Парцелляция в литературе примеры. Примеры парцелляции в художественной литературе

894 0

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».

Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами

  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций;

    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»

  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)

Объединение разделенного или разделение объединенного - две стороны единого целого. В человеческом восприятии слово «объединение» чаще всего ассоциируется со знаком «плюс», а «разделение» - со знаком «минус». Почему так происходит - неизвестно. Ясно одно, что приобретенные в течение жизни или же, наоборот, заложенные с детства стереотипы мешают нам увидеть в плюсе минус, а в минусе - плюс. Это ограничивает. Это мешает видеть истину. Это лишает возможности прикоснуться к красоте. Сегодня поговорим о таком языковом явлении, как парцелляция в русском языке, и убедимся «воочию», что разделение, разбивка, разъединение - это тоже красиво, интересно, талантливо и дивно.

Что такое парцелляция?

Термин «парцеллярция» дословно переводится с латыни (parcellatio) как «разделение» и с французского (parcelle) как «частица». В языкознании это представляющий собой намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей: «Ребенок подрастает. Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа.»; «Слышу чьи-то сдавленные рыдания. Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет…» Приведенные примеры - парцеллированная конструкция, которая состоит из базовой части и парцеллятов. Они связаны между собой по смыслу. Предложение «Ребенок подрастает», а также «Слышу чьи-то сдавленные рыдания» - базовые или основные элементы конструкции, которые являются её семантическими центрами.

«Отпускает руку матери. Делает шаг. Свой первый шаг. Осторожно. Неуверенно. Первая победа»; «Кто-то плачет. Еле слышно. Плачет и зовет……» - парцелляты - фрагменты, отрезки, которые появились в результате расчленения. Они отделяются от базовой части с помощью интонации, в письменной речи - точкой, вопросительным или реже - точкой с запятой или запятой.

Не следует путать парцелляцию с присоединительными конструкциями, которые являются членами Они содержат дополнительную информацию или пояснение, замечание, что объединяет их с парцеллятами, однако они, как правило, находятся в середине или конце предложения, выделяются запятыми и сопровождаются такими словами, как, например, даже, таким образом, главным образом и так далее: «Я любила наши разговоры, долгие, глубокие, искренние, особенно по вечерам».

Основные функции парцелляции в тексте

С вопросом о том, что такое парцелляция, или, если быть точнее, что такое парцелляция в русском языке, мы разобрались. Однако существенным и немаловажным вопросом является функционирование парцелляции в речи и тексте. В она употребляется бессознательно. В парцеллированные конструкции -это авторский прием, который несет в себе следующие функции:

  • создание и выделение новой ремы;
  • изобразительная функция - подчеркивание отдельных деталей, описание, фиксация внимания читателя на каждом этапе действия, растягивание действия («Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку» .);
  • характерологическая функция - имитация внутреннего монолога человека, его эмоционального состояния («Он бежал, спотыкаясь и падая. Только бы успеть. Не опоздать. Быстрее. Еще быстрее» .);
  • эмоционально-выделительная функция («Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» - сказал он, пожимая плечами);
  • экспрессивно-грамматическая функция - изменение связей между членами предложения.

В заключение хочется отметить, что можно много говорить о том, что такое парцелляция, перечислять ее основные функции, спорить и выяснять природу её возникновения… Это, бесспорно, интересно и познавательно, но это лишь теория. Сухая. Пресная. Безвкусная (Сама начала употреблять парцелляты). А хочется чего-то яркого и «аппетитного». Поэтому тему «Что такое парцелляция» хочется закончить самым ярким примером и часто цитируемым стихотворением Алекандра Блока: « Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века, Всё будет так. Исхода нет».

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла. Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки. На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения. Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов. Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Примеры парцелляции в литературе:

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно! Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Полезное видео: парцелляция

Виды

Классический учебник по стилистике русского языка под редакцией известного русского лингвиста Д.Э.Розенталя описывает основные разновидности синтаксического приема.

