Отчет воспитателя по самообразованию: требования, особенности и рекомендации. Отчет по самообразованию

МБОУ лицей «Мок №2»

Выполнила воспитатель

группы «Колокольчики»

Подставкина Е.А.

г. Воронеж 2016г.

Цель:

Формирование патриотических чувств детей на основе привязанности и любви к своей стране, родному городу, детскому саду.

ЗАДАЧИ:

    Создать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим её.

2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.

3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.

4. Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.

5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

Пояснительная записка.

В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Много литературы издано на эту тему в последние годы. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

С чего же должна начинаться работа по формирования патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за неё, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали белее понятны дошкольникам?

Формы работы с детьми :

Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:

    Беседы о Родине и об истории своего народа;

    Беседы о природе;

    Чтение художественной литературы на патриотические темы;

    Составление семейных альбомов и организация выставок рисунков на тему «Моя семья»;

    Знакомство с геральдикой;

    Разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;

    Целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников – неотъемлемая составляющая общей культуры государства.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формированиечувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своегонарода, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).

Что ребёнок должен знать о своей стране?

Опыт показывает: уже в дошкольном детстве ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран.

Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом нашей страны – традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг- появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь и на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и её роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это замкнутый мири своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем белее тесными становятся с ребенком эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребёнка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребёнок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Из-за высоких цен на издания, не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребёнком книгу (пока тот ещё сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся довести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Всё зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую семью», но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребёнком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знаний психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.

Методы семейного воспитания.

Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры поведения детей.

Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.

В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:

    Режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;

    Семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;

    Игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.

Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребёнком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получите бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.

Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.

Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.

Мы считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в её традициях.

Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое значение русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.

Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Перспективно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.

п

Содержание работы

Сентябрь

1

Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей.

2

Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра - импровизация «Какой я?».

3

Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников.

4

Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября) , рассказы о животных Брянского края, чтение произведений, фотовыставки, рисунки детей.

Октябрь

1

«Дом, в котором ты живешь» - составление последовательного рассказа о своём доме. Игра «Накроем стол к чаю»

2

Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. «Семья» - беседа по содержанию сюжетных картинок. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей»

3

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья»

4

Подготовка театрального действия на тему «Про семью, про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах.

Ноябрь

1

Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за неё. Моё Отечество – Россия. Чтение стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»

2

«Родная земля - кормилица». Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражение; расширять представления о пословицах и поговорках.

3

Неделя игры и игрушки «Учимся играя». Знакомство детей с новыми дидактическими играми – на смекалку, логику.

4

Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаем»

Декабрь

1

Стихотворение И.Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве. Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя.

2

Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных факторов.

3

Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве.

4

Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья».

Январь

1

Знакомство с историей создания города Воронежа, с поселениями людей. Воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Рассматривание иллюстраций «Наш древний город Воронеж »

2

Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о столице нашей Родины.

3

Рассказ о краеведческом музее нашего города.

4

Февраль

1

Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлений потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы. Досуг «Посиделки» - знакомство с русскими обычаями и обрядами.

2

Народные праздники на Руси «Масленица»

3

Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

4

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Март.

1

Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме.

2

Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрёшка?», «Слепим свою матрешку»

3

Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». Подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

4

Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи.

Апрель.

1

Интеллектуальный марофон «Знайки». Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, игры; продолжать учить договариваться друг с другом; налаживать диалогическое общение в совместной игре.

2

Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом»

3

Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Расширять знания детей о профессиях; формировать навык самоконтроля и самооценки.

4

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Закрепить представления о профессиях.

Май

1

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края.

2

Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни»

3

Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район»

4

«Земля – наш общий дом». Сформировать представление о том, что Земля для всех людей разных рас и национальностей – общий дом, о том, что люди должны жить в мире и дружбе между собой.

Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр


Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново

Описание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: "Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
освоение современных технологий и методов организации игры;
разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;
классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
правильная организация и руководство игрой;
правильно сформулированная мотивация;
многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
формирование умения договориться о теме игры;
самостоятельное распределение ролей;
обсуждение основного развития сюжета;
подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


В ходе организации и проведения сюжетно - ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;
образовательные:
- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
- расширить диапазон детских игр;
- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год .
1. Высокий уровень:
*начало учебного года - 20%
*конец учебного года - 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года - 30%
*конец учебного года - 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года - 50%
*конец учебного года - 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

На сегодняшний день в нашем обществе впервые за всю его историю можно наблюдать стремительные и глубокие перемены. В корне изменился сам стиль жизни, касающийся образования. Ведь в прежние времена получение одного диплома было достаточным условием для продолжения всей трудовой деятельности человека. Однако на сегодняшний день в нашу жизнь ворвался новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Этот принцип особенно касается воспитателей, профессиональной задачей которых является создание всех необходимых условий для формирования личности маленького человека. Достижение этой цели невозможно без самообразования педагога.

Определение понятия

Что такое самообразование? Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.

Только с помощью самообразования может быть сформирован индивидуальный педагогический стиль воспитателя и произойдет осмысление его деятельности.

