Нобелевские лауреаты из бывшего ссср. Лауреаты нобелевской премии в области науки. История создания Нобелевской премии

позднелат. revisio - пересмотр) - одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 - середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал-демократической партии И. Хехберг, Бернштейн и К. Шрамм в 1879. Р. как самоосознающее теоретическое направление возник в 90-х 19 в., когда Бернштейн, выступив с программой модернизации марксизма, дал соответствующее имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Л. Мартов, Троцкий и др.). Представители Р. отвергали научность диалектического (и тем более исторического) материализма, стремились заменить социалистический революционизм идеей общественной эволюции. Приверженцы Р. подвергли жесткой критике марксово учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, исключили возможность построения социализма через насилие и заявляли, что политические свободы, демократия и всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. По их мнению, задачей рабочего движения является борьба за реформы. В экономической теории Р. утверждалось, что вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве оно не происходит и вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы. Расчеты на крушение капитализма, т.обр., не представлялись реальными, т.к. намечалась тенденция к смягчению его противоречий. Несмотря на то, что по сути своей полемика идеологов Р. и ортодоксов осуществлялась в рамках традиционалистской марксовой доктрины (что, естественно, существенно сужало поле для конструктивного преодоления крайностей идеи революционного насилия), сам факт духовной оппозиции и диссидентства подобного рода имел неоспоримое историческое значение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВИЗИОНИЗМ

от лат. revisio – пересмотр) – антинауч. метод пересмотра положений марксизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии, уже вставшей на позиции марксизма. Хехберг, Бернштейн и Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. Маркс и Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Окончательно Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с наиболее цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в с.-д. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. странах, где на оппортунистич. позиции скатились Каутский, Бауэр, Вандервельде, Шейдеман, Легин, Мартов, Богданов и др. Р. конца 19 – нач. 20 вв. выступил с пересмотром всех сторон учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, ссылаясь на достижения новейшего естествознания, они объявляли диалектику "ловушкой", заменяли материализм кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории, ссылаясь на "новые данные хозяйств. развития", они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, апеллируя к новым явлениям социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели, они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. "„Конечная цель – ничто, движение – все“, это крылатое словечко Бернштейна, – писал Ленин, – выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений" (Соч., т. 15, с. 23). Решит. критику ревизионизма дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Плеханова, Люксембург, К. Либкнехта, Меринга, Цеткин и др. представителей революц. марксистской мысли. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного укоренением оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую часть, и левую, революц. часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Поскольку с возникновением и распространением ленинизма внутри коммунистич. движения господствующей идеологией становится марксизм-ленинизм, Р. пытается в 20–40-е гг. и позже пересматривать уже эту теорию. Наиболее массированную попытку ревизовать марксизм-ленинизм предприняли оппортунисты внутри коммунистич. движения в 50–60-е гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах, не получивших еще науч. марксистского объяснения, воспользовавшись трудностями коммунистич. движения, связанными с преодолением последствий культа личности, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь. С ревизионистских позиций в 50-х гг. выступали А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. Особенно крупную вылазку предприняла ревизионистская группа Надя – Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюции 1956. Р. 50-х гг. пытался подвергнуть радикальному пересмотру все три составные части марксизма-ленинизма. В области философии оппортунисты ревизовали марксистский материализм, утверждали, будто неореализм, позитивизм, операционализм, семантич. философия сближаются с материализмом, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо "обогатить" диалектич. материализм экзенстенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся "верификации". В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями "этич.", "демократич.", "антропологич." социализма, распространяли теорию "трансформации капитализма в социализм", отстаивали лозунги "интегральной демократии", "нац. коммунизма", "идеологич. умиротворения". Особенно широкому пересмотру подвергались политич. аспекты марксистско-ленинской теории. "Современный ревизионизм, – говорилось в Декларации 1957, – пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль рабочего класса и марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение в Декларации 1957 и Заявлении 1960 осудило Р. как гл. опасность в своих рядах, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р. Рассматривая Р. как идеологич. явление, следует видеть его специфику, гносеологич. и классовые корни. Будучи одной из форм теоретич. обоснования оппортунизма внутри революц. марксистского движения, Р. имеет специфич. черты: он сохраняет формальную связь с революц. теорией, выдавая себя за "творч. марксизм"; возникает в результате ненаучного, выгодного буржуазии пересмотра положений марксизма; как правило, Р. прикрывается принципом "свободы критики", выступает под флагом антидогматизма и получает наибольшее распространение во время существ. поворотов рабочего движения. Поскольку Р. является теоретич. обоснованием оппортунизма, имеющего две гл. формы – правый и левый оппортунизм, постольку сам Р. тоже бывает "Р. справа", когда ревизуемые положения марксизма заменяются бурж.-реформистскими взглядами, и "Р. слева", когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. Ленин подчеркивал важность теоретич. анализа как "Р. слева", обрисовавшегося тогда в романских странах, так и "Р. справа", широко распространившегося в ряде др. европ. стран (см. Соч., т. 15, с. 24). Общая противоположность того и другого Р. революц. марксизму не отменяет их собств. коллизий; это особенно заметно в последнее время: концепции правооппортунистич. Р. конца 50-х гг. находятся в остром конфликте с теми идеями "Р. слева", к-рые наряду с догматизмом и сектантством нашли применение в левом оппортунизме 60-х гг. В гносеологич. отношении необходимо различать теоретико-познават. корни Р. в целом и той или иной его концепции. Взятый в целом, Р. паразитирует на относит. характере марксистских знаний. Как и любая наука, марксизм не может дать исчерпывающе абсолютное знание об изменяющейся действительности. В ходе обществ. развития отд. положения марксистской теории, ранее правильно отражавшие действительность, устаревают, вступают в противоречие с изменившейся действительностью. Это требует не просто дополнения имеющихся выводов новыми, но и известной переоценки прежних формулировок, пересмотра имеющихся знаний с целью освобождения их от устаревших положений и формул. В подобном пересмотре нет ничего ревизионистского. Спекулируя на необходимости такой переоценки устаревших положений теории, Р. в гносеологич. отношении представляет собой результат субъективистской ревизии марксизма в отрыве и противоречии с действительностью, ибо им подвергаются пересмотру не устаревшие выводы, а сохраняющие свою правильность принципы марксизма. Однако не всякая ошибка и односторонность, не любой просчет и субъективизм, допущенные при пересмотре тех или иных марксистских положений, приводят к Р. Будучи продуктом классового общества, Р. выступает как социально обусловленное извращение марксистской теории. В классовом отношении имеется известная разница между классовой природой и социальной функцией Р., между тем, чьи позиции он отражает, и том, кому он служит. Если по своему классовому происхождению Р. – результат мелкобурж. и бурж. воздействия на революц. рабочее движение, то по своей классовой природе Р. – идеология мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе, колеблющихся по своим устремлениям социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, историю философии, этику, эстетику и др. Поэтому критич. анализ ревизионистских концепций – задача различных наук. Марксистская философия анализирует филос. аспекты Р. Этот анализ предполагает: во-первых, изучение филос. концепций Р., сознательно отстаиваемых и пропагандируемых ревизионистами и представляющих собой филос. Р.; во-вторых, рассмотрение методологии, к-рая присуща ревизионистскому способу мышления, независимо от того, осознается она или нет самими ревизионистами, и к-рая составляет философско-методологич. основы ревизионизма; в-третьих, раскрытие теоретикопознават. истоков, гносеологич. корней отд. ревизионистских концепций. Филос. Р. – это отнюдь не единое раз навсегда избранное филос. миропонимание, а исторически изменяющаяся эклектич. сумма различных филос. концепций. В конце 19 – нач. 20 в. часть ревизионистов проповедовала кантианство (Бернштейн, Шмидт), другая часть – подправленный махизм (Богданов, Базаров), третья – смесь неокантианства с вульгарным материализмом (Каутский) и т.д. В ревизионистских теориях 50-х гг. можно обнаружить влияние экзистенциализма (Блох), позитивизма (Бламберг), неокантианства (Лефевр) и т.д. Представители Р. предлагали, в частности, дополнить философию Маркса фейербаховским антропологизмом и гегелевской систематикой, сделать ее предметом познания имманентного материи "тотума" (Блох), рекомендовали поставить в центр проблему отчуждения (Лефевр), советовали разрабатывать философию, имеющую не мировоззренческую, а моральную функцию (Колаковский). Характерно и то, что в прошлом ревизионисты прямо отвергали диалектич. материализм и призывали признать "философией марксизма" те или другие модные в то время бурж. филос. концепции; теперь диалектич. материализм признается философией марксизма, но он истолковывается Р. таким образом, что в конечном итоге оказывается замененным тем или иным бурж. филос. учением, а нек-рые ревизионисты вместо диалектич. материализма выдвигают т.н. "натуралистич. гуманизм" и вместо историч. материализма – "историч. гуманизм". Методологич. основы Р. – это определ. устойчивый субъективизм, лежащий в теоретич. фундаменте всех его концепций и выражающийся в эклектике и софистике (см. тамже, т. 28, с. 213). Здесь находит свое выражение устойчивая, классово обусловленная черта всего Р., связанная и с его социальной функцией, что ведет в теории, в философии к попыткам совместить пролет. философию с буржуазной, материализм с идеализмом. Так, в филос. воззрениях Базарова и Богданова налицо сочетание материализма с субъективным идеализмом, материалистич. тезиса о взаимодействии субъекта и объекта с авенариусовской "принципиальной координацией Я и не – я"; в философии Блоха идеалистич. телеология совмещается с тезисом о материальности мира и т.п. Для обоснования своих взглядов ревизионисты широко используют софистику. Эклектизм и софистика вполне соответствуют практич. целям Р. "При подделке марксизма под оппортунизм, – писал Ленин, – подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же, т. 25, с. 372). Гносеологич. корни отд. ревизионистских концепций представляют собой те стороны, черточки, грани в познании действительности, из абсолютизации к-рых вырастает данная концепция. Так, если ревизионистская концепция "национального коммунизма" (Надь) вырастает из преувеличения нац. особенностей социалистич. строительства, то идея "интегральной демократии" (Колаковский) – продукт абсолютизации и интегрирования общих и сходных черт пролет. и бурж. демократии, а "антропологическая марксистская философия" (Блох) – следствие раздувания общечеловеч. проблем в философии, результат подмены социально-классового индивида абстрактным человеком. Междунар. революц. рабочее движение ведет решит. борьбу против филос. Р., против ревизионизма справа и слева, пытающегося идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды. Коммунистич. партии, философы-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и политич. вред Р. вообще, филос. Р. в частности. В результате идейной борьбы и организац. мер влияние правооппортунистич. Р. за последние годы резко упало, а его наиболее активные поборники оказались вне рядов коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др. ("Циркулярное письмо") от , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 16; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Против совр. Р., М., 1958; Бутенко А. П., Осн. черты совр. Р., М., 1959; Бутенко А. П. [и др.], Против совр. Р. в философии и социологии, М., 1960; За чистоту марксизма-ленинизма, М., 1964. А. Бутенко. Москва.

