Кому результат а кому процесс. Образование как система, процесс и результат. Образование как процесс и результат педагогической деятельности

В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.

Человек-процесс и человек-результат в каждом из нас

Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .

Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .

Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:

  • Цель процесса – получение приятных .
  • Наслаждаясь процессом своей деятельности, подумайте, чего бы вы еще хотели достичь в жизни или как можно усилить то приятное состояние, в котором вы находитесь сейчас.
  • и выберите тот путь к ней, который принесет вам удовольствие.
  • Достигнув цели, наслаждайтесь результатом.

Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!

Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было … Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить », ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того , что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому , хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.

Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели Болдогоев Дмитрий

Ориентация на процесс и результат

Еще одна важная метапрограмма – ориентация на процесс или на результат. Давайте сначала определимся с тем, что мы с вами будем подразумевать под этими терминами.

Результат – конкретный, видимый человеку финал его деятельности, как правило, поддающийся измерению, при этом человек имеет влияние на достижение этого финала.

Процесс – осуществление определенных операций, соблюдение технологий и выполнение действий, которые или не имеют видимого финала, или человек на этот финал не может оказывать влияния в полной мере.

Ориентация на процесс или на результат, как и другие метапрограммы, не предполагает существования только крайних вариантов (есть много людей с промежуточными характеристиками). Также ни тот ни другой вариант не является абсолютно плохим или хорошим, успешным или неуспешным. В зависимости от ориентации на процесс или на результат люди могут быть более или менее успешны в тех или иных видах деятельности (в работе и не только), а также обладают определенными сильными и слабыми сторонами и могут быть по-разному мотивированы (табл. 2).

«Я пойду на концерт, получу массу впечатлений и уйду с позитивным зарядом на будущее», – скажет человек, ориентированный на результат. «На концерте у меня будет масса впечатлений и положительных эмоций», – скажет человек процесса.

Прежде чем мы продолжим раловека процесса», постарайтесь честно и развернуто письменно ответить на следующзговор о разнице мировосприятия, сильных сторонах и зонах развития «человека результата» и «чеие вопросы (Ключ).

1. Опишите свою работу за период времени, который для вашей деятельности является показательным (в зависимости от масштаба работы это может быть день, неделя, квартал или год).

2. Что вам больше всего нравится в вашей работе?

3. Представьте, что вам необходимо провести презентацию для важного клиента. Опишите подготовку этой презентации.

Таблица 2

Сильные стороны и зоны развития человека в зависимости от метапрограммы «Процесс – результат»

В зависимости от того, как вы определили свой типаж по результатам теста, обратите внимание на свои сильные стороны, постарайтесь их постоянно проявлять и демонстрировать. А вот зоны развития стоит просто-напросто держать под контролем, стараясь постоянно их регулировать.

А теперь давайте рассмотрим, что делать, чтобы эффективно взаимодействовать с людьми процесса или результата в том случае, если вы сами относитесь к противоположному типажу (табл. 3).

Таблица 3

Правила эффективного взаимодействия с людьми в зависимости от их метапрограммы «Процесс – результат»

Из книги Бизнес как экспедиция: Честные истории для героев и волшебниц автора Кравцов А. П.

Часть I Ориентация в пространстве

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Менеджмент, ориентированный на процесс, и менеджмент, ориентированный на результат Кайдзен порождает мышление, ориентированное на процесс, поскольку, чтобы получить более высокие результаты, надо сначала улучшить процесс. Более того, кайдзен рассчитан на человека и на

Из книги Квинтэссенция, или менеджмент для менеджеров автора Холден Филип

5 Ориентация на клиентов Определение Все то, что делает организация, нацелено на полное удовлетворение потребностей клиентов. На практике это означает: фанатично относиться к удовлетворению нужд клиента и делать даже больше того, чего он от вас ждет. Клиентам всегда

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Кейсы по теме «Общение с людьми с разным типом метапрограммы “Процесс – результат”» А сейчас рассмотрим несколько кейсов, отражающих типичные проблемы, с которыми сталкиваются практически все работники коммерческих (и не только) организаций, и постараемся найти пути

Из книги Ваш персональный коучинг успеха. Руководство к действию автора Козлова Анна М.

