Культура османской империи в 19 веке. Всемирная история — это всемирный суд

Казанский исследователь и колумнист «Реального времени» Булат Ногманов продолжает знакомить читателей со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о банной традиции, которая ранее была важной частью традиционного образа жизни городских турок.

Традиции

Ни для кого не секрет, что культура тела начинается с чистоты помыслов и чистоты тела. В священном хадисе Посланника Аллаха (САВ) сказано, что чистота - это половина веры, поэтому хамамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля мечеть-медресе-хамам-рынок, где проходила большая часть общественной жизни османов.

Слово «хамам», обладая сходным значением в турецком, арабском и иврите, переводится как «баня», «быть горячим» и «горячее место». Знаменитый турецкий путешественник Эвлийа Челеби, оставивший после себя подробнейшие описания тех мест, где он побывал, и который является бездонным источником вдохновения для множества отечественных и зарубежных исследователей, писал, что в XVII веке только в Стамбуле было 168 больших рыночных хамамов. К сожалению, из 237 хамамов Стамбула, построенных в период Османской империи, сегодня функционирует только 60.

Известно, что Фатих Султан Мехмет построил 19 рыночных хамамов, Рустем Паша - 32, а знаменитый мусульманский архитектор Мимар Синан оставил около 20 рыночных и частных хамамов.

Хамамы, наряду с выполнением чисто прикладной функции, имели огромное значение в жизни османского общества. Здесь матери приглядывались к будущим невесткам, женщины вели светские беседы, обсуждали последние городские и дворцовые новости и сплетни, которые порой перевирались по несколько раз, пока переходили от одного уха к другому. Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хамама», которая означает, что человек обладает большим состоянием и славой.

Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. Фото lib-art.com

Обычно хамам посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день уже очищенным пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хамамы были открыты до утра.

Кроме обычных, были еще и специальные дни посещения хамама, которые приурочены к особым датам, таким, как свадьба, рождение ребенка, окончание траура, религиозные обряды, уход и возвращение из армии и т.д. Все эти обычаи до сих пор сохранились во многих городах Анатолии.

Хамамы подразделялись на общественные и частные, на мужские и женские. Например, самыми знаменитыми женскими хамамами столицы Османской империи считались «Байезыд хамамы», «Хюррем Султан хамамы», «Чаал оглу хамамы» и «Чемберлиташ хамамы».

Изучаем язык хамама

Предками османских хамамов по праву считаются римские термы, однако у большинства людей хамамы ассоциируются с Турцией, и для популяризации и сохранения этой культуры турки, как и в давние времена, прилагают немало усилий. Так, в некоторых хамамах Стамбула и Анкары обязательным условием для персонала является владение османским языком.

Традиционно хамамы состоят из трех частей - это «джамегах» (место для переодевания), «соуклук» (место для высыхания, смены пештемаля - набедренной повязки) и «сыджаклык» (место, где собственно и происходило мытье). Предлагаю подробнее ознакомиться с языком хамама:

Хамам. Экспозиция. Фото arttravelblog.ru

«Джамегах» представлял собой широкую софу, разделенную на несколько частей, где люди переодевались и отдыхали после того, как обсохли в соуклук.

«Сыджаклык», в свою очередь, подразделялся на несколько частей:

«курна башы» - место, где все мылись по очереди,

«хальвет» - закрытая ячейка для индивидуальной помывки,

«гёбек ташы» - небольшое мраморное возвышение, сделанное в виде многоугольника, обогреваемое снизу горячим воздухом, на котором люди лежали и грелись,

«джехеннем» - место под гёбек ташы, которое очень сильно нагревалось,

«кюльхан» - топка, которая находится под хамамом. Обычно в качестве растопки использовали дрова и косточки от оливок,

«тютеклик» - дымоход,

«теллак», или на османском «деллак» - человек растирающий, делающий кесе и массаж,

«кесе» - специальная мочалка, которой удалялась огрубевшая кожа.

Из глубины веков

Османский писатель Абдулазиз ибн Джемаледдин, живший во второй половине XIX - начале XX века, оставил после себя рукопись из 14 дафтаров под названием «Традиции, праздники и обычаи народов Османского государства», где дает очень интересные и ценные сведения о культуре хамама османов. Есть возможность ознакомиться с некоторыми частями этого уникального труда. Вот его описание частного хамама, который находился в одном из особняков Стамбула:

«В особняке находился специальный хамам, принадлежащий владельцу дома и его семье. Никто из других жителей особняка сюда не мог войти. Перед хамамом была просторная комната с большими стеклянными окнами, которая открывалась на прекрасный вид или на внутренний двор. За этой комнатой был соуклук с простой обивкой, где можно было переодеться и посидеть, завернувшись в полотенце. За ним находился вход в сам хамам. В хамаме были курна и душевая, отделанные мрамором. Также было отдельное место для совершения омовения. Место для омовения, соуклук и сам хамам имели высокий, стеклянный, куполообразный потолок. По меньшей мере, в хамаме было три курны. Каменные чаши на стенах были украшены мрамором и цветочным орнаментом. У каждой чаши был изящно украшенный желтый кран для горячей и холодной воды, который назывался «девебойну» (шея верблюда). Стены и купол украшены гипсовыми вставками и разноцветной плиткой».

По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Фото territa.ru

Не менее интересно описывает Абдулазиз Бей посещение хамама государственными служащими и представителями высшего общества:

«Многие государственные служащие среднего звена и уважаемые купцы, живущие в Дерсаадете (Врата счастья - старое название Стамбула, - прим. переводчика ) несмотря на то, что имели хамамы у себя дома, посещали рыночные хамамы. Уважаемые господа из махалли тоже предпочитали мыться не у себя дома.… Те, кто посещал рыночные хамамы, либо приносили полотенце с собой, либо пользовались местным полотенцем. По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Все это помещалось в черную атласную сумку, которую прислуга заранее относила в хамам. Господина, который приходил чуть позже, встречали некоторые служащие хамама и провожали до кресла».

В самом хамаме уважаемых клиентов провожали до специальных комнат, помогали переодеться, предлагали выкурить трубку и наргиле или же выпить кофе. Затем приходил теллак и в течение получаса разминал колени и руки господина. Вот как описывает продолжение банного ритуала сам Абдулазиз бей:

«Тот же теллак одевал на ноги господина налын (специальные деревянные башмаки) и провожал его до хальвета… Господина сажали на место приготовленной сернёбетом (служащим хамама), снимали башмаки и медленно начинали его растирать желтой пемзой, нажимая на колени. После того, как начинал проступать пот, теллак разводил в горячей воде белую глину из Алеппо, настоянную на цветочной воде, и намазывал эту смесь на голову, тело и ноги господина. Через четверть часа смесь смывалась и процедура повторялась. Далее теллак четыре-пять раз мыл голову господина мылом, затем хорошенько протирал его тело банной мочалкой кесе, а после наполнял таз горячей водой и, намылив другую мочалку, мыл все тело господина. Процедура повторялась два раза».

После того, как процедура мытья была закончена, господин менял свой пештемаль, его заворачивали в полотенца и провожали в соуклук. На тарелке подносили четыре-пять сладких яблок и нож. Сейчас предлагают различные прохладительные напитки и чай. Автор этой статьи настоятельно рекомендует попробовать после банной процедуры напиток под названием «атом» - это смесь айрана и яблочной или лимонной газированной минеральной воды. После того, как господин покидал хамам, смотритель его особняка оплачивал стоимость хамама и оставлял чаевые для смотрителя хамама, сернёбета, теллака и других.

В представлении большинства людей Османская империя была малоприятным государством с жестокой властью и архаическими порядками. И так действительно было: с XVIII века по начало XX турецкое государство пребывало в глубочайшем кризисе и если бы не гений Ататюрка, пребывало бы в этом кризисе до сих пор.

Однако в период XVI-XVII веков Османская империя была одним из самых развитых и сильных государств Нового времени. Занимая огромную территорию, она была как бы мостом, соединяющим Европу и Азию. Уровень развития экономики, науки и культуры Османской империи был не хуже, чем у «развитых» стран того времени, например, Франции или Испании. Были даже области, в которых турки превосходили европейцев, в частности это были математика, химия, медицина, география и навигация.

