Компетентностный подход в образовании высшей школы. Компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании. дискуссия с учащимся в роли ведущего



Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в образовании

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода.
Они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетенция определяется как:
1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) Способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций - «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» , а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» .
В России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».

Каковы же общие принципы компетентностного подхода:

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Виды компетенций

Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.

1. К целям.

· Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

· Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

2. К отбору содержания.

· Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

· Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.

· Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить обучающиеся.

3. К отбору приемов, методов, средств.

· Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.

· Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.

· Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности путем реализации модели «учения с увлечением».

Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Результат внедрения компетентностного подхода:

1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.

2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.

3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.

Задачи компетентностного подхода:

1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.

2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.

4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных) компетенций.

5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.

6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.

7. Приобретение профессионального опыта.

8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.

Для успешной реализации компетентностного подходав профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

Преимущества компетентностного подхода:

1. Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей.

2. Повышается гибкость учебных программ.

3. Повышается мотивация получения профессии.

4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.

5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.

6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров ПО.

7. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.

8. Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии .

Какова роль каждого из нас: научить детей учиться; переход от ЗУНавской системы к системе деятельностной; сформировать ключевые компетенции; каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями; научить детей брать на себя ответственность в принятии решений; совершенствование самого учителя.


Евстюхина Мария Сергеевна

ассистент кафедры менеджмента и экономики образования физико-математического факультета Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье раскрыта сущность компетентностного подхода и необходимость его реализации в образовании. Автором определено, что компетентностный подход положен в основу стратегии модер¬низации отечественного образования и как показал проведенный анализ, его следует рассматривать одним из наиболее оптимальных ответов системы образования на те требования, кото¬рые предъявляет к нему современное общество.

Ключевые слова: образование, компетенции, процесс обучения, компетентностный подход

Implementation of the competency approach in education

Evstyukhina Mariya Sergeevna

the associate professor of management and economy of formation of physical and mathematical Department Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev Saransk, Russia

Abstract: The article reveals the essence of the competency approach and the need for its implementation in education. The author determined that the competency approach, which underlies the strategy of modernization of national education, should be considered as one of the most adequate responses of the education system to those requirements that apply to it a modern society.

Keywords: education, competence, process of training, competency approach

В начале XXI века в развитии общества четко обозначились глубин­ные изменения, которые предъявляют новые требования к образованию и тем самым обусловливают определенные направления его развития и со­вершенствования. Процессы создания и распространения знаний, которые во многом обеспечиваются образованием, становятся в таком обществе клю­чевыми .

В силу динамичности современного этапа развития общества происходит смена парадигмы «образование на всю жизнь» на новую - «образование через всю жизнь» (life-long education), тем самым принципиально изменив роль образования в общественном и индивиду­альном развитии. Данная концепция оформилась в один из базовых принципов раз­вития отечественного образования - принцип непрерывности, который за­конодательно закреплен в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в той или иной мере находит отражение практически во всех нормативных документах, опреде­ляющих развитие образования . В русле этой проблематики ведется поиск форм и способов оптимизации образовательного процесса. Основными направлениями в данном аспекте выступают технологизация и стандартизация образования.

Ведущая тенденция в развитии образования, свя­занная с его гуманизацией, приобрела характер одного из базовых принципов развития отечественного образования. Гуманистическая концепция основана на безусловном признании че­ловека как высшей ценности, его права на свободное развитие и полноцен­ную реализацию своих способностей и интересов, признании человека ко­нечной целью любой политики, в том числе образовательной. В то же время у гуманистической парадигмы образования есть не только сторонники, но и противники, считающие, что гуманистическая педагогика формирует людей с неопределенными, размытыми нравственными идеалами, занятых собой, неспособных к функционированию в современном обществе .

К тому же современность ставит перед образованием проблему выработки способов гармоничного сочетания интересов и личности, и об­щества при выборе образовательных стратегий. Большое внимание начинает уделяться изучению такой категории, как «социальный заказ образованию». Так, одним из способов учета в образовании «социального заказа бу­дущего» можно рассматривать концепцию опережающего образования, которая позволяет рассматривать и использовать образование как инструмент целенаправленного преобразования общества. Опережающее образование - это образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к чело­веку как субъекту различных видов социальной деятельности .

