«Как усыпительна жизнь!»)

Пастернак хорошо понимал, что его талант - это не только его пытка (часто случается; что люди творческие бывают тяжелы для окружающих!)

Во второй половине 20-х годов в лирике поэта всё чаще ставит­ся вопрос о взаимоотношениях поэта с обществом, с историей. Ведь поэт - частица своей эпохи и своей страны. Пастернак искренне пытался вписаться в грохот пятилетних планов:

«Ты рядом, даль социализма.

Ты скажешь - близь? - Средь тесноты,

Во имя жизни, где сошлись мы, -

Переправляй, но только ты».

(«Волны»)

То, как поэт понимает свою эпоху, наиболее полно проявилось в поэме «Высокая болезнь». «Высокая болезнь» - это, с одной стороны, лирика, искусство вообще. Иногда кажется, что грозные исторические события заслоняют собой поэзию, умаляют её. Но проходит эпоха, и осмыслить её до конца может только поэт. Пастернак говорит в поэме о своём поколении, о трагедии рево­люции, расколовшей среду на два лагеря:

«Мы были музыкой во льду.

Я говорю про всю среду,

С которой я имел в виду

Сойти со сцены, и сойду.

Здесь места нет стыду».

С годами сложные и не всегда понятные образы поэзии Пас­тернака всё чаще уступали место лаконичной ясности. Поэт сам предугадал это в одном из стихотворений цикла «Волны»:

«В родстве со всем, то есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту».

«Опыт больших поэтов», о котором говорится в стихотворении, эго и опыт самого Пастернака. Он претворяется в поздних сти­хах, открывающих сборник «Когда разгуляется»:

«Во всём мне хочется дойти До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте…

О, если бы я только мог Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти».

(«Во всём мне хочется дойти…») Своеобразным подведением итогов стало стихотворение «Гамлет», где Пастернак отождествляет себя с шекспировским ге­роем:

«На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси…

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти».

Здесь образ Гамлета преломляется через образ Христа, через понимание поэта как божьего избранника. Осознание своей из­бранности, тем не менее, не даёт права возноситься над людской толпой:

«Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись…

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать».

(«Быть знаменитым некрасиво») Проходя теперь «за пядыо пядь» ступнями поэтической испо­веди Пастернака, мы словно бы пофужаемся в мир, где цельность и сложность мира оплачены кровью сердца, где оборотная сторо­на гармонии - смятение, а высокое мастерство подчинено свет­лой искренности таланта.


Стихосложением я начал заниматься в 1985 году. Мне было тогда сорок пять лет, что, конечно, несколько поздновато, но времена рождения не выбирают. Что случилось - то и случилось. В тот год произошли осрейшие изменения в личной жизни. Всё это потрясло меня до глубины душевной, что и вылилось в потребность писать стихи. В те времена я увлекался собирательством книг и собрал приличную библиотеку, до сего времени мною не прочитанную. Есть в ней и сборники стихов русских поэтов от Анненского до Якубовича. Два года назад у меня возникла идея всё это основательно проштудировать.
Самую суть поэзии я бы выразил в краткой формуле: «Мысль, вооружённая гармонией». Как сказал В. Маяковский, нужно из словесной руды, извлечь крупицу радия, то есть привести строй слов и строк из хаоса в единственно возможный гармонический порядок-строй. Причем надо сделать стихотворное произведение так, чтобы прочитывалась мысль сочинителя, а форма не должна противоречить содержанию.
Что ж, посмотрим и послушаем, что думают сами поэты о поэзии, о себе и о своем предназначении.
Вот что говорил В.В.Маяковский о своих «стальных» современниках – собратьях по перу:
...в аплодисментах ревомые ревмя
войдут в историю как накладные расходы
на сделанное нами двумя или тремя…

И то верно, что классиков много быть не должно - не больше, чем пальцев на руках. Но и труд оставшихся - все же не «накладные расходы». Благодаря им и был создан тот общий уровень всей нашей литературы, ведь они тоже зажигались от звёзд первой величины, равнялись на них и оставили свой, пусть не сильно яркий, но свет на темном небосводе.
Вот, например, малоизвестный ныне поэт В.И.Майков написал о поэтическом творчестве так:
Всегда мне вкус один приятен,
Который важен, чист и внятен.

У А.Ахматовой по этому поводу другое мнение:
По мне, в стихах всё должно быть не кстати.
Не так, как у людей…

К.Дмитриев о том же говорит так:
Наверно льзя сказать, не делая обиды,
Ретивым господам, любимцам русских муз,
Что должен быть у них особливый вкус.

Вот совсем уж позабытый Я.Княжнин, будучи солидарен с В.Майковым, иронизирует:
Но то и хорошо: одни лишь низки слоги
Понятны всякому, а кто равно, как боги,
Высоко говоря, на крылиях парит,
Тот должен не понять и сам, что говорит.
Вот так-то ободрит в свои влюбленный враки,
Быть думает орлом, а ползает, как раки.

Приведу и классиков. М.Ю.Лермонтов о неком поэте:
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот,
Притом; сказать, но по секрету? ;
И в рифмах часто недочёт.

Тем и отличается, очевидно, классик от остальных, что сумел в каких-то четырех строчках выразить основные огрехи предложенного ему стихотворения.
М.Ю.Лермонтов о том же, но в других стихах задаёт вопрос:

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретёт язык простой
И страсти голос благородный?