Рассмотрим один интересный пример. В 1929 году турецкий историк Этхем обнаружил уникальный документ – морскую карту адмирала Пири-рейса. Вместе с картой были найдены комментарии автора и описание её создания. Уникальность этой карты заключается в том, что она, во-первых, является очень точной (расположение объектов, правильность углов), а во-вторых, содержит в себе такие элементы и объекты, знание о существовании которых (на момент её создания в 1513 году) в Европе отсутствовало.

Что же изобразил на своей карте известный мореплаватель, почему находка вызвала такой ажиотаж? На карте достаточно точно изображены контуры Южной Америки а Африки, причём, карта выполнена таким образом, что масштаб по параллелям и меридианам у неё одинаковый. Это само по себе уже является существенной нестыковкой во времени, поскольку первые средства определения координат по долготе (по меридианам) появились только 250 лет спустя.

Пири-реис был одержимым картографом-энтузиастом. По его же записям, он делал карту, основываясь на четырёх источниках. Два из них относятся к античной эпохе, один – к раннеарабскому миру, и последний – карта путешествий Колумба. Однако, эти карты, делались простыми планиметрическими методами, а для построения своей карты, Пири-реис должен был обладать азами сферической тригонометрии (что в Европе будет также открыто примерно через 200 лет). Однако, он нигде не упоминает о математическом аппарате, при помощи которого делалась его карта, то есть получается, что турецкий флотоводец считал его чем-то самим собой разумеющимся и даже не уделял внимания его описанию! А между тем, в «цивилизованной Европе» его откроют только через пару веков.

Не менее внушительными были успехи турок в градостроительстве и военной инженерии. Турки умели как строить крепости, так и штурмовать их. В своё время, переманив к себе на службу венгерского инженера Урбана, они смогли создать условия для развития собственной артиллерии, и более 150 лет турецкие пушки были одними из лучших в мире. Турецкий же флот доминировал на Средиземноморье, благодаря чему торговля Европы с Востоком оказалась под контролем турок. Собственно, эпоха географических открытий началась вовсе не для того, чтобы что-то открыть. Основной её задачей был поиск обходных путей в Азию, без необходимости оплачивать турецкую пошлину. В то время Османская империя контролировала территорию от Азовского до Аравийского моря и никакой караван не мог пройти с востока на запад без ведома турецких чиновников. Кроме того, турки прекрасно осознавали свою мощь и потихоньку начали засматриваться на богатенькую Европу, медленно начав её завоевание с балканских стран…

Что же явилось причиной такого головокружительного успеха относительно молодой цивилизации? Откуда народ, ещё во времена последних крестовых походов, по сути дела, тихо сидевший по побережью Чёрного моря смог в столь короткие сроки добиться таких результатов?

Есть мнение, что причиной такого развития являлась религия. Ислам у турок взялся от их южных соседей, арабов, живших в Палестине, Египте и на Аравийском полуострове. Вместе с исламом турки переняли у арабов часть их культуры и научных знаний. Удивительный феномен продвинутой арабской науки долгое время не давал покоя многим историкам. Как так получилось, что практически все знания античности были потеряны прямыми наследниками Римской империи –Европой, но сохранились у арабов? Ведь почти две трети дошедших до нас сочинений античных учёных и философов восстановлены, в основном, благодаря арабским источникам. Алгебра, основы физики и химии, астрономия, навигация – всё это попало в Европу от арабов. Да, что и говорить, если первые высшие учебные заведения – университеты, были созданы именно в арабском мире в VIII-X веках, а первый европейский университет появился в Болонье только в XI веке. Именно благодаря арабам и туркам в Европе появились множество технических и социальных достижений Востока – от железа, пороха и бумаги до философских течений.

Однако, к началу 15 века арабский мир уже был раздроблен и не представлял по сути никакой реальной силы. Сила была немного севернее. К 1450 году турки захватили всю Малую Азию, а к 1500 прибрали к рукам практически все территории Арабского Халифата. Таким образом, османы получили в свою собственность все знания арабов не только в рукописном виде, но и с их хранителями в придачу. Взошедший на трон Османской империи султан Сулейман, прозванный в истории «Великолепный» за почти полвека своего правления возвёл Османскую империю на вершину её могущества.

Европа ничего не могла противопоставить новому сильному противнику, появившемуся у её восточных границ. Но, в данном случае сама судьба благоволила европейцам. Открывшиеся пути в Новый свет и Индию дали европейской цивилизации не только выгоды от торговли, но и возможность вести колониальную политику. А богатства обеих Америк, доставшиеся испанцам, португальцам и голландцам, в кратчайшие сроки так перестроили экономику всей Европы, что она позволяла поддерживать армии Старого света в достаточной боевой готовности, чтобы противостоять османам. К тому же, султаны не особо жаждали завоёвывать страны с иноверцами, ибо первейшей своей задачей видели объединение всех мусульман под своей эгидой и только потом стоял вопрос об экспансии в другие культуры.

Как бы то ни было, на пике своего развития, Османская империя в экономическом развитии лет на сто, а в научно-техническом более, чем на двести, опережала «старушку-Европу» и не будь Великих открытий, ещё неизвестно, как бы всё обернулось для христианского мира…

No related links found



Земли Османской империи, каждая пядь которых была завоевана мечом, простирались на трех континентах. Владения у султана были обширнее, чем у императоров Древнего Рима.

Они охватывали всю юго-восточную Европу и побережье Северной Африки до границ Марокко; они вплотную подступали к берегам Каспия, Красного моря, Персидского залива; Черное море представляло собой внутреннее «турецкое озеро». Сидя в Константинополе, султан правил великими городами, столь отдаленными друг от друга и столь несхожими, как Алжир, Каир, Багдад, Иерусалим, Афины и Белград. На бывших территориях Османской империи уместилось больше двух десятков современных государств. Эти бескрайние просторы вмещали и горы, и пустыни, и реки, и плодородные долины; здесь жило примерно 25 миллионов человек - огромная цифра по тем временам, почти вдвое превышающая численность населения любого европейского государства или империи, кроме Франции. Империя османов была мусульманской - посреди ее владений, в сердце Аравии, лежали священные города Мекка и Медина. Турецкий султан, он же халиф - повелитель правоверных, обязан был хранить и оберегать святыни ислама. Турки-османы составляли господствующую группу мусульманского населения империи; здесь жили также арабы, курды, крымские татары, народы Кавказа, боснийцы и албанцы. Кроме того, султану были подвластны миллионы христиан - греки, сербы, венгры, болгары, румыны, молдаване и другие.

Стоит ли говорить, что политические связи, объединявшие эти разноязычные народы, приверженные разным религиям, были слабы и ненадежны. Султан находился в Константинополе, а на местах власть представляла пестрая стая пашей, князей, наместников, беев, ханов и эмиров, причем некоторые из них подчинялись султану лишь номинально. Например, христианских князей богатых провинций Валахии и Молдавии назначал сам султан, но по сути они правили автономно и все их обязанности перед центральной властью сводились лишь к ежегодной уплате дани. Каждый год повозки, груженные данью в золотой и иной монете прибывали с севера к Высокой Порте в Константинополе. Власть крымского хана над полуостровом была абсолютной, и только когда султан призывал его на войну, он выступал из своей столицы, Бахчисарая, и являлся под знамена своего сюзерена во главе 20 000-30 000 всадников. В 1200 милях к западу лежали государства берберов - Триполи, Тунис и Алжир. В военное время они служили своему османскому повелителю тем, что направляли быстроходные корсарские суда - на которых в обычное время с выгодой промышляли пиратством, грабя всех без разбора, - против флотов Венеции и Генуи, мощных христианских морских держав.

В XVI веке, при султане Сулеймане Законодателе, или, как называли его европейцы, Сулеймане Великолепном (1520-1566), Османская империя достигла наивысшего расцвета. Это был золотой век Константинополя* - в город стекались огромные богатства, здесь возводились величественные мечети, а по берегам Босфора и Мраморного моря строились прекрасные загородные дворцы.

