История России. Смутное время. Олигарх всея Руси. Боярин Морозов - правда и вымысел. Необходимость государственных реформ

Василий Петрович Морозов

В. П. Морозов принадлежал к старомосковскому боярскому роду. Начал службу есаулом в Ругодивском походе 1590 г. царя Федора Ивановича. Затем был назначен воеводой Тулы, в 1596 г. - Пскова. В 1601 г. царь Борис присвоил ему чин окольничего. В 1604–1605 гг. воевал против Лжедмитрия I и не предал Годуновых, как многие представители знати. В 1606–1607 гг. по указанию нового царя В. И. Шуйского воевал с И. Болотниковым. За это в 1607 г. ему было присвоено боярство. В 1608 г. Морозов был назначен первым воеводой Казани. Здесь он находился до начала 1611 г. После этого Василий Петрович откликнулся на призыв П. П. Ляпунова и влился в ряды Первого ополчения. Но после убийства Ляпунова он покинул Подмосковный стан. В начале 1612 г. Морозов вошел в состав Второго ополчения и был в числе освободителей Москвы от польско-литовских интервентов. Участвовал в Избирательном земском соборе 1613 г., затем вошел в состав правительства Михаила Федоровича, поскольку по линии его матери состоял с ним в родстве. В 1626 г. вновь был отправлен на воеводство в Казань. В 1629 г. возглавил Владимирский судный приказ, но в следующем году скончался.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Павлик Морозов В 1932 г. на всю страну прогремела история крестьянского мальчика Павлика Морозова из села Герасимовка Свердловской области. Его отец Трофим, председатель сельсовета, обладая властью, использовал ее с корыстными целями: отбирал имущество у раскулаченных,

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XXVII Василий I и его сын - Василий II «Темный» Василий I тверд был духом, Москве ряд княжеств подчинил. Женился на княжне литовской, их брак митрополит скрепил. А тут Тимур вдруг объявился, войною вновь затмило свет, По Дону шел народ молился, Василий дал стране

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора

3.3. Николай Александрович Морозов Н. А. Морозов (1854–1946) - выдающийся русский ученый-энциклопедист. С. И. Вавилов писал о нем: «Н. А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

1.6. Н.А. Морозов о древнекитайской астрономии Астрономические явления, описанные китайцами в их летописях, были тщательно изучены Н.А. Морозовым в 6-м томе его труда «Христос. История человечества в естественно-научном освещении» . Напомним некоторые из сделанных им

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 45. Великие князья Василий I Дмитриевич и Василий II Васильевич Темный Донской умер всего 39-ти лет и оставил после себя нескольких сыновей. Старшего, Василия, он благословил великим княжением Владимирским и оставил ему часть в Московском уделе; остальным сыновьям он

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Глава XI Атаман Василий Петрович Орлов 1796–1801 гг. Оренбургский поход казаков В 1796 г. Иловайский умер. Вновь вступивший на русский престол Павел I хотел назначить атаманом заслуженного боевого генерал-лейтенанта Федора Петровича Денисова, впоследствии первого графа из

Из книги Кремлёвские козлы. Исповедь любовницы Сталина автора Давыдова Вера Александровна

ШОФЕР ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ Начались репетиции «Хованщины». Я должна была исполнять партию Марфы. Надеялась, что Сталин обязательно будет на спектакле и ему доставит удовольствие мой успех.На премьере в зале был весь цвет столицы, артисты, писатели. За пять минут до начала

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3.1.3. Николай Александрович Морозов Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Из книги Феномен Локотской республики. Альтернатива советской власти? автора Жуков Дмитрий Александрович

В. К. Морозов Врагу от нас не уйти …Работники органов безопасности, находившиеся в партизанских бригадах, осуществляли значительную работу не только по обезвреживанию вражеской агентуры, но и по пресечению враждебной советскому народу деятельности изменников

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Морозов у власти Толки и нелестные отзывы о всевластии Морозова, к которым оказались причастны его соперники, не были безобидными. В очередной раз проигрывалась парадигма о «злых слугах» и «добром государе», которому ничего не ведомо про страдания своих несчастных

Из книги Боярыня Морозова автора Кожурин Кирилл Яковлевич

Боярин Морозов «Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, - Борис Иванович Морозов сему царю был дядька, и пестун, и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще…» Протопоп Аввакум. Письмо к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П.

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Василий Петрович Морозов В. П. Морозов принадлежал к старомосковскому боярскому роду. Начал службу есаулом в Ругодивском походе 1590 г. царя Федора Ивановича. Затем был назначен воеводой Тулы, в 1596 г. - Пскова. В 1601 г. царь Борис присвоил ему чин окольничего. В 1604–1605 гг.

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Василий Слепой и Рюрик-Василий Не будем торопиться. Давай сначала сравним Василия Васильевича Слепого или Тёмного (1415–1462) с Рюриком-Василием Ростиславичем (ум. 1211 или 1215), почти единственным подробно описанным Василием в 12 веке… Оба были великими князьями по 37 лет.

МОРОЗОВ БОРИС ИВАНОВИЧ (в кре-ще-нии Илья) - русский государственный дея-тель, ближ-ний боя-рин (1645 год).

Из ста-ро-мо-сков-ско-го бо-яр-ско-го ро-да Мо-ро-зо-вых .

На-ча-лу карь-е-ры спо-соб-ст-во-вал его род-ст-вен-ник боя-рин В.П. Мо-ро-зов.

Столь-ник, был в чис-ле лиц, под-пи-сав-ших Ут-вер-ждён-ную гра-мо-ту 1613 года об из-бра-нии Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча на цар-ст-во. Вско-ре вме-сте с бра-том Г.И. Мо-ро-зо-вым взят ма-те-рью ца-ря ста-ри-цей Мар-фой во дво-рец в ка-че-ст-ве ком-нат-но-го столь-ни-ка.

Уча-ст-во-вал в русско-персидских (1628 год) и русско-шведских (1631 год) пе-ре-го-во-рах.

Су-дья цар-ской Мас-тер-ской па-ла-ты (1633 год).

Поль-зо-вал-ся рас-по-ло-же-ни-ем пат-ри-ар-ха Фи-ла-ре-та.

С 1633 года вос-пи-та-тель ца-ре-ви-ча, бу-ду-ще-го ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча . До кон-ца жиз-ни ос-та-вал-ся для не-го, по собственным сло-вам ца-ря, «прия-те-лем вме-сто от-ца род-но-го». В 1634 году Б.И. Морозов стал боя-ри-ном, ми-нуя чин околь-ни-че-го. По-сле вен-ча-ния на цар-ст-во Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча (1645 год) Б.И. Морозов по-сте-пен-но со-сре-до-то-чил в сво-их ру-ках зна-чительную власть, став фак-тически гла-вой пра-ви-тель-ст-ва.

Ру-ко-во-дил при-ка-за-ми - Боль-шой каз-ны, Стре-лец-ким, Ино-зем-ским, Ап-те-кар-ским, Но-вой чет-вер-тью (1646-1648 годы). В 1646 году по кол-лек-тив-ной че-ло-бит-ной дво-рян и де-тей бо-яр-ских на «силь-ных лю-дей» про-вёл рас-сле-до-ва-ние зло-упот-реб-ле-ний в при-ка-зах, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го уси-лил своё влия-ние на государственные де-ла, спо-соб-ст-во-вав на-зна-че-нию при-каз-ны-ми судь-я-ми близ-ких к се-бе лю-дей, по-кро-ви-тель-ст-во-вал их про-из-во-лу (например, гла-вы Зем-ско-го при-ка-за Л.С. Пле-щее-ва).

