Как научиться разговаривать с людьми: секрет легкого общения. Как научиться общаться с людьми: советы специалистов

Мир так устроен, что одни люди говорят слишком много, не умолкая ни на секунду, тогда как другие в обществе не могут выдавить из себя и слова. С чем это связано? Неумение выражать свои мысли, поддерживать разговор и покорять собеседников филигранностью слога зависит в первую очередь от закомплексованности и неуверенности в себе, а не от недостатка ума, как считают многие. Однако продолжать закрываться в себе, успокаивая душу сомнительным «Не люблю общаться с людьми и не буду!» не стоит ни в коем случае. Даже эрудиты, обладающие богатым внутренним миром, прочитавшие не одну сотню книг и отличающиеся недюжинным интеллектом, могут испытывать трудности в общении.

Слово - одно из сильнейших орудий человека

Умение общаться и воздействовать на людей силой слова считается золотым качеством современного человека. Без правильно построенных фраз вы не сможете заключить контракт, выступить с банальным поздравлением на свадьбе, покорить сердце девушки, не говоря уже о том, что многие перспективные профессии будут для вас недоступны. Вначале было слово, и оно будет всегда.

«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Это слова Л. Н. Толстого, в очередной раз доказывающие, что надо учиться и уметь общаться с людьми. Люди, умеющие виртуозно обращаться со словом, - всеобщие любимчики, перед ними открыты все двери, им гораздо легче построить карьеру и добиться своей цели. Их секрет в том, что они знают, как общаться с людьми, знают где, когда и что сказать, где промолчать, а где поспорить. При этом они не обладают никакими экстрасенсорными способностями и развитой интуицией. Искусство общения сможет освоить каждый - было бы желание.

Секреты плодотворной беседы

Основной принцип общения с людьми основывается на зеркальном правиле: «Как ты к другим, так и они к тебе». Ваша грубость вызовет ответную негативную реакцию, невнимание будет оплачено той же монетой, а резкая жестикуляция, отрывистая речь и привычка перебивать сделают вас одним из самых неприятных собеседников.

Так, как общаться с людьми правильно? Важнейшие составляющие правильной беседы - это:

  • вежливость;
  • заинтересованность;
  • интерес;
  • внимание;
  • умеренная жестикуляция;
  • неторопливая и спокойная речь;
  • чуткость и отзывчивость;
  • умение слушать.

Как видите, ничего сверхъестественного! Не нужно заучивать анекдоты и длинные тирады, нет необходимости показывать трюки, чтобы вас оценили по достоинству, лишь элементарная вежливость - и собеседник благосклонен к вам!

Рассмотрим 10 основных правил общения, освоив которые, вы станете одним из самых приятных собеседников.

Улыбка - еще одно секретное оружие из арсенала благотворно воздействующих на людей средств. Ведь кому понравится разговаривать с человеком, на лице которого застыло безжизненное, отрешенное выражение? То же самое можно сказать и о человеке, который постоянно улыбается - его могут принять за ненормального. Главное в беседе - это соблюдать баланс. Вежливо улыбаться время от времени, но не хохотать невпопад, особенно в тот момент, когда вам рассказывают о своих проблемах, но и не смеяться через силу - деланый смех заметен за версту.

При общении старайтесь смотреть собеседнику в глаза, продолжая сохранять на лице вежливый интерес даже в том случае, когда тема разговора вам совершенно не интересна. Люди не любят тех, кто смотрит в пол или в сторону, - это говорит либо о недобросовестности собеседника, либо о его скверном воспитании. Соблюдайте два этих правила, и вскоре проблема, как общаться с людьми, будет для вас неактуальна.

Умеренная жестикуляция

В психологии общения наряду с улыбкой не менее важна и жестикуляция. Старайтесь не делать во время разговора резких движений и не суетиться, создавая впечатление нервозного человека. А уж тем более не стучите мобильником по столу, не барабаньте пальцами, не разглядывайте себя в зеркале и не красьте губы. Собеседник в лучшем случае сочтет, что вам скучно, а в худшем - сформирует о вас мнение как о невоспитанном и неучтивом человеке.

Все люди без исключения приветствуют неторопливые, мягкие жесты, открытые позы (никаких скрещенных на груди рук) и ладони. При этом соблюдайте широко распространенный способ «отзеркаливания»: незаметно повторяйте жесты собеседника и расположитесь в его позе. Метод действует безотказно - человек на подсознательном уровне почувствует некоторое единство с вами, а затем и симпатию.

Не умею общаться с людьми, или Как завязать разговор

Случались с вами такие ситуации, когда вам было просто необходимо завязать разговор, но вы не знали, как положить ему начало, с каких слов и на какую тему? В таких случаях выбирайте любые универсально-светские темы, такие как погода, новости, работа, окружающие люди, автомобили. Если же вы осведомлены об интересах и хобби собеседника, самый лучший ход - задать ему вопрос из этой сферы, а затем попросить просветить вас. Коммуникация будет вам обеспечена!

Если же вы находитесь в малознакомом обществе, лучше не вступайте в разговор, пока не проникнетесь «общим духом» и не поймете, чем люди интересуются. Для этого просто внимательно слушайте каждого говорящего. Ваша позиция слушателя в сочетании с метко направленными уточняющими репликами будет оценена по достоинству, потому как говорить любят все, а вот слушать умеют лишь единицы.

Не перебивайте

Это, пожалуй, главный принцип любой беседы, на котором построено умение общаться с людьми. Ненужные реплики, перевод разговора на собственную персону, нетерпеливость, не желание слушать, а стремление высказаться, при этом нагло перебивая говорящего, не будут приятны никому. Подобное поведение вскоре рассеет круг вашего общения, ибо эгоизм, доминирование и отсутствие чуткости в разговоре характеризуют вас как крайне неприятного собеседника.

