Падежные окончания им сущ. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных. Заблудился в лесу

< Симонова И.А., учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 112» г.о. Самара >

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Класс: 4 класс

Уровень: Средний

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: введение в тему

Цель:формировать умение различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

Задачи: 1. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи

2. Создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

3. Развивать речь детей

4. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

Используемые методы и приемы: работа в парах, фронтальная, составление алгоритма.

Оборудование: конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), образец записи предложения для минутки чистописания, памятка «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных » .

Ход урока:

1.Организационный момент

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Сообщение темы, постановка целей урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли исследователя.

3.Минутка чистописания

А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Поставьте ударение.

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

Не забудьте себя проконтролировать.

4. Повторение теоретических сведений об имени существительном. Приложение 1

1.

2 .Что называют склонением?

3.

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

Проверка производится на компьютере.

5.Работа по теме урока

1. Подготовительная работа (помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)

Распределите слова из «Справочного бюро» по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На доске:

Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть

Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.

Укажите склонение, к которому относится слово.

Измените данные существительные по падежам.

Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”

Поставьте ударение.

Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть.Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)

Где еще может находиться безударная гласная? (В корне)

Как вы будете действовать? (подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)

Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия - безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

Прочитаем сведения, которые даются нам в упр.204 стр.88

Назови действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных. (-Нач.ф.→ род→ скл.→ пров.слово).

На доске: Нач.ф. Род Скл. Пров.Сл. Оконч.

1. Определить тип склонения.

2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?

3.Работа с учебником:

Т.т. 206 стр.51-выписать вспомогательные слова

4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

Т.т.208 стр.52

Пров.слово

На парт…

В тетрад…

В альбом…

Из чашк…

На тарелк…

На скатерт…

5.. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках. (работа в паре) Приложение 2.

Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных?

Кому было легко выполнить это задание, а кому трудно?

Молодцы! Вы очень внимательны.

6. Дифференцированная работа. Приложение 3

Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Вы получите индивидуальные задания.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

«Игра «Наборщики»

(1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)

7. Подведение итогов урока Рефлексия

Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?

8. Домашнее задание

Упр. 209, аналогичное упр.208, выучить алгоритм.

Список использованной литературы.

Узорова О. В.,Нефёдова Е.А., 3000 примеров по русскому языку. М: АСТ, 2010

Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе.- Волгоград:Учитель, 2003.

Зубарева Л.В., Коррекция письма на уроках. - Волгоград:Учитель, 2007.

Приложение 1.

1. Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное - это часть слова, которая обозначает предмет.

2 .Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

Приложение 2

(работа в паре)

Собирай по ягодк_ - наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не учатся и математик_ . Капля по капл_ и камень точит. Букварь - к мудрост_ ступенька.

Приложение 3

1 группа

1.Прочитай и отметь орфограммы

Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки»

2 группа

1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много пальтов.

2. Разбери одно из существительных как часть речи.

3 группа

1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!

4 группа

«Игра «Наборщики»

1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

Тема : Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цель : 1.отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность, здоровый образ жизни.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование : презентация, презентация- тренажёр.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Итак, какова цель всех наших уроков русского языка? 2. Эмоциональный настрой.

Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)

А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.

2.Работа по теме.

1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год. (декабрь) Слайд 2

Что характерно для декабря? (Мороз, снег, холод)

Как вы можете объяснить слово «декабрь»?

Назовите первую букву этого слова.

Дд дя ду де – 1 строчка

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _. Слайд 3

Списать, вставить пропущенные буквы.

*проверка

В какой части слова будем решать орфографические задачи?

Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

По опорным словам:

1 склонение – игра

2 склонение – Колобок

3 склонение – степь

По таблице окончаний: Слайд 4

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Ы, -и

А, -я

Д.п.

У, -ю

П.п.

Так чему будем учиться сегодня на уроке?

Сформулируйте тему и задачи урока . Слайд 1

2) Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

*С комментированием у доски.

За речкой, по улице, в домике, в печке, без сладости, на зорьке.

3) Игра « Не ошибись».(Работа в парах)

Нужно исправить ошибки.

