Какой личностью был Менкаура

Пятый фараон четвертой династии Древнего Египта – Менкаура построил третью пирамиду в городе Гиза. Его имя имеет множество вариантов транскрипции: Микерин, Мин-куу-Риа, Менхерес.

Его правление пришлось на 2520-2480 годы до нашей эры либо же 2494-2471 годы до нашей эры. Он принял престол от фараона Хафры (строителя сзвестной ). Отцом его был Хефрен, а мать – Хамерернебти I. У Менкауры была дочь, ее звали Хенткаус. и его дочери размещены близко друг к другу.

Какой личностью был Менкаура?

Биография Микерина практически неизвестна, единственным источником информации являются легенды. От эпохт Древнего царства нам достались величественные помятники, но письменных источников почти нет. Это “белое пятно” в .

Геродот писал, что отцом его был Хеопс (строитель смой большой ). Во многих народных сказаниях повествуется о царевиче Гордедефе, которого послал Микерин для проведения ревизий храмовых сооружений. В Гермополе царевич обнаружил частично «Книгу мертвых». Благочестие, мудрость Менхереса всегда были на устах древних греков.

Случай, когда он смог перехитрить мудрого оракула, который предсказал ему короткое правление, очень интересен. Менхерес благодаря ночным пиршествам увеличил время царствования. Геродот пересказал данную историю. По его словам, оракул из Буто сделал предположение, что фараон покинет мир живых через шесть лет. Менкаура возмущался, что ему, благочестивому человеку, осталось так мало времени, а его родитель и дядя, забывшие своих богов, пренебрежительно относившиеся к храмам, жили долгие годы.

Осознав, что судьбу не изменишь, царь приказал изготовить светильники. Ночью он повелевал освещать все, выпивал много вина и постоянно весело проводил время независимо от времени суток. Блуждая лугами и рощами, фараон получал от этого удовольствие. Таким способом, он пытался превратить ночь в день, и обвинить оракула в лживости предсказания, потому что проживет не шесть, а целых двенадцать лет.

По преданиям народным и античным, Микерин представлялся непохожим на своего отца и деда, которые тоже строили пирамиды в Гизе. Характеристика Геродота основывалась на доброте и справедливости правителя. Им были открыты храмы, освобождены измученные жители страны. Он позволил народу трудиться. Фараон знаменит своей праведностью в судебных вопросах, за это по справедливости он слышал хвалебные слова от египтян. И не только праведно судил, но и отдавал монеты из своих богатств тем, кто оставался недоволен его решениями. Он делал это, чтобы никаких просьб не возникало.

Скудные материальные свидетельства про время царствования Микерина представлены обломками сосудов, на которых начертано его имя. Обнаружены они были в Библе. Также был найден сфинкс в Тель-Хацор (Ханаан) с именем царя.

Пирамида Менкаура

Пирамида Микерина расположена в Гизе, она является самой южной. Две другие, которые находятся рядом, выше ее. Высота ее шестьдесят шесть метров, 108,4 м составляют длину стороны основания пирамиды. Она носит имя «Херу». Объем – 260000 кубических метров, и это всего лишь десятая часть от объема пирамиды Хуфу. Единство плана совершенно отсутствует внутри пирамиды. Очевидно, что вначале были задуманы небольшие параметры, они не были рассчитаны на престольного наследника, а только потом их увеличили.

По утверждению Геродота, Менкаура властвовал 18 или 28 лет. Заявления Манефона о правлении, длившемся 68 лет, довольно неправдоподобны. Судя по внешнему виду пирамиды и постройкам около нее, можно судить, что правитель действительно был недолго на престоле, и ранняя кончина была ему известна. Его начало правления пришлось на преклонный возраст.

По первому входу в пирамиду, перекрытому в последующих строительных работах, видно, что в первоначальном виде основание пирамиды составляло 60 на 60 метров. Впоследствии, его увеличили в два раза. Погребальная камера Менкауры была вытесана в шести метрах от основания вглубь земли. Потом было решено опустить ее глубже для большей безопасности. При строительстве использовались большие блочные элементы. Камни не обрабатывались качественно, потому что правитель очень спешил закончить строительный процесс.