Умение слушать - вот, что нужно всем

Задавайте правильные вопросы

Однако молча слушать собеседника, ухитрившись за весь его монолог не произнести ни слова, - тоже вариант не из лучших. Задавайте ему время от времени вопросы, выказывая свою заинтересованность и давая понять, что вам нравится вести с ним беседу и слушать его. Постарайтесь не переусердствовать с вопросами, иначе разговор плавно перетечет в рамки допроса. Тем, кому трудно общаться с людьми, можно начинать бороться с комплексами именно с этого способа. При этом вопросы могут быть примерно такими: «Да? Неужели? А что было потом? Да ну! Правда что ли? Да вы что? А что дальше?» При этом в разговоре не рекомендуется:

  • критиковать профессию собеседника;
  • бесцеремонно интересоваться его доходами;
  • путать его имя;
  • загружать его своими проблемами;
  • проявлять излишнюю фамильярность (хлопать по плечу, трясти, хватать за пуговицу и т. д.);

  • вступать в спор;
  • всем видом показывать свое превосходство.
  • держаться надменно и высокомерно, по принципу «я ни с кем не общаюсь, но до тебя снизошел(ла), так что будь счастлив»;
  • не признавать свою неправоту, хоть это и очевидно.

Старайтесь общаться со всеми доброжелательно, вежливо, избегая сленга и панибратского отношения. Не жалуйтесь всем подряд на свою несчастную судьбу, низкооплачиваемую работу, деспотичного начальника, друзей-предателей. Вас выслушают один, второй раз, но на третий начнут избегать, так как вы обладаете вредной привычкой сеять негатив. Если же вы будете открыты, оптимистичны и отзывчивы в общении - перед вами откроются двери в любое общество.

Контролируйте негативные эмоции

Как научиться общаться с людьми и завязывать продолжительные знакомства? Для этого в первую очередь следует поработать над собой, над теми качествами характера, которые мешают вам расположить к себе людей.


Умение общаться с людьми - особый вид искусства, над которым тоже нужно работать. Это значит, что человек должен уметь признавать свои ошибки и стараться не допускать их в будущем, а также контролировать отрицательные эмоции.

Расширяйте кругозор

Чтобы вы были в глазах людей не только обычным слушателем, но и человеком, с которым приятно и интересно беседовать, активно расширяйте свой кругозор. Читайте книги, интересуйтесь новостями, событиями, людьми. Согласитесь, с эрудированным собеседником разговор гораздо занимательнее, нежели с человеком, который и двух слов связать не может. Для плодотворной и увлекательной беседы важны не только правила поведения, но и то, что вы можете дать второй стороне, сумеете ли понять своего собеседника и поддержать разговор на ту или иную тему. Ведь всесторонне развитый человек знает, как правильно общаться с людьми, умеет быстро адаптироваться к разговору и быстро находит общий язык с людьми.

Говорите четко и внятно

Чтобы научиться общаться - общайтесь!

Многие люди, испытывая неловкость и смущение при разговоре, стараются ни с кем не разговаривать, тем самым еще более усугубляя свое положение. Человек, избегающий общения, никогда не станет хорошим собеседником! Вы научитесь вести непринужденный разговор только в случае активного общения. Отбросьте в сторону свой комплекс «боюсь общаться с людьми» и начните говорить. Никто не требует от вас пламенной речи лидера, захватывающего рассказа оратора, убеждающего монолога рекламщика, вы можете для начала просто задавать вопросы, говорить на знакомые темы и слушать. Помните, чем больше вы будете общаться, тем быстрее вы познаете основы коммуникации. При этом не нужно осложнять свою жизнь чтением литературы на эту тему, штудировать сотни источников в Интернете и тщательно готовить каждое слово. Вам нужно просто общаться, регулярно тренируя навыки с разными людьми.

Говорите с продавцами на рынке, в супермаркете и бутиках, общайтесь с коллегами и знакомыми. Каждая беседа, каждая новая встреча станет кирпичиком в вашем опыте и поможет повысить уверенность в себе. Запишите свой монолог на видео и понаблюдайте за мимикой, жестами, речью. Вам сразу станет понятно, над чем следует поработать, и в чем ваше преимущество. Тренируйтесь и помните, что сила слова велика, многогранна и способна оказать мощное влияние на вашу жизнь.

Надеемся, что мы дали исчерпывающие ответы на вопрос о том, как научиться общаться с людьми.

Психология общения, несомненно, является одной из самых важных сфер нашей жизни. Ежедневно мы, тем или иным образом, взаимодействуем, знакомимся и разговариваем с окружающими нас людьми. Это естественный процесс, исходящий из самой природы человека, как существа социального.

Однако порой, возникают такие ситуации, когда нам по каким-либо причинам трудно общаться, особенно если речь заходит о взаимодействии с противоположным полом, знакомствах или поддержании уже существующих отношений. Каждый человек, за редкими исключениями, несомненно, испытывает желание общаться, но определенные комплексы, навязанные убеждения мешают ему это делать. Эта статья раскроет основные принципы и расскажет как научиться общаться с людьми.

Есть ли способ расслабиться и получать от этого удовольствие? Как перестать быть скованным, побороть ощущение тревоги и страха общения, прекратить беспокоиться по пустякам и сделать свою жизнь намного приятнее, благодаря этому?

Ключевая роль общения в жизни человека, уже давно доказана учеными. От него напрямую зависит наше самочувствие, успешная жизнь и взаимоотношения.

Прежде чем перейти к советам по борьбе со страхом общения, необходимо выявить саму причину возникновения этого страха и дискомфорта, связанного с ним. Зная корень проблемы, раскрыв ее суть, намного легче будет ее решить.