РЕВИЗИОНИЗМ — враждебное марксизму тече­ние в рабочем движении, возникло в период перехода домонополистического капитализма в его империалистическую стадию, когда марксизм становится общепризнанным учением пролета­риата и побеждает все прочие идеологии рабо­чего движения.

Как оформленное течение ревизионизм сложился в конце 90-х гг. в Германии, где быв­ший марксист Бернштейн дал имя этому тече­нию, выступив с рядом «поправок» к Марксу, с «ревизией» марксизма. В статьях в «Neue Zeit» в 1896 г., а затем в изданной им в 1899 г. книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» Бернштейн отказывается от марк­сизма, «ревизует» Маркса в основных вопросах философии, политэкономии и политики марк­сизма.

В области политэкономии ревизионизм ополчил­ся против марксовой теории концентрации, в частности, в области аграрных отношений про­тив теории обнищания пролетариата. Ревизионизм пы­тался утверждать, что монополистический капитализм несет с собой демократизацию капита­листической собственности (акционерные общества), уничтожает капиталистическую конкуренцию, ослаб­ляет кризисы, притупляет и смягчает классо­вые противоречия. Тем самым отвергалась марксова теория кризисов и краха капита­лизма.

В области политики ревизионизм отбрасывает тео­рию революции, насильственного захвата вла­сти пролетариатом, теорию диктатуры пролетариата, противопоставляя им путь мирного развития, врастания капитализма в социализм, затухания классовой борьбы. Ревизионизм представлял собой течение, «требовавшее отка­за от революции, от социализма, от диктатуры пролетариата». [История ВКП(б). Под редак­цией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 37]

Социально-экономической базой ревизионизма является рабочая аристократия, подкармливаемая буржуазией, мелкобуржуазные попутчики, пар­тийные и профсоюзные бонзы. Ревизионизм опирался и на более отсталые элементы рабочего класса, на новых «рекрутов» движения, еще не отор­вавшихся от мелкобуржуазной идеологии.

Ревизионизм - интернациональное явление, проявившееся с большей или меньшей силой во всех партиях 2-го Интернационала, принимавшее в связи с различной исторической обстановкой различные формы. Во Франции идеологом ревизионизма выступал Жорес, его практическим выразителем - Мильеран, осуществивший на деле теорию классового сотрудничества с буржуазией. «В чем состоит «новое» направление, которое «критически» относится к «старому, догматическому», мар­ксизму, это с достаточной определенностью сказал Бернштейн и показал Мильеран». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 367) «Французский мильеранизм, - указывает Ленин, - самый крупный опыт, применения ревизионистской политической тактики в широком, дей­ствительно-национальном масштабе». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188)

Своеобразные формы принял ревизионизм в Австрии, где он носил характер так называемого австромарксизма, наиболее тонкой и завуалированной формы ревизии марксизма.

В России ревизионизм, меняя свое обличие, прошел тот же путь, что и в Западной Европе. «Легаль­ный марксизм» (Струве, Булгаков), «экономизм» (Прокопович, Кускова, Мартынов) отстаива­ли те же взгляды, что и бернштейнианство, являясь его русской разновидностью. Мень­шевизм, троцкизм были дальнейшим этапом развития ревизионизма на русской почве; они подвергли пересмотру идеологические, тактические и организационные принципы марксизма. Годы реакции в России породили и усилили новые попытки ревизии марксизма. Знамя ревизионизма было подхвачено и теми течениями, которые долгие годы открыто вели борьбу с марксизмом, и которые в условиях гегемонии марксизма в рабо­чем движении пытались приспособиться к мар­ксизму, «исправляя» его. «Революционные синдикалисты» (Лагардель, Сорель, Лабриола) «сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно понятого, к Марксу, верно понимае­мому». (Ленин, там же, стр. 189)

Отношение к ревизионизму, как идейно-теоретическому при­крытию оппортунизма, было той лакмусовой бумажкой, которая выявила подлинный харак­тер различных течений в рабочем движении, исторически проверила их. Борьба Плеханова, Р. Люксембург, Фр. Меринга против бернштейнианства принадлежит к лучшим страницам их деятельности. Плеханов отстаивал материалистическую диалектику против идеалистической похлебки Бернштейна, К. Шмидта и др. Роза Люксембург и левые германские социал-демократы вскрыли буржуазный характер ревизионизма. Но и Пле­ханов, и Роза Люксембург обошли важнейшие вопросы, поднятые Бернштейном. Плеханов обошел молчанием проблему государства и дик­татуры пролетариата, ничего не сделал, чтобы вскрыть фальсификацию Бернштейном взгля­дов Маркса по этим вопросам.