Всего их шесть:

  1. Парцеллированное подлежащее. Оно выражается чаще всего именем существительным или же местоимением в начальной форме.
  2. Парцеллят сказуемое. В этом случае оно может быть как составным именным, так и составным глагольным.
  3. Парцеллированное дополнение. Причем во внимание берется как прямое дополнение, так и косвенное.
  4. Парцеллированное определение. Входить в состав конструкции могут согласованные и несогласованные определения.
  5. Парцеллят обстоятельство.

По классификации парцелляций по другому признаку можно выделить три типа:

  1. Однотипная. В этом случае парцелляция представлена словами, которые являются одинаковыми членами предложения и относятся к одной лексико-семантической группе.
  2. Разнотипная. Она подразумевает, что парцелляты несут разную смысловую нагрузку и являются различными членами предложения и разными частями речи.
  3. Последовательная. В этом случае один из парцеллятов – составляющая основного высказывания, а другой относится к первому парцелляту. Чем-то этот тип схож с темой и ремой в предложении или нескольких предложениях. В этом случае необходимо обращать внимание на стилевую принадлежность текста.

Виды парцеллятов

Определение и роль в тексте

Дефиниция парцелляции восходит к латинскому слову Particula, что в переводе означает «частица».

Классическое определение парцелляции трактует это понятие, как прием стилистики современного русского языка, который подразумевает интонационное деление предложения на отрезки. Они на письме оформляются с помощью знаков конца предложения.

Трудно переоценить роль приема в тексте. Во-первых, он актуализирует информацию в предложении или его части. Тем самым этот прием повышает информативность всего текста. Во-вторых, парцелляция конкретизирует информацию в части высказывания. Чаще проявляется эта роль парцелляции в художественных текстах. В-третьих, стилистический прием усиливает эмоциональность как отдельного предложения, так и всего текста в целом.

Полезное видео: просто о сложном — парцелляция

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что парцеллированные конструкции прочно закрепились в современном русском языке и их количество неустанно растет. Это говорит о том, что в речи растет тенденция к расчлененным предложениям в потоке речи. Таким образом, в разы возрастает действенность и информативность текста.

Так как прием пришел в литературный язык из разговорной речи, то он вносит в текст эффект непринужденности.

Обратите внимание! Это молодое явление в языке очень популярно. Оно изучается с разных позиций.

Хотя на практике писатели и поэты используют прием давно, например, у А.Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет».

Рассмотрим, что такое парцелляция. Определение в общем понимании трактует этот приём как разбивание на лаконичные части передачи основной мысли. Задача заключается в том, чтобы придать экспрессии через отдельные конструкции. Чёткие, ёмкие, многозначительные. В коротких предложениях, которые следуют за главным, должен быть эмоциональный акцент. Цель их привлечь внимание, оживить слог, придать атмосферу.

Определение парцелляция в художественном тексте

Термин «парцелляция» пришёл из французского литературоведения parcelle, что переводится как «частица». Частица основной мысли раздроблена на более мелкие, как выстрел иллюстрирует в произведении намерение обратить внимание, структурировать и чётко передать состояние автора или героя. Поделив текст на мелкие смысловые единицы, достигается цель отобразить важность момента, расставив акценты на тех или иных словах. Выглядеть может конструкция по-разному, перечисление через многоточие или же с большой буквы с обилием знаком препинания - в любом виде, парцелляция призвана пробудить интонацию читающего. Язык автора в этот момент непринуждённый и живой.

Примеры парцелляции: как звучит приём в русском языке

Как использовать приём парцелляции в тексте

Существуют базовые фразы с привычной конструкцией , которые применяет человек для общения. Так, авторы передают свою мысль посредством слов, сотканных в предложения и целые тексты. Цель художественного повествования - произвести впечатления, захватить внимание читателя и повлиять на эмоциональную сферу. Так, в литературе видим примеры множества разнообразных приёмов, которые помогают автору овладеть словом, а через него уже чувственной сферой своего реципиента.

