Михаил Танич, биография, новости, фото! Танич михаил исаевич

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Танича Михаила

Детство

Родился 15 сентября 1923 г. в г.Таганроге. Когда годам к десяти перед Михаилом встал вопрос: "кем быть", в футбольном и чеховском Таганроге ответом могло быть всего два - футболистом или писателем. Несмотря на два больших металлургических завода, мало кто мечтал быть сталеваром. И будущий поэт написал свой первый опус. Это было что-то вроде пьесы в стихах о Павлике Морозове, разумеется, обличавшее кулаков. Может быть, устыдившись этой своей позиции, Танич надолго и беззаветно отдался футбольному мячу. В дальнейшем всегда старался быть не "за", а "против" чего бы то ни было.

Война

В 1942 году Михаила призвали в действующую армию. Воевал на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. В составе 33-й истребительно-противотанковой бригады прошел путь от Белоруссии до Эльбы. В декабре 1944 года, по словам самого Танича, был едва не похоронен заживо в братской могиле после тяжелого ранения.

В городе Бернбурге, вскоре после Победы, 21-летний Михаил познакомился с молодой немкой Эльфридой Лане. Не женился на ней, хотя закон, запрещающий браки с иностранцами, был принят только через два года. В начале 1980-х, приехав в ГДР, хотел встретиться с Эльфридой, но та жила в ФРГ. Танич встретился с ее тетей, бывшей владелицей ресторана, где он и познакомился с Эльфридой, подарил пластинку с песнями на свои стихи.

Лагерь

После окончания войны поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). В дружеской компании он сказал, что немецкие машины лучше наших ; один из услышавших это донес на него. Танич же был «полон надежд и планов, просто здоровья, впереди - вся жизнь с ее тысячей вариантов» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»).

В тюрьме, а потом - в лагере (в районе Соликамска, на лесоповале) Танич провел полученные им шесть лет.

Через много лет он неожиданно сказал в телеинтервью: «Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать» .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Успех

После успеха первой же песни автору "Текстильный городок", как говорится, покатило. Всего несколько названий: "Любовь-кольцо", "Что тебе сказать про СахалинN", "Черный кот", "Зеркало", "Как хорошо быть генералом", "Идет солдат по городу", "Черное и белое", "Возьми меня с собой", "Не забывай", "На дальней станции сойду", "Проводы любви", "Птичий рынок", "Комарово", "Узелки", "Погода в доме", появились циклы песен: "Песни Анки-пулеметчицы", "Лимита", "Лесоповал" (с этой группой М.Танич работает и по сей день).

Совместное творчество

М.Танич работал почти со всеми известными советскими композиторами и ведущими артистами эстрады, театра и кино. Композиторы-соавторы - Я.Френкель, А.Островский, О.Фельцман, Ю.Саульский, В.Соловьев-Седой, Н.Богословский, И.Николаев, Р.Горобец. Солисты - , Э.Хиль, и другие.

Интересные факты

Героем песни «Витёк», которую написал на стихи Михаила Танича композитор и певец Игорь Демарин, является ближайший друг детства поэта Виктор Агарский.

Танич с детства и до самой смерти очень любил футбол. В детстве же, по словам поэта: «Для меня он был всем - и гоголь-моголем, и сказкой Арины Родионовны».

Вскоре после того, как стал популярен его первый шлягер «Текстильный городок», Танич, покупая пирожное, неожиданно услышал, что продавщица ларька поет песню. Он не удержался и сказал, что это его песня. Она не поверила и ответила: «Мордой не вышел!»

На полученные за год исполнения в эфире «Текстильного городка» 220 рублей (уже после деноминации 1961 года) Танич тут же купил в магазине «Мебель» чехословацкую кровать и полированную тумбочку. Были истрачены все деньги, однако Танич считал, что получил мебель задаром.

«Мы влюбились и женились под вашу песню „На тебе сошелся клином белый свет“» , сказала Таничу жена писателя Виля Липатова.

Давая интервью западному журналисту и отвечая на вопрос «Как вы относитесь к советской массовой песне?» , ответил: «Я ее не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня „На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет…“. И целых три автора!..» . Имелись в виду композитор Оскар Фельцман, совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать ещё раз такую всенародно любимую песню! Ее спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но лишь посмеялся над нами» .

В своей книге Танич очень хорошо отозвался об и , однако упомянул только по этому поводу, ничего не написав о своем отношении к его творчеству. Почти через четырнадцать лет после смерти , на поминках по Шаферану, к Таничу подошла незнакомая ему семейная пара. Они представились друзьями Высоцкого и его старшего сына, сказали, что Высоцкий незадолго до смерти называл свое интервью ошибкой, «просил извиниться за него перед авторами» , сам хотел это сделать.

В Главпуре Танича просили, чтобы на его творческом вечере в Венгрии, в группе наших войск, не исполнялась песня «Как хорошо быть генералом». Причина - она не нравится генералам. «А полковникам нравится!» , ответил Танич.

Поэт Владимир Цыбин, по определению Танича «не из худших в длинном списке Союза писателей» , сказал в его присутствии: «Вот и ещё одного потеряли» . Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушел!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушел, в песню - погиб для настоящей поэзии. А Толя, между прочим, и всегда в песне не был посторонним, и до сих пор у него это неплохо получается. У Цыбина - нет, а у Толи - да!» .

Слегка приблатненная песня «Неточка Незванова» из репертуара «Лесоповала» может показаться издевательством над , автором одноименного романа. Но не закончил свой роман, поскольку был арестован и осужден по политическому обвинению (конкретно - всего лишь за чтение в кружке петрашевцев письма Белинского к Гоголю), оказался на каторге. В судьбе Танича немало похожего.

Смерть поэта

На 85 году жизни остановилось сердце любимого автора популярных в народе песен, основателя группы "Лесоповал" Михаила Танича. Михаил Исаевич почувствовал себя плохо еще во вторник, и "скорая" сразу же доставила поэта в реанимацию Боткинской больницы. Рядом с ним все эти часы находилась его нежно любимая супруга Лидия Козлова, которая на протяжении почти полувека оставалась его единственной музой.

Память

20 апреля 2008 память страстного болельщика футбольного клуба ЦСКА, автора строк «Армия должна быть первой, / Армия не может быть второй», почтили минутой молчания перед матчем 6-го тура Чемпионата России.

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.

Михаил Танич. Еще раз про любовь

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем . Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская , и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.

Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский . Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов. Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.


Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.

Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом. За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

(1924-2008) российский поэт-песенник

Михаил Исаевич Танич родился в Таганроге, но его детство прошло в Ростове. Оно закончилось, едва Михаилу исполнилось 14 лет: в 1938 году арестовали его отца, а чуть позже - мать. Михаил стал жить у родственников. Стихи он начал сочинять еще в школе и даже свое выпускное сочинение написал как поэму.

Еще одним его увлечением на протяжении всех школьных лет был футбол. Как и многие сверстники, он хотел стать известным футболистом, выступал за школьную команду на всех соревнованиях, да и учитель физкультуры прочил ему спортивную карьеру.

Однако все эти планы нарушила война. Михаил Танич получил аттестат зрелости 22 июня 1941 года. По возрасту он не подлежал призыву, поэтому вместе с родственниками остался в Ростове. Там он поступил в Институт инженеров транспорта, но вскоре вместе с другими сокурсниками был эвакуирован в Тбилиси.

Здесь Михаил Исаевич Танич буквально осаждает военкомат и все-таки добивается того, чтобы его направили в Тбилисское артиллерийское училище. После сокращенного курса обучения, Танич становится сержантом и отправляется на фронт в должности командира противотанкового орудия. Первый бой он принял в Прибалтике, под Шауляем.

Почти всю войну Михаил Танич прошел, сражаясь на передовой. Ему повезло - только один раз он получил серьезную контузию и несколько месяцев лечился в тылу, но потом снова вернулся на фронт.

Войну Михаил Танич закончил в Берлине в должности командира противотанкового взвода. После демобилизации осенью 1945 года он вернулся к родственникам в Ростов, где его ждала мать, которую к тому времени только что освободили.

Михаил Исаевич Танич поступил на архитектурный факультет Ростовского инженерно-строительного института, но проучился там чуть больше года. На втором курсе его арестовали и осудили на шесть лет лишения свободы по 58 статье «за антисоветскую деятельность». В лагере он познакомился с художником К. Ротовым, и они вместе начали выпускать рукописный журнал «Крокодил»: Ротов рисовал, а Танич писал стихи.

После освобождения он не смог вернуться в Ростов, так как ему запретили жить в 39 городах страны. Он устроился работать слесарем на строительстве электростанции в городе Волжском, а в свободное время писал стихи. Ему удалось напечатать некоторые из них в местной газете, а вскоре он становится там постоянным автором.

В Волжске Михаил Танич познакомился со своей будущей женой Лидией Козловой. Она работала на строительстве электростанции, позже пришла в литературу и тоже стала поэтом. Ее песни «Снег кружится» и «Перекати-поле» стали шлягерами, а написанная на ее стихи песня «Айсберг» вошла в репертуар А. Пугачевой.

Когда Михаила Танича реабилитировали, он переехал вместе с женой в Москву. Тогда как раз началось увлечение авторской песней, и Танич решил попробовать свои силы в новом виде творчества. Первые опыты оказались удачными, его поддержал А. Галич. Позже оказалось, что Танич является прирожденным поэтом-песенником.

Вначале его приглашали писать подтекстовки к музыке известных композиторов. Конечно, писать текст на готовую музыку технически сложнее, но для поэта это была настоящая школа. Первым композитором, с которым Танич начал сотрудничать напрямую, стал Ян Френкель . Вместе они написали популярную песню «Бросаю камешки с кругого бережка». Чуть позже вместе с композитором Ю. Саульским, Михаил Исаевич Танич написал первый отечественный твист - песню «Черный кот».

Дебютом поэта на радио, а соответственно, и выходом на широкую аудиторию стал знаменитый «Текстильный городок». Работая в передаче «С добрым утром», Михаил Танич познакомился с А. Пугачевой и вместе с композитором Р. Мерабовым написал песню «Робот», которая, в свою очередь, стала дебютом певицы на радио.

С середины шестидесятых годов песни Михаила Танича широко зазвучали с эстрады. Их исполняли И. Кобзон, М. Кристаллинская, Э. Хиль. Сотрудничество с Кобзоном продолжается до сих пор, хотя временами им приходилось расставаться. Так, в семидесятые годы требовались пафосные, а не лирические песни. Танич же никогда не писал ни о БАМе, ни о строительстве новых ЛЭП, и даже после поездки на Сахалин, когда от него ждали песни о нефтяниках, он написал трогательную «Ну что тебе сказать про Сахалин?»

Трудно назвать исполнителя, который бы не имел в своем репертуаре песни Михаила Исаевича Танича. Их поют А. Малинин, И. Кобзон, А. Пугачева. Л. Долина, В. Сюткин, И. Понаровская, Л. Вайкуле, другие известные исполнители. Вышло уже около 20 пластинок с его песнями, а фирма «Мелодия» в признание заслуг поэта вручила ему «Золотой диск».

В 1991 году Михаил Танич решил осуществить собственный музыкальный проект и организовал группу «Лесоповал», для которой написал несколько десятков песен. Они резко отличаются от созданного ранее своим автобиографическим настроем. Герой песен - человек, прошедший лагеря, который рассказывает о своей жизни, о пережитом, но делает это без излишнего трагизма и надрыва, скорее с легкой иронией: прошлое для него уже отболело. Танич сам исполняет эти песни, в чем его убедила группа, ведь такие личные переживания может передать только автор.

Особая страница его творчества - песни для кино. Впервые они прозвучали в 1965 году в картине «Женщины». Потом последовали другие работы, а песня «Мы выбираем, нас выбирают» из картины «Большая перемена» стала хитом. Самая крупная работа поэта в кино - создание мюзикла «Свадьба Соек» по мотивам грузинского фольклора. А всего песни Танича исполнялись более чем в тридцати фильмах.

Жизнь композитора сложилась так, что он не остается без работы ни одного дня: ездит на гастроли с группой «Лесоповал», записывает альбомы.

Своей главной опорой в жизни Михаил Исаевич Танич считает жену - она первый слушатель и критик всех его песен. У них две дочери: одна одаренная художница, другая - талантливый музыкант. Есть внуки. Композитор предпочитает работать в домах творчества, где его ничто не отвлекает, или на даче в Юрмале. В 1998 году было торжественно отмечено семидесятипятилетие одного из популярнейших поэтов-песенников нашей страны. На «площади звезд» у концертного зала «Россия» была заложена звезда с именем Танича.

