Николай ii цитаты. Николай II Александрович

Император Всероссийский Николай II.Часть 2.

Николай II

В тексте отречения Николаи писал: "В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину. Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны... В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и в согласии с Государственною Думою признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть..."

Николай II, Б.Кустодиев

Великий князь Михаил Александрович под давлением думских депутатов отказался принять императорскую корону. В 10 часов утра 3 марта Временный комитет Думы и члены только что сформированного Временного правительства отправились к великому князю Михаилу Александровичу. Встреча происходила в квартире князя Путятина на Миллионной улице и затянулась до двух часов дня. Из присутствующих только министр иностранных дел П. Н. Милюков и военный и морской министр А. И. Гучков уговаривали Михаила принять престол. Несмотря на неприятие монархии восставшим народом, лидеры кадетов и октябристов пытались убедить великого князя возложить на себя корону, видя в Михаиле залог преемственности власти. Великий князь встретил Милюкова шутливой репликой: "А что, хорошо ведь быть в положении английского короля. Очень легко и удобно! А?".

Однако Родзянко, Керенский, Шульгин и другие члены делегации уже поняли, что спокойного царствования наподобие британского монарха у Михаила никак не получится и что, учитывая возбуждение рабочих и солдат, реально взять власть ему вряд ли удастся. Убедился в этом и сам Михаил. Его манифест, подготовленный членом Думы Василием Алексеевичем Максаковым и профессорами Владимиром Дмитриевичем Набоковым (отцом знаменитого писателя) и Борисом Нольде, гласил: "Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего - благо родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому и надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы Государства Российского".

Великий князь Михаил Александрович

Интересно, что перед публикацией манифеста возник спор, продолжавшийся целых шесть часов. Суть его была в следующем. Кадеты Набоков и Милюков с пеной у рта доказывали, что надо именовать Михаила императором, поскольку до отречения он сутки вроде бы царствовал. Они пытались сохранить хоть слабую зацепку для возможного восстановления монархии в будущем. Однако большинство членов Временного правительства в конце концов пришло к выводу, что Михаил как был, так и остался всего лишь великим князем, раз власть он принять отказался.

Гибель царской семьи

Пришедшее к власти Временное правительство арестовало царя и его семью 7 (20) марта 1917 г.

Депутаты городских Советов Москвы и Петрограда требовали суда над бывшим императором. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский отвечал на это: "До сих пор русская революция протекала бескровно, и я не позволю омрачить ее... Царь с семьёй будет отправлен за границу, в Англию". Однако Англия отказалась принять семью низложенного императора до окончания войны. Пять месяцев Николай и его близкие содержалась под строгим надзором в одном из дворцов в Царском Селе.

Александр Фёдорович Керенский

Здесь 21 марта произошла встреча бывшего государя и Керенского. "Обезоруживающе обаятельный человек", - писал впоследствии лидер Февральской революции. После свидания он с удивлением сказал сопровождавшим его лицам: "А ведь Николай II далеко не глуп вопреки тому, что мы о нем думали". Через много лет в своих воспоминаниях Керенский писал о Николае: "Уход в частную жизнь не принес ему ничего, кроме облегчения. Старая госпожа Нарышкина передала мне его слова: "Как хорошо, что не нужно больше присутствовать на этих утомительных приемах и подписывать эти бесконечные документы. Я буду читать, гулять и проводить время с детьми"

Великие княжны и цесаревич: Ольга, Алексей, Анастасия и Татьяна. Александровский парк, Царское Село. Май 1917 года

Однако бывший император был слишком политически значимой фигурой, чтобы ему могли разрешить спокойно "читать, гулять и проводить время с детьми". Вскоре царскую семью отправили под охраной в сибирский город Тобольск. А.Ф. Керенский оправдывался позднее, что оттуда семью рассчитывали переправить в США. К изменению места пребывания Николай отнесся равнодушно. Царь много читал, участвовал в постановках любительских спектаклей, занимался образованием детей.

Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной (Тобольск зима 1917 г )

Узнав об октябрьском перевороте, Николай записал в своем дневнике: "Тошно читать описание в газетах того, что произошло в Петрограде и Москве! Гораздо хуже и позорнее событий Смутного времени!". Особенно болезненно Николай отреагировал на сообщение о перемирии, а затем о мире с Германией. В начале 1918 Николая заставили снять погоны полковника (его последний воинский чин), что он воспринял как тяжелое оскорбление. Привычный конвой был заменен красногвардейцами.

