Не хочу идти в школу что сделать. Не хочу идти в школу: что делать — полезные советы ученикам и их родителям. Проблемы в средней и старшей школе

Многие родители, когда слышат про отказ ребенка идти в школу, принимают это нежелание за лень и поэтому начинают упрекать ребенка, заставлять его учиться, а иногда и наказывают. Лень достаточно частая причина прогулов школьных уроков, но далеко не единственная. У ребенка может быть серьезный стресс, поэтому отказ посещать уроки связан с защитной реакцией психики ребенка.

Проблемы в младшей школе

Дети разного возраста имеют в школе свои интересы и свои неприятности. Так, первоклассник может бояться неизвестности, новой учительницы, детей, обязанностей. Ребенку в этом возрасте еще не совсем понятно, зачем ему учиться, он не знает, что его там ждет, а отказ идти в школу может быть естественной реакцией на страх. Ведь гораздо лучше для малыша делать то, что он уже умеет и знает, например, ходить в садик или играть дома. Родителям в этой ситуации нужно спокойно объяснить ребенку, что хорошего он может получить в школе: там будут новые друзья, он научится писать, как взрослые, сам сможет быстро читать книги, будет считаться уже не маленьким ребенком, а взрослым школьником.

Иногда у ребенка возникает подобная реакция, если он не справляется с программой, не понимает, как выполнять уроки, расстраивается из-за плохих оценок. В этом случае, родителям нужно помочь малышу, объяснить ему, как выполнять задания, а учителя попросить присматриваться к ребенку на уроке, быть с ним помягче. Еще одной распространенной проблемой в младшей школе являются конфликты между учеником и учителем или другими учениками. Ребенку может не понравиться его учительница, особенно, если она строгая и требовательная. Или у него может возникнуть ссора с кем-то из одноклассников. Все эти проблемы решить тоже возможно, если поговорить с ребенком и его друзьями или учителем. В крайнем случае можно перевести малыша в другой .

Проблемы в средней и старшей школе

Если ребенок хорошо успевал по программе в , он может думать, что ему будет также легко и в средней. А сталкиваясь с проблемами, ученик не всегда может их самостоятельно решить: предметов в гораздо больше и все они сложнее, а значит, и отстать от программы школьник может очень быстро. Неоправдавшиеся надежды ребенка могут вылиться в его отказ идти в школу и выполнять уроки. Конечно же, в этом случае родителям нужно самим как можно быстрее помочь ученику наверстать программу, иначе он может так и не оправиться от своих неудач. Старшеклассникам, в свою очередь, может быть более интересна уже не школа, а общение со сверстниками. Кроме того, их может пугать подготовка к экзаменам и повышенная нагрузка.

В этом возрасте дети вступают в пубертатный период, у них повышается уровень гормонов, они могут чаще уставать, проявлять агрессию или апатию, скрывать свои проблемы от родителей. Но замалчивание проблем в школе приведет только к ухудшению положения. Поэтому нужно сразу же выяснять, что творится с ребенком, что беспокоит его. Если он отказывает посещать школу из-за ссоры, плохих оценок, контрольной или общей усталости, поговорите с ребенком и постарайтесь решить его сложности вместе. В конечном итоге, нет ничего страшного в том, если на несколько дней ребенок останется дома, но у него не должен окончательно пропасть интерес к учебе и школе.

Ребенка можно отдавать в школу как в шестилетнем возрасте, так и в семь и даже восемь лет. Поступление в первый класс зависит от желания родителей и от готовности самого ребенка. Поэтому однозначного ответа, какой возраст лучше, быть не может. Нужно внимательно изучать поведение конкретного дошкольника.

Готовность к школе можно определить родителям самостоятельно или с помощью психолога. Опытный педагог уже после одного разговора с ребенком и проведения простейших тестов может сказать, готов дошкольник к занятиям или пока нет. Но решение все равно будут принимать родители вместе с малышом. Но следует помнить, что слова ребенка о том, что он хочет в школу, не могут быть определяющими в решении отдать его в в 6 лет, то есть немного раньше нормального срока. Если вы сами не уверены в том, что характер ребенка уже достаточно сложился, а организм окреп, лучше подержать его в детском саду до полных 7 лет. Поступление в школу в 8 лет - это, скорее, исключение из правил, но тоже вполне приемлемо. В таком возрасте отдают в школу ребят, которые родились в конце года или же наотрез отказывались поступать в новое для них учебное заведение вовремя.