Молодость

Родился в Таганроге. «Дед по отцу был набожным евреем-ортодоксом… Он постоянно молился…» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду», М., «Вагриус», 2000). Существовала семейная легенда о том, что дед хорошо знал Шолома-Алейхема и «будто бы именно у него во время погромов в Одессе сгорела доверенная на хранение библиотека уехавшего в Штаты писателя» (там же).

Отец Михаила Танича - Исай (Исаак) Самойлович Танхилевич - был красноармейцем во время гражданской войны, в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК, затем, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, - начальником управления коммунального хозяйства Таганрога; расстрелян по обвинению в хищении социалистической собственности в особо крупном размере (6 октября 1938). Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у другого деда, ее отца - бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Трескунова, проживавшего теперь в Ростове-на-Дону. Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года.

В 1942 году Михаила призвали в действующую армию. Воевал на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. В составе 33-й истребительно-противотанковой бригады прошел путь от Белоруссии до Эльбы. В декабре 1944 года, по словам самого Танича, был едва не похоронен заживо в братской могиле после тяжелого ранения.

В городе Бернбурге, вскоре после Победы, 21-летний Михаил познакомился с молодой немкой Эльфридой Лане. Не женился на ней, хотя закон, запрещающий браки с иностранцами, был принят только через два года. В начале 1980-х, приехав в ГДР, хотел встретиться с Эльфридой, но та жила в ФРГ. Танич встретился с ее тетей, бывшей владелицей ресторана, где он и познакомился с Эльфридой, подарил пластинку с песнями на свои стихи.

После окончания войны поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). В дружеской компании он сказал, что немецкие машины лучше наших; один из услышавших это донес на него. Танич же был «полон надежд и планов, просто здоровья, впереди - вся жизнь с ее тысячей вариантов» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»).

В тюрьме, а потом - в лагере (в районе Соликамска, на лесоповале) Танич провел полученные им шесть лет.

Через много лет он неожиданно сказал в телеинтервью: «Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать».

Творческая деятельность

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

Быстро развелся с первой женой Ириной, которая, по его признанию, не ждала его, как Пенелопа, пока он «мотал свой лесоповальный срок» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В тридцать три года женился на восемнадцатилетней Лидии Козловой, с которой познакомился на вечеринке. Она спела под гитару, подобрав подходящие мелодии, две песни на его стихи, назвав «нашим поэтом» и понятия не имея, что автор находится рядом.

Тогда же, в 1956 году, Танич получает реабилитацию. Супруги отправляются в Москву, где Михаил Исаевич работал на радио и в прессе. Первый сборник стихов вышел в 1959 году. В начале 1960-х стала очень популярной его песня, написанная в соавторстве с композитором Яном Френкелем - «Текстильный городок», которую исполняли Раиса Неменова, Майя Кристалинская. С Френкелем Танич встретился в коридоре «Московского комсомольца». Танич писал, что не знает, как сложилась бы его судьба без этой встречи (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В дальнейшем нашел и других соавторов-композиторов, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Совместно с Юрием Саульским поэт написал шлягер «Черный кот», ставший своеобразной визитной карточкой Танича (в конце видеоклипа «Узелки» Алёны Апиной появляется черный кот). Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем еще юная Алла Пугачёва.

Как вспоминает вдова поэта Лидия Козлова, когда после прослушивания Юрия Антонова в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поет вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». «После этого», как говорит Козлова, «Антонова „клевали“, но уже поменьше». Совместно с Антоновым Танич написал только две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых (другим же их общим хитом Антонов любит завершать свои концерты).

Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанное совместно с Серафимом Туликовым «Объяснение в любви», единственную патриотическую песню поэта. Он полностью отвергал коньюнктуру и долго шел к этой серьезной теме.

Уроженец Сахалина Игорь Николаев, приехав в Москву, часто бывал в доме Танича и его жены Лидии Козловой, на чьи стихи написал свой первый хит «Айсберг». Сотрудничал он и с самим Таничем; основой хита «Комарово» стало стихотворение из подаренного поэтом сборника.

В 1985 году Танич помог Владимиру Кузьмину, который благодаря песне на его стихи впервые выступил на телевидении, в конкурсе «Песня года». В середине 1980-х Танич стал сочинять стихи для самых популярных тогда композиторов, Давида Тухманова и Раймонда Паулса. Он хотел помочь и Александру Барыкину, который со своей группой «Карнавал» первым записал совместную песню Паулса и Танича «Три минуты». Но песня, видимо, не нравилась Барыкину; он спел ее без каких-либо эмоций. И известными «Три минуты» стали в исполнении Валерия Леонтьева. Игорь Саруханов снял свой первый видеоклип на собственную песню «Парень с гитарой», автором стихов в которой был Танич.

В дальнейшем Танич сотрудничал с Алёной Апиной, которую поэт считал «своей певицей», как и Ларису Долину, с композитором Русланом Горобцом, Аркадием Укупником, Вячеславом Малежиком, продолжал свое давнее сотрудничество с Эдитой Пьехой. Организовал группу «Лесоповал», лидером которой был композитор и певец Сергей Коржуков, трагически погибший в 1994 году. Группа получила второе рождение через год благодаря новому солисту Сергею Куприку и композитору, аранжировщику, мультиинструменталисту Александру Федоркову, хотя, по мнению некоторых, она дискредитировала Танича.

«„Белый лебедь на пруду“ - замечательная песня, а остальное… Меня раздражает блатняк, написанный на высоком поэтическом уровне (которого часто, правда, перестает выдерживать). Он меня раздражает и у Высоцкого, у Розенбаума, но для обоих это было начало творчества, а не его конец. К „Лесоповалу“ так отношусь не только я; мне подобное говорили, и я подобное один раз даже читал. Альбом Алёны Апиной - та же история; почти все песни написал Коржуков. „Парень из нашего города“ („…парень из нашей братвы“) - вообще кощунство, учитывая, что так же называется знаменитая пьеса Симонова, которую и Марк Захаров в Ленкоме ставил. Этим не только я возмущался. Лишь „Узелки“ (тоже замечательная песня) своим присутствием как-то оправдывают альбом. Но „Белый лебедь“, некоторые другие исключения из правил не могут оправдать целый десяток альбомов, где и тема любви (если это можно назвать любовью) приобрела блатной характер. Кстати, „Узелки“ и „Белый лебедь“ показывают, каким могло быть соавторство Танича и Коржукова, если бы в искусстве сохранилась такая важная вещь, как определенный запрет (что не я придумал). Впрочем, и при полной отмене цензуры запрет можно поставить самому.

