Остзейские губернии как окраинный Запад Российской империи в XVIII веке. Балтийские немцы

Её деревня не столь колоритна и вообще как-то не очень заметна. Всё же на мой взгляд, в первую очередь Латвия - это маленькие городки и местечки. Вдоль дорог в основном глухие леса, которые, расступаясь, открывают взгляду примерно такие картины:

3.

В первые дни поездки я почему-то почти не видел аистов. В последующие - понял, что такой их концентрации мне видеть не доводилось ещё нигде:

4.

Совершенно непуганные, они вполне могут вальяжно перейти дорогу пешком перед несущейся машиной и ладно что не угрожают жалобой в Страсбургский суд - весьма вероятно, что через некоторое время вся нижеописанная история будет повторена аистами:

5.

Аисты в майской Латгалии:

6.

И ещё одна примета сельской Латвии - такие вот водонапорки, ещё более необычные, чем литовские "причалы для НЛО". Первый раз такую башню-с-гроздью я увидел на Псковщине, и что это водонапорка - просто не подумал. В Латвии же они на каждом шагу. А "совхозная" малоэтажка - в сельской глубинке едва ли не более характерная вещь, чем деревянный дом:

7.

А среди всего этого тут и там мелькают давно оставленные хозяевами усадьбы тех самых господ - остзейских баронов, во многих из которых угадываются очертания перестроенных замков:

8. Сунтажи (конец 18 века, и вроде бы на самом деле как раз тут средневековой основы нет).

Остзее (Восточное море) - немецкое название Балтики, а Остзейский край - соответственно, немецкий Дальний Восток. Предками остзейских баронов были крестоносцы Ливонского ордена, о котором я рассказывал в прошлой части, с его секуляризацией превратившиеся в обычных дворян. Но - сколько остзейских фамилий стали неотъемлемой частью русской истории! Барклай-де-Толли, Бекендорф, Бирон, Бистром, Бэр, Витте, Врангель, Дельвиг, Дибич, Канкрин, Клодт, Корф, Коцебу, Крузенштерн, Медем, Миних, Пистолькорс, Ридигер, Сиверс, Тотлебен, Унгерн фон Штернберг... не все они были связаны с Латвией (всё же Эстония - тоже остзейский регион), но в 18-19 веках немцы составляли около четверти российской элиты, и в первую очередь - остзейские немцы.

9. Замок Бэров в Эдоле. Впрочем, самый известный представитель этой фамилии, учёный Карл Бэр, был из другой ветви этого рода и родился в нынешней Эстонии.

При этом, как я понимаю, если всякие инженеры и экспаты были в основном приглашёнными из собственно германских земель, то остзейцы более прославились как политики и полководцы. Много их было, само собой, в Петербурге. И на своих местах остзейские бароны сидели крепко - и под Швецией, и под Речью Посполитой, и под Российской империей. Даже в Литве русское дворянство укоренилось гораздо заметнее, чем в Латвии... хотя единичные примеры были и здесь.

10. Сигулда, дворец Кропоткиных. Вид с ливонскокго замка.

Но в отличие от Пруссии, которую быстро заселили немецкие крестьяне, ассимилировавшие пруссов без остатка, Остзейский край был немецким лишь в городах - бароны, купцы, ремесленники, мещане... но все эти века в провинции тихонько пахали поля да пасли коров те же самые латгалы, земгалы, селоны и курши, в 16-17 веках сложившиеся на разделенной границами территории в единый народ латышей.

11. Деревянная усадьба 18 века в Унгурмуйжа. Кстати, латышское "муйжа" тут почти никогда не переводят на русский как "мыза" - это термин эстонский и ингерманландский.

Примерно шестьсот лет, с 14 по 18 века включительно, они были почти незаметны - живут себе, пашут землю да ловят рыбу, что-то празднуют иногда, говорят на каком-то непонятном языке, который, впрочем, были обязаны знать сельские пасторы, но даже вероисповедание латыша определялось вероисповеданием господина - так в Курляндии, во владениях католиков Шверин (1623-1728) сложилась народность суйтов, католический анклав в лютеранском регионе.

12. Суйтские кресты в их "столице" Алсунге.

Первый шаг к Пробуждению был сделан в 1683 году в Мариенбурге (ныне Алуксне), где пастор Эрнст Глюк взял - да перевёл Библию на латышский язык. Собственная Библия в те времена была для любого народа негласным признанием того, что они тоже люди. В Алуксне сохранилась два дуба, по преданию посаженных Глюком - считается, что он сажал по дереву после перевода каждой библейской книги.

13.

Но до самого Пробуждения было ещё далеко. Вид у латвийской глубинки совершенно немецкий, она похожа куда больше, чем на соседние Литву или Псковщину. Вплоть до характерных дорог-галерей, которые тут никому и в голову не придёт называть "последней армией вермахта":

14.

