Художественные особенности ранней лирики Маяковского В. В. Их рвал на волны белый зуб. В бульварах я тону, тоской песков овеян

Сочинение

Я — поэт.

Этим и интересен.

В. Маяковский

В 1912 году в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» были опубликованы стихотворения В. Маяковского «Ночь» и «Утро». Так в начале века заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждено было стать одним из самых известных в мире. Поэт, судьба которого будет тесно переплетена с историей молодого советского государства. Поэт, чье творчество оказало огромное влияние на развитие отечественной поэзии. Поэт, чья посмертная слава сравнима, пожалуй, только со славой Пушкина. Поэт, чьи стихи переоценивались критикой и читателями не раз и не два. Поэт, творчество которого до сих пор вызывает самые разнообразные споры.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века — поэзию, где по праву блистали такие светила, как Блок, Ахматова, Гумилев, Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его расцвет, по словам Ахматовой, был бурным: отрицая классическую форму, поэт предлагал новое, революционное искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием, как футуризм. Но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире футуристического понимания. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

Как последний глаз у

Идущего к слепым человека.

Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» — чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

И трезвых, как нарзан.

Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:

Иду — красивый,

Двадцатидвухлетний.

Он обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» —

Вам завещаю я сад фруктовый

Своей великой души.

В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. Например, общеизвестное, скандальное:

Я люблю смотреть,

Как умирают дети.

Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и, возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, нахальнее.

Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на несгораемом костре немыслимой любви. Предчувствие любви, ее ожидание — вот что напоминают Монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет:

Где любимую найти мне,

Такую, как и я?

Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз «нерастраченных весен» просто «несносен».

Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:

Дай хоть

Последней неясностью выстелить

Твой уходящий шаг.

Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажи. В автобиографии поэт так объясняет свое отношение к природе: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой». Ее место в творчестве прочно занимает городской пейзаж, автомобили, улицы. Часто подобного рода описания нарочно натуралистичны. Маяковский показывает всю суть вещей, их внутренность:

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река — сладострастье, растекшееся

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июне.

Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. Его апофеозом можно считать поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.

Ранняя поэзия Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов. Например, стихотворение:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показан на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одно из первых мест среди русской литературы XX века.

Цели: дать характеристику лирическому герою раннего творчества В. Маяковского; отметить особенности поэтики.

Оборудование: портреты В. Маяковского, репродукции картин К. Малевича, опорные схемы с теоретическими понятиями, карточки с заданиями

Ход урока

Учитель читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте», а заранее подготовленный ученик – «Нате!».

Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор о поэзии модернизма и начинаем большую и серьезную тему «Художественный мир В.В. Маяковского». Тема сегодняшнего урока – на доске. Я надеюсь, что к концу занятия мы сумеем ответить на вопрос: «Каков он, лирический герой раннего Маяковского?» и отметить особенности поэтики его ранней лирики.

Сегодня наше первое знакомство с поэтом, с его лирическим героем, с его неповторимой художественной системой.

Многие годы советская литературная критика писала о том, что в десятые годы в России появился поэт, которому суждено было стать провозвестником и певцом революции. «Лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи» называл его Сталин.

А позже, в годы перестройки, когда в литературу стали возвращаться забытые имена и произведения, скорые на переоценку и переориентацию публицисты и критики пытаются «сбросить» его «с Парохода современности», как когда-то пытался это сделать с классиками русской литературы юный Маяковский.

И сегодня нужно заново учиться читать Маяковского, понимая прочитанное, сопереживая ему. Это очень важно, потому что недопонимание и просто непонимание преследовало Маяковского всю жизнь, продолжает преследовать и после смерти. Вот почему вырвались однажды эти горькие строки:

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду
Понят –
Что ж.
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь.

Действительно, необычно все: стихотворная графика, синтаксис, лексика, ритм… Необычен и лирический герой стихов Маяковского. Итак, каков он, лирический герой раннего Маяковского?

Работа с текстом. Выявление особенностей лирического героя.

Как вы думаете, случайно ли в начале урока прозвучали два столь разных по настроению стихотворения? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Найдите два слова, которые могут стать вашими помощниками в работе (бешеный – нежный). Вы прочитали стихи дома, послушали в классе, прочитали эпиграф. Может быть, уже сейчас у вас сложилось впечатление о лирическом герое? (ответы).

А теперь поработаем с разными стихотворениями.

1 группа – «Нате!»
2 группа – «Послушайте!
3 группа – «От усталости»
4 группа – «Кофта фата»
5 группа – «Несколько слов обо мне самом»

Задание: ответить на вопросы

1) Каким предстает в этом стихотворении лирический герой?
2) Кому, по-вашему, могут быть адресованы эти строки?
3) Каким ощущает себя лирический герой в этом мире?

