Основные понятия фонетики и фонологии. Фонетика и фонология как разделы языкознания

Фонология как функциональная фонетика.

Понятие фонемы возникает во второй половине ХIХ века. Однако, еще Аристотель заметил, что «наряду со звуком есть еще «элементы», из которых складываются осмысленные слова».

Появление фонологи как науки (начало ХХ века) связано с теоретическими работами И.А. Бодуэна де Куртене, Ф. Де Соссюра, Н.с. Трубецкого и Л.В. Щербы.

Впервые вплотную теорией фонемы занялся И.А. Бодуэн де Куртене. Ученый в 70-е годы прошлого столетия приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Н.С. Трубецкой разработал основы фонологии, отделив от последней фонетику. Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы, рассматривая ее (фонему) как двустороннюю единицу языка – со своим планом выражения (звуковые оттенки) и планом содержания (способность различать смысл морфем и слов).

Фонология (от греч. phone «звук» и logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология как дисциплина отличается от собственно фонетики , изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте. Фонология исследует социальный аспект функционирования звуковых единиц, их различия и тождество. Внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине).

2. Фонема как звуковая единица языка.

Говорящий сознает, что речевой поток складывается из ограниченного числа отдельных звуковых элементов. Анализ речевого потока говорящего не вполне совпадает с его естественным фонетическим членением. Этот анализ направляется системой языка, закрепленной в памяти человека. Благодаря организующей деятельности системы в речевом потоке выделяют кратчайшие единицы звучания – фонемы , соотносимые со звуками речи.

В сознании человека есть как бы звукопредставление, которое накладывается на звучащую цепь:

Водá – вóды

[A] [о]

<о>

Выделение фонем в речи целиком определяется особенностями конкретной языковой системы, то есть универсальных фонем не бывает – есть только фонемы того или иного конкретного языка. Поэтому люди, владеющие разными языками воспринимают услышанное по-разному. Например, носовые звуки есть и в русском, и во французском языках: в русском носовые согласные, во французском – носовые гласные:

[F] [O] [Q]

e носовое eu носовое o носовое a носовое

Но в русском эти звуки не воспринимаются, то есть в сознании русского носителя нет представления о носовых гласных, и наоборот, в сознании француза – есть.

Ср.: рус. мама [ма н мъ] – для француза

фр. maman

tant “столько”

Следовательно, фонема есть некое звукопредставление, акустический образ, модель звука.

Функция фонем должна соответствовать основной функции языка – быть средством общения, передавать некоторый смысл. Но звуковые единицы сами по себе смысла передавать не могут. Они могут лишь содействовать этому, участвуя в построении значимых единиц языка – морфем и слов – и в различении их.

Таким образом, фонема – это минимальная звуковая единица языка, которая не обладает значением, но служит для складывания и различения значимых единиц – морфем и слов.

Основные признаки фонемы:

1. Фонема не может быть разделена на более мелкие единицы.

2. Фонема не является минимальной единицей фонологической системы языка.

3. Фонема обладает смыслоразличительной (сигнификативной) функцией.

Фонемы выполняют в языке 3 функции:

1. конститутивную (лат. constitutio «составлять») – функция складывания;

2. сигнификативную (лат. significatum «обозначаемое») – функция смысла различения;

3. перцептивную (лат. paerceptium «опознание») – функция доведения до восприятия.

Вторая и третья функции выполняются в тексте. Фонема входит в состав морфем в качестве минимального сегментного компонента, а через них и для опознавания и различения слов.

Фонема и звук.

3. Фонологическое содержание фонемы.

Выполняя перцептивную и сигнификативную функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг к другу и выявляется в составе фонологической оппозиции (ФО). ФО – это такая звуковая оппозиция, которая может различать (дифференцировать) означающее минимум у двух слов данного языка.Например:

<пруды> <д> <сам> <а>
<пруты> <т> <сом> <о>

Для характеристики фонемы важны лишь те признаки, которые служат для смыслоразличения. Такие признаки называются различительными или дифференциальными (ДП ). Иными словами, ДП – это такие признаки которые различают смысл в ФО. Для фонемы <д> таковыми будут:

звонкость: д ом – т ом (противопоставлена глухости)

твердость: под атель – д ятел (противопоставление мягкости)

смычность: д ал – з ал (противопоставлена щелинности)

назальность: д ам – н ам (противопоставлена неназальности)

переднеязычность: д от – г од (противопоставлена заднеязычности) и т.д.