Остов каменной мельницы:

15.

Придорожная корчма на псковской трассе:

16.

Какой-то мелкий заводик, скорее всего паровая мельница - причём для остзейской глубинки очень характерны квадратные трубы:

17.

И вот такие вот каменные амбары, которые в Латвии на каждом шагу:

18.

Но в том-то и дело, что немцы и латыши образовали прекрасный симбиоз, и именно это спасло латышей от ассимиляции в составе Российской империи: остзейскому барону были не нужны ни вредные русские мужики, ни требовательные немцы, он привык владеть тихими и работящими латышами, и покуда существовало остзейское дворянство - русификация или германизация Прибалтики была невозможна. Так и стояло это равновесие до 19 века, но нищие деревни тех латышей можно видеть теперь только в музеях.

19.

Впрочем, так как это - собственно латышская история, со скансенами в Латвии всё хорошо: во-первых, Рижский этнографический музей в принципе старейший в бывшем СССР - основан в 1924 году, и потому в нём немало построек 18 века, которые до 1960-х годов (когда скансены начали массово создаваться по всему Союзу) бы просто не дожили. А во-вторых, менее крупные скансены есть ещё в Екабпилсе ("двор селов" - при этом в Риге селонского сектора нет), Вентспилсе (курши и ливы), Юрмале (рыбацкий быт), а может быть и где-то ещё.

20. Характерная для зажиточных куршских крестьян печь - вставки играль роль обогревателей-"пушек":

Один из латышских символов - "лиелвардский пояс " с характерным геометрическим орнаментом. Орнаментов таких известны сотни, и каждый имеет свой смысл - полноценный лиелвардский пояс представляет собой настоящую космогонию. Орнамент действительно завораживает:

21а.

А вот чего в Латвии очень мало - это деревянных церквей, что особенно бросается в глаза после Литвы. Откровенно говоря, деревянные кирхи тут наперечёт - как например вот эта в Турайде:

21.

Переломным моментом в истории латышей стали 1816-19 годы, когда Александр I отменил в трёх Остзейских губерниях крепостное право. В учебниках пишут, что в его планы входила отмена крепостничества во всей империи, но мне кажется логичным вариант, что он таким способом пытался ослабить остзейских дворян. И хотя фраза о "в латыши к остзейскому барону" была написана в 1866 году, когда и русские крестьяне уже были свободны, всё же "процесс пошёл" - и путь, проделанный латышами за последующие 100 лет, впечатляет.

22. Коттедж "нового латыша" наччала ХХ века в рижском скансене.

Как я понимаю, эволюция латышей в 19 веке шла по двум направлениям - во-первых, появился класс собственно латышских фермеров, усвоивших за века крепостничества немецкую хозяйственность, но при этом сохранивших латышскую идентичность, и потому понимавших - они пашут СВОЮ землю.

23. Характерная мельница на каменном подклете. Скансен в Вентспилсе.

С другой - всё больше латышей стало переселяться в города, чему способствовал и рост промышленности в остзейских губерниях: всё же самым распространённым путём в город в те времена была работа на фабрике. К началу ХХ века латыши составляли 45% уже населения Риги - примерно столько же, сколько сейчас (а немцы - лишь 25%).

24. Завод в Лиепае - для Риги характернее жёлтый кирпич.

А в городах стала формироваться и своя интеллигенция. Этот период - 1850-80-е годы - в истории Латвии известен как Атмода, то есть Пробуждение. Его первыми лидерами были фольклористы Кришьянис Барон и Кришьянис Валдемар, как бы построившие мост между деревней и городом, открывшие латышской культуре городские ворота. Поэт Юрис Алунан стал основоположником письмемнной поэзии на латышском и ввёл в язык около 500 слов... хотя "аналогом Пушкина" в Латвии считается более поздний Янис Райнис.

25.

А в 1873-1888 годах ещё один поэт-фольклорист и отставной офицер Андрей Пумпур создал на основе отдельных сказаний латышский национальный эпос "Лачплесис" - уникальный случай для Нового времени!

26.

Лачплесис - мифический богатырь, рождённый медведицей и носящий медвежьи уши, наделяющие его огромной силой... последнее уже напоминает волосы Самсона, вот только пасть порвал Лачплесис не льву, а более логичному здесь медведю. Там вообще много всего - красивая и властная ведьма Спидола, которая полюбила Лачплесиса и потому то пыталась его сгубить, то спасала; был великан Калапуисис, в котором многие усматривают эстонского "коллегу" Калевипоэга, которого Лачплесис одолел в бою и сделал своим союзником; был, наконец, Чёрный Рыцарь, аллегория всех угнетателей - в финале оба они в схватке падают в воду Даугавы, но с намёком, что они не погибли - а ушли в другой мир, где будут биться до скончания веков. Лачплесис изображён на Монументе Свободы:

27.

