Мимика бывает. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции. Мимика - средство невербальной утечки информации

13Июн

Что такое Дедукция и Индукция

Дедукция или Дедуктивное умозаключение – это одна из двух основных форм логического рассуждения основанная на идеи о том, что если что-то справедливо для целого класса вещей, то это является справедливым и для всех членов данного класса.

Что такое ДЕДУКЦИЯ – простыми словами. МЕТОД ДЕДУКЦИИ

Простыми словами, Дедукция – это вариант мышления, при котором человек делает определенные логические выводы, основываясь на знаниях о классе вещей в целом, и переносит определенные черты на конкретную вещь. Другими словами, можно сказать что дедукция, это вариант логических рассуждений, направленных от общего к частному.

Несмотря на витиеватость определения, само понятие дедукции является весьма простым, особенно если понимать принцип работы дедуктивного метода. Итак, Дедуктивный метод работает следующим образом: Если мы знаем, что все представители определенного класса обладают каким-то свойством, то при рассмотрении одного из представителей этого класса, справедливо будет предположить, что и он обладает этим свойством. Так к примеру: Если мы знаем, что все люди смертны, а гипотетический Сережа — человек, то, следовательно, он тоже смертен.

Пример ДЕДУКЦИИ

  • У всех птиц есть перья. Попугай – это птица, следовательно, у попугая есть перья;
  • В красном мясе содержится железо. Говядина — красное мясо, поэтому в говядине есть железо;
  • Рептилии – холоднокровные, а змеи, это рептилии. Следовательно, змеи – холоднокровные;
  • Если A = B и B = C, то A = C;

Что такое ИНДУКЦИЯ – простыми словами.

Индукция или Индуктивное рассуждение — это метод построения логического умозаключения основанный на принципе: от частного к общему. Так к примеру, если мы видим, что гипотетический Сережа умер, и он является человеком, то можно предположить, что все люди смертны .

Подведя итог, можно сказать что:
Индуктивные и дедуктивные рассуждения — это два противоположных, но не исключающих друг друга подхода, которые можно использовать для оценки выводов. Дедуктивное рассуждение предполагает наличие общего утверждения, из которого в дальнейшем и строится вывод о частном случае. С другой стороны, индуктивное рассуждение берет за основу серию частных случаев из которых и формируется общая теория. Подходы имеют различия, но важно понимать, что как индуктивное, так и дедуктивное рассуждение может оказаться ложным особенно если исходная предпосылка аргументации неверна. Оптимальным вариантом при построении логических выводов является использование комбинации этих методов.

Мимика

Мимика, как часть выразительных движений, в первую очередь это способ донести нашу эмоцию до окружающих. Чем более разработаны «мимические мускулы» лица - тем более широкий эмоциональный арсенал человека и тем выше его эмоциональная выразительность.

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации . При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или эксперессией , выражением эмоций или просто выразительностью.

Основы понимания мимики

Этимология

О происхождении термина «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впослѣ дствiи установился и другой терминъ: «мимика», «мимическiй», отъ слова: μιμοζ = подражатель, актеръ <...> Такимъ образомъ, терминъ: «мимическiй» имеѣ тъ иное значенiе, чѣ мъ терминъ: «физiогномическiй»; но эта разница не принималась въ разсчетъ въ словоупотребленiи».

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Внешние изображения
Для каждого человека способы мимического выражения в значительной степени всегда останутся индивидуальными.
«У большинства животных лицо - устойчивая маска , но уже у приматов мы видим большее разнообразие лицевых экспрессий (Redican , 1982)». Так, к примеру, у шимпанзе ученые выделяют 8 типических выражений. (Рис.)

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также о силе их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Мышцы и топографические области головы

Особенности мимических мышц:
1) прикрепляются к коже
2) располагаются поверхностно, под кожей
3) не покрыты подкожной фасцией
4) сосредоточены вокруг естественных отверстий черепа

Филогенез и онтогенез в формировании мимики

Особенности мимики у слепых людей

Культурно обусловленные различия в мимике

В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В этнографии это тесно взаимосвязано с «культурой » народа (племени), которая состоит из системы многих характерных особенностей, в частности, способа коммуникации (язык , жесты , мимика).