Психологическая готовность к школе

Готовность к школе определяется по двум параметрам - уровню психологического и физического развития. В понятие психологического взросления входит мотивация дошкольника, она подразделяется на игровую, учебную, социальную и мотивацию достижений. Лучшим вариантом, конечно же, станет наличие у ребенка учебной мотивации, когда он хочет идти в школу, чтобы познавать мир, узнавать новое. В случае мотивации достижений ребенок также хочет посещать уроки, но основным поводом для этого у него становятся хорошие оценки, похвала, награды, признание. Это тоже хорошая форма устремления, но она бывает неустойчива, так как даже одна плохая оценка или порицание учителя может ее разрушить.

Ребенок, у которого главной формой выступает социальная мотивация, будет рваться в школу за новыми знакомствами, друзьями. Быть может, он будет хорошо учиться, желая обратить на себя внимание учителя или сверстников, но это ненадолго. Однако самые незрелые в психологическом плане - это дети с игровой мотивацией. Они приходят в школу с игрушками, рассеяны на уроках, не слушают объяснения педагога, не понимают, зачем им нужно что-то писать, считать или выполнять домашние задания. Конечно, занятия в часто проводят в игровой форме, но это все же больше учеба и получение знаний, чем игра. Поэтому таких дошкольников нужно пока оставлять в детском саду еще на год.

Физическая готовность и интеллектуальный уровень ребенка

Кроме этого психолог, педагог или родители должны обратить внимание на подготовленность руки ребенка к письму, выявить его интеллектуальный уровень, степень подготовленности к первым урокам. Для этого понаблюдайте за ребенком, проведите небольшой тест, расспросите его в спокойной обстановке, не повышая голоса. Помимо вопроса, хочет ли ваш малыш в школу, можно задать вопросы, что он там будет делать, кто будет учиться с ним, зачем ему ходить в школу. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя в группе незнакомых людей, не замыкается ли он. Может ли он около 30-40 минут самостоятельно заниматься каким-то делом, например, рисованием, спокойно сидя на одном месте. Проверьте, умеет ли малыш считать до ста и решать простые задачи, все ли буквы знает, хорошо ли уже читает. Умеет ли ребенок составлять связный рассказ по картинке хотя бы из пяти предложений, знает ли он наизусть несколько средних или длинных стихотворений. Может ли он держать ручку и писать ею простые фигуры, хорошо ли он пользуется ножницами и клеем, делает ли аппликации, раскрашивает ли картинки. Также очень важно, хочет ли ваш ребенок заниматься самостоятельно или ему постоянно требуется помощь.

Физическое развитие организма не менее важно, чем психологическая готовность. Тело будущего школьника должно приобрести черты взрослого человека, в нем постепенно отходят на второй план черты детского строения. У ребенка школьного возраста оформляется талия, арка стопы, суставы на пальцах, начинают меняться зубы. Дети, готовые физически, умеют раздеваться и одеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, поднимаются по лестнице поочередно обеими ногами.

Кризис дошкольного возраста

Если ребенок соответствует большинству этих пунктов, имеет по ним прочные знания и хорошие навыки, он к школе готов. Однако родителям важно помнить, что именно в 6-7 лет у ребенка начинается возрастной кризис, когда малыш перестает воспринимать мир в качестве дошкольника, лишь через игровую форму поведения, но еще не знает, как научиться видеть и узнавать его по-другому. Поэтому в этом возрасте возможны перепады настроения, капризы ребенка, необоснованное упрямство, плач. Взрослые могут принимать такое поведение за бунт, проявление плохого воспитания, но это не так. Ребенку в этом возрасте нужны помощь и поддержка, так как он и сам себя не понимает, и родителям ничего пока объяснить не может. А школа добавляет лишний повод для стресса. Поэтому со старшими дошкольниками и младшими школьниками нужно обходиться внимательно, дать им время адаптироваться к новым условиям, привыкнуть.

