Орфоэпия для подготовки к егэ. Задания по орфоэпии на егэ по русскому языку

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ хорош уже тем, что в процессе подготовки к нему выпускники волей-неволей усваивают некоторые языковые нормы. Взять хотя бы нормы акцентологические (то есть нормы, связанные с постановкой ударения в словах). Интересно, сколько выпускников эпохи «до ЕГЭ» правильно произносят «включИт», «тОрты», «слИвовый», «красИвее»? У многих ли выпускников хвалёной режет слух «звОнит» вместо правильного «звонИт», «бАловаться» вместо «баловАться»?..

Испытание по русскому языку в форме ЕГЭ предполагает, что успешно выдержавший его одиннадцатиклассник этими самыми нормами владеет чуть ли не в совершенстве. Вот и отрабатывают правильную постановку ударения на школьных уроках, с репетиторами, самостоятельно. Тем не менее, трудности остаются: непросто взять да и заговорить правильно, когда с детских лет на уровне подсознания усвоены неверные варианты произношения.

Предлагаем несколько рекомендаций для тех, кто никак не может справиться с заданием 4 ЕГЭ по русскому языку (напомним: в этом задании нужно найти ошибку в постановке ударения). Вот как оно выглядит в обновлённой демоверсии 2015 года:

Что делает этот мифологический герой на обложке орфоэпического словника ЕГЭ? Загадка! Наверно, дело в греческих корнях термина «орфоэпия»…

Справились с заданием? Ошибка в постановке ударения допущена в слове граждАнство , его и нужно выписать. А теперь к делу. Прежде всего, скачайте демоверсию ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ. Распакуйте архив. В нём среди прочих файлов есть документ под названием OrfoEpic.pdf (по крайней мере, так он называется в демоверсии 2015 года). Это орфоэпический словник . Предполагается, что в задание 4 на ЕГЭ по русскому языку будут включены именно слова из словника, поэтому рекомендуем внимательно изучить содержимое этого документа. В его вступительной статье говорится об особенностях постановки ударения в словах различных частей речи, а затем следует основная часть — список слов, нормативное ударение в которых нужно запомнить.

Как запоминать? Попробуйте читать эти слова (весь список или его части) ежедневно, желательно вслух. Много времени такая работа не займёт, зато эффект гарантирован. Периодически проверяйте себя, выполняя задание №4 в сборниках типовых тестов ЕГЭ. На всякий случай обращайтесь время от времени к орфоэпическим словарикам, которые имеются в некоторых пособиях для подготовки к ЕГЭ, например, в сборнике С. Драбкиной и Н. Сениной. Только обязательно читайте слова правильно: неверный вариант ударения может отложиться в памяти и сыграть злую шутку на экзамене.

При работе над произношением необходимо включить не только зрительную память, но и слуховую. Это касается не только аудиалов. Занятия, связанные с фонетикой и орфоэпией, требуют, чтобы слова воспринимались именно на слух. Старайтесь правильно произносить слова и в повседневной жизни. Домочадцы произносят слово «торты» с ударением на последнем слоге? Вас это коробит? Значит, вы уже грамотнее, чем они. Корректно поправляйте их, ссылаясь на словарь или другой авторитетный источник.

Легче запоминать ударение в словах помогают мнемонические приёмы. Попробуйте сгруппировать слова, в которых ударение падает на один и тот же слог, например, так:

Быстро запоминаются небольшие стишки или рифмованные фразы, предполагающие правильную постановку ударения. Некоторые из них довольно нелепы, но в памяти держатся неплохо.

Вот такие мнемонические фразы помогут запомнить ударение в словах тОрты и шАрфы :

А вот фразы, с которыми легче запомнятся названия огородных культур — щавЕль и свЁкла :

Формулировка задания:

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

Ответ: сверлит.

Что нужно знать ученикам для правильного выполнения задания?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм).

Ударение в именах прилагательных.

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй,околозЕмный иоколоземнОй,мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.!!!

1. Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

2.Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно -стрОйны - стройнА.

3.Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА -живЕе, стройнА- стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах.

1. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать- прЯтала, начинАть - начинАла.

2. Группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать -ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

3. Глаголы с приставкой вы-, имеют ударение на приставке: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать -вЫзвала.

4. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

5. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

6. О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях.

1.Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый- проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

2.Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть -завёрнутый.

3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Привожу список слов, которые встречаются в задании №4 (его нужно выучить).

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

водопровОд

газопровОд

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант (ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нефтепровОд

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

обспЕчение

Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

созЫв, см. призЫв

стеногрАфия

танцОвщица

тОрты, тОртов

флюорогрАфия

христианИн

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

грУшевый

давнИшний

знАчимый

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

лососЁвый

мозаИчный

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

благоволИть

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,звонИм

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плЕсневеть

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли — принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

ходАтайствовать

щемИть-щемИт

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший — налитА

нанЯвшийся

начАвший

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

закУпорив

начАвшись

Наречия

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна (МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района)

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек.Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
(Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.