Классный час (3 класс) на тему: Психологический классный час для школьников "Познай сам себя". Классный час «Познай себя - кто я, какой я

побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палец – психологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Формируемые УУД

Личностные: самоопределение себя как личности, знать некоторые приемы самопознания, умение находить в себе главные черты, определять личные особенности.

Метапредметные:

    Познавательные: умение классифицировать объекты;установление причинно-следственной связи;

    Регулятивные: умение правильно оценивать себя и других

    Коммуникативные : умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение и адекватно воспринимать чужое в групповой работе.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

Ход классного часа

    Вступительное слово

Ребята, сегодня у нас классный час, на котором будут присутствовать гости из других

школ. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, покажем, как умеем мыслить и высказывать свое мнение.

    Мотивация. Определение темы занятия. (1 слайд)

Начиная наше занятие, предлагаю вам посмотреть вот на это изображение и надпись под ней. Как вы думаете, что это?

(ответы детей)

Это изображение и надпись на стене храма Аполлона в Дельфах. Она гласит: «Познай самого себя». Автор этого высказывания неизвестен; античные источники приписывали его разным авторитетам древности. Ребята, наверное, вы догадались что тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». (2 СЛАЙД ) Эти слова послужили толчком к философским занятиям Сократа , который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался : кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

Вы узнали тему классного часа. Какие цели вы бы поставили перед собой. (3 СЛАЙД)

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель: Начнем нашу беседу с ответов на вопросы. (4 СЛАЙД)

Как вы считаете человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения .

Да, в самом деле познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (5 СЛАЙД):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?» (6 СЛАЙД)

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. (7 СЛАЙД). Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. (8 СЛАЙД) Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.(3-5 минут дети рисуют себя)

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?» (9 СЛАЙД)

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете. (3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. (10 СЛАЙД) Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе. (11 СЛАЙД)

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков. Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI . Рейтинг «Самый-самый»

Классный руководитель.

Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии

трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными,

самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится

узнать, кто же возглавил этот рейтинг . ( 12-16 СЛАЙДЫ)

Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка

с высокой оценкой класса?»

(Дети высказываются.)

Делая вывод, можем сказать, что ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. Нужно только захотеть.

VI. Подведение итогов (рефлексия) (17 СЛАЙД)

Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Психологический классный час для 3 класса

Классный час на тему «Познай сам себя», 3класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай сам себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.


Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Открытый классный час» Подготовила: Диденко Мария Витальевна, педагог – психолог, классный руководитель 8 «А» класса МАОУ ШИЛИ г. Калининград

2 слайд

Описание слайда:

Давайте познакомимся… «Кто «Я»? Меня зовут… Я ценю в себе… Я хочу изменить в себе … Я умею делать лучше всего…

3 слайд

Описание слайда:

Тема: «Познай самого себя» Сократ «Всем людям свойственно познавать себя и мыслить» Гераклит

4 слайд

Описание слайда:

Кто Вы? Выбери из фигур ту, в отношении которой можешь сказать: «Это - Я"!» Почувствуй свою форму. зигзаг

5 слайд

Описание слайда:

Мы разные, но у нас есть общие качества… Вопросы для обсуждения: Жизненное кредо. Положительные свойства. Отрицательные свойства. Принятие решений. Рабочее место.

6 слайд

Описание слайда:

“Квадрат”- человек левополушарный, аналитик. Жизненное кредо – работа. Положительные свойства: трудолюбие, любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитические способности, рациональность, упорство, настойчивость, выносливость, эмоциональная сдержанность, бережливость. Отрицательные свойства: педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость. Принятие решений: принимает медленно, по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Свойственны перестраховка, избегание ответственности. Поэтому много времени тратит на сбор информации, в связи с чем иногда опаздывает с принятием решения. При отсутствии полной информации испытывает беспокойство и дискомфорт. Рабочее место: каждая вещь на своем месте, казенный вид.

7 слайд

Описание слайда:

“Треугольник” – человек левополушарный, аналитик, лидер. Жизненное кредо – власть, карьера, престиж. Положительные свойства: лидерские качества, энергичность, способность взять ответственность на себя, решительность, концентрация на проблеме, нацеленность на победу, склонность к соревнованию, уверенность в себе, честолюбие, энергичность. Отрицательные свойства: эгоцентризм, эгоизм, категоричность, безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута, коварство, самонадеянность, карьеризм, неудержимость. Принятие решений: всегда имеет готовое решение и на все случаи жизни, кроме того, «треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?» Рабочее место: символы статуса и успеха, порядок.

8 слайд

Описание слайда:

“Круг” – человек правополушарный, интуитивный мозг, коммуникатор. Жизненное кредо – дом, семья, дети. Положительные свойства: доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, общительность, бесконфликтность. Отрицательные свойства: мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, конформность, уступчивость. Принятие решений: непопулярных для других людей решений «круг» не принимает, в трудный момент старается заручиться поддержкой. В общении первым устанавливает контакт. В ход идут приятная улыбка, комплименты и другие похожие элементы из коммуникативного ассортимента. Рабочее место: уютная, домашняя обстановка.

9 слайд

Описание слайда:

“Зигзаг” – человек правополушарный, интуитивный, образный, мозаичный, концептуальный, креативщик. Жизненное кредо – интерес, творчество. Положительные свойства: креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, интуитивность, раскованность. Отрицательные свойства: неорганизованность и разбросанность, прожектерство, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность, импульсивность. Принятие решений: принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной потребности; так же быстро может отказаться от принятого им решения. Бывает и другое: в момент принятия решения погружается в себя. Делает только то, что ему нравится или потому что реализуются его собственные идеи; при потере интереса способен бросить начатое на полпути. Рабочее место: беспорядок запущенность или театрально-демонстративное оформление.

10 слайд

Описание слайда:

Выбери роли для своей «фигуры» Артист. Душка. Консерватор. Любитель эпатажа. «Жилетка, в которую можно поплакать». Пробивной. Миротворец. Надёжа и опора. Экстремал. Лидер. Ветреный тип. Исполнитель. Педант. Герой. Хранитель традиций. Пророк. Хранитель уюта. Домосед. Воин. Сердцеед. «Клей коллектива».

11 слайд

Описание слайда:

“Треугольник” – лидер, герой, пробивной, воин, пророк. “Круг” – миротворец, душка, хранитель уюта, домосед, «клей коллектива», «жилетка, в которую можно поплакать». “Зигзаг” – любитель эпатажа, артист, экстремал, ветреный тип, сердцеед. “Квадрат” – консерватор, педант, исполнитель, надёжа и опора, хранитель традиций.

12 слайд

Описание слайда:

Ученики какого типа чаще всего бывают: 1) отличниками, 2) хорошистами, 3) олимпиадниками, 4) волонтёрами, 5) КВНщиками, 6) «знатоками», 7) организаторами «Дня именинника»; 8) успешными в проектах: а) исследовательских, б) в конкурсных, в) реферативных, г) групповых

14 слайд

Описание слайда:

Мотивация: “Квадрат” – заслуженное вознаграждение за труд (оценка, деньги, премии…), законность требований (записано в правилах, так правильно, так неоходимо, надо...). “Треугольник” – символы успешности (диплом, грамота, кубок, сертификат…), символы престижности (фотография, публикация…), облечь доверием (только ты справишься, только тебе могу доверить…). “Круг” – материальное вознаграждение, которое можно принести домой (подарок, сувенир, …), «поймать на жалость» (сострадание, соучастие, …). “Зигзаг” – «поймать на интересе».

Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.


Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
2. Для чего человеку нужно познавать себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих ? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.


Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» , «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске ):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ )

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.