Из этой статьи вы узнаете:

Сегодня, наконец, разрешим вопрос, который гнетёт всех учеников (особенно по утрам): что делать, если не хочешь в школу, а идти всё равно надо? У каждого на это - своя причина, и начать нужно прежде всего именно с её осознания. Если нежелание обусловлено элементарным желанием поспать подольше - это одно дело. Если дело во взаимоотношениях с учителями или другими школьниками - это уже достаточно серьёзная проблема, которую и надо решать. Полезные советы, как разрешить ту или иную ситуацию, позволят снизить порог тревожности и ученикам, и их родителям.

Элементарная усталость

Элементарная усталость

Причина . Будни представляют собой циклично выполняемые действия, которые обычно расписаны буквально по минутам: 7.00 - подъём, 8.00 - школа, 14.00 - обед, 15.00 - компьютер, 17.00 - уроки, 19.00 - прогулка и т. д. Упрощенная схема, которая у каждого - своя. И независимо от того, сколько в этом графике периодов отдыха, цикличность всё равно предполагает в конечном итоге усталость от монотонно выполняемых действий.

Что делать?

Совет родителям: устройте своему ребёнку «законный» выходной. Если он у вас практически не пропускает школу, он может не хотеть идти туда просто по причине элементарной усталости.

Совет школьникам: если причина в этом, конечно, трудно объяснить предкам, что вам просто нужно отдохнуть. Тогда попытайтесь что-то изменить собственными силами. Измените график своего дня. Вставайте на 15 мин раньше и делайте утреннюю гимнастику. Мальчикам не повредит прокачать пресс, а девочкам - сделать талию более изящной. Поменяйте местами прогулку и сидение возле телевизора / компьютера. Перед сном не сидите в гаджетах, а почитайте что-нибудь лёгкое и ненавязчивое.

Это самая простая проблема, когда ребёнок не хочет в школу: что делать в такой ситуации, мы разобрали. Все остальные ситуации уже решить так просто не получится.

Полезный совет. Чтобы убрать синдром усталости от школы, нужно на выходных куда-нибудь съездить: покататься на лыжах, погулять по парку, посетить аттракционы и т. д.

Конфликты

Конфликты

Ребёнок часто заявляет родителям: «Не хочу учиться в школе!». Что делать в ситуации, когда это происходит явно не из-за усталости? Самой распространённой причиной и, увы, трудно решаемой, являются конфликты. В-первых, далеко не все признаются в этом, чтобы не показаться униженным лишний раз и оскорблённым. Во-вторых, зачастую заходит всё так далеко, что разгрести образовавшийся ком может только профессиональный психолог.

С одноклассниками

Проблема. Дети жестоки, особенно - подростки. У них свой взгляд буквально на всё: на школу, на одежду, на учителей, на весь учебный процесс. Они могут издеваться над сверстником по разным причинам:

  • у него нет iPhone и аккаунтов в соцсетях;
  • он бедно и немодно одевается;
  • он замкнутый и необщительный, живёт в своём собственном мире;
  • он плохо учится;
  • у него есть недостатки во внешности (оттопыренные уши, большой рот, длинные руки - причиной насмешек может стать любой дефект) и т. д.

Результат: из-за насмешек и издевательств ребёнок не хочет идти в школу, у него развиваются различные внутренние комплексы.

Что делать ? Постарайтесь понять причину такого отношения одноклассников. Из-за бедности и отсутствия iPhone? Грош цена таким друзьям - не стоит заморачиваться на том, чтобы завоевать дружбу таких людей. Наверняка в параллельных классах есть кто-то с таким же уровнем дохода: нужно объединиться и дать достойный отпор обидчикам. Проблемы с учёбой? Так это отличный повод подтянуть все свои хвосты. Поверьте: любая проблема решаема - нужно только захотеть.

Совет родителям: вы наверняка самыми последними узнаете о проблемах своего ребёнка с одноклассниками. Именно поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе: общается ли он со сверстниками в соцсетях? ходит ли с ними гулять? рассказывает ли вам об отношениях с ними? а что говорит по этому поводу классный руководитель? Если проблема не решается спустя 2 месяца после того, как вы начали решать данную проблему, всерьёз подумайте о смене школы, но при этом не забудьте спросить мнения подростка.

С учителями

Проблема. Если у ученика и учителя не совпадают темпераменты или взгляды на жизнь, это может вылиться в некоторую конфронтацию. Властный, авторитарный учитель, привыкший к крику, может подавлять меланхолика, и тот по утрам будет со слезами на глазах твердить: «Не хочу в школу!». Может возникнуть и зеркальная ситуация: аморфный, спокойный, чересчур спокойный преподаватель не сможет взять в руки шустрого непоседу и заводилу. Это ведёт к проблемам с учёбой и успеваемостью.

