Художественные особенности ранней лирики Маяковского В. В. Их рвал на волны белый зуб. В бульварах я тону, тоской песков овеян
Сочинение
Я — поэт.
Этим и интересен.
В. Маяковский
В 1912 году в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» были опубликованы стихотворения В. Маяковского «Ночь» и «Утро». Так в начале века заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждено было стать одним из самых известных в мире. Поэт, судьба которого будет тесно переплетена с историей молодого советского государства. Поэт, чье творчество оказало огромное влияние на развитие отечественной поэзии. Поэт, чья посмертная слава сравнима, пожалуй, только со славой Пушкина. Поэт, чьи стихи переоценивались критикой и читателями не раз и не два. Поэт, творчество которого до сих пор вызывает самые разнообразные споры.
Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века — поэзию, где по праву блистали такие светила, как Блок, Ахматова, Гумилев, Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его расцвет, по словам Ахматовой, был бурным: отрицая классическую форму, поэт предлагал новое, революционное искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием, как футуризм. Но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире футуристического понимания. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.
Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта:
Я одинок,
Как последний глаз у
Идущего к слепым человека.
Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» — чтобы забыть окружающих:
Ненужных, как насморк,
И трезвых, как нарзан.
Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:
Иду — красивый,
Двадцатидвухлетний.
Он обращается к людям будущего:
«Славьте меня!» —
Вам завещаю я сад фруктовый
Своей великой души.
В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. Например, общеизвестное, скандальное:
Я люблю смотреть,
Как умирают дети.
Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, нахальнее.
Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на несгораемом костре немыслимой любви. Предчувствие любви, ее ожидание — вот что напоминают Монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет:
Где любимую найти мне,
Такую, как и я?
Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз «нерастраченных весен» просто «несносен».
Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:
Дай хоть
Последней неясностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажи. В автобиографии поэт так объясняет свое отношение к природе: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой». Ее место в творчестве прочно занимает городской пейзаж, автомобили, улицы. Часто подобного рода описания нарочно натуралистичны. Маяковский показывает всю суть вещей, их внутренность:
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся
Отбросив белье до последнего листика,
Сады похабно развалились в июне.
Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. Его апофеозом можно считать поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.
Ранняя поэзия Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов. Например, стихотворение:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показан на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одно из первых мест среди русской литературы XX века.
Цели: дать характеристику лирическому герою раннего творчества В. Маяковского; отметить особенности поэтики.
Оборудование: портреты В. Маяковского, репродукции картин К. Малевича, опорные схемы с теоретическими понятиями, карточки с заданиями
Ход урока
Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте», а заранее подготовленный ученик – «Нате!».
Вступительное слово учителя
Мы продолжаем разговор о поэзии модернизма и начинаем большую и серьезную тему «Художественный мир В.В. Маяковского». Тема сегодняшнего урока – на доске. Я надеюсь, что к концу занятия мы сумеем ответить на вопрос: «Каков он, лирический герой раннего Маяковского?» и отметить особенности поэтики его ранней лирики.
Сегодня наше первое знакомство с поэтом, с его лирическим героем, с его неповторимой художественной системой.
Многие годы советская литературная критика писала о том, что в десятые годы в России появился поэт, которому суждено было стать провозвестником и певцом революции. «Лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» называл его Сталин.
А позже, в годы перестройки, когда в литературу стали возвращаться забытые имена и произведения, скорые на переоценку и переориентацию публицисты и критики пытаются «сбросить» его «с Парохода современности», как когда-то пытался это сделать с классиками русской литературы юный Маяковский.
И сегодня нужно заново учиться читать Маяковского, понимая прочитанное, сопереживая ему. Это очень важно, потому что недопонимание и просто непонимание преследовало Маяковского всю жизнь, продолжает преследовать и после смерти. Вот почему вырвались однажды эти горькие строки:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду
Понят –
Что ж.
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
Действительно, необычно все: стихотворная графика, синтаксис, лексика, ритм… Необычен и лирический герой стихов Маяковского. Итак, каков он, лирический герой раннего Маяковского?
Работа с текстом. Выявление особенностей лирического героя.
Как вы думаете, случайно ли в начале урока прозвучали два столь разных по настроению стихотворения? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Найдите два слова, которые могут стать вашими помощниками в работе (бешеный – нежный). Вы прочитали стихи дома, послушали в классе, прочитали эпиграф. Может быть, уже сейчас у вас сложилось впечатление о лирическом герое? (ответы).
А теперь поработаем с разными стихотворениями.
1 группа – «Нате!»
2 группа – «Послушайте!
3 группа – «От усталости»
4 группа – «Кофта фата»
5 группа – «Несколько слов обо мне самом»
Задание: ответить на вопросы
1) Каким предстает в этом стихотворении лирический герой?
