Международный конкурс по языкознанию. Международный конкурс «Русский медвежонок Конкурс русский медвежонок примерные задания как готовится

Среди многочисленных соревнований для школьников значительной популярностью пользуется международная олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех». За прошедшие годы число участников возросло с нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов в 2017-2018 году. Помимо России эта олимпиада проходит также в других странах мира. Наибольший интерес к ней проявляют русскоязычные жители так называемого «постсоветского пространства» (Белоруссия, Казахстан, Украина, Молдавия, Литва, Латвия и др.).

Организаторы

«Русский медвежонок» проводится с 2000 года совместно несколькими организациями, в частности:

  • ООО «Слово»;
  • ООО «Игра»;
  • «Вятский центр дополнительного образования»;
  • «Центр дополнительного образования одаренных школьников» (город Киров).

По сложившейся традиции научное руководство и общую поддержку конкурсу осуществляет Институт лингвистики при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).

Миссия конкурса

Главной целью «Русского медвежонка» является провоцирование интереса к русскому языку среди молодежи, повышение грамотности подрастающего поколения. Кроме того, учредители олимпиады заявляют, что она помогает подготовиться к экзаменам. Отдельно проводятся игры-конкурсы с тем же названием для школьных учителей, а также для лиц, изучающих русский язык как иностранный. В центральный оргкомитет конкурса, который базируется в Кирове, входят сотрудники РГГУ, ведущие лингвисты страны, кандидаты филологических наук. Они же являются членами Методической комиссии, которая разрабатывает тестовые задания.

Требования к участникам

К участию в «Русском медвежонке» в 2018-2019 году допускаются все желающие школьники, начиная со второго класса. Первоклассники могут попробовать свои силы в частном порядке. Олимпиада проводится в образовательных учреждениях, которые прошли авторизацию в центральном или региональном оргкомитете «Русского медвежонка». Для официальной регистрации статус учебного учреждения (муниципальная школа, негосударственная гимназия и др.) значения не имеет.

Обязательное требование к потенциальным участникам - уплата денежного взноса. Его размер географически дифференцирован, обычно он составляет 70-80 рублей (наибольшая сумма для Москвы и некоторых других территорий). Дети-сироты, дети-инвалиды и учащиеся школ-интернатов освобождаются от уплаты обязательного денежного взноса. Им необходимо представить соответствующие документы.

Важно! Данный конкурс не является коммерческим, внесенная плата используется для покрытия организационных издержек, а также для покупки ценных подарков для победителей и призеров.

На официальном сайте состязания www.rm.kirov.ru можно найти статистику и задания за прошедшие годы, которые помогут школьникам, их родителям и учителям лучше готовиться к олимпиаде.

Организационные вопросы

«Русский медвежонок» проводится единовременно, без предварительного отбора, как правило, в середине ноября. Соревнования проходят в зарегистрированных образовательных учреждениях, в очной форме. Участникам необходимо аккуратно заполнить предварительно разосланные по регионам бланки с заданиями конкурса. Они включают тестовые вопросы трех степеней сложности с несколькими вариантами ответов (28 вопросов для младших классов, 30 для всех остальных). Задания заметно отличаются в зависимости от возраста участников. Всего выделено пять целевых групп:

  • учащиеся 2-3 классов;
  • учащиеся 4-5 классов;
  • учащиеся 6-7 классов;
  • учащиеся 8-9 классов;
  • учащиеся 10-11 классов.

Вопросы требуют от школьников не только формальных знаний, но и наличия воображения, творческих способностей, интуиции и даже чувства юмора. Для правильного ответа на большинство вопросов углубленное изучение русского языка и литературы не обязательно.

Точная дата проведения соревнований назначается заранее. Время, отведенное на выполнение заданий, обычно составляет около полутора часов. По ходу состязаний конкурсанты не должны совещаться друг с другом, получать какие-либо подсказки от взрослых. Нельзя пользоваться словарями, учебниками, шпаргалками или любыми электронными устройствами. За нарушения правил олимпиады налагается дисквалификация.

Проверку работ осуществляет специальная оценочная комиссия, состоящая из профессиональных филологов, лингвистов, научных сотрудников РГГУ. В январе-феврале 2019 года центральный оргкомитет объявит результаты олимпиады, которые будут разосланы по всем учебным заведениям, участвовавшим в конкурсе. Лауреатам выдают дипломы, а также дарят различные призы (кружки с эмблемами соревнований, медали, значки, брелоки, ручки, брошюры и др.). Каждый участник имеет право на получение памятного сертификата.