Дом Ипатьева. 1928 год. Первые два окна слева и два окна с торца — комната царя, царицы и

наследника. Второе окно с торца — комната великих княжон. Внизу под ней — окно подвала,

где были расстреляны Романовы

После победы большевиков в октябре 1917 г. судьба Романовых была предрешена. Последние три месяца жизни они провели в столице Урала городе Екатеринбурге. Здесь ссыльного государя поселили в особняке инженера Ипатьева. Владелец дома накануне приезда поднадзорных был выселен, дом обнесен двойным дощатым забором. Условия содержания в этом "доме особого назначения" оказались значительно хуже, чем в Тобольске. Но Николай вел себя мужественно. Его твердость передавалась и домашним. Дочери царя научились стирать белье, готовить еду, печь хлеб. Комендантом дома был назначен уральский рабочий А.Д. Авдеев, но из-за сочувственного отношения к царской семье его вскоре сняли, и комендантом стал большевик Яков Юровский. "Этот тип нам все меньше нравится..." - записал Николай в своем дневнике.

Комендант Дома Ипатьева Юровский Я. М. ( 1918 год )

Гражданская война отодвинула план судебного процесса над царем, который первоначально вынашивали большевики. Накануне падения советской власти на Урале в Москве было принято решение казнить царя и его родных. Убийство было поручено Я.М. Юровскому и его заместителю Г.П. Никулину. В помощь им выделили латышей и венгров из числа военнопленных.

Ночью 17 июля 1913 г. бывшего императора и его семью разбудили и попросили спуститься в подвал под предлогом их безопасности. "В городе неспокойно", - объяснил арестантам Юровский. Романовы вместе с прислугой спустились по лестнице. Николай нес на руках царевича Алексея. Затем в помещение вошли 11 чекистов, и Юровский объявил пленникам о том, что они приговорены к смерти. Сразу же после этого началась беспорядочная стрельба. Самого царя Я.М. Юровский застрелил из пистолета в упор. Когда отгремели залпы, оказалось, что Алексей, три великие княжны и царский врач Боткин еще живы, - их добили штыками. Трупы убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

Убитые в доме Ипатьева. По часовой стрелке: Николай II с семьёй. (Слева направо: Ольга, Мария ,Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна ), лейб-повар М.Харитонов , камердинер полковник Е.Трупп комнатная девушка С. Демидова лейб-медик Е.С.Боткин

Следователь Сергеев обнаружил на южной стороне подвальной комнаты, где погибла семья последнего императора вместе со своими слугами, строфы поэмы Гейне - "Валтасар" на немецком языке, которые в стихотворном переводе звучат так:

И прежде чем взошла заря, Рабы зарезали царя...

Царская семья

Николай II и Александра Федоровна

Прожив полную потрясений жизнь, Николай II и его жена Александра Фёдоровна сохранили до конца любовно-восторженное отношение друг к другу. Их медовый месяц длился более 23 лет. О глубине этого чувства мало кто догадывался в то время. Лишь в середине 20-х гг., когда в России было опубликовано три объемистых тома переписки царя и царицы (около 700 писем), открылась поразительная история их безграничной и всепоглощающей любви друг к другу. Через 20 лет после свадьбы Николай записал в своем дневнике: "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы. Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".

Мария Федоровна, Александра Федоровна и Николай II с дочерью Ольгой

В царской семье родились пять детей: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей. Дочери рождались одна за другой. В надежде на появление наследника императорская четы стала увлекаться религией, явилась инициатором канонизации Серафима Саровского. Набожность дополнил интерес к спиритизму и оккультизму. При дворе начали появляться различные прорицатели и юродивые. Наконец, в июле 1904 родился сын Алексей. Но родительская радость оказалась омрачена - у ребенка обнаружили неизлечимую наследственную болезнь гемофилию.

Цесаревич Алексей

Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич

Николай II с цесаревичем Алексеем

Последний русский император Николай II с детьми по возрасту .

Пьер Жильяр, педагог царских дочерей, вспоминал: "То, что было самого лучшего у этих четырех сестер - это их простота, естественность, искренность и безотчетная доброта". Характерна и запись в дневнике священника Афанасия Беляева, которому в пасхальные дни 1917 г. довелось исповедовать арестованных членов царской семьи. "Дай Бог, чтобы и все дети были нравственно так высоки, как дети бывшего паря. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи, страстной и греховной, меня привело в изумление", - писал он.

Из семейного альбома царской семьи Романовых

Их Императорские Величества с Августейшей Семьей.

Дети Николая II. Карлсруэ, Германия, начало XX века

Ее Императорское Высочество Великая Княжна Татьяна Николаевна.

Комитет Ее Имп. Выс. Вел. Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.

Ее Императорское Высочество Великая Княжна Татьяна Николаевна

В семье императора царила атмосфера согласия, любви и покоя. Здесь Николай всегда отдыхал душой и черпал силы для исполнения своих обязанностей. 8 апреля 1915 г., накануне очередной годовщины помолвки, Александра Федоровна написала мужу: "Дорогой, сколько мы пережили тяжелых испытаний за все эти годы, но в нашем родном гнездышке всегда было тепле и солнечно".

