Как заявлять виртуальные действия. Виртуальный

Миф массового сознания приписывает возникновение термина «виртуальная ре­альность» Жарону Ланье (или, на английский лад, Джарону Ланьеру), создателю фирмы, начавшей в начале 80-х годов прошлого века выпускать бытовые компью­теры, строящие виртуальные миры. Так в массовом сознании понятие «виртуал» тесно увязалось с компьютерными технологиями. Но это совершенно неверно! Оши­бочное представление, что все родилось вместе с нами, лишает любое понятие при­сущей ему глубины, упрощает его культурный смысл, а это - самый короткий путь к культивированию «усеченных» представлений, свойственных «масскульту». На самом деле понятию «виртуал», «виртуальная реальность» исполнилось теперь по меньшей мере шестнадцать веков.

Понятие «виртуал» возникло в IV веке в ранневизантийской философии. Васи­лий Великий писал в своей книге «Беседы на шестиднев»: «Некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сво­диться к законам порождающей реальности». Исаак Сирин считал, что мир уст-роен по принципу «матрешки», то есть содержит в себе реальности разного иерар­хического уровня. Николай Кузанский допускал виртуальное присутствие дерева в семени, а семени в исходном Начале. Фома Аквинский видел в растениях веге­тативную душу, в животных - соединение души вегетативной и души чувствен­ной, а в человеке полагал виртуальное сосуществование души растительной, души животной и собственно человеческой, то есть мыслящей, души. При этом человек волен переходить внутри себя с одного душевного уровня на другой. Все это спра­ведливо и для современных представлений о виртуале.

154 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»______________

В дальнейшем категория виртуальности активно разрабатывалась в средневеко­вье. Она была необходима для разрешения ключевых проблем схоластической философии, таких как возможность сосуществования реальностей разного уров­ня, образование сложных вещей из простых, энергетическое обеспечение акта дей­ствия, соотношение потенциального и актуального. Средневековый логик Дуне Скотт придал термину «virtus» тот смысл, который и стал после него традицион­ным. Он использовал его для примирения в своей теории единой реальности кон­цептуальных положений с разнообразным, неупорядоченным опытом отдельного человека. Он утверждал, что реальная вещь содержит в себе свои качества вирту­ально, отдельно от эмпирических наблюдений. Многообразие качеств вещи скла­дывается из ее восприятия множеством людей, воспользовавшихся для ее понима­ния своим субъективным опытом. Все качества вещи никогда не могут проявиться в ней одновременно, однако они постоянно в ней присутствуют. Значит, вещь вир­туально содержит в себе весь набор своих свойств - иначе они не закрепились бы в ней как принадлежащие этой вещи.


В схоластике средневековья категория «виртуальное» жестко противопос­тавлялась категории «субстанциональное», где первое мыслилось как пре­дельная божественная реальность, а второе - как нечто пассивное, неразви­вающееся, существующее в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Такое схоластическое, антитетическое представле­ние об устройстве мира оказывает влияние и на дальнейшее развитие фило­софии европейского типа. Картина мира Нового времени (рационализиро­ванной эпохи Просвещения) пошла по пути еще большего упрощения (от жесткого диалога - к монологу): было провозглашено, что все сущее при­надлежит реальности единого типа и может быть объяснено едиными «миро­выми законами» - космическими или природными.

Философия ньютонианского типа основана на моноонтичном («моно» - один, «онтос» - сущее) сознании, которое воспринимает мир с единственно возмож­ной внешней позиции, он внеположен наблюдателю и являет собой объект для его размышлений. В таком миропонимании субъект всегда противопоставлен объекту, сущность - явлению, а потенциальное - актуальному.