Для обсуждения спорных ситуаций, итогов соревнований и прочих тем организаторы конкурса создали специальный Интернет-форум cdoosh.ru/forum/index.php . Любой желающий может зарегистрироваться на этом ресурсе и задать интересующие его вопросы.

Большинство участников «Русского медвежонка» не становятся профессиональными филологами или лингвистами. Организаторы этого игрового конкурса не преследуют таких целей. Однако олимпиада дает возможность детям и подросткам испытать себя, проверить свои знания русского языка, победить распространенные опасения и фобии перед неизбежными экзаменами. Приобретенный опыт и навыки участника «Русского медвежонка», наверняка, окажутся полезными в дальнейшей учебе и для успешной карьеры в будущем.

Конкурс “Русский медвежонок” проводится уже не в первый год и становится всё более популярным среди учеников. В нём могут принимать участие все желающие проверить свои знания по русскому языку.

Для этого необходимо вовремя подать заявку на участие и заплатить взнос. Напомню, что чуть ранее конкурс также проводился и для педагогов.

В этом году конкурс будет проводиться пятнадцатого ноября, то есть завтра. Задания для учащихся делятся на классы, от 2-3 до 10-11 классов. И сегодня мы предлагаем ознакомиться с вопросами и ответами для 6-7 классов.

Русский медвежонок вопросы-ответы 6-7 класс

Здесь вы найдёте почти все вопросы и ответы для возрастной группы шестого – седьмого класса. Недостающие будут предоставлены для ознакомления чуть позже.

Все вопросы, которые были составлены для олимпиады, соответствуют уровню знаний учащихся данной возрастной категории.

  1. Кокошник – старинный женский головной убор. Как называется его задняя часть?

а) пощечина

б) оплеуха

в) затрещина

г) позатыльник

  1. Какое из этих сочетаний с наименьшей вероятностью встретится в тексте?

а) 48 языков

б) 45 языков

в) 44 языков

г) 42 языков

д) 41 языков

  1. Вот фрагмент стихотворения А. Шибаева “Тетрадки и загадки”:

Пришёл из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки.

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком?!

(Написано у Кости

О чуде о таком.)

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то каской красит пол!

(Напрасно. Лучше - шапкой.)

А кто-то пишет: «Наш каток -

Такой хороший, гадкий»…

Ай-ай! - промолвил педагог

И отложил тетрадки. -

б) четыре

в) три

д) везде пропущена одна и та же буква

  1. В сочетании с каким существительным прилагательные полный и пустой не являются антонимами?

а) Стакан

б) Чайник

в) кошелёк

д) человек

  1. Даша и Маша дружили с первого класса, но потом между ними пробежала…

а) рыжая собака

б) черная кошка

в) серая мышка

г) чумазая хрюшка

д) неведома зверюшка

  1. Для какого слова форма единственного числа устроена иначе, чем для остальных?

а) дворяне

в) крестьяне

г) цыгане

д) граждане

  1. Какое слово не является русским по происхождению (см)?

а) покрывало

б) одеяло

в) матрас

г) перина

д) простыня

  1. Какого слова не существует?

а) разжаловать

б) разжалобить

в) раздобреть

г) задобрить

д) зажаловать

  1. Анне под 30. Борис разменял четвёртый десяток. Вере немного за 30. Геннадию 30 с хвостиком. Дине почти 30. Сколько человек здесь моложе 30?

а) Ни одного

в) два

д) четыре

  1. В слове из трех звуков первый согласный звук твердый, вторая буква И, а третий звук звонкий. Какое из утверждений об этом слове точно не верное?

а) это существительное в именительном или винительном падеже

б) это существительное в родительном падеже

в) это существительное во множественном лице

г) это краткое прилагательное

д) это глагол

  1. Саша и Аня стоят в Петербурге на Невском проспекте возле станции метро “Гостиный двор” и думают, как им добраться до соседней станции “Маяковская”.

На метро поедем или пешком пойдем? – спрашивает Саша.

Давай …- отвечает Аня.

а) прогуляем

б) прогуляемся

в) разгуляемся

г) загуляем

д) гульнём

  1. В слове активистка букву с можно условно назвать “лишней”. Догадавшись, почему это так, укажите в каком слове нет “лишней” буквы?