Ру-ко-во-дил про-ве-де-ни-ем в стра-не фи-нан-со-вых ре-форм с це-лью пре-одо-ле-ния де-фи-ци-та бюд-же-та. По пла-ну, раз-ра-бо-тан-но-му при уча-стии Б.И. Морозова, вве-де-ны но-вые кос-вен-ные на-ло-ги (в т. ч. на соль в 1646-1647 годы), бы-ла ус-та-нов-ле-на государственная мо-но-по-лия на про-да-жу та-ба-ка (1646 год), от-ме-не-ны на-ло-го-вые льго-ты английской Мо-с-ков-ской ком-па-нии, что при-ве-ло к уси-ле-нию влия-ния ни-дерландских куп-цов (1646 год), сни-же-но жа-ло-ва-нье слу-жи-лым лю-дям (не-ко-то-рым из них оно не вы-пла-чи-ва-лось), в ря-де го-ро-дов ли-к-ви-ди-ро-ва-ны бе-лые сло-бо-ды, ос-во-бо-ж-дён-ные от уп-ла-ты на-ло-гов, и прочее. Б.И. Морозов ини-ции-ро-вал соз-да-ние при-ка-зов - Дра-гун-ско-го строя (1646 год) и Стволь-но-го, ве-дав-ше-го про-из-вод-ст-вом муш-ке-тов (1646/1647 год).

Со-дей-ст-во-вал бра-ку Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и Ма-рии Иль-и-нич-ны Ми-ло-слав-ской, на их свадь-бе си-дел «в от-цо-во ме-сто»; вско-ре же-нил-ся на се-ст-ре ца-ри-цы Ан-не (1648 год).

Ре-фор-мы, про-во-ди-мые под руководством Б.И. Морозова, спро-во-ци-ро-ва-ли в Мо-ск-ве Со-ля-ной бунт 1648 год. Б.И. Морозов во вре-мя бун-та ос-тал-ся жив бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ст-ву ца-ря (про-сил бо-яр луч-ше убить его, чем Б.И. Морозова), за-тем в об-мен на га-ран-тии лич-ной безо-пас-но-сти от-ка-зал-ся от вла-сти и уе-хал под ох-ра-ной кон-воя в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ский монастырь. Осе-нью то-го же го-да для уча-стия в тор-же-ст-вах по слу-чаю ро-ж-де-ния ца-ре-ви-ча Дмит-рия Алек-сее-ви-ча воз-вра-щён ца-рём в Мо-ск-ву.

Вхо-дил в уз-кий круг ближ-них дум-цев.

Уча-ст-ник со-став-ле-ния Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года (его под-пись под уло-же-ни-ем сто-ит пер-вой сре-ди под-пи-сей бо-яр), воз-мож-но, имен-но по ини-циа-ти-ве Б.И. Морозова при вве-де-нии бес-сроч-но-сти сыс-ка бег-лых кре-сть-ян не был пре-ду-смот-рен ме-ха-низм его осу-ще-ст-в-ле-ния.

В 1651-1653 годы, во вре-мя Ос-во-бо-ди-тель-ной вой-ны ук-ра-ин-ско-го и бе-ло-рус-ско-го на-ро-дов 1648-1654 годы, не-од-но-крат-но по-лу-чал от гет-ма-на Б.М. Хмель-ниц-ко-го пись-ма с прось-бой хо-да-тай-ст-во-вать пе-ред ца-рём об ока-за-нии русско во-енной по-мо-щи.

Вме-сте с В.В. Бу-тур-ли-ным, И.Д. Ми-ло-слав-ским и Г.Г. Пуш-ки-ным со-вет-ник ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча при об-су-ж-де-нии тек-ста Мар-тов-ских ста-тей 1654 год. Первый дво-ро-вый вое-во-да во вре-мя русско-польской вой-ны 1654-1667 годы при взя-тии Смо-лен-ска (1654 год) и Виль-но (1655 год). Вме-сто Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча во-дил в Верб-ное вос-кре-се-нье «ос-ля» под патриархом Нико-ном (1658 год) и ми-тро-по-ли-том Сарским и Подон-ским Пи-ти-ри-мом (1659 год).

Один из круп-ней-ших в стра-не (на-ря-ду с боя-ри-ном Н.И. Ро-ма-но-вым) зем-ле-вла-дель-цев и ду-ше-вла-дель-цев (330 на-се-лён-ных пунк-тов в 19 уез-дах, свышше 27,4 тыс. душ муж-ско-го по-ла).

По сло-вам А. Мей-ер-бер-га, об-ла-дал та-кой же «жад-но-стью к зо-ло-ту, как обык-но-вен-но жа-ж-дой пить». Ус-пеш-но за-ни-мал-ся раз-но-об-раз-ной хо-зяйственной дея-тель-но-стью. По-ку-пал ка-зён-ные, как пра-ви-ло пус-тую-щие, зем-ли, за-се-лял их пу-тём пе-ре-ма-ни-ва-ния кре-сть-ян других зем-ле-вла-дель-цев, за-тем по-ля-ка-ми, за-хва-чен-ны-ми в плен во вре-мя русско-польской вой-ны 1654-1667 годы; ис-поль-зо-вал так-же на-ём-ный труд.

По-став-лял для ар-мии про-до-воль-ст-вие и прочее. На-ла-дил то-вар-ное про-изводство хле-ба, а так-же по-та-ша (с. Му-раш-ки-но Ни-же-го-род-ско-го уезда, ны-не пос. Боль-шое Му-раш-ки-но Ни-же-го-род-ской области), юф-ти, ви-на и др., вёл об-шир-ную внеш-нюю (главным образом с Ни-дер-лан-да-ми и Анг-ли-ей) и внутреннюю (в т. ч. с каз-ной) тор-гов-лю.

В 1650-е году ор-га-ни-зо-вал же-ле-зо-де-ла-тель-ные за-во-ды в с. Пав-лов-ское Московского уезда (ны-не пос. Пав-лов-ская Сло-бо-да Ис-т-рин-ско-го района Московской области) и в селе (ны-не го-род) Лыс-ко-во, где по-стро-ил так-же ви-но-ку-рен-ные и пи-во-ва-рен-ные за-во-ды. Кре-ди-то-вал пред-ста-ви-те-лей ари-сто-кра-тии (кня-зей И.П. Ба-ря-тин-ско-го, Ф.Ф. Ку-ра-ки-на, Ф.С. Ша-хов-ско-го и др.), русских и иностранных куп-цов, за-жи-точ-ных кре-сть-ян и др.

Со-брал библиотеку, ко-то-рая со-дер-жа-ла кни-ги по ре-ли-гии, фи-ло-со-фии, во-енному де-лу, ме-ди-ци-не, ис-то-рии, в т. ч. со-чи-не-ния римских ис-то-ри-ков и мыс-ли-те-лей (Та-ци-та, Ци-це-ро-на и др.).

На свои сред-ст-ва по-стро-ил церковь Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в с. Пав-лов-ское (ос-вя-ще-на в 1663 году).

Исторические источники:

Ак-ты хо-зяй-ст-ва боя-ри-на Б. И. Мо-ро-зо-ва. М.; Л., 1940-1945. Ч. 1-2.

Боярин Морозов

«Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, - Борис Иванович Морозов сему царю был дядька, и пестун, и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще…»

Протопоп Аввакум. Письмо к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

По сообщению Григория Котошихина, при царе Алексее Михайловиче было всего 16 знатнейших фамилий, члены которых поступали прямо в бояре, минуя чин окольничего: князья Черкасские, князья Воротынские, князья Трубецкие, князья Голицыны, князья Хованские, Морозовы, Шереметевы, князья Одоевские, князья Пронские, Шейны, Салтыковы, князья Репнины, князья Прозоровские, князья Буйносовы, князья Хилковы и князья Урусовы .