Историческая справка научных исследований

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии

Методика Э. Боринга и Э. Титченера

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Борингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом (цит. по: Woodworth, Schlosberg, 1955, с. 113). Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым. Однако процент правильных ответов при распознавании разных эмоций был невысок - от 26 до 57 %. В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название FAST {Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей-лба, глаз-век и нижней части лица. Представлены также варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Методика, разработанная Р. Бак

CARAT - методика, разработанная Р. Бак (R. Buck et al., 1972) строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек. В другом тесте, состоящем из 30 коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), испытуемый должен определить, какие эмоции испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.

Метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний»

В. А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, выполняющего задание по этой методике, требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Нужно назвать те экспрессивные признаки, на которые он ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

Как отмечает Лабунская, анализ экспрессивного поведения не всегда осуществляется целенаправленно, а обнаружение признаков - осознанно. Поэтому для уточнения особенностей опознания экспрессивного поведения представляет интерес изучение эталонов с помощью таких методов, как моторная, кинестетическая имитации экспрессивного поведения или графическое изображение экспрессии. Хотя моторная имитация экспрессивного поведения как способ экстериоризации эталона более естественна, она с трудом поддается анализу. Поэтому и в этом случае исследователь вынужден прибегать к переводу языка движений на вербальный язык с целью анализа кинестетических эталонов психических состояний.

В связи с этим в целях диагностики эталонов экспрессивного поведения Лабунской был разработан метод «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Данный метод - это также перевод экспрессивного поведения на язык образов. Однако в этом случае не исчезает спонтанность в экстериоризации эталонов, а исследователь имеет возможность неоднократно обращаться к зафиксированному образу, сравнивать, определять конкретные признаки и инвариантные сочетания экспрессивного поведения.

Виды мимики

  • уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;
  • воле - мышцы окружающие область рта , которые связаны с актами воли;
  • чувству - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

  • непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
  • произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, также, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

  • Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;
  • Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;
  • Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;
  • Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Определяющие выражение лица

Базовые эмоции

По мнению ученых, основных чувств немного и тем не менее отсутствуют классификации эмоций, которую приняли бы все исс"ледователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, однако, попытки определить набор «базовых» эмоций были многих психологов: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер, и во всех случаях предлагалось разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовые эмоции называют врожденными [доказано?], иные элементарными. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

  1. Радость
  2. Грусть
  3. Удивление
  4. Отвращение
  5. Страх
Внешние изображения
Мимика страха , (Арахнофобия)

Основные эмоциональные определения в зависимости от выраженности, которые используются для описания страха и тревоги - беспокойство , испуг , ужас , паника , боязнь, фобия . Однако, человек рассказывая о своих «страхах», своим выражением лица может демонстрировать все что угодно, только не сам страх, например, раздражение, недовольство, страдание, благодушие и даже эйфорию. Еще в XVII веке директор французской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен написал трактат «О методе изображения страстей», где пытался установить, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает то или иное чувство. К примеру, о выражении страха Лебрен писал следующее: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части...» Поэтому субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу, имеет довольно выразительные типические характеристики: глаза округляются, двигаются быстрее (активизируется т.н. поисковая активность); брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения; нижние веки напряжены; от волнения дыхание учащается, а для дополнительного притока кислорода раздвигаются крылья носа.

Взгляд

Использование мимики

Актерское искусство

Мимика в театре, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. Она разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объём и многогранность. В этом отношении, К. С. Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Однако писал: «Учить мимике нельзя» , но «можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц». Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом». Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет.