А) статус

Б) трафарет

В) акванавтка

Г) револьвер Д) геолог

  1. Послелогами называют такие слова, которые играют ту же роль, что предлоги, но стоят после того существительного, к которому относятся, а не перед ним. Какое слово, по мнению некоторых ученых, может употребляться как послелог в русском языке?

А) вбок Б) вверх В) наверх Г) назад Д) налево

  1. Макар да кошка, комар да мошка.

Митя попробовал из всех 12 звуков второй части скороговорки составить ее первую часть. Скольких звуков ему не хватило?

А) одного

Г) четырех

Д) ему хватило звуков

  1. В сказке С.Я.Маршака “Кошкин дом”, есть слова, обращенные к пожарной бригаде: Запрягайте … пар. Едем, едем на пожар.

Сколько лошадей будут запрягать пожарные?

А) восемь

Б) десять

В) пятнадцать

Г) двадцать

Д) тридцать

  1. В каком из этих слов нет суффикса, который есть в остальных четырех словах?

А) билетёр

Б) мушкетёр

В) полотёр

Г) шахтёр

Д) визитёр

  1. Какую из этих фраз можно понять по-разному:

А) Вчера я сидел и работал, пока не заснул.

Б) Над задачей думали всей семьей, пока не решили.

В) Он не хочет вставать, пока не прозвонит будильник.

Г) Будем биться, пока не иссякнут последние силы.

Д) Все фразы (А) – (Г) однозначны.

  1. Я вчера видел стаю… А я сегодня видел стадо… В обеих фразах пропущено одно и то же слово. Какое?

Даны варианты ответов: А) собак Б) коров В) орлов Г) ослов Д) гусей

  1. В составе одного русского глагола, по мнению некоторых ученых, можно увидеть два одинаковых корня. В каком существительном представлен тот же корень? А) миг б) час в) день г) год д) век
  1. Дима придумал способ зашифровать некоторые слова. Вот что у него получилось: слон – сл-3/1; як- 1/1-к; ямы – 1/1-1/2. Как он зашифрует слово вымыты?

(А) 2/2-1/2-2/1

(Б) 2/1-1/2-2/1

(В) 2/2-1/1-2-2

(Г) 1/2-2/1-2/1

(Д) 2/1-1/1-2/2

  1. Многих туристов в Праге привлекает Zrcadlové bludiště. А что это такое?

Примечание: в чешском языке š читается как ш, é и ě читается примерно как русское э.

Б) зоопарк

В) лабиринт

  1. Ира уверяет всех, что одно из этих слов может иметь значение “намного”. Какое?

б) куда

г) откуда

Д такого не может быть

  1. Какое слово нельзя вставить на место прочерка во фразе: у меня это … из памяти?

А) выбежало

Б) выскочило

В) вылетело

Г) выпало

Д) стерлось

  1. Гнёт, гнут, жгут, кнут.

Какие из слов в этом списке могут быть и существительными и глаголами?

А) только гнёт

Б) гнёт и гнут

В) жгут и кнут

Г) гнёт и кнут

Д) гнёт и жгут

  1. Какое из этих словосочетаний на многие языки мира может переводиться не двумя а одним словом:

а) большие ноги

б) большие руки

в) большие пальцы

г) большие глаза

д) большие уши

  1. Сколько разных букв пропустили ученики Льва Кузьмича?
    а) пять
    б) четыре
    в) три
    г) две
    д) везде пропущена одна и та же буква
  1. В пьесе Фонвизина “Недоросль” учитель Митрофана немец Вральман говорит: “Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти пожемой, как туша ф телеостаёса!”

В каком из выделенных примеров Вральман произносит согласные так, как произнес бы их русский?

А) крамат Б) хоспоти В) поже Г) туша Д) ф теле

  1. 28. В некоторых формах прилагательного больший в печатных текстах часто ставят ударение. Это, в частности, относится к форме…

а) род.падежа ед.числа м.рода

б) дат.падежа ед.числа м.рода

в) вин.падежа ед.числа ж.рода

г) твор.падежа ед.числа ж.рода

д) им.падежа ед.числа ср.рода

Вопрос в котором спрашивается про количество пропущенных букв во фрагменте, пожалуй, является одним из самых сложных.