Как не бояться общаться с людьми

Возможно, страх общения кроется в вашем детстве, задумайтесь, быть может, вы вспомните какой-то конфликт, который произошел с вами, будучи ребенком.

Тогда Вы не придали этому особого значения, однако на подсознании негативный осадок остался, и теперь мешает вам развиваться. В этом случае, Вам следует проконсультироваться со специалистом, либо пройти ряд психологических тренингов, которые помогут вам преодолеть сложившуюся ситуацию.

Могут быть и другие, менее глубинные, причины, как то:

  • неумение грамотно выстраивать связи и отношения
  • неспособность устанавливать контакты
  • отсутствие взаимопонимания
  • излишняя скромность
  • ваша робость, застенчивость
  • чрезмерная сдержанность и кротость
  • заниженная самооценка
  • комплексы по поводу внешности
  • неумение слушать и понимать других людей
  • боязнь вызвать неудовольствие окружающих

Для того чтобы побороть этот страх, вам, прежде всего, необходимо понять, что…

  • Придется признать наличие этот страха. Зачастую люди копят все свои переживания внутри себя, что еще больше усугубляет ситуацию, либо сами не могут принять проблему, отрицая ее день ото дня. Лучше всего рассказать кому-то об этом страхе. Это самый распространенный способ в психологии, когда вы делитесь проблемой с друзьями или родственниками и вам становится легче, вы больше не скованы этими мыслями. Чувство негатива, вызванного вашими переживаниями, выходит вместе со словами. Разговаривайте об этом больше и больше и вскоре, вы уже сами перестанете понимать, чего же вы так боялись.
  • Перемены в вас не произойдут за один день. Этот процесс может занять долгое время, только ежедневная длительная работа над собой даст плодотворные результаты.
  • Необходимо перестать думать об этой проблеме. Чем больше вы на ней концентрируетесь, тем более неразрешимой она вам кажется. Расслабьтесь и наслаждайтесь процессом.
  • Нужно делать то, чего больше всего боишься. Начните общаться, разговаривать с кем-то, и делайте это постоянно. Необходима беспрестанная практика. Невозможно преодолеть психологические проблемы исключительно путем чтения литературы и специальных статей. Чтобы научиться спокойно разговаривать с людьми, отстаивать свою позицию, нужно начинать действовать. Уверенность и спокойствие при общении напрямую зависят от приобретенного практического опыта. Чем его больше, тем лучше. Не останавливайтесь.

    Помните, если вы решили бороться с проблемой, и при этом ничего не делаете, это значит, что вы приняли решение ничего не делать.

    Боритесь с собой, не останавливайтесь на достигнутом результате, верьте в себя и постарайтесь найти человека, который бы вас поддержал.

  • Если вам трудно напрямую контактировать с людьми, то начните с телефонных разговоров . Подумайте, быть может, вы давно планировали что-то сделать, и определенная информация вам не доступна, и получить вы ее можете, только позвонив, например, в справочную или Интернет-провайдеру. Начинайте звонить, узнавать стоимость и всевозможные подробности. Напишите заранее список вопросов, которые вы хотите задать, и приступайте. Спрашиваете о графике работы, их местоположение, электронный адрес, почту, попросите объяснить, как можно их найти.
  • Постепенно вы достигнете желаемого результата, голос перестанет дрожать, пройдет скованность, и вам больше не понадобится листок с вопросами, вы будете импровизировать. Таким образом, вы подготовите себя для следующего этапа – реального общения . Для этого как можно чаще разговаривайте с незнакомыми людьми, задавайте им конкретные вопросы либо обращайтесь к ним с просьбами: узнавайте, как проехать до нужного вам места, на какой автобус лучше сесть, на какой остановке выйти, как пройти куда-либо, где находится та или иная организация. В магазинах обязательно соглашайтесь на предложение консультанта помочь вам (либо сами подходите с вопросами к продавцу). Ищите всевозможные поводы для общения самостоятельно, это послужит эффективному развитию вашего воображения и снимет лишнее напряжение при новых знакомствах с людьми.
  • Старайтесь больше читать , узнавать новую информацию каждый день, и формировать свое собственное мнение о тех или иных событиях. Чаще тренируйтесь на близких, потому что при разговоре с ними вы чувствуете себя более расслабленно, чем с незнакомыми людьми. Расскажите о фильме, который вы недавно посмотрели или о книге, которую прочитали: что понравилось или не понравилось и почему; ваше мнение о главных героях; сюжете; станете ли вы пересматривать этот фильм или перечитывать книгу, или, возможно, попробуете другие книги автора.

Что делать, если со мной не хотят общаться?

Бывают такие ситуации, когда мы приходим в новый коллектив или нас приглашают провести время в компании, однако, контакт не налаживается, вы отдаляетесь от группы, и становитесь белой вороной, вас обходят стороной и избегают общения с вами. Причиной этому могут стать отсутствие энергии, интереса к другим и жизненного драйва, а также интересов, хобби и своего мнения.

Если вы уверены в себе, то ведите себя как можно естественней и, что немаловажно, сохраняйте внутреннее спокойствие.

Не придавайте происходящему большого значения. Но и не ждите, когда к вам кто-то подойдет и познакомится. Делайте сами первый шаг, будьте более инициативны, принимайте участие в обсуждениях, не отказывайте, если вас о чем-то попросят.

Еще одной проблемой может стать общение с противоположным полом.

Перейдем к советам

Как научиться общаться с парнями

Правильное общение с парнем поможет вам построить хорошие продолжительные отношения.

Помните, если разговор зашел в тупик, и вашему собеседнику с вами не о чем поговорить, то он практически сразу теряет к вам интерес.

Чтобы понять, как говорить и о чем, попробуйте узнать, что он собой представляет, чем занимается, есть ли у него увлечения и что он любит.