Однако, в мировой практике проблемы образования, обусловленные четко обозначившимся во второй половине XX века разрывом между возможно­стями сложившейся системы образования и потребностями общественного развития, были обозначены как кризис образования. В конце XX века с очевидностью проявилось, что кризис образова­ния приобретает глобальный характер. Концептуальной основой предложенных мер по выходу из кризиса стала идея ключевых компетенций, которая сформировалась в зарубеж­ной социальной теории и практике как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества .

На вопрос о том, может ли предложенный набор ценностных ориен­тиров, целевых установок быть использован в качестве основы образова­тельной политики в России, представители Минобразования РФ ответили положительно, поскольку он согласуется с идеями гуманизации образова­ния, построения гражданского демократического общества и вхождения России в мировое сообщество. Именно поэтому компетентностный подход был положен в основу правительственной стратегии модерни­зации образования РФ . В Стратегии модернизации содержания общего образования компетентностный подход прямо назван одним из оснований обновления образования .

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания — умения - навыки» (ЗУН) для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям. Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду - «умение действовать», «умение быть» и «умение жить». Использование компетентностного подхода позволяет ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образова­ния на сегодняшний день необходимо рассматривать как один из наиболее адекват­ных ответов системы образования на новый социальный заказ.

Компетентностный подход включает в себя следующие принципы:

  1. Принцип ценностного, личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность. В системе образования необходимо создавать условия для развития личности обучающегося, его индивидуальности и творческих способностей, для самоопределения и самореализации как в профессии, так и в жизни за пределами рабочего места.
  2. Принцип моделирования в рамках учебного процесса содержания, методов и форм, условий и ситуаций, характерных для профессиональной деятельности. Имеется в виду воспроизводство не только объективно-предметного содержания, но и социальных условий профессиональной деятельности. При этом обеспечиваются системность содержания учебного процесса, его включенность в междисциплинарное взаимодействие
  3. Принцип проблемности в обучении. Современный образ жизни характеризуется множественностью аспектов и быстрыми изменениями, поэтому от специалиста требуются компетенции исследовательского характера. В учебном процессе недостаточно включения исследовательских методов в образовательную практику. Необходимо формирование и развитие у студентов культуры исследовательской деятельности, способности к ее осуществлению на протяжении всей жизни. Развитие способности к самостоятельному исследованию лежит в основе профессиональных качеств, нацеливает на непрерывное самообразование, обеспечивающее повышение профессионального уровня и адаптации к изменениям.
  4. Принцип соответствия форм организации учебной деятельности целям и содержанию образования.
  5. Принцип ведущей роли диалогического общения в процессе учебной деятельности.

В то же время, проблема реализации компетентностного подхода в образовательную систему связана с разработкой критериев, показателей уровня сформированности компетенций обучающихся, обеспечением инструментарием для диагностических процедур и рядом других проблем, в частности:

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся, т.к. формулировки ключевых компетенций и, тем более, их систем, представляет разброс мнений;

Компетентностный подход требует изменений в определении целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса и оценки образовательных результатов;

Многие педагоги имеют общее представление о данном подходе, предполагающем новое понимание результата образования и, следовательно, не владеют технологиями, позволяющими создать пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетенций обучающихся;

С позиций компетентностного подхода в изменениях нуждаются и предметные программы, т.к. действующие программы ориентируют на достижение в первую очередь «объемных» образовательных результатов - на усвоение определенного объема знаний .

Таким образом, исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: компетентностный подход, положенный в основу стратегии модер­низации отечественного образования, следует рассматривать как один из наиболее оптимальных ответов системы образования на те требования, кото­рые предъявляет к нему современное общество; реализация в практике образования компетентностного подхода требу­ет глубокого и всестороннего научного изучения всех аспектов данного явления.

Список литературы:

  1. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа, 2009. - № 3. – С.86-92.
  2. Евстюхина М.С., Куркина Н.Р. Компетентностный подход к оценке качества подготовки специалистов технического направления // Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы (Межвуз. сборник научных трудов). – Саранск, 2013. – С. 427-433
  3. Евстюхина М.С., Куркина Н.Р. Формирование и развитие инновационных компетенций обучающих // XI Международная научная практическая конференция «Наука, культура России» (посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). – Самара. СамГУПС, 2014. – С. 351-353
  4. Орлова С.В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». – 2011. – Режим доступа: URL: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=562
  5. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: дис. … д-ра пед. наук. - Н. Новгород, 2005. – 425 с.

Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций.

Определение

Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

  • Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.
  • Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
  • Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
  • При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения.