Таким образом, для выделения фонемы необходим хотя бы один ДП. Выделение ДП основано на артикуляционно-акустических характеристиках, поскольку именно ДП отличают одну фонему от другой. ДП фонем связаны с социальной стороной языка. У звуков речи их нет.

Некоторые лингвисты считают, что при характеристике фонем следует учитывать только их ДП. В таком случае фонему можно представить как набор ДП (см. пример выше). Отсюда – возможность представлять и описывать фонологические системы разных языков с помощью заранее заданного набора ДП. В этом случае фонологические системы можно рассматривать не как системы фонем, а как системы ДП.

Другие ученые считают, что при характеристике фонемы следует учитывать и те признаки, которые не служат для смыслоразличения. Такие признаки называются интегральными или дополняющими. Но все же основными для характеристик фонем остаются ДП, которые в совокупности образуют их фонологическое содержание. Именно ДП определяют индивидуальность каждой фонемы.


Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.

2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка

Зуки речи как природная материя языка

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений. Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим) , изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим) , т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

3. работа органов произносительного аппарата, необходимая для производства того или иного звука, называется его артикуляцией. Артикуляция звука состоит из 3х фаз:

1) экскурсии (от лат.Excursio– выбегание, вылазка), когда органы речи занимают необходимое для производства данного звука, положения;

2) выдержки , при которой органы речи находятся в занятом для производства звука положении или выполняют движения, необходимые для произнесения данного звука;

3)рекурсии (от лат.recursus– «обратное движение, возвращение»), когда органы речи возвращаются в первоначальное нейтральное положение.

Надо сказать, что эти этапы последовательно прослеживаются лишь для изолированно произносимого звука.

Звук и фонема

Фонема (1874 Л. Аве) Создатель учения о фонеме явл Бодуэн де Куртенэ.

Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи. Ф – не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звук оболочки морфем и слов. Фонема – мин единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов).

Функции, выполняемые фонемами

1)Конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 2)Различительная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

3) перцептивная –функция доведения до восприятия

Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости (в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности (в отличие от фрикативности з:дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н: дам-нам), наличие переднеязычности(в отличие от заднеязычности г: дам-гам).

В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Среди вариантов фонемы выделяется основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове.

Отличие фонемн систем языков

1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в рус - 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во франц -35 (20 согласных и 15 гласных), в нем 33(18 согласных и 15 гласных).
2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.
3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во французском - сильная.
4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), н-р твердость-мягкость, глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)

5. соотношением фонем при их чередовании. Н-р фонема о в рус соотносится с (а), (э) и нулем звука.

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Звуки речи отличаются от прочих звуков тем, что они выполняют в речи определенные функции:

· строительную (из них стоятся морфемы и слова),

· опознавательную (слушающие воспринимают морфемы, слова, предложения),

· различительную (звуки различают материальные оболочки морфем и слов: честь ↔ шесть).

Следовательно, описание звуков речи должно учитывать не только их основные материальные свойства, но и их роль в образовании значимых единиц языка. Соответственно, в фонетике выделяется несколько аспектов изучения звуков речи:

· акустический (греч. akustikos ‘слуховой’) аспект: звуки изучаются как явление физическое (как звучат),

· артикуляторный (артикуляционный; лат. articulātio от articulo ‘произношу членораздельно’) аспект: звуки изучаются как явление физиологическое (как звуки производятся),

· перцептивный (лат. perceptio ‘восприятие’) аспект (как звуки воспринимаются),

· функциональный (лингвистический, социальный) аспект (как звуки функционируют в языке, в коммуникации людей).

Изучением разных сторон звуков речи и других фонетических единиц занимаются разные дисциплины – фонология, физиология речи, акустика и перцептивная фонетика.

Акустические параметры звуков

Звук речи, как и все другие звуки, является результатом колебаний частиц воздушной среды, а источником этих колебаний является какое-либо тело или система тел. В данном случае это органы речи.

Акустика выделяет несколько характеристик (параметров) звуков: высота, сила, длительность, тембр. 1) Высота звука определяется частотой колебаний в единицу времени и измеряется в герцах (1 колебание в сек.). Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше звук.

2) Сила звука (интенсивность) прямо пропорциональная амплитуде (размаху) колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук.

Сила звука имеет для речи большое значение:

1) она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средства общения;

2) лежит в основе очень распространенного типа ударения [Зиндер, с. 101; Шайкевич, с. 13]

3) Длительность (долгота) звука – это протяженность его во времени. Для звуков речи важна не столько абсолютная, сколько относительная долгота. Во многих языках (англ., чешск., нем. и др.) звуки противопоставлены по длительности с длительностью звука связано различие в значении слов:

чеш. pás ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dráha ‘дорога’ – drahá ‘дорогая’;

финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124].