Мне очень жаль, потому что я ценю многие предыдущие песни на стихи Михаила Танича („Даже звезды не выше любви“ - всего одна строчка). У него и в начале девяностых были такие шедевры, как „Айседора Дункан“ и „Тоннель под Ла-Маншем“. Но потом появился „Лесоповал“. И другие новые песни Танича на этом фоне как-то поблекли».

(Вадим Николаев, «Заметки о российской песне»)

Блатняком песни «Лесоповала» назвала и журналистка Капитолина Деловая, получившая за это «пинки и тычки», как написала другая журналистка Соня Соколова (досталось, утверждает Соколова, также композиторам). «…а что это, как не блатняк?..», удивляется Соколова.

«Лесоповал» был главным проектом Михаила Танича в конце его жизни. Группа выпустила шестнадцать номерных альбомов (последний - уже после смерти Танича), поэт написал для них больше 300 песен. После смерти Коржукова песни на стихи Танича писали как известные композиторы, так и музыканты группы. «Лесоповал» стал чаще отходить от так называемого русского шансона, Танич и Федорков написали песню «Был пацан…» о солдате, погибшем на чеченской войне.

«Лесоповал» продолжает выступать и после смерти своего продюсера (как говорит Лидия Козлова, он был не продюсером, а отцом), несмотря на уход Федоркова и Куприка. По ее же словам, Танич оставил много стихов для песен. Готовится новый альбом.

Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года, автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году, тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». В 2000 году выпустил книгу мемуаров «Играла музыка в саду» (издательство «Вагриус», серия «Мой 20 век»). Эту книгу Танич писал (или, скорее, диктовал) в больнице, будучи уже тяжело болен.

Михаил Танич умер 17 апреля 2008 года в Москве, причиной смерти стала хроническая почечная недостаточность. Похоронен 19 апреля 2008 года на центральной аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

Интересные факты

  • Героем песни «Витёк», которую написал на стихи Михаила Танича композитор и певец Игорь Демарин, является ближайший друг детства поэта Виктор Агарский.
  • Танич с детства и до самой смерти очень любил футбол. В детстве же, по словам поэта: «Для меня он был всем - и гоголь-моголем, и сказкой Арины Родионовны».
  • Вскоре после того, как стал популярен его первый шлягер «Текстильный городок», Танич, покупая пирожное, неожиданно услышал, что продавщица ларька поет песню. Он не удержался и сказал, что это его песня. Она не поверила и ответила: «Мордой не вышел!»
  • На полученные за год исполнения в эфире «Текстильного городка» 220 рублей (уже после деноминации 1961 года) Танич тут же купил в магазине «Мебель» чехословацкую кровать и полированную тумбочку. Были истрачены все деньги, однако Танич считал, что получил мебель задаром.
  • «Мы влюбились и женились под вашу песню „На тебе сошелся клином белый свет“», сказала Таничу жена писателя Виля Липатова.
  • Давая интервью западному журналисту и отвечая на вопрос «Как вы относитесь к советской массовой песне?», Владимир Высоцкий ответил: «Я ее не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня „На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет…“. И целых три автора!..». Имелись в виду композитор Оскар Фельцман, совместно написавшие стихи Михаил Танич и Игорь Шаферан. Танич возмущался: «Дай Бог мне написать еще раз такую всенародно любимую песню! Ее спел 170-миллионный хор! Такие песни неподсудны, но Высоцкий лишь посмеялся над нами» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»). В своей книге Танич очень хорошо отозвался об Александре Галиче и Булате Окуджаве, однако Высоцкого упомянул только по этому поводу, ничего не написав о своем отношении к его творчеству. Почти через четырнадцать лет после смерти Высоцкого, на поминках по Шаферану, к Таничу подошла незнакомая ему семейная пара. Они представились друзьями Высоцкого и его старшего сына, сказали, что Высоцкий незадолго до смерти называл свое интервью ошибкой, «просил извиниться за него перед авторами» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»), сам хотел это сделать.
  • В Главпуре Танича просили, чтобы на его творческом вечере в Венгрии, в группе наших войск, не исполнялась песня «Как хорошо быть генералом». Причина - она не нравится генералам. «А полковникам нравится!», ответил Танич.
  • Поэт Владимир Цыбин, по определению Танича «не из худших в длинном списке Союза писателей», сказал в его присутствии: «Вот и еще одного потеряли». Танич подумал, что кто-то умер, но оказалось: Анатолий Поперечный «в песню ушел!». Танич иронически прокомментировал это в своей книге: «…семья поэтов потеряла своего, к чужим ушел, в песню - погиб для настоящей поэзии. А Толя, между прочим, и всегда в песне не был посторонним, и до сих пор у него это неплохо получается. У Цыбина - нет, а у Толи - да!» (Михаил Танич, «Играла музыка в саду»).
  • Слегка приблатненная песня «Неточка Незванова» из репертуара «Лесоповала» может показаться издевательством над Федором Михайловичем Достоевским, автором одноименного романа. Но Достоевский не закончил свой роман, поскольку был арестован и осужден по политическому обвинению (конкретно - всего лишь за чтение в кружке петрашевцев письма Белинского к Гоголю), оказался на каторге. В судьбе Танича немало похожего.

