Литвинов министр образования. Чем запомнился министр образования дмитрий ливанов и что ждать от его сменщицы. Личная жизнь Ливанова

Ушедший с поста министра образования и науки Дмитрий Ливанов запомнился на Юге России скандальными реорганизациями вузов и НИИ, вызывавшими протест педагогов и ученых. «СП-Юг» вспоминает самые громкие среди них

«Украинский» могильник для чиновников?

В минувшую пятницу ушел в отставку министр образования и науки России 49-летний Дмитрий Ливанов , возглавлявший это ведомство почти четыре с половиной года (ранее, с 2005 по 2007 годы он был заместителем министра при Андрее Фурсенко ). Теперь чиновник станет спецпредставителем президента по торговым связям с Украиной — на этом посту он сменит Михаила Зурабова (также бывшего министра здравоохранения и социального развития, «автора» монетизации льгот). Похоже, что «украинское» направление становится «могильником» для непопулярных чиновников правительства России.

На место Ливанова назначена 56-летняя Ольга Васильева , ранее замглавы Управления по общественным проектам в администрации президента. У нее три высших образования: дирижер хора, историк и специалист по международным отношениям. Кандидатскую и докторскую диссертации по отечественной истории (соответственно, в 1990 и 1998 годах) она защитила на тему роли РПЦ в жизни советского общества.

Васильева регулярно выступала перед губернаторами, молодыми учителями, чиновниками на темы патриотического воспитания молодежи. В своем выступлении на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» 29 июня она рассказала, что ее приглашали выступать и в университеты других стран (в том числе и в Колумбийский университет в США).

Именно при Дмитрии Ливанове был взят курс на объединение научных и образовательных учреждений. Так, в 2012 году, вскоре после появления нового министра, на Ставрополье заработал окружной вуз, СКФУ, появившийся в результате слияния трех самостоятельных университетов — Северо-Кавказского технического, Ставропольского государственного и Пятигорского гуманитарно-технологического.

Инициатором создания СКФУ, впрочем, считается тогдашний полпред президента на Северном Кавказе, а ныне вице-премьер правительства Александр Хлопонин . Ректором СКФУ четыре года работает Алина Левитская , ранее возглавлявшая департамент воспитания и социализации детей в Минобрнауки России.

Также летом 2012 года, вскоре после назначения Ливанова, был ликвидирована Пятигорская фармацевтическая академия (ПГФА) — из автономного вуза она стала институтом в структуре Волгоградского медицинского университета (ВолГМУ). Возглавил институт приехавший из Волгограда ученый Всеволод Аджиенко , при котором в вузе стали готовить помимо фармацевтов также и медиков разных специальностей.

Реформаторы «споткнулись» на дизайнерах

При Ливанове появилась процедура мониторинга эффективности вузов, которая теперь проводится каждый год. Каждое учебное заведение оценивают по многим критериям, которые даже эксперты называют сомнительными (скажем, количество иностранных студентов).

Тем не менее, по итогам проверок только с образовательной карты Ставрополья с 2012 года исчезло огромное количество мелких некоммерческих вузов и филиалов. Самые известные среди них — это Ставропольский финансово-экономический институт (СФЭИ) и Ставропольский институт управления (СИУ), в которых обучалось около трех тысяч студентов.

В прошлом году был запрещен прием обучающихся в институт имени Владимира Чурсина и Северо-Кавказский гуманитарный институт (СКГИ), а в этом году была приостановлена аккредитация у Ставропольского университета.

Впрочем, все эти преобразования проходили тихо, не вызывая даже слабого протеста студентов. «Споткнулись» горе-реформаторы на крупнейшем творческом вузе Ставрополья — Высшей школе дизайна в Железноводске, филиал ЮФУ. Здесь учили дизайнеров, архитекторов и художников декоративно-прикладного искусства.

В прошлом году школу признали «неэффективной» по критериям ливановского министерства, что вызвало бурный протест на Кавминводах. Впрочем, чиновники в итоге переломили творческий филиал через колено: он был ликвидирован, а студентов решили перевести в Ростов. Но ясно, что далеко не всех: для многих учащихся стремительный переезд из Железноводска в другой федеральный округ оказался предприятием неподъемным.

Академия наук: все — ради прибыли

Хлебнули горя от реформ Ливанова и ученые: по настоянию министра в 2013 году была реформирована Российская академия наук (РАН), имуществом которой теперь управляет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Причем реорганизация продолжается и по сей день.

Скажем, на Ставрополье в июле нынешнего года была окончательно ликвидирована Ачикулакская лесоаграрная опытная станция: из самостоятельного научного учреждения она стала филиалом агролесомелиоративного НИИ из Волгограда.