Но в целом этот образ есть уже на дореволюционных зданиях Риги, где сложился национальный латышский вид югендстиля - как "украинский модерн" или "гуцульская сецессия":

28.

Вообще, как мне показалось, в Латвии настоящий культ народного фольклора - всех этих песен, танцев, образов, музеев. Знаменитый Праздник Песни и сейчас процветает - я, оказывается, приехал буквально через неделю после его окончания, а следующий лишь через 5 лет... но одних только выступающих было около 40 тысяч. В Мазстраупе (Видземе) я случайно попал на небольшой фольклорный праздник:

29.

30.

31.

В прошлой части я показывал реплики древнелатышских замков и селений. А это художник Агрис Лиепиньш, лично построивший по всем правилам военного дела тысячелетней давности "замок Улдевена" в Лиелварде. Он же встречает там посетителей и проводит им экскурсии:

32.

А кое-где в Латвии попадаются рудименты альтернативных путей, которые так и не получили продолжения. Вот например в том же Лиелварде православная латышская церковь 1930-х годов, совершенно нехарактерного для русских церквей вида. Нигде не нашёл точных цифр, но православных латышей было довольно немало.

33.

Однако одного взгляда на сегодняшнюю Латвию хватает, чтобы понять - история действительно не терпит сослагательного наклонения, и даже если бы на её месте возникли после Первой Мировой независимые Курляндия и Латгалия - они бы не сильно отличались от того, что есть.

34.

Довольно неожиданно, но едва ли не в каждом латвийском городе (опять Лиелварде!) можно увидеть советские памятники революции 1905 года. В переполенной промышленностью Остзейском краю и рабочее движение было сильным (так, в Риге было первое в империи пролетарское восстание 1899 года), но что ещё важнее - латыши тогда впервые со времён своего завоевания крестоносцами боролись за свою свободу с оружием в руках. Именно тогда, в 1905-06 годах, впервые появились "лесные братья", особенно активные в Курляндии. В основном латыши тогда воевали против немцев, и в итоге те события прекрасно вписались в идеологию и СССР, и независимой Латвии.

35.

Ну а в Первой Мировой как одной из целей России было собирание последних древнерусских земель (Галиция), так и одной из целей Германии было собирание последних немецких владений - Остзейского края, хотя имело ли это смысл - не знаю: ведь и русским вторжением в Пруссию в 1914 году руководил генерал с характерной фамилией Ранненкампф. Тем не менее - революция, поражение России (а под Ригой велись тяжелейшие позиционные бои), хаос Гражданской войны... честно говоря, я так и не разобрался, сколько на территории Латвии тогда было режимов и в каком порядке. Была красная республика Исколата, было Балтийское герцогство - провозглашённое остзейской верхушкой государство в личной унии с Пруссией (то есть кайзер германский и король прусский становился также герцогом остзейским). Был прибалтийский ландесвер (формирования местных немцев, воевавшие и после поражение Германии)...

36 Могила немецких солдат в Лиепае.

Были Латышские стрелки - причём как красные, так и белые, и сами они по сей день считаются в Латвии героями, а соцреалистический памятник как стоял, так и стоит в самом сердце Риги - только музей на заднем плане теперь не революции, а оккупации.

37.

В ту войну выделился и лидер нации "Великий сеятель" Карлис Ульманис, сторонники которого воевали с красными сначала в союзе с немецкой армией. К тому времени почти вся Латвия, кроме окрестностей Лиепаи, была занята Красной Армией, а немцы вдобавок обвинили Ульманиса в сотрудничестве с Антантой и свергли. Последующие два месяца в распоряжении его "временного правительства" был лишь теплоход "Саратов" в Балтийском море. Однако на помощь латышам пришли эстонцы, поляки, силы Антанты - к концу 1919 года из Латвии были выбиты и немцы, и большевики, и в 1920 году, подписав Рижский мирный договор, РСФСР первой признала независимость Латвийской республики.

38. Памятник польским солдатам в Даугавпилсе.

Нынешние латвийцы - и латыши, и русские - не раз при мне вздыхали о том, что "Первая республика была не то что нынешняя". И хотя за 20 лет в ней демократически сменилось 4 президента, с 1934 года действовала диктатура Карлиса Ульманиса, распустившего Сейм и запретившего иные партии, и мне её описывали как что-то вроде современной Белоруссии - авторитарное государство с высокой долей государственного сектора и планомерным развитием национальной промышленности. Как и любая известная мне межвоенка, архитектура I Латвийской республики очень узнаваемая:

39.

Самое запомнившееся мне здание - типография "Rota" (1939), натуральный небоскрёб, фактически Дом Печати, так как в ней находилось и большинство важнейших редакций:

40.