В рус. языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительной функции. Долгота и краткость связана с ударностью – безударностью.

4) Тембр (фр. timbre ‘колокольчик’) – индивидуальное качество, специфическая окраска звука. Звук речи – это результат сложения нескольких одновременных колебаний (т.н. сложный звук). По характеру колебаний различаются тоны, шумы.

Тон – это музыкальный звук, возникает при равномерных (ритмических, гармонических) колебаниях источника звука (количество колебаний в единицу времени не меняется). В речи это колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа.

Шум – результат неравномерных, (неритмических, негармонических) колебаний (количество колебаний в единицу времени меняется). Это колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.

Гласные звуки являются в основном тоновыми, а бóльшая часть согласных содержит шумы.

Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – лишь относительную: можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Выталкиваемый из легких человека воздух заставляет вибрировать голосовые связки, за счет чего образуется основной тон голоса. Это самая низкая по частоте составляющая звука.

Частота основного тона зависит от собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин, напр., связки более длинные и массивные) и от степени натяжения связок – это дает возможность изменять частоту колебания связок, т.е. изменять основной тон на протяжении высказывания (это основной компонент интонации).

Помимо основного тона, возникающего в результате колебания всей голосовой связки, звук речи содержит, большое число обертонов (нем. ober ‘верхний, высший’), или гармоник. Они возникают от колебания отдельных частей голосовых связок: половины, третьей части, четвертой, пятой и т.д.

В формировании звуков речи большую роль играет резонанс (фр. résonance ‘отзвук’). Сущность резонанса в том, что всякое упругое тело способно приходить в соколебание с другим звучащим телом, если собственные частоты их колебаний совпадают. Тело, в котором возникает резонанс, называется резонатором. Примеры резонаторов – деки струнных инструментов, корпус барабана. У человека резонаторами являются: ротовая, носовая и глоточная полости. Речеобразующий тракт представляет собой систему резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие звука. Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия основного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны резонатора). Они возникают от колебания воздуха в резонаторе, которое возбуждается, напр., при дыхании, дуновении. Каждый резонатор имеет собственный тон, который зависит от объема резонатора, его формы, его перегораживания и от состояния его стенок. Чем больше объем резонатора, тем ниже его собственный тон, и наоборот. При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием имеет более низкий тон, чем резонатор с бóльшим отверстием. Задняя и передняя части резонатора резонируют отдельно. Резонаторы сложной формы соответственно резонируют на несколько разных частот. Напряженная мускулатура языка способствует излучению резонаторных тонов, а рыхлая поверхность ненапряженного языка поглощает и сглаживает резонаторные тоны. Резонаторы человеческого речевого аппарата могут быстро менять свой объем и форму благодаря подвижности языка, губ, мягкого неба, а также и степень напряженности. Таким образом, тембр звука содержит основной тон или шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны. Большую роль играет количество обертонов и их соотношение с основным тоном по высоте и силе

Акустические признаки звуков зависят от работы речевого аппарата, от артикуляции (от лат. Artikulatio- articulare - членораздельно выговаривать) звука.

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

Фонология – часть науки фонетики. Появилась30 годы прошлого века. Одним из первых на необходимость отдельного изучения смыслоразличительных свойств звуков указал представительКазанской лингвистическойшколы (младограмматического направления)Бодуэн де Куртене . Он пользовался термином «фонема », хотя вкладывал в него несколько отличное от современного значение. Подлиннымсоздателем фонологии считается представительПражской лингвистическойшколы (структурализм)– Н.С.Трубецкой. Как все структуралисты, Трубецкой основывался на идеях Соссюра, и в основу своих рассуждений он положил дихотомию языка и речи. В работе «Основы фонологии» (1939) он указывает, что если естьнаука о звуках речи (фонетика) , то должна быть инаука о звуках языка . Он предложил назвать её фонологией.

Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц – фонем. И.А. Бодуен-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему , как психический эквивалент звука.

Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, апо общности функциональной , т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну т ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить). В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

    Фонема – набор различительных признаков , набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

    Фонема – минимальная единица плана выражения , которая представляет собойрезультат деления текста на более мелкие части.

    Фонема – абстрактная единица , котораяреализуется в речи в виде класса аллофонов .

    Фонема – этомельчайшая единица звуковой системы языка , которая являетсяэлементом звуковой оболочки слов и морфем , которая служит ихразличению .