В отличие от этого в философии, утвердившейся в европейской культуре с 80-х го­дов прошлого века, развиваются представления о полионтичности бытия, скла­дывается предположение, что существует множество типов разнородных объек­тов, принадлежащих одной и той же реальности. Иными словами, в соответствии с новыми представлениями устройство всего сущего мыслится структурно более сложным, в нем допускается сосуществование реальностей разного уровня, обла­дающих различными, не сводимыми друг к другу свойствами, утверждается мно­жественность разных сущностей, составляющих одну реальность. Однако такое миропонимание представляется столь новым и необычным лишь в сравнении с картиной мира последних столетий классической европейской философии. На самом деле в ней возрождаются и находят свое развитие на современном уров­не представления древних культур и те представления, которые всегда существо­вали за пределами миропонимания европейского типа.

Уже на уровне выяснения этимологии (первичных значений) терминов вирту­альный, виртуальная реальность, обнаруживается некий парадокс.


Происхождение понятия «виртуальная реальность» 155

В отношении слова «реальность» все определенно: «realis» означает «веществен­ный», «действенный», «существующий в действительности».

Что же касается ключевого понятия «virtus», то здесь существуют разные версии, например:

Латинская: virtualis - «возможный», «потенциальный», «мнимый», «такой,
который может или должен появиться». Латинской слово «virtus» обозначает
также понятия «истина», «доблесть», «добродетель», «сила», «энергия».

Английская: virtual - «фактический», «действительный», «являющийся чем-
либо по существу, реально».

Отсюда понятие «виртуальная реальность» может означать и «возможная реаль­ность», и «существующая реально, но не вещественно», но также и «истинная ре­альность», «энергетическая реальность» или «действительная реальность», «реаль­ность по существу». В любом случае термин предполагает наличие иерархических уровней реальности.

Показательно, что следы этого термина прослеживаются в самых неожи­данных смысловых контекстах. В старославянском глагол «верьти» озна­чает «кипеть», «бурлить» (имеется в виду «кипение родника»), то есть ко­рень vrt обозначает событие, творимое, порождаемое чьей-то активностью сейчас, в данный момент. Это соотносится с современными представлени­ям о виртуальной реальности, которая может существовать лишь актуаль­но, «здесь и теперь», и исчезает сразу же после прекращения процесса по­рождения.

Далее: «...слово «врач» происходит от слова, имеющего в качестве корня vrt, то есть "врать". Врачом в древности называли колдуна, заклинателя, кото­рый мог врать, то есть заговаривать, лечить» . И это тоже соотно­сится с представлением о виртуальной реальности как измененной форме сознания, погружение в которую традиционно применяется при лечении (на­пример, введением в гипнотическое состояние).

Глаголы с этим же корнем в буддизме, как и в европейской схоластической философии, обозначают мгновенную беспрепятственную актуализацию пси­хического акта в психике йогина (приверженца практики йоги) или средне­векового исихаста (христианского мыслителя, получающего высшее знание путем озарения).

Итак, не только само рассматриваемое явление существует столько, сколько су­ществует осознающий мир разум, но и понятие «виртуал» появилось задолго до компьютерных технологий. Однако следует различать наше мнение о том, что какое-либо явление «виртуально», и действительно состоявшийся переход созна­ния на иной уровень реальности. Например, для древнего человека реальность мифов не являлась виртуальной, поскольку он осознавал ее как подлинную. Но исходя из теперешних наших представлений, мифы продуцировали виртуальные миры, и можно сказать, что «в конечном счете, результатом виртуального разви­тия является цивилизация людей, в которой мы живем». «...Процессы мышления, изменения состояний сознания субъектов, возникновение и взаимодействие об­разов, символов, смыслов - это тоже бытие, но не материальное». Так что «циви­лизация людей всегда была частично виртуальной. Феномен виртуальности не


156 Глава 7. Преодоление тяготения «Гутенберговой галактики»

Есть изобретение последнего времени, а, как и рефлексия, является одним из важ­ных и неотъемлемых свойств развития» (И. Г. Корсунцев).