2) Кому, по-вашему, могут быть адресованы эти строки?
3) Каким ощущает себя лирический герой в этом мире?
Работа в группах, ответы учеников, запись на доске.
Примерные ответы учеников:
«Нате». Лирический герой дерзкий, вызывающий, бунтующий, желающий возмутить беспечное спокойствие сытой публики, но в то же время очень ранимый, чувствительный.
«Послушайте!». Лирический герой – человек очень чувствительный, романтичный, нуждающийся в гармонии и красоте так остро, что дерзает даже ворваться с просьбой к самому Богу. Он гуманист, любит людей, сочувствует им.
«Кофта фата». Лирический герой вызывающе дерзок, самоуверен, раскован и даже пошловат. Он высокомерен, на равных общается с Землей и Солнцем…но он нуждается в улыбках женщин и девушек, которые готов нашить цветами на кофту фата.
«От усталости». Лирический герой чувствует свою силу, он даже снисходительно обращается к Земле, такой же усталой, ораненной, как он сам, вздыбленной ланями. Земля – сестра ему, следовательно, он ощущает себя значительным, наделенным необычайной силой.
«Несколько слов обо мне самом». Лирический герой – дерзкий, вызывающий, шокирующий. Первая строчка – эпатаж! Зачем? Чтобы услышали, заметили его, такого страдающего и одинокого.
Выводы. Слово учителя
Несовершенное мироустройство, самодовольные, сытые обыватели, такие, которые пришли на открытие кабаре «Розовый фонарь», – благопристойная буржуазная публика – вот ей, этой публике, и бросал в лицо свои стихи поэт. Стихотворение «Нате!» прозвучало на открытии этого кабаре, нашло своего адресата и произвело то действие, на которое автор мог рассчитывать.
Один из исследователей творчества Маяковского Олег Федоров считает, что интонационная доминанта, на которой держится все стихотворение «Послушайте!», – прекраснодушная взволнованность, отдаленно напоминающая настроение Пети Ростова в ночь перед роковым для него боем, с той только разницей, что толстовский герой обращался к конкретным людям, страстно желая каждому сделать что-то приятное, а лирический герой Маяковского имеет в виду осчастливить ни много ни мало целое человечество, оно для него адресат монолога и объект приложения его деятельностной любви.
По утверждению З. Паперного, нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее.
А Б. Пастернак и Н. Асеев, знавшие Маяковского лично, считали, что лирический герой его похож на подростка (тот же нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе).
Особенности поэтики ранней лирики Маяковского
Разговор о лирическом герое Маяковского мы продолжим на следующих уроках, а сейчас перейдем к решению второй задачи – отметим особенности поэтики ранних стихотворений Маяковского. Я вернусь к слову «необычная» : необычное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна…
Сегодня уже говорили о необычной графике стиха. Мы знаем, что футуристы придавали большое значение визуальному воздействию стихотворения на читателя. Все слышали о знаменитой лесенке Маяковского.
А перед вами стихотворение, написанное в 1913 году, «Из улицы в улицу». Не правда ли, не совсем обычное построение, не похожее на те, что мы читали раньше? А вот почему я поместила это стихотворение на один планшет с репродукциями картин Казимира Малевича, написанными в те же годы, расскажет… (Сообщение ученика)
Перенесение на поэзию принципов кубической живописи с развертыванием объемов, пересечением плоскостей, разложением предметов на элементарные геометрические тела и фигуры прослеживается в некоторых стихотворениях Маяковского.
А сейчас снова будем работать в группах. Раскрывать особенности поэтики мы будем на примере стихотворения «Адище города».
1 группа – отметить особенности поэтической лексики;
2 группа – отметить особенности поэтического синтаксиса, словообразования;
3 группа – отметить особенности поэтической фонетики;
4 группа – отметить особенности ритмической организации, рифмы;
5 группа – охарактеризовать художественное время. Пространство. Основные образы
Работа в группах, выступление учеников, запись на доске.
Примерные ответы учеников:
1 группа. «Адище, адки, дьяволы» – как будто попадаешь в преисподнюю; «взрывая, раненое, смерч, крикнул» – ощущение гибельности, катастрофы; использует экспрессивные метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, прием деэстетизации (ночь излюбилась, похабна и пьяна); рядом с конкретными образами (вывески, где сельди из Керчи, гудки автомобилей, небоскребы) – фантастические (дыры небоскребов, раненое солнце, дряблая луна); лексика очень динамична. Создается впечатление, что движения много, а жизни нет.