Работа в группах, ответы учеников, запись на доске.

Примерные ответы учеников:

«Нате». Лирический герой дерзкий, вызывающий, бунтующий, желающий возмутить беспечное спокойствие сытой публики, но в то же время очень ранимый, чувствительный.

«Послушайте!». Лирический герой – человек очень чувствительный, романтичный, нуждающийся в гармонии и красоте так остро, что дерзает даже ворваться с просьбой к самому Богу. Он гуманист, любит людей, сочувствует им.

«Кофта фата». Лирический герой вызывающе дерзок, самоуверен, раскован и даже пошловат. Он высокомерен, на равных общается с Землей и Солнцем…но он нуждается в улыбках женщин и девушек, которые готов нашить цветами на кофту фата.

«От усталости». Лирический герой чувствует свою силу, он даже снисходительно обращается к Земле, такой же усталой, ораненной, как он сам, вздыбленной ланями. Земля – сестра ему, следовательно, он ощущает себя значительным, наделенным необычайной силой.

«Несколько слов обо мне самом». Лирический герой – дерзкий, вызывающий, шокирующий. Первая строчка – эпатаж! Зачем? Чтобы услышали, заметили его, такого страдающего и одинокого.

Выводы. Слово учителя

Несовершенное мироустройство, самодовольные, сытые обыватели, такие, которые пришли на открытие кабаре «Розовый фонарь», – благопристойная буржуазная публика – вот ей, этой публике, и бросал в лицо свои стихи поэт. Стихотворение «Нате!» прозвучало на открытии этого кабаре, нашло своего адресата и произвело то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Один из исследователей творчества Маяковского Олег Федоров считает, что интонационная доминанта, на которой держится все стихотворение «Послушайте!», – прекраснодушная взволнованность, отдаленно напоминающая настроение Пети Ростова в ночь перед роковым для него боем, с той только разницей, что толстовский герой обращался к конкретным людям, страстно желая каждому сделать что-то приятное, а лирический герой Маяковского имеет в виду осчастливить ни много ни мало целое человечество, оно для него адресат монолога и объект приложения его деятельностной любви.

По утверждению З. Паперного, нет двух лирических героев в раннем творчестве Маяковского – одного «хорошего», другого «циничного». Есть сложный противоречивый образ человека, который иногда, словно устав от ощущения своей ненужности, в отчаянии надевает на себя маску пошляка и циника с тем, чтобы потом с еще большей яростью отбросить ее.

А Б. Пастернак и Н. Асеев, знавшие Маяковского лично, считали, что лирический герой его похож на подростка (тот же нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе).

Особенности поэтики ранней лирики Маяковского

Разговор о лирическом герое Маяковского мы продолжим на следующих уроках, а сейчас перейдем к решению второй задачи – отметим особенности поэтики ранних стихотворений Маяковского. Я вернусь к слову «необычная» : необычное содержание, ошеломляющая поэтическая новизна…

Сегодня уже говорили о необычной графике стиха. Мы знаем, что футуристы придавали большое значение визуальному воздействию стихотворения на читателя. Все слышали о знаменитой лесенке Маяковского.

А перед вами стихотворение, написанное в 1913 году, «Из улицы в улицу». Не правда ли, не совсем обычное построение, не похожее на те, что мы читали раньше? А вот почему я поместила это стихотворение на один планшет с репродукциями картин Казимира Малевича, написанными в те же годы, расскажет… (Сообщение ученика)

Перенесение на поэзию принципов кубической живописи с развертыванием объемов, пересечением плоскостей, разложением предметов на элементарные геометрические тела и фигуры прослеживается в некоторых стихотворениях Маяковского.

А сейчас снова будем работать в группах. Раскрывать особенности поэтики мы будем на примере стихотворения «Адище города».

1 группа – отметить особенности поэтической лексики;
2 группа – отметить особенности поэтического синтаксиса, словообразования;
3 группа – отметить особенности поэтической фонетики;
4 группа – отметить особенности ритмической организации, рифмы;
5 группа – охарактеризовать художественное время. Пространство. Основные образы

Работа в группах, выступление учеников, запись на доске.

Примерные ответы учеников:

1 группа. «Адище, адки, дьяволы» – как будто попадаешь в преисподнюю; «взрывая, раненое, смерч, крикнул» – ощущение гибельности, катастрофы; использует экспрессивные метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, прием деэстетизации (ночь излюбилась, похабна и пьяна); рядом с конкретными образами (вывески, где сельди из Керчи, гудки автомобилей, небоскребы) – фантастические (дыры небоскребов, раненое солнце, дряблая луна); лексика очень динамична. Создается впечатление, что движения много, а жизни нет.