Сам Сулейман покровительствовал литературе, искусствам и наукам; он увлекался музыкой, поэзией и философией. Но прежде всего он был воином. Османские армии двигались на север, по большой военной дороге, которая вела в Белград, Буду, и наконец, в Вену, и там, где они проходили, среди балканских гор и долин, вырастали мечети и минареты. Христианские монархии Запада, возмущенные этими явными символами исламской оккупации, смотрели на турок как на угнетателей греков и других христианских народов Востока. Однако Османская империя, более великодушная в этом отношении, чем большинство европейских государств, терпимо относилась к иноверцам. Султан официально признал Греческую церковь и подтвердил юрисдикцию ее патриарха и архиепископов, а православные монастыри сохранили свое имущество. Турки предпочитали управлять посредством уже существующих местных структур власти, так что христианским провинциям было позволено, при условии уплаты дани, сохранять собственную систему государственного устройства и сословной иерархии.

Любопытно, что как раз своим христианским подданным турки-османы оказывали "высочайшую честь": из их числа набирались чиновники центральной имперской администрации и формировались особые полки султанской гвардии - янычар*.

Немусульманам в Османской империи был закрыт доступ к административной и военной карьере. Поэтому подняться по служебной лестнице христианин мог, лишь перейдя в ислам - как и описано далее

В покоренных балканских провинциях переход в ислам открывал способным христианским юношам дорогу к успеху. Их посылали - поначалу насильно - в мусульманские школы, где они получали суровое воспитание, направленное на то, чтобы искоренить всякую память о матери, отце, братьях и сестрах, истребить в их душах малейшие следы христианства. Они воспитывались в беззаветной верности Корану и султану и пополняли ряды его бесстрашных приверженцев, готовых нести любую службу. Самые одаренные попадали ко двору или на выучку в государственные учреждения и могли подняться к вершинам власти. Этот путь прошли многие выдающиеся люди, и нередко могущественной Османской империей управляли те, кто был рожден в христианстве.

Турецкие Янычары

Но большинство молодых людей поступало в гвардейские янычарские полки. Всю свою жизнь, с самого детства, они жили в казармах - им запрещалось жениться и заводить семью, чтобы их преданность султану оставалась безраздельной. По своему положению янычар ничем не отличался от раба; казарма была его домом, ислам - его верой, султан - его повелителем, а война - его службой. В ранние века существования империи янычары напоминали орден фанатичных монахов-воителей, приносивших обет сражаться с врагами Аллаха и султана. В османской армии они составляли стальной корпус великолепно обученной, надежной пехоты, и во всей Европе не было войск, равных янычарам, пока не появилась новая французская армия Людовика XIV.

Отряд янычар представлял собой живописное зрелище. Они носили красные шапки, расшитые золотом, белые рубахи, пышные шаровары и желтые сапоги. Янычары личной гвардии султана отличались красными сапогами. В мирное время они были вооружены только кривой саблей, но, отправляясь в бой, янычар мог выбирать оружие на свой вкус - копье, меч, аркебузу или, позднее, мушкет.

В XIV веке янычар было 12000, а в 1653 году их насчитывалось 51647 человек. Со временем янычарам солидного возраста позволили выходить в отставку и обзаводиться семьей. И мусульманские, и христианские семьи мечтали, чтобы их сыновей зачислили в корпус, и в конце концов круг тех, на кого распространялась эта привилегия, был ограничен сыновьями и родственниками бывших янычар. Янычары превратились в наследственную касту свободных людей. В мирное время они, как и стрельцы, занимались ремеслами и торговлей. Постепенно, подобно гвардейским частям во многих других странах, они сделались опаснее для собственных хозяев, чем для их врагов. Великие визири и Даже султаны приходили к власти и низвергались по прихоти янычар, пока в 1826 году корпус не был расформирован.

С моря древний Константинополь казался бескрайним цветущим садом. Над голубыми водами Босфора и Мраморного моря, над темной зеленью кипарисов и цветущими шапками фруктовых деревьев высились купола и минареты одного из прекраснейших городов мира. И сегодня Стамбул полон жизни, но он больше не столица. Правительство Турецкой Республики переместилось в строгую современную чистоту Анкары в центре Анатолийского плато. В XVII же веке Константинополь был столицей мусульманского мира, военным, административным, торговым и культурным центром могущественной Османской империи. Его население достигало 700 000 - такого количества жителей не было ни в одном европейском городе, как не было и такого количества всевозможных рас и религий. Повсюду виднелись величественные здания мечетей, медресе, библиотек, больниц и общественных бань. На базарах и пристанях громоздились товары изо всех уголков мира. В парках и садах благоухали цветы и фруктовые деревья. Весной зацветал шиповник, в густых зарослях живых изгородей разливались соловьи.

Там, где бухта Золотой Рог разделяет Босфор и Мраморное море, над городом вознесся Топкапы Сарай - султанский дворец, а точнее дворцовый комплекс. Здесь, за высокими стенами, скрывались бессчетные хоромы, казармы, кухни, мечети, сады с журчащими фонтанами и длинные кипарисовые аллеи, обсаженные розами и тюльпанами*.

BЭто был центр политической и административной жизни империи, здесь, как в Московском Кремле, сосредоточивались все центральные государственные учреждения, решались все государственные дела. В Топкапы было три части - три двора. В первом дворе располагалось управление финансами, архив, монетный двор, арсенал. Во втором находился Диван - совещательный совет при султане, а также канцелярия султана и государственная казна. В третьем дворе была резиденция султана, его гарем и сокровищница. Рядом с Топкапы жил великий визирь, а также размещались казармы янычарского корпуса численностью до 12 тыс. человек.

Город в городе, существовавший исключительно ради удовольствия одного человека, дворец невероятно дорого обходился подданным султана. Каждый год из всех провинций империи сюда плыли корабли и тянулись повозки, груженные рисом, сахаром, горохом, чечевицей, перцем, кофе, миндалем, финиками, шафраном, медом, солью, сливами в лимонном соке, уксусом, арбузами. Как-то раз даже привезли 780 телег снега. Внутри этого города султану прислуживали 5000 человек. Султанским столом распоряжался главный хранитель скатерти, которому помогали старший над подносителями подносов, податели фруктов, солений и маринадов, шербета, старшина кофеваров и податель воды (султаны-мусульмане были трезвенниками). Имелся также старший наматыватель тюрбана со штатом помощников, хранитель султанского платья, начальники мойщиков и банщиков. В штате старшего цирюльника состоял мани-кюрщик, который каждый четверг приводил в порядок ногти султана. Сверх того были зажигатели трубок, открыватели дверей, музыканты, садовники, конюхи и целая армия карликов и глухонемых - последних султан использовал как гонцов, но особенно незаменимы они были в качестве прислуги, когда требовалась строгая конфиденциальность.

Многожёнство

Но и сам этот тщательно скрываемый от глаз подданных дворец служил лишь внешней оболочкой внутреннего, еще более пристально оберегаемого частного мира - гарема. Арабское слово «харам» означает «запретный», и султанский гарем был запретен для всех, кроме самого султана, его гостей, обитательниц гарема и евнухов - их стражей. Из дворца туда можно было попасть лишь по одному-единственному переходу, который преграждали четыре двери, две железные и две бронзовые. Каждую из дверей день и ночь охраняли евнухи, которым был доверен единственный набор ключей. Переход этот приводил в запутанный лабиринт роскошных покоев, коридоров, лестниц, потайных дверей, внутренних дворов, садиков и бассейнов. Ко многим комнатам со всех сторон примыкали другие помещения, и поэтому свет просачивался в них сверху, сквозь витражи в застекленных куполах и крышах. Стены и потолки султанских покоев покрывали сложные узоры из голубых и зеленых никейских изразцов. Полы устилали яркие ковры, тут и там стояли низкие диваны, на которых обитатели могли сидеть «по-турецки», скрестив ноги - потягивать крепкий кофе или вкушать фрукты. В тех комнатах, где султан любил с глазу на глаз побеседовать с советником, имелись фонтаны, своим журчанием не дававшие любопытным ушам расслышать, о чем идет речь.