Мало того, психолог Чарльз Тарт утверждает, что даже привычное, самое обыден­ное наше мировосприятие несет черты виртуальности. Он пишет: «Нормальное восприятие физической реальности не является восприятием реальности per se (как она есть), но, скорее, достаточно произвольная конструкция виртуальной реаль­ности, но специфическая виртуальная реальность, имеющая в своем основании культурные презумпции. ...Различные физические энергии, подобные свету, звуку, не воспринимаются непосредственно. Скорее они запускают электромеханические процессы в различных рецепторах... Конечный паттерн нервных событий, который мы осознали, и другие нервные события, ведущие к этому, есть наш персональный Процессуальный Симулятор Мира, наш механизм порождения ВР (виртуальной реальности. - И. Р.), в которой мы реально живем» [цит. по 42, с. 37].

Так что переход от осознания мира как предметно-пространственной среды к осоз­нанию его как среды «взаимодействия образов, символов, смыслов» па самом деле не столь уж резок. Он более последователен, чем смена представлений о космосе, подчиняющемся единым законам механики, - на системно-вероятностные пред­ставления, допускающие, что привычный вид за окном поставляется нашим персо­нальным Процессуальным Симулятором Мира. Восприятие информации с дисп­лея компьютера, возможность интерактивного взаимодействия с ней, философия медиадизайна в еще большей степени отвечает новому отношению к миру. И это естественно, поскольку «нервная система сформирована так, что она приспособле­на к взаимодействию не с самими предметами, а с их информационным кодом» . «Виртуальное пространство - как противоположность естественному те­лесному пространству - содержит информационный эквивалент вещи» . Попробуем разобраться в этом смысловом многообразии и попытаемся внести большую ясность в определение понятия «виртуальная реальность».

Этимология слова "виртуальный" довольно любопытна. Корень "vrt" имеет очень древнее, возможно еще индоевропейское, происхождение. Различные варианты образованных с его помощью слов встречаются в санскрите, латыни, старославянском языке. Несмотря на определенные различия, во всех языках этот корень обозначает событие, порождаемое в данный момент чьей-то активностью. В современном английском языке слово virtual приобрело дополнительный смысловой оттенок: "но не существующее в действительности". Таким образом отмечается наличие некоторой проявляющейся время от времени реальности, отличной от физической.

Известно, что термин "виртуальная реальность" использовался еще в средневековой философии, схоластике, в частности, при обсуждении проблемы взаимоотношения потенциального и актуального. Еще в IV в. Василий Великий считал, что некая реальность способна генерировать иную, причем закономерности существования последней несводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. Анализ использования категории виртуальности такими мыслителями, как Николай Кузанский, Фома Аквинский, Дунс Скот подводит к выводу, что виртуальное понималось в схоластической философии как некоторая сила, способная содержать в себе будущие следствия, в которой потенциально заложен будущий способ действования, поведения объекта, его будущая актуальная реализация.

В XX веке понятие виртуальности вновь оказывается востребованным в культуре. Идея виртуальности является достаточно распространенной во многих областях знания и профессиональных средах. Например, в физике элементарных частиц вводится особый класс виртуальных частиц, существующих лишь в процессе взаимодействия; в эргономике используют понятие виртуального объекта; в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент); в строительной механике говорят о виртуальных перемещениях; в вычислительной технике, компьютерных технологиях о виртуальной памяти; в электронике используют понятие виртуального электрона и катода; в искусствоведении предлагается идея виртуального театра; в психологии говорят о виртуально содержащихся в мозге возможностях к формированию способностей и т.д.

В теориях постнеклассической науки под виртуальной реальностью обычно понимают совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их "константной" реальностью и автономны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью -при завершении указанного процесса объекты виртуальной реальности исчезают. Категория виртуальности вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время - не потенциально, а актуально.

В последней четверти XX в. началась концептуальная философская проработка категории виртуальности. Инициатором здесь выступил постмодернизм. Согласно Ж. Бодрийяру [Бодрийяр, 2000], симулякр как компонент виртуальной реальности есть процедура воспроизведения объекта, его знаковая репрезентация, которая обладает большей реальностью, чем собственно "реальное". Такая гиперреальность, по мнению Ж. Бодрийяра, поглощает, упраздняет реальность. М. Постер сопоставил феномен виртуальной реальности с эффектом "реального времени" в сфере современных телекоммуникаций (телеконференции, игры и др.), и пришёл к выводу, что происходит проблематизация реальности (обоснованность, эксклюзивность, конвенциональная очевидность "обычного времени", пространства и идентичности); конституирование симуляционной культуры с присущей ей множественностью реальностей. Согласно Ж. Делезу, виртуальное противостоит не реальному, но лишь актуальному, и подлежит дефиниции как определенная часть реального объекта .