Но классику противоречит поэт В.Бенедиктов. Он, как и Ахматова, считает:
Чтоб выразить таинственные муки,
Чтоб в сердце огнь в словах твоих возник,
Изобретай неведомые звуки,
Выдумывай неведомый язык.

У И.Анненского читаем совершенно противоположное:
Не глубиною манит стих,
Он лишь, как ребус, непонятен.
Ныне не особо жалуемый пролетарский поэт Д.Бедный опять же солидарен с И.Анненским:

Претит мне стих языколомный,
Невразумительный к тому ж.

Бывший в своё время «королем поэтов» И.Северянин возражает им обоим:
Мы живы острым и мгновенным.
Наш избалованный каприз
Быть ледяным и вдохновенным,
И что ни слово, то сюрприз.

Подведём же черту в этом споре цитатой из А.С.Пушкина; солнца русской поэзии. Он сказал о стихах так:

Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Я склонен более доверять А.С.Пушкину, а вы?

Другой вопрос, который интересовал меня: откуда приходит вдохновение, как рождаются стихи у разных поэтов, и можно ли, по их мнению, этому делу научиться?

К.Случевский говорит о рождении стиха следующее:
Не так ли в рухляди, под хламом,
Из перегноя и трухи
Растут и дышат фимиамом
Цветов прекрасные верхи.

То же самое говорит и А.Ахматова:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда…

Другие поэты, и их большинство, наоборот считают поэзию божьим даром, чем-то возвышенным и неземным. Г.Державин:
Поэзия не сумасбродство,
Но высший дар богов.

И.Дмитриев:
Я сам язык богов, поэзию, люблю.
Он же, в другом стихе:
Природа делает певца, а не ученье.
Он не уча учён, как придет в восхищенье.

Ф.Тютчев говорит о том же:
Иным достался от природы
Инстинкт пророческий слепой.
Они им чуют, слышат воды
И в тёмной глубине земной.

А у М.Цветаевой я нашёл только одну строчку; афоризм:
Каждый стих; дитя любви…

П.Вяземский, современник и друг А.Пушкина:
Внешний мир, мир подспудный,
Всё что есть -
Всё поэзии чудной
Благодатная весть.

Д.Веневитинов:
И редко, редко сердца жар
Уста послушно выражают

В. Жуковский сказал ещё афористичнее:
Жизнь и поэзия - одно.
Наш современник Е.Евтушенко говорит о том же:
... И ненавижу я себя за власть
Чужою болью вскормленного слова.

С.Есенин говорит о себе как о пророке без всяких метафор:
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих прозрений дивный свет.
А что же «самые-самые»?

М. Лермонтов:
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,
Но для поэта он не тесен.

А.Пушкин сказал коротко и ясно:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Теперь приведем высказывания русских поэтов о поэтах и об их назначении.
У А.Блока читаем:

Там жили поэты - и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.

Вполне современно и для нашего времени. Есть такая черта у поэтов, но, слава Богу, не у всех.
Вот В.Брюсов, обращаясь к молодым авторам, наставляет так:

Ныне даю тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безразумно, бесцельно…

Как-то не хочется следовать его рекомендациям, тем более что большинство более значительных поэтов думают иначе. Вот М. Лермонтов:
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей.
Так и случилось: и гибель, и торжество. Вообще М.Лермонтов за всю свою короткую жизнь несколько раз предсказывал себе гибель, причём в стихотворении «Сон» даже описал как это произойдет. Накаркал себе и «точку-пулю» в своём конце и В.Маяковский. О назначении же поэта высказывался так:

Как вы смеете называться поэтом
И серенький чирикать, как перепел!
Сегодня надо кастетом
Крошиться миру в черепе!

Или так:
Светить; и никаких гвоздей.
Вот лозунг мой - и солнца.

Я.Полонский пишет о назначении поэта:
Писатель, если только он
Волна, а океан - Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

М.Волошин:
Искусство живо
Живою кровью принесённых жертв.
Патриарх русской поэзии Г.Державин ещё раньше А.Пушкина написал свой «Памятник», в котором есть такие слова:
Так! ; весь я не умру,
Но часть моя большая,
От тлена убежав,
По смерти станет жить.
Н.Некрасов:
Я лиру посвятил народу своему.

Заканчивая, хочу привести всем известные слова А.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу,
И милость к падшим призывал.

И ещё такие:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, Пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»

Пушкин о поэте и поэзии

«А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»

Говоря о творчестве поэта, Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «Всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска.»

Ещё на заре своей литературной деятельности, в лирических стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе и прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина – «К другу стихотворцу» — мы находим такие размышления юного поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны не мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки…

И все же, прекрасно напоминая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!»

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризует как защитник передовых общественных идеалов. Так возникает в творчестве Пушкина утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа».

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

Поэт не игрушка в руках «толпы», не её минутная забава. Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пороков» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта. Мысль о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк».

Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? Это – горящее любовью к людям, ненавистью к неправде злу сердце поэта-пророка. Теперь — он, поэт – носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становиться пророком. Он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей – сердце у него горячее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

В русской литературе Пушкин, по существу, явился первым народным, общенациональным поэтом. В этом его историческая заслуга. И сам Пушкин видел высшую ценность своего творчества в том, что оно боролось за свободу, было народным. Эти мысли нашли своё яркое выражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном 21августа 1836года. Оно является итогом творческого пути поэта, его поэтическим завещанием. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он: «пробуждал своей лирикой» чувства добрые; в его жестокий век «восславил свободу»; призывал милость к «падшим».