Мимические изменения лица больных

Учение о мимике в программе подготовки врача является прикладным аспектом общего учения о физиогиомии. Наверное, не следует отвергать этот термин только потому, что в прошлом с ним связаны псевдо- и антинаучные направления. Современная физиогномия располагает полезной информацией, раскрывающей структуру и функции мимики, ее типы и их связь с психической и эмоциональной сферой. Естественно, что молодые врачи критически, даже со значительной долей скептицизма отнесутся к диагностическому использованию мимики, если ее интерпретация будет лишена научных основ. Следовательно, прежде чем рассматривать конкретные подходы к оценке лица больного, необходимо ознакомиться с типичными формами выразительности лица, с принципами ее описания, с критериями душевных переживаний, фиксирующихся на лице. Основываясь на этих общих положениях, врач сможет приступить к тренировке своих способностей. Именно таким путем развивается врачебная интуиция как совокупность опыта и знаний, как высший уровень профессионализма. Взаимоотношения врача и пациента сложны и деликатны. Они относятся к области деонтологии. Однако, составляя по лицу больного представление о его эмоциональных и интеллектуальных качествах, врач обязан помнить, что его собственная мимика, как и его поведение, находятся под контролем пациентов. Врачебная физиогномия не конкурирует с другими современными методами определения психического и физического состояния больного. Она, как и всякое научное направление, имеет свои задачи, свои преимущества. Конечно, врач не полагается в своих заключениях только на субъективный анализ объективных физиогномических данных. Стремясь максимально избежать возможных ошибок в диагнозе, врач синтезирует показания, полученные при помощи различных методов. Вместе с тем врачебная физиогномия безусловно помогает постановке клинического диагноза, дает возможность установить фазы болезни. В этом заключается ее непреходящая ценность, и отказ от нее не облегчил бы работу врача, а способствовал бы упущению возможности контактов с больным, имеющих важное значение для установления взаимного доверия.

Использование motion capture в киноиндустрии

Визуальные характеристики портрета

См. также

Пояснительные примечания

Примечания

  1. «Большая советская энциклопедия ». Статья «Мимика». М: 3-е изд., том 16, 1974 г. - 791 с.
  2. Куприянов В. В., Стовичек Г. В. «Лицо человека: Анатомия, мимика». - М.: Медицина, 1988. - 272 с., ил. ISBN 5-225-00112-2
  3. Никифоров А. «Неврология. Полный толковый словарь». М.: изд-во «Эксмо », 2010. - 464 с. ISBN 978-5-699-36740-5
  4. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве». М.: издательство «Искусство», 1972 - 536 с.
  5. «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». - С.- Пб.: Брокгауз - Ефрон. 1890 - 1907.
  6. - С. - Петербург: типография Ю. Н. Эрлих, 2 - изд-е, 1907 г.
  7. И. А. Сикорский «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» . Киев: Типография С. В. Кульженко, 1904.
  8. Марк Нэпп, Джудит Холл «Невербальное общение: полное руководство». Москва: изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. - 512 с.: ил. ISBN 5-93878-206-6
  9. Ладыгина - Котс Н. Н. «Дитя шимпанзе и дитя человека» - М.: изд-во «Государственного Дарвиновского музея», . - 596 с., илл.
  10. Von Christian Weber «Mimik deuten: Ins Gesicht geschrieben». Von 2009.08.14 (нем.)
  11. Psychologie: Asiaten können Mimik schwerer deuten. Von 2009.08.14 (нем.)
  12. Г. В. Бабаян, К. Е. Халин, С. К. Исламгалиева «Культурология (конспект лекций)». М.: изд-во «Экзамен» - 2009

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

Экология жизни. Психология: Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Данная публикация посвящена языку жестов и мимики, которому отведена существенная роль в изучении психологии человека.

Психология мимики и жестов

Как известно, в человеческом обществе люди не могут жить без общения друг с другом. С развитием цивилизации формы общения также развиваются, совершенствуются, изменяются. Но есть среди них те, которые существовали и существуют на всех этапах жизни человечества, от самых древних в момент его зарождения - и до нынешнего времени. К такой форме общения относится язык мимики и жестов.