Впрочем, встречались и положительные новости. Скажем, в сентябре 2014 года на Ставрополье воссоздали легендарный Всероссийский институт овцеводства и козоводства (ВНИИОК), бездумно упраздненный еще в начале «нулевых». Ибо политика импортозамещения потребовала, чтобы на аграрном Юге выращивали новые породы мясомолочного скота. А ведь сегодня у многих племзаводов даже слово «племенной» в названии осталось лишь как дань истории…

Ну а в конце июня было принято еще одно важное решение — создать Северо-Кавказский научный селекционный центр. Он объединит усилия ученых из Ставропольского и Кабардино-Балкарского НИИ сельского хозяйства, Всероссийского НИИ кукурузы (Пятигорск), а также сети опытных станций. Заниматься здесь будут селекцией и семеноводством кукурузы, картофеля, пшеницы, ячменя, тритикале (гибрида пшеницы и ржи), сорго. Все это также нацелено только на одну сугубо утилитарную задачу — импортозамещение.

Каков же итог всех этих преобразований?! Покуда Минобрнауки под руководством Ливанова занималось решением глобальных задач, сливая и разделяя НИИ и вузы, тут напрочь забыли о простых людях — учителях и преподавателях. Тех, на ком, собственно, и зиждется образование.

Новый же министр Ольга Васильева сразу после назначения (побывав вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым на Всероссийском педсовете) заявила, что ее главная цель — это повысить престиж профессии педагога. Причем как морально, так и материально. И невзирая на тяготы экономического кризиса. Если это и вправду так, то новому министру можно только пожелать успехов в ее благих начинаниях.

Министр образования Дмитрий Ливанов уходит в отставку, согласившись с решением президента Владимира Путина. Его сменит Ольга Васильева, ранее работавшая в администрации главы государства. Сам бывший министр будет курировать экономические связи с Украиной. Ливанов - один из наиболее критикуемых министров в правительстве. Согласно опросам, его деятельность россияне оценивали на 2,6 балла. Кроме того, за его отставку неоднократно выступали депутаты. «Лента.ру» вспоминала, чем запомнился министр Ливанов, и размышляла о том, что ждать от его преемницы.

Лечение РАН

Больше всего Ливанов запомнится реформой Российской академии наук. Соответствующий законопроект внезапно возник в конце июня 2013 года, став неприятным сюрпризом для российских ученых. Главная претензия была в том, что реформа разрабатывалась без участия самих сотрудников РАН, а избранный в конце мая 2013 года президентом академии Владимир Фортов на первых порах не допускался к участию в обсуждении.

Реформа подразумевала формирование «большой РАН», куда вошли бы РАН, РАСХН и РАМН, а также создание агентства научных организаций. Законопроект о реформе РАН был принят в первом чтении в июле 2013 года. После вмешательства академика Евгения Примакова и его встречи с президентом Владимиром Путиным, глава государства пообещал учесть мнение ученых при подготовке следующих версий законопроекта.

Спустя пару дней закон был принят и во втором чтении. Однако через некоторое время его откатили обратно, что, впрочем, не снизило градус недовольства среди ученых. Даже перенос рассмотрения второго и третьего чтений ученое сообщество не успокоил, положив начало митингам и выступлениям, в том числе и несанкционированным.

Больше всего академики были недовольны пунктом закона, согласно которому институты подчинялись федеральному органу исполнительной власти - так называемому Федеральному агентству научных организаций. Несмотря на активное сопротивление, закон все-таки был принят в этой версии (второе и третье чтения прошли в сентябре 2013 года).

Отныне ФАНО управляло Академией наук и распоряжалось ее имуществом. Вскоре был назначен глава агентства - финансист Михаил Котюков. На откуп РАН отдали функцию экспертизы. Тем не менее на сделки с имуществом академии был наложен годовой мораторий, впоследствии неоднократно продлевавшийся.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Реформа РАН не завершена по сей день. Создано немало совещательных органов (например НКС), а российские ученые утонули в пучине документооборота. Тем временем ФАНО продолжает измерять эффективность работы подведомственных институтов, разрешать имущественные противоречия и объединять научные учреждения в укрупненные структуры. А также заниматься восстановлением ИНИОНА, который сгорел в январе 2015 года.

Не конкуренты

Не сопутствовала удача и проекту повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». В 2013 году было отобрано 15 университетов, которым выделили 42 миллиарда рублей (впоследствии добавили еще 2,5 миллиарда) на повышение конкурентоспособности и попадание в топ-100 лучших университетов по версии ряда образовательных рейтингов. В 2015-м в программу добавили еще шесть университетов, и правительство постановило ежегодно выделять на проект 14,5 миллиардов рублей.

В ноябре 2015-го были подведены первые итоги «5-100»: вице-премьер Ольга Голодец заявила о серьезных успехах российских вузов и завоевании высоких позиций в рейтингах. Однако в январе 2016-го программу подвергли критике в Счетной палате: там сообщили, что ни один из вузов, получивших деньги, так и не смог добраться до первой сотни рейтинга мировых университетов.

В частности, выяснилось, что в 2014 году одни вузы получили от Минобрнауки больше обещанного, а другие - меньше. Досталось и вузам - некоторые либо неправильно использовали выделенные средства, либо не использовали их вовсе. В Минобрнауки с претензиями не согласились, и реализация проекта продолжилась.