В принципе, латвийская межвоенка гораздо грубее и провинциальнее литовской (см. ), и почему-то на фотографиях впечатляет намного больше, чем своими глазами. Но всё же вот ещё несколько образцов:

41. Отель "Резекне" в Резекне.

Народный дом в Екабпилсе:

42.

Самое крупное здание - санаторий в Кемери (самый дальний район Юрмалы):

43.

Много и более тривиальных домиков, которые легко принять за новоделы. А вот церквей - почти нет.

44.

Зато действительно интересных вокзалов - немерено:

45.

Но самое интересное - не архитектура: Первая республика очень успешно для маленького государства на краю Европы развивала промышленность. Конечно, в Риге как центре самых современных производств Российской империи, не могло не остаться сильной базы - как инженеров и рабочих, так и площадок. Вот например главный корпус крупнейшего в Российской империи электрозавода завода "ЮНИОН" (в Первую Мировую эвакуирован в Москву), где в 1927 году разместился завод "ВЭФ" (по-нашему было бы "ГЭЗ" - "Государственный электротехнический завод"):

46.

А многие заводы были построены с нуля, и их корпуса размерами не уступают иным современникам в СССР - это, скажем, бывший резинотехнический завод "Красный Квадрат" (привет " "!) на окраине Риги:

47.

Здесь собирали по лицензии "Форды", к концу 1930-х выпустили опытные экземпляры собственного самолёта:

48.

"ВЭФ" экспортировал свою продукцию в Европу - в первую очередь радиоприёмники и самый маленький в мире на тот момент фотоаппарат "Minox":

49.

И всё это при сильнейшей государственной поддержке - так, на иностранную радиоаппаратуру были введены высокие пошлины. Созданные Первой республикой, большинство из этих заводов прекратили своё существование при Второй. Но по сей день даёт ток Кегумская ГЭС на Даугаве, построенная в 1938-40 годах:

50.

Про войну и "оккупацию" я не хочу рассказывать, все и так всё знают, а кто не знает - кругом полно источников, содержащих 100500 разных видов правды. Именно тогда, в 1939-40 годах, немцы покинули Остзейский край после 800 лет господства. Но и Великая Отечественная закончилась не в Берлине, не в Праге и даже не на Балканах - а именно здесь: Красная Армия в 1945 году так и не сумела захватить "Курляндский котёл" - немцы, видимо при поддержке населения, в Курляндии продержались вплоть до падения Третьего Рейха, последние выстрелы здесь прозвучали 15 мая 1945 года - и вот подумать только, каково это: умирать от пули уже побеждённого врага?

51.

Советская Латвия, оставшаяся центром точного машиностроения, была едва ли не самой развитой из 15 ССР - уровень производства на душу населения в ней был на 1985 год самым высоким (на втором месте была Белоруссия, на третьем Эстония, на четвёртом Россия)... правда, всё равно оставаясь рецепиентом, так как вкладывалось в неё (на душу населения) ещё больше (четвёртое место после Грузии, Эстонии и Литвы) - а в совокупности это делало её едва ли не самым комфортным местом Советского Союза... что едва не кончилось той самой русификацией: на 1989 год латыши составляли лишь 52% населения, меньше доля титульной нации была только в Казахстане (около 40%). Ну а что Юрмала была одним из популярнейших курортов, что Рига была на слуху не меньше, чем Киев, Одесса или Новосибирск, что с ЛатССР было связано очень много в русскоязычной культурной жизни, что многие советские люди мечтали туда переехать - вы знаете лучше меня. И не случайно именно под Тукумсом, а не под Кретингой или Нарвой, возвращаясь с отдыха разбился Виктор Цой... хотя в Лиепае, прямо как во всех российских городах, знают - он жив.

52.

В майской папа вспоминал, что после насквозь чуждой Литвы Латвия воспринималась почти родной и ему нравилось из Зарасая выбираться в Даугавпилс. Мне вообще говорили по секрету, что латыши сохранили навык улыбаться господину - но за независимость в Перестройку боролись не менее яро, чем литовцы и эстонцы.
На переломанных кустах - клочья флагов,
На перебитых фонарях - обрывки петель,
На обесцвеченных глазах - мутные стёкла,
На обмороженной земле - белые камни!
- и хотя более чем уверен, что Янка назвала эту песню "Рижской" примерно так же, как альбом "Красногвардейский" - по станции московского метро, близ которой он был записан, в Риге мне часто вспоминались эти строчки.

53. В рижском парке рядышком фрагменты баррикад и Берлинской стены.

Впрочем, Перестройка и Вторая республика уже за рамками темы данного поста - о людях и реалиях современной Латвии я ещё напишу отдельно.

ЛАТВИЯ-2013
. Обзор.
Латвия в общем .
. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Атмода, или "Латыш и его господин".
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.

И Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей - современных эстонцев и латышей .