Ориентация на результат Откройте ежедневник и просмотрите список ваших задач. Переформулируйте задачи, используя результатно-ориентированный подход. Для этого используйте сильные, действенные глаголы и ясную формулировку результатов.Например, вместо обычного

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Ориентация на рост Другая ключевая привычка – размышлять и действовать; успешные люди также развивают ее в себе. Это дорога, которую необходимо пройти, чтобы сформировать важный навык быть оптимистом, стремление к постоянному прогрессу и превосходству.Ориентация на

Из книги Счастливые женщины ходят медленно! автора Доброва Настасья

Глава 3. Не результат, а процесс. Не цель, а мечта Удовольствие от процесса В мужском мире нет ничего важнее цели. Выпущены десятки, если не сотни книг о том, что мечта ничего не стоит без четко прописанного плана и строгого соблюдения сроков.В мужском мире важен

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Из книги Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее. Кирпичик за кирпичиком автора Брин Билл

Из книги Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней автора Рязанцев Алексей

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Странная возникает дилемма — почему когда человек чего-то долго ждет, и это происходит, он быстро теряют к этому интерес? Реализованная мечта просто попадает в список достигнутых целей и теряет свое магическое действие.

Все потому, что человеку зачастую удовольствие приносит лишь процесс, а не результат. Чем сложнее процесс, тем тем лучше потом получается результат.

Простой пример: охотники не любят мертвых животных, им не доставляет удовольствие смерть. Зато они так любят преследовать зверюшек и охотиться на них, что именно процесс является для них настоящим развлечением.

Или же наоборот, получается, что процесс не настолько важен как результат и без плодов труда любое действие теряет всякий смысл.

Если классифицировать эти два процесса, то получиться, что на земле существует два типа людей: человек процесс и человек результат.

Человек — процесс долго наслаждается временем, предназначенным на достижение цели. Он получает удовольствие от действий и событий, которые предшествуют результату. Процесс в играет главную роль в его жизни, это выражается везде: в общении с людьми, в приеме пищи, в работе, в сексе и других вещах.

Как определить человека подобного типа?
Чаще всего, таких людей можно вычислить прежде всего по нескольким признакам:

1. Медленная, растянутая речь. В рассказах много воды и мало конкретики

2. Медленная походка. Человек процесс никуда не спешит, ведь он живет по принципу — кто понял жизнь — тот не спешит. Проходя мимо интересных объектов, он обязательно остановится около них и будет внимательно рассматривать.

3. Привычка опаздывать. Если бы в сутках было больше 24 часов, человек- процесс был бы счастлив, ведь он редко успевает делать все вовремя и в срок.

4. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают творческим мышлением. Это художники, дизайнеры, писатели или артисты.

Человек — результат видет цель и не видет препятствий. Его интересует лишь сама цель и результат от действий, затраченных на достижение цели. Получая результат, он счастлив как никогда, это и есть для него главный приз. Чем больше в копилке призов и медалей, тем лучше. Достигая цели, человеку — результату обязательно нужна новая цель.

Как же определить, что перед вами человек- результат?

  1. Быстрая и четкая речь. Каждое слово сказано с определенным смыслом, так что это помогает передать другому человеку точную информацию.
  2. Активные действия и неусидчивость. Человек — результат не может долго сидеть на одном месте, ему необходимо знать все быстро и сразу, ни одно событие не должно произойти без его участия.
  3. Быстрая походка или бег. Он идет к своей цели быстрой походкой, а если нужно и вовсе бежит, лишь бы не опоздать.
  4. Нервозность и паника. Если что-то выходит из под контроля, он должен незамедлительно решить все, возникшие проблемы, склонить к содействию как можно большее количество других людей, лишь бы все уладить.
  5. В большинстве случаев, люди подобного типа обладают логическим мышлением. Это математики, логисты, менеджеры, управленцы, юристы.