Диссергейт

С именем Дмитрия Ливанова будет ассоциироваться и полная скандалов кампания по борьбе с плагиатом в диссертациях. В этом ему помогал его заместитель Игорь Федюкин. В начале 2013 года комиссия, возглавляемая Федюкиным, в ходе проверки докторских и кандидатских диссертаций по истории, защищенных в Московском педагогическом государственном университете, выявила многочисленные нарушения. В то же время в этом направлении активно работало вольное сетевое сообщество «Диссернет». По итогам расследования, 11 человек были лишены ученых степеней.

Волна борьбы с плагиатом нарастала. Обвинения в некорректных заимствованиях были выдвинуты многим общественным деятелям и политикам. В результате глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шамхалов покинул свой пост. Волна негодования со стороны обвиненных в плагиате нарастала, и уже в мае 2013 года Федюкин ушел в отставку. Работа его комиссии фактически остановилась, а обвинения в плагиате посыпались на людей из окружения Ливанова по МИСиС.

Спаси и сохрани

Диссертациями с плагиатом и скандалами с вузами и РАН дело не закончилось. В 2015 году в России в качестве научной специальности была утверждена теология. Это произошло после просьбы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выступавшего перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. Эта инициатива вызвала широкое недовольство в научном сообществе. В ВАК пообещали, что экспертная комиссия для присуждения соответствующих ученых степеней будет создана лишь к 2017 году. Однако все случилось гораздо раньше - 11 августа 2016 года.

Слияние и сокращение

Не оставил без внимания Дмитрий Ливанов и школьное образование. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что в этой области основные реформы - ЕГЭ, новый образовательный стандарт, оптимизация образовательных учреждений - начинал и развивал его предшественник - Андрей Фурсенко. Ливанов просто продолжил его начинания.

Все шпильки и плевки по поводу введения ЕГЭ достались именно Фурсенко. К приходу Ливанова система Единого экзамена уже работала без существенных сбоев. Министр лишь наставлял Рособрнадзор на дальнейшее ее совершенствование. И в этом, к слову, преуспел. Именно при Ливанове был побежден ЕГЭ-туризм, а количество списывающих сократилось многократно. В том числе за счет применения технических средств - видеокамер и глушилок сотовой связи.

На этом позитивные впечатления, похоже, заканчиваются. Школьная реформа встретила массу отрицательных откликов в педагогическом и родительском сообществе. На митинги против изменений в этой области выходили тысячи человек. Однако заметных результатов противникам реформы добиться не удалось.

Большинство бюджетных образовательных учреждений перешли на так называемую систему госзаказа: то есть школе для того, чтобы получать финансирование, необходимо демонстрировать свою рентабельность. Если раньше на объем финансирования влияли статус учреждения, достижения его учеников и социальная значимость, то теперь первоочередной критерий оценки - количество школьников. От такой оптимизации в первую очередь пострадали сельские школы. Там, где не удавалось заполнить классы, школы просто закрывали.

Параллельно начался процесс укрупнения школ и слияние их в образовательные центры. Реформа уравняла спецшколы, гимназии с уклоном и обычные среднеобразовательные школы, лишив продвинутые учреждения права на дополнительное финансирование углубленного изучения предметов, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание и т.д. Уравнительную модель опробовали в Москве. В результате лучшие московские школы, занимавшие верхние строчки рейтингов, оказались на грани банкротства.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Не учебником единым

Еще одна неоднозначная образовательная инициатива времен Ливанова - единый учебник истории. В 2013 году Владимир Путин предложил подумать о создании учебников, в которых история страны подавалась бы в рамках единой концепции, в рамках взаимосвязи всех этапов российской истории и уважения ко всем страницам нашего прошлого. За реализацию взялось Министерство образования, соответственно под огнем критики оказался и глава ведомства. В частности оппоненты заявляли, что стремление навязать школьникам единый взгляд на историю страны возвращает нас во времена всеобщего единомыслия.

Перед создателями учебников стояла непростая задача. Им предстояло рассказать школьникам о таких неоднозначных эпизодах нашей истории как сталинские репрессии, пакт Молотова-Риббентропа, война в Чечне. Очевидно, в процессе написания коллектив авторов столкнулся с неразрешимыми противоречиями и единый учебник так и не появился. В августе 2014-го Ливанов заявил, что вместо линейки учебников будет разработан «единый историко-культурный стандарт», на который будут опираться авторы всех учебных пособий.

Кадровый патриот

В отличие от Ливанова, пришедшего в министерство из Института стали и сплавов, Ольга Васильева - крепкий гуманитарий. Собеседники «Ленты.ру», рассуждая о новом главе ведомства, указывают на академический опыт Васильевой: она успела поработать в различных учебных заведениях. Кроме того, у нее есть опыт взаимодействия и с сугубо научными структурами. У нового министра несколько дипломов - сначала она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры, а затем исторический факультет в педагогическом институте и факультет международных отношений в Дипакадемии. В самом конце 80-х будущий министр отучилась в аспирантуре Института российской истории РАН.

Сферой научных интересов Васильевой называют историю православной церкви. К примеру, в своей кандидатской диссертации она рассказывала о «патриотической деятельности РПЦ» в годы Великой Отечественной. Все неспокойные девяностые Ольга Васильева проработала в Центре истории религии и церкви исторического института РАН. Уже набрав академический опыт, в 2002 году она возглавила кафедру религиоведения в Академии госслужбы при президенте.