Род Морозовых происходил от знаменитого новгородца Михаила (Миши) Прушанина, дружинника князя Александра Ярославича Невского, героя Невской битвы 1240 года, который «пеш с дружиною своею натече на корабли и погуби три корабли». Не позднее 1341 года, во времена великого княжения Ивана Калиты, его потомки появились в Москве. Потомок Михаила Прушанина в шестом колене Иван Семенович, по прозванию Мороз, стал родоначальником Морозовых. В 1413 году он построил церковь «на десятине». Его вдова Анна занимала третье место среди великокняжеских боярынь, а один из сыновей, боярин Лев Иванович, в день Куликовской битвы начальствовал передовым полком и был убит татарами. В той же битве погибли и его дядья Юрий и Федор Елизаровичи. Старший сын Ивана Мороза, Михаил, был боярином и в 1382 году исполнял весьма ответственное по тем временам поручение - ездил в Тверь к митрополиту Киприану, которого великий князь Дмитрий Донской не хотел пускать на митрополичий стол. В XV веке от Михаила Ивановича пошел ряд крупнейших боярских фамилий: Морозовы-Поплевины, Салтыковы, Шейны, Тучковы, Давыдовы, Брюхово-Морозовы и Козловы . С XIV и до конца XVII века 14 Морозовых были боярами, двое - окольничими и один - постельничим.

Боярин Борис (в крещении Илья) Иванович Морозов и его младший брат Глеб Иванович представляли собой четырнадцатое колено от Михаила Прушанина. Борис родился в 1590 году, его брат - около 1595-го. Их отрочество и юность пришлись на трагическую эпоху Смутного времени, когда на карту было поставлено само существование государства Российского. Большой вклад в дело спасения последнего православного царства внес тогда дед Бориса и Глеба боярин Василий Петрович Морозов (ум. 1630) . Будучи казанским воеводой, он в 1611 году по призыву патриарха Московского и всея Руси Ермогена во главе казанской рати пришел к Москве и присоединился к первому земскому ополчению, осаждавшему занятый польскими интервентами Кремль. Затем Василий Петрович уехал в Ярославль, где вступил в ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с последним подписывал рассылаемые в разные города грамоты с призывом встать «против общих врагов польских и литовских и немецких людей и русских воров».

После избрания 21 февраля 1613 года Земским собором на царство Михаила Феодоровича Романова участники собора направили на Красную площадь особую депутацию из четырех наиболее уважаемых людей, чтобы возвестить народу о своем выборе. В состав этой депутации, объявившей с Лобного места об избрании нового царя, входил и Василий Петрович Морозов.

Через полгода, 11 июля 1613 года, Василий Петрович был одним из главных участников торжественного венчания на царство юного Михаила Феодоровича. Царь не забыл заслуг Морозовых и приблизил их ко двору. Внуки Василия Петровича Борис и Глеб уже с 1614 года были взяты «на житье» во дворец и служили спальниками царя, то есть входили в число самых приближенных к нему людей. В 1634 году Иван Васильевич и Борис Иванович Морозовы были пожалованы в бояре, при этом последний одновременно назначался «дядькой», то есть воспитателем, наследника престола - пятилетнего царевича Алексея.

Борис Иванович был человеком умным, ловким, достаточно образованным и известным своей привязанностью к иностранцам и иностранным обычаям. Так, Адам Олеарий описывает, как он провожал 30 июня 1636 года голштинское посольство в Персию:

«Едва мы немного отъехали от берега, подошел сюда молодого князя гофмейстер Борис Иванович Морозов, доставивший разных дорогих напитков и имевший при себе трубачей своих. Он попросил послов немного пристать, чтобы он мог на прощанье угостить их. Послы, однако, отказались, а так как перед этим… он некоторым из нас на соколиной охоте доставил большое удовольствие, то мы и подарили ему серебряный прибор для питья. После этого в особой маленькой лодке он довольно долго ехал рядом с нами, велел своим трубачам весело играть, а наши им отвечали. Через некоторое время он даже пересел в нашу лодку и пил с нашими дворянами вплоть до утра, после чего он, со слезами на глазах, полный любви и вина, простился с нами» .

Однако далеко не все иностранцы разделяли любовь всесильного боярина к ним. Августин Мейерберг, например, характеризует Морозова в таких нелицеприятных словах, заодно высокомерно осуждая всю московскую образованность того времени: «Этого отрока (Алексея Михайловича. - К. К.) отец поручил боярину Борису Ивановичу Морозову для обучения добрым нравам и наукам; но Морозов не в состоянии был напечатлеть на чистой скрижали отроческой души те образы, о которых у самого его не было в голове понятия. Москвитяне без всякой науки и образования, все однолетки в этом отношении, все одинаково вовсе не знают прошедшего, кроме только случаев, бывших на их веку, да и то еще в пределах Московского царства, так как до равнодушия не любопытны относительно иноземных; следовательно, не имея ни примеров, ни образцов, которые то же, что очки для общественного человека, они не очень далеко видят очами природного разумения. Где же им обучать других, когда они сами необразованны и не в состоянии указывать перстом предусмотрительности пути плавания, пристани и бухты, когда не видят их сами?»

Морозов неотлучно находился при царевиче Алексее в течение тринадцати лет. Именно он познакомил своего воспитанника с Западом, обучал его космографии, географии, привил привычку носить европейскую одежду и вкус к хозяйственной деятельности. О самом Борисе Ивановиче в Москве поговаривали: «Борис-де Иванович держит отца духовнаго для прилики людской, а киевлян-де начал жаловать, а то-де знатно дело, что туда уклонился к таковым же ересям». К несчастью, посеянная и взращенная им в царевиче любовь ко всему заграничному сопровождалась пренебрежением к своему, отечественному, пренебрежением, которое впоследствии перерастет в отторжение, а у сына царя Алексея Михайловича Петра приобретет формы поистине чудовищные, вылившись в лютую ненависть к старой Московской Руси. Даже такой благожелательно настроенный к Алексею Михайловичу историк, как В. О. Ключевский, писал: «Царь во многом отступал от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на иноземную потеху, «комедийные действа» с музыкой и танцами, поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем немчин в трубы трубил и в органы играл; дал детям западно-русского ученого монаха (Симеона Полоцкого), который учил царевичей латинскому и польскому» .

Сам боярин Морозов был обладателем редчайшей по тем временам библиотеки. Здесь были книги не только духовного, но и просветительского, светского содержания, не только отечественные издания Московского печатного двора, но и западные издания, выпущенные в Париже, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Венеции, Базеле и Кракове. Среди авторов люди Античности и эпохи Возрождения, лица разных национальностей и даже вероисповеданий. Здесь были представлены Аристотель и Цицерон, Саллюстий Крисп и Гален, папа Григорий I Великий и архиепископ Кирилл Александрийский, Аврелий Августин и Альберт Великий, Марсилий Падуанский и Помпей Трог. «Даже по отдельным произведениям можно представить, каковы были тяга к европейской образованности, культурный уровень и интересы в боярской среде… Список книг боярина Б. И. Морозова свидетельствует об образованности высшего московского общества в середине XVII века: латинский язык в те времена был языком науки и знаний» .


Сколько ему было лет в год женитьбы? Чтобы понять это, надо ближе познакомиться со всем семейством Морозовых.