В блестящих и острых по форме статьях Р. Люксембург ска­зались ее собственные ошибки, теория автоматического краха капитализма, теория стихийности. Она также обошла вопрос о диктатуре пролета­риата, уступила ревизионизму в вопросе о на­сильственном захвате власти пролетариатом. Люксембург и другие не смогли вскрыть клас­совые корни ревизионизма, не вели подлинной борьбы за полное и окончательное размежевание с ним.

Бебель на Ганноверском съезде 1899 г. и Дрезденском 1903 г. отстаивал марксистские взгляды, заявив, что партия останется на прежних пози­циях, будет держаться старой испытанной так­тики, но борьба с ревизионизмом не была поднята им на должную идейно-политическую высоту. Осудив ревизионизм, германская социал-демократия не только не сделала ника­ких организационных выводов, но предоста­вила Бернштейну полную возможность пропаганды своих взглядов. Ревизионизм становится законным течением в рядах социалистических партий, примиренческое отношение к ревизионизму стало характерным явлением для всего 2-го Интернационала. Наи­более ярким выразителем его явился Каутский. Начав полемику с Бернштейном против своей воли, под давлением Бебеля и Р. Люксембург, Каутский, отстаивая на словах марксизм, на деле сдавал ревизионизму одну позицию за другой. Как показал Ленин, Каутский в полемике с Берн­штейном прямо обошел вопрос о пролетарской диктатуре, не разоблачая бернштейнианского извращения Маркса в вопросе о том, что про­летариат не может просто овладеть готовой государственной машиной. Он обошел этот вопрос и в своей работе «Путь к власти» (1909). Ярко сказалось примиренчество Каут­ского в резолюции, внесенной им на Париж­ском конгрессе 2-го Интернационала по поводу «казуса Мильерана». «Каучуковая» резолюция по сути дела оправдывала мильеранизм, оставляя лазейку для всех ревизионистов.

Последовательно революционную борьбу про­тив ревизионизма повел Ленин и возглавленная им пар­тия большевиков. Уже с первых шагов своей революционной деятельности Ленин задолго до Плеханова начинает борьбу с русской разновидностью ревизионизма, с «легальным марксизмом», со Струве. В знаменитом «Проте­сте», направленном против программного до­кумента русского «экономизма» «Credo», Ленин дает политическую оценку ревизионизма «Пресловутая Бернштейниада… означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революцион­ную рабочую партию в реформаторскую». (Ленин, Соч., т. II, стр. 481)

В «Что делать?» Ленин развернул борьбу с ревизионизмом, как русским, так и международным, показал его единство, его интернациональный характер. «В настоящее время (теперь это уже явственно видно) анг­лийские фабианцы, французские министериа­листы, немецкие бернштейнианцы, русские критики, - все это одна семья, все они друг друга хвалят, друг у друга учатся и сообща ополчаются против «догматического» марксиз­ма». (Ленин, Соч., т. IV, стр. 366) Ленин проводил борьбу с ревизионизмом и при обсуждении программы «Искры». Благодаря настоянию Ленина, впервые после Маркса и Энгельса был в программу РСДРП включен вопрос о дикта­туре пролетариата. «Вопрос о диктатуре проле­тариата поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппорту­низма». (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 431) Ленин показал недостаточность борьбы с ревизионизмом со сто­роны лидеров 2-го Интернационала. Он пока­зал лицо ревизионизма как замаскированного буржуаз­ного либерализма, вскрыл его классовые кор­ни. Ленин настойчиво и систематически вел линию на раскол с ревизионизмом и примиренцами к нему как внутри РСДРП, так и во 2-м Интернацио­нале. Идейно-политическую борьбу с ревизиониз­мом Ленин тесно увязывал с классовой борь­бой пролетариата.

Одновременно с Лениным ведет борьбу с ревизионизмом Сталин. «В реши­тельной и непримиримой борьбе против гру­зинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и вы­росла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская социал-демократиче­ская большевистская организация в Закавказье ». (Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закав­казье, 5 изд., 1939, стр. 23) Наряду с «легаль­ным марксизмом» Сталин ведет борьбу с «экономизмом», меньшевизмом. Борьбе против ревизионизма, как и против анархизма, посвящен ряд замечатель­ных статей Сталина «Анархизм или социализм».

В борьбе с ревизионизмом как русским (меньшевизм, троцкизм, отзовизм, ликвидаторство), так и международным, с примиренчеством к нему, с центризмом Ленин и Сталин выковали партию нового типа, вооруженную теорией революци­онного марксизма. В процессе этой борьбы Ленин и Сталин подняли теорию Маркса на новую высоту. Гениально, пророчески Ленин предвидел, что «идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце 19 ве­ка есть лишь преддверие великих революци­онных битв пролетариата, идущего вперед к полной победе своего дела вопреки всем шата­ниям и слабостям мещанства». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 189) Это ленинское положение блестяще оправдалось. В период всеобщего кри­зиса капитализма, победы Великой Октябрь­ской социалистической революции ревизионизм, ставший официальной идеологией 2-го Интернацио­нала, выступает, как открыто враждебное мар­ксизму течение, отвергающее идейно-теорети­ческие и программно-политические основы марксизма.

Ревизионизм выступил не только против политических и экономических взглядов Маркса и Энгельса, но под флагом пересмотра и «исправления» вы­ступил против философской основы марксизма-ленинизма - против диалектического мате­риализма.

Наиболее распространенными течениями фи­лософского ревизионизма являлись: неокантианство (Берн­штейн, Макс Адлер, Форлендер, Каутский и др.), махизм (Фридрих Адлер, Отто Бауэр и др.), в последнее время - неогегельянство (Зигфрид Марк) в Западной Европе, а в России - «легальный марксизм», неокантианство (Струве, Булгаков, Бердяев), махизм-эмпириокрити­цизм (Богданов, Базаров, Юшкевич и др.) и, наконец, меньшевиствующий идеализм и меха­ницизм. По-разному, но с единых позиций выступали ревизионисты против марксизма. Это единство заключалось в том, чтобы философию марксизма превратить в кантианство, махизм, идеализм, мистику и поповщину, чтобы теоре­тически разоружить рабочий класс и отравить его сознание буржуазными «теориями» прими­рения с капитализмом.

Поход против филосо­фии марксизма оформился в 90-х годах прош­лого века, когда марксизм и диалектический материализм завершили свою победу над всеми враждебными рабочему классу идеологиями. Остатки этих враждебных марксизму идео­логий продолжали борьбу против марксиз­ма, изменив методы и формы этой борьбы. Враги марксизма под видом его исправле­ния и дополнения пытались выхолостить его революционное содержание. Те элементы, которые раньше занимали явную антимарксистскую позицию, теперь выступали на почве победив­шего марксизма как его ревизионисты. Ревизионизм был удобной формой прикрытия, маскировки для врагов марксизма. В 1913 г. в статье «Историче­ские судьбы учения Карла Маркса» Ленин писал: «Диалектика истории такова, что теоре­тическая победа марксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами». (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 332)

Ревизионисты «призна­вали» марксизм и философский материализм Маркса, но это признание имело целью подо­рвать марксизм изнутри, чтобы, используя его авторитет, под флагом марксизма, протаскивать реакционные и враждебные пролетар­скому движению теории. Они являлись провод­никами буржуазного влияния на пролетариат. В своей борьбе с марксизмом ревизионисты, заявляя «о согласии» с философскими основами марксизма, так «поправляли» марксизм, что это приводило к отказу от марксизма, к извраще­нию его в угоду идеализму, поповщине, в уго­ду реакционным классам. Пересмотр теорети­ческих основ марксизма начал Эд. Бернштейн. Свою ревизию марксизма он начал с обвине­ния марксистов в гегельянстве, с доказатель­ства несостоятельности диалектики. «Диалектика, - писал он, - предательница, она - заса­да на пути к правильному суждению о вещах».

Диалектика как развитие на основе борьбы противоположностей, как развитие со скачка­ми, катастрофами, переходами от старого к новому, революциями в природе и обществе вы­зывает дикую злобу и ненависть со стороны ревизионистов. Диалектика у ревизионистов за­меняется вульгарной теорией эволюции, рас­сматривающей движение как простой процесс роста, где медленное, постепенное развитие и количественное изменение не ведут к каче­ственным изменениям, к скачкам. ««Конечная цель - ничто, движение - все», это крылатое сло­вечко Бернштейна, - писал Ленин, - выражает сущность ревизионизма лучше многих длин­ных рассуждений». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 188) Учение об эволюции является теоре­тическим обоснованием отрицания революции пролетариата, обоснованием мирного сотрудни­чества классов - буржуазии и пролетариата. Общее стремление философских ревизионистов заключается в уничтожении материалистической диалектики, так как это мировоззрение дает объективное реальное представление о ходе развития природы и человеческого общества, так как это мировоззрение способствует осозна­нию исторической роли пролетариата. Эти лакеи буржуазии пытались отвлечь массы от мате­риализма и отравить их сознание идеализ­мом и религией. Все ревизионисты апелли­руют к Канту, утверждая необходимость со­единения Маркса с Кантом. Форлендер разви­вает ту мысль, что марксизму недостает этиче­ского обоснования социализма, якобы обоснованного и развитого Кантом. Он считает, что «категорический императив Канта оживляет Маркса в наше время».

Другой кантианец, Макс Адлер, доказывал, что у Маркса нет своей философии, а есть лишь материалистическое понимание истории. Кантовскую теорию чи­стого разума и ее априорных форм, о которой сам Кант говорил, что в ней он ограничил разум, чтобы дать место вере, Адлер считает необходи­мым объединить с материалистическим пониманием истории. В угоду буржуазии все философские ревизионисты клевещут на материализм, назы­вая его метафизикой и мистикой.