Десятилетие спустя ее назначили замдиректора департамента культуры в российском правительстве, еще через год - на сопоставимую позицию в управлении по общественным проектам Администрации президента (АП).

У этого подразделения нет большого бюджета или широких полномочий, отмечали СМИ. Задача этой структуры в первую очередь состоит в обеспечении координации - с ведомствами, правительством, вузами и представителями профессионального сообщества. Немаловажным представляется такой факт - управление курирует первый замглавы АП Вячеслав Володин, который, как отмечают источники «Ленты.ру», не раз отмечал профессиональные качества Васильевой.

Коллеги Васильевой обращали внимание, что она не прекращала преподавательскую деятельность на протяжении всей карьеры, в том числе работая в АП. В Академии народного хозяйства она до сих пор числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений и читает курсы лекций на религиозную тематику - например, о государственно-церковных отношениях. Перечень публикаций соответствующий - упоминается, в частности, материал о политическом управлении этнокультурным процессом.

Научные интересы профессора Васильевой сказывались и в ее деятельности после перехода из академической среды на административные посты. Она регулярно выступала на мероприятиях, где обсуждались вопросы идеологического толка. Так, она посещала организованные Общероссийским народным фронтом дискуссии по поводу «консерватизма как идеологии развития».

Непосредственно образовательных вопросов Васильева, однако, на публике касалась нечасто и под специфическим углом. Например, замглавы управления АП читала лекции о патриотизме. Тогда она приводила в пример патриотическое образование в США, где утро во многих школах начинается с клятвы верности национальному флагу.

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

С конца весны 2012 года имя этого человека хорошо известно российским студентам, школьникам, а также их родителям. И здесь нет ничего удивительного - ведь Дмитрий Ливанов занимает кресло министра образования и науки РФ, а значит, непосредственно влияет на жизнь вышеперечисленных категорий населения. В его послужном списке не одна громкая реформа в сфере образования, его шаги частенько подвергаются критике, но государство продолжает ему доверять высокий пост… Что вдохновляет чиновника на продолжение своего активного труда?

«Я буду работать до тех пор, пока у работодателя есть доверие к моей работе», - сказал как-то министр, и эта цитата Ливанова Дмитрия облетела в свое время многие отечественные СМИ.

Откуда же пришел на самую верхушку российской государственной пирамиды Ливанов? Кто он такой? Чем отличился от других государственных деятелей? Как дослужился до своей нынешней должности и что представляет собой в качестве управленца?

Истоки

Ливанов Дмитрий Викторович впервые увидел свет 15 февраля 1967 года. Родился он в семье московской интеллигенции. Его дед был полковником КГБ, а отец Виктор Ливанов - известным авиаконструктором, создавшим самолет Ил-96-300 и возглавлявшим в какой-то период времени авиационное конструкторское бюро имени Ильюшина.

Родители Дмитрия развелись, когда мальчику было совсем немного лет, и о матери его почти ничего не известно. Зато известно о мачехе - Рогозиной Татьяне Олеговне, которая старше пасынка всего на 14 лет. Вторая жена отца оказалась под стать своему супругу. Она доктор экономических наук, и всю жизнь занимает высокие руководящие должности.

Будущий министр Дмитрий Ливанов образование свое начинал в московской школе № 91, которую окончил практически круглым отличником - четверка у юного Ливанова была лишь по начальной военной подготовке. С таким аттестатом и таким происхождением путь перед молодым и способным москвичом открывался достаточно широкий и с большими перспективами…

Высшая школа

Естественно, после школы Дмитрий Ливанов идет учиться дальше. И останавливает свой выбор на Московском институте стали и сплавов (специальность «физика металлов»). МИСиС он окончил в 1990 году с красным дипломом, после чего еще два года отучился здесь же в аспирантуре. Затем защитил диссертацию и уже в 1992-м получил кандидатскую степень в области физико-математических наук.

А спустя всего 5 лет Ливанов уже щеголял степенью «доктор физико-математических наук» (специализация - физика твердого тела). Позже (в 2003-м) он получил еще одно высшее образование, окончив заочно Московскую государственную юракадемию, что очень пригодилось ему потом в будущей управленческой работе.

Начало карьеры

Совершенно закономерно, что начал свою карьеру Дмитрий Ливанов в научной сфере, тому способствовало его образование. Далеко ходить ему не пришлось - талантливого аспиранта оставили работать в родном вузе сразу же после защиты кандидатской. Сначала он был просто научным сотрудником в лаборатории синтеза МИСиС. Затем стал старшим научным сотрудником, потом занимал должность доцента кафедры теоретической физики. А еще позже трудился на посту проректора по международному сотрудничеству, совмещал с профессорством на той же кафедре.

Из научных деятелей - в управленцы

Весной 2004 года Дмитрий Ливанов, биография которого до этого была связана исключительно с наукой, решился на резкий поворот в своей карьере. Его пригласили возглавить департамент государственной научно-технической и инновационной политики в Министерстве образования и науки Российской Федерации. И он согласился.