Великая Княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895

года. Ольга стала первым ребенком в . Родители не могли

нарадоваться появлению ребенка. отличилась

способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Великая

княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела

себя Ольга со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно

отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь Александры Федоровны

Романовой , унаследовала от матери черты лица, осанку, а так же волосы

золотистого оттенка. От Николая Александровича же дочь унаследовала

внутренний мир. Ольга, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна

отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вр анье.

Великая княжна Ольга

Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня

1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых . Как и Великая княжна

Земли русской.

Манифест 9 июля 1906 г. о роспуске I Государственной думы. Выражение «богатыри мысли и дела» принадлежало земскому деятелю Ф. Д. Самарину, участвовавшему в составлении Манифеста. Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого. – М., 2000, с. 574. В оппозиционной печати оно употреблялось в ироническом смысле, в частности, по адресу правого большинства III Государственной думы. Займовский, 46. «Богатырь мысли, слова и дела» – загл. сборника памяти П. А. Столыпина (СПб., 1911).

Николай II Александрович

Речь к представителям дворянства, земств и городов 17 янв. 1895 г. Николай II. Полн. собр. речей. – СПб., 1906, с. 7. Полагали, что в тексте вместо «бессмысленными мечтаниями» значилось: «несбыточными», но император от волнения оговорился. Николай II. Материалы... – М., 1917, с. 56-57.

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Глубокая вѣра въ Господа и единодушное желаніе истинно русскихъ людей сломить и изгнать врага изъ предѣловъ Россіи даютъ мнѣ твердую увѣренность спокойно взирать на .

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Господи, помоги нам, спаси и умири Россию!

Дневник, запись 17 окт. 1905 г. Николай II. Дневники. – М., 1992, с. 285. Цитата получила известность в искаженной форме: «Господи... спаси и усмири Россию» – по заглавию книги Э. Радзинского о Николае II (1993).

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Манифест 17 октября 1905 г. Искендеров А. А. Закат империи. – М., 2001, с. 106

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Кругом измена и трусость, и обман!

Дневник, запись 2 марта 1917 г., после отречения. Николай II. Дневники. – М., 1992, с. 785

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Кругомъ измѣна и трусость и обманъ!

Дневник императора от 2-го марта 1917 года

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Лучше один Распутин, чем десять истерик в день!

Так будто бы говорил Николай ок. 1915 г. «Не знаю, была ли произнесена эта фраза в действительности, но (...) ее произносит вся Россия». Шульгин В. В. Дни. – Белград, 1925, с. 96. Вариант: «Лучше сто Распутиных, чем одна истерика». История царствования Николая II го. – М., 1917, вып. 1, с. 25.

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца. Я (…) не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский не уйдет с земли Нашей.

Речь 20 июля 1914 г. в Зимнем дворце перед представителями войск гвардии и Петербургского военного округа. «Правительственный вестник», 21 июля 1914, с. 3. Затем в Манифесте об отречении 2 марта 1917 г.: «...будущее (...) Отечества требует доведения войны во что бы то ни стало до победного конца». Мейлунас А. Николай и Александра. – М., 1998, с. 538. В воззвании к гражданам России от 6 марта 1917 г. Временное правительство выражало решимость «довести войну до победного конца». «Русские ведомости», 7 марта 1917, с. 2. «Война до победного конца!» – лозунг демонстрации у здания Государственной думы. «Утро России», 15 марта 1917. Схожий оборот существовал уже во время русско японской войны: «Монархическая партия (...) стоит за продолжение настоящей войны с внешними врагами до полного победоносного ее конца».

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Объединяйтесь, люди, я рассчитываю на вас.

На встрече с депутацией Союза русского народа в Царскосельском дворце 23 дек. 1905 г. Николай II. Полн. собр. речей. – СПб., 1906, с. 67. Фраза служила девизом изданий Союза русского народа.

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать.

Министру двора В. Б. Фредериксу 27 фев. 1917 г., по прочтении телеграммы о революции в Петрограде. Блок А. А. Последние дни императорской власти. – Пб., 1921, с. 64 (со слов Фредерикса).

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich

…Прощаю им вину их.

Речь 19 янв. 1905 г. перед «депутацией, вызванной от рабочих» Николай II. Полн. собр. речей. – СПб., 1906, с. 55. «Им» – участникам шествия 9 января. Проект речи был написан петербургским генерал губернатором Д. Ф. Треповым. «Красный архив», 1927, № 1, с. 241.