В 2017-2018 году во всех школах РФ пройдет олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех», призванная познакомить учащихся с миром лингвистики в новом и интересном формате, отличном от традиционного заучивания правил и выполнения однообразных заданий. Что же представляет собой данное мероприятие, и к чему нужно готовиться учителям, родителям и детям?

Эта международная игровая олимпиада по русскому языку, учрежденная еще в 2000 году, охватывает не только территорию России и ближнего зарубежья. Она проходит и в таких государствах, как:

  • Япония;
  • Индия;
  • Греция;
  • Израиль;
  • Польша;
  • Куба;
  • Великобритания;
  • Монголия и др.

Важно! День проведения интеллектуального состязания одинаков для всех российских школ, гимназий и лицеев. Обычно он выпадает на осень, а именно – на первую половину ноября. В этом учебном году мероприятие состоится 15 числа данного месяца (среда).

Организаторами олимпиады выступают центры дополнительного образования одаренных школьников, ООО «Игра» и ООО «Слово», а ее научными руководителями являются профессора Института лингвистики РГГУ.

«Русский медвежонок» 2017-2018 года не изменит традициям, и, как и ранее, станет для учащихся:

  1. Игрой, включающей в себя нестандартные задания и проверяющей способность ребенка логически мыслить, проявлять смекалистость и анализировать.
  2. Возможностью добавить в свое портфолио как минимум сертификат участника, а как максимум – отличительную грамоту или диплом. Такие достижения, выдаваемые в единых образцах, могут сослужить хорошую службу при поступлении в ВУЗ.
  3. Мероприятием, комфортным с точки зрения организационных аспектов. Чтобы принять в нем участие, не нужно будет выезжать за стены образовательного учреждения, ведь конкурс сам найдет и придет к заинтересованным ребятам.

Важно! До состязания должны быть допущены абсолютно все желающие, начиная со 2 и заканчивая 11 классом. Педагоги не имеют права проводить предварительный отбор претендентов или запрещать ученикам писать олимпиаду даже в тех случаях, если текущий уровень их успеваемости по русскому языку оставляет желать лучшего.

Мероприятие включает в себя 5 параллельных интеллектуальных соревнований, которые составляются и разрабатываются в зависимости от возраста участвующих. Так, одинаковый набор заданий ожидает учащихся:

  1. 2-3 классов.
  2. 4-5 классов.
  3. 6-7 классов.
  4. 8-9 классов.
  5. 10-11 классов.

Общая процедура проверки выглядит следующим образом:

  1. После написания теста заполненные бланки доставляются в территориальный организационный комитет, а оттуда направляются в столицу.
  2. В январе/феврале учебные заведения получают документы, в которых указано, какое место занял каждый конкретный ученик в общероссийском списке в своей возрастной категории.
  3. В заключение участники, которые набрали наибольшее количество баллов, награждаются призами.

Конкурс «Русский медвежонок» 2017-2018 года также будет проведен в колледжах и техникумах, программы учебных курсов которых включают в себя профессиональное изучение языка. Олимпиада не обойдет стороной и педагогическое сообщество, – для его представителей она состоится 11 и 12 марта 2018 года.

Структура и организационные моменты

Для представителей младшей, средней и старшей школы предназначается тест, состоящий из 30 (28 для учеников 2-ых и 3-их классов) занимательных вопросов. Сложность упражнений различна, однако здесь никто не обяжет ребенка объяснять ход своих мыслей и расписывать пространные решения на нескольких страницах. Сдать специальный бланк, в котором понадобится обвести по одной букве из 5 предложенных в каждом задании вариантов ответа, потребуется через 75 минут (1 час и 15 минут).

Как принять участие в мероприятии? На текущий год этот вопрос уже не является актуальным, – дело в том, что прием заявок завершился еще 13 октября. Регистрация, стоимость которой составляла от 70 до 80 рублей в зависимости от региона, осуществлялась классными руководителями и педагогами учебных заведений. Для участия в 2018-2019 учебном году детям также потребуется обращаться именно к ним.

Подготовка

Ознакомиться с перечнем заданий для подготовки к олимпиаде «Русский медвежонок» 2017-2018 года можно на официальном сайте rm.kirov.ru во вкладке «Задачи», расположенной слева от главного окна. На вновь открывшейся странице можно будет скачать как сами задания, так и ответы на них для того, чтобы предварительно оценить собственный языковой уровень и составить представление о сути мероприятия.