Правда, с МИСиС при этом полностью не расставался, продолжая профессорствовать там вплоть до 2012 года, только уже на кафедре металловедения и цветных металлов. С конца осени 2005 года и до начала весны года 2007-го Ливанов служил статс-секретарем, замещая тогдашнего министра образования и науки Андрея Фурсенко.

На этой должности Дмитрий Викторович впервые заявил о себе на всю страну и вызвал шквал критики. Он призвал урезать в правах государственные академии страны, фактически лишив их возможности самостоятельно распоряжаться денежными средствами, земельными участками и т. д. Согласно концепции, разработанной чиновником, научные и управленческие функции таких учреждений должны быть четко разделены.

Ливанова обвиняли в попытках развалить отечественную фундаментальную науку - и особенно громко возмущалась РАН (Российская академия наук).

В конечном итоге правительство утвердило тот устав, который был разработан самими академиками. Но благодаря стараниям Ливанова и некоторым поправкам в законе, права академий во многом-таки были урезаны. Так, например, они больше не могли бесконтрольно распоряжаться землей и утверждать своих президентов.

Ректор МИСиС

А тем временем связь Дмитрия Викторовича с родным институтом не прерывалась. Он оставался профессором в МИСиС, а в 2007 году был избран ректором этого вуза.

При Ливанове учебное заведение претерпевает кардинальные изменения. Новый руководитель внедряет на практике теоретические разработки, которые появились у него за время пребывания в министерстве. Так, например, МИСиС первым из российских вузов перешел на иностранную систему бакалавриата и магистратуры.

В 2008 году Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост Президента России, присвоил институту более высокий статус - он стал Национальным исследовательским технологическим университетом. А Дмитрий Ливанов,как перспективный работник, вошел в первую сотню российского резерва управленческих кадров.

Министр

Владимир Путин, снова возглавивший Российскую Федерацию весной 2012-го, посчитал, что такие ценные кадры не должны оставаться в тени. И уже в мае того же года член партии «Единая Россия» и ректор одного из самых престижных вузов страны Ливанов Дмитрий становится министром образования и науки РФ, сменив на этом посту своего бывшего шефа Фурсенко. И буквально с первых же дней началась кипучая деятельность, которая заставила сотрясаться всю сферу отечественного образования и вызвала не один скандал в российском обществе. И продолжает периодически вызывать их и до сей поры.

Инициативы Ливанова

Министр образования и науки РФ Д. Ливанов, еще не будучи главой ведомства, считал, что в России перебор студентов. Не сменил он своих убеждений и после 2012 года. Уже в качестве министра он открыто заявил о необходимости сокращения бюджетных мест в вузах чуть ли не вдвое с последующим сведением на нет «бесплатников» как таковых и внедрением системы образовательных кредитов.

Также Ливанов выступал за введение жесткого тестирования при поступлении в вузы - по образцу иностранных систем, и предложил помимо ЕГЭ ввести для абитуриентов дополнительные экзамены при поступлении.

По его мнению, государству совершенно ни к чему обилие людей с дипломами академий, университетов и институтов, когда в профтехучилищах учиться некому и, соответственно, работать на заводах и фабриках - тоже.

Продолжился и конфликт Дмитрия Викторовича с РАН, уровень которой он публично назвал более низким, чем у обычных вузов, и потребовал реформирования. Кроме того, осенью 2012 года Министерство образования и науки России обнародовало список высших учебных заведений страны, которые, по мнению чиновников ведомства, работали неэффективно.

Скандалы и критика

Из-за перипетий, связанных с РАН, и других скандальных проектов член партии «Единая Россия» Ливанов чуть не вылетел из этой организации. В научном сообществе его подвергли острой критике, и депутаты Госдумы всерьез добивались лишения министра членства в самой влиятельной российской партструктуре. Реакцией Ливанова на такие попытки стало заявление о том, что он не является автором проекта реформирования академии.

Серьезной критике действия министра образования и науки подверглись и со стороны Владимира Путина, который объявил ему выговор и обвинил в невыполнении взятых на себя обязательств. Это было осенью 2012-го, а спустя год Президент фактически забрал свои слова обратно.

Среди скандалов меньшего масштаба можно назвать ситуацию с законом, запрещающим иностранцам усыновлять российских детей. Ливанов выступил категорически против него, что вызвало волну негатива в определенных кругах.

Также у всех на слуху была история с хищением бюджетных средств, причастность к которому Дмитрия Викторовича пыталась доказать прокуратура. По мнению обвинителей, государственный бюджет лишился суммы, эквивалентной одному миллиону долларов, из-за того, что Ливанов якобы незаконно подрядил на работы по реконструкции здания МИСиС фирму ООО «Теплокон».

Еще один «пожар» разгорелся в обществе после публикации Дмитрия Ливанова в его микроблоге, где Министр образования и науки гневно отзывался о работе одной из сотовых компаний, используя нецензурные выражения и допустив кучу грамматических ошибок. Многие возмущались таким поведением человека, который должен быть эталоном культуры и грамотности. Пользователи в соцсетях и журналисты в СМИ ехидно вопрошали, а сможет ли сдать сам Ливанов Дмитрий ЕГЭ, которым «пытают» всех российских выпускников школ?.. Министр, в свою очередь, оправдывался и говорил, что текст для микроблога писал не он.