Песни на стихи М. Танича

  • «А любовь права» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов, Галина Невара
  • «А ты не летчик» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина (Анка)
  • «Айседора» (муз. Е. Ваниной) - исп. Александр Малинин
  • «Ангел» (муз. И. Николаева) - исп. Александр Кальянов
  • «Анка» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Америке» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка в Думе» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анка-нэп» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Анютины глазки» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Аты-баты» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик), Эдуард Хиль
  • «Аэропорт» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Базара нет» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Балалайка» (муз. И. Николаева) - исп. Алла Пугачёва
  • «Баня» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солисты - Валерий Дурандин и Алексей Глызин)
  • «Бархатный сезон» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Белая черемуха» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Белый свет» (″На тебе сошёлся клином белый свет…″) (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон
  • «Билет на самолет» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Бля» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Брачная газета» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Будь первым» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Будь, что будет» (муз. Я. Френкеля) - исп. Аида Ведищева
  • «Был пацан…» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «В заброшенной таверне» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «В саду играет музыка» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Вечеринка» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Винторез» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Витёк» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, Любовь Успенская
  • «Влюблённый гарнизон» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валентин Будилин
  • «Возьми меня с собой» (муз. А. Мажукова) - исп. Анне Вески, Любовь Успенская
  • «Воробьи» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина
  • «Воровской закон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Воруй, Россия!» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Всюду только ты» (муз. С. Березина) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Выдумал тебя» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Год за два» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Годы не стареют» (муз. А. Мажукова) - исп. Лев Лещенко
  • «Голубика» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Гости» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Группа крови» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Гуси-лебеди» (муз. Я. Френкеля) - исп. вокальный квартет «Советская песня», Тульский государственный хор
  • «Да-да-да-да» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов)
  • «Дарю тебе Москву» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Пламя», ВИА «Надежда»
  • «Дачный роман» (муз. В. Быстрякова) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Двое» (муз. В. Рубинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Девочка секонд-хэнд» (муз. А. Пугачёвой) - исп. Алла Пугачёва
  • «Девятиметровушка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Девятое мая» (муз. С. Павлиашвили) - исп. Сосо Павлиашвили
  • «Дельфины» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Детектив» («Спасите, спасите, спасите…») (муз. В. Шаинского) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»
  • «Диета» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Днем и ночью» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Добры молодцы»
  • «Дождь» (муз. К. Брейтбурга) - исп. Алёна Апина
  • «Домовой» (муз. Л. Мерабова) - исп. Клавдия Шульженко
  • «До свидания» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Доска Почета» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Если бы…» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля
  • «Есть закон у тайги» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Красные маки»
  • «Жены рыцарей» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Женька-спонсор» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина
  • «Живут Магелланы в России» (муз. Я. Френкеля) - исп. Юрий Гуляев
  • «Заповедь» (муз. С. Кержукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Загляните на Гаити (Порт-о-Пренс)» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик, Валерий Леонтьев
  • «Занавес» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Здравствуй и прощай» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Зеркало» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев), Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Золотое сердце» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Зона оцепления» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Идет солдат по городу» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко
  • «Кажется» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Как тебе служится?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская, Ирина Бржевская, Валентина Дворянинова, Валентина Толкунова
  • «Как хорошо быть генералом» (муз. В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль, Вадим Мулерман
  • «Картишки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Карусель» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Кликуха» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Когда мы любим» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Когда я приду…» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Комарово» (муз. И. Николаева) - исп. Игорь Скляр, Валерий Леонтьев
  • «Кони в яблоках» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков), группа «Непоседы»
  • «Конкурс красоты» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Королева Марго» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Король сочиняет танго» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Кормилец» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Красавчик» (муз. В. Сюткина) - исп. Валерий Сюткин
  • «Кума» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесом, полем» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Лесоповал» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Лесорубы» (муз. А. Островского) - исп. Эдуард Хиль
  • «Личное свидание» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Любить обещаю» (муз. Р. Горобца) - исп. Филипп Киркоров
  • «Любо-дорого» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Любовь - кольцо» (муз. Я. Френкеля) - исп. Нина Бродская
  • «Мама-улица» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Марадона» (муз. Р. Горобца) - исп. Анне Вески
  • «Мармеладная сказка» (муз. В. Малежика) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик)
  • «Массовка» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Маяк» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Мне красивого не надо» (муз. Э. Ханка) - исп. Александра Стрельченко, вокальный квартет «Улыбка»
  • «Мои проблемы» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина
  • «Молитва» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Морская песенка» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко
  • «Моряк сошел на берег» (муз. А. Островского - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль
  • «Москвичка» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Мост качается» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «На дальней станции сойду» (муз. В. Шаинского) из к/ф «По секрету всему свету» - исп. ВИА «Пламя», Геннадий Белов
  • «Назови меня красавицей» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Анциферова
  • «Накрой мне плечи» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Налог» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «На последнем сеансе в кино» (муз. Е. Доги) - исп. Лариса Долина
  • «Наша дискотека» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Наша жизнь» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Наша песня» (муз. В. Гамалия) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман)
  • «Наши девчонки» (муз. Я. Френкеля) - исп. Виктор Вуячич
  • «Не жалей» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев)
  • «Не забывай» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и группа «Аракс»
  • «Нелюдимая» (муз. А. Басилая) - исп. Вахтанг Кикабидзе, Александр Басилая
  • «Не обижайся на меня» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин)
  • «Не привыкай» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Не раскачивай лодку» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. Александр Кальянов
  • «Не теряйте любимых» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник
  • «Неточка Незванова» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Не хлопай дверью» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Новоселье» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ноль градусов» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Норильск» (муз. Д. Тухманова) - исп. Феликс Царикати
  • «Ну, что тебе сказать про Сахалин?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Ян Френкель
  • «Обижаюсь» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Объяснение в любви» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Одесса» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Одесса» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Ожидание любви» (муз. В. Матецкого) - исп. Екатерина Семёнова и ВИА «Веселые ребята» (солист - Алексей Глызин)
  • «Осенние цветы» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина
  • «Палаточный город» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Парень из нашего города» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Парень с гитарой» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов
  • «Пароходы» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев, Игорь Николаев
  • «Паутиночка» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Валентина Толкунова
  • «Первая любовь» (муз. С. Алиевой) - исп. Любовь Привина
  • «Первая обида» (муз. А. Укупника) - исп. Анжелика Ворум
  • «Первый срок» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Переменные дожди» (муз. Р. Горобца) - исп. Алексей Глызин
  • «Песенка друзей» (муз. А. Бабаджаняна) - исп. Анатолий Королёв
  • «Песня нашего лета» (муз. В. Матецкого) - исп. София Ротару и ВИА «Веселые ребята»
  • «Песня о дружбе» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Песня о кино» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес
  • «Петька» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Письмо учительнице» (муз. Я. Френкеля) - исп. Владимир Макаров, Геннадий Каменный
  • «Платок» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Повезло!» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов
  • «Побег» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «По грибы» (муз. В. Гамалия) - исп. Алла Пугачёва, Анна Герман, Гелена Великанова
  • «Погляди мне в глаза» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Погода в доме» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Подорожник» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «Подружка» (муз. И. Демарина) - исп. Ирина Аллегрова
  • «Пол-коечки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Политпросвет» («Товарищ Фурманов») (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина
  • «Помни обо мне» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»
  • «По морозу, по зиме» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Попутка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Посылочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Потерянный рай» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Похожа на мечту» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Почему я сказала вам нет?» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Признание в любви» (муз. С. Туликова) - исп. Виктор Вуячич, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская
  • «Притяжение любви» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Причесочки» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Провинциалка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Проводы любви» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Проехали» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Пропиши меня, Москва!» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Прости меня» (муз. А. Укупника) - исп. Ирина Понаровская, Лариса Долина
  • «Простой сюжет» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Просто танго» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Птичий рынок» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Раба любви» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага
  • «Радовать» (муз. А. Днепрова) - исп. Анатолий Королёв, Анатолий Днепров
  • «Радуга» (муз. А. Флярковского) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Валентина Толкунова
  • «Разберемся» (муз. Р. Горобца) - исп. Яак Йоала
  • «Развод» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Разгуляй» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина
  • «Ревнуй меня» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ресторан» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Ринг» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин)
  • «Рита-Рита-Рита-Маргаритка» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Робот» (муз. Л. Мерабова) - исп. Алла Пугачёва
  • «Росинка» (муз. О. Молчанова) - исп. Алёна Апина
  • «Рыцарская песня» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Кочергина
  • «Рябиновая настоечка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская
  • «С тобой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Поют гитары»
  • «Самолет-самолет» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко
  • «Сапожки русские» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Лядова и Нина Пантелеева
  • «Секундомер» (муз. И. Николаева) - исп. Тынис Мяги и группа и группа «Мьюзик сейф»
  • «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова) - исп. Эдита Пьеха, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Добрынин)
  • «Сентиментальный вальс» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Симфонический оркестр» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник
  • «Синие дожди» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»
  • «Скажи мне всё» (муз. А. Басилая) - исп. ВИА «Иверия» (солист - Манана Тотадзе)
  • «Скоро мне выходить» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • СМС (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Снежный человек» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»
  • «Соловьи» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Спасибо вам, люди» (муз. Э. Колмановского) - исп. Людмила Сенчина
  • «Спецмолоко» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Стамбул» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Старый боцман» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев
  • «Столовка» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Столыпинский вагон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Сто первый километр» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Страдания» (муз. Я. Френкеля) из к/ф «Белые росы» - исп. Николай Караченцов, ВИА «Верасы», Андрей Миронов
  • «Строгий капрал» (муз. В. Гамалия) - исп. Вадим Мулерман
  • «Сухарики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Так недавно и давно» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик
  • «Так уж бывает» (муз. О. Фельцмана, сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Эдуард Хиль, ВИА «Здравствуй, песня»
  • «Тамада» (муз. А. Экимяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Текстильный городок» (муз. Я. Френкеля) - исп. Раиса Неменова, Майя Кристалинская, Ян Френкель, Валентина Толкунова и ансамбль «Ткачихи»
  • «Телеграмма» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле
  • «Терема» (муз. Ю. Логинова) - исп. Александр Кальянов
  • «Тося» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Три линии» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага, Светлана Янковская
  • «Три минуты» (муз. Р. Паулса) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Валерий Леонтьев
  • «Три татуировочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Третий звонок» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Трое» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески
  • «Ты встречай» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Самоцветы»
  • «Ты - есть!» (муз. Б. Журавлёва) - исп. Игорь Тальков
  • «Ты снишься мне» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Узелки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина
  • «Улыбнись, Россия!» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, группа «Лесоповал»
  • «Фантомас» (муз. К. Семченко) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко)
  • «Форточки-лопатники» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Хит-парад» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина
  • «Ходит песенка по кругу» (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль, Нина Дорда
  • «Хороший парень» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров
  • «Хочу быть любимой» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина
  • «Хочу в круиз» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин
  • «Цветные сны» (муз. В. Шаинского) - исп. Муслим Магомаев, ВИА «Верасы»
  • «Черное и белое» из т/ф «Большая перемена» (муз. Э. Колмановского) - исп. Светлана Крючкова
  • «Черные пальчики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Черный кот» (муз. Ю. Саульского) - исп. Тамара Миансарова, группа «Браво»
  • «Чертаново» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист -Александр Буйнов)
  • «Чудо-земля» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко), Валерий Леонтьев
  • «Шалава» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Щипачи» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Я Вас люблю» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха
  • «Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду качает павшую звезду…») (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Я люблю мою Москву» (муз. Н. Пескова) - исп. Олег Анофриев
  • «Я не звоню» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин
  • «Я оттуда…» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»
  • «Ящики почтовые» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов

Примечание. Из песен Сергея Коржукова и группы «Лесоповал» включены (из-за большого количества) только те, которые вошли в двойной CD «Лучшие песни» или же были исполнены на последнем концерте группы с Коржуковым (также изданном на двойном CD). Упомянуты все песни первого и второго составов, вошедшие в сборник серии «Легенды русского шансона», а также все заглавные песни номерных альбомов второго состава. Песни «Был пацан…» и «Неточка Незванова» упомянуты, потому что о них говорится в статье.

В его жизни было много трагических событий, о которых он не любил вспоминать.


Популярный поэт-песенник Михаил Танич, песни на стихи которого пела вся страна, до последнего дня своей жизни старался избегать разговоров о прошлом.

http://www.1tv.ru/documentary/fi=8190

Автор песен, любимых не одним поколением, прошёл всю войну, был практически похоронен заживо в братской могиле, после войны по доносу был отправлен в лагерь и едва не погиб там. А после войны Танич так и не захотел общаться со своим повзрослевшим сыном, который написал ему обидное письмо под диктовку мамы. Удивительно, но некоторые драматические истории из жизни Танича его близкие и друзья узнали во время съемок фильма о нем. Друг Танича, певец и композитор Игорь Николаев узнал историю о сыне Михаила Танича только сейчас. А историю о том, как доносчик, из-за которого Танич попал в лагеря, написал поэту покаянное письмо, дочь Танича Светлана тоже узнала во время съемок от своей матери.

Миша Танхилевич родился в Таганроге, в городе на берегу моря. Там прошло его детство. Там был арестован и расстрелян его отец. Михаил ушел на войну женатым человеком и отцом. У него родился сын. Но юношеские чувства к жене остыли, он писал с фронта письма и ей, и любимой девушке Жене. На берегу Балтийского моря сержанта Танхилевича уже практически похоронили в братской могиле, но кто-то случайно увидел, как у него дернулась щека, и его вытащили из могилы. После войны Танхилевич получил шесть лет лагерей за то, что рассказал в компании, какие в Германии хорошие дороги. С ним развелась жена, ушла от него и Женя. На зоне он распределял хлеб и отказался дать дополнительную пайку ворам в законе, за что те приговорили его к смерти. Но Танича защитили другие осужденные, и он остался жив.