Что делать? На самом деле нужно помнить прежде всего о том, что любой учитель - это человек. С ним всегда можно поговорить, найти какой-то подход. Наверняка ему тоже неприятна сложившаяся ситуация, и он будет прочь всё уладить совместными усилиями. Если уж вы столкнулись с настоящей Медузой Горгоной (таких в современной школе практически не осталось), всегда можно решить проблему с классным руководителем, школьным психологом или даже завучем. Если вы сообщите им, что ребёнок не хочет идти в школу из-за конфликта с преподавателем, разрешить данный конфликтный узел - прежде всего в их интересах.

На заметку. Попробуйте взглянуть на учителя не как на беспощадного Цербера, а как на чью-то жену, маму, сестру, подругу… Представьте, как ей тяжело, - это в корне изменит не только ваше к ней отношение, но и ваши отношения между собой.

Другие причины

Другие причины

И ещё несколько причин нежелания идти в школу и пути их решения.

  • Проблемы личного характера: не хотите идти в школу, потому что предмет вашей влюблённости не отвечает вам взаимностью? Неразделённой любовью нужно просто переболеть или же идти напролом и добиваться того, чего вы хотите. Полезные советы на эту тему можно найти (для мальчиков) и (для девочек).
  • Нежелание посещать уроки нередко продиктованы проблемами в семье: родители разводятся, или не понимают, или пропадают вечно на работе, появился новый член семьи и т. д. Эту проблему уже не решишь переходом в другую школу - придётся решать всё в узком семейном кругу.
  • Очень часто не хочется идти в школу по причине элементарного страха, что спросят к доске, поставят плохую оценку, организуют сложную контрольную… Что делать в такой ситуации? Отпустить страх и понять, что мир не рухнет, если сегодня вы получите тройку вместо пятёрки. Её всегда можно исправить. Если вы боитесь таких элементарных вещей, вам точно не стать супергероями этого мира.

Ну и напоследок, в качестве бонуса мы рассмотрим последнюю и самую-самую частую причину, почему так не хочется идти в школу, - это элементарная лень. Наверняка с вечера пришлось посидеть в любимой игре или в соцсетях за полночь, и вставать утром в 7.00 ой как не хочется. Или так: вчера прогуляли с друзьями добрую половину дня и не выучили один, а то и несколько уроков - и теперь страшно, что спросят и поставят двойку. Или так: вам бы сегодня полежать в уютной кроватке, ха любимым планшетом, попивая чаёк с булочками, а тут надо одевать противную форму, сидеть 6-7 уроков, напрягать мозги…

Знакомые ситуации? Если вы не хотите идти в школу именно по этой причине, никто, кроме вас самих, не заставит вас это сделать. Берите себя в руки, воспитывайте в себе силу воли - и вперёд! Докажите себе и всем окружающим, что вы можете это сделать!

Наша экспертиза



Многие взрослые считают, что шести-семилетний ребенок просто мечтает пойти в школу, что это событие должно наполнять его гордостью, ведь теперь он не «просто ребенок», у него есть свое важное дело. Так ли это? Мы публикуем точку зрения , семейного психолога, специалиста по адаптации приемных детей, лауреата премии Президента РФ в области образования, автора многих книг для родителей и педагогов, в том числе

Помните умилительное стихотворение Агнии Барто про Петю, который перед первым сентября не спит всю ночь?

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Н а взгляд психолога, в этой ситуации уже есть предвестники школьного невроза, причем передающегося в семье из поколения в поколение. И в реальной жизни все больше семей сталкиваются с тем, что ребенок в школу идти вовсе не хочет. Или даже хочет, но при этом так нервничает, что теряет покой и сон. Детские врачи знают синдром третьей недели сентября - на фоне стресса чуть не половина первоклашек заболевают. Тревожиться при начале нового дела, нового этапа в жизни нормально, но уровень тревоги наших первоклассников явно зашкаливает. Почему так?