Гарем был замкнутым миром чадры, сплетен, интриг и, когда бы ни пожелал султан, телесных услад. Но кроме того, это был мир, подчинявшийся строгим правилам протокола и субординации. До Сулеймана Великолепного султаны официально женились; ислам позволял им иметь четырех жен. Но жена Сулеймана, рыжеволосая славянка по имени Роксолана, с такой настойчивостью вмешивалась в государственные дела, что с той поры османские султаны жениться перестали и правительницей гарема стала мать султана. Турки верили, что «под ногами матери лежит небо» и что сколько бы ты ни имел жен и наложниц, мать у тебя одна и никто на свете не может заменить ее. Иногда, если султан был слишком молод или слаб характером, его мать сама давала распоряжения от его имени великому визирю. Место после матери султана занимала мать наследника престола, если таковой имелся, а за ней - другие женщины, родившие сыновей от султана, и только потом все остальные одалиски, или наложницы. Все эти женщины, по крайней мере формально, являлись рабынями, а поскольку обращать в рабство мусульманку не полагалось, то, следовательно, весь гарем составляли иностранки - русские, черкешенки, венецианки, гречанки. С конца XVI века большинство женщин поступало в гарем с Кавказа - жительницы этих мест славились своей красотой. Однажды переступив порог гарема, женщина оставалась в нем навсегда. Исключений быть не могло. Оказавшись в гареме, обычно в десять-одиннадцать лет, девочка усердно постигала науку обольщения у опытных наставниц. Пройдя полный курс, девушка с надеждой ожидала момента предварительного одобрения, когда султан бросал к ее ногам платок, и она становилась «гезде» («замеченной»). Не всякая «гезде» дожидалась счастливого мига, когда ее призывали к султану и она превращалась в «икбал» («побывавшую на ложе»), но уж те, кому повезло, получали собственные покои, слуг, драгоценности, наряды и денежное содержание. А так как женщины гарема полностью зависели от того, насколько доволен ими султан, то все они жаждали попасть на его ложе, а оказавшись там, изо всех сил старались ему угодить. Они так усердствовали, что несколько султанов, пресытившись бесконечными днями и ночами страсти с этими полчищами пылких, полных обожания женщин, попросту помешались. В этот уединенный женский мир не позволялось проникать ни одному мужчине, кроме султана. На страже гарема стояли евнухи. Сначала евнухи были белые - их большей частью вывозили с Кавказа, как и женщин для гарема. Но к началу XVII столетия все двести евнухов, охранявших гарем, были чернокожими. Обычно их покупали еще детьми, когда приходил ежегодный караван с рабами с верховьев Нила, и по дороге, возле Асуана, кастрировали. Любопытно, что, поскольку исламом это запрещено, то операцию производили копты - христианская секта, живущая в этом районе. Искалеченных мальчиков затем преподносили султану в подарок от его наместников и губернаторов Нижнего Египта.

Теоретически, евнухи были рабами и слугами рабынь - обитательниц гарема. Но нередко они приобретали большую власть благодаря своей близости к султану. В непрестанном круговращении дворцовых интриг женщины в союзе с евнухами могли серьезно влиять на приливы и отливы султанских милостей, на распределение должностей. Со временем начальники черных евнухов, имевшие звание «кызлар агасы» - «господин девушек», или «ага Дома блаженства», стали нередко играть большую роль в государственных делах, превращаясь в грозу всего дворца, и иногда занимали третье место в имперской иерархии после султана и великого визиря. Ага черных евнухов всегда был окружен пышной роскошью, располагал множеством привилегий и большим штатом прислуги, в который входило и несколько его собственных наложниц, чьи функции, надо признаться, трудно себе представить.

В гареме, как и во всей империи, на султана смотрели как на полубога. Ни одной женщине не позволялось являться к нему без вызова. При его приближении всем полагалось быстро скрыться. Один из султанов, дабы известить о своем приближении, носил туфли на серебряной подошве, звеневшей по каменным плитам переходов. Собираясь купаться, султан сначала отправлялся в комнату для переодевания, где юные рабыни снимали с него одежды; затем в комнату для массажа, где его тело умащали маслами; затем в купальню с мраморной ванной, фонтанами горячей и холодной воды и золотыми кранами: здесь, если он желал, его мыли - обычно эта обязанность возлагалась на довольно пожилых женщин; наконец, его одевали и умащали благовониями - снова молодые женщины. Когда султану угодно было повеселиться, он направлялся в зал для приемов - чертог в голубых изразцах, устланный малиновыми коврами. Там он восседал на троне, его мать, сестры и дочери рассаживались на диванах, а наложницы - на подушках на полу, у ног султана. Если устраивались пляски танцовщиц, то могли призвать придворных музыкантов, но в этом случае им тщательно завязывали глаза, чтобы оградить гарем от мужских взглядов. Позднее для музыкантов построили над залом балкон с таким высоким бортом, что любопытные взгляды не могли за него проникнуть, но музыка была хорошо слышна.

В этом чертоге султан иногда принимал иностранных послов, восседая на мраморном троне в длинном парчовом одеянии с собольей оторочкой и в белом тюрбане, украшенном черно-белым плюмажем и гигантским изумрудом. Обычно он поворачивался в профиль, чтобы ни один неверный не посмел взглянуть прямо в лицо султана - земной Тени Аллаха. Пока существовала Османская империя, она всегда оставалась завоевательным государством. Вся полнота власти находилась в руках султана. Если султан был сильным и одаренным человеком, империя процветала. Если он был слаб, империя начинала рассыпаться. Неудивительно, что от гаремной жизни среди пылких женщин и потакающих любой прихоти евнухов порода, которая пошла от победоносных завоевателей, почти совсем выродилась. Еще одно обстоятельство, действуя постепенно на протяжении долгой истории Османской империи приводило к ухудшению личных качеств султанов. Началось это, как ни странно, с акта милосердия. До XVI века существовала османская традиция, по которой тот из многочисленных султанских сыновей, кто приходил к власти, немедленно приказывал передушить всех своих братьев, чтобы ни один не мог посягнуть на трон. Султан Мурад III, который правил с 1574 по 1595 год, произвел на свет больше сотни детей, из них двадцать сыновей его пережили. Старший, взойдя на престол под именем Мехмета III, уничтожил девятнадцать своих братьев, а кроме того, в стремлении наверняка избавиться от возможных соперников, убил семь беременных наложниц своего отца. Однако в 1603 году новый султан, Ахмед I, покончил с этим кошмарным обычаем, отказавшись душить братьев. Вместо этого он, чтобы их обезвредить, замуровал всех в особом павильоне, так называемой «клетке», где они и жили, лишенные всякой связи с внешним миром. С тех пор все османские принцы проводили там в безделье свои дни, окруженные евнухами и наложницами, которые, во избежание появления потомства, были по возрасту неспособны к деторождению. Если все- таки по недосмотру рождался ребенок, то его умерщвляли, чтобы не усложнять генеалогическое древо правящего рода. Поэтому, если султан умирал (или бывал смещен) не оставив сына, то из «клетки» призывали его брата и объявляли новой земной Тенью Аллаха. Среди этого сборища невежественных, расслабленных принцев крови янычары и великие визири редко могли отыскать человека, обладающего достаточным умственным развитием и политической зрелостью, чтобы управлять империей.

Во все времена, но в особенности тогда, когда султан бывал слаб, фактически Османской империей правил от его имени великий визирь. Из внушительного здания, возведенного в 1654 году рядом с дворцом и известного европейцам как Высокая Порта, великий визирь осуществлял надзор за администрацией и армией империи - он контролировал все, кроме султанского дворца. Официально великий визирь считался слугой султана. Вступая в должность, он принимал из султанских рук перстень с печатью; сигналом к его отставке служило требование возвратить государственную печать. На деле же великий визирь был подлинным правителем империи. В дни мира он являлся главой исполнительной и судебной власти. Во время войны он выступал как главнокомандующий действующей армии, а при нем состояли янычарский ага и капудан- паша, то есть адмирал. Он руководил заседаниями своего совета - Дивана - в большом сводчатом зале, стены которого украшала мозаика, арабески, синие с золотом драпировки. Здесь восседали на скамьях, тянувшихся по кругу вдоль стен, высшие чиновники империи, и цвета их отороченных мехом одежд с широкими рукавами - зеленый, фиолетовый, серебристый, синий, желтый - означали их ранг. Посредине сидел сам великий визирь в белом атласном наряде и тюрбане с золотой каймой.