Оказывается, что психология мимики и жестов настолько широка и разнообразна, что может нам рассказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Языком жестов и мимикой, открытой или закрытой позой или, например, красивой улыбкой иногда передаётся гораздо больше информации, чем непосредственно речью. Кроме того, существуют мельчайшие детали языка мимики и психологии жестов, которые просто невозможно сравнивать с речевым общением. Всё это говорит о том, что изучая психологию человека, имеет смысл обратить особое внимание на этот способ общения и передачи эмоций, который во многом отражает психологический портрет личности.

Язык жестов

Язык жестов и мимика человека, то есть то, благодаря чему мы можем понимать друг друга без слов, называется невербальным (бессловесным, неречевым) общением. В психологии к такому типу коммуникации относится выражение лица, движение рук, положение тела, походка и т.д. Анализ всех этих составляющих языка жестов и их значений как раз и даст нам описание характера человека, его настроения, его основных черт. При этом какие-то элементы отражают сиюминутные характеристики, как например жесты и мимика лжи, а какие-то соответствуют определённому типу темперамента или более общим свойствам личности (например, небрежная походка с раскачиванием плеч говорит о самовлюблённой и эгоистичной натуре).

Особую роль в психологии жестов играет мимика лица и глаз, а также движение головы.

Положение головы

Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.

Подчёркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.

Запрокинутая голова - это вызов окружающим, готовность к активным действиям.

Склонённая набок голова - готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчинённого.

Свисающая вниз голова - это слабость, безволие.

Мимика лица и глаз

Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.

Прикрытые глаза - это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.

Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.

Прямой взгляд, обращённый к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.

Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.

Взгляд снизу при склонённой голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.

Взгляд снизу при согнутой спине означает покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз в психологии жестов - это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнёру.

Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины.

Опущенные вниз уголки рта на языке мимики означают негативное отношение к жизни, пессимизм.

Приподнятые уголки рта - это символ позитива, живого и весёлого характера.

Язык жестов: руки

В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

Ладонь, открытая кверху, - символ объяснения, убеждения.

Руки, свисающие вдоль тела, - пассивность, безволие.

Руки, заложенные за спину, - неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.

Руки, спрятанные в карманах, - попытка скрыть, неуверенность в себе.

Рука, сжатая в кулак, - концентрация внимания, самоутверждение.

Потирание рук в психологии означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.

Движение рук, закрывающее глаза или лицо, - это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Язык жестов: плечи

Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность. Существуют и другие примеры, относящиеся к группе жестов неуверенности, которые человек невольно демонстрирует, если сомневается в принятии решения, совершении выбора, если его что-то беспокоит или тревожит.

Плечи, спадающие вперёд, - знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.

Свободное движение плечами - уверенность в себе, внутренняя свобода.

Отведение плеч назад - в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку, жизненную активность.

Впалая грудная клетка - признак замкнутости и угнетённости.

Походка

Согласно данным психологов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно.

Быстрая походка с размахивающими руками соответствует таким качествам, как целеустремлённость, уверенность, активность.

Походка с руками в карманах и "волочением ног" свидетельствует о скрытом характере и угнетённом состоянии духа.

Широкие шаги при ходьбе означают ясность целей, предприимчивость, энергичность.

Короткие шаги - признак сдержанности, осторожности, расчётливости.

Ритмичная походка с выраженным движением бёдер выдаёт самоуверенную и самовлюбленную личность.

В человеке, шаркающем ногами, психология отмечает вялость, леность и медлительность.

Угловатая "деревянная" походка - признак самодостаточного и позитивного человека.

Психология человека: жесты и мимика

В психологии существует ещё огромное количество элементов языка жестов и их особенностей, которые очень многое могут рассказать о человеке. Рассматривать весь набор этого списка мы здесь не будем.

Заметим лишь в заключении, что психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры. И, может быть, именно поэтому язык мимики и жестов, несмотря на то, что его обычно никто специально не изучает, так знаком и близок нам с раннего детства. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

  • Ми́мика (от др.-греч. μῑμέομαι - подражать) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на её соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым <...> К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояниий человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа - это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов <...>» (Воробьев В. П.). С художественной и театральной же точек зрения, мимика - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения<...>», «путём жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

    В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или эксперессией, выражением эмоций или просто выразительностью.