Что такое компетенция

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.

Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.

Как появилась идея компетентностного подхода

Выше было отмечено, что изменения в обществе обусловили появление нового подхода в образовании. Но какие это были изменения? Для чего необходима была модернизация?

Нужно отметить, что само понятие «модернизация образования» нельзя свести к какой-то конкретной программе, которая рассчитана на определенный промежуток времени. Модернизация образования, то есть обеспечение соответствия его возможностям и запросам общества, в какой-то мере осуществляется всегда. Это зависит от способностей системы образования к изменениям.

На ситуацию в образовании влияет темп развития общества. Получается так, что школа обязана подготовить своих учеников к дальнейшей жизни, о которой она сама мало что знает. Ведь могут произойти очень сильные изменения за жизнь человека. Вот почему школе нужно готовить учеников к возможным переменам, развивая у них разные качества, такие как конструктивность, мобильность, динамизм.

Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм - способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям - вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Отличие традиционного от компетентностного подхода

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором - это смысл всей образовательной деятельности.

Включение компетентностного подхода в школьное образование

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования:

  • Научить учиться. Необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.
  • Научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы.
  • Научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы.
  • Научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры.
  • Научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других).
  • Научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.)
  • Научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в учебных заведениях.

Ключевые компетентности - это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Принципы компетентностного подхода

В своей основе компетентностный подход в образовании имеет три принципа.

Первый из них гласит, что основой образования должны являться базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Для того чтобы этого достичь, учащимся необходимо овладеть основными инструментами учения: письмом, чтением, математической грамотностью.

Следующий принцип заключается в следующем: в содержании современного образования должны включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания. Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые отрасли науки и носить академический характер. Школа должна направлять свое внимание на то, что уже проверено временем, является основой.

Реализация компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного отношения к каждой личности - это третий принцип.

Проблемы

Проблемы компетентностного подхода рассматриваются в виде ряда вопросов, ответив на которые можно понять, возможно ли внедрение подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге и в умах ученых. Готово ли образование в России и сознание педагогов к внедрению подхода, какова цена этого (в том числе и в экономическом смысле)? При каких субъективных и объективных условиях компетентностный подход прочно войдет в систему образования? Приведет ли переход к этому подходу к повышению уровня качества образования? Что такое качество выпускника с позиции этого подхода? Можно ли внедрять технологии компетентностного подхода без осуществления кардинального реформирования традиционной системы профессиональной и общеобразовательной школы? Подойдет старая система или ее необходимо полностью поменять? Есть ли возможность не применять развитую психолого-педагогическую теорию, которая лежит в основе компетентностного подхода? Если нет, то существует ли теория, которая подойдет для этого?

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда.

Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых.

При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе студентов. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий в аудитории, а также подготовка рефератов и сообщений с помощью дополнительной литературы. Рост компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение указаний преподавателя, но и поиск эффективных способов обучения.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.

Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

В итоге можно сказать, что повысить эффективность обучения в профессиональном образовании помогает реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с будущими работодателями, научно-методического содержания подготовки специалистов и мотивации студентов к хорошему уровню своей профессиональной деятельности.

Основные выводы

  • При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения.
  • Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу.
  • Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений.
  • Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий.
  • Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой

Изменения, происходящие сегодня во всех областях жизни, не могли не затронуть и сферу образования. Новые требования к системе образования закреплены в государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденным Министерством образования и науки ПМР в 2006 г., и включают в себя три составляющих:
– требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (НОО);
– требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.) реализации основной образовательной программы НОО.

Смещение акцентов нового стандарта от содержания (“Чему учить?”) к ценности образования (“Ради чего учить?”), обновлению средств обучения (“Как учить?”) свидетельствует о необходимости создания такого образовательного пространства, которое бы инициировало деятельность младших школьников, способствовало усвоению знаний и универсальных учебных действий.