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны ). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, чтоозначающим фонемы являетсясмыслоразличительная функция.

1. смыслоразличительная функция – основная. 2. сигнальная – появление фонемы в какой-либо позиции может о чем-либо сигнализировать.

Фонемы могут вступать в - парадигматические и синтагматические отношения - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Основным понятием, от которого отталкивался Трубецкой, было понятие ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ.

ФО – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение двух слов данного языка. Члены ФО называются фонологическими единицами.

Типы оппозиции:

    привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет – немаркированным)

    градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени )

    эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своимнабором признаков , часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)

Трубецкой – 3 принципа классификации.

IПо отношению к системе оппозиции в целом

    одномерные (общие признаки не свойственны ни одной, ни другой оппозиции данного языка: «д», «т» – согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.) и многомерные ФО(общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторяться в оппозиции «п», «г»)

    пропорциональные и изолированные

IIПо отношению между членами оппозиции.

    привативные

    ступенчатые (градуальные)

    равнозначные (эквивалентные)

IIIПо объёму смыслоразличительной силы

    Постоянные («м», «л»),

    Нейтрализуемые («д», «т»)

Трубецкой сформулировал основной принцип выделения и анализа фонемы: Если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяют различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам.

По своему фонологическому составу языки мира, больше 200 из которых проанализировал в своей работе Трубецкой, подразделяются по трём характеристикам:

    по общему числу фонем в языке

    по наличию частных фонологических систем или классов фонем и их способности сочетаться друг с другом

    по системам ДП, т.е. по правилам нейтрализации.

Фонология – это лингвистическая дисциплина, в которой до сих пор не достигнуто единство по принципиальным теоретическим вопросам. Расхождение мнений особенно велико при определении фонемы. Существуют различные фонологические школы:

    московская

(не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)

    ленинградская

(исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

    лондонская

    копенгагенская

    пражская

Две крайние точки зрения на фонему: аллофон – вариант фонемы и фонема – класс аллофонов.

К о р р е л я т и в н ы е оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последовательной системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

П е р ц е п т и в н а я функция – возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.

Фонемный состав языка. Модель дистрибуции . Разработали их американцы , когда начали изучать языки индейцев. На момент колонизации были несколько 1000, а сейчас и на момент изучения - несколько десятков. В полевых условиях стали изучать их языки. Слушали и записывали звучающую речь. Письменности у них не было. Этот звучащий поток они должны были разделить на минимальные, далее неделимые единицы. Чтобы выяснить, самостоятельные единицы или нет, стали употреблять метод субституции (подстановки ), и выработали понятие дисрибуции (окружения ). Для любой модели дистрибуции является важным окружение.

  1. Контрастное (только она дает нам самостоятельные единицы).Если в одном и том же окружении замена одного элемента другим приводит к изменению значения , то мы имеем дело с самостоятельными единицами , которые находятся в контрастной дистрибуции.

    Свободного варьирования.Если замена одного элемента другим не приносит нового значения , то это свободное варьирование .

    Дополнительная. Если два элемента никогда не встречаются в одном и том же окружения , то они – комбинаторные варианты одной и той же фонемы .Варианты одной фонемы.

Ы и И. И – невозможна после твёрдого знака. А Ы только после него может быть.

Москвичи считают, что это комбинаторные варианты одной фонемы, а петербургские считают, что это разные фонемы. Петербуржцы считают, что если мы можем подобрать какие-то специфические характеристики звуку, звук будет представителем самостоятельной фонемы. Фонему изолированно не рассматривают москвичи, только в окружении, и если это окружение совпадает, то эти звуки – разные фонемы. А если не существуют в одном окружении, то – это одна фонема. Вся путаница из-за того, что в русском языке два значка.

Каждую фонему описали в виде признаков. Вывели два вида признаки:

    Интегральные признаки (общий признак у этой фонемы и других фонем)

Например, «а» - не назально. Есть и другие не назальные.

    Дифференциальные , различительны признаки. Суммой дифференциальных признаков отличается одна фонема от другой. Существует даже такое определение для фонемы (Фонема – это пучок дифференциальных признаков (подчёркивается их роль).

Трубецкой выделил понятие оппозиции . Суть его заключается в том, что любая фонема это набор как общих, так и отличительных, дифференциальных признаков . Если бы их не было, фонема не смогла бы разграничивать смыслы слов – это одна из основных функций фонемы:

(1.Смыслоразличение.У фонемы нет значения, но она ориентирована на различение значений смысла. 2. Сигнальная функция. Стык двух разных фонем означает слогораздел.)