Старайтесь быть позитивной и веселой , такие люди всем нравятся, они заставляют улыбаться и забыть о своих проблемах. Улыбка всегда внушает доверие и располагает к взаимопониманию. Ни в коем случае не забывайте улыбаться, это поможет вам избежать напряжения в разговоре. Никогда не заламывайте руки, не скрещивайте их на груди, т.к. этот жест на подсознании воспринимается как защита и закрытость, нежелание контактировать, стремление оградить свою зону комфорта. Не нервничайте и не напрягайтесь, не кусайте губы, это тоже признак неловкости. Будьте собой.

При разговоре с парнем старайтесь выбирать темы, которыми он увлечен, попробуйте сами разобраться в них, и уже затем переходить к дискуссии.

Конечно же, не обязательно знать все досконально. Спросите у него что-то по теме, ему будет только приятно, что вам не безразличны его знания и мнение.

Не молчите, но если случится так, что вы не найдетесь, что ответить, то скажите, что вам это не знакомо. Таким образом, вы сумеете показать свою ненавязчивость, парень поймет, что вас не так легко заинтересовать. Если же парень попросит рассказать о себе, не забывайтесь, пару главных моментов о своей жизни и все. Напомним, при общении с парнями, необходимо акцентировать все внимание именно на них, а не на себе.

Вы можете говорить с парнем на всевозможные темы, исходя из вашего настроения, но без пошлостей и интимных подробностей, при первом общении это недопустимо. Старайтесь говорить на общеизвестные темы, стоит избегать женских сплетен и обсуждения других людей за их спиной.

Самое главное это поддерживать непринужденную беседу, это даст вам понять, чем именно заинтересован парень.

Как научиться общаться с девушками

Если вам понравилась девушка, и вы не знаете, с чего начать, чтобы завязать с ней разговор, то просто улыбнитесь и поприветствуйте ее. Теплая и искренняя улыбка всегда настраивает на положительный лад при общении. Постарайтесь, чтобы ваша улыбка выглядела теплой и искренней. Сделайте это, и ни одна девушка не сможет устоять от такого заманчивого приглашения познакомиться.

«О чем мне разговаривать с ней? » – такой вопрос возникает в тот самый момент, когда Вы оказываетесь наедине с симпатичной вам девушкой, дальнейшее знакомство с которой доставило бы вам большое удовольствие.

Задавай вопросы, но при этом, избегайте таких, на которые она могла бы ответить односложно «да» или «нет». Вместо: «Тебе нравится этот фильм? – «Какие фильмы ты обычно смотришь?» или «А как ты относишься к…?» Дайте волю фантазии, узнайте больше о своей собеседнице. Этот совет действительно действенен, если вы не знаете, как разговорить молчунью.

Благодаря этим советам вы научитесь получать наслаждение от пребывания в компании, будете располагать людей к себе. Если до сих пор вы чувствуете, что робеете при общении с малознакомыми людьми, вспомните то, о чем мы сегодня вам рассказали. Пришло время побороть свои страхи.

Видео: Как общаться с самыми разными людьми?

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Основные принципы психологии общения основаны на литературных трудах исследователей поведения человека в социуме. Ряд правил, разработанных Дейлом Карнеги ещё в 40-е годы, актуален и сейчас.

Чтобы грамотно выстраивать предложения и производить хорошее впечатление на собеседника, воспользуйтесь психологическими приёмами:

  1. Будьте заинтересованы. Не зевайте и не умничайте. Покажите, что симпатизируете человеку, проявите интерес к его деятельности.
  2. Вызывайте положительные эмоции. Не прячьте свою улыбку. Учёные доказали, что улыбчивые люди более успешны.
  3. Зовите товарища по имени. Личное обращение – это словесный комплимент, этим вы показываете, что информация предназначена именно для собеседника.
  4. Будьте внимательны. Важное качество – умение не только слышать, но и слушать.

    Проявляйте уважение к оппоненту, задавайте наводящие вопросы, удивляйтесь услышанным фактам и проявляйте больше эмоций.

  5. Найдите общую тему. Постарайтесь завоевать расположение к себе, не надо стесняться и замыкаться в себе.

    Выстраивайте дружеские отношения с соседом, и с деловым партнёром.

  6. Будьте искренним. Пресмыкаться и льстить – не самый лучший ход. Наигранный восторг только оттолкнёт собеседника. Хвалите те качества, которые действительно вас восхищают в человеке.

Совет! Если вам тяжело общаться с незнакомыми людьми, практикуйтесь по телефону.

Отсутствие визуального контакта избавит от стеснения. Позвоните в парикмахерскую или косметический салон.

Заранее подготовьтесь к разговору, составьте список вопросов, если растеряетесь в процессе общения.

Развитие коммуникативных способностей

Психология общения – это искусство. Душой компании может стать даже интроверт, замкнутый в себе. Стоит лишь знать несколько «фокусов» построения отношений.

Навыки и умения Развитие
Наблюдение Подмечайте детали, следите за невербальным поведением собеседника, чтобы подобраться стиль общения, в котором придёте к взаимопониманию
Запоминание Запоминайте, о чём говорит ваш товарищ. Обратите внимание на личные подробности его жизни, увлечения, чтобы невзначай упомянуть в разговоре
Эрудиция Всестороннее развитие расширяет круг общих тем. Эрудированный человек поддержит любой разговор
Понимание Будьте чутким. Поведение человека показывает его настроение. По мимике можно считать волнующие эмоции. Поддержка и понимание – ключ к началу дружбы
Натренированность Общайтесь каждый день. Учёные доказали, что регулярное общение повышает работоспособность и продуктивность. Чем больше вы социализируетесь, тем легче найдёте общий язык с людьми

Важно! Будьте естественным, не превращайте искусство общения в актёрскую игру.