Имели место и другие скандалы, связанные с именем Дмитрия Ливанова. Но он упорно продолжает гнуть свою линию, невзирая на критику. Одной из последних инициатив чиновника стало решение о сокращении количества вузов в стране. По его мнению, многие заведения (особенно негосударственные) являются откровенно слабыми и не должны занимать место под солнцем, калеча умы своим студентам.

Награды и выдающиеся достижения Дмитрия Ливанова

Помимо кандидатской и докторской диссертаций Ливанов Дмитрий Викторович может похвастать и другими достижениями. Так, например, в его послужном списке более 60 публикаций научного характера (из них около 50 - в зарубежных СМИ) и авторство учебника для высших учебных заведений «Физика металлов», который увидел свет в 2006-м.

За один из циклов научных работ Ливанова, как молодого ученого, наградила золотой медалью Российская академия наук. А в 2011-м он стал обладателем правительственной премии в качестве представителя образовательной сферы.

Чем увлекается министр

Время от времени россияне задают вопрос, сколько языков знает Дмитрий Ливанов, который во многом ориентируется на Запад и ратует за ужесточение тестов при поступлении, в частности по английскому.

Конечно, к полиглотам его не отнесешь, но помимо русского министр в совершенстве владеет итальянским языком и, естественно, английским. На последнем он пишет свои научные работы для зарубежных СМИ, а также обожает читать в оригинале детективы. Вообще, данный жанр литературы - страсть Дмитрия Викторовича.

Еще он любит театр и питает страсть к экстремальным путешествиям. Так, например, многим запомнился громкий отпуск Ливанова, проведенный на Северном полюсе. Как раз тогда вся страна обсуждала жуткую историю, в ходе которой 55-летняя учительница заказала убийство своего 13-летнего ученика, не отвечавшего взаимностью к ее греховной страсти… Люди считали, что министр образования в такой позорный для страны момент должен был находиться на рабочем месте. По крайней мере, до окончания расследования. И осуждали его за отъезд.

Личная жизнь Ливанова

Чуть ли не со школьной скамьи обаятельный и привлекательный Дмитрий Ливанов считался завидным женихом. Во времена студенчества он вел бурную личную жизнь, и поговаривают, что один из романов закончился рождением ребенка. Есть информация, что мальчика назвали Константином, и что Ливанов, хоть и не сразу, но сына признал. Правда, эти сведения в официальных источниках не подтверждены. И сам министр на данную тему предпочитает не разговаривать.

Зато достоверно известно, что женат Дмитрий Викторович еще со студенческой скамьи. Но и здесь снова путаница. Согласно одним источникам, женат он не на ком-нибудь, а на дочке тогдашнего ректора МИСиС Юрия Карабасова, который, кроме того, якобы был научным руководителем Ливанова. Данный факт обозначен во многих биографических справках и вызывает досужие сплетни.

Люди с иронией говорят, что Дмитрий Ливанов, жена которого приходится дочерью столь влиятельной персоне, просто не мог не закончить успешно институт и не защитить свои диссертации. К тому же если другим для защиты требовались долгие годы, то здесь все происходило с поразительной скоростью. Естественно, никто не хочет связывать такую оперативность с одаренностью и трудолюбием будущего министра. А вот с его личной жизнью связывают охотно.

Согласно же другим источникам, супруга Ливанова Мордкович Ольга Анатольевна никакого отношения к ректору МИСиС не имеет, а все это - выдумки журналистов. Среди таких источников немаловажную роль играет и интервью самой Ольги, в котором она удивляется простодушию людей, поверивших сплетням. Ведь ни ее фамилия, ни отчество никак не связаны с господином Карабасовым.

Ну а родилась Ольга Анатольевна в 1967 году, 15 июня, и является практически полной ровесницей своего мужа. Она по специальности математик. Имеет диплом Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина. Трудится в сфере IT и даже номинировалась на национальную премию в этой сфере.

Пара воспитывает троих детей. Из них двое родных - сын и дочь, а одного мальчика Ливанов и Мордкович усыновили в годовалом возрасте. Министр образования и науки неоднократно шутил, что ему есть на ком практиковаться в плане технологий воспитания и обучения, ведь он - многодетный отец. Критикуют ли дети Ливанова Дмитрия за его эксперименты - неизвестно…

Но даже если и так, он продолжает оставаться активным и инициативным человеком, который всегда стремится только вперед и готов прорываться к звездам сквозь тернии самых дремучих скандалов.

Успешна ли политическая деятельность министра и идет ли его работа на благо страны - это решат россияне. Мы же не будем делать никаких выводов. Но в конце приведем одну народную шутку, которая гуляет в массах и пользуется большим успехом у многих граждан нашей страны.

Народная шутка

С тех пор как Ливанов стал министром образования, качество последнего повысилось в несколько раз. Более того, наше образование успешно конкурирует с европейским и американским, а иногда бывает и престижнее. Это доказано авторитетным научным исследованием, которое проводилось в Московском метрополитене. Выяснилось, что российские дипломы там продаются по более дорогой стоимости, чем их аналоги из «Кембриджа» и «Оксфорда», лежащие на соседних полках.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов покинул свой пост, на его место назначена чиновник администрации президента. Ранее сегодня неподтвержденная информация об уходе в отставку министра, занимавшего этот пост с 2012 года, просочилась в СМИ. То, что отставку руководителя ведомства уже обсуждали накануне, «Газете.Ru» подтвердили сразу два источника в системе образования.