В современных реалиях образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Достижение этих целей образования возможно лишь при условии их осознания и принятия на личностно значимом уровне каждым учителем, управленцем и родителем. Кроме этого, необходимо наличие инструментария, позволяющего формировать требуемые способности, и контрольно-измерительных материалов нового поколения, использование которых позволит оценить не столько степень сформированности у учащихся предметных знаний, умений и навыков, сколько проявление компетентностного поведения, которое предполагает:
– независимое, самостоятельное действие;
– гибкое использование средств деятельности;
– умение действовать в недоопределенных, незнакомых и нестандартных ситуациях;
– способность определить, каких знаний и умений не хватает для выполнения конкретного действия;
– способность понимать и принимать позиции разных участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы;
– умение классифицировать объекты, использовать сравнение для установления общих и специфических свойств, высказывать суждения по результатам сравнения и записывать решения различных задач в общепринятом варианте;
– умение презентовать свои достижения;
– способность находить нужную информацию об объектах и процессах, представленную различными способами (в виде текста, таблицы, диаграммы, схемы);
– умение работать с моделями (знаковыми, вербальными, графическими);
– способность следовать инструкции, работать по плану;
– способность самостоятельно ставить цели, определять последовательность действий для решения конкретной задачи, предполагать, какие ошибки можно допустить при ее решении, находить образцы для проверки работы и оценивать результаты собственной деятельности по согласованным критериям.

На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций такими исследователями, как: А.В. Хуторским, Л.Ф. Ивановой, А.Г. Каспржак, П.П. Борисовым, Н.С. Веселовской, И.А. Зимней, Т.Б. Табардановой, Г.А. Цукерман и др.

В основу компетентносного обучения легли идеи культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разработанного в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.; проблемно-ориентированного развивающего обучения (Л.В.Занкова, 1990); смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, 1987, И.В.Абакумова, 2003), где целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личных смыслов; личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская), которое обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

Естественно, что реализовываться данный подход должен уже в начальной школе.

Есть замечательная притча “Всё в твоих руках”. (Приложение 1.) В наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность?” (Приложение 2.)

Что характеризует уровень современного образования?

К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся.

В “Концепции модернизации и реформировании образования ПМР –1998 года” сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на “усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей”.

Эти документы определили приоритеты в государственной образовательной политике на ближайший период. Ими стали:
– формирование гибкой, открытой, разноуровневой Приднестровской системы образования;
– сохранение образовательных связей с Россией и вхождение в образовательное пространство стран СНГ;
– ориентация на международные требования в области образования.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут “опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности”. Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальныхумений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

Ребёнок в стенах школы должен прожить самодеятельность.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:

1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций:

Социальных.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Коммуникативных.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Информационных.
при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Толерантности.

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравстренные основы жизни человека и человечества, отдельных пародов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Самообразования.

Компетенция личностного самосовершенствованиянаправлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях

Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в “Требованиях к уровню подготовки выпускников”. Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

В постиндустриальную эпоху наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:

  • готовность к продолжению образования;
  • способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
  • толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;
  • владение новыми технологиями, понимание их применения;
  • способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.Приложение 3

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. В начальной школе МОУ “Днестровская средняя школа №1” 60% классов оснащены компьютерами. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Сегодня, входя в компетентное образование, начальная школа продолжает инновационную деятельность. Трудно выделить виды работ, формирующие какую-либо определённую компетентность, так как обучение-процесс многогранный и целостный. Сочетая фундаментальность образования и прикладной характер предметных знаний в учебной и воспитательной работе, учителя начальных классов большое внимание уделяют развитию учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, социально-трудовой и информационной компетентности.

Сегодня на уроках любого учебного предмета мы формируем у обучающихся умение самостоятельно искать, анализировать, подбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. Особенно это проявляется на уроках информатики и интегрированных с информатикой уроках русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Интегрированные уроки помогают лучшему усвоению материала, способствуют большей заинтересованности обучающихся в творческой деятельности, повышают их познавательную активность. Дети учатся думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связано, последовательно её излагать; они учатся учиться, развиваются и самосовершенствуются.

В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций, художественные и “наложенные на изображение” музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно.

Такие уроки формируют новую грамотность: сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных, коммуникативных навыков, умение работать с определёнными материалами, продуктами умственного труда. Они служат своеобразным образовательным трамплином ко всем этапам обучения. Одним из приоритетных видов работ на этих уроках является проектная деятельность.