Поколенная роспись древнего рода бояр Морозовых опубликована только А.Б. Лобановым-Ростовским в Русской родословной книге. У боярина Ивана Васильевича Морозова названы следующие дети (по старшинству): Глеб, Борис, Михаил, Ксения . Ни у кого из них не назван год рождения. Но во многих документах, в том числе разрядных записях, если говорят сразу об обоих братьях, то Бориса называют первым, как это обычно происходит со старшим по родству. Возможно, именно поэтому многие исследователи называют Бориса старшим братом Глеба. Конечно, такой порядок записи мог быть вызван привычной идиомой – всем известных на Руси убиенных братьев святых князей Бориса и Глеба.

Про Михаила вообще забывают. Многие исследователи говорят, что после смерти Ивана Глебовича род Морозовых прервался. Но это произошло позже, когда умер бездетный боярин Михаил Иванович Морозов, который был известен еще в 1680-х гг. Михаил родился много позже старших братьев. Но к государевой службе приступил своевременно.

Одежда бояр и боярынь в XVII в.

Отец его Иван Васильевич Морозов (боярин с марта 1634 г.) после воцарения Алексея Михайловича в 1645 г. стал значительной личностью: царь, уходя в какой-нибудь поход, постоянно оставлял именно его «на Москве» . Эти обязанности он исполнял многократно, вплоть до 1655 г. Тогда весной и летом ходил государь в Смоленск со своими полками, где был есаулом и младший сын Морозова, стольник Михаил Иванов сын. А 29 июня, уходя в поход «изо Шклова в Могилев», государь оставлял боярина Морозова «в своих государевых шатрах». В том же году престарелый боярин принял постриг (во иноках старец Иоаким), как это было принято, уходя из жизни.

Старший сын И.В. Морозова Борис, дядька Алексея Михайловича, воспитывавший его с пяти лет, стал главным руководителем 16-летнего царя в управлении государством, присутствовал в приказах Стрелецком, Большой казны и Иноземном.

Михаил по достижении возраста службы (верстали новиков тогда уже в 14 лет) стал комнатным спальником, как и старшие братья Глеб и Борис, – в Дворцовых разрядах он появляется в этом звании в январе 1648 г., на свадьбе царя Алексея Михайловича с Марьей Ильиничной Милославской: «А в мыльню с государем ходили и в мовниках были: боярин Борис Иванович Морозов да спальники: князь Иван княж Андреев сын Голицын, Михаил Иванов сын Морозов...» (и еще восемь спальников) . Интересно, что в этом списке первыми за Борисом Ивановичем (боярин с января 1634 г.) названы его зять князь Голицын, недавно женившийся на его сестре Ксении, и брат Михаил. Если Михаилу уже исполнилось тогда 14 лет, то родился он в 1633 г. В дворцовых разрядах и он записан комнатным стольником (первым в большом списке) – 30 января 1676 г., когда после скоропостижной смерти царя Алексея Михайловича все царедворцы присягали на верность новому царю Федору Алексеевичу. Вскоре после воцарения Федора Алексеевича, в том же 1676 г., Михаил Иванович получил боярский чин, сорок лет спустя после старших братьев.

Ксения вышла замуж за князя И.А. Голицына в 1647 г., значит, она могла родиться примерно в 1630 г. При такой разнице в годах у старших и младших детей, несомненно, матери у них разные. Судя по различным источникам , Глеб и Борис могли быть детьми Аграфены Елизарьевны Сабуровой, а Михаил и Ксения – детьми Степаниды Семеновны Коробьиной, второй жены И.В. Морозова, названной в Русской родословной книге.

Стольники Глеб и Борис Морозовы в числе других лиц, бывших в феврале 1613 г. на Земском соборе, подписались на грамоте об избрании царя Михаила Федоровича . Их чин, да и сам факт приглашения юных стольников на столь значительное собрание свидетельствуют о том, что братья не вчера были поверстаны на службу, успели показать себя в Смутное время.

В те годы мальчиков с 14 лет верстали на службу (т. е. давали должность и соответствующий поместный и денежный оклад). Вероятно, их дед Василий Петрович Морозов, боярин с 1608 г., сподвижник князя Д.М. Пожарского, а позже деятельный член Боярской думы , без которой не могло состояться избрание нового царя, опекал подрастающих внуков. Он мог привлечь их к службе в первой половине 1612 г., когда в Нижнем Новгороде собиралось ополчение против поляков под руководством Минина и Пожарского. А потом мог и привести на Земский собор. Предположим, что братья – погодки, и было им в 1612 г. по 14 (Борису) и 15 (Глебу) лет. Значит, Глеб мог родиться в 1597 г., а Борис – в 1598 г.

Кстати, оба брата женились во второй раз; тогда им соответственно могло быть: Глебу – 52, а Борису – 50. Это как раз тот возраст пожилых молодоженов, который называют современники.

И они сами, и их жены были в те годы особами известными, не раз упоминаемыми в связи с различными историческими событиями. Но об этом позднее.

Отец их, Иван Васильевич, при аналогичных подсчетах, мог родиться в 1578–1579 гг., а мать Аграфена Елизарьевна Сабурова – в 1579–1580 гг. Свадьба их могла состояться в 1595–1596 гг. Возможно, А.Е. Морозова недолго прожила, раз ее так прочно забыли и никогда нигде не упомянули, даже в связи со столь известными людьми, какими были ее сыновья. А может быть, сыновья намеренно о ней умалчивали. Ведь Сабуровы, как и родственные им Годуновы, были не в чести при Романовых.

При воцарении 16-летнего Михаила Федоровича оба брата – кстати, сверстники царя – стали его спальниками, т. е. домашними, комнатными, самыми приближенными людьми. В этом чине они значатся с 1614 г. Вероятно, поместным окладом за службу стало данное Глебу Морозову 14 сентября 1614 г. поместье в 450 четей .

Служба стольников обычно была устроена так, что они могли полгода отдавать исполнению обязанностей по должности, а полгода заниматься своим хозяйством. И Морозовы могли подменять друг друга. В молодые годы братья вместе служили государю в комнатах, вместе добывали средства для жизни в общих владениях.

Их поместье – село Фрязиново с деревнями в Вологодском уезде. И с 1615 г. молодые землевладельцы неоднократно били государю челом, прося снизить подати: «Поместье от войны литовских людей запустело, и государь бы их пожаловал, велел то их имение дозрить» . Три года братья писали прошения на имя государя, пока не добились, чтобы дозорщики в дозорных книгах пустых дворов не учитывали, доход с них в казну не взимали. В Вологду в июне 1618 г. была послана царская грамота, где было велено «четвертные доходы имать по государеву указу и по боярскому приговору в треть против тех книг, против которых в треть имать указано».

В июле 1615 г. государь пожаловал трех царедворцев: крайчего (кравчего) М.М. Салтыкова, стольника Г.И. Морозова и стряпчего Ф.М. Толочанова – каждому дал по ожерелью. (Принесли «в хоромы три ожерелья бархатных и атласных золотных с разными шелки, по 16 алт. 4 денги ожерелье».) А на следующий год государь пожаловал обоих братьев, оказавшихся вместе с ним по службе в Казне, «по 10 аршин камки кармазину червчатого по рублю аршин... а пожаловал государь их, как государь был и государыня в Казне». Борис был деятельнее Глеба. Он и женился первым – в июле 1617 г. И по обычаю тех времен приезжал к государю «на завтрея своей свадьбы... челом ударить» и получить от царя благословение. Стольник был пожалован дарами от царя и его матери.

Борис и Глеб на конях. Икона, вторая половина XIV в.

Но ни имени первой жены Бориса Морозова, ни длительности их брачного союза документы не сохранили.

