Какие поступки мы. Внеклассное занятие "добрые и злые поступки". Сочинение про Добрые поступки

Какие поступки мы считаем героическими – вот нравственный вопрос, над которым рассуждает автор.

Волкогонов Д. А., размышляя над проблемой, рассказывает нам о поступке молодых парашютистов-американцев, которые выпрыгивали из самолета друг за другом, причем первый прыгал без парашюта, а второй выпрыгивал с двумя и, догнав своего напарника, передавал ему парашют. Автор, считая этот поступок парней безрассудно смелым, к героям тех ребят не причисляет.

По мнению Волкогонова Д. А., герой – это не сверхъестественный феномен, а обыкновенная

личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям. Поступок парней-американцев к таким не относится.

Л. Н. Толстой, изображая в своем романе “Война и мир” таких героев, как Б. Друбецкой, А. Берг, относит их, участников сражения, к лжегероям. Адольф Берг во время боя никого не убил, не повел за собой со знаменем в руках солдат в наступление.

Но он был ранен, и на другой день всем демонстрировал свою перевязанную руку. Вот вам и весь “героизм”.

Недавно в газете “Аргументы и факты” прочитал статью о героическом поступке комбата, майора Сергея Солнечникова. Во время учений на полигоне в окоп, где находился Сергей со своими солдатами, упала боевая граната без чеки. Недолго думая, комбат накрыл её своим телом, тем самым ценой собственной жизни спас жизни десяти рядовым. Вот это, на мой взгляд, настоящий герой!


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Какие поступки мы считаем героическими – вот нравственный вопрос, над которым рассуждает автор. Волкогонов Д. А., размышляя над проблемой, рассказывает нам о поступке молодых парашютистов-американцев,...
  2. Может ли человек принести себя в жертву ради другого человека – вот вопрос, над которым размышляет автор. Данную проблему рассказчик раскрывает на примере конкретного случая...
  3. Взаимоотношения личности и коллектива – вот проблема, над которой размышляет автор В предложенном для анализа фрагменте Н. Татаринцев приводит яркий пример того, как ученик не...
  4. За жизнь необходимо бороться! Вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев. Автор описывает случай из жизни, когда он, походив по лесу, увидел необычный пень,...
  5. “Мы живем верой в человеческие возможности и возможности нашего общества”, – писал Юрий Бондарев. Действительно, сейчас мы живем в очень непростое, сложное время. История преподносит...
  6. Низость и подлость – слова синонимы, обозначающие низкие в нравственном отношении, бесчестные поступки человека. Сколько существует человечество, столько, к сожалению, и властвуют они над людьми....
  7. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах...

Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления нагативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

  • дать представление о доброте;
  • научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;
  • научить дифференцировать поступки;
  • учить анализировать собственное поведение и поступки других;
  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Структура занятия.

  1. Вступление.
  2. Работа со стихотворением.
  3. Игра “Тайное свойство”.
  4. Работа с иллюстрацией.
  5. Работа с историей.
  6. Игра “Хорошо – плохо”.
  7. Работа с пословицами.
  8. Проверочный тест.
  9. Заключение.

Длительность занятия: 45 минут в 5-х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.

Форма проведения: комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры, тестирование.

Материал к занятию.

  • Стихотворение “Доброта” Р. Сеф.
  • Рассказ “Старый дед и внучек”.
  • Распечатанные пословицы.
  • Список с хорошими и плохими поступками.
  • Фишки красного и черного цвета.
  • Рисунок конфликта.
  • Проверочный тест.
  • Чистые листы и ручки для ответов на тест.
  • Звукозапись песни “Дорогою добра” М.Минкова и Ю.Энтина.

Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев.

1. Вступление

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами читали рассказы и сказки, и говорили о таких важных для нашей жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти сказки. (“Слепая лошадь”, “Сказка о добром муравье” и др).

А какие еще, вы можете назвать сказки, которые читали, где встречались добрые и злые поступки? (Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло. )

Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, и тема нашего занятия будет называться “Добрые и злые поступки. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т.д., где наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать себя к добрым поступкам.

2. Работа со стихотворением

Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали родители. (Cтихотворение “ Доброта”)

Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)

Вопросы для дискуссии:

  • За что был наказан Антошка?
  • Правильно ли поступили взрослые?
  • Что значит - быть добрым?

Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия “доброта”:

Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с природой.

Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.

3. Игра “Тайное свойство”

Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит в руках монетку или камешек, который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрый” и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, как будто ему дали вещь. Учитель действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т.д. и ребенок, которого назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.

4. Рассматривание иллюстрации

Детям предлагается внимательно посмотреть на рисунок и подумать, что произошло:

  • Кто обидел маленького мальчика?
  • Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
  • Какие слова и как мог произнести обидчик?
  • Кто защитил маленького мальчика?
  • Как можно назвать его поступок?
  • В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:

    • Слабого всегда выручай.
    • Стыдно обижать маленьких и слабых.

    5. Работа с рассказом

    “Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка - небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”

    Вопросы к обсуждению.

    Почему заплакали муж и жена?

    Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?

    Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?

    На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?

    (На доске: “Как аукнется - так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

    6. Игра “Хорошо-плохо”

    Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

    Взрослый раздает детям фишки двух цветов - красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки - фишки красного цвета; плохие поступки - фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

    Примерный перечень детских поступков для игры:

    7. Работа с пословицами

    А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл этой фразы.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
    Делай другим добро – будешь сам без беды.
    Худо тому, кто добра не творит никому.
    Добрые умирают, да дела их живут.
    Добро помни, а зло забывай.
    Что посеешь, то и пожнешь.
    Доброе слово лечит, а злое калечит.
    Злой не верит, что есть добрый.
    Доброе слово, что дождь в засуху.
    Людям забота, как воздух нужна,
    Cтать всем добрее поможет она.
    Доброго чтут, а злого жалуют.

    С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)

    “Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”

    “Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”

    А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)

    Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

    (Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно )

    8. Проверочный тест

    "Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который..?" - дети должны ответить "да" или "нет") :

    а) делает зимой для птиц кормушки;

    б) всегда чувствует, кому нужна помощь;

    в) стреляет в птиц из рогатки;

    г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;

    д) не оказывает помощь в трудную минуту;

    е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.

    (Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек, какой он. )

    9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)

    Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит ”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

    В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.

    Список литературы

    1. Бурнашов В., Зайцева Е. Уроки нравственности. Учебное пособие. – Казань, 1997.
    2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М.: 1997.
    3. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Авт.-сост. С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2002.
    4. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 2-е изд., спр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
    5. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л “Обруч”, 1996.
    6. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). -М.: Педагогическое общество России. 2006.

    Прыгнуть с парашютом, полетать на дельтаплане и погрузиться в морские глубины - именно так выглядит ТОП-3 экстремальных поступков, о которых мечтает большинство россиян.

    Институт Общественного Мнения Анкетолог провел опрос об экстремалах и экстремальных видах спорта. В онлайн-опросе приняли участие 1200 человек.

    Мечты и реалии

    На вопрос, какие экстремальные поступки вы когда-либо совершали, чуть более четверти респондентов заявили о восхождении на горную вершину (27%), каждый пятый (20%) упомянул сплав по реке, а еще 15% вспомнили об опыте похода в тайгу или тундру.

    38% респондентов сообщили, что никаких рискованных поступков не совершали, по крайней мере, пока.

    Тем не менее, совершить что-нибудь экстремальное хотелось бы многим. Почти каждый четвертый из десяти респондентов хотел бы прыгнуть с парашютом, чуть более трети мечтают о полете на дельтаплане или параплане, а еще треть бредят глубоководным погружением. И только один человек из десяти не хотел бы искушать судьбу ни в каком виде.

    Кстати, среди женщин наиболее частным ответом на вопрос о желаемом виде экстрима был полет на дельтаплане (35%), а среди мужчин – глубоководное погружение (40%)

    Чем нас манит экстрим?

    Почти 40% участников опроса заявляют, что на экстремальные действия их толкнуло бы желание попробовать что-то новое (и мужчины, и женщины в этом вопросе солидарны). Вторым по популярности оказалось желание испытать взрыв адреналина, 14% хотели бы доказать сами себе, что способны на такой поступок.

    Среди наиболее частых ответов в варианте «Другое» респонденты называли желание насладиться красивыми видами.

    Характер экстремала

    8 человек из 10 полагают, что любители экстремальных видов спорта обладают рядом особых качеств, которые у обычных людей встречаются гораздо реже. Более половины из них уверены, что речь идет об авантюризме и склонности к риску (53,5%), каждый пятый заявляет о бесстрашии и смелости. 11,2% респондентов считают, что чаще всего речь идет о преодолении комплексов.

    Институт Общественного Мнения «Анкетолог» - независимая исследовательская организация, специализирующаяся на опросах интернет-аудитории. Опросы проводятся среди жителей России и стран СНГ.
    Пользовательские сервисы ИОМ Анкетолог позволяют создавать и проводить опросы сторонним компаниям.


    Что такое героизм? Можно ли любой смелый поступок назвать героическим? Бессмысленным риском, каким бы дерзким и смелым он не был, стоит ли гордиться? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.А.Волкогонова.

    Автор в тексте поднимает проблему героизма. Какие поступки можно считать героическими, а какие нет. Д.А.Волкогонов обращается к истории. Древние греки считали героями тех, кто обладал огромной физической силой. Средневековое общество «поэтизировало представителей военного сословия – рыцарей». Для Ницше, немецкого философа 20 века, герой – это «сверхчеловек», Он способен властвовать над «рабской моралью», «предрассудками».

    Отношение к героизму, как видим, менялось. «Каковы же сегодня критерии героического?» - задаёт автор вопрос. Он приводит пример необычного и «безрассудно смелого» поступка двух молодых парашютистов-американцев. Один из них выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а другой с парашютом догнал его в воздухе. «Для чего нужен был этот бессмысленный риск?». Такой поступок нельзя назвать героическим. Автор подводит нас к выводу, что «герой – это не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о настоящем и ложном героизме.

    Позиция автора ясна и понятна: героем может быть любой человек, способный в нужный исключительный момент на поступок, который необходим другим людям. Только такой поступок мы можем назвать героическим. А поступок молодых парашютистов автор осуждает, гордиться тут нечем.

    Я полностью разделяю точку зрения автора. В современном мире герой – это тот, кто в опасный момент может прийти на помощь, спасти кого-то, переборов свой страх за собственную жизнь. Не обязательно быть физически сильным, иметь твёрдые собственные убеждения, главное быть способным на поступок. Способен ли ты? Это можно проверить только на деле. Бессмысленный риск безрассуден и бесполезен. Сегодня среди моих сверстников есть подобного рода увлечения. Это селфи в необычном месте, например, на краю крыши высотки, или в клетке с диким зверем, на крыше движущегося поезда. Увлечение экстремальными видами спорта. Зачем? Показать свою исключительность, удивить, выложить фотографии на своей странице в сетях… В общем, всё для себя любимого. К тому же этот бессмысленный риск может привести к трагедии. Что было бы, если второй парашютист не догнал бы в воздухе первого? Ответ очевиден.

    Проблему героизма часто поднимают писатели в своих произведениях, размышляя над ней, задавая вопросы. Попробую привести примеры.

    С настоящим героическим поступком Родиона Раскольникова мы встречаемся в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На суде квартирная хозяйка Раскольникова сообщила факт, что он однажды спас от пожара двух маленьких детей, получив при этом ожоги. Конечно, жаль, что при таком сердце, герой запутался в своей теории, пошёл на убийство. Но факт остаётся фактом, спасение людей от пожара – поступок героический.

    Примером ложного героизма является поступок Оли в повести А.Г.Алексина «Безумная Евдокия». Евдокия Савельевна, учительница, устроила соревнования. Нужно было разбиться на группы и отыскать партизанскую тропу первыми. Оля решила, что ей никто не нужен. И пошла вечером в лес одна, не предупредив никого. Девочка нашла тропу, она с радостью приходит домой, чтобы в очередной раз сообщить родителям, что она лучшая, исключительная. Но находит маму, у которой помутился рассудок от переживаний за дочь. Безрассудный риск привёл к трагедии. Можно ли назвать такой поступок героическим? Конечно, нет. Эгоизм Оли толкнул её на подобное поведение.

    Таким образом, я доказала, что героическим можно назвать только такой поступок, который совершается ради кого-то, чтобы помочь. Поэтому героем может стать любой человек, способный перебороть свой страх и кинуться на помощь в опасной ситуации. Героизм будет нужен всегда. Потому что продолжают гореть дома, тонут люди, происходят стихийные бедствия. Ваша помощь может потребоваться в любой момент. А бессмысленный риск никому не нужен. Не рискуйте! Дорожите собственной жизнью, она у нас одна!