Пока пирамиду еще строили, фараон уже умер. Скорее всего, это случилось, когда была достигнута отметка в двадцать метров, это уровень гранитной облицовки. По предположениям всю пирамиду хотели обработать гранитом, но по приказу преемника задача была облегчена. Заупокойный храм фараона подтверждает это. Начало строительства характеризовалось использованием камня, затем кирпича. Надписи свидетельствуют, что это приказ Шепсескафа, царя Верхнего и Нижнего Египта, для своего отца Менкаура.

Некоторые исследователи считают, что облицовка все же была по всей поверхности пирамиды. Аль-Идриси писал, что Третья Пирамида, красная или меньшая, ранее была приоткрыта с севера, но кто это сделал остается тайной. Может быть, так и было, но, тем не менее, отшлифованной облицовка была только на небольшой части ближе к входу. Пирамида Менкаура закончила архитектурный комплекс в Гизе. Напомним, что был построен несколько раньше.

Усыпальница Микерина была разграблена еще в Первый Переходный период, как и все остальные, и археологи не нашли в ней ничего интересного. Удача ожидала ученых в заупокойном храме Микерина, где быди обнаржены великолепные базальтовые статуи правителя с богинями. Некоторые сейчас можно увидеть в .

Сейчас состояние пирамиды Менкаура довольно неплохое, по сравнению с другими. Высота, конечно, стала меньше (шестьдесят два метра). Песок, который нанесло под основание, защищает пирамиду от разрушений. Погребальная камера содержала саркофаг из базальта. Нашли его в 1837 году. Он имел форму дома, в нем был гроб из дерева, изображавший мумию. Его отправили в Британский музей, тогда власти не особо заботились о сохраниении дреностей и достаточно легко разрешали их вывоз.

По предположениям его реставрация была проведена при двадцать шестой династии. Корабль, перевозивший саркофаг, потерпел крушение. Затонувший саркофаг спасти не удалось, но крышка уцелела. При помощи радиоуглеродного анализа было установлено, что захоронение относится к первому веку нашей эры и не связано с фараоном.

Название одной из групп строителей было «Менкаура-пьяница». Египтологами сделано утверждение, что перевод точный. Пристрастие Менкаура к алкоголю упоминалось и в работах Геродота.

Древний Египет ассоциируется у многих со священными скарабеями и папирусами, Нефертити и Тутанхамоном, мумиями фараонов и гробницами, скальными гробницами и цариц. Но для большинства людей Древний - это, в первую очередь, знаменитые пирамиды Гизы и Большой сфинкс. Именно здесь, в заупокойных храмах у самой неприметной из трех Великих пирамид, были найдены статуи-триады Микерина (Менкаура).

Комплекс пирамид в Ливийской пустыне

Комплекс древних монументальных сооружений на плато Гиза находится менее чем в трех десятках километров от центра Каира, где на площади Тахрир стоит , самое большое на планете хранилище предметов древнеегипетского искусства. Великие пирамиды, главные , включают в себя гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Древнеегипетских правителей в наше время чаще называют греческими вариантами их имен. Оригинальные египетские имена звучали как Хуфу, Хафра и Менкаура. Все они относились к IV династии, династии «строителей пирамид», и жили около 4,5 тыс. лет назад.

Самая знаменитая из трех гробниц - (Хуфу). Поначалу высота этого монументального сооружения составляла порядка 147 метров. Со временем конструкция лишилась верхушки, но и на сегодня это грандиозное сооружение возвышается над плато на высоту 137 метров. Длина основания исполинского монумента превышает 230 метров. Возле находится музей с 43-метровой Солнечной ладьей фараона, найденной в котловане рядом с погребальным сооружением. Неподалеку стоит Большой с чертами лица Хафра, древнейшая монументальная скульптура планеты, сохранившаяся до наших времен.

Вторая пирамида, изначально была ниже пирамиды Хуфу на три метра. Однако за счет геометрии конструкции и расположении на самом высоком участке некрополя, визуально она кажется выше. Заупокойный храм царя находился на значительном удалении от основной гробницы. До нашего времени от него остались одни развалины. В пирамиде-спутнице с южной стороны от пирамиды Хефрена вероятно была захоронена супруга правителя.