Должность великого визиря давала огромную власть - случалось, что великие визири низвергали султанов, - но она была и крайне опасна, так что у ее обладателя было немного шансов умереть своей смертью. Вина за военное поражение возлагалась на великого визиря, а там неизбежно следовало его смещение, ссылка, а нередко и удушение. Только выдающиеся мастера интриги могли добиться этого поста и удержаться на нем. Между 1683 и 1702 годом двенадцать великих визирей сменили друг друга в Диване и в Высокой Порте. И все-таки в XVII веке именно великие визири спасли империю, пока султаны нежились в гаремах, потакая своим наклонностям и прихотям*. К этому времени центральная власть до того захирела, что венецианские корабли курсировали вблизи Дарданелл, а днепровские казаки на своих «чайках» разбойничали на Босфоре. Империя захлебывалась в коррупции, расползалась на куски, погружаясь в анархию, и спасли ее три представителя одного рода - а в сущности, династии - великих визирей: отец, сын и зять

* Один султан, Ибрагим Безумный, заключил свою бороду в алмазную сетку и проводил время, бросая золотые монеты рыбам в Босфоре. Он не желал ничего видеть и осязать, кроме мехов, и ввел особый налог, который шел на покупку соболей из России, чтобы обить стены в султанских покоях этими драгоценными мехами. Полагая, что чем женщина крупнее, тем она приятнее, он разослал гонцов искать по всей империи самых толстых женщин. Ему привезли невероятных размеров армянку, которая так восхитила султана, что он осыпал ее богатствами и почестями и наконец сделал правительницей Дамаска.

В 1656 году, когда империя находилась на грани гибели, гаремная камарилья вынуждена была назначить на пост великого визиря сурового албанца семидесяти одного года от роду - Мехмеда Кёпрюлю, который принялся за дело, не ведая жалости. Казнив 50000-60000 человек, ок полностью очистил османскую администрацию от взяточничества и коррупции. Когда пять лет спустя он умер, распад империи уже приостановился. При его сыне Ахмеде Кёпрюлю и позднее при его зяте Кара Мустафе произошло кратковременное возрождение Османской империи. Флоты и армии христианских держав - Австрии, Венеции и Польши - были отброшены от ее границ. В 1683 году, в ответ на призыв венгров о помощи против императора Леопольда, Кара Мустафа решил взять Вену. Более чем 200-тысячная армия, подняв знамена и бунчуки, ведомая самим Кара Мустафой, поднялась по Дунаю, завоевала всю Венгрию и во второй раз в истории Османской империи подступила к стенам австрийской столицы. Все лето 1683 года Европа с волнением следила за событиями. Полки солдат из германских государств вставали под знамена австрийского императора, чтобы сразиться с турками. Даже Людовик XIV, заклятый враг Габсбургов и тайный союзник турок, не мог не оказать помощи в спасении великого христианского города. 12 сентября 1683 года союзническая армия подоспела на выручку, с тыла атаковала линии турецкой осады и обратила турок в бегство вниз по Дунаю. По приказу султана Кара Мустафа был удавлен. После разгрома под Веной турок преследовали сплошные несчастья. Пала Буда, за ней Белград, австрийские войска подошли к Адрианополю. Прославленный венецианский адмирал Франческо Морозини овладел Пелопоннесом, пересек Коринфский перешеек и осадил Афины. К несчастью, во время обстрела города одно ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад, и 26 сентября 1687 года этот храм, до тех пор сохранявшийся почти в первозданном состоянии, взорвался и приобрел теперешний вид.

В 1703 года янычары сместили султана Мустафу II в пользу его тридцатилетнего брата Ахмеда III, который взошел на престол после заточения в «клетке» и правил двадцать семь лет. Угрюмый, неуравновешенный, всю жизнь находившийся под большим влиянием матери, этот эстет любил женщин и поэзию; еще любил он рисовать цветы. Он имел также пристрастие к архитектуре, строил красивые мечети, чтобы доставить удовольствие своим подданным, и разбивал прекрасные сады, чтобы доставить удовольствие самому себе. Вдоль берегов Золотого Рога он возвел ожерелье роскошных павильонов - некоторые в китайском стиле, некоторые во французском - посиживал там в тени деревьев, окруженный любимыми наложницами, и слушал стихи. Ахмед любил театральные представления; зимой при дворе ставились замысловатые спектакли китайского театра теней, после которых гостям раздавали драгоценные камни, сладости и почетные халаты. Летом устраивали искусные потешные морские бои и фейерверки. Его двор был охвачен тюльпаноманией. Весенними вечерами султан с придворными в сопровождении музыкантов прогуливался по саду, увешанному фонариками или пронизанному лунным светом, аккуратно ступая среди сотен черепах, которые ползали в тюльпанах и в траве с зажжеными свечками на панцирях.

В городе, насчитывающем более 400 фонтанов, фонтан султана Ахмеда III считается одним из красивейших. Этот архитектурный шедевр, украшающий площадь Юскюдар, возведён в стиле османского барокко, подчёркивающем европейское влияние на классическую османскую архитектуру

Расположенный перед Императорскими воротами дворца Топкапы, фонтан был построен в 1728 году. Эту необычная постройка с остроконечной крышей занимает площадь 10х10 метров. Необычайную лёгкость и красоту зданию придают оригинальные рельефы, изящные своды, украшенные изразцами, и навесная крыша.

В дни Рамадана и религиозных праздников населению у стен фонтана раздавался бесплатный шербет. А на главном фасаде здания каждый мог прочитать наставление Ахмеда III: "Молитесь за Хана Ахмеда и пейте эту воду после произнесения ваших молитв".





В этой замкнутой, благоуханной атмосфере Ахмед III существовал в те же самые годы, которые стали свидетелями деятельного, бурного царствования Петра в России. Правление Ахмеда длилось дольше, чем петровское, и под конец обрело типично османский привкус. В 1730 году империю вновь охватили беспорядки и Ахмед думал утихомирить своих врагов, приказав задушить тогдашнего великого визиря - и одновременно своего зятя, -а его тело выдать толпе. Но это лишь на время отдалило собственную гибель султана. Вскоре он был свергнут и сменен на престоле своим племянником - он-то и отравил Ахмеда.

О русско- турецких войнах и постепенной деградации империи есть смысл поставить отдельную тему. И не одну.

Здесь ограничусь только констатацией того факта, что уже за пределами рассматриваемого периода, описанные процессы ослабления власти султана и всей Османской Империи вынудили очередного султана отказаться от абсолютной власти и ввести конституцию:

  • Провозглашение конституции в Стамбуле 23 декабря 1876 г. Гравюра. 1876

  • 23 декабря 1876 г. состоялось торжественное объявление конституции Османской империи.
    Конституция 1876 г. известная под названием конституции Мидхата, провозглашая установление в Турции конституционной монархии. Она предусматривала создание двухпалатного парламента, члены сената назначались султаном пожизненно, палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза. Султан имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.
    Все подданные империи объявлялись османами и считались равными перед законом. Конституция признавала государственным языком турецкий, а государственной религией ислам.

Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санд­жаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи .

В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана боль­шие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и беями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от боль­шей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войс­ка - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны. Из учебника „Мировая история" для 7 класса известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи. В XVI веке завоевательные войны Османской империи не пре­кращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иранского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоева­нию Египта. В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палести­на. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.

Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способство­вало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.

Внутреннее положение. Несравненного могущества и воен­ной мощи Турция достигла не только благодаря разумной полити­ки султана.

Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массо­вом порядке бежать в город или даже за пределы империи.