Тетрадь без обложки, рисунок на ткан е , выросли в теплиц ы , букет черёмухи, ходит без обуви, раздал по горстке, фильм о лебед и , шов на плать и , забота о брате, подарок для матери, по законам чести и совест е . Слайд 5

*Сверка с доской. Слайд 6

4)Работа по группам.

1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах . Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

Откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк.., сердце дочер, по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын...

(от каждой группы по одному человеку работают на доске)

Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

5)Продолжаем работать в группах.

Откройте конверт №2. Задания: из слов каждой строки составить и записать в тетрадь предложения. Определить падеж и склонение существительных. Разобрать по членам предложения.

1 группа

Утреннее, верхушк_ сосен, солнце, косыми, осветило, лучами

Земл_, лежит, на, снег, сверкающий

С, день, радостью, в, начинается, Братск_, новый

2 группа

Искрами, снежинки, полянк_, засветились, на, лесной

В, синевой, залив_, красивой, Братском, голубое, отражается, небо

На, ел., высокой, королёк, вершин., живёт

*Проверка.

6)Тренажёр.

3.Рефлексия.

4.Итог.

5.Домашнее задание.

Записать 10 словосочетаний: существительные с предлогами в Р.п., Д.п., П.п., определить склонение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

число______________________ Фамилия__________________________________

Скл.

Род и тельный

(Кого?Чего?)

Дат е льный

(Кому?Чему?)

Пр е дложный

(О ком?О чём?)

От бол….

По комнат…

О геро….

До полк… .

В деревн…

В зелен….

О молодёж….

На местност…

В горшочк….

Около постельк….

В очеред…..

Об опасност….

После ноч…..

На плет…

О медал….

На грамот….

В облак…..

Около яблон….

Ветка сирен….

Песня о мыш….

Сказка о мышк….

без дяд…

По площад…..

Место проведения: класс

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: закрепление изученного материала

УМК «Гармония»

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы – опоры, памятки, раздаточный материал (таблица с заданием, текст), иллюстрации, картинки.

Цели:

обучающая: учить самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания, закрепить полученные знания по данной теме;

развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую зоркость, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать);

воспитательная: формировать нравственные качества, ответственность, воспитывать интерес к урокам русского языка;

оздоровительная: содействовать сохранению здоровья через методы и приемы, реализующие принцип комфортности .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам сегодня добра

Вы желаешь мне сегодня добра

Мы желаем сегодня друг другу успеха

Если вам будет трудно

Я помогу.

Посмотрите на эти картинки и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Я надеюсь, что такое настроение у вас будет и в конце урока.

Давайте улыбнемся, друг другу, подарим свою улыбку окружающим и пожелаем друг другу удачного и интересного урока. Ведь хорошее рабочее настроение поможет нам справиться с любыми заданиями на нашем пути. А освещать наш путь и помогать в трудную минуту нам будет вот это доброе и ласковое солнышко. (на доске рисунок солнышка)

Сядем удобнее, выпрямим спинку и начнем урок.

Проверка домашнего задания.

Возникли у вас вопросы при выполнении домашнего задания? Все было понятно в задании? Хорошо, я проверю ваши работы и поставлю оценку.

II. Чистописание.

С чего же мы начнем наш урок? (Минутка чистописания)

Откройте, ребята тетрадочки и запишите число.

Прежде чем мы начнем работать, поставьте на полях отметку, которую бы вы хотели получить.

https://pandia.ru/text/80/287/images/image002_145.jpg" width="80" height="87 src=">.jpg" width="93" height="136">

м _ тель в _ тер

Посмотрите на слова и скажите, какая буква в них пропущена. (буква е)

Сегодня мы будем прописывать эту букву.

А что это за буква? (гласная, йотированная, дает два звука)

Когда эта гласная дает два звука?

Молодцы.

Давайте в воздухе пропишем эту букву с элементом. А теперь запишите в тетрадочке.

Ребята, послушайте стихотворение.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? – ты спросишь.

Имя здесь я написала.

(Ирина Семенова)

Кто самый внимательный?

Назовите слово, которое можно составить из первых букв каждой строчки. (снежинки)

Молодцы. Запишите это слово, выдели в нем корень и подбери однокоренные слова.

Какой корень в этих словах? Что происходит в корнях этих слов? (чередование согласной г - ж)

III. Определение темы урока.

Послушайте стихотворение. Закончите его.

Запорошила дорожки,

Разукрасила серёжки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница... (зима)

(на доске картинки с зимним пейзажем)

Посмотрите на слова, которые у меня написаны.

у зимушки

к зимушке

на зимушку

за зимушкой

о зимушке

Чем отличаются эти слова? (окончаниями) Почему изменяются окончания?

Сформулируйте сами тему нашего урока (правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа)

Мы сегодня будем повторять все, что знаем о падежах. Упражняться в определение безударных окончаний имен существительных. Эта проблема нашего урока.

IV. Работа над темой урока.

Давайте вспомним с вами название всех падежей и вопросы.

Молодцы, вы отлично справились. Были ли вы внимательными и заметили ли что-нибудь? (падежи стояли не по порядку)

Расставьте их в нужном порядке. (Ученик выполняет задание у доски)

Молодец. Ты хорошо справился с заданием. А теперь давай вспомним предлоги. Некоторые падежи употребляются только с определенными предлогами.

Давайте вспомним, Д. п. – к, по; П. п. – о; Р. п. – без; Т. п. – между.

Посмотрите на слова, какой общей темой они объединены? (Вьюга, декабрь, метель, пороша, мороз, снежинка) (зима)

Запишите существительное в нужной падежной форме. Выделите в существительных окончания, укажите падеж.

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, что надо сделать?

А как еще можно проверить безударное окончание? (ударным окончанием существительного того же типа склонения).

(ученики заполняют каждый свою таблицу)

идти по мороз

смотреть на снежинка

наступит за декабрь

спрятался от метель

выпала пороша

рассказал о вьюга

Значение всех слов вам понятно?

Давайте воспользуемся толковым словарем и посмотрим, что обозначает это слово. (один из учеников слово пороша смотрит в толковом словаре)

Что вы заметили? Все ли существительные употребили с предлогом. Вывод. (существительные в И. п. употребляются без предлогов)

Молодцы.

V. Физминутка. (для глаз)

(в классе развешены снежинки, учитель показывает на них лазерной указкой, дети следят глазками; звучит музыка)

VI. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке - летом (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ежик)

А вы знаете, ребята, как проводят зиму эти животные?

Послушайте, вам прочитаю об этих животных, а вы мне поможете. (учитель читает о животных, не называя их; ученики досказывает вслух название животного)

Послушайте задание, которое вам надо будет выполнить.

Определите падеж и выделите окончания выделенных слов.

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

Молодцы.

Сначала я буду читать о …? (учитель показывает картинку с изображением животного). Слово медведь я называть не буду, вы должны сами его назвать и поставить в нужный падеж. Определить склонение и вставить нужное окончание. (в процессе чтения на доску вывешиваются картинки с изображением животных).

Медведь зимой забирается в свою берлогу и впадает там в спячку. Под кожей у медвед… – жир, он защищает медвед… от зимней стужи. О медвед… сложено много сказок.

Зимой ежик спит в своей норке. Норка у ежик… в дупле поваленного дерева или в земле. Много интересного из книг можно узнать о ежик … .

Не страшна белк… холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила белк… запасов на зиму. Насушила грибов, натаскала в дупло орехи и желуди. Потом белк… утепляет свой домик. Устраивает в дупле мягкую перинку из мха и сухих листьев. Зимой белк… свернется там клубочком и хвостом прикроется. Хвост греет белк… как одеяло.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя шерсть у зайц … вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно заметить зайц… зимой на снегу. Нет у него норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайц… всю зиму. Страшны зайц… не мороз, а охотники, волки, лисы и совы. Спасает зайц… светлая шубка да быстрые ноги. (Работа делается на листочках индивидуально, про зайца дети записывают в свою тетрадь самостоятельно; звучит музыка).

Проверка.

Для каждого из этих животных, лес – родной дом. И приходя в лес, мы не должны нарушать покой зверей и птиц. Потому, что мы там гости.