Николай II Александрович

/quotes/person/Nikolajj-II-Aleksandrovich


Николай II Александрович - родился 6 мая 1868 года, Царское Село. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Николай II

  • Кругом измена и трусость и обман.
  • Не зло победит зло, а только любовь.
  • Вы мне еще нужны, и поэтому вы останетесь.
  • Лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы.
  • Сегодня меня посетило чувство влюблённости. Отобедав, сие чувство пропало.
  • Только то государство сильно и крепко, которое свято хранит заветы своего прошлого.
  • Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.
  • Уж эта русская беспечность и авось! Портит нам половину успеха во всяком деле и всегда и всюду.
  • Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился.
  • Я берёг не самодержавную власть, а Россию. Я не убеждён, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу.
  • Чтобы только не ссориться и не портить семейных отношений, я постоянно уступаю и в конце концов остаюсь болваном, без воли и без характера.
  • В Кронштадте со вчерашнего дня начались беспорядки и разгромы. Добиться известий было трудно, т. к. телефон не действовал. Ну, уж времена.
  • Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым великим народом, самым великим государством, всё в мире будет делаться с нашего разрешения.
  • Глубокая вера в Господа и единодушное желание истинно русских людей сломить и изгнать врага из пределов России дают мне твёрдую уверенность спокойно взирать на будущее.
  • Мы живем в России, а не в какой-нибудь республике, где Министры ежедневно подают прошения об отставке. Когда царь находит нужным уволить министра, тогда только последний уходит со своего поста.
  • Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь. На что надеяться, чего делать?
  • Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего Дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело.
  • От всех этих перемен голова идет кругом. По-моему, они происходят слишком часто. Во всяком случае, это не очень хорошо для внутреннего состояния страны, потому что каждый новый человек вносит также перемены и в администрацию.
  • Я несу страшную ответственность перед Богом и готов дать Ему отчет ежеминутно, но пока я жив, я буду поступать убежденно, как велит мне моя совесть. Я не говорю, что я всегда прав, ибо всякий человек ошибается, но мой разум говорит мне, что я должен так вести дело.
  • После отречения моего за себя и за сына моего от престола Российского, власть передана Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять Россию от злого врага.
  • До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки наперла на постройки, и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Отвратительное впечатление осталось от этого известия.



Вѣрная національно-исто...

Проф. И. М. (Андреевъ) Андреевскій († 1976 г.) Помазанникъ Божій. 
(Къ вопросу о сущности православнаго русскаго самодержавія).