Глеб женился позднее. В невесты он выбрал дочь князя Алексея Юрьевича Сицкого, которую знал давно. Дом боярина Василия Петровича Морозова, где жили и его внуки, стоял на кремлевской площади Заруба. Рядом находился дом Сицких, который князь Алексей Юрьевич получил при Семибоярщине вместе со всеми родовыми вотчинами после своего дяди Ивана Васильевича, который был сослан Борисом Годуновым в Кожеозерский монастырь, где и скончался. Могли они встретиться, когда Сицкой в 1618 г. купил сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, неподалеку от родительского сельца Морозовых – Воронина.

Свадьбу сыграли 18 января 1619 г., а на другой день новобрачные поехали во дворец к царю Михаилу челом ударить. Царь «пожаловал стольника Глеба Ивановича Морозова, как приезжал на завтрея своей свадьбы государю челом ударить, благословил его: образ Живоначальной Троицы, оклад серебрен золочен басмянной, венцы сканные; да кубок серебрен золочен с кровлею на высоком стоянце, по кубку и по стоянцу ложечки короткия, под пузом у кубка на древе стоит мужик литой в правой руке топор поднял в верх; на кровле у кубка под пузом и по стоянцу травки спускныя белы; на кровле травка с нацветы. Весу гривенка 40 золотник. (Взят с поставца у погребново ключника у Федора Красново.) Да 10 аршин бархату червчатаго, цена по рублю по 20 алт. аршин. 10 аршин отласу жолтово, цена по рублю по 10 денег аршин; 10 аршин камки куфтерю лазоревого, цена по рублю аршин. Сорок соболей, цена 25 рублев.

От государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны стольнику Глебу Ивановичу Морозову благословение: образ Бориса и Глеба, обложен серебром, венцы сканные; 10 аршин отласу червчатого по рублю аршин; да сорок соболей, цена 20 рублев.


Московские жители приносят дары во время бракосочетания царя Михаила Федоровича. Миниатюра из рукописной книги нач. XVIII в.

От государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии стольника Глеба Ивановича Морозова жене Овдотье Олексеевне благословения: образ Спасов обложен серебром; 10 аршин камки куфтерю червчатого, цена по рублю по 3 алт. по 2 денги аршин; 10 арш. камки лазоревой, цена по 25 алтын аршин. Сорок соболей, цена 20 рублев.

От государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны Глебовой жене Морозова Овдотье Олексеевне благословение: образ Пречистыя Богородицы обложен серебром; 10 арш. камки адамашки жолтой по 26 алт. по 4 д[енги]. аршин; да сорок куниц, цена 12 рублев» .

Комнатные спальники постепенно продвигались по службе, находясь в чине стольников и оставаясь ближними людьми. Ближними, как правило, становились люди, связанные с царской семьей родственными узами. После свадьбы Глеба Морозова с родственницей Михаила Федоровича близость эта еще более укрепилась.

Записи о службе стольника Глеба Иванова сына Морозова находятся в Дворцовых разрядах, хотя они, конечно, не отражают всей полноты его жизни. Был он, как и брат, в поезжанах на свадьбах царя Михаила Федоровича – и в 1624 г. с княжной Марьей Владимировной Долгорукой (которая вскоре неожиданно умерла), и с Евдокией Лукьяновной Стрешневой в 1626 г.


Въезд в Москву иностранного посольства. Гравюра из книги И.Г. Корба «Путешествие в Московию» (1698–1699 гг.)

При Михаиле Федоровиче стали обязательными торжественные встречи или проводы послов при въезде в город большими отрядами конных и пеших людей. Поэтому он не только собирал для подобных встреч сотни бояр, дворян, стрельцов, разных чинов людей, но и обязывал всех состоятельных людей формировать дополнительные отряды из дворни. Состоятельные владельцы предоставляли для этой цели своих «даточных людей конных в цветном платье». И чем важнее был хозяин, тем больше даточных людей он посылал на встречу. Глеб и Борис Морозовы тоже выставляли своих даточных людей конных в цветном платье. Пока они были стольниками, их указывали в конце перечня тех, кто предоставил своих людей.

Свейских (шведских) послов встречали за Тверскими воротами на выезде из города (в марте и в ноябре 1626), 15 человек от Бориса, 10 – от Глеба. Турского Мурат салтана посла Фому Катакузина встречали у Москвы на Переславской дороге (декабрь 1627, май 1630), 22 человека от Бориса, 10 от Глеба . Для встречи посла французского короля Людовика за Тверскими воротами в октябре 1629 г. оба послали по 20 человек. В феврале 1630 г. встречали свейского посла за рвом в слободе по Тверской дороге, оба брата послали по 6 человек. На встречу за городом послов венгерского короля Беклет Багра (май 1630) Борис послал 20 человек, а Глеб – 10.


Аудиенция иностранному посольству у царя Алексея Михайловича. Рисунок из книги А. Мейерберга «Путешествие в Московию», XVII в.

Как спальники, т. е. особо приближенные к государю люди, братья Морозовы должны были присутствовать и на всех посольских встречах, что и не упоминалось Разрядами. Но нередко на особо торжественные встречи и приемы стольников Морозовых по разряду назначали присутствовать в государевых палатах в числе бояр и окольничих. В феврале 1630 г. государь «указал у себя быти в золоте всем по росписи», в том числе и стольникам братьям Морозовым. На 17 февраля была намечена встреча свейского посла Антона Монира, на 21 февраля – быть в ответе послу, на 24 февраля – на отпуске. При очередном приезде Антона Монира, посла свейского короля Густава Адольфа, в мае 1631 г. прием состоялся в Золотой Меньшой палате. Бояре, окольничие, думные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские, дьяки и гости сидели по лавкам в золоте и в горлатных шапках. Присутствовали на этой встрече и братья Морозовы .

В 1632 г. тесть Глеба Морозова князь Алексей Юрьевич Сицкой передал зятю еще одну приданую вотчину – Сетунского стану село Усово на реке Москве по Звенигородской дороге, которой до того владел сын Алексея Юрьевича князь Федор Алексеевич. Вероятно, сын скончался, не оставив наследников, и Алексей Юрьевич отдал вотчину дочери .

Жена Глеба Ивановича вошла в список важных родственных лиц, из которых составлялся список «приезжих боярынь», обладавших правом приезда к царице на обед по назначению в известные праздники или торжественные дни. Чин приезжих боярынь заключал в себе главным образом государево или царицыно родство, т. е. их родственниц по мужьям или по рождению. Но и приезжие боярыни рассаживались за столами, даже если бывал указ сидеть «без мест», с учетом их старшинства, по степени близости по родству. При этом родственницы царя всегда садились выше родственниц царицы, даже выше ее родной матери. В числе приезжих боярынь были и жены окольничих и стольников.

Авдотья Алексеевна Морозова как приезжая боярыня значится в дворцовых разрядах в июле 1634 г., когда ее звали на именины царевны Анны Михайловны. Звать боярынь ходили боярские дети царицына чина по списку, предварительно составляемому царицыным дворецким. Они получали всегда от боярынь обычное зватое , деньгами, а в чрезвычайных случаях, на родины и крестины, – подарками, более или менее дорогими, смотря по богатству или по угодливости самой боярыни. От царицына стола приезжим боярыням, как и от царского всем близким людям, рассылались обычные подачи . На родины царевны Евдокии Михайловны 9 февраля 1637 г. «ходили со здоровьем царицыны дети боярские к боярыням... К жене Глеба Ив. Морозова Кузма Яхонин даров ему было 2 рубля» .

Тем временем подрастал родившийся 10 марта 1629 г. царевич Алексей Михайлович. Был в те времена обычай, что царские дети после рождения находились на попечении мамки и других женщин, а с пяти лет переходили на руки дядьки «для бережения и научения». Это была боярская должность, на нее или назначали боярина, или переводили в боярский сан нужного человека.