«В последние дни это витало в воздухе», — сообщил «Газете.Ru» источник в Министерстве образования.

Вскоре после этого отставка министра была официально подтверждена — ее принял президент Владимир Путин.

Решение об этом было оглашено президентом Владимиром Путиным в Крыму, куда он прибыл для встречи с членами Совбеза, а также для посещения Всероссийского молодежного форума «Таврида».

Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева назначить новым главой Министерства образования и науки сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву.

При этом стало известно и о новой должности бывшего министра: Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной. «Хорошо, мы так и сделаем, согласен», — заявил Путин, отвечая на предложение Медведева в ходе встречи на военном аэродроме Бельбек под Севастополем.

Вместе с тем Путин освободил Михаила Зурабова от должности спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

На встрече с главой государства Медведев отметил, что правительство интенсифицировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев и новые люди», — отметил премьер. «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список», — подчеркнул глава правительства.

Он отметил, что Васильева начинала свою деятельность как учитель, после чего работала в системе Академии наук и имеет опыт в государственной службе — как в аппарате правительства, так и в администрации президента. «Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи», — считает Медведев.

Замначальника управления президента РФ Ольга Васильева

Ливанов пришел в правительство в 2012 году, на период его руководства министерством пришлась болезненная реформа Российской академии наук, в ходе которой РАН постепенно стала лишаться функций управления имуществом и финансами, для чего было создано Федеральное агентство научных организаций.

Известно, что 20 августа Ливанов должен был присутствовать на Всероссийском педагогическом собрании в Российской академии народного хозяйства и госслужбы, которое проходит в эти дни. В Минобрнауки так отреагировали на сообщение об отставке: «Перед Минобрнауки стоят задачи, направленные на развитие образования и науки в России, включая обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года».

Новую должность Ливанова — спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной — ранее занимали бывшие послы на Украине: Михаил Зурабов и Виктор Черномырдин. После ухода Михаила Зурабова в отставку Россия предлагала на его место кандидатуру Михаила Бабича, и украинская сторона отказалась утверждать его фигуру. Поэтому в данный момент интересы России на Украине представляет временный поверенный Сергей Торопов, а вопрос с назначением нового посла подвешен. Теперь ввиду отсутствия посла часть его функционала по торгово-экономическому сотрудничеству будет возложена на спецпредставителя Ливанова.

«Что касается дипломатического представителя, посла (на Украине) — поговорим отдельно. Но развитие торгово-экономических связей должно быть в поле постоянного нашего внимания», — заявил в пятницу президент Владимир Путин. «Это не дипломатическая работа, и Ливанов теперь будет заниматься чисто экономическими связями, хотя и во взаимодействии с торговым представительством России», — объясняет собеседник «Газеты.Ru» в дипломатической среде. До крымского референдума и конфликта в Донбассе Украина была одним из ведущих экономических партнеров России. Однако на сегодня экономические отношения стран деградировали. Экспорт услуг с Украины в Россию в 2014 году по сравнению с 2013 годом упал более чем вдвое.

Известно, что, будучи министром образования, Ливанов продвигал квоты в вузах для беженцев с Украины.

В любом случае в этой стране Ливанову придется устанавливать новые связи. Большинство его знакомых на Украине — чиновники правительства Януковича, которые ушли с политической арены после революции. Украинский политолог Вадим Карасев предположил, что Ливанов станет неофициальным послом России на Украине, поскольку Украина не согласилась на кандидатуру Бабича. «Поэтому был выбран такой нейтральный вариант, посол-дублер, неофициальный, нелегитимный, нестатусный представитель президента, который фактически начнет прокладывать дорогу к посольским функциям и фактически во многом будет исполнять роль посла», — сказал эксперт «Интерфаксу-Украина».

Позиции Дмитрия Ливанова были одними из самых слабых среди членов правительства. Единороссы регулярно критиковали Ливанова в Думе, в начале года его партии «Единая Россия».

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было», — объяснял в феврале негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Неофициально в академических и близких к Кремлю кругах ходили слухи о том, что новым министром образования может стать глава комитета Думы по коррупции Ирина Яровая или председатель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов.

Критикуя выступление Ливанова на правительственном часе в начале года, Никонов говорил, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах. По его словам, «после того как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Отставка может сработать на повышение рейтинга ЕР, уверен политолог Аббас Галлямов. По его словам, многое зависит от официальной интерпретации отставки. «Не стоит надеяться на то, что мы, мол, отправили в отставку непопулярного министра и этого достаточно. Сам по себе факт отставки говорит не только о том, что власть самоочищается, но и о том, что в отрасли есть серьезные проблемы. Если не будет проведена серьезная разъяснительная работа, то доминирующей может стать точка зрения о том, что все реформы системы образования провалились и власть в отчаянии ищет стрелочника», — рассуждает Галлямов.