Вряд ли кто-то будет опровергать мысль, что помогать ребёнку в его формировании как компетентной личности может только компетентный педагог. Для этого созданы все условия. А именно:

сложилась система деятельности и мероприятий, способствующих повышению профессионального уровня и педагогического мастерства учителя (научно-методические советы, педагогические советы, обучающие семинары, методическая учёба, повышение квалификации учителями начальных классов)

Полученные современные знания, их системное применение в практической деятельности позволили измениться учителю, преобразовать свою роль из руководителя в наставника и помощника. Он умеет общаться на современном, высокопрофессиональном и в то же время доступном для обучающегося уровне, ставит перед собой обоснованные, разумные и реальные цели, проводит анализ деятельности других, самоанализ, то есть демонстрирует собственное компетентное поведение. И так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог должен уметь эту деятельность правильно организовать. Учителя начальных классов нашей школы на высоком профессиональном уровне проводят уроки физической культуры (5 учителей) и английского языка (2 учителя).

Исходя из сложившегося опыта мы считаем, что сотрудничество – наиболее эффективный метод организации учебного процесса, который является основой формирования компетенции школьников. Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействия (С.Г.Якобсон, Х.И.Лиймете):
– учитель – ученик – ученики;
– ученик – ученик (в парах-диадах, в тройках-триадах);
– общегрупповое взаимодействие членов учебного коллектива;
– учитель – учительский коллектив;
– ученик сам с собой (Г.А.Цукерман).

При правильной организации совместной деятельности увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность, меняется характер взаимоотношений между учащимися; учитель получает возможность индивидуализировать процесс обучения. Таким образом, учебное сотрудничество способствует полноценному формированию знаний и умений, в результате чего школьника можно назвать компетентным. Существует ряд факторов, влияющих на организацию учебного сотрудничества, которые помогают сформировать компетентную личность.

Первым фактором является компетентность самого педагога, которую характеризуют следующие составляющие:

  1. Прекрасное знание того дела, которым занимается педагог.
  2. Умение видеть перспективы педагогической деятельности, предвидеть результаты.
  3. В каждый момент уметь определять те ключевые задачи, которые сейчас, сегодня, решают успех в продвижении общего дела.
  4. Знание индивидуальных способностей и возможностей детей.
  5. Продуманность материально-технического оснащения процесса обучения.
  6. Умение организовать учет и контроль в ходе выполнения деятельности, подвести итоги по её окончании.

Помимо этих умений учителю необходимы определённые личностные качества: он должен быть принципиальным, стремиться к гармонии интересов коллектива и каждой личности. Деловитым, способным быстро решать возникающие по ходу дела вопросы, самому показывать пример исполнительской дисциплины и оперативности в работе; выдержанным, терпимым, уметь пробудить инициативу учащихся, предоставить им право самим отвечать за принятые решения. Общительность, направленная на становление и развитие товарищеских отношений с детьми – ещё одно качество, необходимое педагогу.

Вторым фактором, способствующим организации учебного сотрудничества, является педагогическое требование. В практике сложились два основных вида требования: непосредственное и опосредованное.

Непосредственное требование обращено к тем детям, от которых учитель хочет добиться определённых действий. Опосредованное требование учителя вызывает у школьников их последующие требования к своим товарищам. Требование может быть прямым и косвенным

Третий фактор – отмена принуждения. Учение без принуждения характеризуют: – требовательность без принуждения, основанная на доверии; – увлечённость, рождённая интересным преподаванием; – замена принуждения желанием, которое порождает успех; – ставка на самостоятельность и самодеятельность школьников; – применение косвенных требований через коллектив.

Четвёртым фактором является формирование положительной "Я – концепции" личности ученика, включающее систему его осознанных и неосознанных представлений о самом себе, на основе которых он строит своё поведение. Для формирования положительной "Я – концепции" необходимо:
– видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, принимать и верить в нее;
– создать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности;
– исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ученика;
– проектировать ситуации, позволяющие школьникам реализовать себя в совместной или самостоятельной деятельности.

Следующий фактор – умение организовать общение с детьми, которое, по мнению Г.А.Цукерман, строится с учетом следующих правил:

  1. Если кто-то из детей высказывается на уроке, он говорит это каждому ученику.
  2. Когда один ученик хочет возразить другому, он должен использовать диалогическую форму общения.
  3. Чтобы разговор 2–3 учеников не выпал из поля зрения всего класса, учитель должен добиваться непосредственной реакции каждого ученика на реплику товарищей: свое согласие или несогласие дети выражают жестами или другими знаками.
  4. Для культурного диалога обязателен интерес к собеседнику, который начинают развивать в 1 классе, если ученик, отвечая запутался, то помощника выбирает себе сам.
  5. Каждый учится слушать собеседника.