Уровни самообразования

Считается, что организованный самим человеком процесс повышения профессиональных знаний проходит три последовательных этапа:

  • адаптационный;
  • проблемно-поисковый;
  • инновационный.

Каждая из этих ступеней самообразования отличается по своим возросшим качественным показателям. Так, первый уровень характерен для начинающих воспитателей. Его прохождение способствует адаптации к профессии. Что касается проблемно-поискового уровня, то на этом этапе происходит поиск оригинальных методик и эффективных приемов работы. Самая высокая степень развития наблюдается на третьей ступени самообразования. Инновационный уровень предполагает создание педагогом социально значимого продукта своей деятельности, который обладает практической новизной.

Цели самообразования

Для чего воспитателю необходимо совершенствование своих умений? Среди целей самообразования этого специалиста можно выделить:

  • углубление методических знаний;
  • усовершенствование и расширение методов воспитания и обучения на основе расширения психологического и общепедагогического кругозора;
  • рост общекультурного уровня специалиста;
  • овладение современными достижениями передовой педагогической науки и практики.

Направления самообразования

В каких областях педагоги, работающие с дошкольниками, могут углублять свои знания?

Среди них:

  • прочтение вновь изданных нормативных документов, касающихся вопросов дошкольного воспитания ;
  • ознакомление с новейшими достижениями физиологии и анатомии, детской психологии и педагогики;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • ознакомление с инновационной практикой ДОУ;
  • изучение новых педагогических технологий и программ;
  • повышение своего общекультурного уровня.

Темы самообразования

Какое конкретное направление является самым важным для воспитателя? Тема, выбранная им для самообразования, непременно должна быть связана с проблемами, решением которых занимается коллектив ДОУ, а также с основными направлениями деятельности детского сада. Это позволит наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед учреждением в целом.

Тема также должна подбираться с учетом профессионального мастерства и опыта воспитателя. Она должна быть понятна и близка ему. Только в таком случае можно будет получить эффективный результат и раскрыть творческий потенциал педагога.

Выбрать тему можно и с учетом существующих рекомендаций. Например, молодым специалистам лучше всего остановиться на вопросах изучения следующей информации:

  • по формированию основ мастерства педагога;
  • по осознанию ценностей развития, обучения и личностной модели воспитания;
  • по повышению конструктивных способностей и умений.

Для тех, кто работает воспитателем более пяти лет, рекомендуется:

  • овладевать способами, позволяющими проектировать воспитательно-образовательные процессы, что позволит повысить их эффективность и качество;
  • формировать умение в осуществлении анализа научно-методической литературы, а также совершенствовать применение на практике полученных знаний и активизировать свои творческие способности.

Более опытным, творчески работающим воспитателям важно следующее:

  • развивать собственные способности в перепроектировании работы с детьми на основе тенденций достижения психологии и педагогической науки, а также социального общественного заказа;
  • проявлять творческий потенциал;
  • пропагандировать собственные достижения;
  • развивать исследовательскую деятельность.

Если у воспитателя отсутствует образование, то ему рекомендуется рассматривать темы, позволяющие:

  • овладеть методикой работы с дошкольниками;
  • адаптироваться к педагогической деятельности.

Стоит иметь в виду, что научить творчеству невозможно. Однако самообразование способно побудить педагога сделать определенные шаги для профессионального развития. А для контроля данного процесса необходим отчет воспитателя по самообразованию. Этот документ позволит руководству ДОУ оценить работу специалиста и при необходимости оказать ему необходимую методическую помощь.

Как написать отчет воспитателя по самообразованию? Для этого важно придерживаться определенной последовательности подачи информации.

Выбор темы

Отчет воспитателя по самообразованию должен включать в себя описание всех этапов данного процесса. Первым из них является выбор темы. На чем он должен быть основан? Тема самообразования находится в кругу профессиональных интересов педагога, а также всего ДОУ.

Также она напрямую зависит от уровня его квалификации. Отчет воспитателя по самообразованию в разделе, обосновывающем тему работы, должен также содержать задачи и цель повышения умений и знаний.

Планирование деятельности

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе индивидуальный план, в котором описывается, что и в какие сроки важно выполнить, освоить и сделать. Его разработкой педагог занимается в начале года. В это же время со старшим воспитателем оговаривается форма, по которой должен быть предоставлен отчет по самообразованию воспитателя в саду, а также сроки его окончательного составления.

Теоретическое изучение темы

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду должен содержать в себе перечень проводимой работы, которая необходима для более эффективного решения стоящей перед педагогом проблемы, а именно по следующему:

  • знакомству с предметом самообразования и накоплению материала;
  • изучению необходимой специальной литературы;
  • ведению отчетной документации.

Все этапы проделанной работы должен отражать отчет по самообразованию воспитателя в саду. В том числе это может быть указание на участие педагога в ГМО, что позволило ему обогатить опыт работы, а также на посещение семинаров, консультаций и курсов повышения квалификации.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Тема «Развитие речи»

В качестве образца рассмотрим отчет по самообразованию воспитателя 2 младшей группы. В первом разделе данного документа указываются основания, которые послужили для выбора данной темы. Так, отчет по самообразованию воспитателя по развитию речи должен давать разъяснения о том, что в возрасте от 3 до 4 лет этот вопрос становится весьма актуальным. Детки, находящиеся в младшем дошкольном возрасте, нуждаются в проведении с ними работы по всестороннему развитию речи. В это направление входит деятельность по активизации и обогащению словаря ребенка, развитию грамотного построения речи и ее связности.

  • обогащение пассивного и активного словаря детей по самым разным лексическим категориям;
  • расширение и активизация словарного запаса малышей на основе получения знаний и представлений об их ближайшем окружении;
  • изучение методов, приемов и способов по активизации речевых навыков малышей;
  • повышение собственного уровня знаний с помощью изучения специальной литературы, а также инновационных технологий и методов современных педагогов в сети Интернет;
  • объединение усилий педагогов и родителей в решении задач по развитию речи у детей.
  • наблюдения;
  • игры, в том числе хороводные и словесные, пальчиковые, дидактические и подвижные;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • артикуляционная гимнастика;
  • разучивание песен и стихов.

При проведении кружковой работы с детьми в отчете должна быть описана и она. В заключение необходимо указать на результаты педагогической деятельности. Это повышение речевой активности деток, увеличение их словарного запаса, возникший интерес малышей к общению со сверстниками и с окружающими и т. д.

В этом же разделе должно быть указано и на пополнение предметно-развивающей среды группы, повышение уровня компетентности родителей в вопросах, касающихся речевого развития детей. Также в отчете должны быть описаны планы по продолжению работы в данном направлении с учетом применения инновационных методик и использования новинок методической литературы.

Тема «Мелкая моторика»

Это понятие обозначает точность двигательных способностей рук. Данная функция способствует также и развитию речи ребенка.

Отчет воспитателя по самообразованию «Моторика» должен описывать актуальность темы. Эта функция способствует развитию интеллектуальных способностей малышей. При плохой моторике дети неловко держат карандаш и ложку, не способны самостоятельно застегнуть пуговицу и шнуровать обувь. Им порой трудно работать с пазлами, собрать детали конструкции и т. д.

Также в отчете указывается цель деятельности, которая состоит в развитии координации рук и мелкой моторики. Задачи работы, которые также должны быть описаны в данном документе, состоят в улучшении этих способностей у ребенка.

Далее следует описание форм работы с детьми, а также использованных методов и приемов. Это могут быть физкультминутки и самомассаж кистей рук, лепка фигурок из пластилина и конструирование из бумаги, рисование по трафаретам и дидактические игры, обучение шнуровке и игры с мозаикой, пазлами и т. д.

В заключение отчета должен быть проведен анализ проделанной работы, указано на улучшение моторики у детей. Также должно быть разъяснено и то, что малыши научились лучше понимать явления, происходящие в окружающем мире, легче адаптируются в обществе и практической жизни и стали более уверенными в себе и самостоятельными.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: .

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» . М., Просвещение, 2002
  2. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  3. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» . М., Просвещение, 2007.
  4. Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
  6. Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
  7. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
  8. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
  9. Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.

В течение 2014-2015 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» .

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие» , озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения» , включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду) .

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию» . Изучение начала со статьи Л.А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия» !, где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет» . Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. В течение двух месяцев осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии» , «Собери флаг» , «Гости города» . «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!» , «Русские узоры» , «Достопримечательности г.Балашова» , «Путешествие по Балашову» , так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад» , «Пешеходная зона Балашова. Центр» , «Железнодорожный вокзал» . В группе проходил проект: «Мой любимый город Балашов» . Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея» .

В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям

В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» . Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Балашова, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.

В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Балашов» , при изучение данного раздела я воспользовалась сайтом: http: //www. bfsgu. ru/. Была оформлена презентация и показана детям: «По улицам нашего города» . Изучением данного сайта послужило создание альбомов «История нашего города» , «Современный Балашов» . «Достопримечательности нашего города» , «Красная книга Саратовской области» , «Природа нашего края» .

В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей» . Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей» , г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей» , «Дом купца Дьякова» , «Детскую библиотеку» .

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Перспективы на 2017-2018 учебный год:

  1. Продолжить работу

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Родничок» р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район Республика Башкортостан

Отчет по самообразованию Матросовой Л.З. «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

р.п. Чишмы

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

Цель театрально-игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2.Исполнительское (речевое, двигательное).

3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

    Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.

    Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.

    Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).

    Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

    Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе, включающую в себя:

    Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

    Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

    Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Мною разработаны картотека театрализованных игр, картотека общеразвивающих игр, картотека игр на действие с воображаемыми предметами, картотека игр-ритмопластики «Развитие двигательных способностей», артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на опору дыхания, на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом, скороговорки. Составлен план занятий по театрализованной деятельности в старшей группе, разработаны сценарии сказок по возрасту.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности. В итоге всей проделанной работы – благоприятный финал, в 2015 году дети нашей группы заняли 1 место в конкурсе сказок среди воспитанников нашего детского сада с драматизацией сказки «Теремок».