Если каждая человѣческая душа по природѣ своей христіанка, то русская душа - по природѣ своей - православная христіанка.
Быть истинно русскимъ, значитъ быть православнымъ. А быть православнымъ, значитъ и идею власти разрѣшать съ церковно-православной точки зрѣнія, т. е. истинною властью считать только власть Богоотвѣтственную, а всю соціальную проблему - проблемой религіозной.
Православный русскій человѣкъ никогда не долженъ забывать прямыхъ и ясныхъ словъ Священнаго Писанія: Бога бойтесь, царя чтите! (1 Петр. 2, 17).
«Царь естествомъ подобенъ всѣмъ человѣкамъ. властью же подобенъ высшему Богу» - утверждалъ горячій патріотъ Русской земли и ея національныхъ святынь, болѣе всѣхъ другихъ русскихъ историческихъ дѣятелей содѣйствовавшій развитію русскаго народнаго религіозно-политическаго самосознанія - святый преподобный Іосифъ Волоцкій.
Вѣрная національно-историческимъ своимъ основамъ, Православная Русская Церковь, никого не насилуя, только проповѣдуетъ, обращаясь къ свободной волѣ каждаго православнаго русскаго человѣка, - идею православнаго русскаго самодержавія, какъ наилучшій изъ возможныхъ на несовершенной землѣ и исторически оправданный для Россіи видъ Богоотвѣтственной власти съ помазанникомъ Божіимъ - царемъ.
Горячо проповѣдуя эту идею, Православная Церковь никогда не позволитъ себѣ, повторяемъ, никакого насилія надъ свободной волей русскаго народа, ибо это было бы противно самому духу и сущности Христовой Правды. Насиліе надъ волей народа употребляютъ только враги его!
Существовать Православная Церковь можетъ и будетъ при любой власти, даже при власти самаго Антихриста, борясь съ нимъ исповѣдничествомъ и мученичествомъ, уходя, по мѣрѣ надобности, въ катакомбы, твердо памятуя обѣтованіе Спасителя, что Его Церковь не смогутъ одолѣть всѣ силы ада! Но тосковать о православномъ самодержавіи и неустанно проповѣдывать его Православная Церковь будетъ до послѣдняго дня міровой исторіи, ибо подлинное «благоденственное и мирное житіе» «во всякомъ благочестіи и чистотѣ» считаетъ возможнымъ осуществить въ Россіи только при этой формѣ наиболѣе Богоотвѣтственной государственной власти!
Религіозныя цѣнности суть безспорно высшія цѣнности. Поэтому и нравственность должна непремѣнно основываться на религіи.
Н и а в т о н о м н а я этика Канта (т. н. «этика долга» категорическаго нравственнаго императива), ни г е т е р о н о м н а я этика съ ея соціально-біологическими обоснованіями нравственнаго поведенія человѣка, ни этика т. н. «врожденнаго а л ь т р у и з м а и с о л и д а р и з м а» - не могутъ быть достаточно обоснованы. Только т е о н о м н а я (т. е. религіозная) этика можетъ выдержать любую философскую критику.
Въ самомъ дѣлѣ, «этика долга» совершенно безсмысленна, если она не опирается на ученіе о цѣнности, ради которой проповѣдуется долгъ. Вѣдь коммунистическая этика тоже можетъ претендовать быть «этикой долга» и цѣликомъ повторить категорическій императивъ Канта («поступай такъ, чтобы правило твоей воли могло служить вмѣстѣ съ тѣмъ и началомъ всеобщаго законодательства»), понимая подъ этимъ «чувство долга» передъ партіей, установившей непререкаемыя начала всеобщаго законодательства.
Соціально-біологическія основанія этики еще болѣе безсмысленны, т. к. въ отрывѣ отъ высшихъ духовныхъ религіозныхъ цѣнностей само понятіе соціальнаго и біологическаго блага становится крайне субъективнымъ, а въ зависимости отъ идеологіи (напримѣръ, атеистически-матеріалистической) - прямо приводитъ къ готтентотской морали («этично то, что полезно партіи» и т. п.).
Человѣческой природѣ свойственъ не только эгоизмъ, но и альтруизмъ. И вотъ на этомъ пытаются нѣкоторые построить «этику врожденнаго альтруизма и солидаризма». Защитники этой «этики» говорятъ: «Альтруизмъ - естественный фактъ. Поэтому задача нравственнаго воспитанія заключается въ достаточномъ и планомѣрномъ развитіи врожденнаго инстинкта солидарности».
«Этика врожденнаго альтруизма и солидаризма» - великій соблазнъ и великое зло. Упраздняя изъ нравственности религіозныя основы и отрицая Божественное Откровеніе, согласно котораго міръ во злѣ лежитъ и князь міра сего - дьяволъ, для чего и понадобилась искупительная жертва Спасителя, - эта «этика» вѣритъ въ то, что своими силами, безъ помощи свыше, можетъ быть уничтожено на землѣ нравственное зло.
Но человѣкъ - не муравей и не пчела, а человѣчество - не муравейникъ и не улей. Человѣкъ имѣетъ свободную волю и способность созерцать не только законы матеріальной природы, но и высшія духовныя и вѣчныя цѣнности. Въ свѣтѣ этихъ высшихъ цѣнностей онъ видитъ, что Добро и Зло имѣютъ метафизическіе корни, а потому и борьба со зломъ только человѣческими силами трагически безплодна.
Трагическій опытъ міровой исторіи убѣждаетъ всякаго человѣка, ищущаго первооснову зла въ мірѣ, что и понять, и осмыслитъ и побѣдить зло можно лишь съ помощью свыше. Земля еще не адъ, и на ней существуютъ остатки отвергнутой міромъ Божественной Любви - единственнаго истиннаго принципа жизни. На проклятой Богомъ землѣ остались не только осколки былой цѣлостной красоты Божьяго міра, но и искры райскаго сіянія цѣлостнаго Добра: элементы альтруизма въ душахъ людей.
Закрывая глаза на потухающее пламя моральныхъ цѣнностей, обусловленное потерей самого источника свѣта и тепла, «альтруисты» предлагаютъ раздувать гаснущія искры Добра своими силами. Этимъ отвергается великое значеніе Голгоѳы и попирается бисеръ Божественныхъ словъ Спасителя: Безъ Меня не можете творить ничего. «Безъ тебя мы можемъ творить все» - говорятъ «альтруисты» - «и ни ты, ни твоя Голгоѳа намъ не нужны!»