После лагерей он встретил любовь всей своей жизни - Лидию, с которой Танич прожил 51 год. Она вдохновила его на творческий штурм Москвы, и Михаил Танхилевич начал печататься в столичных газетах и журналах под новым именем - Михаил Танич. Они объяснялись друг другу в любви стихами, которые потом станут песнями и будут нарасхват. "На дальней станции сойду", "Идёт солдат по городу", "Чёрный кот", "Зеркало", "Мечты сбываются", "Комарово", "Проводы любви", "Погода в доме" - эти и многие другие песни, ставшие шлягерами, знала вся страна. А Лидия, тоже поэтесса, посвятила мужу знаменитые строки из не менее знаменитой песни - "а ты такой холодный, как айсберг в океане", чем он очень гордился. Лидия родила Таничу двух дочерей и стала другом для его сына Юрия, который приезжал к ней в отсутствии отца, с которым они так и не нашли общего языка и не стали близкими людьми.

За неделю до смерти Танич приехал в Юрмалу, в свой небольшой домик, чтобы попрощаться с морем и друзьями. Попрощался, вернулся в Москву, и в последний день жизни успел сказать своей Лиде: "Я был тебе верным мужем. Но мы с тобой не налюбились".

В фильме приняли участие:
Лидия Козлова (жена), Светлана и Инга Козловы (дочери), Игорь Николаев, Лариса Долина, Лайма Вайкуле, Иосиф Кобзон, Игорь Скляр, Владимир Винокур, Лион Измайлов, Юрий Антонов, Валерий Сюткин.

В 1983 году начинающий композитор Игорь Николаев написал музыку к стихам Лидии Козловой: "А ты такой холодный, как айсберг в океане. И все твои печали под черною водой". Тогда почти никто не знал и не знает до сих пор, о ком были написаны эти стихи.

Поэт Михаил Танич. Он встретил и полюбил женщину, которая посвящала ему свои стихи. Влюбленный и вдохновленный, он стал создателем хитов и шлягеров, в которых рассказывал о своей жизни и о своей любви.

Танич не любил вспоминать свое прошлое. Да и зачем людям знать, что человек, который был заживо похоронен на войне, пережил расстрел отца, объяснялся в любви двум женщинам одновременно, ушел от первой жены, не захотел увидеть своего повзрослевшего сына, отсидел в лагерях и много раз оказывался на грани жизни и смерти, писал добрые, сердечные и любимые народом песни.

Песня из фильма "Большая перемена" "Мы выбираем, нас выбирают…" написана на стихи Михаила Танича о ней. Она следовала за ним тенью 51 год. Их встреча произошла, когда ей было всего лишь 18, а ему - 33. Большая разница и в жизненном опыте, и в возрасте. Так уж случилось, что в этой семье стихи писали и муж, и жена. Стихи, которые были нарасхват на отечественной эстраде и в кино.

Михаил Танич пережил то, о чем очень не любил говорить. Но, так или иначе, скрыть свое особое отношение к жизни, конечно, не мог. А если точнее, особенное отношение к каждой минуте этой жизни. Когда его друг Владимир Винокур в начале 90-х попал в тяжелую автокатастрофу, Танич сказал ему самые точные слова: "Главное, что ты - живой".

Два раза за свою долгую и сложную жизнь Танич исповедовался о прожитом. Он сделал это за день до смерти перед священником и в момент, когда вышел из тюрьмы, когда был еще молод, когда встретил Лиду и рассказал ей все о себе. Две исповеди - в конце пути и в начале.

Ему будет суждено прожить три жизни, и у него будет три имени. Сержанта Михаила Танхилевича едва не похоронят в братской могиле. Под кличкой "Француз" он отсидит в лагерях, где будет приговорен уголовниками к смерти. И уже под именем Михаил Танич напишет песни, которые будет петь вся страна.

Миша Танхилевич родился в Таганроге, на берегу Азовского моря. Однажды он останется здесь без мамы и папы. Их, советских служащих, по надуманных обвинениям в расхищении социалистической собственности арестуют в 37-м. Мама вернется по амнистии домой, а отца расстреляют. Михаил как никто будет знать, что такое остаться без отцовской любви. И именно поэтому он станет таким важным и близким человеком в жизни своих друзей Игоря Николаева и Ларисы Долиной.

" Михаил Исаевич вообще мне просто заменил моего отца, потому что мой ушел рано, в 1988 году", - вспоминает Лариса Долина. "Когда у меня в 1981 году не стало отца, мне был всего-навсего 21 год, - вторит ей Игорь Николаев. - Михаил Исаевич заменил мне отца. И я чувствовал это".

Но даже близкие друзья Танича, к которому они относились как к отцу, не знали об одной из самых драматичных историй его жизни - истории о том, как Танич так и не стал отцом собственному сыну. Михаил женился, когда еще был в 10-м классе, и сразу родился сын. Он всегда говорил, что был в то время не готов к любви, и Ира не смогла ничего разбудить в его сердце. В жизни так бывает, и с этим ничего не поделаешь. Можно осуждать, негодовать, но так бывает. Танич писал с фронта письма двум женщинам - жене Ирине и любимой девушке Жене.

В 1944-м на берегу Балтийского моря с командиром артиллерийского орудия Михаилом Танхилевичем произошла невероятная история. Там его хоронили в братской могиле.

"У нас было 20 трупов, одним из этих трупов был я, - вспоминал Михаил Танич в одном из интервью.- Нас утром повезли хоронить, но обнаружили у меня признаки жизни - что-то дергалось на лице. И меня вынули уже, можно сказать, из братской могилы".

Про 20 погибших солдат, среди которых был и сам Михаил Танхилевич, он написал потом песню, которая называлась "Теплушка". И в итоге ее спел Юрий Владимирович Никулин. И он говорит: "Когда я прочитал этот текст Танича, понял, что это он написал про меня, про мою теплушку, про мой вагон".

Пройдя войну от Белоруссии до Германии, он все же вернулся и спустя годы написал веселую песню о возращении солдата домой - "Идет солдат по городу". Может, Танич иронизировал над самим собой? Ведь он тогда вернулся с войны не к жене, а к той самой девушке Жене, которой писал письма с фронта.