Невербальная психология

Какой бы интересной ни была информация, обладатель должен грамотно преподнести её суть. Кто будет слушать бубнящий шёпот неуверенного оратора? Поведение и умение вести себя в обществе – вот что заставит окружающих прислушиваться к вам!

  • «Язык» глаз. Избавляйтесь от неуверенности, смело взгляните в глаза собеседника и покажите, что вы заинтересованы поддерживать дружеские отношения.

    Бегающий взгляд – знак неуважения, показывающий, что вам скучно.

  • Мимика. Каждая эмоция отражается на лице. Даже флиртовать можно лишь уголком рта.

    Не говорите о грустном с улыбкой или о позитивном с поджатыми губами. Сочетайте внутреннее состояние с внешним.

  • Жестикуляция. Невербальное поведение – целая наука. Держите руки на уровне живота или бёдер, скрещенные ладони – это скованность и недоверие к окружающим.

    Открытая поза подсознательно располагает собеседника. Учитесь свободно владеть невербальными приёмами общения.

Совет! Ежедневно тренируйтесь перед зеркалом. Читайте стихи, произносите речь или представьте себя в роли учителя.

Такой тренинг поможет вам побороть замкнутость и чувствовать себя спокойно, разговаривая с людьми.

Упражнения для свободного и легкого общения с незнакомыми людьми

Обратитесь к психологу за помощью, если близкий круг общения не пополняется. Но есть способ, который поможет побороть робость в домашних условиях.

Небольшой тренинг – это начало работы над собой:

  1. Монолог вслух. Сядьте удобнее, возьмите любимую детскую игрушку или книгу. Включите фантазию и представьте, что предмет в ваших руках – это ваш слушатель.

    Такая тренировка не так проста, как кажется. Говорите о себе, о вашей деятельности, говорите красиво, связными предложениями.

    Такое упражнение поможет структурировать ход мыслей в вашей голове и грамотно выражать их вслух.

  2. Диалог с незнакомцем. Разговаривайте на улице. Спросите у прохожего, как пройти в библиотеку, уточните у продавца о качестве товара, попросите проконсультировать вас.

    Познакомьтесь с кем-нибудь в кафе или кино. Такая тренировка избавит от страха сделать первый шаг.

  3. Запоминайте детали. После диалога с незнакомцем, вспомните, во что он был одет, какого цвета его глаза, волосы, что сообщил собеседник.

    Развивайте долгосрочную память, воспроизведите в памяти лицо человека, стиль и голос. Упражнение тренирует внимательность.

  4. Похвала. Делайте комплименты, у каждого человека есть достоинства. Найдите их и восхититесь вслух. Но будьте искренними, не забывайте, что фальшь легко распознать.

Совет! Следите за речью. Говорите чётко и ясно, без запинок и заикания.

Топ книг и литературы

Заинтересовались? Узнайте подробности из книги. Исследователи человеческого поведения опубликовали множество трудов по психологии.

Ознакомьтесь с лучшей литературой, которая поможет вам в совершенстве овладеть навыками общения:

  • Эрик Бёрн «Игры, в которые играют люди».
  • Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
  • Ларри Кинг «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и ка угодно».
  • Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого Я».
  • Карен Прайор «Не рычите на собаку».

Полезное видео

    Похожие записи

Звучит очень просто: говорите то, что имеете в виду.
Но слишком часто, несмотря на наши лучшие намерения, истинный смысл сказанного теряется для нашего собеседника. Мы говорим одно, а другой человек слышит что-то другое, в результате чего появляется непонимание, разочарование и конфликты.

К счастью, вы можете научиться общаться с людьми и выражать свои мысли более четко и ясно для восприятия их собеседником. Пытаетесь ли вы наладить коммуникацию со своим супругом, детьми, боссом или коллегами, вы можете улучшить навыки общения, которые позволят вам существенно наладить взаимопонимание с другими людьми, построить доверие и уважение и почувствовать себя услышанным и понятым.

Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Джон Лаббок

Что такое эффективная коммуникация?

Общение - это больше, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании того, какой эмоциональный посыл и смысл кроется в этой информации. Эффективная коммуникация также является двусторонним взаимодействием. Важно не только то, как вы передаете сообщение таким образом, чтобы оно было получено и понято с тем смыслом, который вы в него вкладывали, а и то, как вы слушаете, чтобы полностью понять смысл сказанного и заставить другого человека чувствовать себя услышанным и понятым.

Эффективная коммуникация сочетает в себе больше, чем просто используемые в разговоре слова, - это целый набор навыков, включая невербальное общение, умение внимательно выслушать, держать себя в руках, общаться с уверенностью в себе и способность распознавать и понимать эмоции свои и того человека, с кем вы коммуницируете.

Эффективная коммуникация это клей, который поможет вам углубить свои связи с другими людьми и наладить работу в команде, нормализовать процесс совместного принятия решений и урегулирования проблем. Она даже позволяет посылать отрицательные или неприятные сообщения, не создавая конфликта и не разрушая доверие.


Несмотря на то, что эффективным способам общения с людьми можно научиться, все-таки, более результативным бывает их спонтанное приобретение из жизненного опыта, а не в процессе действия по шаблонам. Выступление, которое читается с листа, например, редко имеет тот же эффект, как речь, произнесенная спонтанно или, по крайней мере, кажется таковой. Конечно, это требует времени и усилий, чтобы развить эти навыки и стать эффективным коммуникатором. Чем больше вы приложили усилий и попрактиковались, тем более инстинктивными и непринужденными станут ваши коммуникативные навыки.