Типы оппозиции:

    Эквиполетная

    • Несколько членов оппозиции , абсолютно равноправные , есть общие признаки , но при этом есть и свои собственные признаки , поэтому иерархию нельзя построить . Большинство членов оппозиции, которые встречаются в речи относятся к этому типу.

    Градуальная

    • Несколько членов оппозиции , каждый из которых обладает интересующими нас признаками. Но все обладают признаком в разной степени . (Например, открытость гласных. А Э Е И (по уменьшению признака).

    Привативная

2 члена оппозиции:

      Обладает искомым признаком. М аркированный член оппозиции

      Лишен его. Н е маркированный член оппозиции

Пример: П - Б, если нас интересует звонкость, то маркирован б , а не маркирован п .

Лекция 3. Фонология (Функциональная фонетика)

Роль звуковых единиц в образовании языковых значений является объектом фонологии (функциональной фонетики – термин А. Мартине). Фонология – семиотическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном, функциональном (собственно лингвистическом) аспекте. В отличие от фонетики, исследующей физические и артикуляционно-акустические свойства звуков речи, фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка , служащие для распознавания (или опознавания), различения и образования морфем и слов.

Основоположником современной фонологии является Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), чьи взгляды были изложены в его фундаментальном труде «Основы фонологии» (1938).

Структурализм выводит фонетику за пределы языкознания; в отечественном языкознании принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в нее как дисциплина. С этой точки зрения задача фонологии – установление состава фонем данного языка, выявление принципов их организации в систему и отношений между собой в речевой цепи.

Фонология делится на:

· линейную (сегментную) , имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог; в рамках сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках неморфемного строя);

· нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную) , которая занимается просодическими средствами (тон, ударение, интонация); в рамках супрасегментной фонологии различают тонологию, акцентологию, интонологию, изучающие соответственно такие просодические явления как тон, словесное ударение и синтаксическую интонацию.

Если единицей фонетики служат звук речи (аллофон); то единицей фонологии являетсяфонема – незначимая единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, и, через них, для опознавания и различения слов.

Функциональное назначение аллофонов – различать и отождествлять звуковые сигналы (звуковые цепочки); функция фонемы – различать знаковые единицы языка (морфемы и слова), т.е. единицы высших уровней.

Фонологическая структура морфем разного типа и использование фонологических чередований в морфологических целях изучается морфонологией . Морфонология рассматривается либо как связующее звено между фонологией и морфологией и как самостоятельный, но не базисный уровень языка, либо как часть грамматики (предморфология), либо как часть морфологии. Необходимость разделения фонологии и морфонологии основано на том, что хотя морфонологические явления имеют фонологическую природу, они не могут быть объяснены на основе чисто фонологических данных.

Фонема не тождественна звуку речи. Будучи абстрактной единицей языковой системы, она противостоит звуку - конкретной единице, реально существующей в речи. Иными словами, фонема реализуется в звуке, звук - представитель фонемы в речи. Не всегда одной фонеме соответствует один звук, возможны случаи, когда один звук реализует две фонемы. Например, в фонетическом слове с Женей фонемы <с> и <ж> произносятся как один звук [ж:]. И наоборот, одна фонема может быть представлена двумя звуками. Так, дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему (англ. boy).

I. Фонема – тип звука, представляющий собой совокупность акустико-артикуляционных признаков. Виды признаков :

· дифференциальные признаки различают звуковые оболочки значимых единиц языка,

· интегральные признаки не различают значимые единицы языка, а лишь дополняют состав фонемы.

Например, у фонемы /г/ в русском языке есть следующие признаки:

Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем языка и интегральным для других. Так, глухость является дифференциальным признаком русских фонем <п>, <к>, <с>, но интегральным для фонемы <х>.

II. Фонемы выполняют свои функции только в составе морфемы, которая представлена разными морфами . Поэтому одна и та же фонема может быть реализована в речи несколькими звуками . Например, в корневой морфеме дом- в словах [дом], [дАма], [дъмАвой] фонема <о> представлена тремя звуками - [о], [А], [ъ], каждый из которых находится в определенной позиции. Такие реализации одной фонемы называются вариантами , или аллофонами . Среди вариантов выделяют основные, комбинаторные и позиционные.

1. Основные варианты менее всего зависят от окружения и проявляют свои качества в наибольшей степени (например, аллофон [о] в словах ода, осы, оба ).

2. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Таковы, например, продвинутые вперед по ряду русские гласные [о], [у], [а], произносимые в словах [л’од], [т’ул’], [м’ат’] после мягкого согласного.

3. Позиционные варианты фонем возникают в определенном положении в слове. Так, аллофон [ъ] в слове [дъмАвой] является позиционным вариантом фонемы <о>, а утрата огубленности и принадлежности к заднему ряду обусловлена его позицией (второй предударный слог).

III. Произносительные условия, в которых фонема реализуется в потоке речи называются позицией . Позиция – условия употребления и реализации фонемы в речи. Позиционные чередования связаны с фонетическими и морфологическими позициями. Выделяют сильные и слабые позиции фонем. Сильные позиции – это позиции, в которых фонемы наиболее независимы и отчетливо проявляют свои свойства.

Сильные и слабые позиции фонем

В ряде случаев фонема, находясь в сильной позиции, может видоизменяться: сохраняя свои различительные признаки, она приобретает еще некоторые… Возможны случаи, когда фонему в слове нельзя поставить в сильную позицию.… Гиперфонема - это особая функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для…

Фонологическая Типология

· в количественном составе фонем, соотношении гласных и согласных. Так, в русском языке 39 фонем (5 гласных и 34 согласных), во французском - 35… · фонологическом содержании фонем. В английском, венгерском, сербском языках… · системе оппозиций фонем. Так, для фонематической системы немецкого языка характерно противопоставление задних и…

Чтобы описать фонематическую систему того или иного языка, необходимо выделить дифференциальные признаки фонем, типы позиций, оппозиций, варианты фонем и т.д.

Система фонем не остается неизменной. В ходе развития языка фонемы могут утрачиваться, так как утрачиваются различающие их признаки. Например, сокращение числа гласных фонем в праславянском языке (с 10 до 5) было вызвано утратой такого существенного для них признака, как долгота - краткость. И наоборот, в языке могут складываться новые противопоставления фонем. Так, в русском языке в определенный период его развития возникла противопоставленность согласных по твердости - мягкости.

История фонологии. Фонологические школы.

Как самостоятельная дисциплина фонология окончательно оформилась в 20-30-х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа Д.… В России (СССР) сложились две фонологические школы: ленинградская и… МФШ и ЛФШ одинаково рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции (звуки в этих позициях объединяются в одну…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи . Она изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника или физиология речи . Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология . Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Акустика звуков речи

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон , равный децибелу.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Ниже приводятся таблицы, иллюстрирующие вышесказанное. Следует только иметь в виду, что приводимые количественные данные приблизительны, даже условны, так как исследователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, например, у гласной [и] всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.

Примерные частоты русских гласных
Эта диаграмма ярко иллюстрирует соответствия акустических и артикуляционных признаков гласных: первая форманта - подъем, вторая - ряд.
2500 2000 1500 1000 500
200 и у
400 э ы о
600
800 а

Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

  1. органы речи;
  2. органы слуха;
  3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

  • перстневидный хрящ , расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ , расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат)

Русские и латинские названия органов речи и их производные

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками . Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые , то есть узкие (и, у).

В некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка.

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский ) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых - динамическое ударение.

Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):

A rma virum que cano (выделены долгие слоги)

A rma vi rumque ca no (выделены динамические ударения)

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие .

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro .

Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.

  • Сонанты, у которых голос преобладает над шумом (м, н, л, p).
  • Шумные звонкие. Шум преобладает над голосом (б, в, д, з, ж).
  • Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. Способ артикуляции

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

  • Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:
    1. взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
    2. аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
    3. смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
  • Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);
  • Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:
    1. боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
    2. дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

3. Активный орган

По активному органу согласные делятся на три группы:

  • Губные двух видов:
    1. губно-губные (билабиальные) (п, б, м)
    2. губно-зубные (в, ф)
  • Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
    1. переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):
      • дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);
      • апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);
      • какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.
    2. хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;
    3. к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:
      • язычковые (увулярные), например, французское [r];
      • глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];
      • гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. Пассивный орган

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке : prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ. an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я ду мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зна ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

  1. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
  2. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
  3. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

  1. мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
  2. ударение;
  3. пауза;
  4. темп речи;
  5. тембр голоса.

Видоизменения звуков в потоке речи

  1. Комбинаторные . В зависимости от соседства других звуков.
  2. Позиционные изменения . Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.

1. Комбинаторное звуковое варьирование

А. Аккомодация

Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.

Два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Б. Ассимиляция и её виды.

1. Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного согласному, напр. в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»).

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

2. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»

В анг. «newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [p], нем. Staub завершается [p].

В баш. «китеп бара» (уходит ) переходит в «китеббара».