Въ противоположность «естественному» закону «альтруизма и солидаризма», религіозное сознаніе утверждаетъ с в е р х ъ е с т е с т в е н н ы й нравственный законъ, оставшійся въ душѣ человѣка послѣ грѣхопаденія, какъ величайшая милостыня Божія (голосъ совѣсти!). Одновременно человѣку данъ другой великій даръ - даръ свободной воли!
Внимая голосу совѣсти, свободная воля человѣка, вразумляемая горькимъ личнымъ опытомъ, можетъ или просить помощи свыше для борьбы съ нравственнымъ зломъ въ себѣ и въ мірѣ или, отвергая эту помощь, надѣяться только на свои собственныя силы. Въ первомъ случаѣ человѣкъ идетъ по пути христіанскаго нравственнаго совершенствованія, а во второмъ - строитъ соціалистическій муравейникъ, отличающійся отъ муравейника насѣкомыхъ необходимостью для всеобщаго «соціальнаго блага» примѣнять универсальное безграничное насиліе!
Изъ трехъ видовъ государственной власти - монархія, демократія и деспотизмъ - собственно говоря, только первая (монархія) основана на религіозно-этическомъ принципѣ, вторая (демократія) основана на безрелигіозно-этическомъ, а третья (деспотизмъ) - на антирелигіозномъ (сатанинскомъ) принципѣ.
Для истинно православнаго русскаго человѣка, правильно понимающаго іерархію цѣнностей и стремящагося все въ жизни разсматривать съ высшей религіозной точки зрѣнія, никакого сомнѣнія въ выборѣ принципа государственной власти нѣтъ.
Ни одинъ церковно-православный русскій человѣкъ, знакомый съ элементами православной аскетики, не сомнѣвается въ томъ, что никогда нельзя надѣяться только на себя и строитъ жизнь на началахъ только своей воли. Наоборотъ, всегда памятуя молитву Господню, необходимо молиться Господу: Да будетъ воля Твоя!
То, что истинно для каждаго отдѣльнаго человѣка, истинно и для цѣлаго народа, особенно въ дѣлѣ установленія принципа государственной власти.
«Воля народа», столь восторженно воспѣтая демократіей, съ религіозной точки зрѣнія никакъ не можетъ быть принята за первоверховную цѣнность и за высшую инстанцію въ разрѣшеніи вопроса объ «истинномъ благѣ народа». «Воля народа», какъ высшая и окончательная инстанція - безсмысленна и представляетъ собою к о л л е к т и в н о е с а м о в л а с т і е, если она не обращена къ абсолютнымъ религіознымъ цѣнностямъ.
«Воля народа», какъ и воля отдѣльнаго человѣка, должна быть свободна, но свобода эта должна быть ограждена отъ соблазна «свободы насилія», когда ложно понятый принципъ неограниченной (лучше сказать - неогражденной) свободы превращается въ свою противоположность (см. признанія Шигалева въ «Бѣсахъ» Достоевскаго).
Богъ предоставилъ человѣку (и человѣческому обществу-народу) лишь с в о б о д у в ы б о р а между Добромъ и Зломъ (между Своей волей и своеволіемъ человѣка), но не предоставилъ абсолютной свободы дѣйствія по отношенію къ Себѣ и Своимъ законамъ. Такимъ образомъ, Онъ не допустилъ возможности уничтоженія Божественной любви, истины, добра, красоты и религіозно понимаемой свободы.
«Воля народа» можетъ в ы б и р а т ь между двумя принципами жизни: 1) Да будетъ воля Твоя, Господи, и 2) Да будетъ воля моя, внѣ зависимости отъ воли Господней.
По отношенію къ государственной власти воля Господня извѣстна: во главѣ народа долженъ быть царь-помазанникъ Божій, который въ своей дѣятельности руководится не «волей народа», а волей Бога!
При православномъ русскомъ самодержавіи народъ избираетъ царя, котораго Церковь затѣмъ помазуетъ на царство. Этому царю-помазаннику Божію народъ, желающій жить по Божьему, т. е. по правдѣ, добровольно, по своей свободной волѣ, ввѣряетъ всю полноту государственной власти. Царь-помазанникъ послѣ этого руководствуется уже не «волей народа» (т. е. демократическимъ принципомъ), а волей Божіей и своей совѣстью, какъ голосомъ воли Божіей.
Православный русскій царь-помазанникъ вовсе не является неограниченнымъ и безотвѣтственнымъ владыкой, подобно восточнымъ деспотамъ и вождямъ европейскихъ тоталитарныхъ государствъ. Нѣтъ, онъ ч р е з в ы ч а й н о отвѣтственъ предъ Богомъ! Достаточно вспомнить замѣчательныя молитвы, которыя читаетъ царь и народъ при совершеніи HYPERLINK " "Священнаго Коронованія и Мѵропомазанія Государя, чтобы понять глубочайшій религіозно-нравственно-политическій смыслъ православнаго русскаго самодержавія.
«Буди сердце мое въ руку Твоею», - молится самъ государь, - «еже все устроити къ пользѣ врученныхъ мнѣ людей и къ Славѣ Твоей, яко да и въ день Суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово...»
Сердце свое царь отдаетъ въ руки Божіи, а потому и пользу ввѣреннаго ему народа онъ понимаетъ лишь въ соединеніи со славой Господней. За народъ свой царь-помазанникъ обѣщаетъ отвѣтить на Страшномъ Судѣ. Народъ же въ это время устами первосвятителя Православной Церкви, помазующей царя, молится:
«Умудри и настави Его непоползновенно проходить великое сіе къ Тебѣ служеніе: даруй Ему разумъ и премудрость!» Народъ понимаетъ возложенное Богомъ бремя царской власти, какъ «великое служеніе Богу». Каждый народъ имѣетъ свою мистическую и историческую миссію, которую онъ (самъ народъ) можетъ и не знать и не понимать до исчерпывающей глубины. Царская власть есть посредничество между Богомъ и народомъ. Царю-помазаннику, по Своему усмотрѣнію, внимая смиреннымъ молитвамъ самого государя, молитвамъ Церкви и всего народа, - Господь пріоткрываетъ глубины народной миссіи и помогаетъ ея осуществленію.