Ленин разоблачил реакционную, буржуазную сущ­ность ревизионистов, которые «отвергают некото­рые более или менее существенные стороны уче­ния Маркса, становятся, например, в философии не на сторону диалектического материализ­ма, а на сторону неокантианства». (Ленин, Соч., т. III, стр. 499) Почти все ревизионисты в своей критике марксизма примыкали к нео­кантианству, этой официальной философии социал-демократии. В России в качестве прямого лозунга борьбы с марксизмом и революционным рабо­чим движением лозунг «назад к Канту» был вы­двинут в 1890-900-х гг. тогдашними «легаль­ными марксистами» Струве, Булгаковым, Бер­дяевым. Весь политический смысл «легального марксизма» и его философии заключался в том, чтобы выхолостить революционное содержание марксизма и приспособить его к полицейскому режиму русского самодержавия. Ленин вскрыл кантианские основы «легального марксизма» (струвизма), показав сплошную реакционность этого течения. После поражения революции 1905 г. «наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась целая орава модных писателей, которые «критиковали» и «разносили» марксизм, оплевывали револю­цию, издевались над ней, воспевали предатель­ство, воспевали половой разврат под видом «культа личности». В области философии усилились попытки «критики», ревизии марксизма, а также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы «научными» доводами». [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 96-97]

Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и другие выступили с критикой марксизма. «Кри­тика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась, не открыто и честно, а завуали­рованно и лицемерно под флагом «защиты» основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты, но хотели бы «улучшить» марксизм, освободить его от неко­торых основных положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо стара­лись подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя марксистами». (там же, стр. 97)

Ленин и большевики рассчитывали, что про­тив «нового» ревизионизма выступит Плеханов, но эти ожидания не оправдались. Плеханов больше отделывался от эмпириокритиков, чем разделывался с ними. Он написал ряд статей фельетонного порядка, но не дал критики по существу. Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге «Материализм и эмпирио­критицизм». Вскрыв классовые и гносеологические корни эмпириокритицизма, Ленин показал, что представители его, «объединен­ные - несмотря на резкие различия политиче­ских взглядов - враждой против диалектиче­ского материализма, претендуют в то же вре­мя на то, что они в философии марксисты! Энгельсовская диалектика есть «мистика», - говорит Берман, взгляды Энгельса «устаре­ли», - мимоходом, как нечто само собою разу­меющееся, бросает Базаров, - материализм ока­зывается опровергнутым нашими смелыми воинами, которые гордо ссылаются на «современ­ную теорию познания», на «новейшую фило­софию» (или «новейший позитивизм»), на «фило­софию современного естествознания» или даже «философию естествознания 20 века»». (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 11)

В 1906-09 гг., в связи с ростом философской реакции, Сталин написал ряд теоретических статей, где разоблачил ревизионистов и пока­зал всю их враждебность марксизму. (см. Берия Л., К вопросу об истории больше­вистских организаций в Закавказье). В этих статьях Сталин дает глубокое изложение основ диалектического материализма, дает их в единстве с насущными задачами революционной клас­совой борьбы пролетариата. Философскую, тео­ретическую борьбу Ленин и Сталин всегда свя­зывали с политическими течениями в партии и рабо­чем классе, с основными вопросами революции. Все же формы философского ревизионизма, так или иначе, характеризуются отрывом теории от практики, отрывом политических идей марксизма от философ­ской основы, эклектизмом, софистикой и т. п. Партийность философии отвергается всеми. Бернштейн настаивал на строгом отграничении области науки от практики. Каутский противо­поставляет научный социализм Маркса «чистой науке». Не понят принцип партийности в фило­софии и Плехановым. Отрицание партийности в философии характерно и для разновидностей современного философского ревизионизма - механицизма и меньшевиствующего идеализма.

Наиболее полную и глубокую характери­стику ревизионизма дал Ленин. «В области философии, - писал он, - ревизионизм шел в хвосте буржуаз­ной профессорской «науки». Профессора шли «назад к Канту», - и ревизионизм тащился за неокантианцами, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского материализма, - и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали…, что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку», и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, през­рительно пожимали плечами по поводу диалек­тики, - и ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя «хит­рую» (и революционную) диалектику «простой» (и спокойной) «эволюцией»; профессора отраба­тывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т.е. к теологии), - и ревизионисты пододвига­лись к ним, стараясь сделать религию «частным делом» не по отношению к современному госу­дарству, а по отношению к партии передового класса.

Какое действительное классовое зна­чение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится говорить - дело ясно само собой». (Ленин, Соч., т. XII, стр. 184- 185) Ленин показывает, что все виды философ­ского ревизионизма питаются враждебными марксизму буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями.

Философия диалектического материализма как неразрывная составная часть единого цело­стного мировоззрения марксизма-ленинизма, как теоретический фундамент коммунизма вы­ковывалась в борьбе против ревизионизма - против идеа­лизма и против вульгарного, механического матери­ализма. Маркс и Энгельс боролись как с идеалистическими взглядами Прудона и т. д., так и с механическим материализмом и эклектиз­мом Дюринга и других, и вульгаризаторством школы Бюхнера-Фогта-Молешотта. Ленин показал нам классические образцы последо­вательной непримиримой борьбы с ревизио­низмом против субъективного метода в социо­логии народников, против кантианства и объек­тивизма Струве, против махизма Богданова и др., против механистических тенденций в лагере материалистов, против отступлений Плеханова от философии марксизма.