Для предотвращения подоб­ных случаев, султан вынужден был издать специальный указ - фирман, дающий право землевла­дельцам насильно возвращать кре­стьян обратно. Согласно этому ука­зу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куда бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе.

В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом I. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами", а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.



Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости", который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение воен­но-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государ­ственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снаб­жал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязаннос­ти. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централи­зованные государства и сильная централизованная власть, в Ос­манской империи обозначился упадок.

В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала преж­ней наступательной силой.

Начало зависимости от европейских держав. Начиная с сере­дины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обо­стряться. Государственный бюджет систематически испытывал де­фицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.

Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европейских стран предоставлялись большие льготы. Например, для фран­цузских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 про­цента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейс­кими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промыш­ленности.

Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией про­тив России. Правительства Англии и Франции тоже горели жела­нием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Наде­ясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средне­вековых отношений, господствующих в Османской империи.

Лига - союз, объединение.

Реферат по истории Турции

Культурная жизнь Османской империи


КНИЖНОЕ ДЕЛО

Почитание, проявляемое к страницам Корана, делало эту книгу предметом особых забот. Поэтому деятельность, связанная с разными этапами создания и художественного оформлением многочисленных и пышных рукописных томов, занимала важное место в османском обществе, впрочем, как и во всех исламских странах.

Названия бумаги: Димашки (из Дамаска), Девлет-и абадиили Xundu (из Индии), Хатайи (из Китая), Ха-ририили СултаниСемеркапди (из Самарканда), Гюпи-и Тебризи (из Тебриза) подчеркивает ее происхождение, в зависимости от эпохи, из стран Востока, затем Запада; в то же время бумажные производства начинают появляться и в самой Турции. Если она импортируется в необработанном виде, ее улучшают, аппретируют в зависимости от предназначения. Поверхность должна была идеально гладкой, поэтому перед использованием бумага подвергается тщательной обработке. Кроме того, она может претерпеть разные метаморфозы: страница может быть расцвечена лишь одним оттенком (розовый, зеленый, бледно-желтый, серый и т.д.) или сделана под мрамор (эбру). Поля могут обозначаться силуэтом (типично турецкий декор), могут быть украшены с помощью кисточки декором флоры и фауны в персидском стиле или позолочены.

Для письма использовали перья из соломы и высушенного тростника (колем). Предварительно для удаления воды тростник закапывали в конский навоз, где он подсыхал и твердел. Затем края тростинок затачивали на подставках из обычной или слоновой кости (мактпа) с помощью перочинного ножа в зависимости от толщины выбранного шрифта. По мере использования было достаточно подтачивать кончик. Перья хранились в длинных и гладких портативных пеналах (дивит), прикреплявшихся к поясу, или в письменных шкатулках.

Переписчики обычно изображаются сидящими на полу или на подушках, пишущими на листке, положенном на левое колено, пользующимися, или нет, подлокотниками. Использование столов редко и придет позже.

Чернила могут быть густыми и разбавленными, блестящими и матовыми. Обычно используют черные чернила, получаемые от возгонки дыма, который образовывается от сжигания льняного масла, пчелиного воска или нефти. Технология производства чернил со временем менялась. В конце концов стали производить чернила из сажи, растительной смолы с добавлением дистиллированной воды; иногда ради приятного запаха добавлялась розовая вода. В отличие от китайских чернил, представлявших собой твердую массу, и европейских жидких чернил, османы использовали тампоны из пропитанных чернильной жидкостью шелковых нитей (лика), удерживавшими чернила в чернильнице. Таким образом, чернила не слишком быстро высыхали и не выливались в случае, если чернильница опрокидывалась. Каллиграф вытирал конец колем об эти нити, чтобы количество чернил не превышало необходимого. Помимо черных чернил, интенсивность окраски которых может варьироваться (густая черная, цвета гудрона, дымчатая, серая), и красных, используют желтые на базе сернистого мышьяка, белые, замешанные на свинцовых белилах, и золотистые чернила. Если чернила разбавлены (значит, не так схватываются), их можно смывать. Достаточно провести губкой или смоченным слюной пальцем - выражение «лижущий чернила» и по сей день относят в турецком языке к работникам умственного труда - и можно исправлять ошибки или использовать бумагу вновь, поскольку это драгоценный материал. Написанное высушивали с помощью тонкого песка (рик).

Каллиграфы (хаттат) зарабатывают на жизнь, главным образом переписывая Коран, составляющий более шестисот страниц, а также сборники молитв, научные и художественные произведения. Их мастерские находятся по соседству с крупными мечетями (в Стамбуле позади мечети Бейазита), библиотеками и рынками. Там переписчики, художники, позолотчики, переплетчики и другие мастера книжного дела обмениваются профессиональными секретами. Рукописи продаются у букинистов (сах-иафи), также объединенных в гильдию.

До конца XVII в. существовало три типа библиотек (кютюпхаш). библиотеки при медресе и больших мечетях, которые хранят главным образом техническую и, в особенности, юридическую литературу, имперские библиотеки, из которых самая знаменитая - Ахмеда Ш (открыта в 1719 г.) во дворце Топкапы в Стамбуле, где собраны самые ценные и самые редкие манускрипты. После 1683 г. появляются публичные библиотеки. Инициаторами этой благородной идеи не были ни султан, ни служители культа, а меценаты, сами собиравшие книги и стремившиеся найти достойное использование своего богатства. Вход в такие библиотеки был свободный, можно читать на месте, взять какой-то труд домой или заказать копию. Содержание библиотек обеспечивалось через вакф. В конце XVIII в. в Стамбуле насчитывается 35 публичных библиотек, и в каждой из них находится от 1000 до 3000 турецких, арабских и персидских рукописей.

Искусство книгопечатания с применением арабского шрифта появилось в Османской империи лишь через два с половиной века после возникновения в Европе. Нельзя сказать, что книгопечатное дело было до этого вовсе неизвестно в Османской империи: например, с 1504 г. евреям испанского происхождения было позволено ввезти прессы с буквами на иврите в Стамбул и Салоники; армяне поступили также в 1567 г., греки - в 1627 г. На Балканах печатные книги появились в Валахии и Молдавии соответственно в 1634 г. и 1642 г. Что касается арабского шрифта, то греческий православный митрополит Алеппо, первый патриарх Антиохии, создал в Алеппо первую типографию с арабским шрифтом в 1706 г. Через некоторое время три типографии были открыты в Ливане: в монастыре Святого Иоанна в аль-Шувейре (1734 г., действовала до 1899 г.), в монастыре Святого Георгия в Бейруте (1751 г.) и в монастыре Map Муса в Дуруваре (1785 г.). Между тем первая турецкая типография с применением арабского шрифта была введена в Стамбуле в 1726 г. Ее творческим директором был обращенный в ислам венгр Ибрагим Мутеферрика (1674-1745 гг.).

Для того чтобы избежать протеста в консервативных кругах, Ибрагиму Мутеферрика было запрещено печатать книги религиозного и правового содержания. Поэтому первая османская типография печатала только книги научного, технического, исторического и филологического содержания. Эта типография действовала в Стамбуле с 1729 г. по 1743 г., затем ее деятельность была приостановлена. Она вновь заработала к 1783 г., начав с трудов по военному и морскому делу. После того как она некоторое время действовала при инженерной школе в Хаской, ее перевели в новые корпуса этой школы в Ускюдаре на азиатском берегу Босфора. Количество наименований, отпечатанных на османо-турецком языке, незначительно. По оценкам, между 1729 и 1839 гг. их появилось всего 439 книг!

Письмо было необходимо для торговых дел, а также для административной работы и организации правосудия, которые оставили немало свидетельств важности письма в своих архивах, где, наряду с частными контрактами, фигурируют различные рескрипты и другие официальные документы. Применение письма не менее необходимо для распространения религиозной и светской науки; и обучение уже ведется как письменно, так и устно, с целью подготовки и формирования разносторонне грамотных людей, которые занимают места на первом плане в религиозной, правовой и интеллектуальной сфере. Эти обученные люди постоянно занимаются диктовкой, пишут сами, комментируют и переписывают, иногда во многих экземплярах, тексты манускриптов, которые османское общество хранит в больших количествах в библиотеках и во дворцах.