Между тем Ливанов последовательно отстаивал интересы министерства в плане финансирования.

Как выяснила «Газета.Ru», в конце июля на одном из совещаний у Дмитрия Медведева со стороны министерства , что в случае сокращения финансирования уже в 2017 году придется сократить 40% бюджетных мест в вузах, денег не хватит на стипендии студентам, а без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института.

На период правления Ливанова пришлась и критика министра со стороны научного сообщества, связанная не только с реформой РАН. Уже более трех лет в СМИ постоянно сообщается о скандалах, связанных со списанными диссертациями различных чиновников, однако борцы с плагиатом в диссертациях были недовольны действиями министерства по улучшению ситуации.

Вопреки просьбам активистов «Диссернета» с 1 января 2014 года срок давности по обжалованию кандидатских и докторских диссертаций в России стал составлять десять лет, при этом те, кто защитил диссертацию ранее 2011 года, теперь могут не волноваться за списанный научный труд.

«Я хочу задать Васильевой следующие вопросы: уволите ли вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему? Распустите ли вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на «Диссернете» много раз)? Выведете ли вы из экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?» — спрашивает сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин.

Известно, что Ольга Васильева перешла на министерский пост с позиции замруководителя управления по общественным проектам администрации президента.

Это управление возглавляет Павел Зенькович, а работу структуры курирует первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.

Ранее Васильева работала в департаменте культуры правительства. В 2013 году она выступила с закрытой лекцией о патриотизме перед «Единой Россией», писал «Коммерсантъ». На лекции чиновница рассказывала об объединении народа при Сталине во время войны, это произошло, по ее мнению, через популяризацию дореволюционной русской истории и литературы. Один из источников «Газеты.Ru» описывает ее как автора 160 статей и восьми монографий, выходца из школьной и научной среды.

По словам источника, она взаимодействовала с партией власти, читала лекции в рамках проекта «Кандидат», и ее «лекции были с оттенками нравоучения, выглядели пропагандой».

Первое время новому министру придется прикладывать большие усилия, чтобы добиться поддержки в этой среде и доказать свою эффективность, считает замглавы Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

Социологи ВЦИОМ отмечали, что Ливанов является самым непопулярным министром российского правительства и его деятельность оценивают в два балла большинство респондентов.

Васильева в конце июня выступала на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Как сообщает сайт форума, своей темой она выбрала историю «формирования национальной идеи России — от периода становления до современности». «Наша страна — единственная страна в мире, которая после 1917 года в 1991-м пережила второй социально-политический кризис. Как в послереволюционный период до 1934 года, так и в промежуток времени с 1991 по 2002 год о патриотизме не говорили, сами понятия патриотизма, любви к Отечеству, героизма были искоренены, отсутствовали в общественном сознании», — говорила чиновница.

На Клязьме она рассказывала о патриотизме героев ВОВ. «Васильева, как педагог истории, отметила важность обращения в этом воспитании как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени, таким как Александр Прохоренко, который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боев за город Пальмира в Сирии, или Сергей Солнечников — российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты», — говорится на сайте форума.

Два разных источника «Газеты.Ru» сообщили, что Васильева глубоко верующая и лично знакома с патриархом Кириллом. Васильева занимает должность завкафедрой государственно-конфессиональных отношений в РАНХиГС. Сферой научных интересов Васильевой является история Русской православной церкви в ХХ веке, государственно-церковные отношения в советский период. Общий стаж работы в сфере образования составляет 36 лет. Васильева является доктором исторических наук и членом Международной ассоциации истории религий.

Первый заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил, что после назначения на пост министра образования и науки Ольги Васильевой диалог между государством и Русской православной церковью приобретет «более осмысленный» характер. «То, что диалог будет легче, продуктивнее, в этом я нисколько не сомневаюсь», — сказал Щипков.

В комитете Госдумы по образованию новость об отставке Ливанова встретили положительно. Член комитета от КПРФ Олег Смолин добавил, что хорошо лично знает Ольгу Васильеву

«как человека с позицией в защиту российского образования».

«Я понимаю, что министр человек отчасти подневольный, он обязан играть по тем правилам, которые предлагаются правительственной команде в целом. Но надеюсь, что Ольга Юрьевна будет использовать свои полномочия министра для того, чтобы сохранять лучшее, что еще осталось в нашей системе образования. Надеюсь, что курс образовательной политики будет если не изменен, то хотя бы существенно скорректирован», — подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что КПРФ надеется, в частности, на то, что при Васильевой удастся «инициировать изменения в ФЦП развития образования» или как минимум приостановить темпы сокращения числа вузов, — по словам Смолина, пятилетний план по сокращению числа вузов и их филиалов уже «перевыполнен», и коммунисты надеются, что Минобразования как минимум притормозит. Глава комитета Вячеслав Никонов («Единая Россия») отметил, что Ливанов и Васильева «разные люди»: «Ливанов — жесткий технократический руководитель, который привык, ломая через колено, продавливать свои решения. А Васильева — человек смыслов, человек диалога, разговора, который будет налаживать диалог с педагогическим сообществом».