Ордена крестоносцев были по составу интернациональными «братствами» выходцев из дворянских и аристократических родов, не имеющих наследных земельных уделов. На севере Европы в среде крестоносцев преобладали этнические немцы, поэтому эти ордена называют «немецкими орденами» крестоносцев. Оба пути - и морской (купцы), и сухопутный (крестоносцы) - в историографии Средних веков считаются восточным направлением немецкой колонизации.

Крестоносцы поселились в исторических областях Курляндия , Ливония и Эстляндия и на острове Эзель (ныне - Сааремаа), породнились с правящими элитами местных народов и в итоге составили правящий социальный слой в захваченных территориях. Историческая область Эстляндия охватывала север современной Эстонии , Ливония - южную часть Эстонии и север Латвии, Курляндия - остальные территории современной Латвии. Крестоносцам не удалось захватить Литву, поэтому там немцы не расселялись. Немецкие купцы и ремесленники поселялись в городах и крепостях, основанных, как правило, на месте прежних городищ.

Немцы впоследствии составляли дворянский и помещичий (нем. Landadel ) слой общества, в то время как местное население в большинстве стало крепостными крестьянами. В городах, построенных под надзором немецких и датских мастеров - Ревель (ныне Таллин), Рига , Дерпт (ныне Тарту) и других - преобладали ремесленники и купцы. Население балтийских ганзейских городов состояло из свободных граждан (бюргеров, нем. Bürger ), которые, как и в других ганзейских городах, выбирали городской Совет (нем. Bürgerschaft ) и городского голову - бургомистра (нем. Bürgermeister ) и, будучи независимы от феодалов, самоуправлялись по законам немецкого городского (нем. Stadtrecht ), или Любекского (нем. Lübisches Recht ), права.

В Российской империи [ | ]

Тем не менее, несмотря на удачный симбиоз с чиновничьим аппаратом Российской империи, балтийские немцы начали испытывать серьёзные демографические проблемы: после установления российского контроля прямой поток германских колонистов из Германии и Скандинавии в Прибалтику прекратился, особенно из низших сословий. Но в 1913 году немецкие дворяне по-прежнему владели 48,1 % пахотной земли в Латвии . Крупные поместья немецкие бароны дробили на наделы, которые за деньги сдавали латышам и эстонцам. Аналогичная ситуация наблюдалась и в ливонском Причудье , с той разницей, что здесь с хроническим безземельем , возникшим в результате распространения латифундий немецких баронов, столкнулись этнически русские переселенцы (в основном староверы) .

С балтийскими немцами сблизилась и немецкая община Выборга . После присвоения в 1403 году статуса города на тот момент шведский Выборг развивается как крупный торговый центр под сильным влиянием немецких купцов. В городе прибавляется число богатых переселенцев из Любека , Гамбурга , Бремена и других ганзейских городов. Под влиянием этого факта с XVI века в быту горожан стали преобладать немецкие обычаи, сохранявшиеся до середины XIX века уже после перехода города под российскую юрисдикцию, хотя немцы никогда не были самой многочисленной нацией города. К примеру, в 1812 году в Выборге проживало 2893 человека, немцев было 362, в основном купцов, шведов - 412, русских - 846, финнов - 1273.

В целом, однако, немецкие общины Прибалтики продолжали вести довольно замкнутый образ жизни, стремились к самоизоляции от других этнических групп и по прошествии столетий. Куприн в его повести «Яма » начала ХХ века пишет, что из числа остзейских немок на рубеже XIX и XX веков если и говорили по-русски, то с сильным с акцентом .

Несмотря на то, что Рига вошла в состав Российской империи ещё в 1721 году , русский язык в городе стал употребляться в качестве административного лишь в 1891 году , заменив немецкий (доля немцев в городе по переписи 1881 года опустилась до 32,3 %, но они продолжали оставаться крупнейшим из национальных меньшинств Риги).

Межнациональные отношения и земельный вопрос [ | ]

Пытаясь сгладить противоречия между зажиточным немецким меньшинством и местными безземельными батраками из числа автохтонных эстонцев и латышей правительство царской России пошло на ряд изменений. и отменили барщину и выделили лично свободным крестьянам 80 % пахотной земли региона, но без лесов.

Торжественное открытие Императорского Дерптского университета прошло 21 апреля (3 мая ) и 22 апреля (4 мая ) , а лекции начались 1 (13 ) мая . 12 (24 ) декабря года Александр I подписал «Акт постановления для Императорского университета в Дерпте», таким образом казне было поручено материальное обеспечение университета, а руководство перешло под эгиду Министерства народного просвещения . Этот день ежегодно торжественно празднуется как день учреждения университета.

Устав Дерптского университета был утверждён Александром I 12 (24 ) сентября .

