Иван Михайлович Снегирёв. Биография. Труды, доступные в интернете

И ван Михайлович Снегирёв известен нам как первый исследователь русского лубочного искусства и составитель первого реестра церквей и монастырей Москвы с подробным их описанием.

А ещё он прославился своим вкладом в изучении устного народного творчества Древней Руси и, в частности, пословиц. О биографии и интересных фактов из жизни этого удивительного человека и пойдёт ниже речь.

Детство, юность и начало карьеры И.М. Снегирёва

Родился Иван Снегирёв 23 октября 1792 года в московской благородной семье. Учился в гимназии при Московском университете, затем в самом университет где спустя несколько лет стал кандидатом наук. Лучше всего Ивану Снегирёву давались словесные науки – за свои этико-политические сочинения, написанные в период учёбы, он, даже, получал медали.

Однако, первые азы того что стало делом всей своей жизни, Иван Снегирёв получил на курсах филологии, где он впервые занялся научными разработками. В своей автобиографии, этот известный русский исследователь, отмечает замечательных профессоров с мировыми именами — Тимковского, Маттеи и Буле, которые, своим влиянием и авторитетом, подтолкнули его к научной деятельности.

Но сначала была увлечённость латинским языком. Латынь настолько захватила Снегирёва, что он, уже после получения в 1815 году магистрской степени и во время преподавания в родном Московском университете словесной науки на кафедре Древнеримской истории, продолжал оттачивать разговорную и письменную латынь. Более того, латынью написаны некоторые его научные работы, касающиеся филологической сферы. Его авторству принадлежит Латинская грамматика.

На кафедре Московского университета И.Снегирёв трудился до 1836 года, одновременно с этим преподавая русскую словесность в одной из московских гимназий, а с 1828 года ещё и работая цензором.

Роль И.М. Снегирёва в изучении русских пословиц и поговорок

Несмотря на то, что классическая филология и отличное знание латыни давало И. Снегирёву огромный простор для научных исследований, а его труды были признаны и получили широкую известность, это не стало единственным делом, которым он занимался в своей жизни. С самой юности Ивана привлекала русская древность в целом и подмосковные старинные обычаи в частности. Очень интересовали его и русские губернии, и творчество русского народа. Именно поэтому, начиная с 1820 года он регулярно делал доклады на заседаниях общества любителей русской словесности. Причём, его доклады были подготовлены на основании собственных исследованиях устного творчества народа Древней Руси.

Кроме того, И. Снегирёв состоял ещё и в обществе древности и истории г.Москвы, в котором 7 лет подряд, начиная с 1827 года, был его секретарём.

Археологические исследования и научные этнографические разработки И. Снегирёва выполнялись по методике наставников филологической школы, где он получал образование. Дело в том, что в те годы этнографической науки ещё не существовало, также, как и её научных приёмов и методологических работ. Поэтому, выпущенный им в 30-х годах сборник «Русские в своих пословицах» получил ошеломляющий успех и широкую известность.

Как вспоминает сам И. Снегирёв, его интерес к русским пословицам начался с подачи профессора Брянцева, часто включавшего их в свою разговорную речь.

Вышеназванный сборник И.Снегирёва состоит из 4-х книг. Первая из них построена следующим образом:
- Общее объяснение пословицы;
- Её значение;
- Место и характер её происхождения;
- К какой народности принадлежит её авторство;
- Издание, в котором она приведена;
- Возможное иностранное появление и затейливый пересказ русской пословицы;
- Её словесная роль.

Во 2-й, 3-й и 4-й книгах этого замечательного сборника перечисляются сами пословицы, и к ним даются подробные комментарии автора. Все пословицы в сборнике расположены в разработанной им самим последовательности.

Эта работа И.Снегирёва получила высокую оценку самого императора Николая I, который дал учёному своё монаршье благословение на следующие научно-исследовательские труды.

После этого, Снегирёв расширил круг своих научных исследований, добавив к изучаемым объектам:
- лубочные картинки;
- народные обряды;
- праздники русского простонародья.

С 1835 года он полностью отдался изучение этнографии и археологическим исследованиям русской древности. Ещё в середине 20-х годов Киевский митрополит Евгений, порекомендовал исследователю изучить русские простонародные праздники и систематизировать их. Эта сложная и кропотливая работа закончилась вышедшем в 1839 году сборником «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», а сам И.Снегирёв получил за него демидовскую премию.

Как отмечают критики, такого полного собрания русских праздников, до И. Снегирёва, достичь не удавалось никому. Царь Николай I за эту работу, удостоил исследователя царским подарком – бриллиантовым перстнем.

Другие работы И.Снегирёва

В 40-х годах 19 столетия Снегирёв увлёкся изучением памятников московской старины и русского изобразительного искусства. Он закончил свой очередной монументальный труд – «Лубочные картинки», изучать и исследовать которые начал ещё 20 лет назад.
После этого, он принимал участие в работах над периодическим изданием «Древности Государства Российского», выпускавшимся до 1853 года.

На этом этапе своей жизни И.М. Снегирёв пользовался большим авторитетом и был известным человеком в московских научных кругах. Он получил орден Станислава 1 степени, стал членом-корреспондентом Петербургского археологического общества и Академии наук, а также членом Одесского общества истории и древности.

Умер И.Снегирёв 9 декабря 1868 года в Санкт-Петербурге, куда он отправился хлопотать о пенсии. Был похоронен в Александро-Невской Лавре.

, археолог , искусствовед , участник кружка Н. П. Румянцева , сторонник теории официальной народности , первый исследователь русского лубка , составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.

Биография

Служил цензором (1824-1855), через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин » и «Мёртвые души ». Состоял членом Общества любителей российской словесности : в 1812 году он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 года стал действительным членом, а с 29 октября 1821 года занимал должность библиотекаря Общества. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1854). .

Научная деятельность

Одним из первых изучал русские пословицы , поговорки, народный быт, обряды , праздники. Автор трудов «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (кн. 1-4, -); «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, -); «Русские народные пословицы и притчи» (), «О лубочных картинках русского народа» ( ; 2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире», ), «Памятники московской древности» (Москва, 1842-1845), (вып. 1-18, - ; 2-е изд., - , совместно с А. А. Мартыновым), «Памятники древнего художества в России» (Москва, 1850).

В 1809-1810 годах выпустил вместе с Немировым С. А. перевод сочинений де Линя «Письма, мысли и избранные творения» (в 10 частях) .

Труды, доступные в интернете

  • «Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831). тома 1-2
  • ,

Напишите отзыв о статье "Снегирёв, Иван Михайлович"

Примечания

  1. В воспоминаниях Снегирев обозначает датой рождения 1792 г.
  2. .
  3. В своих воспоминаниях Снегирёв указывал, что стал студентом университета в 1807 или 1808 году. События 1812 года , видимо, отложили окончание обучения до 1814 года.
  4. В Воспитательном доме И. М. Снегирёв преподавал русскую словесность.
  5. на официальном сайте РАН
  6. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
  7. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. - М ., 1855. - Т. 2. - С. 155-156.
  8. А. Виленский. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Неустроев А. Н. Письма И. М. Снегирёва к В. Г. Анастасевичу // Древняя и новая Россия. - 1881. - Т. XIX .

Ссылки

  • Н. Н. Перцова, А. В. Уланова. . Проверено 3 мая 2012. .

Отрывок, характеризующий Снегирёв, Иван Михайлович

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.

Иван Михайлович Снегирёв (23 апреля (4 мая) 1793, Москва - 9 (21) декабря 1868, Санкт-Петербург) - русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.

Биография

Окончил словесное отделение Московского университета (1814, по другим сведениям - 1810), где его отец, М. М. Снегирёв, был профессором естественного, политического и нравственного прав. В 1815 году Снегирёв получил степень магистра словесных наук; с 1816 года стал преподавать латинский язык на кафедре римской словесности и древностей Московского университета - сначала в звании адъюнкта; в 1826-1835 годах - профессор Московского университета.

Служил цензором (1824-1855), через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин» и «Мёртвые души». Состоял членом Общества любителей российской словесности: в 1812 году он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 года стал действительным членом, а с 29 октября 1821 года занимал должность библиотекаря Общества. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1854)..

Научная деятельность

Одним из первых изучал русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. Автор трудов «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (кн. 1-4, 1831-1834); «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, 1837-1839); «Русские народные пословицы и притчи» (1848), «О лубочных картинках русского народа» (1844; 2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире», 1861), «Памятники московской древности» (Москва, 1842-1845), «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (вып. 1-18, 1846-1859; 2-е изд., 1848-1860, совместно с А. А. Мартыновым), «Памятники древнего художества в России» (Москва, 1850).

Ввёл в искусствоведение термин «парсуна».

В 1809-1810 годах выпустил вместе с Немировым С. А. перевод сочинений де Линя «Письма, мысли и избранные творения» (в 10 частях).

Труды, доступные в интернете

  • «Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831). тома 1-2 На сайте Google Книги
  • Снегирев И. М. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», 1839
  • Очерки жизни московского архиепископа Августина: С прил. и портр. / (И. Снегирев). - (С изд. 1841 г. с доп. и поправками). - Москва: Полиц. тип., 1848. - VI, 130, 104 с.,
  • Снигирев И. М. «Собор в селе Микулино Городище» / - Москва: в Тип. В. Готье, 1851.
  • Освящение церкви в Преображенском богаделенном доме, 19-го декабря 1854 года / (И. Снегирев). - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1855. - 16, 10 с.
  • Снегирев И. М. «Лубочные картинки русского народа в московском мире», 1861
  • Снегирев И. М. «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» т.1. - М., 1865.
  • Снегирев И. М. «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» т. 2. - М., 1873.
  • Снигирев И. М. Воспоминания И. М. Снегирева // Русский архив, 1866. - Вып. 4. - Стб. 513-562., Вып. 5. - Стб. 735-760.
  • Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи. М., 1848
    • Сочинения Снегирёва на сайте РГБ

Окончил Московский университет (1814), где его отец служил профессором. С 1818 преподавал в Московском университете латинский язык; профессор римской словесности и римских древностей Московского университета (1826-1836). В николаевское царствование служил цензором, через него прошли в печать такие произведения, как «Евгений Онегин» и «Мёртвые души». Состоял членом Общества любителей российской словесности. Руководил реставрационными работами в Московском Кремле и округе. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854). Его записки опубликованы в 2 частях в 1904 и 1905 гг.

Научная деятельность

Одним из первых изучал русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. Автор трудов «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (кн. 1-4, 1831-1834); «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, 1837-1839); «Русские народные пословицы и притчи» (1848), «О лубочных картинках русского народа» (1844; 2-е издание, дополненное и переработанное под названием «Лубочные картинки русского народа в московском мире», 1861); «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (вып. 1-18, 1846-1859; 2-е изд., 1848-1860, совместно с А. А. Мартыновым).

Труды, доступные в интернете

  • «Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831). тома 1-2
  • Снегирев И.М. "Лубочные картинки русского народа в московском мире", 1861
  • Снегирев И.М. "Русские простонародные праздники и суеверные обряды", 1839