Необычайно трогательный и въ высшей степени умилительный чинъ Коронаціи и Мѵропомазанія государя, такъ высоко художественно и въ то же время правдиво, искренно, просто и величественно описанный А. Н. Муравьевымъ, не можетъ не оставить въ душахъ и памяти присутствующихъ, включая самаго царя, глубочайшаго впечатлѣнія на всю жизнь. Многіе государи плакали во время Коронаціи вмѣстѣ съ потрясеннымъ народомъ.
Царь и народъ, вѣнчающіеся въ этомъ многозначительномъ чинѣ Церковью на своеобразный б р а к ъ, съ мужскимъ главенствомъ и отвѣтственностью царя и съ женственной жертвенностью, чистотой и страхомъ народа, - взаимно даютъ обѣты вѣрности и, молясь смиренно о помощи свыше, соглашаются добровольно передъ лицомъ Божіимъ «нести тяготы другъ друга».
Послѣ этого б р а к а царь и народъ становятся однимъ государственнымъ тѣломъ, взаимоотвѣтственнымъ передъ Богомъ. Совершенно ясно, что Церковь, вѣнчающая царя съ народомъ, никакъ не можетъ быть «отдѣлена» отъ государства. Ибо царь-помазанникъ Божій, помазующая его на царство Церковь и обвѣнчанный церковно съ царемъ народъ представляютъ собою нераздѣльное цѣлостное тріединство строя Россійскаго государства.
Отсюда совершенно понятной становится истина словъ священной формулы - догмата о національно-исторической сущности Россіи: «п р а в о с л а в і е, с а м о д е р ж а в і е, н а р о д н о с т ь!» Отсюда совершенно понятнымъ становится и исконный историческій священный лозунгъ Россіи въ ея подвижнической борьбѣ съ врагами внѣшними и внутренними: «З а В ѣ р у, Ц а р я и О т е ч е с т в о!»
Въ свѣтѣ вышеизложеннаго, становится совершенно яснымъ, какой величайшей мистической и исторической трагедіей въ жизни Россіи было отреченіе покойнаго Царя-Мученика отъ Престола! За свои ошибки и прегрѣшенія и за страшные грѣхи всего своего народа Помазанникъ Божій заплатилъ мученичествомъ не только личнымъ, но и всей своей Семьи, включая несовершеннолѣтняго невиннаго отрока сына-Наслѣдника. Народъ же русскій за прегрѣшенія своего государя и за безмѣрные свои грѣхи передъ нимъ и передъ Богомъ получилъ отъ Господа такое возмездіе, которому не видно конца. Ибо - кто, поднявъ руку па Помазанника Господня, останется не наказаннымъ? - говоритъ Господь (1 Цар. 26, 9) и неужели не умретъ за то, что злословилъ Помазанника (2 Цар. 19, 21).
Царская Россія - это Солнце съ Востока - несомнѣнно, имѣла на себѣ и темныя пятна. Но сущность солнца не въ пятнахъ, и уничтожать солнце во имя борьбы съ его пятнами - безсмысленно и непростимо преступно. Поэтому февральская революція 1917 года, породившая кошмарный октябрь, не можетъ имѣть никакого религіознаго оправданія!
Не б у н т о м ъ (каковымъ является всякая революція по отношенію къ царю-помазаннику), а м о л и т в о й долженъ отвѣчать народъ за грѣхи своихъ царей.
Мудрый солнечный Пушкинъ, истинный сынъ Россіи, объ этомъ сказалъ просто и ясно святыми устами своего Пимена-Лѣтописца:
Своихъ царей великихъ поминаютъ 
За ихъ труды, за славу, за добро - 
А за грѣхи, за темныя дѣянія 
Спасителя смиренно умоляютъ.
Многихъ, даже пріемлющихъ идею монархіи, смущаетъ вопросъ о наслѣдственной формѣ власти. Только съ безрелигіозно-этической точки зрѣнія можетъ казаться болѣе справедливымъ и, главнымъ образомъ, страхующимъ (по-человѣчески) отъ злоупотребленій принципомъ - принципъ избранія главы государства на опредѣленный срокъ. Но съ религіозной точки зрѣнія становится все яснымъ.
Да, при наслѣдственной монархической власти могутъ быть разные цари: и святые и грѣшные, и умные и простецы, и сильные и слабые. Но послѣ помазанія (которое совершается надъ каждымъ новымъ членомъ династіи отдѣльно!), - они всѣ получаютъ особую помощь и благодать отъ Бога, Который можетъ превратить грѣшнаго въ святаго, слабаго въ сильнаго, простеца въ мудреца. Сама жизнь царя всецѣло въ рукахъ Божіихъ!
Но самое главное, о чемъ никогда не слѣдуетъ забывать, это - п р о в и д е н ц і а л ь н о с т ь ниспосланія народу въ р а з н ы е моменты его исторической жизни - р а з н ы х ъ царей. Народъ при династическомъ наслѣдованіи монарха получаетъ отъ Бога такого царя, какого онъ заслуживаетъ!
Самое страшное и жуткое въ наше лукавое и тяжкое время - это и з м ѣ н а православному русскому принципу самодержавія со стороны нѣкоторыхъ представителей самой Православной Церкви. Духъ красной обновленческой реформаціи и церковной революціонности, этотъ самый страшный духовный ядъ, пророчески предсказанный, какъ признакъ приближающагося конца міра, начинаетъ все настойчивѣе проявляться въ жизни Православной Русской Церкви.
Масса волковъ въ овечьихъ шкурахъ пытается отнять отъ понятія «царь» его религіозный корень, старается заставить насъ забыть все то, что говорится о царѣ въ Священномъ Писаніи.
Къ счастью, самъ народъ русскій начинаетъ отрезвляться и научается отличать «пастырей добрыхъ» отъ «пастырей злыхъ». Идея православнаго русскаго самодержавія, несмотря на непрекращающуюся пропаганду враговъ Бога и Россіи т. н. лѣвыхъ круговъ (или, можетъ быть, именно благодаря этой пропагандѣ!) начинаетъ привлекать все большее и большее количество православныхъ русскихъ сердецъ, смертельно тоскующихъ по Хозяину Русской Земли, Царю-Помазаннику Божію.
Если русскій народъ будетъ этого достоинъ, Господь возвратитъ ему Своего Помазанника