Спроектированное остзейскими баронами учебное заведение надолго стало «особенным» в российской университетской системе. Дерптский университет был преимущественно немецким по составу преподавателей и учащихся, преподавание велось на немецком языке. К концу XIX века среди значительной части населения Прибалтики, особенно его образованного слоя, русский язык получил широкое распространение, прибалтийские немцы были фактически двуязычны. В этих условиях появилась возможность ввести в Дерптском университете обучение на русском языке, не ущемляя прав студентов и преподавателей.

После Первой мировой войны [ | ]

Немецкое население Прибалтики начало постепенно сокращаться после конца 1-й мировой войны (1914-1918) и предоставления государственности народам Прибалтики со стороны победившей коалиции - Антанты (подробнее - см. в ст. Польский коридор). Аграрные реформы в Латвии и Эстонии означали потерю немцами контроля над значительной частью земельных угодий . Кроме того некогда единая община в условиях новых независимых государств распалась на две общности: немцев Латвии и.

Немецкое население Прибалтики резко сократилось в результате двух волн эмиграции в Германию: в 1939-1940 гг. по соглашению между Германией и прибалтийскими странами , и в 1940-1941 гг. по соглашению СССР и Германии.

После Второй мировой войны [ | ]

В Латвии на начало 2016 года проживали 5197 немцев (0,24 % населения), из них 41,6 % являлись латвийскими гражданами, 19,6 % - «негражданами » , в Эстонии на начало 2009 года - 1905 (0,14 %) .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. http://obmorock.livejournal.com/82735.html
  2. Х. Стродс НАЧАЛО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЛАТЫШСКИХ КРЕСТЬЯН В РОССИЮ в 40-е - 60-е гг.XIX в
  3. Ферлюдин П. 1 // Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Академия наук и университеты. - Саратов, 1894. - С. 166.
  4. И. М. Соловьев Русские университеты в их Уставах и воспоминаниях современников. - СПб.: Книгоиздательство «Энергия», 1913. Вып. 1. Университеты до эпохи шестидесятых годов
  5. Сухомлинов М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I (рус.) // Журнал министерства народного просвещения. - 1865. - Т. 10 . - С. 52 .
  6. «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»
  7. Heyking A.
vācbaltieši или baltvācieši ); также остзе́йские немцы (от немецкого Ostsee - Балтийское море) - этническое немецкое (немецкоязычное) меньшинство, с XII века проживавшее на восточном побережье Балтийского моря , на территории современных Эстонии , Латвии и Литвы . Балтийские немцы составляли верхние слои общества - аристократию (дворянство) и большую часть среднего сословия - свободных городских граждан (бюргеров) в тогдашних провинциях Курляндия , Лифляндия и Эстляндия и оказали значительное влияние на культуру и язык местных жителей - современных эстонцев и латышей .

Ордена крестоносцев были по составу интернациональными «братствами» выходцев из дворянских и аристократических родов, не имеющих наследных земельных уделов. На Севере Европы в среде крестоносцев преобладал немецкий этнический элемент, поэтому эти ордена называют «немецкими орденами» крестоносцев. Оба пути, и морской (купцы) и сухопутный (крестоносцы), в историографии Средних веков считаются восточным направлением немецкой колонизации.

Крестоносцы поселились в исторических областях Курляндия , Ливония и Эстляндия и на острове Эзель - ныне Сааремаа и составили правящий социальный слой в этих территориях. Историческая область Эстляндия охватывала север современной Эстонии . Ливония охватывала южную часть Эстонии и север Латвии, Курляндия - остальные территории современной Латвии. Крестоносцам не удалось захватить Литву, и поэтому там немцы не расселялись, образуя «пробел» в «полосе» расселения. Купцы и ремесленники основали городские поселения, расположенные как правило возле устьев рек, на пересечении сухопутных и водных торговых путей.

Немецкие рыцари впоследствии составляли дворянский и помещичий (нем. Landadel ) слой общества, в то время как деревенское население, представляющее местные племена, в значительной части было крепостными крестьянами. В городах, построенных немецкими и датскими поселенцами, - таких как Ревель (ныне Таллин), Рига и Дерпт (ныне Тарту, основан киевским князем Ярославом Мудрым как Юрьев, немецкими поселенцами захвачен в 1-й четверти XIII в.) и других - преобладали ремесленники и купцы. Население балтийских ганзейских немецких городов состояло из свободных граждан (бюргеров, нем. Bürger ), которые, как и в других ганзейских городах, выбирали городской Совет (нем. Bürgerschaft ) и городского голову - бургомистра (нем. Bürgermeister ) и, будучи независимы от феодалов, самоуправлялись по законам немецкого городского (нем. Stadtrecht ), или Любекского (нем. Lübisches Recht ), права.

После Первой мировой войны

Немецкое население Прибалтики начало постепенно сокращаться после конца 1-й мировой войны (1914-1918) и предоставления государственности народам Прибалтики со стороны победившей коалиции - Антанты (подробнее - см. в ст. Польский коридор). Аграрные реформы в Латвии и Эстонии означали потерю немцами контроля над значительной частью земельных угодий .