2 группа. Заметна инверсия (определения стоят после определяемых слов), чтобы метафора стала еще более заметной, впечатляющей; Маяковский использует все виды предложений; иногда – «неправильные» знаки препинания (тире на границе главного и придаточного предложений, деепричастные обороты) – чтобы ничто не ускользнуло от внимания читателей; ряды однородных членов.

Интересны неологизмы – результат авторского словотворчества (адище, адки) – суффикс -ищ- имеет значение преувеличения, а –к– уменьшительный, но слово «адки» не снижает ощущения гибельности, а лишь разбивает его на составляющие (адище состоит из множества адков).

3 группа. Маяковский использует прием звукописи для передачи настроения и звуков города: скрежет, грохот, рев, визг, плач. Ассонанс: [а,ы, и]; аллитерация: [гр, скр, взв…].

4 группа. Это стихотворение написано в рамках тонической системы стихосложения, акцентный стих – четыре ударения четко соблюдены в четырех стихах каждой строфы; между ударными от одного до трех безударных, рифма точная перекрестная

5 группа. Художественное пространство – город, современный Маяковскому, лирический герой, похоже, внедрен в «адище города», так как он видит и слышит все, что там происходит (много образов, рассчитанных на зрительное и слуховое восприятие). Художественное время – вечер, переходящий в ночь (можно предположить, что «адки» – это светящиеся окна в домах. Лирический герой не только видит и слышит происходящее, но и сопереживает ему (нет презрения к сбитому старикашке, попавшему в жернова этого города-монстра, не случайно тот «заплакал, а не завизжал или захныкал»). Удивляют необычные образы: луна – дряблая, солнце – раненое, ночь – излюбившаяся, похабная и пьяная.

Выводы (слово учителя)

Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии – вот что определяет творчество Маяковского. Ошеломляющая новизна во всем:

– Маяковский – поэт могучей метафоры, точного, неожиданного сравнения. В его произведениях мир часто предстает укрупненным;

– он умеет показать явления так, как их никогда не воспринимали прежде, сделать привычное странным (прием «остраннения»);

– образы его произведений экспрессивные, удивляющие и запоминающиеся;

– он сознательно прибегает к приему деэстетизации, нарушая поэтические традиции;

– часто его стихи отличаются «скрежещущей» звукописью;

– с его именем связано открытие акцентного стиха, в котором между ударными может быть любое (от 0 до 7-8) количество безударных;

– иногда поэт прорифмовывает строки насквозь;

– дерзкое словоновшество и словотворчество;

– разрушение привычных синтаксических конструкций и вольное обращение со знаками препинания – вот отличительные особенности поэтики Маяковского, и я рада, что вы сумели самостоятельно отметить их.

Домашнее задание

«Адище города» (восприятие, истолкование, оценка)

Оценка деятельности учащихся (заполнение оценочных листов)

Сегодняшнее занятие подошло к концу, но разговор о творчестве Маяковского еще не закончен. Я начала урок со слов Маяковского и хочу закончить ими:

Грядущие люди?
Кто вы?
Вот – я
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!

Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики В.Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что “я” для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но тот самый трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и совместно с ней обновление жизни.

В одном из ранних стихотворений Маяковского “А вы могли бы?” намечена главная тема его творчества – “Я и мир”. Поэтическое “я” противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит “на блюде студня” “косые скулы океана”, для кого восточные трубы не запоют подобно флейте.

Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:

Ноктюрн сыграть

На флейте водосточных труб?

Это стихотворение позволят изрекать о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

В ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города. Его лирический герой изображен человеком заблудившийся в лабиринтах современного города. Конфликт между ним и средой становиться все более драматичным, острым и напряженным. В стихотворении “Нате!” мотив разъединенности лирического “я” поэт и толпы находит своё развитие. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, сообщает его ненависть, презрение и душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом:

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется- и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я бесценных слов транжир и мот.

Во многих ранних стихотворениях Маяковский ещё возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горесть. Но всякий раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны реальности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.

Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями реальности.

В стихотворении “А вы могли бы?” основное место занимают страдание поэта, враждебный ему мир ещё только намечен. Толпа, подавленная обличениями поэта, униженно молчит. Да и само размежеванием между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи. В стихотворении “Нате!” главнее уже разоблачение мещан, их пошлости, мертвой закостенелости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; “грязные, в калошах и без калош”, они готовы взгромоздиться ” на бабочку поэтиного сердца”. Протест уже обретает резкий социальный смысл.

В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал по человеку, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.

Влил как!

Пришел к деревянной невесте!

Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

Этот мотив звучит и в таких стихах как “Надоело”, “Человек”, “Себе любимому, посвящает автор эти строки”, где также звучит проклятие одиночеству:

Нет людей,

Понимаете

Крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти

А высказать кому?

Он готов отдать все, чем владеет, “за одно только слово ласковое, человечье” .

Но куда не бросишь взор, кругом только жирные, бесформенные существа, не люди- а “два аршина безлицего розоватого теста”. В тоске поэт восклицает:

Истомившись по ласке губами

Тысячью поцелуев

Покрою умную морду трамвая.

Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота, а ее место самодовол
ьно заполняет “обрюзгший жир”, исчезают красивые люди, а поэзия становится, не нужна. Тоска и мука звучат в строках стихотворения “Несколько слов обо мне самом”.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека!

Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского.

Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие.

Но и без людей, без мира поэт не может:

Я в плену

Нет мне выкупа!

Оковала почва окаянная.

Я бы всех в любви моей выкупал,

Да в дома обнесен океан ее!

Сочинение

Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен.

Его излюбленный приём - метафора, особенно гиперболиче­ская, построенная на преувеличении. Например, в поэме «Облако в штанах» читаем: «И вот громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное». Поэт обыгрывает свой незаурядный рост, силу чувств передаёт с помощью гиперболы: стекло плавится под горячим от любовного жара лбом героя. Нередко Маяковский использовал так называемую футуристическую метафору, которая устанавливает связи между самыми отдалёнными вещами и предметами. Вспомните стихотворение «А вы могли бы?», в котором читателей поражает метафорический образ «флейты водосточных труб».

Присущ Маяковскому и футуристический эпатаж - шокирование «добропорядочной публики», когда поэт употребляет грубые, вызывающие, подчёркнуто неэстетские образы или высказывания, как, например, в стихотворении «Нате!»: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам…».

Часты у Маяковского и эллипсы - пропуски значимых слов, что характерно для разговорной, эмоциональной речи (сравните название стихотворения «Скрипка и немножко нервно», которое, видимо, должно выглядеть как «Скрипка [звучала грустно] и немножко нервно»). Подобные нарушения объясняют негативной программой футуристов: для них характерен декларативный отказ от норм существующего языка. Но разрушение для художников-авангардистов было всегда актом творческим, для которого грамматические неправильности - не самоцель, а способ рождения новых смыслов.

Своеобразен и лексический состав поэзии Маяковского. Его произведения насыщены разговорной лексикой, неправильными и просторечными формами («нате», «хочете»). Особенностью художе­ственного мира поэта является и частое употребление неологизмов («небоскрёбы», «аэроплан», «автомобили»). Он и сам любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, бродвеище и многие другие).Маяковского по праву считают мастером рифмовки. Преодолевая сложившиеся в поэзии традиции, он стремился использовать различные виды рифм:

Усечённые («мозгу - лоскут», «тона - в штанах»);
неточные («безумий - Везувий», «кофту - эшафоту»);
составные («нежности нет в ней - двадцатидвухлетний») и другие.

Почти все его рифмы отличаются экзотичностью, то есть они не знакомы читателю, не всегда даже узнаваемы в качестве рифмы. Так, в стихотворении «Послушайте!» не сразу видна достаточно по­следовательная перекрёстная рифмовка, поскольку это немаленькое стихотворение состоит всего из четырёх четверостиший, каждая строка разбита на сегменты за счёт написания их «лесенкой».

Следует отметить, что «лесенка» - это новаторство Маяковского. Оно выражалось в том, что поэт разбивал стихотворные строки, каждое отдельное слово становилось как бы ступенькой (отсюда и название - лесенка), подсказывающей читателю остановку, как бы паузу для выделения смысла слова. Обычные знаки препинания казались поэту недостаточными. Это новшество осталось непривычным до сих пор, но оно оправдано, поскольку Маяковский считал, что стихи предназначены не только для чтения глазами, но и для произнесения вслух. «Лесенка» - это своеобразная подсказка исполнителю о темпе чтения, характере интонации, месте пауз.

Преодоление традиций проявляется и в отбрасывании Маяковским старых законов мелодичности стихотворной речи. Он не стремится к милозвучности, как это делали поэты ХІХ в., а наоборот - создаёт стихи так, что они скрежещут, режут слух. Поэт как будто специально подбирает неблагозвучные слова: «Крепился долго, кургузый, шершавый…» («Мама и убитый немцами вечер»). Такая грубость поэтического материала обладает повышенной экспрессивностью и способствует созданию особого образа лирического героя­поэта, вождя уличных толп, певца городских низов.

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя.

Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы — «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», — но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации — культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,
а я весь из мяса,
человек весь, —
тело твое просто прошу,
как просят христиане
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», — эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта — слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим — реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.