3. Полная и неполная ассимиляция

Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].

Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится [´k∧bэd]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

4. Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляции . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.

Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси». В древнеанг. яз. fori (мн. число от fot «нога»), «i » изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss «нога»- Fusse «ноги», Gans «гусь»- Gänse «гуси».

При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

Сингармонизм

Сингармонизм (гармония гласных) - дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда - гласным переднего, гласные заднего ряда - гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове могут быть только гласные «и», «э» или только «у», «о».

Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.

Напр., бала (ребенок) + лар (окончание мн. ч.) = балалар . Здесь все гласные заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.

Но для слова «кеше» (человек) окончание будет не «лар», а «лэр» - кешелэр. Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].

Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyarorszagon «в Венгрии», köszönöm «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - «в доме», тур. evlerinde «в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.

Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.

Диссимиляция

Это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.

Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February , нем. Februar , фр. fevrier ), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд - верблюд - примеры дистактной диссимиляции.

Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].

Метатеза

Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.

Слово мармор (гр. μαρμαρος) перешло в рус. мрамор , талерка (нем. Teller или шведское talrik ) - тарелка, долонь стала ладонь , творушка - ватрушка , каталажка - такелаж , невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий) , герм. brennen перешло в анг. burn (гореть) , bridd - в bird (птица) .

Нем. Brennstein - Bernstein , фр. formaticu - fromage .

Например, президент СССР Горбачёв всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.

Гаплология

Гаплология (греч. ´απλοος [haplos ] - простой) - упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов. Напр., минералоло гия - минералогия, корнено сый - курносый, близозо ркий - близорукий, трагикоко медия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия . Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.

Анг. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).

2. Позиционные изменения

А. Редукция

Изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

Рус. до м - дома - домово дство. В безударных слогах «о» подвергается редукции. Редукция может быть полной: Ваня - Вань, Иванович - Иваныч, Ивановна - Иванна.

Анг. nama - name (второй гласный сначала редуцировался частично, а затем полностью, сохранившись в правописании). Good morning - g"morning - morning .

Апокопа - отпадение звука в конце слова: чтобы - чтоб.

Синкопа - отпадение звука не на конце слова: Иванович - Иваныч.

Б. Оглушение

Потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя, напр., рус. луга - луг [лук], труба - труб [труп].

Протеза - появление звука в начале слова, напр., рус. осемь - восемь, ус(-еница) - гусеница, отчина - вотчина , исп. - estudiante от лат. studens , estrella от Stella (звезда), баш. ыстакан, ыштан (стакан, штаны), венг. asztal (стол).

Эпентеза - появление звука в середине слова, напр. рус. Италия [Италийа] от Italia , Иоанн - Иван, в просторечии - какава, рубель, шпиён , баш. и тат. произношение «икс», «акт» как [икыс], [акыт].

Эпитеза - появление звука в конце слова: рус. песнь - песня .

Субституция . Замена звука чуждого данному языку звуком родного языка, напр., нем. Herzog - герцог, Hitler - Гитлер (звука, соответствующего нем. «h » нет в русском языке), анг. meeting - митинг (звук «ng » [η] отсутствует в русском языке), вместо фр. звука, обозначаемого буквой u (tu, pure ) и нем. ü в рус. яз. пишется и произносится [ю].

Диэреза (греч. выкидка). Опущение звука: рус. сол нце, серд це, чест ный, счаст ливый ; баш. ултыр (садись) - утыр .

Элизия . Выпадение конечного гласного перед предшествующим гласным. Это явление особенно свойственно романским языкам, напр., фр. l"arbre (артикль le + arbre ), D"Artagnan - de Artagnan, D"Arc - de Arc ), баш. ни эшлэй - нишлэй .

Фонология

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонема

Основное понятие в фонологии - фонема . Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам.

Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов.

В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными.

Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.

В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и /с/ звучат как один звук [ц], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ш].

Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого /д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с/ и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками .

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee , нем. Bann и Bahn ). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками . Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами . Иногда используются также термины «оттенок » (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент » (Бодуэн де Куртенэ).

Сильная позиция фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам .

Слабая позиция - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: со ма, са ма; но га, на га; рок , рог ; рот , род .

Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и при этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Дистрибуция

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.

1. Контрастная дистрибуция

Два звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем.

Напр., из ряда слов «том, дом, ком, лом, ром, сом» видно, что в рус. яз. существуют фонемы /т/, /д /, /к/, /л/, /м/, /с/, так как в одном и том же окружении [ом ] они позволяют различать разные слова.