Немецкое население Прибалтики резко сократилось в результате двух волн эмиграции в Германию: в 1939-40 гг. по соглашению между Германией и прибалтийскими странами , и в 1940-41 гг. по соглашению СССР и Германии.

После Второй мировой войны

В Латвии на начало 2016 года проживали 5197 немцев (0,24 % населения), из них 41,6 % являлись латвийскими гражданами, 19,6 % - «

Прибалтика, сост из Эстляндии, Курляндии и Лифляндии, былп присоединена к Р в рез Сев Войны 1700-1721гг. По первому разделу Польши в 1772 г к Р отошла Латгалия, по третьему(1795г) – Курляндское герцогство и Пилентская область.
Одна из особенностей Прибалтийских губерний была в том, что все местное дворянство, духовенство и большинство городской буржуазии состояло из немцев, которые насчитывали только 1% от всего населения. Большинство же коренных жителей составляли латыши - крестьяне и эстонцы - крестьяне.
Такое положение объяснялось тем, что в XII в. немецкие феодалы вторглись и покорили население северо-восточной части побережья Балтийского моря. На протяжении многих столетий, с некоторыми перерывами, они колонизировали эту территорию. Здесь постепенно (с XIII по XVIII в.) складывались исключительные права остзейцев - так в России называли немецких помещиков и бюргеров (от немецкого названия Балтийского моря - Остзее). Они отличались своей сословной корпоративностью и привилегированным положением. Привилегии остзейцев заключались прежде всего во владении землей. Первенство среди разных видов поместий в Прибалтике принадлежало немецким дворянским имениям, что в сочетании с принадлежностью их владельцев к нескольким сотням семейств, чьи имена были занесены в матрикулу(родословная книга дворянских родов), позволяло им сосредоточить в своих руках всю экономическую и политическую власть в крае. В середине XVI в. на основе сложившихся привилегий юридически оформляется так называемый "прибалтийский" или "остзейский" порядок.
Остзейцы полностью контролировали местное самоуправление, аппарат законодательной, судебной и исполнительной власти; пользовались неограниченными правами в органах волостного самоуправления; контролировали крупные города; кроме того, в Риге существовал «суд бурграфа» для дворян, который возглавлялся одним из немецким бюргеров. А коренное население - латыши и эстонцы - никакого участия в управлении не принимали. Положение остзейских немцев в сост Росс имп. Присоединение Прибалтики к России не изменило положения немецкого дворянства. Чтобы закрепить свои позиции в Балтии, Петр I старался привлечь местных феодалов на свою сторону. Для этого он утвердил в полном объеме так называемые "остзейские привилегии": 1- возвратил помещикам все имения, отнятые у них в ходе редукции(изъятие земель в шведскую казну; остзейцы располагали монопольным правом на землевладения и на крепостных), когда Прибалтика находилась еще под властью Швеции, 2 - сохранил почти нетронутыми организацию самоуправления, 3 - право юрисдикции и бургграфский суд (в Риге), 4 - привилегии купцов и ремесленников; 5- гарантировал остзейским баронам свободу католического вероисповедания; 6 - сохранения немецкого языка в местных государственных учреждениях; 7- Право на занятие всех должностей, кроме военных, стало также исключительной привилегией местного дворянства; Все эти меры свидетельствовали о радикальном отступлении от проводившейся до этого политики России относительно завоеванных земель.
Таким образом, Прибалтика получила подтверждение своей административной автономии. Впоследствии эти привилегии по традиции утверждались всеми преемниками Петра I. Только начиная с Александра I оговаривалось условие, что они не должны противоречить общероссийским законам. Практически же это ничего не меняло, и "особый порядок" с несущественными изменениями был закреплен в 1845 г. "Сводом местных узаконении губерний Остзейских"14. По своим местным законам прибалтийские губернии управлялись до 80-х гг. XIX в. Царское правительство, как отмечалось выше, всячески покровительствовало немецким дворянам, которые стали единственным арендатором казенных имений и получили монопольные права на земельную собственность и на крепостных.Ообщий надзор за управлением Лифляндией и Эстляндией осуществляли назначаемые царем губернаторы, но фактическая власть находилась в руках прибалтийского дворянства.
Наступление на привилегии остзейцев начались при Ек2.
Екатерина 2, проводившая политику на укрепление самодержавия, расценивала существование административной автономии в Прибалтике «как нечто большее, чем ошибка..». В рез реформ Ек2 вместо Лифляндской и Эстляндской были созданы новые губернии: Рижская и Ревельская, а южные эстонские земли отошли к Рижской губернии. Возглавлял губернии наместник, который получил широкие полномочия(судебные, админ, финанс) и который действовал на тех же основаниях, что и в обычных губерниях России. В 1786г Екатерина II издала в указ, которым ликвидировались все преимущества дворян в области местного самоуправления. Затем в рез городской реформы немецкое дворянство потеряло все свои привилегии в управлении городами. Органами самоуправления теперь стали городская дума и городская управа. Далее Екатерина II также отменила также суд бургграфа. Таким образом, при Ек2 почти все привилегии немецкого дворянства были полностью ликвидированы.
Культура: 17в-нем слобода в Москве – источник научн знаний, квалифиц специалистов, учёных; 1672г- первый театр из нем актёров, первый балет. Много немцев работало в Академии Наук. Историки Миллер, Шлецер, Байер.
В области Политики: немцы занимали ключевые посты при Анне Иоановне: Бирон, Остерман; воен-мор дела: Крузенштейн(1 крогосв путешеств; нанёс на карте вост берег Сахалина); Врангель(правитель Аляски); Эссен(ком балт флота). При Ек2 немцы приглашались на промышленное и аграрное освоение земель(поволжье, Новороссия; Сибирь, Казахстан). Особенно многочисленным был приток немцев во время резкого пром роста в России.

Вступление Эстонии и Латвии в Европейский Союз вызывает особый интерес у так называемых прибалтийских немцев, живущих в Германии. Однако в отличие, например, от судетских немцев или выходцев из Силезии, они не выдвигают каких-либо притязаний или имущественных требований к своей бывшей родине. "Такой проблемы не существует", - говорит председатель Общества прибалтийских немцев Хайнц-Адольф Трой (Heinz-Adolf Treu).

Истории остзейских немцев - 800 лет

Прибалтийские немцы не были просто изгнаны из Латвии и Эстонии, а организованно переселены в Германию в 1939 году, - указывает историк Герд фон Пистолькорс (Gerd von Pistohlkors), изучающий историю немцев в балтийском регионе. После подписания Сталиным и Гитлером секретных протоколов о фактическом разделе Центральной и Восточной Европы, Красная Армия вошла на территорию балтийских государств. Однако этническим немцам, проживающим на их территории, была предоставлена возможность уехать в Германию. Подавляющее большинство воспользовалось ею, в том числе 15 тысяч балтийских немцев из Эстонии и 50 тысяч из Латвии. Тем самым, считает Пистолькорс, история немцев в Прибалтике была практически закончена.

История эта насчитывает почти восемь веков, с начала колонизации этих земель немецкими рыцарями-крестоносцами. Столица Латвии - Рига была основана в 1201 году бременским архиепископом Альбертом фон Буксгевденом, прибывшим сюда во главе многочисленного отряда рыцарей, чтобы превратить местных язычников-ливов в правоверных христиан. На протяжении столетий жившие здесь немцы внесли большой вклад в политическую жизнь, развитие экономики, торговли и культуры. После присоединения Петром I Прибалтики к России, "остзейские" немцы сыграли немаловажную роль и в истории Российской империи. К началу двадцатого века они составляли до пяти процентов всего населения региона. В силу ряда причин именно им принадлежала большая часть земельных угодий и крупных поместий в Эстонии и Латвии. В 1920 году, после предоставления Советской Россией независимости Прибалтике и образования здесь самостоятельных государств, их собственность была национализирована. В этот период начинается первая крупная волна эмиграции балтийских немцев.

Последние рыцари Балтики

Интересы дворянства этой этнической группы и поныне представляет действующий в Германии Союз балтийских рыцарств, насчитывающий 2200 членов. Но он не стремится к возвращению бывшим владельцам их собственности, конфискованной в двадцатом веке. В отличие от Польши и Чехии, где также проживало много этнических немцев, балтийские государства сразу разрешили иностранцам покупать земли на своей территории. Однако пока никто из балтийских немцев, живущих в Германии, не выразил желания купить свои старые владения. "Если даже и найдется один-два желающих, речь не может идти о каком-либо движении", - указывает Пистолькорс.

Главной задачей Союза является сохранение рыцарских традиций и культуры в балтийских странах. Он принимает участие в реставрации замков, церквей и кладбищ, в частности - в реставрации резиденции курляндских герцогов - Рундальского дворца, построенного в 18 веке великим Растрелли. Работы в этом плане предстоит много. По данным председателя Союза Ульфа фон Самсон-Химмельсштейерна (Ulf von Samson-Himmelsstjerna), 30 процентов всех памятников культуры, связанных с историей балтийских немцев, нуждаются в реставрации.

В Германии сегодня проживает около десяти тысяч человек, причисляющих себя к балтийским немцам. Однако, число тех, кто связан с Балтикой тем, что когда-то проживал там, с каждым годом уменьшается. Для молодых людей родина их предков осталась лишь в воспоминаниях старшего поколения. А история балтийских немцев уже давно стала частью общей истории региона. (вш)