Если не умеешь писать, всегда можно обратиться к государственным писарям, арз-у халджи, или йазиджи, которые обычно обитают вблизи медресе, во дворах мечетей или, в Стамбуле, вблизи Высокой Порты.

Следует различать различные стили письма. Например, в административных документах использование определенного стиля письма имеет юридическую силу; каждый чиновник, который исполняет работу (переписывает фирманы, чертит монограмму султана, тугра), занимает четко определенный пост. Он пользуется канцелярским почерком, называемым диваии. Кроме своих высоких эстетических качеств, этот стиль имеет целью свидетельствовать о том, что документ исходит от властей. Состоящее целиком из связанных лигатур, это письмо не допускает между буквами и даже словами никакого прерывания линии, чтобы не позволить никакой подделки документа. Полностью занятое пространство страницы является гарантией, как нотариальный акт на Западе.

Некоторые виды письма трудны для прочтения непосвященными; это касается стиля сийакат, используемого в счетоводстве, ставшего курсивным из-за быстроты пишущего.

По обычной необходимости используют форму письма с закругленными, курсивными и мягкими элементами пасх, иногда называемую «почерком переписчиков». Со своей стороны, каллиграфы никогда не прекращали изобретать новые стили письма или совершенствовать существующие на свой манер.

Османская империя, обладавшая высокой степенью централизации, нуждается в почтовой сети. В каждом более или менее крупном городе был служащий, уполномоченный получать официальные письма и документы, затем передавать их местным властям и оповещать, в обратном направлении, подведомственные султану организации о политической, социальной, экономической ситуации в районе, который он помогает контролировать. Специальные курьеры связывали столицу с различными городами, следуя по определенным маршрутам, не всегда совпадающим с караванными путями и имеющими другой тип перевалочных пунктов, нежели караван-сараи, а именно сооружения меньшего размера, но также защищенные и с запасом воды и расположенные через каждые двенадцать или двадцать четыре километра, в зависимости от района.

Почта - важный для правительства механизм. Но она содержит в себе, как условие, централизованную и безопасную обстановку. Эффективная служба голубиной почты дублировала почту на лошадях.

ИСКУССТВА

Османская империя, как, впрочем, и любая другая империя, по определению является продуктом искусственного объединения, где раздробленность, как характерная черта той эпохи, проявляется на религиозной почве с полным пренебрежением к любым культурным, языковым и этническим истокам завоеванных народов. Так, в свете современных исследований мы видим, что схема тюркско-мусульманского нашествия в Анатолии в XI-XIII вв. и последовавшего за ним захвата Балкан, которые подчинили и частично поглотили местное население, представляется все более грубой и неспособной отразить реальность.

Как мы уже отмечали, известно, что не все пришельцы, в подавляющем большинстве тюркоязычные, были мусульманами; частью они были анимистами (шаманистами) или принадлежали к восточно-христианским конфессиям (несториане, монофиситы). Такое смешение народностей продолжалось до тех пор, пока османская администрация не разделила своих подданных - начиная со второй половины XV в. - на три большие религиозные группы: православные христиане, называемые Рум, восточные христиане, или эрмеии, и иудеи, йахуди. Мусульманская группа стала горнилом, в котором постепенно растворялись все исламизированные элементы. В этом контексте можно понять, что религиозные корни людей искусства не обязательно свидетельствуют об их этнической принадлежности или определенной культурной традиции. Следует также обратить внимание на то, что османское искусство, с момента своего зарождения, затем на протяжении всего своего существования, будет испытывать различные влияния: византийское, иранское, сирийское, китайское и, несомненно, многие другие. Трудно точно определить роль каждого из них, потому что они слились в единое целое, потому что произошла унификация этнокультурных компонентов, отличная от простого скрещивания. Восхитительной способностью Османской империи, моделью для которой послужила Римская империя, стало то, что она сумела объединить творчество художников различных культур и традиций, а с другой стороны, направить их знания и способности на создание исключительных творений, как это видно в Области архитектуры.

Османское имперское искусство остается прежде всего искусством ислама. Это так, потому что османское государство является мусульманским, и его творения подчинены, по крайней мере, в главном, религиозной необходимости и идеологии ислама; потому что, несмотря на свой творческий дух и различные влияния извне, оно имеет свои корни в мусульманском мире; наконец, потому, что оно представляет наряду с другими искусствами ислама определенный ряд общих черт, не обязательно вытекающих из религии.

Как и большинство исламских искусств, османское искусство является имперским, и очень централизованным: в столице, в Стамбуле, воздвигаются самые величественные и значительные памятники, и именно там занимаются поисками архитектурных решений; провинции, с большей или меньшей долей верности и часто не без утверждения своих собственных тенденций, испытывают постоянное влияние Стамбула, как до этого они испытывали его из Бурсы и Эдирне, бывших столиц.

Как и в любой исламской цивилизации, османская цивилизация отдает приоритет архитектуре и искусству книги. Первая предоставляет очевидное преимущество мечети, единственному монументу, который действительно задумывается надолго, поскольку, несмотря на трансцендентность Всевышнего, мечеть в какой-то степени - Его обиталище, она подтверждает Его превосходство, подчеркивая в то же время величие ислама и величие монарха, призванного направлять его. Османская мечеть имеет особенность быть составной частью религиозного комплекса (кюлийе), включающего в себя медресе, богадельни, хамамы, мавзолеи и т.д. Что касается искусств книжного дела, в частности каллиграфии, то они занимали привилегированное положение. Кстати, турки любят повторять поговорку: «Коран появился в Мекке, прочитан в Египте, а переписан в. Стамбуле».

Османская архитектура имеет исключительно городской характер. Малых городов она касается значительно меньше, чем центральных, а поселки и деревни вообще не имеют архитектурного облика. Конечно, существует своего рода сельская архитектура: это различные сооружения - караван-сараи, мосты, площади, мавзолеи, надгробия. Но художественная мысль, творчество зарождаются именно в крупных городах, главным образом в Стамбуле, где в мастерских султана собираются лучшие люди искусства (эхль-и хиреф) со всей империи, и если еще есть умельцы среди селян и кочевников, как, например, изготовители ковров, то все равно они зависят от города с точки зрения реализации своей продукции.

Что касается османского декоративного искусства, то оно следовало укоренившимся исламским традициям: оно остерегается изображения человека, запрещенного, по крайней мере, в архитектуре. Но это не мешало производить замечательные миниатюры и изделия из керамики, и художники имели возможность творить, создавая абстрактные рисунки геометрической формы, и даже разработали целую программу по широкому и систематизированному использованию декоративных надписей.

В данной главе будет сделан обзор основных видов искусства, включая музыку и танцы, с особым вниманием к виду искусства, которое символизирует могущество Османской империи, - архитектуре. Здесь также помещена хронология сооружения основных османских памятников архитектуры, построенных вне столицы.


АРХИТЕКТУРА

Несмотря на самое разное влияние со стороны византийской, персидской, сирийской и еще многих других культур и на их гармоничную ассимиляцию, согласно последним исследованиям, османское искусство берет истоки в искусстве Сельджукидов Малой Азии. Именно отсюда пристрастие к красивому, хорошо обработанному камню, к облицовочной керамике, к мраморной отделке, к изготовлению арок, сводов и портиков из ячеистого материала, который обычно называют сталактитами или пчелиными сотами (мукарпас).

Между тем, начиная с XIV в., происходит глубокое обновление художественного творчества и техники, которое со временем будет ускоряться и достигнет своего совершенства в XVI в. с приходом великого архитектора (мимара) Синана, стоявшего у истоков того, что по праву называют классическим османским искусством. Это обновление, заметное в облицовочном декоре керамической плиткой, особенно впечатляюще в архитектуре, в первую очередь в мечетях.

Османская архитектура приобретала свои очертания на протяжении веков, по мере того, как маленький эмират превращался в империю. Три источника питали вдохновение османов:

Арабский мир, давший рождение исламу и главной архитектурной форме, присущей ему, - мечети;

персидское соседство: турки продвигались в сторону Анатолии по территории Персии, где зародились и развились типы религиозных зданий, ставшие неотъемлемой составной частью религиозных архитектурных комплексов: медресе, богадельни и мавзолеи (тюрбе):

византийское наследие, которое постепенно, но все более внушавшее османским монархам имперские идеи.

Эта эволюция влияний приводит в конечном счете к соединению всех этих форм, отвечающему потребностям формирующегося османского общества. Арабское влияние выражается в мечети с колоннами - прямое наследие арабо-мусульманских традиций как место собрания правоверных. В анатолийском доосманском обществе, а затем и в османском от XIII в. до XV в., построенная в таком стиле мечеть, называемая Улу Джами («Большая мечеть»), находится в центре первой османской столице Бурсе. Ее монументальность подчеркнута переходом деревянных опор в каменные, которые постепенно раздвигаются, а пространство между ними закрывается куполами. Улу Джами, построенная в 1399 г., имеет двенадцать опорных пилонов - потребовалось двадцать равных по диаметру куполов, чтобы накрыть пространство между ними и стенами. Через несколько лет была построена мечеть Улу Джамив Эдирне - второй столице - впоследствии названная ЭскиДжами («Старая мечеть»), в которой уже только четыре колонны и, соответственно, лишь девять куполов. Таким образом, видно, что строительство мечетей эволюционирует от сокращения количества куполов к покрытию сооружения всего одной полусферой.

Этот единственный купол над квадратным пространством представляет собой второй тип первоначальных османских мечетей, но он может покрыть лишь небольшое пространство. Поэтому все усилия османских архитекторов направлены на то, чтобы увеличить диаметр купола с одновременным упразднением опорных элементов, поддерживающих свод. По мере того как диаметр крыши растет, очевидно, возникает необходимость поднятия высоты стен из-за риска, что масса купола может раздавить всю конструкцию храма. Османы, таким образом, начинают строить величественные здания, совершенно отличные от тех, что мир знал до этого.

В последние годы первой половины XV в. османы приобрели уже достаточно технического мастерства, чтобы создавать своды больших размеров: над мечетью Юч шерефели ([над минаретом] «Три балкона») в Эдирне (1437-1447) и над мечетью Фатих в Стамбуле, построенной сразу после взятия Константинополя, затем разрушенной землетрясением и вновь отстроенной в 1771 г.; их купола составляют соответственно 24 и 25 метров в диаметре; свод над мечетью Селима в Стамбуле, построенной в 1552 г., также составляет 24 метра.

Было бы трудно отрицать, что на эти архитектурные поиски, огромная и прославленная базилика Святой Софии (диаметр купола 31 метр, высота над землей 54 метра), построенная императором Юстинианом в 532 г. и завершенная в 537 г., не оказала влияние, пусть и несколько запоздалое. В глазах османов она представляет собой символ христианства и Византийской империи, не имеющий равных по красоте и величию, поэтому архитекторы бьются в стремлении превзойти ее или по крайней мере создать что-то подобное.

Именно при Сулеймане Великолепном (1520- 1566) Османская империя достигает размеров, сравнимых с империей Юстиниана, а экономические и людские ресурсы способны позволить повторить, вольно или исподволь, грандиозное свершение уже не как раболепное подражание, а как принятие вызова. Для осуществления этой идеи султану представляется шанс в лице исключительно талантливого архитектора Синана (1489-1588), который в течение полувека руководил всем имперским строительством.

В 1548 г. в своей первой большой мечети - Шах-заде (1544-1548) - Синан на одном дыхании создает великолепный, почти совершенный монумент, который можно сразу использовать и постепенно украшать. Вместо того чтобы поддерживать парус свода двумя полукуполами - как в мечети Баязида II в Стамбуле, завершенной в 1505 г., - Синан склоняется к безупречно сцентрованному плану, который он подпирает четырьмя образующими крест полусферическими куполами, так, чтобы вся кровля покоилась на четырех опорных пилонах, поддерживаемых пятой из четырех крупных арок. Отныне внутри храмов больше нет приделов, нефов, а только свободное пространство; во внешнем облике это уже не куб, покрытый шарообразным колпаком, а последовательность превосходно связанных между собой ярусов, благодаря сводам цилиндрических башен по углам, имеющим архитектоническую функцию противовеса. Этот план будет использован при сооружении многочисленных больших мечетей Стамбула, а именно Султана Ахмеда («Голубая мечеть», 1609-1617) и Ени Джами (1597-1575). Между тем при сооружении самой красивой мечети Стамбула - Сулеймание (1550-1557) Синан вернулся к предыдущим моделям и предпочел опустить купол в 26,50 метра в диаметре и на высоте в 53 метра на два полусферических купола.

Сооружение мечети Селимийе (1565-1575), которое было предпринято десятью годами позже в Эдирне, стало главным шедевром Синана и одним из самых выдающихся достижений мировой архитектуры. Художник наконец отваживается соорудить полусферический купол, который даже немного превзойдет купол храма Святой Софии (проектный диаметр составляет 31,28 м, тогда как купол юстинианского храма не превышает 31 м). Огромный свод покоится уже не на полусферических куполах, а на 8 пилястрах, и его вес воспринимается одновременно последовательностью арок и полусфер и элегантными контрфорсами, вносящими гармонию в облик всего сооружения. Считающаяся одним из чудес османской архитектуры, мечеть Сели-мие в Эдирне знаменует расцвет могущества Империи. Превзойти Синана было практически невозможно. Его последователи лишь подражали великому мастеру, так и не сумев найти новых путей.

Что касается применения декора в архитектуре, то османы остаются в этом непревзойденными мастерами. Они питают пристрастие к цветному камню, к облицовке мрамором, к раскраске и, конечно же, к облицовочной керамике, предпочитая красоту растительного мира геометрическим фигурами и не забывая о надписях, к которым всегда имели склонность.

Конечно, образец султанских мечетей Стамбула тяготел к распространению по всей империи, но османские султаны предоставляли тем не менее широкую автономию подчиненным сообществам, и, в частности в культурном плане, никаких попыток «тюрки-зации» или «культурного колониализма», не делалось. Таким образом, абстрагируясь от некоторых европейских районов империи и Анатолии, существует мало памятников архитектуры в «османском» стиле. Например, в арабских провинциях можно насчитать не более пятнадцати крупных сооружений, которые можно было бы отнести к навеянным стилем столичных мечетей (в Алеппо 4, в Дамаске - 5, в Каире - 3, в Тунисе - 1, в Алжире - 1). Местные архитекторы и строители сумели внести в некоторые существующие «османские» сооружения элементы форм и декора из национальных традиций. И наоборот, в архитектуре некоторых городов были использованы элементы, перенятые у османов, которые обогатили местное искусство.

Из османского зодчества заимствовалось лишь два элемента:

османский минарет, имеющий форму ракеты, который можно встретить повсюду, как на Балканах, так и в крупных арабских городах;

использование керамики - само заимствованное у персов - в форме панно (импортируемых или местного производства), имитирующего керамику Изника и Кютахьи.

Наконец, характерные в основном для мечетей купола были переняты и при сооружении других зданий, таких как мавзолеи (тюрбе), хамамы, больницы (имарет) и, особенно, крытые базары (бедес-теп), как это можно еще видеть на больших базарах Стамбула и Анкары (последний сейчас превращен в музей анатолийских древностей).


Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. - С.Пб. : Наука, 1999. - 189с.

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. - Изд. испр., доп. - М. : АСТ, 2000. - На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3: Новая история. - М. : АСТ, 1999 - 719с.

Культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества. 8. Разложение армии. Падение военного могущества турок. Экономический упадок Османской империи естественно привел к упадку ее политического и военного могущества (с середины XVII века). Сохранилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия – синахи. Изменился характер янычарского корпуса, в...

В среде угнетенных народов, особенно на Балканах, уже росли революционные силы, начиналось национально-освободительное движение. Но великие державы Европы стремились, используя слабость и упадок Османской империи, захватить ее «наследство», подчинить ее обширные территории. Ввиду большого стратегического, экономического и политического значения территорий, входивших в состав Османской империи, в...