Дядькой царевича Алексея Михайловича стал Борис Иванович Морозов, еще будучи стольником. В феврале 1633 г., как записано в Дворцовых разрядах, когда государь «пошел к Троице в Сергиев монастырь», с ним был и малолетний царевич князь Алексей Михайлович, которого сопровождал дядька Борис Иванович Морозов . Заботливый, энергичный, ответственный стольник, бывший всегда рядом, сумел показать себя, и 6 января 1634 г. его произвели в бояре одновременно с официальным назначением в дядьки. Стольник Глеб Иванович Морозов тем временем исполнял свои служебные обязанности: носил пить государю при встречах послов, сидел в золотых нарядах на положенном месте в государевой палате при гонцах и послах.

Царевичу Ивану Михайловичу, который родился в июне 1633 г., тоже нужен был дядька. И самым достойным ближним человеком оказался именно Глеб Морозов, который, как и прежде, часто помогал брату в его обязанностях. А Борис Иванович, приобретая наряды, игрушки и разные потешки для царевича Алексея, нередко учитывал и потребности подрастающего царевича Ивана. В 1637 г. 25 декабря, на Рождество Христово, пожаловал государь из стольников в бояре Глеба Ивановича Морозова одновременно с назначением в дядьки царевичу Ивану Михайловичу .

Но обязанности дядьки боярин Глеб Иванович Морозов исполнял недолго. Иван был болезненным ребенком, и в феврале 1639 г. его не стало.

Когда царь уходил из Кремлевского дворца в какой-либо поход, даже небольшой, он обязательно оставлял на Москве вместо себя важного сановника. В июле 1640 г. государь ходил к Спасу на Новое погребать дядю своего боярина Ивана Никитича Романова, а на Москве были оставлены «боярин Глеб Иванович Морозов да окольничий Ф.Ф. Волконской» (кстати, сосед Морозова по подмосковной даче: владелец сельца Изютина, через двести лет названного Волхонкой). Это стало как бы пробой сил, и весной 1642 г. государь назначил боярина Морозова воеводой в Великий Новгород. Михаил Федорович ждал жениха для своей старшей дочери Ирины – сына датского короля Христиана IV, на котором остановили свой выбор еще в 1640 г. Отец отпустил Вольдемара в Россию под видом обучения воинскому делу. В декабре 1643 г. Глеб Иванович с новгородцами устроил пышную встречу королевичу . В Москве Михаил Федорович предложил Вольдемару жениться, одновременно поменяв веру, но королевич отказался. Из России же он смог выехать только после смерти царя, в 1645 г.

Царевичу Алексею было только 16 лет, когда скоропостижно, в одну ночь, 13 июля 1645 г. умер его отец. И на смертном одре Михаил Федорович завещал дядьке царевича боярину Борису Ивановичу Морозову быть руководителем и наставником молодого царя в делах государственного управления.

И с тех пор боярин надолго стал фактическим правителем государства. Возглавив Стрелецкий и Аптекарский приказы, а затем и приказ Большой казны, боярин Борис Иванович Морозов сосредоточил в своих руках контроль за стрелецким гарнизоном столицы и финансами государства. Не сложно было ему и вернуть из Великого Новгорода в Москву брата, которому требовалось срочно упорядочить вотчинные дела после смерти тестя князя Алексея Юрьевича Сицкого. И 26 июля 1645 г. новый царь Алексей Михайлович послал в Великий Новгород на место боярина Глеба Ивановича Морозова другого воеводу .

Бояре Морозовы – братья Глеб, Борис и их отец Иван Васильевич – уже к этому времени стали крупными вотчинниками (судя по результатам переписи 1646 г.) . В частности, у Глеба Ивановича в 7 уездах было 16 селений, где в 800 дворах жило 1599 душ мужского пола. Борис Иванович ставил в своих селениях Арзамасского и Нижегородского уездов «железные заводы», «хамовные дворы», склады хлеба и поташа, «будные майданы» и винокуренные заводы. Селения там были много крупнее – в 8218 дворах четырех сел значилось 25 477 душ мужского пола, а в остальных его 14 селениях в 1042 дворах было записано 2740 душ мужского пола.

Скорее всего, именно по возвращении из Новгорода – в 1645– 1647 гг. – Глеб Иванович стал обустраивать свою новую вотчину сельцо Зюзино: расширил до двух десятин уже имевшийся при князе Сицком сад, в оврагах устроил четыре пруда с карасями, построил приличествующие ему боярские хоромы, которые состояли из двух белых горниц на подклетях и двух сеней .

С Авдотьей Алексеевной было прожито почти тридцать лет, а детей так и не завели (во всяком случае, не осталось об этом каких-либо сведений). На склоне лет неплохо бы пожить боярыне в благости. При ней, вероятнее всего, до 1648 г., возвел Морозов и деревянную церковь во имя тезоименитых ему и брату Борису святых князей русских Бориса и Глеба. Всю жизнь помнил он о том, что в далеком детстве в родительском сельце Воронине была деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской с приделом Бориса и Глеба, но давно разрушилась. А с тех пор как подарила государыня и великая старица Марфа Ивановна ему на свадьбу образ Бориса и Глеба, обложенный серебром, с венцами сканными, зрела в глубине души мечта – построить церковь во имя этих святых, во имя братской верности, а образ этот в той церкви поставить. Шел к концу пятый десяток жизни, пора было думать о вечности и, по обычаю, храм строить. Откладывать не стал. И церковь, и терем мастера срубили быстро.

Казалось бы, как они выглядели, сквозь толщу лет узнать невозможно. Но совсем недавно, рассматривая вновь самый древний документ, на котором отмечено село Зюзино – «Чертеж земель от Земляного города до речки Раменки», выполненный подьячим Поместного приказа Леонтием Антипиным в 1692 г., спустя много лет после жизни боярина Морозова, – я многократно увеличила электронную копию «Чертежа» и особенно три строения, обозначающие на «Чертеже» село Зюзино боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. Рисунок, конечно, мелкий, но при значительном увеличении видно, что в центре стоит деревянная церковь, справа от нее – деревянный терем, а слева – небольшое строение, возможно, недостроенное. Конечно, подьячий Леонтий Антипин, изучая детали дела, по поводу которого он составлял в 1692 г. чертеж, пользовался сведениями более ранними, приблизительно 1689– 1691 гг. Как известно (о чем будет сказано позднее), нижний храм каменной церкви Св. князя Владимира был освящен в 1688 г. И рисунок подьячего может служить подтверждением тому, что к 1692 г. каменный еще не был достроен – не было ни одного купола. А в Зюзине стояла та самая деревянная церковь, которую построил боярин Глеб Иванович Морозов. Это была двухэтажная церковь: верхняя – холодная – во имя тезоименитых братьям Морозовым святых князей русских Бориса и Глеба, а нижняя – теплая – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Справа от церкви, в отдалении от нее, как бы в глубине усадьбы, стоял терем, тоже деревянный.


Деревянная церковь Святых князей Бориса и Глеба и деревянный терем, что построил боярин Глеб Иванович Морозов в селе Зюзине. Реконструкция выполнена по рисунку с «Чертежа земель от Земляного города до речки Раменки», выполненного подьячим Поместного приказа Леонтием Антипиным в 1692 г. Автор реконструкции С. Ярославцева, компьютерный дизайн – В. Касаткин

А у брата Бориса – вдруг новые затеи. С его подачи, как говорили, царь Алексей Михайлович собрался жениться на Марье Ильиничне Милославской, старшей дочери московского дворянина Ильи Даниловича Милославского, а сам Борис – на младшей, Анне.