Всё выше сказанное позволило сделать следующий вывод: организация совместной деятельности учителя и учащихся – это процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности, поведение. Из всего этого и складывается образовательная компетенция школьника, .

Методы, способствующие активизации творческого самовыражения, позволяющие ребёнку выступать в активной позиции по отношению к учебной деятельности:

Ролевая игра. Дискуссия. Метод свободного выбора. Свобода творчества.

Используя новые подходы, учителя помогают обучающимся самостоятельно находить решения возникающих коллизий, руководят процессом самопознания, направляют обучающихся; ребёнок является равноправным участником образовательного процесса. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать себя, свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников. Наша задача– не только развивать обучающихся, а помогать им развиваться самим.

Развитие компетентной личности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к их решению. Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций уч-ся, представленных в различных сферах социального опыта:
– предметных и надпредметных умений (результат: “Я знаю…”)
– предметных и общепредметных умений (“Я умею…”)
– творчества (“Я создаю…”)
– в эмоционально-ценностной сфере (“Я стремлюсь…”

Идея компетентностного подхода появилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и в настоящее время рассматривается как симптом смены ценностных ориентиров и целей образования. Это идея открытого заказа на содержание образования . Изменения в нем граждане связывают с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Следовательно, в логике компетентностного подхода необходимо изменять единицы организации содержания образования и способы оценки эффективности процесса образования (оценка качества).

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российского образования. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей.

В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако, данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении новых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Основными постулатами компетентностного подхода на сегодняшний день являются:

1. Усиление личностной направленности образования , т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности студентов и активизация студентов в процессе обучения, это значит, что студент должен сам искать, исследовать, строить своё знание;

2. Обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности.

3. Ориентация на саморазвитие личности . Создание условий для проявления самостоятельности и творчества студентов в решении задач, а также дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место следует уделять самоанализу, самооценке, рефлексивной деятельности студентов.

Можно выделить четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании:


1. ключевые компетентности;

2. обобщенные предметные умения;

3. прикладные предметные умения;

4. жизненные навыки.

Первая линия направлена на формирование (становление) ключевых компетентностей (переносимые, базовые, ключевые навыки) - надпредметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе.

Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. Эта линия стала актуальной в связи с настойчивым напоминанием вузу том, что ее выпускникам придется в жизни решать не те конкретные задачи, которые решают в вузе. Им придется много раз переучиваться. Надо сказать, что об этой линии, о тенденции универсализации содержания образования в отечественной педагогике говорится уже давно.

Вместе с тем трудно говорить о конкретных и системных продвижениях в этой области. В новом проекте стандартов эта линия систематически не отслеживается. А ведь поиск таких обобщенных умений - нетривиальная задача. Например, что может быть таким умением в истории: способность выделять борьбу интересов и возможные точки зрения в любом историческом событии или умение выстроить линии истории, происхождения любого социального феномена?

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического (если хотите - прагматического или пользовательского) характера всего профессионального образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, чем из результатов вузовского образования студент может воспользоваться вне вуза. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения "отдаленного эффекта" вузовского образования все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования.

Пожалуй, именно в этой области велась и ведется наиболее горячая и в то же время несправедливая и поверхностная критика школы. То и дело приходится слышать (в том числе и от людей с учеными степенями) суждения о том, что тот или иной фрагмент содержания образования прагматически бесполезен. Химик говорит, что ему ни разу в жизни не пригодилось чтение Белинского , журналист - что он потерял время, изучая таблицу Менделеева . Такое направление дискуссий представляется совершенно тупиковым, поскольку в нем содержание обучения тупо сводится к учебному материалу. В таких дискуссиях как раз игнорируются отдаленные и косвенные последствия образования, а акцентируются если и не прямые школьные результаты, то очень "близкие".

Отсюда, кстати , возникают и идеи ранней специализированной подготовки, чтобы готовить школьников к конкретным вузам. Нередко они доводятся до абсурдных проектов подготовки офицеров или инженеров-металлургов с детского сада. Другим вариантом, предлагаемым сторонниками такого подхода, является резкое снижение теоретичности обучения, когда на химии изучаются не основы химии как науки, а современные средства бытовой химии: краски, репелленты, спирт. Очевидно, что в этом виде третья линия компетентностного подхода вступает в противоречие со второй. Такой вымороченный вариант прикладности можно было бы назвать пользовательским.

В этой линии - линии прикладности - содержится как минимум две мощные идеи, позволяющие существенно обогатить и модернизировать нынешнее содержание образования. Первая - идея деятельностного характера содержания образования. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах.