В отечественной философской литературе представлены различные толкования виртуальной реальности. Широко распространено представление, что в широком смысле виртуальная реальность есть любая реаль-

ность, выступающая как результат фантазии, воображения или логической реконструкции видимого мира. С.С. Хоружий исследует аристотелевское понимание виртуальной реальности [Хоружий, 2000]. И.Г. Корсунцев трактует виртуальную реальность как представленность бытия в рефлексии субъекта [Корсунцев, 2001]. Как один из видов реальности, подтип класса символических реальностей рассматривает виртуальную реальность В.М. Розин [Розин, 2001]. Онто-диалогический подход к проблеме виртуальности разрабатывается М.Ю. Опенковым [Опенков, 1997]. Ряд аспектов виртуальной реальности рассматривается в работах Н.А. Носова [Носов, 1993, 1994] , О.И. Генисаретского, М. Хайма, Е.А. Шаповалова и др.

Обобщая существующие подходы, можно сказать, что виртуальная реальность в современной философии анализируется в следующих направлениях.

Во-первых, как концептуализация современного, сложившегося в условиях научно-технической революции, уровня развития техники и технологий, позволяющих открывать и создавать новые измерения культуры и общества.

Во-вторых, как развитие идеи множественности миров («возможных миров»), изначальной неопределенности и относительности реального мира. Причем, отмечается, что виртуальные реальности существуют относительно порождающих их базовых реальностей, виртуальная реальность может становиться базовой для виртуальной реальности последующего уровня.

В-третьих, виртуальные реальности связывают с изменённым состоянием сознания (галлюцинированием, фантазиями, сном и др.).

В-четвёртых, виртуальная реальность рассматривается как технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда; как порождение и оперирование объектами, реальными или воображаемыми, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств и способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве; а также создание таких объектов средствами специального компьютерного оборудования. Рассмотрим детальнее это четвертое направление трактовки понятия виртуальная реальность, поскольку в нем, на наш взгляд, наиболее ярко выражены существенные свойства «виртуальной реальности».

В литературе принято выделять ряд этапов возникновения и развития компьютерного аспекта виртуальности. Первый прорыв в традиционном естественнонаучном представлении об актуальности существования произошел в физике высоких энергий, когда были обнаружены такие частицы, которые возникают только в результате взаимодействия других частиц. Эти эфемерные частицы с длительностью жизни, доходящей до 10~“

сек (п=23), были названы виртуальными. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия, и, в то же время, нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах.

Второй прорыв произошел в области компьютерной техники. Оказалось, что за счет ввода в компьютер разных программ его можно превращать в совершенно разные объекты (в пишущую машинку или калькулятор, экспериментальный стенд или игровой автомат и т.д.). Эти объекты каждый раз порождаются заново активностью работающего человека и существуют только во время работы с ними.

Третий этап связан с появлением нового поколения ЭВМ и новых принципов программирования, позволявших программировать виртуальные реальности. Этот прорыв в новую реальность порождает качественно новые этические проблемы, суть которых в определении принципов поведения в «искусственной» жизни и последствия этой «искусственной жизни» для психики человека.

И, наконец, четвертый прорыв в проблеме актуальности существования произошел в эргономике, имеющей дело с системами «человек-машина». Было обнаружено, что в процессе функционирования системы для выполнения определенной задачи в данный момент времени могут образоваться особые объекты, которые потом исчезают (в экстренных ситуациях человек как бы включается в часть технической системы).

В настоящее время информационные технологии достигли такого высокого уровня, что с полным правом могут считаться одним из наиболее важных факторов становления и развития современной культуры. Основанные на широком использовании компьютерной техники и средств передачи данных, они не только продолжают интенсивно обслуживать традиционные для них области переработки естественнонаучной и технической информации, но и активно внедряются в процессы формирования гуманитарного знания, в образование и культуру. Именно поэтому под виртуальной реальностью многие понимают её технический аспект, компьютеры и глобальные сети.