16 января 1648 г. на свадьбе у государя «в отцово место» был боярин Борис Иванович Морозов, а «в материно место» – Авдотья Алексеевна, жена его брата боярина Глеба Ивановича, который был назначен оберегать спальню новобрачного царя Алексея . Для Авдотьи Алексеевны это было самое высокое положение, которого могла достичь боярыня в те годы, и быть бы ей в числе первых приезжих боярынь. Ведь через десять дней Борис Иванович женился вторым браком на Анне Ильиничне Милославской и стал государю свояком. Государь пожаловал Борису Ивановичу к свадьбе свою отцовскую постелю со всем убором, а царица – три сорока соболей .

Но Авдотьи Алексеевны, вероятно, вскоре после этих событий не стало... Потому что уже через год, несомненно, после соответствующего траура, боярин Глеб Иванович Морозов вновь женился – на 17-летней Федосье Прокопьевне Соковниной, а в августе 1649 г. отбыл с молодой женой на воеводство в Казань, сменив там боярина Василия Петровича Шереметева . Там в 1650 г. у них рождается сын Иван.

В Казани боярин Глеб Иванович воеводствовал три года . По возвращении в Москву он не раз был у государева стола в Золотой палате, когда у Алексея Михайловича ел святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси. Неоднократно боярин Глеб Иванович Морозов сопровождает государя в походах на польского и литовского короля Яна Казимера: в мае 1654 г., в феврале–мае 1655 г. , в мае 1656 г., когда в Смоленске государь после стола жаловал за службу в Литовском походе бояр и окольничих. Боярин Борис Иванович Морозов был в этих походах в почетной должности дворового воеводы, и ему государево жалованье: «шуба бархат золотной, кубок, да к прежнему окладу придачи 300 рублев», а боярину Глебу Ивановичу Морозову «шуба отлас золотной, да кубок, да к старому его окладу придачи 170 рублев».

Из Смоленска государь со всем своим войском пошел на свейского короля под Ригу, стоял станом в Полоцке... Поход закончился только глубокой осенью. В следующие годы государь несколько раз оставлял боярина Глеба Ивановича Морозова на Москве, уходя в поход то к Троице в Сергиев монастырь помолиться, то в Вознесенский монастырь на отпевание преставившейся царевны Анны Алексеевны... Обычная рутинная дворцовая суета стареющего ближнего боярина.


Прием императорского посла 24 апреля 1662 г. Рисунок из книги А. Мейерберга «Путешествие в Московию», XVII в.

Кто знает, остался бы он в людской памяти, если бы не его вторая жена боярыня Морозова Федосья Прокопьевна, прославившаяся, уже став вдовой. В народной памяти именно она известна как боярыня Морозова. Несомненно, всем запомнилась картина Сурикова, запечатлевшего боярыню Морозову в момент, когда ее увозили в заточение.

Духовником Феодосии Прокопьевны, как и ее сестры княгини Евдокии Урусовой, был знаменитый протопоп Аввакум, в свое время очень близкий к царскому духовнику Стефану Вонифатьевичу. Под влиянием Аввакума добродетельная постница Феодосия Прокопьевна стала ревнительницей старообрядчества. Ее чин приближенной приезжей боярыни (она была седьмая в списке) , ее обязанности при дворе царя, которые она должна была соблюдать как жена государева свояка, приходили в противоречие с ее духовными помыслами. А когда один за другим умерли Борис Иванович (1 ноября 1661 г.) и Глеб Иванович (1662), а затем в Москве вновь появился после ссылки Аввакум (1662), живший в доме боярыни Морозовой летом 1664 г., Феодосия Прокопьевна открыто и демонстративно отвратилась от «всего новоуставления церковного», введенного Никоном. В ее московском доме проживали изгнанные из монастырей монахини, придерживающиеся старой веры; находили приют пустынники-старообрядцы; в домовой церкви служили по старым книгам. Возможно, именно в тот период протопоп Аввакум гостил у Феодосии Прокопьевны в подмосковной вотчине селе Зюзине.

Однако в монастырь 30-летняя вдова идти отказалась, чтобы не разлучаться с сыном Иваном Глебовичем, так как хлопотала о «доброй» невесте для сына, просила благословения пустозерских «страдальцев» на его «женитву» . Для увещания боярыни царь прислал чудовского архимандрита Иоакима и соборного ключаря Петра. Их миссия не увенчалась успехом, и царь велел отписать у нее на свое имя половину вотчин (1666). Однако вскоре по просьбе царицы Марьи Ильиничны большая часть вотчин была ей возвращена (1667).

Боярыня Морозова посещает Аввакума в заточении. Миниатюра конца XIX в. работы А.А. Великанова

В тот момент Иван Глебович Морозов стал богатейшим женихом. За ним значились старинные и выслуженные вотчины и поместья его отца, а также сицкие вотчины и те, что даны ему после бездетного дяди боярина Бориса Ивановича Морозова – всего земель 11 415 четей без полтретника, а в них 3469 крестьянских и бобыльских дворов .

Когда в 1668 г. умерла вдова Бориса Ивановича Морозова боярыня Анна Ильинична Морозова, сестра царицы, а в следующем году и сама царица, не стало у Феодосии Прокопьевны заступниц перед царем, недовольным ее ревностным соблюдением старых обрядов. Некоторое время спустя боярыня приняла тайный постриг (конец 1670 г.), став инокиней Феодорой. А в январе 1671 г. отказалась присутствовать на свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. А ей на этой свадьбе надлежало «в перьвых стояти и титлу царскую говорити». Разгневанный царь несколько раз присылал к Феодосии Прокопьевне своих приближенных с выговором, но она не покорялась. И в ночь на 16 ноября 1671 г. ее и сестру взяли под стражу. Ивану Глебовичу в год кончины отца было 12 лет. Несмотря на его болезненность, он был поверстан и имел чин стольника, когда выполнял государеву службу: 13 февраля 1670 г. он раздавал «государево жалованье» в московских богадельнях для поминовения царевича Алексея Алексеевича . Вскоре после ареста матери он умер (в начале 1672 г.), так и не женившись. Имения, перешедшие к нему от отца и дяди, были отписаны на мать.

Однако боярыня Морозова из заключения не вернулась. Последнее место, где она находилась, – монастырский острог в небольшом калужском городке Боровске. Несколько месяцев сестры провели в земляной тюрьме, в пятисаженной яме, где и умерли от голода в 1675 г.: 11 сентября – княгиня Урусова, в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г. – боярыня Морозова.

Зюзино, которое после строительства деревянной церкви стали называть селом, как и многие другие владения Феодосии Прокопьевны Морозовой, было конфисковано Дворцом. В составленной при этом отписной книге 1666 г. перечислены все составляющие боярского хозяйства . Село, что было сельцо «Скрябино Зюзино тож на враге, а у врага четыре прудца, в пруде рыба мелкая караси. А в селе церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в церкви образа и книги, и всякое церковное строение, и колокола боярские Глеба Ивановича Морозова». При церкви стояло два двора: в одном жил «поп Илья Денисов, да у него живут племянник его, пономарь Олекса Микифоров, да у него ж живет просвирница», а в другом – дьячок с сыном...

Москвичи в мыльне (бане). Миниатюра конца XVII в.