2 группа. Заметна инверсия (определения стоят после определяемых слов), чтобы метафора стала еще более заметной, впечатляющей; Маяковский использует все виды предложений; иногда – «неправильные» знаки препинания (тире на границе главного и придаточного предложений, деепричастные обороты) – чтобы ничто не ускользнуло от внимания читателей; ряды однородных членов.
Интересны неологизмы – результат авторского словотворчества (адище, адки) – суффикс -ищ- имеет значение преувеличения, а –к– уменьшительный, но слово «адки» не снижает ощущения гибельности, а лишь разбивает его на составляющие (адище состоит из множества адков).
3 группа. Маяковский использует прием звукописи для передачи настроения и звуков города: скрежет, грохот, рев, визг, плач. Ассонанс: [а,ы, и]; аллитерация: [гр, скр, взв…].
4 группа. Это стихотворение написано в рамках тонической системы стихосложения, акцентный стих – четыре ударения четко соблюдены в четырех стихах каждой строфы; между ударными от одного до трех безударных, рифма точная перекрестная
5 группа. Художественное пространство – город, современный Маяковскому, лирический герой, похоже, внедрен в «адище города», так как он видит и слышит все, что там происходит (много образов, рассчитанных на зрительное и слуховое восприятие). Художественное время – вечер, переходящий в ночь (можно предположить, что «адки» – это светящиеся окна в домах. Лирический герой не только видит и слышит происходящее, но и сопереживает ему (нет презрения к сбитому старикашке, попавшему в жернова этого города-монстра, не случайно тот «заплакал, а не завизжал или захныкал»). Удивляют необычные образы: луна – дряблая, солнце – раненое, ночь – излюбившаяся, похабная и пьяная.
Выводы (слово учителя)
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии – вот что определяет творчество Маяковского. Ошеломляющая новизна во всем:
– Маяковский – поэт могучей метафоры, точного, неожиданного сравнения. В его произведениях мир часто предстает укрупненным;
– он умеет показать явления так, как их никогда не воспринимали прежде, сделать привычное странным (прием «остраннения»);
– образы его произведений экспрессивные, удивляющие и запоминающиеся;
– он сознательно прибегает к приему деэстетизации, нарушая поэтические традиции;
– часто его стихи отличаются «скрежещущей» звукописью;
– с его именем связано открытие акцентного стиха, в котором между ударными может быть любое (от 0 до 7-8) количество безударных;
– иногда поэт прорифмовывает строки насквозь;
– дерзкое словоновшество и словотворчество;
– разрушение привычных синтаксических конструкций и вольное обращение со знаками препинания – вот отличительные особенности поэтики Маяковского, и я рада, что вы сумели самостоятельно отметить их.
Домашнее задание
«Адище города» (восприятие, истолкование, оценка)
Оценка деятельности учащихся (заполнение оценочных листов)
Сегодняшнее занятие подошло к концу, но разговор о творчестве Маяковского еще не закончен. Я начала урок со слов Маяковского и хочу закончить ими:
Грядущие люди?
Кто вы?
Вот – я
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики В.Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но тот самый трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и совместно с ней обновление жизни.
В одном из ранних стихотворений Маяковского “А вы могли бы?” намечена главная тема его творчества – “Я и мир”. Поэтическое “я” противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит “на блюде студня” “косые скулы океана”, для кого восточные трубы не запоют подобно флейте.
Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:
Ноктюрн сыграть
На флейте водосточных труб?
Это стихотворение позволят изрекать о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.
В ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города. Его лирический герой изображен человеком заблудившийся в лабиринтах современного города. Конфликт между ним и средой становиться все более драматичным, острым и напряженным. В стихотворении “Нате!” мотив разъединенности лирического “я” поэт и толпы находит своё развитие. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, сообщает его ненависть, презрение и душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом:
А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется- и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам
Я бесценных слов транжир и мот.
Во многих ранних стихотворениях Маяковский ещё возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горесть. Но всякий раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны реальности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.
Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями реальности.
В стихотворении “А вы могли бы?” основное место занимают страдание поэта, враждебный ему мир ещё только намечен. Толпа, подавленная обличениями поэта, униженно молчит. Да и само размежеванием между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи. В стихотворении “Нате!” главнее уже разоблачение мещан, их пошлости, мертвой закостенелости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; “грязные, в калошах и без калош”, они готовы взгромоздиться ” на бабочку поэтиного сердца”. Протест уже обретает резкий социальный смысл.
В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал по человеку, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.
Влил как!
Пришел к деревянной невесте!
Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.
Этот мотив звучит и в таких стихах как “Надоело”, “Человек”, “Себе любимому, посвящает автор эти строки”, где также звучит проклятие одиночеству:
Нет людей,
Понимаете
Крик тысячедневных мук?