Кстати говоря, термин «виртуальная реальность» в наше время начал широко употребляться именно в лексиконе разработчиков компьютерных программ, предназначенных для наземного обучения космонавтов навыкам работы в открытом космосе. Internet, фирма «VPC Research Corporation», а также специально разработанный Virtual Reality Modeling Language (VRML) (язык моделирования виртуальной реальности) имеют непосредственное отношение к проблеме компьютерной виртуальной реальности. VRML и подобные ему средства позволяют с помощью компьютера качественно изменить процесс восприятия информации и, следовательно, по-новому отобразить действительность. Эта реальность есть

комплекс методов, принципов и технических средств, обеспечивающих возможность компьютерного моделирования реального мира и влияния на него пользователя в реальном масштабе времени.

Компьютерная виртуальная реальность обладает двумя основными свойствами: многомодальность интерфейса (одновременное воздействие на несколько органов чувств) и непосредственное формирование опыта (обеспечение непосредственного контакта с окружающей средой). Цель системы компьютерной виртуальной реальности - помещение субъекта в среду, которая не только естественна для него, но и познается им. Вместе с тем у этой системы существуют и недостатки. Во-первых, как и всякие технологии, она засоряет сферу воздействия всевозможными «вирусами». Во-вторых, сама способность порождения псевдореальностей, возможность их производить, умножать чревата тем что, человек сам создаст себе очередной «наркотик». В-третьих, виртуальные технологии могут быть использованы в качестве оружия (манипуляции с человеческим сознанием, создание искусственных ситуаций).

При помощи УКМЬ соединяются два основных способа общения человека с окружающим миром: чувственное восприятие и образное представление. Человек получает возможность быстрого, эмоционально ощутимого «перевоплощения» в других людей, в различные предметы и даже в место действия. Прорыв в виртуальную реальность с помощью компьютера означает преодоление физического времени и овладение временем историческим, когда прошлое не уходит в небытие. Погружаясь в виртуальную реальность мы можем, например, быть вместе с давно умершими предками (если, конечно, создадим их образ). По мнению некоторых ученых, виртуальная реальность (как феномен современной проектной культуры и новое средство общения) по существу, является первым шагом к реализации идеи личного духовного бессмертия.

На наш взгляд, важно то обстоятельство, что виртуальность включена во многие акты собственной активности субъекта. Одной из задач, постоянно решаемых индивидуумом на протяжении всей его жизни, является построение и уточнение некоей модели (картины) мира и своего положения в нем, а также выработка соответствующего этой модели поведения. Можно считать подобные модели виртуальными - они порождаются в каждый данный момент активностью человека, а вопрос «действительного» их существования вовсе не прост. Такого рода моделирование имеет характер многоуровневой рефлексии, в рамках которой возникает образ действительности, образ этого образа, образ образа образа и так далее. Более того, если субъект создает образ другого субъекта, то он способен создать образ действительности, возникающий у этого субъекта, и даже образ собственного образа, возникающий у этого субъекта. Здесь важно, что такой уровень рефлексии возникает не как пассивное отражение, но

как активный акт осознания предыдущего уровня. Главным средством моделирующей системы мозга является система естественного языка, которая включает в себя не только знаки-заменители реальных объектов, но и целую иерархию новых понятий и правил оперирования с ними. Такие модели выполняют две функции. Во-первых, прогнозирование поведения реальных систем, которые уже существуют или которые предстоит построить. Во-вторых, попытка вырваться за пределы ограничивающей реальности через пролиферацию средств, способов воображения (в искусстве, например).

С концепцией моделирования как порождения виртуальной реальности сближается идея символических виртуальных реальностей. Каждый человек знает и переживает много реальностей, наполненных символами; точнее, он живет в них; он различает реальности трудовой деятельности, игры, искусства, познания, общения, сна и др. Несколько упрощая, можно сказать, что они отличаются характером и логикой событий, закономерностями, порядком вещей и отношений. Символическая реальность- это не только бытие, но и конструкция (смысловая, знаковая, текстовая), создаваемая активностью психики, сознания человека. Особенность этой реальности - одновременность построения и бытования. Виртуальную реальность как вид символической можно охарактеризовать, во-первых, как мир событий, характер и логика которого ясна субъекту в той или иной мере. И, во-вторых, как один из видов психической реальности, выражение результатов человеческой активности глобального порядка, не подлежащего точной фиксации.

Всем событиям, происходящим в виртуальной символической реальности, свойственна некоторая логика. Во-первых, они условны (субъект понимает, что они существуют для него, в отношении к нему, а не сами по себе). Во-вторых, они удовлетворяют требованию обратной связи, т.е. изменяются, реагируя на поведение виртуальных пользователей. Специфика виртуального менталитета заключается в том, что он работает с внутренней структурой событий, не сводя механизмы их функционирования к нижележащим пластам реальности. Особенность виртуального подхода заключается в не понижении события в сравнении со статусом реальности объяснительного механизма.

Наиболее ярко эта специфика проявляет себя именно в информационных технологиях. Конечно, «компьютерная» символическая реальность отличается от, скажем, литературы и кино, которые также формируют некоторую символическую реальность для читателей и зрителей. Она, скорее, сродни древним шествиям, где не было действующих лиц и зрителей, но была непосредственная общность, создававшаяся и жившая в мифологической реальности. Реальность же, создаваемая новейшими технологиями, хоть и характеризуется тем же чувством сопричастности и, кроме

того, дозволенностью воплощать любые мечты, всё же имеет несколько важных отличий. Во-первых, наличие посредника между восприятием и формирующимся представлением (компьютера). Во-вторых, невероятное одиночество при кажущейся социальной востребованности. В-третьих, решающая роль эмоций в создании того или иного образа для воздействия на них же.

Если взглянуть на историческое развитие символической реальности до её «компьютерного» воплощения, возникает впечатление, что изобретение письма, книгопечатания, театра, кино и т.д. - все это суть вехи на пути виртуализации нашей жизни, отхода от реальности данного мира и выхода в иные реальности. В целом же, философии и культорологии еще предстоит раскрыть, сколь тесно и глубоко идеи и представления виртуа-листики связаны с культурологическими процессами. Несомненно, эти процессы отражают нарастающую тенденцию к восприятию человеком реальности многомерной, сценарной и вариантной, где все большее место принадлежит модельной и игровой стихии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Интересна разработанная Н.А. Носовым идея "виртуала" - виртуального состояния. Оно бывает двух видов: "гратуал" - ощущение повышенной энергичности, творческого подъема и "ингратуал" - полный спад активности, острое ощущение неудачливо-сти. Для виртуала в общем характерны: непривыкаемость, спонтанность возникновения, фрагментарность (ощущения проявляются в каком-нибудь одном действии человека), объективность, изменение статуса реальности (в гратуале реальность расширяется, чувства (обостряются, в ингратуале - наоборот), изменение статуса личности (сила - бессилие, неспособность - могущество), измененность статуса воли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийяр Ж. Время симулякров. - М., 2000.

2. Корсунцев И.Г. Моделирование как процесс порождения виртуального бытия следующего поколения // Философские исследования. 2001, №2.

3. Носов Н.А. Три ступени виртуала // Поиск. 1994, №40-41.

4. Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек. 1993, №1.

5. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход. - М., 1997.

6. Розин В.М. Психическая реальность, здоровье и способности человека. - М., 2001.

7. Философия и будущее цивилизации. Тезисы IV Российского философского конгресса. Т.1. - М., 2005.

8. Хоружий С.С. Род или недород? // Православная аскеза - ключ к новому видению человека. - М., 2000.

9. Deleuze G. Logique du sens. P. 1979.

10. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. - Cambridge, 1990.

VIRTUAL REALITY: PROBLEM OF DEFINITION

Department of Ontology and Epistemology, Faculty of Humanities and Social Sciences, Russian Peoples’ Friendship University 117198 Russia, Moscow, Miklucho-Maklay Str., 10 a

The article deals with the concept of virtual reality. Its historic development and modem understanding are briefly described and the original self-created analysis is also given.

ВИРТУАЛЬНЫЙ

ВИРТУАЛЬНЫЙ

[ср.-лат. virtualis ] - 1) возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; 2) техн., амер. в. реальность [англ. virtual reality virtual - потенциальный, возможный + reality - реальность, действительность] - мнимая реальность - имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительными образами, телесными, тактильными ощущениями, напр., сенсорными перчатками); используется гл. обр. в учебных целях (для подготовки пилотов, танкистов, манипуляторов на промышленных предприятиях и т.п.). Ср. ИРРЕАЛЬНЫЙ .

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ВИРТУАЛЬНЫЙ

Возможный в идее, предполагаемый.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ВИРТУАЛЬНЫЙ

иначе потенциальный - могущий быть, но почему-либо не существующей, возможный.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Виртуа́льный

(ср.-лат. virtualis) возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях; в-ые частицы - физ. элементарные частицы в промежуточных (ненаблюдаемых) состояниях, существованием которых в квантовой механике объясняют взаимодействия и превращения частиц; в-ая температура - метеор, температура, которую имел бы при данном давлении сухой воздух той же плотности, что и данный влажный воздух.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Виртуальный

виртуальная, виртуальное виртуален, виртуальна, виртуально [латин. virtualis ]. 1. Возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях. Виртуальное расстояние (мнимое расстояние между двумя ж.-д. станциями, равное такому расстоянию по ровному и прямому пути, на прохождение к-рого расходуется столько же времени или топлива, как и на прохождение действительного пути между станциями). 2. Кажущийся, ирреальный, иллюзорный.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Виртуальный

ая, ое, лен, льна (ср.-лат. virtualis лат. virtūs мужество, стойкость; сила).
1. спец. Возможный; такой, который может проявиться при определенных условиях. В . элемент системы .
|| Ср. потенциальный , эвентуальный .
2. инф. Не имеющий физического воплощения или отличающийся от реального, существующего. Виртуальная память (память, размер которой больше физической памяти ЭВМ).
Виртуальность - свойство виртуального 1, 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ВИРТУАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    Условный, воображаемый, несуществующий, возможный, кажущийся Словарь русских синонимов. виртуальный прил., кол во синонимов: 10 возможный (20) … Словарь синонимов

    Виртуальный - Виртуальный ♦ Virtuel Существующий потенциально (хотя в этом случае лучше так и говорить: потенциальный) или в виде симуляции. Вообще слово «виртуальный», которым нам в последнее время прожужжали все уши, происходит от латинского virtus, что … Философский словарь Спонвиля

    ВИРТУАЛЬНЫЙ, виртуальная, виртуальное; виртуален, виртуальна, виртуально (лат. virtualis) (научн.). Пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный. Виртуальное расстояние (мнимое расстояние между двумя ж. д. станциями … Толковый словарь Ушакова

    ВИРТУАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (спец.). Несуществующий, но возможный. Виртуальные миры. Виртуальная реальность (несуществующая, воображаемая). В. образ (в компьютерных играх). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. virtus – сила, способность) могущий. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    ВИРТУАЛЬНЫЙ - ВИРТУАЛЬНЫЙ. 1. Возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях. 2. Условный, кажущийся. Термин широко используется в современной науке в связи с использованием дистанционного обучения и средств телекоммуникаций, с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    виртуальный - Определение, характеризующее процесс или устройство в системе обработки информации кажущихся реально существующими, поскольку все их функции реализуются какими либо другими средствами. [ГОСТ 15971 90] Тематики системы обработки информации EN… … Справочник технического переводчика

    Виртуальный - 32. Виртуальный Virtual Определение, характеризующее процесс или устройство в системе обработки информации кажущихся реально существующими, поскольку все их функции реализуются какими либо другими средствами