Товарищ Сталин повседневно показывает нам классические образцы борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом за линию партии на философ­ском фронте, за очищение и оттачивание тео­ретического оружия пролетариата, строящего, коммунизм. «История партии учит…, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капиту­лянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство, и дисциплину своих рядов, не может выпол­нить свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, не может выполнить свою роль строителя нового, социалистиче­ского общества. История развития внутрен­ней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - «экономистов», меньшевиков, троцки­стов, бухаринцев, национал-уклонистов». [Исто­рия ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 343]

Лит.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. I (Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, гл. II); т. II (Еще к вопросу о теории реализа­ции, стр. 411); т. III (Некритическая критика, стр. 500- 501); т. IV (Что делать? [раздел] I); т. XII (Марксизм и ревизионизм); т. XIII (Материализм и эмпириокри­тицизм, стр. 11-12); т. XV (Разногласия в европейском, рабочем движении, О некоторых особенностях истории развития марксизма); т. XXI (Государство и револю­ция, стр. 382-383); т. XXVIII ([Письма], стр. 20, 25, 39-40); т. XXX ; Сталин И., Вопросы ленинизма II изд., [М.], 1939; Берия Л., К вопросу об исто­рии большевистских организаций в Закавказье, [М.], 1939; Плеханов Г., Соч., 3 изд., т. XI, М.-Л., 1928 (см. статьи против Бернштейна, статьи против К. Шмидта, статьи против П. Струве); Люксем­бург Р., Избранные сочинения, т. I - Против рефор­мизма, ч. 1, М.-Л., 1928, ч. 2, М., 1930.

БСЭ, 1 изд., т.48 , к.363-370

Вручение Нобелевской премии - одно из главных научных событий года. Эта премия – одна из наиболее престижных наград, которую с 1901 года вручают за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения, крупный вклад в культуру или в развитие общества. Премия присуждалась гражданам России и СССР 16 раз, и 23 раза лауреатами премии становились люди, которые проживали на территории других стран, но имели русские корни. Наша авторская выборка русских лауреатов в области медицины, физики и химии позволяет проследить сразу несколько временных отрезков, на рубеже которых вручалась премия, а также вы сможете ознакомиться с вкладом в науку, который совершили эти выдающиеся ученые.

Иван Петрович Павлов (1904 – медицина).

Говорим «Павлов», сразу вспоминаем собачек. Тех знаменитых «собак Павлова», которых ученый приучил выделять слюну при звонке, тем самым открыв условные рефлексы.

Всю свою научную карьеру Иван Петрович Павлов построил в Санкт-Петербурге. Поступив после духовной семинарии на юридический (!) факультет СпбГУ, он уже через 17 дней перевелся на факультет естественных наук и стал специализироваться на физиологии животных.

За свою научную карьеру Павлов, по сути, создал современную физиологию пищеварения. И в 1904-м году в возрасте 55 лет И.П. Павлову была вручена Нобелевская премия за исследования пищеварительных желез. Таким образом, Павлов стал первым Нобелевским лауреатом из России.

Илья Ильич Мечников (1908 – медицина)

Медицина в 19-м веке в Российской Империи переживала свой расцвет. Русскими учеными были изобретены наркоз, составлены подробнейшие анатомические атласы, которые используются до сих пор. И если такие замечательные ученые, как Н.И. Пирогов, П.А. Загорский, Ф.И. Иноземцев, Е.О. Мухин и другие, не получили Нобелевскую премию, то это только потому, что в их времена ее просто не существовало.

Илья Ильич Мечников, идя по стопам своих великих предшественников, изучал микробиологию. Он открыл грибы, вызывающие болезни насекомых, и разработал теорию иммунитета. Его научные работы затрагивали самые страшные болезни того времени, распространяющиеся в форме эпидемий – холеру, тиф, туберкулез, чуму… За открытия в области иммунитета Мечникову в 1908-м году была присуждена Нобелевская премия.

Резкий рост средней продолжительности жизни в 20-м веке был вызван, в основном, победой над инфекционными заболеваниями, которые были причиной около 50% смертей в 19-м веке. И труды Мечникова сыграли в этом далеко не последнюю роль.

Много внимания Илья Ильич Мечников уделял вопросам старения. Он считал, что человек стареет и умирает очень рано из-за постоянной борьбы с микробами. Для увеличения продолжительности жизни он предлагал ряд мер – стерилизовать пищу, ограничить потребление мяса и употреблять кисломолочные продукты.

Николай Николаевич Семенов (1956 – химия)

Николай Николаевич Семенов – первый советский Нобелевский лауреат. На протяжении почти сорока лет – от Октябрьской революции и до 50-х годов все научные открытия советских ученых были обойдены вниманием остального мира. Не в последнюю очередь из-за «железного занавеса», выстроенного Сталиным.

Как ученый, Семенов занимался теорией «цепной реакции», взрывов и горения. Оказалось, что эти процессы тесно связывают между собой физику и химию. Таким образом, Н.Н. Семенов стал одним из основоположников химической физики. Его исследования были награждены Нобелевской премией в 1956-м году.