VII. Физминутка.

Игра в «снежки».

(учитель кидает помпон, ученик определяет род существительного, которое называет учитель; «снежок» дети могут кидать друг другу и сами называть любые слова)

(Дерево, дорога, лес, прорубь, чаща, село, птица, зверь, верхушка, волк, кормушка, пальто, опушка, cирень).

VIII. Работа с учебником.

Упр. № 000.

137. Составь и запиши предложение с однородными членами.

На снегу были видны следы (- а; 1-е; ед. ч.) … , (н. о.; 2- е; ед. ч.) … , и (н. о; 3-е; ед. ч.) … .

Слова для справок: рысь, куропатка, тетерев.

Укажите падеж и склонение существительных. Выделите в них окончания.

Обратите внимание, вам надо слова для справок записать именно в том порядке, в котором предлагают авторы учебника. Проверка.

Давайте вспомним алгоритм написания безударного падежного окончания имени существительного.

IX. Закрепление знаний.

Игра «Альпинист».

Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты ?

Сейчас вы будете альпинистами вы должны покорить свою вершину знаний. - Послушайте задание. Вам надо правильно дописать окончание.

Что вы должны сделать, чтобы не ошибиться в выборе окончания?

А теперь давайте заполним таблицу.

(на доске таблица с пустыми столбиками, дети по очереди заполняют ее, записывая, верное окончание)

Р. п и - ы а - я и

Д. п. е у - ю и

П. п. е е и

Мы с вами вспомнили падежные окончания, вы без ошибок заполнили таблицу и теперь, не боясь, никаких трудностей будем покорять вершину.

Без шишк…, на ел…, на дерев …, в проруб …, о медвед …,

без метел…, о зайц …, около дорог …, в чащ …, на ветк …, о снежинк …, о вьюг …, по тропинк …, на мороз …, к птиц …, у кормушк …, с ветк …, о сосульк …, от верхушк …, о волк …, без рыс …, о зимушк …, без ветк …, у белк …о лес …, около опушк ….

(все слова записаны на карточках и прикреплены на изображение снежной вершины, дети выходят к доске и записывают окончание; слова можно брать не все)

Молодцы, вы справились с этим заданием. Вот этот флажок мы прикрепим к нашей вершине, вы покорили ее. Давайте похлопаем сами себе.

Молодцы.

Вы стоите на самой вершине. Под вами огромная, прекрасная наша Земля. Как она красива! Сколько лесов, полей, рек, озер, морей! А сколько зверей и птиц живет на этой земле. Мы должны беречь и охранять природу нашей Земли.

Белке, лисице, рыси, кунице лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить в мир и покой. (Ф. Лисичкина)

X. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Над чем мы сегодня работали на уроке? Что нового для себя вы открыли?

Смог ли мы решить проблему урока? Какое настроение у вас в конце урока? Оцени свое активное участие в уроке. (у каждого ученика три кружка разного цвета, ребенок сам оценивает свою работу0.

XI. Итог урока.

Оценка работы.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок.

Задание.

(Задание для домашней работы напечатано на листке. Ребенок выполняет его, записывая в тетрадь)

Раскрой скобки, запиши существительные в нужном падеже. Определи склонение и падеж. Запиши 2 – 3 предложения, о том, что для тебя значит охранять природу.

(Рыба) нужна чистая вода, (птица) необходим воздух, а (зверь) – лес, степь, горы.

Охранять природу (страна) – это значит охранять (Родина), которая нужна каждому (человек).

2. Юрьева Н. А.,«350 развивающих упражнений по русскому языку», Минск, Издательство «Юнипресс», 2005 г.

3. Карягина Н. Н., Перепелицина Е. Н.«Развитие орфографической грамотности младших школьников», Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г.

4. Форощук А. А. , Форощук Н. Е. « Русский язык. Учебное пособие для начальных классов», Донецк, Издательство «Сталкер», 2007 г. г.

5. Касаткина Н. А., «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка (стихи, загадки, кроссворды, шарады)», Волгоград, Издательство «Учитель», 2003 г.

6. Лазарева Л. А. www. pdps. lv

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом