Иван сусанин интересные факты из жизни. Иван Сусанин: народный герой или жертва обстоятельств

Имя русского крестьянина Ивана Сусанина широко известно. Школьники, окончившие 3 класс, наверняка слышали о нем. Но чему он знаменит, какой подвиг совершил Иван в то далекое время? Это известно не всем. В этой статье рассмотрены исторические события того времени, и в их контексте – подвиг Ивана Сусанина, русского крестьянина, отдавшего жизнь за русского царя.

Вы наверняка слышали о том, что Иван Сусанин, будучи проводником для иноземцев, завел польское войско в непроходимые болота и этим спас жизнь русскому царю. Но не все знают, какому именно царю спас жизнь крестьянин. И почему царя спасал крестьянин, а не царское войско?

Что делали польские отряды в непосредственной близости от царской резиденции? Почему русский царь пребывал не в Кремле, а в лесном болотистом краю? Биография Сусанина для нас интересна, потому что связана с драматическими страницами русской истории.

Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Его воцарение было знаменательным для России, потому что положило конец , во время которого Россия была погружена в хаос и междоусобицы. Причиной Смуты было безвластие. Преемственность власти была нарушена, когда царь Иван Грозный умер, не оставив наследников. Впоследствии, через несколько столетий, ученые обнаружили, что Иван и его сыновья были отравлены ядовитыми соединениями ртути.

Во времена монархии отсутствие законного наследника создает в государстве тяжелые проблемы. В России это вылилось в череду недолгих правлений.

Таинственная смерть маленького царского сына, царевича Димитрия, была использована самозванцами: на московский трон претендовали авантюристы, названные Лжедмитриями. Один из них на короткий срок занял престол, но вскоре был разоблачен и убит.

Выборы царя были бурными. Предлагалось восемь претендентов на престол, но единогласия не было ни по одной кандидатуре. В результате споров был выбран компромиссный вариант – шестнадцатилетний Михаил Романов, состоявший в родстве с Иваном Грозным. По правилам престолонаследия, он имел законное право на власть. Его коронация открывала возможность вернуться в правовое поле, прекратить распри из-за власти и завершить Смуту.

Но главный герой выборов, назначенный Земским Собором царь, был в это время далеко. Михаил Романов со своей матерью жил в селе Домнино и еще не знал об оказанной ему чести. К избранному царю направлялись послы от Земского Собора, чтобы огласить решение.

А между тем юноше грозила опасность – к нему направлялись не только русские послы, несущие важное сообщение, но и польские интервенты, желавшие взять в плен или убить юного царя. И вот здесь, в этой почти детективной истории, возникает обычный костромской крестьянин Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина

Неизбежный вопрос: кто такой Иван Сусанин? Если заглянуть в такой источник, как Википедия, то можно узнать разве что о подвиге этого крестьянина. Нет однозначного ответа на вопрос, когда родился этот герой. Если и есть какие-то факты об Иване Сусанине, то они довольно скудны.

Что же случилось тогда, в 1613 году, в конце зимы? Проведали зловредные интервенты из Польши, что юный царь скрывается в окрестностях Костромы, и отправились туда. Однако недалеко от деревни Домнино у шляхтичей начались проблемы: как именно попасть в село, непонятно.

Вывод однозначен: срочно нужен проводник! Он точно покажет, как добраться до нужного села.

И проводником оказался крестьянин (возможно, староста деревни) Иван Сусанин. Он повел неприятельское войско, но, конечно, не в деревню, а совсем в другую сторону – в непроходимую, болотистую часть костромских лесов.

Когда командир интервентского отряда понял, куда их завел хитрый проводник, поляки потребовали, чтобы Сусанин сообщил, где прячется юный царь.

Поляки угрожали страшной расправой, однако старый хитрец Иван Сусанин был глух ко всем запугиваниям и спокойно встретил свою смерть. Интервенты ничего не добились, вдобавок умудрились столкнуться с казачьим отрядом.

Культ Сусанина: сторонники и противники

О достоверности подвига крестьянина Сусанина велись ожесточенные споры. Начались они в царствование императора Николая I, а именно после разгрома польского мятежа 1830 – 1831 годов. По заказу императора была написана опера о легендарном герое-крестьянине. Возник культ Ивана Сусанина, и появились сторонники и противники культа.

Примечательно, что одним из главных критиков культа костромского крестьянина был печально известный участник Кирилло-Мефодиевского братства (антирусская организация, работавшая под руководством Ватикана и его ставленников), профессор Петербургского университета Н.И. Костомаров. Этот одиозный историк был карикатурным польским шляхтичем-русофобом и одним из масонов. Именно поэтому вряд ли стоит верить его «теориям».

После 1917 года началась а с ней и разрушение прежних ценностей. Ивана Сусанина причислили к «царским слугам», а памятник герою был разрушен. С 1922 по 1937 годы, когда правитель СССР И.В. Сталин боролся с троцкистами, последние всячески очерняли легендарного героя (повторяя и усиливая домыслы Костомарова).

Однако с 1937 года ситуация начала меняться к лучшему: началась реабилитация великих русских людей. В 1939 году на сцене ГАБТа (Большого театра СССР) появилась опера М.И. Глинки, получившая название в честь заглавного героя – Сусанина.

В 1950-е годы сформировались два лагеря историков. Мнение о патриотизме костромского крестьянина сближало противников. Реальные же споры были связаны с трактовкой подвига: исследователи из «монархического» лагеря считали, что Иван Сусанин спас Михаила Романова, а историки из «советского» лагеря утверждали, что подвиг крестьянина и спасение царя никак не связаны между собой.

Кто повторил подвиг крестьянина

Кто такой Иван Сусанин, мы уже знаем. Были ли у него последователи? Конечно. И даже если кратко перечислить их, то получится внушительный список из 58 имен. Самый знаменитый из последователей отважного костромского крестьянина – Матвей Кузьмин.

Прежде чем говорить о том, что именно сделал этот крестьянин, полезно хотя бы бегло присмотреться к обстановке на полях Подмосковья в начале февраля 1942 года. В это время отступление Красной Армии затормозилось. В окрестностях Малкинских высот началась оборона, планировалось контрнаступление. Немецкая дивизия должна была выйти из оккупированного села Куракино и атаковать советские войска с тыла, но без проводника эта операция была невозможна.

Командующий горнострелковой дивизией решил, что вряд ли удастся сыскать лучшего проводника, нежели старый Матвей Кузьмин. Была предложена щедрая награда за выполненное задание. Старый крестьянин согласился, однако задумал коварный план: заманить врагов в ловушку. Узнав о планируемом маршруте врага, Кузьмин незаметно для гитлеровцев послал своего внука к советским войскам.

И пока хитрый крестьянин водил неприятелей по окольным дорогам, защитники Советского Союза подготовились к встрече с врагом. И у деревни Малкино немецкая дивизия попала в ловушку: почти все враги погибли от советских автоматчиков, а кто выжил – попал в плен. Командир дивизии застрелил коварного проводника, однако и сам он погиб.

Иван Сусанин в произведениях искусства

Первым письменным произведением, прославляющим подвиг легендарного костромского крестьянина, стала известная дума К.Ф. Рылеева (она есть в хрестоматии для детей).

Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.

Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.

Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.

По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.

Интересный момент! На фото в Википедии можно увидеть известного певца Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина.

В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).

Полезное видео

Подведем итоги

Иван Сусанин – фигура легендарная. Вокруг него сформировалось множество историй – достоверных и недостоверных, а также о знаменитом крестьянине сочинено большое количество анекдотов. В одном из них проводник неумышленно губит польский отряд, ибо умудряется сам заплутать в густом лесу. Другой анекдот высмеивает прямолинейность и непомерную заносчивость поляков – из-за этой спеси надменных врагов сумел провести за нос крестьянин.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сусанина Ивана

Иван Осипович Сусанин – русский крестьянин, национальный герой.

Биография

Иван Сусанин родился в деревне Деревнищи (Деревеньки) во второй половине XVI века. Он был крепостным дворянской семьи Шестовых, что проживали в селе Домнино. Согласно преданиям, Иван был вотчинным старостой. Хотя некоторые историки уверяют, что Сусанин также вполне мог быть приказчиком и управляющим вотчиной.

Известно, что у Ивана Сусанина была дочь Антонида. Девушка вышла замуж за крестьянина Богдана Собинина, родила детей – внуков Сусанина. О супруге Ивана информации не осталось – ученые полагают, что в зрелом возрасте Сусанин остался вдовцом и так больше и не женился.

История подвига

Осенью 1612 года, в конце Смутного времени, началась война за русский престол между семейством Романовых и поляками, которые хотели видеть во главе России своего ставленника. В конце года главный претендент на управление государством и его мать Инокиня Марфа уехали из Кремля и отправились в Домнино, в свою вотчину. Знать хотела попасть в Макарьевский монастырь. Об этом узнали поляки. Они решили по пути нагнать мать с сыном и уничтожить их.

В начале 2013 года польский поисковый отряд направился в Домнино и хотел с помощью пыток и издевательств вытянуть из местного населения сведения о точном местонахождении Романова. Иван Сусанин, староста вотчины, встретил врагов недалеко от села (по другим данным, поляки зашли в Домнино и мучали сельчан) и вызвался показать им дорогу к . Те согласились. Сусанин повел врагов в противоположную сторону, к селу Исупову, а сам тихонько послал своего зятя Богдана в Домнино, чтобы тот сообщил боярам о надвигающейся на них опасности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что крестьянин обманул их, начали избивать его и требовать показать верный путь. Иван отказался. Он понимал, что идет на верную смерть, но предать не мог. Поляки убили Ивана Сусанина на Исуповском (Чистом) болоте (или в самом Исупове). Иван Сусанин отдал свою жизнь за то, чтобы взошел на престол и помог государству забыть о тяжком Смутном времени.

За доблестный подвиг зять Сусанина был одарен половиной деревни и освобождением от всех повинностей. Также наград впоследствии удостаивались дочь Ивана Сусанина, его внуки и правнуки. Сам Иван Сусанин стал национальным героем. В его честь воздвигнуты памятники, его именем называли корабли и местности.

Значение СУСАНИН ИВАН в Краткой биографической энциклопедии

СУСАНИН ИВАН

Сусанин (Иван) - крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Феодоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная ему грамота царя Михаила Феодоровича, которой он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери" крестьянину Костромского уезда, Сусанину Домнина, "Богдашке" Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географическом Словаре"; за ним Сергей Глинка в своей "Истории", прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Костромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера М.И. Глинки). В 1838 г. в Костроме, по повелению императора Николая I , воздвигнут Сусанину памятник, "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н.И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ села Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Феодорович жил со своей матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С.М. Соловьев ("Наше Время", 1862), М.П. Погодин ("Гражданин", 1872, ¦ 29 и 1873, ¦ 47), Домнинский ("Русский Архив", 1871, ¦ 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большей частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом Сусанина (иные прямо называли его "мучеником"). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало неизданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину, с целью убить новоизбранного царя Михаила Феодоровича, и что Михаил Феодорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из села Домнина после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в археологическом институте и др. Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Феодорович жил со своей матерью в селе Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от села Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Феодоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н.И. Костомаров "Исторические монографии и исследования" (т. I, Санкт-Петербург, 1867); его же "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, ¦ 6); Самарянов "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической Комиссии при Императорском Московском Обществе", т. I, вып. I, 1898); Д.И. Иловайский "Смутное время Московского государства" (Москва, 1894). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУСАНИН ИВАН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУСАНИН ИВАН
    Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • СУСАНИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • СУСАНИН в Словаре русских фамилий:
    Притяжательное от канонического женского имени Сусанна — “лилия” (из др.-евр.). Фамилии от имени матери редки, они возникали, если ребенок и …
  • СУСАНИН в Энциклопедии фамилий:
    В творении фамилий женские имена использовались значительно реже, чем мужские. Но если это случалось, то за основу часто брали ласкательные …
  • ИВАН
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • СУСАНИН
    Иван — крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Феодоровича. До самого последнего времени …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • СУСАНИН
    СУС́АНИН Ив. Осипович (?-1613), крестьянин Костромского у. Зимой 1613, спасая царя Михаила Фёдоровича, завёл отряд польск. интервентов в непроходимое лесное …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • СУСАНИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Иван? крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Феодоровича. До самого последнего времени …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • СУСАНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Осипович (?-1613) , крестьянин Костромского у. Зимой 1613 завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • ИВАН СУСАНИН в Краткой биографической энциклопедии:
    Иван Сусанин - см. Сусанин …
  • СУСАНИН ИВАН ОСИПОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1613) крестьянин Костромского у. Зимой 1613 завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Подвигу Сусанина …
  • ШАЛЯПИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1873-1938) российский певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы (1896-99), пел …
  • РЕЙЗЕН МАРК ОСИПОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1895-1992) российский певец (бас), народный артист СССР (1937). С 1925 в Ленинградском театре оперы и балета, в 1930-54 в Большом …
  • МИХАЙЛОВ МАКСИМ ДОРМИДОНТОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1893-1971) российский певец (бас), народный артист СССР (1940). В 1932-56 в Большом театре. Среди партий - Сусанин ("Иван Сусанин" М. …
  • ШТОКОЛОВ БОРИС ТИМОФЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Борис Тимофеевич (р. 19.3.1930, Кузнецк), русский советский певец (бас), народный артист СССР (1966). В 1954 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск). С …

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Иван Сусанин на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде

– крестьянин Костромского у., с. Домнина, принадлежавшего Романовым; известен как спаситель жизни царя Михаила Федоровича. До самого последнего времени единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которою он даровал в 1619 г., "по совету и прошению матери", крестьянину Костромского у., села Домнина, "Богдашке" Сабинину половину дер. Деревищ за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те пори великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 гг., данные потомкам Сусанина, только повторяют слова грамоты 1619 г. В летописях, хрониках и других письменных источниках XVII в. почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и передавались из рода в род. До начала XIX в. никто не думал, однако, видеть в Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил печатно Щекатов в своем "Географич. словаре"; за ним Сергей Глинка в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли". Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов и т. п., и для музыкантов (наиболее известны "Иван Сусанин" - дума Рылеева, "Костромские леса" - драма Н. Полевого, "Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И. Глинки). В 1838 г. в Костроме по повелению императора Николая I воздвигнут Сусанину памятник "во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасение жизни новоизбранного русскою землею царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения". Скудость источников и разногласие авторов, повествовавших о подвиге Сусанина, побудили Н. И. Костомарова отнестись критически и к личности Сусанина, и к его подвигу. Исходя, главным образом, из того, что о нем не говорится в современных или близких к его времени летописях и записках, что существующими источниками не подтверждается присутствие польско-литовского отряда близ с. Домнина и что в начале 1613 г. Михаил Федорович жил со своею матерью не в селе Домнине, а в укрепленном Ипатьевском монастыре, он видел в Сусанине "одну лишь из бесчисленных жертв, погибших от разбойников в Смутное время". Ему горячо возражали С. М. Соловьев ("Наше время", 1862). М. П. Погодин ("Гражданин", 1872, № 29 и 1873, № 47), Домнинский ("Русский архив", 1871, № 2), Дорогобужин и др.; но все они руководились большею частью теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно 1880-х гг., с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные рукописные "предания" XVII и XVIII вв., в которых очевидно преклонение писавших пред подвигом Сусанина (иные прямо называли его "мучеником"). В 1882 г. Самарянову, собравшему немало не изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и литовцы целым отрядом подходили к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся до Сусанина и хранящихся в костромской архивной комиссии, в Археологическом институте и др.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей вотчине, пришли в Костромскую обл. польские и литовские люди с целью убить нового соперника польского королевича Владислава; недалеко от с. Домнина им попался Сусанин, который взялся быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре; утром он раскрыл полякам свой обман, несмотря на жестокие пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в мелкие куски". Из прямых потомков Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 г. называет Федора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина, Антониде Ивановне, в 1633 г. Ср. Н. И. Костомаров, "Исторические монографии и исследования" (т. I, СПб., 1867); его же, "Личности Смутного времени" ("Вестник Европы", 1871, № 6); Самарянов, "Памяти Ивана Сусанина" (Кострома, 1884, 2-е изд.); И. Холмогоров, "Заметка о потомках Сусанина" ("Труды Археографической комиссии при Императорском московском обществе", т. I, вып. I, 1898); Д. И. Иловайский, "Смутное время Московского государства" (М., 1894).

В. Ρ-в.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон