Легкие стихи Ахматовой. Стихи Анны Ахматовой, которые легко учатся

Иосиф Бродский полагал, что каждое поэтическое произведение, выученное наизусть, может стать своим. В переносном смысле, конечно. Но даже легкие стихи Ахаматовой, Цветаевой и Есенина, выученные в школьные годы, помнят немногие взрослые. А что же современные дети и подростки? Нужно изрядно постараться, чтобы найти среди них поклонника поэзии. Более того, большинство людей, далеких от филологии, уверены, что запоминать стихи - занятие утомительное и совершенно бесполезное. Но это грубое заблуждение. В статье рассказано о том, для чего нужно учить отрывки из прозы и поэзии. А также приведены самые легкие стихи Ахматовой.

Поэзия в школе

Как уже было сказано, среди современных подростков любителей стихотворного жанра очень мало. Тогда как пятьдесят-сто лет назад внушительные отрывки из «Онегина» мог зачитать наизусть почти каждый старшеклассник.

Но сегодня, в XXI столетии, когда есть доступ к любого рода информации, необходимость в заучивании чьих-то, пусть и талантливых, строк, казалось бы, отпала. Да и приоритеты стали иными. Сложно представить в наш век Есенина, зачитывающего с угнетенным и болезненным выражением лица поэму «Черный человек», и публику, завороженно слушающую его. Интересы у сегодняшних молодых людей другие.

Многие школьники испытывают сложности с заучиванием стихов. Им непросто запомнить строки «Было душно от жгучего света» или «Сжала руки под темной вуалью». А ведь это, пожалуй, самые легкие стихи Ахматовой. В результате снижается оценка по литературе, появляется неприязнь к этому предмету.

Но каждый школьник - это (при удачном раскладе) будущий студент. В вузах придется прорабатывать огромные объемы информации, что невозможно, имея плохую память. Заучивание стихов, наряду с изучением иностранных языков, - лучший способ развить память.

С чего начинать?

Запоминать лирические произведения несложно. Но для человека, который этим никогда не занимался, процесс может показаться непростым. В действительности, каждое последующее стихотворение запоминается быстрее. Необходимо просто начать. И, конечно же, не с од Ломоносова, а со стихотворений, которые близки сердцу. Для этого лучше прочитать сборник где каждый найдет подходящие для себя, легкие стихи Ахматовой, Анненского, Есенина, Цветаевой.

Поэзия для взрослых

Учить стихи нужно не только детям и подросткам. Доктора полагают, что запоминание отрывков из прозы или лирических произведений - прекрасное занятие для профилактики болезни Альцгеймера. Известно, что старческая забывчивость встречается реже среди актеров. Представители этой профессии всю жизнь учат тексты. Это часть их работы. А потому, даже если вы находитесь в самом расцвете сил и считаете, что думать о возрастных недугах еще рано, примите все же меры. Учите хотя бы по три строчки ежедневно.

Средство для снятия стресса

Мы живем в непростое время. Каждый день подвергаемся стрессу: пробки на дорогах, очереди в государственных учреждениях, конфликты на работе, ссоры в семье. Человек, который знает много стихов, имеет огромное преимущество перед теми, кто ошибочно воспринимает поэзию пережитком прошлого. Стоит привести пример.

Женщина после тяжелого трудового дня приходит на родительское собрание в школу. В течение десяти минут учитель излагает полезную информацию. А последующее время отводится на разговоры, которые либо не имеют смысла, либо имеют, но для отдельных присутствующих. Женщина начинает нервничать: обед не приготовлен, завтра нужно рано вставать. Появляется неприятное ощущение зря потраченного времени, а масла в огонь подливает мать одного из учащихся, повествующая с гордостью о достижениях сына.

Школьный класс можно покинуть, сославшись на дела. Но героиня этой маленькой истории - человек интеллигентный, а люди такого типа никогда не избегают дискомфортных ситуаций. И кажется, именно для таких людей создавали свои проникновенные произведения Цветаева и Ахматова. Легкие стихи, состоящие всего из пяти-семи строк, способны отвлечь, расслабить, даже снять небольшой стресс. Женщина читает (не вслух, конечно): «Хочешь знать, как все это было?», и уже спустя две-три минуты праздные разговоры родителей ее не так утомляют.

Легкие стихи Анны Ахматовой и Марины Цветаевой нужно знать. При этом стоит сказать, что не каждое объемное произведение является сложным. Выше был приведен отрывок из стихотворения, состоящего всего из семи строк. Его выучить легко. Но можно и найти стихи Анны Ахматовой, которые легко учатся, но имеют внушительный объем. Например, «Песня последней встречи».

Можно назвать также и одно из стихотворений Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел…». Лирическая героиня повествует о нелегкой женской доли, об изменчивости и изменах мужчин. Рефреном звучат слова: «Мой милый, что тебе я сделала?». Стихотворение состоит из десяти строф. Тому, кто знает его наизусть, не страшны даже пробки на дорогах.

Однако вернемся к Большая часть стихов этого автора небольшая по объему и, действительно, легко учится. Но для того чтобы запоминать их быстро, нужно понимать смысл. Ниже приведены легко учащиеся стихи Ахматовой.

Об авторе

Не писала веселых произведений Ахматова. Стихи, которые легко учатся, имеют довольно глубокое содержание. Тем, кто предпочитает жизнерадостную поэзию, следует обратиться к раннему периоду Златовласый уроженец рязанского села (в начале своей карьеры) сочинял преимущественно стихи о природе. Что же касается Ахматовой, то она прожила долгую, но непростую жизнь. Мужа - Гумилева - арестовали, а затем и расстреляли. Сын много лет провел в лагерях, а после освобождения так и не смог наладить отношения с матерью.

Автобиографическое стихотворение Ахматовой - «Уводили тебя на рассвете». Произведение состоит из восьми строк. Оно повествует об аресте близкого человека. Завершает автор стихотворение словами о том, что ей, видимо, суждено, подобно стрелецким женам, «под кремлевскими башнями выть».

«Смятение»

Состоит из трех частей. Первая начинается словами «Было душно от жгучего света». Лирическая героиня рассказывает о первой встрече с возлюбленным. Затем во второй части избранник ее проявляет явное равнодушие. И, наконец, в третьей - развязка. «Десять лет замираний и криков» - так начинается последняя строфа. Всего несколькими строками Ахматова рассказал целую историю. Историю любви, разочарования и безразличия. Стихотворение заканчивается емкой, лаконичной и очень мудрой фразой: «Отошел ты, и стало снова на душе и пусто и ясно.».

Каждая из частей «Смятения» представляет собой отдельное стихотворение. Можно выучить одну из них, а можно все. В этом произведений нет сложных для восприятия метафор. Оно довольно простое. Но в то же время поражает глубиной, проникновенностью.

«Сжала руки…»

Это одно из самых знаменитых стихотворений. Его героиня - сильная, гордая женщина. Всего в двенадцати строках поэтесса передала всю глубину и драматизм ее переживаний. Он уходит. Она бежит вслед за ним, «перил не касаясь». Несмотря на свою гордость, произносит: «Уйдешь - я умру». А он тем временем остается невозмутимым или пытается таковым казаться. Он улыбается «спокойно и жутко» и произносит ничего не значащую фразу.

Стихи Ахматовой легко учить не только благодаря отсутствию сложных художественных форм. Ее поэзия близка каждой женщине. Впрочем, и среди мужчин встречаются почитатели таланта Анны Ахматовой.

«Все мы бражники…»

В начале прошлого века поэты имели обыкновение собираться в особых заведениях, представлявших собой нечто среднее между кафе и клубом по интересам. Одно из них находилось в полуподвальном помещении и называлось «Бродячая собака». Анна Андреевна захаживала туда нередко. И хотя собирались там преимущественно литераторы, место было довольно злачным. Этому заведению и его посетителям посвятила строки «Все мы бражники здесь, блудницы» Ахматова.

Короткие, легкие стихи нужно учить каждый день. И не только для того, чтобы тренировать память. Поэзия - часть культурного наследия. К счастью, прогнозы Брэдбери не сбылись. Книги в XXI веке не сжигают. Тем не менее люди с каждым годом все больше отдаляются от них. Стихи учить нужно хотя бы для того, чтобы не превратиться в одного их героев знаменитой антиутопии и не разучиться мыслить и видеть прекрасное.

Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой русской поэтессе.

Поэзия этого удивительного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или читал их.

Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника "Вечер". А вышедшие через два года после этого "Четки" еще более подтвердили необыкновенный талант поэтессы.

А. Ахматова в своих стихотворениях является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Произведения Ахматовой представляют собой сложную историю женского характера непростой эпохи.

Именно в 1921 году, в драматическую пору своей и общественной жизни, Ахматова сумела написать поражающие силой строки:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В поэзии Ахматовой присутствуют как революционные мотивы, так и традиционные, характерные для русской классики. Однако я хочу остановиться на мире поэзии, основным нервом, идеей и принципом которой является любовь.

В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым временем года". Любовь получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова и тяготеет к лирической новелле с неожиданным концом психологического сюжета.

Обычно ее стихотворение - или начало драмы, или только ее кульминация, или, еще чаще, финал и окончание. Произведения Ахматовой несут особую стихию любви-жалости: О нет, я не тебя любила, Палила сладостным огнем, Так объясни, какая сила В печальном имени твоем. Это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви-жалости делает многие стихотворения Ахматовой подлинно народными.

В произведениях поэтессы есть еще одна любовь - к родной земле, к Родине, к России:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Анна Ахматова прожила долгую и сложную жизнь. Несмотря на то, что ее муж был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, несмотря на все гонения и бедность, жизнь ее была все же счастливой, представляющей целую эпоху в поэзии нашей страны.

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.Но несмотря на все эти обстоятельства поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году вышел и поэтический сборник «Вечер». Почти срезу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» поэзии. Именно от образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразия женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки нового становления. Вот почему в 1921 году в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же там стало светло?

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом. Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского, мира продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым временем года». Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражения - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

Обычно ее стиха - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
А за окном шелестят тополя
Нет на земле твоего короля.

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Мир поэзия Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедия звучат в стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют; а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, «последней свободой». Муза не покинула поэта, и она написала великий «Реквием».

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество было ее жизнью.