В нашем обществе сложилось представление о школе как судье и оценщике ребенка и семьи. Школьные успехи становятся главным мерилом качества воспитания. Задолго до семи лет ребенку говорят: «Как ты в школе будешь, такой неаккуратный?» «Ты думаешь, в школе кому-то понравится, как ты себя ведешь?» или не ему говорят, а родным и знакомым, с явным страхом: «Не представляю, как она будет учиться, с ее-то характером».

Часто детей заранее отдают в группы подготовки, нулевки. Казалось бы - неплохая идея, пусть дети в менее наряженном ритме, понемногу, привыкнут к классу, учительнице, им потом будет легче. Но на деле подготовка часто оборачивается дополнительным стрессом. На ребенка просто на год раньше обрушивается школьная дисциплина, он на год раньше обнаруживает, что в школе его будут постоянно оценивать (никакие звездочки и флажки вместо баллов тут ничего не меняют, оценка есть оценка), а главное - он обнаруживает, что его успехи в классе сверхважны для семьи. Встречая детей после занятий, мамы и бабушки буквально набрасываются с вопросами: «Что вы сегодня делали? А ты отвечал? Ты руку поднимал? А ты ответил? А еще кто-то ответил?». Подходят к учительнице, расспрашивают ее: «Ну, как мой?» Внимательно рассматривают прописи и бурно реагируют: «Как ты красиво написал!» или «Ну, что это, совсем не старался, как курица лапой». Да уж, я теперь не просто мальчик, понимает ребенок. Не просто мамин и папин, бабушкин и дедушкин любимый Петенька. Я теперь мальчик-лучше-всех-в-классе или мальчик-не хуже-других, или даже мальчик-который-не-тянет. И для родителей это очень важно. Важнее всего остального.

Взрослые люди, вспоминая детство, иногда так и говорят: «Мое детство кончилось, когда началась школа». Или даже так: «Когда началась школа, я потерял родителей. Больше меня для них не существовало, их интересовало только, как я учусь». И дальше может быть история про отличницу, которой не позволялись ни одной четверки, потому что «это позорит семью». Или про двоечника, которому, как теперь, задним числом, понятно, просто нужны были специальные занятия с логопедом по чтению и письму, а тогда, много лет назад, он в одночасье из любимого сына превратился в «горе мое для мамы и в «обнаглевшего бездельника для папы. Это, конечно, крайности, но, так или иначе, почти все дети чувствуют, что вступили со школой и родителями в очень нервную игру, в которой от них очень много ждут, и на кон поставлено самое ценное для ребенка - его отношения с близкими.

Дело отягощается тем, что, как точно подмечено в стихотворении Барто, родители, а особенно бабушки и дедушки сами нередко имеют весьма травматичный опыт советской и российской школы, в традициях которой - обычное, такое естественное для ребенка незнание (не смог отыскать реку на карте) приравнивается к преступлению, становится основанием для приговора: ты двоечник, неудачник, всеобщее разочарование. Кто из нынешних бабушек и дедушек не хотел провалиться сквозь землю под осуждающим. уничтожающим взглядом учителя? Им так хочется подстелить соломки, обезопасить от мучительного опыта своих обожаемых внуков - и они сами не замечая, загоняют ребенка в западню. В результате их внуки боятся школы уже заранее.

Очень хотелось бы, чтобы эта ситуация менялась, и тут многое зависит и от самой школы, но начинать, мне кажется, надо с родителей. Важно чтобы именно они вспомнили, что школа - это учреждение, которое существует на их налоги и для их детей. Ее цель - создать детям условия для полного и радостного развития, а вовсе не оценивать достоинство самого ребенка и его родителей. Если ребенок чего-то не знает или не умеет - так на то и есть школа, чтобы помочь, подсказать, научить, и родители подключатся, если надо будет. Школьные успехи - не цель жизни, и уж точно нельзя позволять им ломать отношения с ребенком и его преставление о себе. Через 20 лет не будет важно, насколько ровно ваш ребенок писал палочки, а вот если на него за ошибки орали, или он видел, что мама сильно разочарована в нем, это может серьезно отразиться на его уверенности в себе и будущих успехах. Если сохранять спокойствие и оптимизм не удается, поскольку свой собственный опыт жизни в треугольнике школа-ребенок-родители был болезненным, позаботьтесь о себе, обратившись за помощью.

По материалам www.psychologies.ru и книг Людмилы Петрановской

Материал к занятию.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.