2. Дополнительная дистрибуция

Два звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают.

Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы.

Например, гласная фонема /е/ в русском языке может иметь разные аллофоны в зависимости от различного окружения.

В слове «семь» [е] выступает в виде наиболее закрытого аллофона (после мягкой и перед мягкой согласной)ю

В слове «сел» [е] выступает в виде менее закрытого аллофона (после мягкой и перед твердой согласной).

В слове «шесть» [е] выступает в виде более открытого аллофона (после твердой и перед мягкой согласной).

В слове «шест» [е] выступает в виде наиболее открытого аллофона (после твердой и перед твердой согласной).

В русском языке [ы] считается вариантом фонемы /и/ в положении после твердых согласных. Напр., быть - бить . Поэтому несмотря на визуально одинаковое окружение, здесь мы имеем разные окружения [бит´] - [б´ит´]

В японском языке фонема /r/ произносится как среднее между [р] и [л] и эти звуки - аллофоны одной и той же фонемы.

3. Свободное варьирование (чередование)

Звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы.

Напр., во фр. яз. существует два варианта /r/ - переднеязычный (вибрирующий) как в русском языке и увулярный (грассирующий). Последний вариант - нормативный, но первый вполне допустим. В русском языке равноправны оба варианта - «землей» и «землею».

Фонологические школы. Фонология Трубецкого

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа «луг» существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой «г», но отражающей глухой звук [к].

Лингвисты, относящиеся к ленинградской школе (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре «луг - луга» звуки [к] и [г] относятся к двум разным фонемам /к/ и /г/.

Однако языковеды московской школы (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове «луг» звук [к] - это вариант фонемы /г/. Они считают также, что для вариантов [к] и [г] в словах «луг -луга» существует общая фонема /к/г /, которую они назвали гиперфонемой.

Гиперфонема объединяет в себе все признаки звуков [к] и [г] - велярность, взрывность, глухость, звонкость и т.д. Такая же гиперфонема /а/о / имеется в безударных первых гласных в словах «ба ран», «мо ло ко».

Выдающийся русский языковед Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в эмиграции после революции 1917 года, считал, что в этом случае имеет место особая фонема, которую он назвал архифонемой.

Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.

Например, архифонема /к/г / объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии» Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.

1. Привативные оппозиции

Привативные (лат. privo - лишаю) оппозиции выделяются по наличию или отсутствию какого-либо признака у пары фонем, напр., у одного из членов пары б/п нет звонкости, а у другого имеется.

2. Градуальные оппозиции

Градуальные (лат. gradus - степень) оппозиции выделяются по разной степени признака, имеющегося у членов оппозиции.

Напр., /е/ и /и/ в рус. яз. в частности отличаются по разной степени подъема языка при артикуляции.

В англ.яз. в оппозиции участвуют три гласных с разной степенью открытости: /i/, /e/, /ае/ .

3. Эквиполентные оппозиции

Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.

Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по разному: один - губной, другой - переднеязычный, третий - заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные.

Системы фонем

Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой).

Фонологические системы отличаются друг от друга:

  1. Количеством фонем.
  2. Соотношением гласных и согласных фонем.
  3. Фонологическими оппозициями.

В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций).

Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных., во французском - носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках - долгих и кратких гласных.

Соотношения гласных и согласных фонем в некоторых языках

Язык Количество фонем Число гласных Число согласных
Русский 43 6 37
Английский 44 12 + 8 дифт. 24
Немецкий 42 15 + 3 дифт. 24
Французкий 35 15 20
Башкирский 35 9 26
Татарский 34 9 25
Испанский 44 5 + 14 дифт.; 4 триф. 21
Итальянский 32 7 24
Финский 21 8 13
Абхазский 68 2 (а, ы) + 8 дифт. 58
Убыхский (Турция) 82 2 (а, ы) 80
Кечуа (Перу) 31 3 (а, и, у) 28
Гавайский 13 5 8
Таитянский 14 6 8
Ротокас (Папуа) 11 5 6 (g, k, p, r, t, v)

В некоторых работах можно встретить числа, отличающиеся от нижеприводимых, так как исследователи исходят из различных критериев определения и подсчета фонем (напр., включают заимствованные фонемы или исключают дифтонги и т.д.).

Если учитывать реализацию фонем в речи (все фонетические варианты), то соотношение гласных и согласных в каждом языке будет иным, чем в таблице, напр., в анг.яз. 38% - 62%, в нем. яз. 36% - 64%, во фр.яз. 44% - 56%.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна