Классификация форм и методов обучения. Методы и формы обучения. Основные признаки активных методов

Классификация методов - зто их разделение на группы на том или ином основании. По источнику знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы.Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся. Наглядные МО ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся. Практические МО направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Классификация методов – это их разделение на группы на том или ином основании.

По источнику знаний выделяют словесные, практические и наглядные МО.

Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся. Наглядные МО ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся. Практические МО направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В г р у п п е с л о в е с н ы х М О в ы д е л я ю т с л е д у ю щ и е:

– объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, иначе говоря, раскрывается логическая природа того или иного явления;

– рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

– работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

– описание – вид устного изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

– рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

– беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Р а з л и ч а ю т н е с к о л ь к о т и п о в б е с е д: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (продуктивная, творческая деятельность). Основными признаками эвристической беседы являются:

1) учащиеся осознают целевые установки беседы;

2) в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся ориентированы на самостоятельные выводы;

3) в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы.

В г р у п п е н а г л я д н ы х М О в ы д е л я ю т: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В г р у п п е п р а к т и ч е с к и х М О в ы д е л я ю т:

– наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

– опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

– лабораторную работу, упражнения и др.

Х а р а к т е р и с т и к а м е т о д о в о б у ч е н и я:

1) объяснительно-иллюстративные МО отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения:

– проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

– частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

– исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные, наглядные, практические;

– аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

– репродуктивные, проблемно-поисковые;

– методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5) методы стимулирования и мотивации:

– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

6) методы контроля и самоконтроля:

– устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

– письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

– методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

– классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

– определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);

– различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

– деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством.

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При каком содержании материала рационально применять метод?

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

Словесные

Когда материал носит теоретико-инфор-мационный характер

При формировании теоретических и практических знаний и решении всех других задач обучения

Наглядные

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам

Практические

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Репродуктивные

Когда содержание слишком сложное или простое

Для формирования знаний, умений и навыков

Проблемно-поисковые

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Индуктивные

Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему)

Дедуктивные

Когда содержание темы в учебнике изложено дедуктивно или его рационально изложить подобным образом

Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному), анализировать явления

Самостоятельная работа

Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно

Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Индивидуально-обособленная форма.

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.

Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.

Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность.

Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда начинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на внутреннюю познавательную активность, утрачивает обратную связь, т. к. внутренняя познавательная активность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.

Существенным недостатком этой формы познавательной деятельности является то, что при ее использовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует становлению коллективных интересов.

Групповая форма организации познавательной деятельности

Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, так определил ее составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

До недавнего прошлого – это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или стыдливо отделываются двумя, тремя ничего не значащими фразами. И только сейчас, благодаря усилиям В. К. Дьяченко, который разработал теоретические и технологические основы этой формы и провел большую экспериментальную работу в школах многих областей и краев России, эта форма познавательной деятельности начинает осваиваться многими учителями. Что же собой она представляет?

В. К. Дьяченко совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

В. К. Дьяченко следующим образом определяет п р и з н а к и, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.

Наличие у всех участников общей цели.

Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом.

Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, – писал Я. А. Коменский, – спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».

Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.

Работа в парах .

Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым. Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Необходимо отметить, что формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока.

Основные принципы отбора форм и методов:

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.


Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Методы обучения служат для учителя средством побуждения учащихся к учению, являются главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной активности – в этом заключается их побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.

Устное изложение учебного материала – метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснение учителя или учащихся – вид устного изложения мате­риала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины.

Инструктирование – вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.


Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей. Из этого следует, что лекция приемлема только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение изучаемого материала – метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа – важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эм­пирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Классно-групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемый в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить дискуссия. Дискуссия – очень эффективное средство вовлечения всех учащихся в активную работу и интенсификации мыслительной деятельности.

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семинар . В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организовать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выявление степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания ученикам. Наиболее сложная задача преподавателя – организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

Демонстрация (показ) – метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов с целью их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию наглядных изобразительных средств; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.

К методу демонстрации близко примыкает метод иллюстрации , который предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие.