Тем, кто претендует на более высокий результат, понадобится приложить больше усилий для подготовки. В таком случае нельзя будет обойтись без:

  • внеклассного чтения дополнительной художественной литературы;
  • добросовестного и вдумчивого изучения школьной программы по предмету;
  • любви и уважения к языку и заинтересованности в начальных аспектах языкознания.

Объективная польза

Одной из главных положительных особенностей «Русского медвежонка» 2017-2018 года станет то, что он, как и раньше, предоставит учащемуся возможность познакомиться с форматом официальных экзаменационных аттестаций, ожидающих его в будущем, – ОГЭ и ЕГЭ. Именно данная ежегодно проводимая олимпиада помогает преодолевать страх перед серьезными работами. Материалы заданий, бланки и принципы их заполнения, соблюдение отведенного времени как одного из обязательных условий пугают ребенка тем меньше, чем чаще он с этим сталкивается.

Кроме того, здесь нет победителей и проигравших – каждый ученик может спокойно и размеренно отслеживать собственный прогресс из года в год. Вне зависимости от того, какой балл из 100 возможных получит участник, конкурс станет отличным подспорьем для тренировки его ума, развития памяти, эрудиции, мышления и приобретения качественно новых знаний.

Видео о популярном языковом конкурсе для детей:

Учащиеся всех возрастных категорий могут принять участи в международной олимпиаде «Русский медвежонок – языкознание для всех». Участие, и тем более победа в этом конкурсе пополнит портфолио достижений грамотой или сертификатом участника. Победители получают ценные призы.

История «Русского медвежонка» начинается с 2000 г. С каждым годом популярность конкурса растет. А это говорит о мотивированности школьников к изучению русского языка, что и является целью проведения интеллектуального соревнования. Олимпиада школьников приобрела известность не только в нашей стране. Дети других стран (США, Японии, Израиля, Кубы, Индии), изучающие русский язык, также участвуют в соревнованиях. В 2000 г. участниками олимпиады были 64 тыс. школьников, а в 2016 более 2млн.

Участие в лингвистическом конкурсе доступно каждому, не зависимо от оценки по русскому языку. Олимпиада школьников проходит в школах, ехать никуда не надо. Задания высылаются прямо в учреждения образования. Это ещё одно преимущество конкурса.

Интеллектуальное состязание проводится по пяти возрастным группам, начиная со второго класса. Но даже учащиеся 1 классов могут принять в нем участие.

Возрастная группа Классы Количество заданий
I 2-3 28
II 4-5 30
III 6-7 30
IV 8-9 30
V 10-11 30

Для участия в олимпиаде школьникам не обязательно готовиться специально. Результаты предыдущих лет показывают, что даже без специальной подготовки дети могут ответить на несколько вопросов. А вот для победы и получения приза придется потрудиться:

  1. Добросовестно изучать русский язык в школе.
  2. Читать художественную литературу не только по программе.
  3. Изучать задания и ответы олимпиады за предыдущие годы. Официальный сайт «Русского медвежонка» предоставляет такие материалы.
  4. Любить и уважать русский язык.

Международная олимпиада является своего рода тренировкой к Всероссийской школьной олимпиаде. Задания выстроены по принципу ЕГЭ. Своеобразие заданий делают её увлекательной, а тестовая форма – облегчает выбор правильного ответа. В заданиях пять вариантов ответов, достаточно выбрать один. Результаты ответов записываются в бланки. Регулярное участие в конкурсе дает положительные результаты:

  • дети учатся самостоятельно принимать решения;
  • развивается логика мышления;
  • замысловатые задания конкурса развивают творчество;
  • происходит накопление знаний по предмету;
  • появляется интерес к более глубокому изучению русского языка.

Конкурс раскрывает многогранность, благозвучие и богатство русского языка. Показывает детям насколько увлекательно и интересно может быть познание родной речи.
Учителя в школах успешно используют материал олимпиад на уроках.

Олимпиада школьников проходит в один день по всей России, как правило, в ноябре. В 2017 г. дата определена – 15 ноября. Время на решение составляет 1 час 15 минут. Бланки с ответами отправляются в региональный комитет, а оттуда в Москву, где происходит обработка результатов. Итоги соревнования высылаются в школы в январе месяце. Дети получают сертификаты участников всероссийского образца, грамоты, дипломы и призы.