Легче всего мне общаться с десятью тысячами людей. Труднее всего - с одним.
Джоан Баэз


Что вы можете сделать, чтобы научиться вести разговор с человеком правильно:
  • Не торопитесь - найдите время для личного общения.
  • Согласитесь, что быть не согласным с чем-то - это нормально.
  • Убедитесь, что вы не задерживаете дыхание.
  • Слушайте перед тем, как сказать что-то, даже если вы не согласны с тем, что слышите.
  • Возьмите тайм-аут, когда вы уже в слишком напряженном состоянии.

Барьеры на пути к эффективной межличностной коммуникации

Стресс и неконтролируемая эмоция

Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор.

Отсутствие внимания

Вы не можете эффективно общаться, когда вы работаете в многозадачном режиме. Если планируя свою дальнейшую реплику вы мечтаете, проверяете текстовые сообщения или думаете о чем-то другом, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы при разговоре. Вы всегда должны брать во внимание свой жизненный опыт.

Нелогичная жестикуляция и мимика

Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать "да", в то время как качаете головой, выражая отрицание.

Негативная мимика

Если вы не согласны с тем, что говорят, или вам это не нравится, вы можете использовать негативную мимику и жесты, чтобы выразить несогласие с сообщением другого человека, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Вы не должны соглашаться или даже одобрять сказанное, но при этом общайтесь эффективно, не заставляя другого человека занимать оборонительную позицию; очень важно избегать посыла негативных сигналов.

В общении все дни проходят наши, но искусство общаться - удел немногих...
Михаил Васильевич Ломоносов

4 ключевых навыка, улучшающих коммуникацию

  1. Станьте заинтересованным слушателем.
  2. Обращайте внимание на невербальные сигналы.
  3. Держите себя в руках.
  4. Будьте уверенны в себе.

Навык 1: Станьте заинтересованным слушателем

Люди часто фокусируются на том, что они должны сказать, но эффективная коммуникация заключается в том, чтобы меньше говорить и больше слушать. Хорошо слушать означает понимать не только слова или услышанную информацию, но также эмоции, которые пытается выражать говорящий.

Есть большая разница между тем, когда внимательно слушаешь и когда просто слышишь информацию. Когда вы действительно слушаете, когда вы по-настоящему вникаете в сказанное, вы распознаете едва уловимые интонации в голосе говорящего, которые расскажут вам о том, как этот человек чувствует себя и какие эмоции пытается передать при общении. Когда вы заинтересованный слушатель, вы будете не только лучше понимать другого человека, вы заставите его чувствовать себя услышанными и понятыми, и это может стать фундаментом для построения более тесных и надежных взаимоотношений между вами.

Общаясь таким образом, вы будете также учиться успокаиваться и поддерживать физическое самочувствие и эмоциональное равновесие. Если человек, с которым вы говорите, спокойный, что выражается, например, в его внимательном прослушивании вашего повествования, вы тоже сможете стать более уравновешенным. Точно так же, если человек волнуется, вы можете помочь ему успокоиться, слушая его внимательно и давая ему почувствовать себя понятым.

Если ваша цель состоит в том, чтобы полностью понять другого человека и ним контакт, вы само собой будете слушать его внимательно. Если это не так, попробуйте воспользоваться следующими советами. Чем больше вы будете практиковать их, тем более удовлетворительным и результативным станет ваше общение с другими людьми.

Как вы становитесь заинтересованным слушателем?

Сконцентрируйте все свое внимание на спикере, его или ее языке тела, тоне голоса и других невербальных сигналах, исходящих от этого человека. Тон голоса передает эмоции, так что если вы думаете о чем-то своем, проверяете текстовые сообщения или рисуете каракули на листике, вы почти наверняка упустите невербальные сигналы и эмоциональную составляющую сказанных слов. И если говорящий человек ведет себя так же отвлеченно, вы быстро сможете это заметить. Если вам трудно сосредоточиться на повествовании некоторых спикеров, попробуйте повторять их слова в уме, -это усилит для вас их сообщение и поможет вам оставаться сосредоточенным.

Слушайте правым ухом. В левой части мозга находятся центры первичной обработки для распознавания речи и эмоций. Так как левое полушарие мозга отвечает за правую сторону тела, акцентирование внимания на правом ухе может помочь вам лучше диагностировать эмоциональное наполнение сказанного спикером. Попытайтесь держать осанку прямо, слега опускайте подбородок вниз, и поворачивайте правое ухо к говорящему, - это поможет уловить высокие частоты человеческой речи, которые несут в себе эмоциональную составляющую сказанного.

Не перебивайте говорящего и не пытайтесь переводить разговор на свои проблемы, говоря что-то вроде: "Если вы думаете, что это плохо, послушайте, что случилось со мной." Слушать - не значит ждать своей очереди, чтобы снова говорить. Если вы формируете в голове то, что собираетесь сказать дальше, вы не можете сконцентрироваться на том, что говорит другой человек. Зачастую говорящий может прочитать выражения вашего лица и понять, что вы думаете о чем-то другом.

Проявите интерес к тому, что было сказано. Периодически одобрительно кивайте, улыбайтесь собеседнику и убедитесь, что ваше положение тела открытое и располагающее к общению. Одобрительно побуждайте оратора продолжать разговор небольшими словесными комментариями вроде "да" или "угу".

Любой разговор становится интересным, если слушатель попался увлеченный…


Постарайтесь не осуждать. Для того, чтобы эффективно с кем-то коммуницировать, вы не должны симпатизировать собеседникам или быть согласным с их идеями, ценностями или мнениями. Тем не менее, чтобы полностью понять человека, вы должны избежать осуждения его и удержаться от упреков и критики. Если правильно повести даже самую сложную дискуссию, можно наладить контакт с тем, с кем взаимопонимание казалось найти очень трудно и маловероятно.

Давайте обратную связь. Если нить разговора прервалась, воспроизведите сказанное другими словами. "То, что я слышу это," или "Похоже, вы говорите," - прекрасные способы вернуть разговор в нужную точку. Не повторяйте дословно то, что сказал спикер, это прозвучит наигранно и неинтеллигентно. Вместо этого выразите, как вы поняли, смысл услышанных слов. Задавайте вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты: "Что вы имеете в виду, когда вы говорите..." или "Это то, что вы имеете в виду?"

Распознавайте эмоциональное наполнение слов, тренируя мышцы среднего уха

Повышая мышечный тонус крошечных мышц среднего уха (они самые маленькие в человеческом теле), вы сможете распознавать более высокие частоты человеческой речи, которые передают эмоции, и лучше понимать истинный смысл того, что говорят собеседники. Развивать эти крошечные мышцы можно не только полностью сосредотачиваясь на том, что кто-то говорит; тренировать их можно с помощью пения, игры на духовых инструментах и прослушивания определенных типов музыки (высокочастотных скрипичных концертов Моцарта и симфоний, например, вместо низкочастотного рока или рэпа).

Навык 2: Обращайте внимание на невербальные сигналы

Когда мы разговариваем о том, что нас волнует, мы в основном используем невербальные сигналы. Невербальная коммуникация, или язык тела, включает в себя мимику лица, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу тела, тон голоса и даже напряжение мышц и дыхание. Ваш взгляд, манера слушать, двигаться и реагировать на другого человека рассказывают о вашем состоянии другим людям больше, чем сказанные вами слова.

Развитие способности понимать и использовать невербальные способы коммуникации могут помочь вам общаться с другими людьми, ясно выражать свои мысли, правильно вести себя в сложных ситуациях и строить лучшие взаимоотношения на работе и дома.

Вы можете сделать коммуникацию еще эффективнее с помощью открытого языка телодвижений: не скрещивайте руки, стойте с открытым положением тела или присядьте на краю своего места, поддерживайте зрительный контакт со своим собеседником.
Вы также можете применять язык тела, чтобы подчеркнуть или усилить ваше устное сообщение, - похлопать друга по спине, поздравляя его с успехом, к примеру, или постучать кулаками, подчеркивая свое послание.

Советы, которые помогут лучше интерпретировать невербальные способы коммуникации

Учитывайте, что у каждого есть свои индивидуальные особенности. Люди из разных стран и культур, как правило, используют различные невербальные коммуникативные жесты, поэтому при анализе языка тела очень важно учитывать возраст, культурное происхождение, религию, пол и эмоциональное состояние человека. Американский подросток, скорбящая вдова и бизнесмен из Азии, например, могут по-разному использовать невербальные сигналы.

Анализируйте невербальные сигналы комплексно. Не ищите слишком много смысла в одном жесте или невербальном сигнале. Рассматривайте все получаемые невербальные сигналы, - от зрительного контакта до тона общения и телодвижения. Любой человек может иногда допустить оплошность и отвести, например, глаза и пусть глаза контакта скольжения, например, или ненадолго скрестить руки, не подразумевая при этом ничего отрицательного. Чтобы лучше понять истинные мысли человека, анализируйте его невербальные сигналы комплексно.

Используйте те невербальные сигналы, которые отражают суть ваших слов. Невербальная коммуникация должна подкреплять словесное общение, не противореча ему. Если вы говорите одно, но язык вашего тела говорит что-то другое, ваш слушатель, вероятно, почувствует, что вы кривите душой. Например, вы не можете сказать "да", в то время как качаете головой, выражая отрицание.

Приспособьте свои невербальные сигналы, учитывая контекст разговора и обстановку. Тон вашего голоса, например, должен быть разным при обращении к ребенку и при обращении к группе взрослых людей. Кроме того, принимайте во внимание эмоциональное состояние и культурное происхождение человека, с которым вы коммуницируете.

Используйте язык тела для выражения положительных эмоций, даже если на самом деле вы их не испытываете. Если вы нервничаете в преддверии какой-нибудь ситуации, -собеседования с работодателем, важной презентации или первого свидания, например, - вы можете показать уверенность в своих силах, даже если на самом деле не испытываете это чувство, с помощью позитивного языка тела. Вместо того, чтобы нерешительно заходить в комнату с опущенной головой, отводить взгляд и вжиматься в стул, попытайтесь выпрямить плечи и стоять с гордо поднятой головой, улыбаясь и поддерживая зрительный контакт, и крепко пожмите руку собеседнику. Это сделает вас более уверенными в себе и поможет расслабить другого человека.

Навык 3: Держите себя в руках

Для эффективного общения необходимо осознавать свои эмоции и контролировать их. А это значит научиться справляться со стрессом. Когда вы разнервничались или не в состоянии справиться с эмоциями, вы, скорее всего, превратно воспринимаете других людей, посылаете невразумительные или отпугивающие невербальные сигналы и начинаете вести себя, как неуравновешенный, психически больной человек.

Сколько раз вы переживали во время разногласий с вашим супругом, детьми, начальником, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали что-то, о чем позже сожалели? Если вы сможете быстро избавиться от стресса и успокоиться, вам не только не нужно будет позже сожалеть, но во многих случаях вы поможете остыть и другому человеку. Только тогда, когда вы в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете понимать, нужно ли отвечать в этой ситуации или лучше помолчать, о чем сигнализирует поведение другого человека.

В таких ситуациях, как собеседование, бизнес-презентация, напряженное совещание или знакомство любимого человека с , например, очень важно управлять своими эмоциями, соображать на ходу и эффективно общаться в стрессовой ситуации. Эти советы могут помочь:

Оставайтесь уравновешенным в стрессовой ситуации

Используйте тактику затягивания времени, чтобы лишнюю минуту подумать. Прежде, чем ответить, задайте вопрос еще раз или попросите разъяснить высказывание, которое вызывает у вас недопонимание.
Делайте паузу, чтобы собраться с мыслями. Промолчать - это не плохо; пауза быстрее, чем стремление ответить, может заставить вас взять себя в руки.