Упражнение – метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Систематическое упражнение – проверенный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Его достоинство в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недоста­ток – в слабом выполнении побуждающей функции.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное выплнении упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность.

Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемого предмета могут проводиться физические, специальные, комплексные упражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

Самостоятельная работа – важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных зна­ний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками; самостоятельный поиск; самостоятельный просмотр или прослушивание теле-и радиопередач.

Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Она включает в себя: во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения; во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел; в-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ

Работа по дисциплине «Психология и педагогика»

На тему «Формы и методы обучения»

Выполнил:

Студент группы З – ФК

Панамарев К. В.

Преподаватель:

Сенченко И. Н.

Саратов

Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению поставленной цели. Целесообразному и эффективному использованию методов как инструмента обучения способствует их классификация.

В соответствии с концепцией содержания образования И.Я, Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, в которой выделяют две группы. Первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные; вторая -продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. Существенным признаком продуктивных методов обучения (проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского), в процессе применения которых осуществляется творческое усвоение знаний и умений, является поисковая деятельность учащихся. Поисковая деятельность организуется средствами выполнения творческой самостоятельной работы проблемного характера.

Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки или путем доказательного раскрытия современного способа решения поставленной проблемы. С его помощью учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Частично-поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, карте, тексту учебной статьи; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем - сделать выводы из представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т.д.

Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению процесса познания. Он призван, во-первых, обеспечить творческое применение знаний; во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их; в-третьих, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности; и, в-четвертых, является условием формирования познавательного интереса, мотивации деятельности школьников.

В практике работы учителя исследовательские (творческие) задания представляют собой небольшие поисковые задачи, решение которых требует прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Этими этапами являются: 1) наблюдение и изучение фактов и явлений; 2) выяснение непонятных явлений, выдвижение гипотез; 3) построение плана исследования; 4) реализация плана, объяснение связей изучаемых объектов и явлений; 5) принятие решения; 6) проверка решения; 7) выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Учащиеся, постепенно овладевая этапами научного познания в процессе решения проблем, приобретают отдельные черты творческой деятельности.

Таким образом, использование методов проблемного обучения обеспечивает: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения; 2) овладение методами познания и научного мышления; 3) овладение опытом, чертами, процедурами творческой деятельности.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и др.; вторые - индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Отбор средств обучения определяют характерные особенности учебного предмета, уровень материального оснащения школы учебными пособиями, цели обучения, методы учебной работы, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень профессионального мастерства учителя.

Понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются и технологии обучения.

Отбор методов и средств обучения зависит от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

Владение дидактическими основами современного учебного занятия дает возможность учителю методически грамотно конструировать все три части модели урока.

Первая часть - дидактическое обоснование («шапка») - отражает информацию о целях учебного занятия и средствах достижения цели. Учителю хорошо известен следующий алгоритм оформления дидактического обоснования: дидактическая цель, тип учебного занятия, цели по содержанию (образовательная, развивающая, воспитательная), методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся, средства обучения.

Вторая часть модели - ход учебного занятия, отражает структуру учебного занятия, последовательность изучения содержания, логику и приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Третья часть - приложение, содержит дидактический материал, который дополняет текст учебника, конкретизирует содержание учебного материала, деятельность учителя и учащихся.

Алгоритм дидактического обоснования и ход учебного занятия определяют логику самоанализа результатов деятельности учителя и ученика. Основной положительный результат учебного занятия - оптимальное достижение цели.

Учебное занятие можно рассматривать как «зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А. Сухомлинский). С позиций системно-структурного и деятельностного подходов учебное занятие - это прежде всего система учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику достижения триединой цели и логику по­этапного взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. Структура учебного занятия, расположение и количество его этапов (подсистем), зависит от замысла учителя, от проектирования им совместной с учащимися деятельности по достижению цели образования и форм организации самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

1 . Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:

Источник знаний;

Характер познавательной деятельности ученика;

Руководящая роль учителя;

Степень активности ученика;

Возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;

Условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работы

догматический - приобретение знаний в готовом виде.

эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).

исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозированиярезультатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельно учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готое информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основ заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика
в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показываетпути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного по искового решения;

Психика - сложнейший механизм, который помогает нам ориентироваться в окружающем мире, получать из него новую информацию. Кстати, именно мышление является одним из наиболее важных познавательных процессов в психике человека. Чтобы оно было продуктивным, его необходимо сделать осмысленным. Это особенно важно в процессе обучения школьников.

Основные моменты усвоения учебного материала

Педагоги-профессионалы выделяют три уровня в мыслительной деятельности обучаемых:

  • Понимание. Это процесс анализа и синтеза, благодаря которому получаемый материал закрепляется в памяти, создается база для последующего использования данных.
  • Логическое мышление. Так называется процесс самостоятельного решения задач, при котором ученики пользуются полученными ранее знаниями. Это очень важный этап, так как школьники закрепляют способности к анализу и трактовке полученной ими информации.
  • Творчество. Процесс самовыражения, создания чего-то принципиально нового.

Мотивация процесса обучения

Итак, возвращаемся к тематике нашей статьи. При чем же тут активные методы обучения? Дело в том, что успех любого обучения зависит только от интереса учащихся к тематике. Именно его пробуждением занимаются педагоги, использующие в своей профессиональной практике данные методы.

Мотивация обучаемых может быть самой разной. Во-первых, есть огромное количество стимулирующих социальных факторов: понимание необходимости хорошей учебы для дальнейшего овладения престижной и прибыльной профессией, а также чувство долга перед родителями, учителями и коллективом. Однако еще советские учителя убедительно доказали, что наиболее мощным мотивом является искренний интерес к изучаемому предмету. Без этого ребенок не достигнет заметных результатов.

Развитие интереса к учебной дисциплине

Заметим, что интерес к предмету зачастую проявляется куда раньше, чем принято думать. Чтобы это произошло, процесс познания должен стать как можно более привлекательным. Формирование интереса происходит в несколько этапов:

  • Во-первых, проявляется любопытство, считающееся стандартным психическим элементом, которое всегда возникает при встрече человека с чем-то новым и необычным. Следует помнить, что интерес этот неустойчивый, рождающийся только в определенных ситуациях.
  • Следом проявляется любознательность. В этом случае индивид старается понять изучаемое явление. Он заинтересован, активен на уроке, старается читать как можно больше дополнительного материала по предмету, постоянно участвует в обсуждениях. Может быть так, что любознательность ребенка распространяется только на определенную тематику. Если интерес к другому разделу пропадет, то и мотивация изучения предмета тут же исчезнет. А потому учитель обязан формировать как можно более устойчивый интерес к преподаваемому предмету.
  • Только в процессе практической деятельности любознательность может трансформироваться в желание изучать предмет. Опыт самостоятельной деятельности и работа над предметом при условии личной заинтересованности сформируют заинтересованную, целостную личность.

Активные методы обучения как раз и направлены на развитие интереса к самостоятельному познанию.

Так что такое активные способы подачи материала?

Так называется совокупность способов и приемов воздействий, которые побуждают к развитию творческого, интеллектуального начала каждого ученика. Подобные методы обучения позволяют облегчить процесс усвоения материала, сделать его интереснее.

Особенности данного метода

Хорошие преподаватели всегда стремились к тому, чтобы развить в своих подопечных тягу к самостоятельному получению данных. Следует знать, что весь образовательный процесс построен на трех основных типах деятельности:

  • Мышление.
  • Действие.
  • Вербальный процесс.

Есть еще и эмоциональное восприятие действительности, но его редко учитывают. При обучении может быть реализован как один метод, так и их совокупное сочетание. Степень акцентирования какой-то одной особенности зависит от степени заинтересованности учащегося. Чтобы максимально эффективно выявлять их, следует максимально широко использовать активные и интерактивные методы обучения.

Так, на лекциях задействована память (мышление), на практике - совокупность мышления и действия, в разговорах - мышление. Впрочем, в последнем случае зачастую активизируется и эмоциональное восприятие, о котором мы говорили выше. Кроме того, именно оно задействуется в случае познавательных экскурсий.

Степень усвоения материала

Увы, но экспериментальные данные наглядно показывают слабую степень усвоения материала в большинстве наиболее распространенных случаев. Так, излюбленные многими преподавателями лекции позволяют закрепить не более 20-30% информации. Следует учитывать, что не менее 17% указанного объема запоминаются в начале рассказа.

После этого происходит утомление, когда все усилия школьников или студентов направлены исключительно на запись получаемого ими материала. Играют негативную роль устаревшие формы, методы и средства обучения, которые провозглашают именно лекционную форму подачи материала единственно возможной и максимально эффективной. Как вы уже могли убедиться, все это на самом деле далеко не так.

Напротив, если человек самостоятельно работает с материалом, то он запоминает не менее 50%, а уж если он при этом еще и разбирает примечания и проговаривает получаемую информацию, то ему удается закрепить в своей памяти до 70% данных. Если же учитель использует деловую игру или иной метод, который требует непосредственного участия обучаемого, удается донести не менее 90% полезного материала. Собственно, в этом и заключаются активные методы обучения.

Не стоит предполагать, что какие-то инновационные педагогические разработки не могут быть использованы наравне со старыми, проверенными методами. Педагоги даже вывели несколько базисных принципов, которые применяются для активации традиционных способов преподавания.

Основные признаки активных методов

Как определить, действительно ли тот или иной учитель использует на практике активные методы обучения? Все не так уж и сложно, ведь у этих способов есть характерные признаки. Их мы сейчас и рассмотрим.

Преподаватель постоянно должен создавать проблемные ситуации. Учитель ставит перед обучаемыми такую задачу, которую они не могут решить, пользуясь только лишь имеющимися у них данными. В этом случае человек попросту вынужден обращаться за помощью к другим ученикам, к раздаточному материалу и учебникам, отыскивая там ответы на интересующие его вопросы.

Именно по этой причине все используемые формы, методы и средства обучения должны быть максимально информативными, подробными и наглядными, не вызывать отторжения. Не слишком понятно, о чем говорится в этом предложении? Все просто: помните советские раздаточные пособия, старые и обтрепанные? Конечно, в ряде учебных заведений попросту нет финансирования на покупку чего-то более серьезного, но все же можно хотя бы распечатать красочные пособия, по которым учиться куда приятнее.

Высшим пилотажем является постановка такого вопроса, который не имеет однозначного ответа даже для специалиста. Ученики в этом случае будут дискутировать, пытаясь отыскать правильный вариант, и исследовать массу полезной информации, большая часть которой будет ими усвоена. Вот на чем основаны методы активного социального обучения.

Прочие особенности

Если же говорить о неимитационных способах, то следует отметить реальную стажировку на рабочем месте, проведение лекции по проблемным темам, написание выпускной работы (диплома).

Основные характеристики

Нужно заметить, что активные методы обучения на уроках предполагают максимальное приближение к настоящей научной, исследовательской деятельности. И успешность процесса в этом случае обеспечивается за счет совместной деятельности как самих обучаемых, так и преподавателя (причем на условии равноправного партнерства). Основной целью педагога в этом случае становится не столько банальная подача информации, сколько приобщение школьников к сложному миру современного знания со всеми его перспективами и многочисленными противоречиями.

Многим ученикам чрезвычайно важно на практике узнать о наиболее существенных особенностях какой-то конкретной области науки, так как только в этом случае процесс познания становится действительно осмысленным, начинает приносить радость.

Прочие важные особенности

Напомним, что методы и технологии обучения активного типа принципиально отличаются от таковых для стандартного преподавания. Основное различие в том, что в традиционном случае информация представляется только лишь как набор неких абстрактных данных, которые подлежат запоминанию в обязательном порядке.

Если же используются активные методы обучения, в школе дети получают лишь исходную информацию, на основе которой им самим надлежит в инициативном порядке искать ответы на все задаваемые преподавателем вопросы.

Соответственно, школьники и студенты должны как можно более активно включаться в образовательный процесс не в роли простых статистов, а на правах полноценных деятельных участников. К примеру, при изучении какого-то биологического вопроса нужно широко использовать не только банальный раздаточный материал, но и микроскопы. Только новичок в биологии не знает, что вид и расположение клеток в реальности значительно отличаются от картинок в учебниках, так что куда важнее дать учащимся реальное представление обо всех особенностях рассматриваемого объекта или явления.

Уровень сложности

Методы процесса обучения должны предполагать постановку только таких задач, ответы на которые все же доступны конкретной группе обучаемых. Проще говоря, не рекомендуется задавать увлекательные, но весьма сложные задания по геометрии Лобачевского на уроке для седьмого класса.

Так каким же должно быть правильное использование активных методов обучения? Давайте постараемся сформулировать некоторые общие постулаты.

Несмотря на все негативные моменты, которые присущи лекционному способу подачи материала, не следует забывать об этом методе. Вы должны логично, кратко и емко рассказывать детям о каждой теме, которую начинаете проходить. Нужно сразу предупреждать учеников, что главная роль в поиске ответов на поставленные вопросы будет принадлежать именно им.

Еще раз подчеркиваем, что обязательно должно преобладать обучение диалогического типа. Чем больше школьники дискутируют между собой и с вами, тем они глубже осознают важность проблемы и проникаются ее значимостью. Таким образом, активные формы и методы обучения должны в обязательном порядке использовать следующее:

  • Обширную систему познавательных задач, в которых полностью раскрывается вся суть раскрываемой темы.
  • Постоянное общение, диспуты и дебаты, для подготовки к которым ученики должны самостоятельно отыскивать всю необходимую им информацию.

Анализ практических ситуаций

Наиболее полноценным методом подготовки школьников к последующей самостоятельной деятельности является решение практических задач, которые могут встретиться им в жизни. Анализируя их, ребята учатся мыслить конструктивно и логично. Впоследствии они смогут быстро и правильно оценивать все ситуации, с которыми специалисты сталкиваются ежедневно.

Одной из ключевых особенностей данного метода является разыгрывание ролей. Чтобы все сделать правильно, учитель обязательно должен учитывать следующее:

  • Важно заранее распределить роли между всеми участниками игры. Конечно же, заблаговременно стоит определиться и с темой занятия. Как показывает практика, в данном случае оптимально подходит разыгрывание производственного совещания, на котором решаются наиболее злободневные, наболевшие проблемы предприятия.
  • Между собой участники должны взаимодействовать путем активной дискуссии. Важно! Каждый ученик с равным успехом может соглашаться или не соглашаться с мыслями своего оппонента, но в любом случае от него требуется приведение осмысленных доводов в пользу своего решения. Простое кивание головой или отрицательные возгласы не подойдут.
  • Педагог в обязательном порядке должен вводить несколько корректирующих условий. Приветствуется практика, когда учитель время от времени прерывает обсуждение и приводит ряд новых фактов, которые нужно учитывать при решении поставленной задачи, и знать, что они вполне могут повернуть обсуждение в совершенно противоположную сторону. Это отличное моделирование форс-мажорных ситуаций, которые нередко встречаются в повседневной жизни.
  • Наконец, результаты прошедшей игры нужно обстоятельно обсудить, разобрав не только достижения, но и все промахи (в том числе подробно остановившись на их непосредственных причинах).

Особенно хорош такой метод для классов с экономическим профилем, так как задачи, которые ставятся перед детьми, далеко не всегда имеют однозначно правильное решение. Учащиеся должны понимать, что практически всегда нужно держать в уме несколько способов выхода из той или иной ситуации. Кроме того, каждый из них должен самостоятельно прийти к выводу о жизненной важности умения достигать разумного компромисса.

Вот какие должны использоваться методы обучения в школе (в том числе и в высшей). Такие знания позволят детям стать максимально успешными в дальнейшей жизни.

Формы обучения

Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Выбор логического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение дедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности школьников.

Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.

Выбор методов контроля и самоконтроля в ходе обучения

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике.

Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.

Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.

Избираемый темп обучения: быстрый; средний; замедленный. Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда jcok бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и тоже взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует на данном этапе, внося большой вклад в решении основной дидактической задачи.