Пирамида Микерина

Самая низкая из трех Великих пирамид, расположена в двухстах метрах от главных сооружений некрополя. Высота ее всего 62 метра (оригинальная - 66), но, согласно древнегреческим историкам, она была самой красивой. Первые шестнадцать ярусов были облицованы красным асуанским гранитом. Середину конструкции украшал белый известняк из Туры, а увенчивавший усыпальницу пирамидион (бенбен) также был изготовлен из красного гранита. По цветовой гамме сооружение могло напоминать австрийский флаг пирамидальной формы. На солнце наклонные стены переливались всеми цветами радуги и монументальное здание оказывало на древних очень сильное впечатление (если верить грекам). К сожалению, облицовку уже в средние века сняли мамлюки и сегодня сооружение выглядит довольно невзрачно.

Статуи-триады фараона Микерина (Менкаура)

Когда будете выбирать, что в качестве сувениров, наверняка вам попадется множество пирамидок, поддельных папирусов, фигурок царей и сверхъестественных существ из древнеегипетской мифологии.. Возможно, хоть и маловероятно, вам встретится сувенир в виде небольшой скульптурной композиции с фигурками фараона с двумя богинями - миниатюрная копия триады Микерина.

До нас не донесла письменных свидетельств о фараоне Менкаура, датирующихся временем его правления. Знания об этом царе получены главным образом от древнегреческих историков Манефона и Геродота. Среди немногочисленных артефактов, связанных с именем фараона, были и полдесятка скульптур-триад, найденных в храмовых комплексах пирамиды Микерина.

На стыке 19-го и 20-го столетий американский египтолог Джордж Рейснер находит в Нижнем заупокойном храме царя несколько статуй-триад из кристаллического сланца. На самой известной из них, хранящейся ныне в Каирском музее, по правую и левую руку от Менкаура стоят богиня Хатхор (справа от фараона) и богиня Инпут (слева). Рейснер обнаружил четыре великолепно сохранившихся триады и несколько скульптурных композиций, сильно потрепанных временем. Все фигурки искусно изготовлены из граувакки (палеозойский песчаник с кварцом и вкраплениями других горных пород) и изображают фараона Микерина с богиней Хатхор, ее отцом Ра и другими божествами древнеегипетского пантеона.

Согласно одной из гипотез, подобные триады изготавливались для каждого района Египта. Если это предположение верно, в каждом номе кварцевого фараона оберегала богиня Хатхор с изящно загнутыми коровьими рогами и божество - покровитель нома. В этом случае и бог солнца Ра в триаде скорее представляет не общеегипетского бога, а номовое божество, либо покровитель всей династии. Три из найденных статуй-триад экспонируются в Каирском Египетском музее, а две хранятся в Бостонском музее в Соединенных Штатах.

На самой известной триаде (экспонат Каирского музея № JE40678) Менкаура сопровождают Хатхор и Инпут, номовое божество XVII нома и жена (а иногда и женское воплощение) бога Анубиса. Аналогична композиция и у другой прекрасно сохранившейся триады (Каирский музей, экспонат № JE46499), только здесь вместо Инпу слева от Микерина стоит Бат, подобно Хатхор нередко изображавшаяся с зооморфными признаками коровы. У Хатхор между изящных рогов виднеется солнечный диск. «Двуликая» Бат в те времена была лунной богиней и покровительствовала городу Ху (Диосполис Парве в Эллинистическом Египте при Птолемеях). Позже, во времена Среднего царства, атрибуты и отличительные черты Бат добавились общеегипетской богине Хатхор. На третьей триаде (экспонат № JE40678 Каирского Египетского музея) вместо бат изображен Монту, номовое божество фиванского IV нома. В одной триаде из Бостонского музея Хатхор изображена посередине композиции сидящей на троне. По сторонам от нее стоят фараон и богиня Унут, номовое божество XV нома, заячьего.