В селе стоял двор вотчинников, а на нем хоромы: «Две горницы белые на подклетах, двух сенцех, а в хоромах стол писан шахмат, две оконницы, рукомойник оловянный измятой, шандал железной, два заслонца железных. Да на дворе сушило на погребе, а в нем льняных семени четь, осмина гороха... семь отрезов, пять сох с полицами, два тагана, три топора, да и лом железной большой, две кочерги... да на дворе же 3 сарая конюшенных, ворота створчатые, кругом огорожен забором, да сад по скаске старосты и крестьян десятины с две, а в саду мыльня белая с сенцы, да две избушки с сенцы, а в них шесть оконниц да в избушке кадочка капусты и огурцов. Да на боярском дворе три павлина, две павы, двор скотной, на нем изба да житница, два сарая, да на скотном же дворе один мерин да рогату животину девять коров, десятой бычок, трое теленков, да трое же подтелков, двенадцать овец и баран, пятеро коз, два козла, осмеро свиней да девятеро гусей, два гнезда кур индейских, петух, двенадцать куриц русских. Да в саду ж три житницы, а в них молоченого хлеба: ржи восемь четей с осминою, овса двадцать четей; семени тридцать четей с осминой и четвериком, гречи осмина, ядрица две четверти с осминою, пшеницы восемь четей с четвериком, несеянова овса десять четей, да посеяно нынешнего 666 году на боярской земле ржи тридцать семь четей... да в гумне сена стог воза с четыре да осем соломы стресной с сеном. А по скаске старосты и крестьян на боярина де денежного доходу и мелничного завода никаких не было. Да в селе ж стоит сарай сажен в пятнадцать, а в нем кирпич ломаной да извести возов со ста» (видно, готовился Морозов ставить каменный храм, да не успел).

В селе также отмечено десять крестьянских дворов и семь пустошей: «Трубниково Мишкино тож на суходоле, Березовый пень на Дудине враге, Дубенки Медведево на враге на Кривом ручье, Гридино на Кривом ручье, Другое Гридино Ощепково тож на враге на Кривом ручье, Ягутино на речке Котле, Старая Шаша на речке Котле».

Роскошным убранством боярских хором – «стол писан шахмат», павлины на дворе, большой сад, мыльня белая с сенцами – боярское село Зюзино 1666 г. ощутимо отличалось от окружающих мелких селений.

Первое упоминание о селе Дубровицы относится к 1627 году. В Переписных книгах Перемышльской церковной десятины, объединявшей несколько десятков приходов, значится: " В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке Пахре, усть речки Десны…" И.В.Морозов был представителем одного из старейших боярских родов, связанных с Москвой ещё с середины 14 века. Лучшие подмосковные земли более трехсот лет принадлежали этой фамилии. Многие Морозовы достигали высоких должностей на службе у московских князей и государей. Боярин Борис Иванович Морозов был воспитателем будущего царя Алексея Михайловича, а затем и его ближайшим советником.
Неплохо складывалась карьера и его дальнего родственника, владельца Дубровиц Ивана Васильевича Морозова. В ту пору, когда в старинных документах встречаются упоминания о Дубровицах, он возглавлял Владимирский судный приказ, который занимался разбором тяжб и взысканием налогов.
Невелики были Дубровицы в 1627 году. В описи значится двор боярский, где жил сам хозяин, а так же "двор коровий с деловыми людьми". Шесть крестьянских дворов пустовало. "А в селе церковь Илья Пророк деревяна клецки, а в церкови образы и книги и свечи и на колокольнице колоколы и всякое церковное строение вотчинников, - отметил патриарший учётчик заботу боярина, а у церкви во дворе поп Иван Фёдоров, а во дворе дьячок и просвирница".

Усадьба Дубровицы расположена на территории современного подмосковного города Подольск. Дубровицы сопровождает множество таинственных легенд и преданий. Легенда о посаженных Петром 1 деревьях во-время его пребывания в усадьбе, история о графе Дмитрие-Мамонове - Дубровицском затворнике, предания о семействе князей Голицыных, проживавшем в имении.
Удивительна и необычна для России архитектура - церкви Знамения, расположенной на территории усадьбы Дубровиц.
Дубровицкая церковь стоит на возвышении у слияния рек Десны и Пхры, образующем живописный пологий мыс на встрече рек. Вдоль возвышения, внизу тянется прекраснейшая тенистая липовая аллея с древней мощёной каменистой дорогой, а берега рек обрамляют раскидистые вётлы. Подольчане всегда любили отдыхать на этих берегах. Видно место слияние равнинных водных потоков и вправду обладает таинственной энергетикой, всегда притягивающей сюда людей. И сегодня, на обширном лугу часто проводятся народные празднества и традиционные гуляния.
На противоположном берегу высится тёмной стеной корабельный сосновый бор. С детства запомнил картину отца изображавшую этот чудесный Подольский бор и журчащую на каменистых перекатах реку у его подножия.
Посреди этого природного великолепия высится храм в необычном для России итальянском стиле с вычурными, испещрёнными ажурной резьбой растительного орнамента стенами, вершина храма увенчивается сложным золотым ажурным куполом, похожим на Российскую корону, с православным крестом на вершине, блистающим в лучах солнца. В солнечный день, кажется, что там - в солнечных слепящих бликах собирается какая-то неведомая энергия и освещает собой всю Подольскую округу. Не раз высказывалось предположение, что внутренние рельефы дубровицкого храма созданы на несколько лет позже, чем наружная белокаменная скульптура. Догадка эта казалось чрезвычайно привлекательной. Она позволяла обосновать гипотезу об участиях в работах артели итальянских скульпторов, приехавших в Москву вместе с архитектором Доменико Трезини 31 августа 1703 года. "Мастера резного дела италианцы: Пётр Джеми, Галенс Квадро, Карп Филари, Доменико Руско и Иван Марио Фонтана, - привел имена известный историк начала 19 века А.Ф.Малиновский. Их работу можно увидеть в летней церкви Богоявленского монастыря, а также снаружи и внутри Меншиковой башни и Дубровицкой церкви".

Владельцы усадьбы
Непопулярные в народе реформы Алексея Михайловича, который во многом следовал советам Б.И. Морозова, привели в 1648 году к грозному медному бунту. После кровавой расправы над восставшими в царском окружении рассудили так: временно удалить от Алексея Михайловича бывшего воспитателя и заменить его другим преданным человеком. Выбор царя пал на Ивана Васильевича Морозова, которому без задержки был пожалован высший придворный титул ближнего боярина.
Сохранилась составленная незадолго до этих событий окладная запись по имени И.В. Морозова.
Боярин Иван Васильевич дожил до преклонных лет. Перед смертью он постригся в монахи под именем старца Иокима, а свою подмосковную вотчину - "село Дубровицы, да село Ерино" - завещал в 1656 году дочери Аксиньи.
Аксинья (или Ксения) Морозова вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. С этого времени вотчина переходит к его фамилии. По заказу супругов в Дубровицах в 1662 году был поставлен новый деревянный храм, где богослужение велось до 1690 года.
Дочь старца Иокима прожила, по одним сведениям, до 1670 года и была погребена в Троицком монастыре. В другом списке голицынской родословной говорится, что она приняла постриг в московском Георгиевском монастыре и прожила там ещё несколько лет под именем монахини Евфимии.
Древний род князей Голицыных (третья его ветвь) дал России знаменитого деятеля Петровской эпохи Бориса Алексеевича Голицына.
Голицын законно гордился дубровицким шедевром. Именно он задумал строительство, выбрал достойных мастеров. Бывая подолгу в усадьбе, он наверняка вникал во многие художественные детал и вмешивался в ход работ. Борис Алексеевич, безусловно, неплохо разбирался в искусстве, и любая его прихоть могла существенно повлиять на развитие общего замысла усадебной ыцеркви.
На значительную роль Галицына в разработке замысла храма в Дубровицах указывал в начале прошлого века священник С.И.Романовский. В упомянутой нами словарной статье, написанной, правда, почти через сто лет после освящения церкви, он отмечал, что она построена "по плану и воле созидателя".