Николай Семенов предпочитал сфокусироваться на одной задаче до получения результата. Поэтому он опубликовал совсем незначительное количество научных работ. И если использовать современные методы оценки научных достижений, которые базируются на количестве статей в научных журналах, Семенов стал бы самым худшим сотрудником Института химической физики за все время его существования.

Лев Давидович Ландау (1962 – физика)

Лев Давидович Ландау с детства был очень хорошо подкован в математике. В 12 лет он научился решать дифференциальные уравнения, а уже в 14 лет поступил в Бакинский университет, причем сразу на два факультета: химии и физики. Неизвестно, какими бы открытиями в химии мы были бы обязаны Ландау, но он, в итоге, выбрал своей специальностью физику.

В процессе своей научной работы Льву Давидовичу Ландау довелось общаться с такими столпами современной физики, как Альбертом Эйнштейном, Полем Дираком, Вернером Гейзенбергом, Нильсом Бором, и уже в 19 лет Ландау делает фундаментальный вклад в квантовую теорию. Его понятие «Матрица плотности» стало основой квантовой статистики.

Ландау считается легендой в мире физики. Он внес вклад практически во все разделы современной физики: квантовая механика, магнетизм, сверхпроводимость, астрофизика, атомная физика, теория химических реакций и т.д. Ландау также является автором учебного курса по теоретической физике, который переведен на 20 языков и продолжает переиздаваться и в 21-м веке (последнее издание на русском языке вышло в 2007 году).

Вернер Гейзенберг выдвигал Ландау на соискание Нобелевской премии аж три раза – в 1959, 1960 и 1962 году. И, наконец, его усилия были вознаграждены, а работы Ландау оценены по достоинству. За исследования жидкого гелия Лев Давидович Ландау в 1962-м году стал Нобелевским Лауреатом.

Лев Ландау также разработал «теорию счастья». Он считал, что каждый человек обязан быть счастливым, а для этого нужно иметь любимую работу, семью и близких друзей.

Николай Геннадьевич Басов (1964 – физика)

В начале 20-го века казалось, что физика закончила свое развитие. Многие ученые считали, что фундаментальные открытия и прорывы больше невозможны, человечество, в основном, поняло и описало физические законы. А всего через несколько лет случился невероятный прорыв – квантовая физика, открытие атомов, теория относительности.

На основе новых фундаментальных физических принципов как из рога изобилия посыпались открытия, новые законы и изобретения.

Николай Геннадьевич Басов специализировался на квантовой электронике. Его исследования сначала доказали теоретическую возможность создания лазера, а затем и позволили создать первый в мире мазер (отличается от лазера тем, что в нем используются не лучи света, а микроволны).

Именно за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе» Басову в 1964-м году была присуждена Нобелевская премия по физике.

До конца жизни Басов продолжал работу в выбранной области. Он сконструировал несколько типов лазеров, использующихся и поныне в самых различных областях, а также исследовал различные области применения лазеров, например, в оптике, химии, медицине.

Петр Леонидович Капица (1978 – физика)

И снова физика. Интересный факт, но свою первую научную работу Петр Леонидович Капица написал совместно с Николаем Семеновым, о котором мы упоминали выше. Правда, в 1918-м году ни тот, ни другой, еще не знал, что оба станут Нобелевскими лауреатами.

Научной специализацией Капицы был магнетизм. Вклад ученого в науку оценен по достоинству, его именем названы: «закон Капицы», связывающий электросопротивление металлов и напряжение магнитного поля; «маятник Капицы» – феномен устойчивого неравновесия; также известен квантовомеханический эффект Капицы-Дирака.

Совместно с Ландау Капица изучал жидкий гелий и открыл его сверхтекучесть. Теоретическую модель построил Ландау, за что и удостоился Нобелевской премии. А вот Петру Леонидовичу пришлось подождать признания своих заслуг. Нильс Бор рекомендовал Капицу Нобелевскому комитету еще в 1948-м году, затем повторил рекомендации в 1956-м и 1960-м. Но награда нашла своего героя лишь через 18 лет, и только в 1978-м году Петр Леонидович Капица стал, наконец, Нобелевским лауреатом – последним в истории Советского Союза.

Жорес Иванович Алферов (2000 – физика)

Несмотря на то, что наука на постсоветском пространстве пришла в серьезный упадок, наши физики продолжают делать открытия, удивляющие мир. В 2000, 2003 и 2010 годах Нобелевские премии по физики были вручены российским ученым. И первым Нобелевским лауреатом Российской Федерации стал Жорес Иванович Алферов.

Научная карьера ученого проходила в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Алферов поступил в Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) без экзаменов. После окончания института стал работать в Физико-Техническом Институте имени А.Ф. Йоффе, где принял участие в разработке первых отечественных транзисторов.

С электроникой и нанотехнологиями связаны самые большие научные успехи Алферова. В 2000-м году его разработки в области полупроводников и микроэлектронных компонентов были удостоены Нобелевской премии.

Алферов является бессменным деканом физико-технического факультета СпбГУ, ректором-основателем Академического университета РАН, научным руководителем инновационного центра в Сколково.

Алферов занимается и государственной политикой, с 1995-го года являясь депутатом Государственной Думы РФ, где отстаивает интересы научного сообщества, в частности выступая против недавних реформ Российской Академии Наук.