Парцелляция - это один из многочисленных приёмов в литературе, который помогает придать тексту окраски, эмоционально насытить предложения, чтобы расставить акценты. Примеры показывают, как автор в приёме нарочито отделяет слово от слова, как бы чеканя то, что может быть и единым организмом, придавая языку живого звучания. Совершенно несложно заметить, что точки как логические окончания ставятся там, где пунктуационно они могли бы и не стоять. Так же происходит с другими знаками препинания.

  • точкой;
  • точкой с запятой;
  • тире;
  • многоточие;
  • риторические знаки препинания.

Перечисление действий, а, возможно, свойств или состояний зависит от основной части конструкции. Без главной уже непонятно, что это за обрывки фраз, к чему они принадлежат и не будут содержать в себе ни малейшей эмоции. Язык покажется сумбурным и нелогичным. Однако же, в комплексе представляют собой парцеллированную конструкцию. Парцеллят передаётся зависимой частью предложения.

Приём парцелляции нужен в языке и в литературе, чтобы выделить что-то, поставить акцент .

Вот пример, где применённая парцелляция меняет смысловой оттенок:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин» – Ю. Бондарев .

Здесь в конструкции появляется смысл не простого действия, а усиленное удивление и недоумение даже. Без такого расчленения единой структуры предложения совершенно иначе воспринимался бы приведённый текст.

Так, в похожем примере мы видим этот же приём, и русский язык, словно оживает из-за дробления на части:

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин .

Здесь разделение многоточием усиливает момент ожидания. Автор воплощает замысел передать идею не одной, а несколькими интонационно-смысловыми единицами. Бросает фразы, которые звучат вместе, но в то же время - это отдельные речевые обороты. Вот эти обособленные фразы в русском языке - парцелляты. Они являются зависимой частью от основной. Это отчленяемые структуры.

Рассматривая понятие «парцелляция», определение важно не путать с «присоединением» . Однако, эти дефиниции в русском языке не следует идентифицировать, потому что присоединением принято считать отдельную грамматическую категорию. Она стоит за основным предложением и может звучать автономно, не предполагая нарочитого нарушения правил пунктуации, чтобы добиться эффекта впечатляющего и удивляющего. Специального авторского ударения в нем нет.

Парцелляция

(от франц. parcelle – частица) – стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. Фраза, в которой реализуется структурно господствующая часть предложения, называется базовой (основной); фраза, в которой реализуется структурно зависимая часть предложения (отчленяемая часть), называется парцеллятом. Базовая часть и парцеллят (парцелляты) образуют парцеллированную конструкцию. Напр.:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В данной парцеллированной конструкции базовая часть – "Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих" , парцелляты – "Играя по своей собственной первоочередной системе", "Плача настоящими слезами, не глицериновыми", "Истекая не клюквенным соком", "Никому не подражая", "Ничего не имитируя" .

С точки зрения актуального членения предложения (см.) П. представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, т.е. средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).

В письменной речи между расчленяемыми частями предложения ставится пунктуационный знак конца предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). Напр.:

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "я" (Ю. Азаров); Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин); Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев); Но все бросаю, все… Сейчас будем пить чай… С конфетами! (А. Приставкин).

П. может также оформляться при помощи точки с запятой, тире, скобок. Напр.:

Все-таки люди сходятся, именно что вот сходные – похожие, общие там, внутри себя, по своему строю. А они с ним были куда как несхожи… Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно (А. Курчаткин); Он чувствовал себя необходимой деталью мирозданья – в какой-то мере, естественно. Потому что масштабы не имеют значения (М. Чулаки); Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть (Труд, 12 февр. 1998 г.).

Случаи подобного пунктуационного оформления П. не являются частотными.

Возможно написание парцеллята как с прописной, так и (значительно реже) со строчной буквы, напр.:

– …Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! (Южно-Сибирский вестник, 15 окт. 1994 г.).

Можно встретить размещение базовой части парцеллированной конструкции и парцеллята (парцеллятов) в разных абзацах. Напр.:

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша (А. Солженицын);

А сейчас этот жанр… политическая острота, сатирическое мышление, умный юмор настолько нужны и любимы, что когда меня один министр спросил: "Чем вы так быстро берете публику?"

В лингвистической литературе можно встретить обозначение одних и тех же речевых фактов то термином "парцелляция", то термином "присоединение". Однако их не следует смешивать, так как присоединение – это грамматическая категория, обладающая собственным грамматическим значением (значением добавочного сообщения) и собственной грамматической формой (специальными союзами, союзными речениями, интонацией). Причем П. может "накладываться" на присоединительные отношения и усиливать их. Напр.:

О чем же новое произведение? Я не могу пересказать. Да и не надо этого делать (Лит. газета, 30 апр. 1995 г.); Надежды на новые перемены враз улетучились от новых, более высоких, цен на все молочные продукты. Причем "новизна" эта оказалась довольно внушительной – где-то процентов на 25–30 (Хакасия, 9 января 1997 г.).

П. может осуществляться не только в простых, но и сложных предложениях разных структурно-семантических типов (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Напр.:

Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака (Комсомольская правда, 4–9 янв. 1998 г.); У банды Малахова было три полных комплекта милицейского оборудования. Еще у них были наручники. Настоящие. Которые в свободной продаже не появляются. Но которые по сходной цене на токарном станке смастерит любой работяга (зарплату ведь на заводах не платят) (АиФ, 6 марта 1998 г.); Жили-были на свете три брата. Один работал лаборантом-технологом. Другой – электромонтажником (Известия, 15 августа 1970 г.).

Прием П. используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием конкретных стилистических функций он представлен в текстах художественных и публицистических. Так, в следующих примерах из худож. прозы П. используется в изобразительных целях:

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы.

Положил руку на трубку.

Взял ее.

– Саша. Соедини с Хабалыгиным (А. Солженицын) (изобразительный эффект "замедленного кадра");

Ребятам так и сказали: хотите, мол, нажраться, поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали (А. Приставкин) (выделение наиболее существенных деталей общей картины).

П. часто вступает в конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими приемами, усиливая их прагматический (воздействующий) потенциал. Напр.:

Вскоре на манеже появилась русая циркачка в слюдяном шарфе. И в воздух. По лестнице, опущенной пилотом. На лету. Без страховки. Кокетливо помахивая узкой ладошкой (Н. Воронов).

В приведенном примере П. взаимодействует с эллипсисом, выполняя функцию выделения наиболее важных элементов общей картины, способствующих большей наглядности образа. Ср.: …появилась русая циркачка в слюдяном шарфе и поднялась в воздух по лестнице, опущенной пилотом…

Редко встречается слоговая П., которая осуществляется в предложении, состоящем из одного слова. Напр.:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та (В. Набоков).

Лит. : Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М., 1977; Сковородников А.П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – Филол. науки. – 1978. – №1; Его же: О функциях парцелляции в современном русском литературном языке. – РЯШ . – 1980. – №5; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981; Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 1979; Библиографический указатель по вопросам присоединения, парцеллирования и сложного синтаксического целого. – Самарканд, 1987; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

Г.А. Копнина


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парцелляция" в других словарях:

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    парцелляция - и, ж. parceller. 1. Дробление земли на мелкие участки. Мобилизация земли в нашей округе происходила в двух противоположных направлениях в направлении парцелляции, при переходе земли к крестьянам, и в направлении концентрации, при скупке земель… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, парцелляции, мн. нет, жен. (экон., с. х.). Действие по гл. парцеллировать. Парцелляция землевладения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    парцелляция - парцеллирование, дробление, разбивка Словарь русских синонимов. парцелляция сущ., кол во синонимов: 4 дробление (29) … Словарь синонимов