Фараон Менкаур (Микерин) — 4 династия фараонов Древнего Египта, 2539/2511 – 2494/2471 гг. до н.э.

Строитель третьей пирамиды Египта в Гизе, сын . Правил 29 лет, однако, в Туринский список содержит дату 18 лет. Мать- Хамерернебти I. Братья и Сестры – Хентерка, Анхмаре, небемахет, Дуанре, Ниусерре, Ахре, Шепсеткау, Хеметре, Юнмин, Юнре, Сехемкаре, Никауре, Хамерернебти II и Рехетре.

Пирамида дочери Хенткаус расположена рядом с гробницей отца, от которой вместе с фараоном Усеркафом взала начало 5 династия.

Жаловался на отца — фараона Хефрена, который запер храмы от посещения народом, оно и понятно, благочестие отнимало много времени. Надеялся построить самую высокую пирамиду, но времени и средств не хватило. Открыл несколько храмов. Артефакты найдены в Библе.

Пытался продлить себе жизнь, бодрствуя по ночам и гуляя по рощам, увешанным яркими светильниками. Любил крепкие напитки, чем и прославился в народе. , 66 метров высоты, 108,4 м в основании, была построена при жизни Менкаура до высоты 20 метров с гранитной облицовкой.

Погребальную камеру пришлось углубить от грабителей намного ниже от запланированно. Младший сын Шепсескаф достраивал пирамиду отца и три пирамиды–спутницы рядом для захоронения жён.

Сводные братья Микерина служили визирями у старшего, который рано умер, ещё до смерти отца.

Пирамиды фараона Микерина:
1. Пирамида в Гизе
2. Пирамида царицы Хамерернебти II
3. Две пирамиды для жён.

Статуя фараона Микерина

Скульптура царя Египта и его царицы хранится в Музее изобращительных искусств в Бостоне (США). Предмет искусства Старого царства времен правления 4 династии Древнего Египта сделан из сланца. Ее размер – примерно 5 на 10 см. Артефакт был найден в яме, сделанной раннее кладоискателями ниже уровня пола в храмовой части пирамиды Микерина в Гизе во время раскопок, проводимых при содействии университета Гарварда и Музея изящных искусств Бостона. Руководителем проекта выступил археолог Джордж Рейснер. Находка обнаружена в январе 1910 года.

В истории искусства древней цивилизации, статуя царственной пары представляла собой яркий пример демонстрации иерархической градации египетского общества.

Статуя фараона Микерина, Музей Бостона

Микерин изображен в позе стоя, левая нога немного выдвинута вперед, руки строго вертикально с кулаками, сжимающими цилиндрической формы предметы. Его вид свидетельствует о неограниченной власти и напористости. Он представляет собой идеал мужественной красоты периода . Черты его лица выглядят аристократичными и кажутся идеализированными. На голове одет немс – традиционный головной убор для представителей царской династии. Наличие бороды выдает фараона.

Рядом с ним находится скульптура женщины, идентифицированной как царица Хамерернебти II. Ее тело почти до щиколоток покрывают льняные одежды. Позже этот стиль был заимствован . Такие художественные формы в древности использовались при изображении культа Хатхор, а также женщин более низкого ранга, как например, жены Птаха-Хенуи, статуя которой хранится в Музее изобразительных искусств в Бостоне.

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини - покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами - белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также: жезл и плеть - символы власти; клафт - полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес - головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей - изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.

При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы - ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название - «Сельский староста».

Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина - стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Примером семейной группы могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, восседающих на тронах. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины - в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза.

Иногда в семейных группах фигурируют дети.

В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы относящиеся ко времени V династии статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя.

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи - отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.

Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.

Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи - в фас, нижняя часть туловища - в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.

По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость - как во взглядах, так и в жестах и позах.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.

В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п.

В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа - барельеф и углубленный рельеф. В правление VI династии, последней династии Древнего царства, государство распалось; начался так называемый Первый период распада, характеризовавшийся частыми войнами между представителями знати, правившими страной.

    В эпоху Среднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению. Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы - Фив - способствует развитию нового типа погребального строения - скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I) . Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» - голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура - небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому. При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей - символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.

    Искусство Древнего Египта. Новое царство

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 - ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности.

В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) - находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор - богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, - всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя.

Храм в Дейр-эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сененмут, царский фаворит.

Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре.

Храм в Луксоре

Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, храм в Луксоре играл подчиненную роль по отношению к великому Карнакскому храму и использовался исключительно во время прохождения процессии, посвященной Амону и приуроченной к началу нового года.

Храм в Луксоре почти целиком воздвигнут в XV в. до н.э. при Аменхотепе III (XVIII династия) (архитектор -Аменхотеп Младший) и завершен в XIV в. до н.э. Рамсесом II (XIX династия). Отличительной особенностью Луксорского храма являются его гигантские колоннады. Всего в залах и дворах храма насчитывается свыше двухсот колонн. Колоннады придают храму подчеркнутую монументальность; колонны символизируют заросли папируса, в которых появился на свет бог солнца Амон.

Храм, имеющий форму прямоугольника, вытянут с севера на юг.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, в котором отразились различные эпохи истории Египта. Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты - от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч - округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия). Колоссы были частью храма Аменхотепа III, впоследствии разрушенного его преемниками. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустыни.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

Амарнский период

В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368-ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона - бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу - Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве - амарнским стилем.

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, уничтожив память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий и гробниц были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. Отличительная особенность этих произведений состоит в том, что они передают естественные человеческие чувства и настроения, показывают интимные моменты в жизни изображаемых персонажей. Сохранился раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове - высокий царский головной убор. Сохранилось также незавершенное изображение Нефертити - небольшая голова, изготовленная из золотистого песчанника.

После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе (XVIII династия) жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.).

Гробница Тутанхамона

В 1922 г. Британский археолог Х. Картер и его меценат лорд Корнарвон открыли в Долине царей близ Фив нетронутую гробницу фараона Тутанхамона. В четырех залах гробницы содержались бесчисленные богатства: сундуки с разноцветными инкрустациями, богато украшенные ложа и складные кровати, троны, стулья, кресла, табуретки, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели судов, расписные ларцы, парадное оружие, сосуды и вазы, большие и маленькие статуи, изображения животных. Среди них была статуэтка бога Анубиса в виде шакала, лежащего на ларце, которая была выполнена из черного дерева, инкрустированного золотом, серебром, алебастром и обсидианом. Почти все пространство погребальной камеры занимал огромный, обитый листовым золотом ящик с двустворчатой крышкой. В нем, вложенные один в другой, находились несколько саркофагов. В последнем саркофаге, сделанном из чистого золота, весом более 110 кг, находилась мумия Тутанхамона с золотой маской на лице. Мумия с головы до ног была осыпана драгоценностями - от простых золотых бляшек до изысканных изделий ювелирного искусства. Погребение Тутанхамона не принадлежало к числу самых роскошных, но его неоспоримое богатство, сохранность, изысканная красота находок производят ошеломляющее впечатление.

Архитектура периода XIX династии

Борьба между Эхнатоном и жречеством ослабила Египет: в первой половине XIV в. государство утратило почти все завоеванные прежде владения. При фараонах XIX династии - Сети I, Рамсесе II и Рамсесе III - военная мощь Египта была восстановлена, в страну снова потекли богатства и рабы. Это позволило возобновить грандиозное строительство. Архитектурные памятники этого периода отличаются колоссальными размерами, обилием колонн и статуй, богатством и пышностью убранства. В Абидосе, одном из крупнейших городов Верхнего Египта был сооружен заупокойный храм фараона Сети I, законченный его сыном Рамсесом II. Особую известность абидосскому храму принесли великолепные рельефы, покрывающие стены и колонны храма, а также врезанный в стену одной из галерей так называемый «Абидосский царский список» - перечень египетских фараонов.

Самым выдающимся представителем XIX династии был Рамсес II, правивший в течение 67 лет (1317-1251 гг. до н.э.). Культ Рамсеса II, почитание его обожествленных изображений достигли предела возможного - это было время самых пышных славословий в честь фараона, богов и даже царской колесницы. Заупокойный храм Рамсеса II в Фивах, известный как Рамессеум, намного превосходил размерами храм его отца в Абидосе. Особенностью Рамессеума, дошедшего до наших дней в сильно разрушенном виде, было соединение в одном комплексе храма, дворца, жилых помещений, складов, конюшен. Фасад храма украшали колонны и огромные статуи Рамсеса II в облике Осириса.

Cамым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи считаются два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), построенные в ознаменование военных успехов фараона. Оба храма целиком вырублены в скале на левом берегу Нила. Фасад большого храма, посвященного Рамсесу II и богу Амону-Ра, украшают четыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры матери и детей фараона. По сравнению со статуей самого фараона, эти фигурки кажутся небольшими, однако на самом деле достигают высоты человеческого роста. Храм включает целый ряд помещений, в том числе гипостильный зал и святилище.

    Эллинисти́ческий Еги́пет , иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э. Столицей Эллинистического Египта стал основанный им же город Александрия (Египетская) в дельте Нила, бывший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от Древнего Египта, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

Захват Египта Александром. В 332 году до н. э. Александр Македонский прибыл в Египет для его завоевания, но был провозглашен фараоном и воплощением Зевса-Аммона. Тем самым окончилось правление Ахеменидов в Египте. Через 9 лет, в 323 году до н. э., Александр скоропостижно скончался в Вавилоне. Его смерть повлекла за собой двадцатилетние войны между диадохами, боровшимися за власть в огромной империи. Результатом этой борьбы стал раздел захваченных Александром территорий. Египет достался Птолемею I (правил в 323 - 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.

В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире). Библиотека перенесла пожар в 48-47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.

Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.

Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк - одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.

Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.

1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон.
2. Курос. Ок. 590-580 г. до н.э. Мрамор. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Давайте сравним очень раннюю (ок. 600 г. до н. э.) греческую статую обнаженного юноши, называемую куросом, со статуей Микерина. Черты сходства бросаются в глаза: это и кубический характер скульптур, словно хранящих в себе форму блока, из которого они были высечены, и широкоплечий, с тонкой талией, силуэт, и положение рук с характерно сжатыми кулаками, и выставленная вперед левая нога, и тщательная моделировка коленных чашек. Общей для обеих статуй является и стилизованная манера передачи волос, делающая их похожими на парик. Египтянину греческая статуя, наверное, показалась бы "примитивной" — упрощенной, скованной, нескладной, недостаточно натуральной. Но есть у нее и свои достоинства, которые в египетскую мерку не укладываются. Во-первых, она совершенно объемна и самостоятельна — более того, перед нами первое в истории мирового искусства каменное изображение человека, о котором это по праву может быть сказано. Египетский мастер никогда не решался полностью освободить свои фигуры от камня, из которого они высечены. Более того, они всегда остаются в той или иной степени погружены в него: так, например, промежутки между ногами, между руками и торсом, или между двумя расположенными рядом фигурами всегда остаются частично заполнены. Сквозных промежутков египетские статуи не знают. В этом смысле все они принадлежат не объемной скульптуре в полном смысле этого слова, а высокому рельефу, предельным случаем которого они, по сути дела, и являются. Греческого скульптора же, напротив, пустоты не смущают нимало. Он решительно отделяет руки от торса и ноги друг от друга, избавляясь где только можно от лишнего материала (единственным исключением остаются лишь тонкие перемычки между кулаками и бедрами). Он явно стремится к тому, чтобы любая каменная деталь статуи входила в органическое целое как значимый элемент образа. Камень должен быть преображен, ему не позволено оставаться инертной, нейтральной массой.

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что различие продиктовано в данном случае не техникой, а именно художественным замыслом скульптора. Освободив свое создание, греческий мастер сообщил ему дух, совершенно чуждый любой египетской статуе. В то время как эти последние дышат умиротворенностью, словно неведомые чары навеки избавили их от необходимости делать хоть малейшее усилие, греческие скульптуры полны напряжения и скрытой энергии. Прямой взгляд их широко раскрытых глаз резко контрастирует с мягким, устремленным вдаль взором египетских статуй."