Организационные формы обучения

Можно выделить традиционно сложившиеся формы классно-урочные учебные занятия: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, программированное обучение, зачет.

Урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебной программой.

Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.

Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений). Задачи воспитательного характера.

При всем многообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с основной задачей урока различают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями и навыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач. Конференция

Конференция характеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации; выступать с докладом, сообщением, уметь оформлять реферат, доклад, сообщение; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).

Учебные конференции, как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию. Руководящая роль сохраняется за учителем. На конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся. Конференции готовят школьников к проведению более сложных форм учебных занятий - лекций и семинаров.

Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы (из обычной и электронной), с которыми работали в процессе подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступление учащихся с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения докладов учащимися. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с литературой электронными источниками информацией, применение полученных знаний и навыков для решения конкретных задач, поставленных перед ними.

Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.

На конференции можно выносить вопросы, связанные историей, применением изучаемого теоретического материала, обобщением и систематизации знаний, с принципами устройства и работы компьютеров и др.

При подготовке к конференции учитель:

Определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения.

Подбирает литературу для учащихся.

Распределяет темы докладов между учениками, инструктирует их о главных этапах работы.

Консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность.

План конференции и список литературы объявляется заранее.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источников информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы, и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают:

Основные вопросы, подлежащие рассмотрению.

Формы работы на занятии.

При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении -обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, семинары смешанного и комплексного характера, цель последних -обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (математика, физика).

Лекция характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.

Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель, в некоторой мере, лишен возможности судить, насколько правильно и хорошо понимают школьники. Только закончив изложение, учитель путем ряда контрольных вопросов может уточнить, как понято изложенное. Лекционное изложение материала, как правило длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Иногда изложение материала может быть прервано для ответа на возникшие у школьников вопросы, а затем продолжить изложение. Школьная лекция всегда заканчивается выяснением, кому и что в лекционном материале непонятно, и ответами учителя или учащихся на все возникшие вопросы.

Собеседование

Собеседование: выяснение того, что усвоено из основного материала, выявление пробелов в знаниях и внесение корректив в знания; стимулирование систематической и самостоятельной работы.

Консультация

Консультация: устранение пробелов в знаниях и умениях; уточнение усвоенного; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа

Лабораторно-практическая работа: формирование у школьников умений обращаться с компьютером и внешними устройствами, умений пользоваться с прикладными программами, умений составлять программы. Особенность практической работы является ограничение во времени работы учащихся во времени определенным в СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Приведем примерный план составления практической работы:

Определение темы практической работы.

Цели, поставленные перед практической работой.

Умения и навыки, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.

Теоретическая часть предшествующая практической работе.

Пример выполнения работы.

Практические задания к работе.

Форма отчета практической работы.

Критерии оценки практической работы.

Подведение итогов практической работы.

Основным моментом выполнения практических работ является не полученные знания, а умения и навыки самостоятельной практической работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, вводу, редактированию и отладку программ.

Программированное обучение

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программируемого учебного материала с помощью компьютера и обучающих программ. Программируемый учебный материал представляет собой серию небольших порции учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности. При программированном обучении прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь: анализируют логическую систему курса, исключают все аналогичное, второстепенное. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы - кванты информации, уменьшение которых невозможно без ущерба смысловому содержанию. Содержание каждого последующего кванта информации базируется на информации, содержащийся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся.

Благодаря немедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрыми темпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа, после усвоения каждого кванта, имеет большое психологическое значение. Это создает у учащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету. Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями каждого учащегося. Каждый учащийся в зависимости от индивидуальных способностей расходует на усвоение материала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обучения удается максимально индивидуализировать. Однако программированное обучение имеет серьезные недостатки.

Дробление учебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии, когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитии изучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьма затруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимися всего материала.

Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работы с каждым школьником непосредственно на зачете.

Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить уяснение теоретических основ изучаемой темы, проверить умения и навыки использования знаний теории. В зачет включается тот материал, которым должны владеть все ученики. Существенно, чтобы в ходе зачета можно было установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета - подготовка школьников к таким экзаменам.