Также встречаются люди смешанного типа, которые получают одинаковое удовольствие как от процесса так и от результата. Правда такие люди встречаются довольно редко.

Образование как процесс и результат педагогической деятельности

Образование как процесс - это освоение человеком в условиях образова­тельного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, цен­ностных ориентации и отношений.

Образование как результат - характеристика достигнутого уровня обра­зованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, сово­купности преемственных образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреж­дений, органов управления образованием.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функциони­рует не сама по себе, а посредством специфической человеческой дея­тельности - педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизне­деятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обу­чением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффектив­ность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осу­ществляют не только педагоги, но и родители, общественные организа­ции, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру­гие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае - это деятельность профессиональная, а во втором - общепедаго­гическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразо­ванием и самовоспитанием.

Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специаль­но организованных обществом образовательных учреждениях. Как для про­фессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь зна­ния основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятель­ность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, со­знательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоя­тельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

Цель деятельности;

Субъект деятельности (педагог);

Субъект-объект деятельности (воспитанник);

Объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредован­но влияющая на воспитанника);

Способы деятельности;

Результат деятельности.

Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эф­фективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если гово­рить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разно­стороннего развития педагогическими средствами.

Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической дея­тельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональ­ной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогиче­ской работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педа­гогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требова­ний, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должност­ных инструкциях.

Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимаю­щимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педаго­гической культуры.

Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.

На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.

Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и ме­тоды, обеспечивающие реализацию этих ценностей.

В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область об­разования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концеп­ции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педа­гогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.

Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от кото­рой существенно зависят процесс и результаты образования.

К основным системным компонентам и показателям уровня сформиро­ванное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллек­туального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень ов­ладения основами педагогической этики; уровень сформированности нрав­ственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.

Культура педагогического мышления включает в себя развитие способно­сти к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышле­ния, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Куль­тура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:

Первый уровень - методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентиро­ваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистиче­скую стратегию;

Второй уровень - тактическое мышление, позволяющее материали-зовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;

Третий уровень - оперативное мышление, которое проявляется в са­мостоятельном, творческом применении общих педагогических закономер­ностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической дей­ствительности.

Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее миро­воззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педаго­гических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Пе­дагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формиро­вание его педагогических позиций.

Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется сте­пенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра соб­ственных педагогических способностей как залога успешности педагогиче­ской деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.

Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, форми­руемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слы­шать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, по­нимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных си­туациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.

Весьма важным показателем педагогической культуры является культу­ра речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.

Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразитель­ность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответст­вия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуман­ность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, под­тянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной ми­микой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.

Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями. Выделяют следующие ценности.

Социально-педагогические - отражают характер и содержание тех ценно­стей, которые функционируют в различных социальных системах, проявля­ясь в общественном сознании.

Групповые - идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие пе­дагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов. Личностно-педагогические - социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоз­зренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.

На качество образования во многом влияет творческий характер педаго­гической деятельности, осознание педагогом. престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанни­ками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленно­сти личности педагога, но и совершенное владение разнообразными обра­зовательными технологиями, технологиями общения.

Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением пе­дагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.

Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, ста­тусно-ролевые и профессиоиально-деятельностные качества, профессио­нально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности яв­ляются важным фактором эффективного решения задач образования.

Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процес­са действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессио­нальных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую органи­зуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» - довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельнос­ти педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, про­фессиональной неудовлетворенностью» 1 .

Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической дея­тельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокуп­ным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельно­сти результатом ее тоже является образование конкретных людей, прояв­ляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, не­смотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалекти­ческую взаимосвязь и взаимодействие.

Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:

Знания, умения, навыки;

Показатели личностного развития (уровень развитости интеллек­туальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образо­вания и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, эко­логической и др. культур);

Отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрица­тельный жизненный опыт и др. 2