Наш царь – кровавое пятно
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.


Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.»

Категории: Блоги , Выбор Редакции , История
Теги: ,

Интересная статья? Расскажи друзьям:

Короткая подборка цитат современников о «страстотерпце» Николае II, которого так настойчиво пытаются реабилитировать в последние годы.

Из дневника профессора Б. В. Никольского, участника и идеолога монархического «Русского собрания»:

15 апреля: «…Я думаю, что царя органически нельзя вразумить. Он хуже, чем бездарен! Он - прости меня Боже, - полное ничтожество…

26 апреля: «…Мне дело ясно. Несчастный вырождающийся царь с его ничтожным, мелким и жалким характером, совершенно глупый и безвольный, не ведая, что творит, губит Россию. Не будь я монархистом - о, Господи! Но отчаяться в человеке для меня не значит отчаяться в принципе»…

Из дневника М.О.Меньшикова за 1918 г.:

«…Не мы, монархисты, изменники ему, а он нам. Можно ли быть верным взаимному обязательству, к-рое разорвано одной стороной? Можно ли признавать царя и наследника, которые при первом намеке на свержение сами отказываются от престола? Точно престол — кресло в опере, к-рое можно передать желающим».

«…При жизни Николая II я не чувствовал к нему никакого уважения и нередко ощущал жгучую ненависть за его непостижимо глупые, вытекающие из упрямства и мелкого самодурства решения. Ничтожный был человек в смысле хозяина. Но все-таки жаль несчастного, глубоко несчастного человека: более трагической фигуры „человека не на месте“ я не знаю…»

С.Ю. Витте: «Неглупый человек, но безвольный» /Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1960. Т.2. С. 280

А.В. Богданович: «Безвольный, малодушный царь» /Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 371

А.П. Извольский: «Он обладал слабым и изменчивым характером, трудно поддающимся точному определению» / Извольский А.П. Воспоминания. Мн., 2003. С. 214

С.Д. Сазонов, бывший министр иностранных дел, 3 августа 1916 г. в беседе с М. Палеологом: «Император царствует, но правит императрица, инспирируемая Распутиным» /Палеолог М. Указ. соч., с. 117

И даже антисоветчик Бальмонт в 1906 г.:

«Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,
Наш царь – кровавое пятно
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь - висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.»

Финальную точку в описании «царя-батюшки» ставит цитата из воспоминаний известного юриста и члена Государственного совета Российской империи, Анатолия Фёдоровича Кони:

«Его взгляд на себя, как на провиденциального помазанника божия, вызывал в нем подчас приливы такой самоуверенности, что ставились им в ничто все советы и предостережения тех немногих честных людей, которые еще обнаруживались в его окружении…

Трусость и предательство прошли красной нитью через всю его жизнь, через все его царствование, и в этом, а не в недостатке ума и воли, надо искать некоторые из причин того, чем закончилось для него и то, и другое… Отсутствие сердца и связанное с этим отсутствие чувства собственного достоинства, в результате которого он среди унижений и несчастья всех близко окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не сумев погибнуть с честью.»