Вторая идея линии прикладности касается адекватности (релевантности) содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни

Наконец , четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения "жизненными навыками". Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. Сюда относятся и занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность. Для нас важно, что, как правило, освоение жизненных навыков очень трудно вписать в учебные предметы, построенные в идеологии "изучения основ наук". Освоение такой грамотности требует особых организационных форм, плохо вписывающихся в лекционно-семинарскую систему. Если не найти нетривиальных форм решения этой задачи, то нас заставят решать ее в привычной форме учебных предметов.

При всей важности и актуальности всех четырех линий реализации компетентностного подхода сегодня особый интерес представляет первая линия, касающаяся ключевых компетентностей и их становления. Этот особый интерес связан с тем, что, как справедливо заметил А.Н. Тубельский , ключевые компетентности в наибольшей степени отвечают идеям общего образования. Он связан также и с тем, что именно по поводу ключевых компетентностей существуют наибольшая невнятица и сумбур.

При планомерном и комплексном применении компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования возможно ожидать результат, относящийся к личности компетентного специалиста: его готовность к продуктивному и самостоятельному действию в профессиональной сфере, либо при продолжении обучения, при этом эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведется на нестандартных задачах.

Трансформация принципов классической дидактики при движении от традиционной системы обучения к компетентностно-ориентированному обучению (КОО) (3):

Традиционное обучение Компетентностно-ориентированное обучение
Преподавателю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. Преподавателю следует ставить перед студентами общую (стратегическую) задачу и описывать тип и характеристики желаемого результата на перспективу. Преподаватель предоставляет информационный модуль или указывает начальные точки поиска информации. ЦЕННОСТЬ КОО - студент и преподаватель могут взаимодействовать на самом деле как равные и равноинтересные друг другу субъекты, потому что компетентность не определяется знанием и возрастом, но количеством успешных проб.
Жизненно важные идеи и понятия узнаются благодаря прямому изложению преподавателем или вопреки ему, поскольку в содержании образования они напрямую не обсуждаются, изучаются же квази-проблемы вместо жизненных проблем (в соответствии с темой, записанной в программе). Студенты вычленяют значимую для решения проблемы информацию, саму проблему уточняют по мере знакомства с информацией, как это и бывает при решении жизненных проблем, т.е. нет заранее заготовленного задания или проблемы, с примерным набором готовых решений.
Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. Естественнонаучные предметы преподаются как система лабораторных и тестовых заданий. Проблематика истории науки преподается в широком гуматитарном контексте, как блоки исследовательских и квази-исследовательских задач.
Учебное и профессиональное познание строится на четко логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. Учебное и профессиональное познание строится по схеме разрешения проблем.
Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. Материалы лабораторных работы побуждают студентов выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в аудиториях. Это позволяет в ходе учебной работы сравнивать, сопоставлять и самостоятельно выбирать результаты на основе своих данных.
Изучение материала в ходе лабораторных работ и практических занятий следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изучаемых понятий и представлений. Это имитация исследования. Студенты сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах и практических занятиях, прежде, чем они будут изучены на занятии. При этом каждый зарабатывает свою меру самостоятельности сам.
Лабораторные опыты (практические занятия, семинары) должны быть спланированы преподавателем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми студентами, которые четко придерживаются инструкций и рекомендаций к выполняемым заданиям. В лабораторных опытах (практических занятиях, семинарах) студентам предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
Для настоящего понимания изучаемого содержания студенту следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками. Студенты подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме. Работа идет как сравнение разных точек зрения и привлечения необходимых фактов.

С введением КОО возникает вопрос - как должна измениться система оценивания учебных (и не только учебных, но и научных, квази-профессиональных) достижений?

На сегодняшний день ответ может содержать лишь гипотезы, которые нуждаются в научном подтверждении и ждут своих исследователей. А именно: компетентностный подход позволит оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный студентом. То есть, изменение должна претерпеть, в первую очередь, система оценивания уровня достижений студента.

Оцениваться должно умение решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь и выбранная профессиональная деятельность. Для этого образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия» (11), своеобразные «инициативные учебные производства». Производимые продукты (в том числе и интеллектуальные) выполняются не только для преподавателя, а для того, чтобы конструировать и получать оценку на внутреннем (вузовском) и внешнем (общественном) рынке.