Но Женя его не дождалась - так тоже бывает. Он развернулся и поехал в Ростов, там встретился с Ирой, и они решили жить вместе. Но через несколько месяцев его посадили. На одной из студенческих вечеринок Михаил похвалил германские дороги, которые видел на войне. И на следующий день его забрали.

Ира сразу ему прислала письмо в лагерь: "У меня не будет карьеры (она окончила мединститут), если я буду твоей женой. Давай разведемся". Михаил сразу согласился. Сын Михаила Танича Юра будет расти без отца. Выйдя через 6 лет на свободу, Танич не захочет его видеть по одной, только ему известной причине.Юрий часто приезжал в дом Михаила Танича, но только тогда, когда отца не было дома.

Дочь Михаила Танича Светлана рассказал, что причиной таких напряженных отношений было оскорбительное письмо, которое Юра написал отцу в 14 лет. Было видно, что письмо написано взрослым человеком, а не подростком, а он просто подписался. Первая жена хотела таким образом отомстить, и поссорила отца с сыном.

"Я хочу реабилитировать первую жену Михаила Исаевича, - заявляет Лидия Козлова. - Мы все, когда нам больно, хотим отреагировать, и она отреагировала неверно, ошибочно".

Такая неоднозначная и сложная история, из которой Танич не нашел выхода. Его сын умер от инфаркта, будучи молодым человеком. Он так и не смог увидеть своего отца, поговорить с ним или просто обнять. Кто знает, быть может, причиной была та самая жесткость в характере Танича, которая не раз помогала выживать ему на крутых переломах судьбы.

Танич, получивший в лагере кличку "Француз", отвечал за распределение хлеба. Должность в лагере ответственная и опасная. В послевоенное время хлеб оставался дорогим и дефицитным продуктом и на воле, и за колючей проволокой. И когда уголовники потребовали от него дополнительную пайку, "Француз" отказал. Дав одним, он должен был забрать у других - у тех, кто трудился на лесоповале. И уголовники вынесли "Французу" смертный приговор. Но на его защиту встала вся зона - полторы тысячи человек. Блатные поняли, что если они зарежут Танича, начнется война с "мужиками" и на сходке вынесли решение: "Нехай Хранцуз живет!"

"Француза" не станет через несколько лет - на свободу в 53-м году выйдет Михаил Танхилевич. И в его жизни начинается новая полоса - он встречает Лиду. Танич был намного старше Лиды. А его личная история была очень крутой - развод, измены, влюбленности. Плюс ко всему он - бывший фронтовик и зек. Вот это подарок судьбы для 18-летней девушки! Танич, человек с хорошим чувством юмора, спустя многие годы напишет песню, которая станет хитом, от лица женщины, нетрудно догадаться, какой: "Я его слепила из того, что было, А потом что было, то и полюбила".

Они познакомились на Волге, на комсомольской стройке. Однажды в районной газете на последней полосе Лида прочитала стихи некоего Михаила Танича. Сочинила музыку и спела на одном шумном комсомольском вечере. Во время аплодисментов к ней подсел незнакомец и сказал: "А Танич-то я!". Лида не поверила: "Ну да, заливай! Танич еще мне нашелся".

Это была уже новая жизнь и новое имя. Убрав из своей фамилии Танхилевич пять букв, Михаил взял псевдоним - Танич. Работая редактором в районной газете под Сталинградом, стал печатать свои стихи. Но именно Лида вдохновила его на творческий штурм столичных газет и журналов. Они переехали жить в Подмосковье. Однако в Москве стихи Танича не печатали - слишком простые и без советского пафоса.

Однажды Танич, расстроенный, покидал очередную редакцию. И там стояла компания молодых людей, один из которых захотел познакомиться с Михаилом. Это был Ян Френкель. Танич абсолютно неизвестный, Френкель абсолютно неизвестный. Первая песня, которую они написали, была "Текстильный городок". Это был самый первый хит Михаила Танича. Но вся слава досталась Майе Кристалинской, исполнившей песню. А Танича в народе никто не знал, в его причастность к этому хиту не верили. Хотя вскоре его песни запел весь Советский Союз.

"Он выделялся из поэтической когорты, - отмечает Иосиф Кобзон. - Он выделялся, он был узнаваем по своему поэтическому почерку".

А жена - Лидия Козлова - была его музой. Михаил и Лидия объяснялись друг другу в любви - и рождалась песня. Но даже если они ссорились, то все равно появлялась песня. Песня "Погода в доме", которую поет женщина, была написана для мужчины. Точнее мужчина Михаил Танич написал о своих страданиях после банальной домашней ссоры со своей женой. С кем не бывает? Но не всякий мужчина после семейной ссоры пишет стихи, а Танич написал. И Лариса Долина вырвала у него это творение из рук.

Если внимательно почитать стихи Танича, там почти все - про Лиду. А если почитать ее стихи, то это все о нем. И одна из самых "холодных" песен советской эстрады - "Айсберг" - появилась после горячей семейной ссоры. Супруги хотели разводиться, но не развелись. И свою душевную боль Лидия излила в этой песне.

Она, конечно, знала о его "печалях под черной водой". И об одной из них, о своем лагерном прошлом, в последние годы жизни Танич вдруг стал говорить в песнях, которые исполняла созданная им же группа "Лесоповал". На создании группы настояла именно жена. Настояла и принимала в этом активное участие.
"Я стала к нему приставать, чтобы он рассказал о том, что происходило, - рассказывает Лидия. - Ведь если бы про Освенцим не рассказали, никто бы не узнал про эти страшные лагеря. И про наши лагеря никто не знал, но это было".

"Любовь - кольцо". То самое кольцо, которое 18-летняя Лида не приняла в подарок от Михаила, потому что боялась, что у него кто-то есть ближе и дороже. А он с тех пор и до последнего дня доказывал ей, что она - главный человек в ее жизни. И кольцо ей все же подарил. А незадолго до смерти сказал ей одну фразу: "Ты даже не знаешь, каким верным мужем я тебе был".


Тяжелобольной Танич ни разу не пожаловался жене на боль. Слишком любил и жалел. Незадолго до смерти он попросил ее только об одном. Попросил, наверное, потому, что в эти дни вспоминал всю свою жизнь - детство на берегу моря, маму, прощание с отцом, разрыв отношений с сыном, войну и любовь. Михаил захотел из последних сил сесть в поезд и поехать попрощаться с морем…

"Он остался во всем - в любой волне, в любом следу, который оставлен на песке, - уверена Лидия Козлова. - Это присутствие есть. Не был, а есть. Танич есть".

Смотрите оригинал материала на