Выскажите одно суждение и приведите пример или расскажите подтверждающую ваше утверждение информацию. Если ваша ответная речь слишком длинная или вы попусту болтаете обо всем сразу, вы рискуете потерять интерес слушателя. Сосредоточьтесь на одном суждении с примером, посмотрите на реакцию слушателя и оцените, стоит ли говорить дальше еще о чем-то.

Высказывайтесь четко и ясно. Во многих случаях, то, как вы говорите может быть столь же важно, как и то, что вы говорите. Говорите четко, поддерживайте одинаковый тембр голоса, устанавливайте зрительный контакт. Пускай язык вашего тела говорит о расслабленности и открытости.

В конце своего высказывания сделайте краткий итог и остановитесь. Кратко сформулируйте главную суть своего выступления и прекратите говорить, даже если в комнате царит тишина. Не стоит продолжать говорить, чтобы заполнить тишину.

Когда дискуссия становится жаркой в середине разговора, вам нужно что-то быстро и немедленно предпринять, чтобы снизить эмоциональный накал. Научившись быстро снижать напряжение в данный момент, даже если вы умеете совладать с любыми сильными эмоциями, которые испытываете, контролируйте свои чувства и ведите себя разумно. Если вы знаете, как поддерживать сознание в уравновешенном и включенном состоянии, даже когда происходит нечто, способное вывести из равновесия, вы сможете оставаться эмоционально готовым и не растеряться.

Быстрые способы снять напряжение для продолжения эффективной коммуникации

Чтобы справиться со стрессом во время общения, делайте следующее:
  1. Замечайте, когда вы разнервничались.
    Если вы нервничаете в процессе общения, ваше тело даст вам знать об этом. Ваши мышцы или желудок сжимаются и / или болят? Ваши руки сжаты в замок? Ваше дыхание поверхностное? Вы "забываете" дышать? Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем продолжить разговор или отложите его.
  2. Обратитесь за "помощью" к своему разуму и быстро возьмите себя в руки, сделав несколько глубоких вдохов, сжав и расслабив мышцы или, например, вспомнив успокаивающую, вызывающую положительные эмоции картинку.
    Лучший способ быстро и надежно нивелировать стресс - прислушаться к своим органам чувств: зрению, слуху, осязанию, вкусовым ощущениям и обонянию. Но каждый человек по-разному реагирует на ощущения органов чувств, так что вам нужно найти то, что подействует успокаивающе именно на вас.
  3. Поищите в сложившейся ситуации каплю юмора.
    Если правильно к этому подойти, юмор станет отличным способом снять напряжение во время общения. Когда вы или окружающие начинают воспринимать все слишком серьезно, найдите способ поднять всем настроение, рассказав какую-нибудь шутку или забавную историю.
  4. Проявляйте желание идти на компромисс.
    Иногда, если и вы, и ваш собеседник способны немного уступить, вы сможете найти золотую середину, которая устроит и успокоит все заинтересованные стороны. Если вы осознаете, что для другого человека предмет разговора гораздо важнее, чем для вас, пойти на компромисс может быть проще вам, заложив при этом надежную основу будущих взаимоотношений.
  5. Если необходимо, останьтесь при своих мнениях.
    Прежде, чем возвращаться к ситуации, сделайте перерыв, чтобы каждый смог успокоиться. Сделайте короткую паузу и отойдите от сложившейся ситуации. Прогуляйтесь на улице, если это возможно, или помедитируйте несколько минут. Физическое движение или отдых в тихом месте для восстановления внутреннего равновесия помогут быстро снять стресс и успокоиться.

Навык 4: Будьте уверенными в себе


Открытость и уверенность в себе помогают построить четкое взаимопонимание, а также повысить самооценку и облегчить для вас процесс принятия решений. Быть уверенным в себе означает открыто и честно выражать свои мысли, чувства и потребности, при этом умея постоять за себя и уважая других. Это НЕ значит быть враждебным, агрессивным или привередливым. Эффективная коммуникация - это понимание другого человека, а не победа в споре или насаждение своего мнения другим.

Для повышения уверенности в себе:

  • Цените себя и свои способности. Они столь же важны, как и чьи-то чужие.
  • Знайте свои потребности и желания. Учитесь выражать их, не нарушая прав других.
  • Выражайте негативные мысли в позитивном ключе. Злиться - нормально, но при этом нужно проявлять уважение к другим.
  • Положительно воспринимайте комментарии в свой адрес. Принимайте комплименты благосклонно, учитесь на своих ошибках, обращайтесь за помощью, когда вам это необходимо.
  • Научитесь говорить "нет". Знайте пределы своего терпения и не позволяйте другим использовать вас. Ищите такой выход из ситуации, чтобы каждый в результате был довольным.

Гораздо лучше - не верить в человека, а быть уверенным в нем.
Станислав Ежи Лец

Развитие мастерства позитивного общения

Эмпатическое утверждение выражает сопереживание к другому человеку. Сначала поймите ситуацию или чувства другого человека, а затем уверенно выразите ваши потребности или мнение. "Я знаю, что ты был очень занят на работе, но я хочу, чтобы ты выделил время и для нас."

Растущую уверенность в себе можно использовать тогда, когда ваши первые попытки не увенчались успехом. Со временем вы становитесь все более решительным и настойчивым: ваше утверждение может сообщать о конкретных последствиях в том случае, если ваши потребности не будут учтены. Например, "Если вы не будете соблюдать договор, я буду вынужден обратиться в суд."

Начинайте практиковать напористость в менее рисковых ситуациях, которые помогут укрепить уверенность в себе. Или спросите друзей или членов семьи, позволят ли они вам практиковать методы напористости сначала на них.